Что значит нуар фильм? как понять слово нуар? значение и смысл

Что такое нуар

19Сен

Нуар – это «жанр» в литературе, комиксах или кино, который очень сложно определить в какие-то конкретные рамки. Так как, это понятие довольно размытое, и что бы понять суть данного стиля необходимо разобраться во всех его аспектах.

Происхождение слова «нуар»

Само слово нуар (noir) пришло из французского и дословно переводится как «черный», в контексте кинематографа имеет определение – «черное кино». И именно французы ввели это понятие для категории фильмов отличающихся от всех остальных, большим количеством темных кадров и цинизма в сюжетной линии.

Даже по поводу самого термина нуар, критики не могут прийти к согласию, жанр это или визуальный стиль который задает тон, настроение произведению.

Основные признаки нуарных фильмов:

  • Фильм снят в черно – белом стиле
  • Действия происходят в пропитанной дождем и туманом городской среде с ветхими зданиями
  • Неоновые вывески и мерцающие фонари, обилие теней
  • В городе царит атмосфера преступности, греха и коррупции, полная безнадежность
  • Обязательно присутствует роковая женщина
  • Главный герой зачастую имеет сложный характер и судьбу, он в конфликте с обществом и моралью
  • В  фильме довольно часто используются флешбеки
  • Перспективы главных героев имеют фатальную перспективу

Стоит отметить, что данные критерии являются весьма условными, к примеру, нуарная картина может быть  не черно-белой, а цветной. Как и все виды искусства нуар развивается, есть «поздний нуар», «нео-нуар» в которых одни признаки сменяются другими.

 Самый распространенный сюжет нуарных фильмов примерно таков:

Потрепанный жизнью детектив с крутым нравом, и проблемами с выпивкой, работает в утопающем в пороках городе. К нему приходит роковая женщина с чудовищной проблемой, грозящей смертью.

Дальше начинается перипетия с расследованием, напряженными ситуациями, обилием насилия и непредсказуемыми сюжетными поворотами.

Чаще всего, это не заканчивается хеппи-эндом, и в финале будет драматическая развязка.

Сейчас данный стиль используется не слишком часто, но картины снятые в данном жанре находят своих фанатов и ценителей.

К современным фильмам можно отнести:

  • Город Грехов
  • Макс Пэйн
  • Темный Город – неоднозначный фильм, в жанре фантастики снятый в нуарном стиле. Рекомендуем к просмотру любителям трилогии «Матрица». Именно данным фильмом вдохновлялись «когда-то», братья Вачовски, при создании культовой Матрицы.

Классические нуарные фильмы:

  • Мальтийский сокол (1941)
  • Двойная страховка (1944)
  • Почтальон всегда звонит дважды (1981)

Получи плюсик к карме – поделись добром с друзьми:

Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-nuar/

Что такое жанр «нуар»

«Нуар» – слово французское, в переводе означающее «черный». Однако никакого расизма: под данный термин попадает американская литература массового характера, популярная в период 20-60-х годов XX века. Жанр нуар подразумевает, что произведение отличается реализмом, жестким и напряженным сюжетом.

Герои литературы, созданной в жанре нуар, больше напоминают антигероев.

Они склонны к саморазрушению, самоугнетению и самобичеванию. Очень часто в жанре нуар создавались детективы. Но, в отличие от классической картины расследования, читатель знакомился с происходящим, наблюдая его с точки зрения преступника, жертвы или подозреваемого. При этом писателям удавалось держать интригу, постепенно обнажая детали событий и открывая истинную роль героя.

Литература жанра нуар часто «вскрывает» человеческие слабости, недостатки, жестокость, свойственные реальной жизни. Одним из основоположников принято считать Дэшила Хэммета. «Мальтийский сокол», «Кровавая жатва», «Проклятие Дейнов» сегодня признаны детективной классикой нуара.

Также из авторов, работающих в столь сложном и жестком жанре, можно выделить Рэя Бредбери («Смерть – дело одинокое», «Воспоминания об убийстве», «Что-то страшное грядет» и пр.), Рэймонда Чандлера («Прощай, красотка», «Вечный сон. Высокое окно» и пр.

), Джеймса Эллроя («Секреты Лос-Анджелеса», «Черная орхидея» и пр.).

Кинематографические ленты, снятые в 40-х годах XX века, были «подведены» под один жанр только к 1955 году. В это время во Франции увидел свет киноведческий бестселлер Этьена Шаметона и Раймона Борде «Панорама американских кинонуаров».

Авторы рассматривали киноленты «Мальтийский сокол» (Джон Хьюстон), «Женщина в окне» (Фриц Ланг), «Леди в озере» (Роберт Монтгомери), «Почтальон всегда звонит дважды» (Тей Гарнет) и другие как фильмы, выдержанные в единой мрачной манере.

Главными словами, наиболее полно описывающими жанр нуар в кинематографии, являются эротичность, жестокость, безнадежность, странность, кошмар, отчуждение. Основным событием, вокруг которого развивался сюжет, было убийство. Как правило, оно отличалось кровавостью, динамичностью, эффектными визуальными решениями.

Большая роль в жанре нуар отводится так называемой «роковой женщине». Ведь один из ключевых моментов данного стиля (как в литературе, так и в кино) – судьба, которая вмешивается и полностью разрушает планы героя быстрее полиции. Женщина, встреченная случайно, полностью меняет жизнь главного лица и «сбивает» его с намеченного пути.

Режиссеры фильмов в жанре нуар были сосредоточены на убийствах. Наказание, как правило, не имело серьезного значения. Например, Билли Уайлдер предпочел удалить из финала фильма «Двойная страховка» сцену казни преступника с помощью электрического стула.

Следует отметить, что жанр нуар имеет свою философию.

За каждое прегрешение, преступление или аморальный поступок, героя неминуемо ждет расплата. Однако часто она не фигурирует в кадре. Некоторые фильмы (например, «Рассчитаемся после смерти») вообще предлагают осудить преступников самим зрителям.

Предполагается, что такая переадресация заставляет людей задуматься о жизни, смерти и совершаемых поступках.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-835937-chto-takoe-zhanr-nuar

Нуар в кино

После длительного перерыва я решил, что стоит продолжить разговаривать о жанрах.

Да, это не самые читаемые статьи на craftkino, но я уверен, рано или поздно они пригодятся тем, кто решит как следует разобраться во всем, что касается жанровых направлений.

Особенно учитывая тот факт, что на настоящий момент времени практически не существует систематизированных русскоязычных материалов по данной теме.

Сегодня речь пойдёт о втором жанре, в котором я ориентируюсь также хорошо, как в вестерне. Меня интересует жанр нуар. Именно поэтому вас в начале статьи встретила столь безысходная цитата. Чуть ниже я объясню, почему она мною использована.

Что такое нуар?

Название жанра происходит от французского словосочетания film noir («черный фильм»). Однако все это энциклопедические сведения. Их вы узнаете из любой статьи в интернете.

Особенно учитывая, насколько модной стала нуар-эстетика в последнее время. Но оболочка – это еще не всё. Мы постараемся проникнуть в суть явления.

В свою очередь, я постараюсь излагать мысли таким образом, чтобы сведения можно было практически применить при разработке вашего сценария и/или фильма.

Что есть нуар в первую очередь? Здесь нам и помогает цитата из «Макулатуры», потому как она отражает взгляды на мир большинства героев нуара. Нуар — это настроение. Поэтому первое, что стоит понимать при разработке такого проекта — форма настолько же важна, как содержание, а то и важнее (в большинстве случаев). Каковы особенности этой формы? В чем прелесть стиля?

Вся свистопляска началась с «Мальтийского сокола» в 1941-м году, поставленного по роману Дэшила Хэммета. И первый же фильм-нуар тут же задал практически все сюжетные стереотипы жанра.

«Мальтийский сокол» погружал нас в атмосферу мрачного мегаполиса. Почти все действие происходило ночью, в отелях и конторах. Сюжет был закручен сверх нормы, что отличало историю от обыкновенного детектива.

Картина буквально ломилась от зашкаливающего количества хлёстких диалогов. Главный герой, частный детектив Спэйд — прожжённый циник, обладающий весьма сомнительными моральными ориентирами.

И, конечно же, присутствовала роковая женщина, которую на самом деле интересуют только деньги.

Позже Билли Уайлдер «Двойной страховкой», «Бульваром Сансет» и «Тузом в рукаве» дополнил возможный арсенал намеренно вычурным закадровым текстом и прыжками во времени (первые два фильма начинаются с конца, а затем рассказывают, как до этого дошло).

Также его фильмы показали, что сюжет совсем не обязательно должен вращаться вокруг гангстеров, полицейских и частных детективов.

Героем может быть кто угодно: например, страховой агент, журналист или сценарист (как в вышеуказанных нуарах Уайлдера).

Нуар, его особенности

Итак, если проанализировать подавляющее число кинокартин, можно выделить следующие элементы нуара.

  • Мрачность атмосферы. Ночь, обилие теней, контрасты, дым, туман, дождь или все вместе.
  • История разворачивается в местах, где теоретически могут твориться тёмные или незаконные дела (гостиницы, офисы, казино, бордели, бары, тюрьмы и т.д.)
  • Герой в большинстве своём циник (Хэмфри Богарт из «Мальтийского сокола» задал настоящую тенденцию) и не против замарать руки ради своих, как правило корыстных целей.
  • Положительные персонажи отсутствуют, как таковые. У всех есть своя гнильца.
  • Бойкие диалоги, напоминающие перестрелку.
  • Вторичность сюжета, а также его запутанность, что часто отражает психологическое состояние героя.
  • Присутствие образа роковой женщины.

Я полагаю, что сценаристу требуется понимать разницу между детективной историей и фильмом в жанре нуар. В детективе для вас главное — ответить на вопрос «Что же произошло?» (Кто убил? Кто украл? и пр.).

Нуару, по большому счету, на всё это плевать. В классическом фильме «Глубокий сон», например, по ходу сюжета пропал целый персонаж, и как известно, даже сам автор сценария не помнил, куда он его подевал. Стал фильм от этого хуже? Как ни парадоксально, нет!

В нуар-фильме главное — это характеры и стиль. Сюжетно он отвечает на вопрос «До какого дна упадёт герой, и сможет ли он с него подняться?». Если вы делаете нуар, и там при этом нет ярких личностей, а также все недостаточно манерно, можете быть уверены, картина будет неудачной.

Также стоит заметить, что для нуар-фильма характерен пессимизм. Соответственно, если вы вдруг решили в нуаре рассказать жизнерадостную историю — забудьте. Я не знаю ни одного хорошего светящегося оптимизмом нуара. Лучше выберете другое эстетическое направление.

Разумеется, мои наблюдения о жанре не являются законом. Тем более, в современном кино чистый нуар практически нигде не встречается. Начиная с 70-х годов многие режиссеры и сценаристы намеренно искажают или играют с постулатами нуара (так появился термин «нео-нуар», и это тема отдельного материала). Но чтобы преобразовывать, неплохо бы хорошо ориентироваться в основах.

Лично я очарован и нуаром, и его прямыми наследниками с самого первого момента, когда соприкоснулся с этой стилистикой.

Надеюсь, среди читателей также найдутся свои поклонники жанра, и может быть, мы ещё почитаем пару захватывающих сценариев или посмотрим несколько фильмов в жанре нуар.

Источник: http://craftkino.ru/nuar/

Классические голливудские нуары 1940-50-х гг

Итак, вот и пришло время узнать, что же такое собственно Нуар. Название происходит от французского film noir, что в переводе означает «чёрный фильм». В любой статье, энциклопедии можно прочитать, что Нуар – это особое направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов.

Однако в киноведении по сей день нет четкого и общепринятого определения, что же такое нуар.

Определенно, этот термин относится к фильмам, которые были сняты в Голливуде в военный и послевоенный периоды.  Здесь все ясно и понятно. Однако, критики по-разному пытались описать фильмы нуар. Некоторые рассматривали нуар как период, другие как жанр, цикл, стиль, движение, феномен.

Исследователи  Джеймс Дэмико и Фостер Хирш считали нуар жанром, в то время как другие — Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон – возражали против этого и считали нуар внежанровым явлением, ведь среди них есть не только криминальные фильмы и детективы, но даже вестерны и комедии. Таким образом, нуар – это скорее стиль, в рамках которого снимались фильмы различных жанров.  Изобразительные особенности нуара настолько мощные и выразительные, что его сложно с чем-то перепутать. Режиссёр Сидни Поллак так говорил о нуаре: «Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами».

Лично я склоняюсь к тому, что нуар не ограничивается только стилем, это особый период, который стал возможен благодаря соединению некоторых факторов, имеющих место в Америке в 40-е годы.

Читайте также:  Что значит крипипаста? как понять слово крипипаста? значение и смысл

Я, конечно, не сама все это придумала, я лишь поддерживаю идею теоретика нуара и режиссера Пола Шрейдера, который говорил: «Нуар — это особый период в истории кино, как немецкий экспрессионизм или новая волна». Шрейдер настаивал, что нуар ограничен временем (1940-50-е) и местом (Голливуд) и его нельзя рассматривать в отрыве от его корней.

Статью Шрейдера «Notes on Film Noir» можно без труда найти в интернете, в оригинале, и в переводе, так что не вижу смысла выкладывать ее здесь полностью, однако, какие-то моменты я здесь обязательно проговорю. Итак, вслед за Шрейдером, я считаю, что появление «черного фильма» стало возможным благодаря конкретным социальным, экономическим и общекультурным явлениям.

Шрейдер говорил, что истоки нуара – Вторая мировая война, немецкий экспрессионизм и поп-фрейдизм. Я этот тезис немного расширила, и в итоге, среди явлений, повлиявших на становление нуара, я выделила следующие:

  1. Социальные явления: Великая Депрессия, Первая и Вторая мировые войны.
  2. Литературные истоки: hard-boiled детектив.
  3. Жанры и течения в кино: вестерн, гангстерский жанр, немецкий экспрессионизм, французский поэтический реализм.

Позже мы рассмотрим отдельно каждое из этих культурных явлений, а пока обратимся к истории возникновения термина.

Появлению термина «чёрный фильм» мир обязан французам. После окончания второй мировой войны, когда во Франции стали показывать большое количество американских фильмов, критик Нино Франк ввел в обиход выражение «фильм-нуар», взяв его из  книжной серии Марселя Дуамеля «Serie noire».

Serie noire Марселя Дуамеля

Это были книжные издания в мягкой обложке, в которых печатались произведения так называемой школы hard-boiled детектива, которая оказала огромное влияние на фильмы-нуар.

Более подробно я расскажу об этом литературном жанре позже, а пока скажу лишь, что hard-boiled детективы имели, как правило, криминальный сюжет, приоткрывали завесу преступного мира и отличались атмосферой фатализма и пессимизма.

Также там впервые появляется образ циничного детектива и происходит стирание границ между героем и антигероем.  В Америке же термин нуар относительно фильмов появился лишь в конце 1950-х.

Определенного и четкого списка фильмов нуар не существует, некоторые критики считают, что этих фильмов около 300, некоторые называют цифру в 500 фильмов. Тем не менее, почти каждый фильм, снятый на фабрике грез в период с 1940 по 1960 гг.

содержит в себе признаки нуара. Также существуют разные мнения по поводу того, какой фильм был первым нуаром. Но большинство исследователей сходятся на том, что это «Мальтийский сокол»( The Maltese Falcon, 1941)  Джона Хьюстона.

Мальтийский сокол

Хотя и в некоторых фильмах до1941 годауже видны многие черты зарождающегося стиля, в этом плане самый любопытный – «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса.

Уэллс применил в своем фильме абсолютно новаторские для того времени приемы – флэшбэки, ломаная форма изложения, необычные операторские ходы, неожиданные экспрессионистские и авангардные эффекты – и взорвал принятый в Голливуде стиль.

  Хотя сам фильм нуаром назвать сложно, Уэллс сумел определить будущие нуаровские визуальные эффекты, которые, кстати, также успешно использовал в уже в классических фильмах-нуар: «Леди из Шанхая» (The Lady from Shanghai, 1947) и «Печать зла» (Touch of Evil, 1958).

Гражданин Кейн

Но вернемся к «Мальтийскому соколу», который по праву считается первым нуаром в истории Голливуда. В отличие от «Гражданина Кейна», который сразу же получил огромный успех с первых дней выхода на экраны, «Мальтийский сокол» не сразу стал сенсацией.

Это была экранизация hard-boiled детектива Дэшила Хэммета с одноименным названием. К слову, фильм был экранизирован в первый раз за 10 лет  до знаменитой версии Хьюстона, но условия для появления нуара тогда еще не сложились, а вот вторая экранизация попала прямо в точку.

Это был не просто криминальный фильм, основанный на детективе, это была история, показанная с настоящим нуаровским драматическим напряжением и жесткостью. Это был фильм, в котором оформились классические элементы нуара — ночной город, циничный герой, роковая женщина.

Эти темы и герои потом бесконечно варьировались во многих фильмах-нуар классического периода.

Тем не менее, «Мальтийский сокол» — это скорее еще пока лайт-версия по сравнению с последующими фильмами нуар. В 1944 году на экраны выходит картина, которая считается не только выдающимся образцом нуара, но и одним из лучших фильмов Голливуда — «Двойная страховка» (Double Indemnity, 1944) Билли Уайлдера.

Двойная страховка

Здесь есть все самые главные ингредиенты нуара – роковая женщина, старый и жадный муж роковой женщины, и соблазненный роковой женщиной герой, которого ей удается склонить на преступление. Но не это главное. «Двойная страховка» — настолько жесткий и сумрачный фильм, что для того времени его экранизация была очень рискованным делом.

Еще в 1935 году были попытки экранизировать роман Джеймса М. Кейна, который и лег в основу фильма, но тогда сторонники кодекса Хейса запретили съемки, считая историю слишком аморальной. Но в 1944 году, когда нуар вышел на кинематографическую арену во всей своей красе, этот фильм стал шедевром и поднял планку нуара на новую высоту.

Особенно эффектной оказалась манера повествования – это была своего рода исповедь. В самом начале фильма раненый соучастницей герой приходит в офис своего босса и записывает свою историю на диктофон. Это рассказ почти мертвого человека.

Эта невероятная безысходность чувствуется на протяжении всего фильма, с первых кадров фильма мы знаем, что герой умрет, и что хэппи-энда не будет. Это не становится для нас неожиданностью в самом конце фильма, все повествование с первых минут окружено обреченностью и фатализмом. В этом весь смак нуара. Надежда на счастливый конец  исключается с самого начала.

В «Убийцах» (The Killers, 1946) Роберта Сьодмака главный герой умирает в течение первых нескольких минут, в «Мертв по прибытии» (D.O.A.

, 1950) Рудольфа Матэ герой узнает, что отравлен смертельным ядом, который заберет его в мир иной в течение суток, а в «Бульваре Сансет» (Sunset Blvd, 1950) Билли Уайлдера повествование ведется из уст уже умершего человека. Конечно, есть и исключения, многие нуары заканчиваются хорошо, но общая мрачная атмосфера присуща всем фильмам, и стопроцентно лучшие нуары никогда хэппи-эндом не заканчивались.

Убийцы

Пол Шрейдер писал: «Освещение стало темнее, персонажи порочнее, темы фаталистичнее, а тон безнадежнее».

Студии стали экранизировать сценарии, которые еще недавно считались слишком рискованными – «Почтальон всегда звонит дважды» (The Postman Always Rings Twice, 1946), «Бог ей судья» (Leave Her to Heaven, 1945),  «Аллея кошмаров» (Nightmare Alley, 1947), «Рождённый убивать» (Born to Kill, 1947).  Нуар становился мрачнее и безысходнее, а многие фильмы стали не просто криминальными драмами, а философскими притчами, выражающими тогдашние реалии и настроения.

Почтальон всегда звонит дважды

Позже мы с вами разберемся в периодизации нуаров, а именно в какbе годы какие темы выходили на первый план, а пока я думаю самое время более детально обсудить визуальные особенности и особенности повествования.

Продолжение следует

Литература:

  1. Артюх, А. Нуар: голос из прошлого — Искусство кино, 2007. — № 5
  2. Добротворский, С. Материал, из которого сделаны сны, или У истоков черного романтизма — Кино на ощупь. – СПб.: Сеанс, 2004
  3. Толстяков, Е. Фильм нуар: 20 лет сумрачного настроения.URL: http://www.drugoe-kino.ru/news/news2065.htm
  4. Харли, К. Азбука нуара — Total Film, 2006, № 3(25)
  5. Хорсли, Ли. Ключевые элементы и особенности «нуара».URL: http://film-noir.ru/article/2/
  6. Что такое «Нуар»? URL: http://film-noir.ru/article/1/
  7. Filmnoir. URL: http://hitchcock.ru/noir/noir_new.html
  8. Mayer, Jeoff, McDonnel, Brian. Encyclopedia on Film Noir – London: Greenwood Press, 2007
  9. Schrader, Paul. Notes on film noir. URL: http://permophiles.spaces.live.com/blog/cns!49386EFDA74809EA!1570.entry
  10. The outer limits of film noir.URL: http://www.filmnoirstudies.com/essays/outer_limits.asp

Источник: http://noirstudies.ru/texts/privet-mir

Что такое нуар? Фильмы в жанре нуар :

Что такое нуар? Этот вопрос задают люди, впервые услышавшие загадочное слово. Ответ на него будет интересен всем, кому небезразличен кинематограф и его история.

Терминология и определение

Французский критик Нино Франко удостоился чести стать человеком, который ввел в употребление термин «нуар». Перевод этого слова с французского языка звучит как «черный, мрачный фильм». С помощью этого термина был обозначен стиль, который завоевал популярность в американском кино. Произошло это в середине 40-х годов минувшего столетия.

Каковы характерные черты жанра нуар? Картины, принадлежащие к нему, славятся мрачной атмосферой, преобладанием ночных сцен над дневными.

Для них типичен криминальный сюжет, а также торжество цинизма, пессимизма и фатализма. Грань между героями и злодеями стирается, общепринятая мораль перестает действовать.

Люди, которые приступают к просмотру, должны осознавать, что надежды на счастливый конец нет.

Многие критики предлагают считать фильмы-нуар явлением вне жанра. Под это определение могут попадать триллеры, драмы, комедии, детективы, фантастика. Способствует этому то, что общепринятого определения феномена пока не существует. Однако есть и те, кто предлагает считать нуар субжанром драмы.

Художественные особенности

Запутанный сюжет – черта, которой традиционно обладает «черный фильм». Неопределенность хороша тем, что держит зрителей в состоянии тревоги. Можно выделить и другие особенности, характерные для жанра.

  • Изобилие искаженных ракурсов. Камера «ловит» место действия или персонажей широкоугольным объективом. Практикуются съемки с нестандартно низкой или высокой точки.
  • Преобладание ночных сцен над дневными. Герои чаще находятся в тени, чем выходят на свет. Люди будто бы растворяются в окружающей среде.
  • Мотив воды. Фильмы-нуар легко распознать по таким деталям, как поблескивающие причалы, доки, улицы. Персонажи часто попадают под проливной дождь. Также создатели картин нередко акцентируют внимание на том, как герои принимают ванну, моют руки.
  • Нагнетание напряжения. Режиссер добивается этого медленно и методично, от диалога к диалогу. Для «черных картин» нехарактерны драки, перестрелки, погони. Поэтому они едва ли способны произвести впечатление на тех, для кого важное значение имеет стремительное развитие событий.
  • Запутанная хронология действия, обилие второстепенных сюжетных линий и персонажей. Зрителям кажется, что персонажи «потеряны во времени».
  • Особая среда обитания. Местом действия часто становится большой город. Внимание концентрируется на его увеселительных заведениях.

Первопроходец жанра нуар

Итак, с чего же началась история «черных картин», которые пользуются популярностью вот уже не первое десятилетие? Кто же ввел моду на фильмы в жанре нуар? Первопроходцем уверенно можно назвать режиссера Джона Хьюстона. Именно этот человек в 1941 году представил на зрительский суд киноленту «Мальтийский сокол» с Хамфри Богартом в главной роли.

Картина рассказывает историю опытного детектива, который вынужден расследовать весьма неоднозначное преступление. Его главной целью является обнаружение бесценной статуэтки, которая загадочным образом исчезает. Герой вступает на опасный путь, ему приходится совершать одно неприятное открытие за другим.

Классика жанра

Выше рассказывается о том, что такое нуар. Какие же картины считаются классическими представителями этого элегантного в своей мрачности жанра? Фильм «Тень сомнения» был представлен на зрительский суд в 1942 году.

Читайте также:  Что значит тату меча? выбор тату меча? значение и смысл

Он рассказывает историю серийного маньяка, позаимствованную из реальной жизни. Именно эта лента помогла впервые заявить о себе блистательному Альфреду Хичкоку.

Неудивительно, что сам мэтр неизменно упоминает ее в числе своих главных шедевров.

В 1950 году вышла картина «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера. Далеко не сразу зрители могут догадаться, что смотрят «черный фильм».

Отсутствуют такие типичные для этого жанра герои, как роковая красотка и храбрый детектив, никто не расследует загадочное убийство. Лента знакомит зрителей с нюансами голливудской жизни времен 50-х.

В центре внимания оказывается история стареющей звезды немого кино, с которой больше не желают работать режиссеры. Однако актриса еще не готова расстаться с воспоминаниями о былой славе.

«Печать зла» – картина, которая считается последним представителем классического нуара. Специалист отдела по борьбе с наркотиками медленно сходит с ума.

Человек, еще вчера бывший добропорядочным агентом и мужем, превращается в мстительного маньяка. Фильм пронизан пессимизмом, буквально с первых кадров лишает зрителей надежды на счастливый конец.

Также нельзя не отметить незримое присутствие воплощения зла – Дьявола.

«Китайский квартал»

«Китайский квартал» – картина, в 1974 году представленная на зрительский суд Романом Полански. Главную роль блестяще исполнил актер Джек Николсон. Этот фильм обязательно должны увидеть зрители, которые хотят получить ответ на вопрос о том, что такое нуар.

Боец-одиночка вынужден противостоять целому заговору. Фильм с первых кадров погружает в пучину порока, не позволяет выбраться из нее вплоть до финальных титров. Множество сюжетных линий, обилие второстепенных персонажей – характерные черты ленты.

Очень страшное кино

«В пасти безумия» – фильм, который обязательно должны увидеть зрители, которых интересуют ужасы-нуар. Эта картина была представлена на суд общественности еще в 1946 году, однако до сих пор сохраняет способность увлекать с первых кадров.

В центре внимания оказывается писатель, произведения которого пользуются необычайным спросом. Однако книги героя производят странный эффект на читателей. Люди сходят с ума, превращаются в безжалостных убийц. Когда сам автор таинственным образом исчезает, его поиски поручают страховому агенту. Пытаясь докопаться до истины, герой попадает в загадочный город, которого нет на карте.

Еще один яркий пример ужастика в стиле нуар – «Книга мертвых». Сюжет этого фильма позаимствован из произведения Говарда Лавкрафта.

«Семь»

Что такое нуар? Разобраться в этом зрителям поможет и знаменитый фильм Дэвида Финчера «Семь», увидевший свет в 1995 году. С ключевыми ролями в этой картине блестяще справились Брэд Питт, Морган Фриман и Гвинет Пэлтроу.

Ветеран уголовного розыска Уильям Сомерсет считает дни до того момента, как сможет уйти на пенсию. Он устал от большого города и еще больше от людей, которые его населяют. Герой придается грезам о небольшом домике в деревне и возможности остаться в блаженном одиночестве.

Однако всего за неделю до этого долгожданного события ему на голову сваливаются сразу две серьезные проблемы. Уильям вынужден заняться обучением своего молодого коллеги и расследованием изощренного убийства.

Опыт позволяет Сомерсету быстро определить, что загадочное преступление совершил маньяк.

«Бегущий по лезвию»

«Бегущий по лезвию» – фильм Ридли Скотта, представленный на суд общественности в 1982 году. Его обязательно должны увидеть зрители, которых привлекает фантастика-нуар. Бесспорными звездами этого кино стали Харрисон Форд и Рутгер Хауэр.

Главный герой – опытный детектив в отставке, который вынужден вернуться на службу ради поисков группы киборгов. Роботы совершили дерзкий побег из космической колонии, а затем переместились на Землю. Детектив должен узнать, какими мотивами руководствуются сбежавшие киборги, после чего они подлежат уничтожению. Постепенно герой осознает всю сложность задачи, которую перед ним поставили.

«Город грехов»

«Город грехов» – знаменитый «черный фильм» Роберта Родригеса, вышедший в 2005 году. Режиссер приглашает зрителей влиться в число участников сюрреалистического карнавала, события которого развиваются в строгом соответствии со стилем нуар.

Действие разворачивается в городе, который едва ли можно назвать гостеприимным. Власть находится в руках коррумпированных чиновников и преступных группировок.

Найти порядочного человека среди обитателей этого населенного пункта крайне сложно, однако таковые все же остались. Это самые обычные люди, лишенные сверхъестественных способностей. Их главная цель – искоренение зла.

Многими из них руководит не только желание бороться с преступностью, но и жажда мести.

«Темный город»

«Темный город» – фильм, который заслуживает внимания всех поклонников жанра нуар. Его создателем является режиссер Алекс Пройас, который чаще пишет сценарии, чем снимает кино. События разворачиваются в городе, в который никогда не проникают солнечные лучи. Населяют его жуткого вида Странники, которые живут бок о бок с обычными людьми.

История начинается с того, что ключевой персонаж просыпается в незнакомом ему отельном номере. Человек понятия не имеет, как именно он здесь оказался. Более того, персонаж не помнит и того, кто он такой.

В своем номере он обнаруживает тело женщины, на котором вырезаны таинственные знаки. В попытках докопаться до истины он становится участником загадочного эксперимента.

В это время преданная супруга прикладывает все усилия для того, чтобы обнаружить пропавшего мужа.

Разумеется, рассчитывать на счастливый финал зрителям не приходится. На печальный конец намекает постепенно нагнетаемая атмосфера мрачности, безысходности.

Источник: https://www.syl.ru/article/345301/chto-takoe-nuar-filmyi-v-janre-nuar

Топ-10 классических фильмов-нуар

За последние годы я посмотрел большое количество классического нуара, сильно за сотню лент.

Классический нуар снимали в Голливуде (и только в Голливуде!) с 1940-го по конец 1950-х (по моей оценке, до 1955-го), то есть весь исторический период нуара составляет чуть более 15 лет.

Нуар производился как крупными кинокомпаниями, так и независимыми студиями (так называемые «фильмы категории Б», зачастую с длительностью около 1 часа).

Я уже написал большую заметку, посвящённую нуару, его корням и главным режиссёрам: «Нуар как наследие экспрессионизма». В заметке я рассказываю, как еврейские эмигранты из Германской, Австро-Венгерской и Российской империи создали в Голливуде жанр нуара.

Пожалуй, заметка обязательна к прочтению, прежде чем вы перейдёте к нынешнему топ-10. К тому же я её специально дописал, добавив новых, важных для жанра кинодеятелей.

В той заметке я упоминаю большое количество фильмов с краткими описаниями — и сразу говорю, что я намеренно не включаю их в свой топ-10 нуара, чтобы не повторяться.

Так что нынешний список — это скорее «топ-10 других нуар-фильмов», не упомянутых ранее.Топ-10 составлен в хронологическом порядке, все фильмы хороши и я не выделяю лучшие из десятки. Специально ничего не говорю о сюжетах, чтобы не наделать спойлеров. Нуар — это не только атмосфера, но и тонкая интрига.

«Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, 1941 (imdb)

Первый великий фильм жанра нуар и, возможно, вообще лучший нуар в киноистории. Первый фильм великого Джона Хьюстона в качестве режиссёра (до этого он 10 лет писал сценарии): режиссёрский дебют такой силы — штука нечастая. Первая положительная главная роль великого Хамфри Богарта (и вторая главная вообще, после «Высокой гряды»), самого знаменитого актёра в этом жанре. И великолепный Питер Лорре, тоже в некотором роде символ — символ немецкого киноэкспрессионизма.

«Этот пистолет сдаётся» Фрэнка Таттла, 1942 (imdb)

Топ-10 про фильмы-нуар будет неполным, если в нём нет ленты про наёмного убийцу. Первая главная роль Алана Лэдда (хотя в титрах он аж на 4-м месте), которая сделала его звездой. Лучший из фильмов с Вероникой Лейк, белокурой принцессой голливудского нуара.

«Глубокий сон» Говарда Хоукса, 1946 (imdb)

Самый известный дуэт супругов Хамфри Богарта и Лорен Бэйкол в самой известной экранизации Раймонда Чандлера (цикл романов о частном детективе Филиппе Марлоу).

Квинтэссенция мотивов нуара: неудачливый и пьющий частный детектив, который постоянно получает по голове, ввязывается в дело, куда не следовало ввязываться, где труп громоздится на труп, а крутится всё вокруг роковых красоток.

«Из ушедших времён» Жака Турнёра, 1947 (imdb)

Француз Жак Турнёр — мастер черно-белого саспенса, который наполняется тенями и пугает тягучим ожиданием.

В Голливуде он снимал малобюджетные ужастики, кстати, с тех пор ставшие культовыми, пока ему не доверили «Из ушедших времён» — фильм со звёздами крупного калибра: Роберт Митчум, Кирк Даглас и Джейн Грир.

В картине один из самых запутанных сюжетов в истории нуара: правда не раз перевернётся с ног на голову.

«Тёмный переход» Делмера Дейвса, 1948 (imdb)

И снова дуэт Богарт/Бэйкол, на этот раз в нуаре о смене личности. Первая часть фильма снята «от первого лица», мы наблюдаем происходящее глазами главного героя. Годом ранее вышел другой известный нуар, «Дама в озере», который был полностью сделан от первого лица: мы видим лицо Филипа Марлоу, лишь когда он отражается в зеркале. Но в «Тёмном переходе» эта «фишка», вид из глаз протагониста, имеет сюжетное объяснение.

«Договорняк» Роберта Уайза, 1949 (imdb)

Одна из ранних лент обладателя четырёх оскаров Уайза с Робертом Райаном в главной роли. Спортивный нуар (был такой поджанр) про боксёра, чьи успешные годы давно ушли, выступившего против спортивной мафии. Фильм про силу воли и безысходное одиночество.

«Без ума от оружия» Джозефа Льюиса, 1950 (imdb)

Независимый фильм, также известный под другим названием — «Женщина смертельна». Апофеоз темы нуарной женщины, роковой красотки, которая манипулирует мужчиной и делает из него безжалостного убийцу.

Один из первых фильмов про влюблённую пару преступников в автомобиле, которым вдохновлялись создатели «Безумного Пьеро», «Бонни и Клайда», «Пустошей» и «Прирождённых убийц».

«В укромном месте» Николаса Рея, 1950 (imdb)

Психологический детектив в жанре нуара, снятый на деньги Богарта (понятно, кто в главной роли). В основе фильма — подозрение к любимому человеку, что мы уже наблюдали в хичкоковских «Ребекке» и «Тени сомнения». Однако, в отличие от фильмов Хичкока, здесь внимание зрителя сосредоточено на взаимоотношениях и взаимопонимании людей.

«Узкая грань» Ричарда Флейшера, 1952 (imdb)

Ричард Флейшер, которого больше знают по лентам в жанре фантастики и фэнтези, начинал когда-то с низкобюджетных нуаров. «Узкая грань» хороша даже несмотря на сюжетные натяжки. Это редкий камерный нуар — почти всё действие происходит внутри поезда, несущегося из Чикаго в Лос-Анджелес.

«Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича, 1955 (imdb)

Поздний шпионский нуар (ещё один поджанр), снятый независимой студией. Обладает непредсказуемой сюжетной линией и чем дальше, тем больше напоминает мистический триллер. Один из любимых источников вдохновения у Квентина Тарантино.* * *Вне топа-10:

«Сокровища Сьерра-Мадре» Джона Хьюстона, 1948 (imdb)

Этот фильм я не включил в список, так как он не проходит в него по жанру. «Сокровища Сьерра-Мадре» — это смешение вестерна и нуара, и, раз я не упомянул его в своём топе-10 вестернов, нужно написать об этом фильме здесь. Тандем Джона Хьюстона-режиссёра и Богарта-актёра при участии Уолтера Хьюстона (отца режиссёра) снова делает гениальный фильм. Культовая в английском языке цитата про полицейские значки происходит отсюда: «Badges? We ain't got no badges. We don't need no stinking badges!» («Значки? Никаких у нас значков! На кой нам сраные значки!») Аллюзия на неё есть у Дилана в песне «Knockin' on Heaven's Door».* * *А где в моём списке Хичкок, спросите вы? А я считаю, что Хичкок не снимал нуаров: он снимал в собственном излюбленном жанре «хичкоковского триллера». И кроме него этот жанр никому не давался. Кроме того, должен отметить, что лучшие фильмы Хичкока — «Верёвка», «Шлюпка», «Головокружение», «Психоз» и «Птицы» — далеки от нуара сюжетно или технически.

Читайте также:  Что значит "заденаить" в дота 2? как понять слово "денай" в играх?

А где «Касабланка»? Ну, во-первых, я о ней упоминал в предыдущей заметке о нуаре. И, во-вторых, я даже посвятил «Касабланке» индивидуальную заметку.

* * *

В мой топ-10 не пробились такие достойные фильмы-нуар, как «Аллея кошмаров», «Воровское шоссе», «Дом посторонних» и «На нетвёрдой почве».

Вот уже вторая заметка про жанр нуара, а я так и не рассказал про таких корифеев жанра, как Орсон Уэллс, Кэрол Рид или Жюль Дассен. Это значит, что мне предстоит составить ещё два топа-10 про нуар: 1) неголливудский нуар и 2) голливудский неонуар. Как говорится, оставайтесь на связи.

(На заглавной картинке — звезда Хамфри Богарта на голливудской Аллее Славы.)

Источник: https://pegasoff.livejournal.com/287844.html

Chanel Coco Noir (субъективный обзор)

Слово «noir» (читается как «нуар» франц. чёрный) меняет смысл всего, к чему оно может относиться. Например, Винни Пух. Мы сразу представляем себе зацелованного детьми плюшевого медвежонка. А теперь представьте себе Винни Пух Нуар. Сразу же представляется зловещий заброшенный дом на индустриальных окраинах города, в котором на полках рассажены не менее покинутые зловещие игрушки.

В качестве эксперимента, можете поиграть со своим воображением, и добавить слово «нуар» к, скажем, Диснейленду, телепузикам и прочим няшным штучкам. Видите, как быстро начинает меняться их смысл?

Такие же ожидания я испытывала по отношению к новому Chanel Coco Noir. Все мы знаем, что обычный Chanel Coco такой же страстный и насыщенный, что лучше всего подойдёт какой-нибудь Мате Хари.

А что с «нуар» версией? Ну, давайте возьмём для примера Caron Narcisse Noir. Он весь наполнен угрозой и соблазном. Поэтому мне казалось, что Шанель должен меня разочаровать.

Coco Noir должен был превратить свою пряную, цветочную сущность во что-то, напоминающее образ настоящей роковой женщины. Да не тут то было.

Жак Польж, парфюмер дома Шанель, является создателем Chanel Coco Noir.

Высокие ноты этого аромата содержат грейпфрут и Калабрийский бергамот, ноты сердца состоят из «абсолю розы», розовой эссенции, абсолю из жасмина, нарцисса и герани, сушёных бразильских бобов тонка, венесуэльских бобов тонка, индонезийской пачули, новокаледонского сандалового дерева, пудровой ванили, белого мускуса и густого олибанума.

Как по мне, он напоминает обычный запах, который можно заметить где угодно: от московского метро до вещевых рынков Южносахалинска, вот только этот запах сделан очень добротно. Как бы это сказать – попосовый аромат, но ноты подобраны безупречно.

Как говорил Sheldrake в той же самой статье: «Мы следим за тем, чтобы не выпускать слишком много разных ароматов. Мы стараемся делать ароматы, которые символизируют целую эру, а не просто мимолётные тренды.

Надеюсь Chanel Coco Noir вскоре докажет, что он тоже может называться «эрой» в сфере парфюмерных трендов.

Пачули, мускус и грейпфрут делаются заметными сразу после первого нанесения, и они сохраняются до полного выветривания аромата, которое наступает часов через 8.

Под шлейфом фруктов, мускуса и пачули я отчётливо ощущаю запах цитруса, и потом ноты зелёной розы, герани и жасмина. Однако под всем этим многообразием можно почувствовать ещё один неуловимый аромат – пленительные ноты водяных лилий.

Однако чтобы услышать эти ноты, вам действительно придётся постараться.

Ноты сердца Коко Нуар проходят буквально за час, оставляя более «тяжёлые» ноты фруктов, мускуса и пачули, которые остаются с вами до конца дня. С этой точки зрения Coco Noir не особо отличается от ароматов, которые продаются «на розлив» в ларьках на вещевых рынках.

Думаю, Жак Польж вдохновился созданием подобных духов, когда ему на глаза попался матовый чёрный классический флакон от Шанель 5.

Я имею ввиду, что он сначала увидел флакон, а потом придумал, что в нём должно содержаться.

С другой стороны, данный аромат ещё раз даёт понять, что парфюмерия — это большой бизнес, и даже «изысканные носы» талантливых парфюмеров должны подчиняться решению совета директоров.

Хотя, может действительно Jacques Polge и Christopher Sheldrake считают данный парфюм «ярко-восточным», который достоин занять место рядом с такими шедеврами, как NO. 5 и Chanel COCO. В общем, не мне судить подобные вещи.

Если моя реакция окажется более-менее схожей с другими людьми, думаю этот парфюм будет продаваться в промышленных масштабах, постепенно переходя в разряд ширпотреба. Поэтому я всё же планирую остаться со своим классическим Chanel COCO, а «нуар» взять где-то ещё.

Источник: http://ChanelMademoiselle.ru/chanel-coco-noir-subektivnyj-obzor.html

НУАР. Липкий, как кошмар

allagritsaj . 02 октября, 2011 0

Нуар — понятие, хорошо известное киноманам, но малоизвестное для неискушенного зрителя. Это кинематографический стиль, распространенный в Голливуде в 40-50-е годы, и отражающий пессимизм и безысходность послевоенных лет. Нуар можно определить по характерной темной тональности, мрачному детективному сюжету, отсутствию традиционных полюсов добра и зла, атмосфере фатализма и отчаяния.

Послевоенное крушение иллюзий

Нуар получил распространение в 40-е годы, когда американское общество накрыла волна разочарования и глубочайшего пессимизма.

Этому способствовало завершение войны и послевоенное крушение иллюзий: ведь в военные годы казалось, что война вот-вот закончится, и все наладится.

Но война кончилась, а проблемы никуда не делись, а только ярче выступили на теле американского общества — ведь если в военное время они были не так видны, то теперь все гнойники вылезли на поверхность.

Если добавить к этому послевоенную разруху и экономический кризис, то можно понять, что чувствовали рядовые американцы: война кончилась, но вместо счастливой мирной жизни их окунули лицом в грязь.

Как превосходно написал Пол Шредер, «…солдат возвращается с войны и обнаруживает, что его возлюбленная ему изменяет или мертва, что его деловой партнёр обманывает его, а общество оказалось далеко не тем, за которое стоило бы сражаться».

И война продолжается, но теперь уже не на фронте, а в городских трущобах, и ведется она против самого общества.

Все эти упаднические настроения, разумеется, не могли не отразиться в кинематографе. Прошло время, когда нужно было поддерживать боевой дух счастливыми фильмами.

Зрителей перекормили оптимизмом, они хотели видеть реальное отражение своего мировосприятия, и цензура пошла на уступки. Кинотеатры захлестнули «черные» (по фр.

— noir) фильмы, в которых царила атмосфера пессимизма, недоверия, фатализма, глубокого разочарования и цинизма.

Сюжетные особенности

Нуар-фильмы, как правило, имели в своей основе детективный сюжет, недаром они выросли из литературной традиции американского «крутого детектива» 30-х годов. Герой нуаров циничен и жесток, он лишен романтизма и не особо стеснен моральными нормами.

Здесь отсутствует традиционное деление героев на положительных и отрицательных, тут все эгоистичны, корыстны и расчетливы, и главный герой лишь самую малость лучше других.

Среди киноманов даже распространено такое шутливое определение: «Главный герой в нуаре тот, кто в конце фильма остается в живых».

Нуар-фильмам свойственна запутанная фабула, намеренно неясная, «липкая, как кошмар или речь пьяницы», по определению Жоржа Садуля. Она призвана создать у зрителя ощущение еще большей неустойчивости, неопределенности, тревожности окружающего мира.

Характерно и отсутствие хэппи-энда — счастливой концовкой здесь можно считать уже то, что главный герой остался в живых. Женские персонажи в нуарах, как правило, корыстны, лживы и расчетливы, они всячески пытаются воспользоваться главным героем.

Как раз отсюда пошел образ женщины-вамп — жгуче соблазнительной, но дьявольски коварной.

Именно в нуарах стала важна атмосфера — детективный сюжет здесь не ограничивался раскрытием преступления, главной задачей стала передача психологических переживаний, чувства одиночества и потерянности, свойственных герою.

Изысканность, камерность, малолюдность, нелинейность — все это также признаки нуара.

Важной характеристикой нуар-фильмов стало также ощущение утраченного прошлого, его невозвратности; и нестабильность, безнадежность сегодняшнего, не говоря уже о будущем.

Нуарная стилистика

В нуар-фильмах очень важно и специфическое режиссерское воплощение — не зря нуар считается не столько жанром, сколько стилем. Тональность нуар-фильмов — глубоко темная, так что черного здесь слишком много даже для черно-белого кино.

Словом, если на экране вы видите черную кровь, стекающую по тротуарам и мешающуюся с дождевой водой, героя в черном кожаном плаще, умирающего в городских джунглях, кромешную темноту и обилие изломанных линий в кадре, то это определенно нуар.

Изощренную игру светотени, которая стала главным выразительным средством в нуарах, режиссеры почерпнули в традициях немецкого экспрессионизма.

Здесь преобладает тень и ночные сцены, дневные сцены высоко контрастны, свет непременно ложится тревожными угловатыми пятнами.

Лицо героя не выделяется светом, как это делалось в предшествующих фильмах, а, напротив, скрыто в тени — это не только растворяет героя в мрачной атмосфере города, но и подчеркивает безысходность и бесполезность борьбы.

Из немецкого экспрессионизма пришли в нуар и нестандартные ракурсы, которые усугубляли угловатость, искаженность реальности. В кадре преобладают вертикальные и косые линии, которые дробят его, делают нервным, тревожным.

Обязателен для нуаров мотив воды — герои здесь встречаются на причалах и набережных, вечерние улицы всегда блестят от дождя, а сам ливень является непременной составляющей фильма.

Эволюция нуара

Нуар-фильмы пережили свою эволюцию и прошли путь от горечи послевоенного разочарования до мрачного и депрессивного психоза. Эпоху нуара можно разделить на три периода, хотя эта периодизация достаточно условна.

Период раннего нуара (1941 — 1946) открывает классический фильм Джона Хьюстона «Мальтийский сокол». Ранний нуар характеризовался студийными съемками и относительной «серостью», персонажи тут еще могли иметь некий романтический налет.

К раннему нуару относят такие шедевры, как «Оружие для найма», «Стеклянный ключ», «Тень сомнения», «Лора», «Министерство страха», «Милдред Пирс», «Глубокий сон», «Почтальон всегда звонит дважды», «Гильда», «Убийство, моя милая», «Объезд», «Улица греха».

Немного особняком стоит фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка» (1944), который стал первым послевоенным нуаром, и прокат которого чуть было не запретили из-за чрезмерной «черноты», полного отчаяния и фатализма, которым он был пропитан.

Эпоха зрелого нуара (1945 — 1949) характеризуется послевоенным реализмом.

Герои здесь все менее романтичны, а студийные декорации заменяются натурными съемками — суровое лицо улиц выглядело гораздо убедительнее, чем фанерные декорации, а в послевоенные годы это пришлось очень к месту.

Сюда можно отнести такие фильмы, как «Убийцы», «Розовая лошадь», «Плач большого города», «Обнаженный город», «Черная полоса», «Воровское шоссе», «Подстава», «Грубая сила», «Большие часы», «Звонить Нортсайд 777».

Третий этап (1949 — 1955) характеризовался наибольшей мрачностью. Психопатии, саморазрушение, распад личности и маниакальные убийства свойственны позднему нуару.

Именно третий этап стал квинтэссенцией нуара — недоверие опустилось до отчаяния, пессимизм сменился сумасшествием, а глубокий фатализм перерос в маниакально-депрессивный психоз.

Герои-психопаты появляются в таких фильмах, как «Белая горячка», «Без ума от оружия», «Мертв по прибытии», «Туз в рукаве», «Скажи будущему — прощай», «Сансет-бульвар», «В укромном месте», «Попутчик», «Целуй меня насмерть».

Конец эпохи

Эпоха нуар-фильмов подошла к своему концу приблизительно в середине 50-х. Америка стала более уверенной в завтрашнем дне, и нуар постепенно сошел на нет, уступая место новой криминальной драме, мюзиклу и романтической комедии.

Умиранию нуара способствовало также развитие телевидения, которое подорвало финансовую основу существования малобюджетных фильмов — а все нуары были именно такими, ведь не требовали дорогостоящих студийных декораций и освещения.

И, конечно, завершающим ударом стало появление цвета в кино, сделавшее невозможным классический нуар.

Однако мода на нуар не прошла бесповоротно, она частично возродилась в 70-е, когда война во Вьетнаме породила новое потерянное поколение, и в 90-е годы, когда также было снято достаточно много фильмов в нуар-стилистике (так называемый неонуар, или постнуар). К современному неонуару хоть и с оговорками можно отнести такие фильмы, как «Китайский квартал», «Подозрительные лица», «Город грехов», «Черная орхидея», «Отступники» и многие другие.

Подводя итог существованию нуар-фильмов, стоит отметить, что эпоха нуара оставила после себя несметное количество шедевров.

Наряду с небольшим бюджетом, каждый такой фильм требовал чрезвычайной художественности.

В нуарах, как нигде, была важна талантливая работа режиссера, оператора, художника по свету и актеров, ведь нуар — это, прежде всего, стиль. Стиль же должен быть блестящим, а уж черный стиль — безупречным.

Источник: http://www.okino.ua/article/reviews/63/

Ссылка на основную публикацию