Что значит пафос? как понять слово пафос? значение и смысл

Значение и истоки слова «пафос»

Что значит Пафос? Как понять слово Пафос? Значение и смысл

Значение слова «пафос» уходит корнями к греческим понятиям «эмоция», «чувство». Появился этот термин в риторике и связан с характеристикой излишне эмоционального и возбужденного стиля речи оратора.

Поскольку в греческом ораторском искусстве ценилось не только умение говорить красиво, но и способность быть убедительным и воодушевлять своей речью других людей, пафос в речи выступающего ценился очень высоко.

Основоположником понятия «пафос» был древнегреческий ученый и философ Аристотель. Он разработал всю систему греческой риторики и ввел множество новых понятий, дошедших до нашего времени и закрепившихся в науке.

После него значение этого слова менялось, постепенно отдаляясь от первоначального. Оно стало означать страдание, т.е. проявленные сверх нормы эмоции. Со временем семантика слова изменилась еще более значительно.

Рекомендуем: Что такое индивидуальность?

В современном обществе пафос воспринимается как качество, проявленное сверх меры, с напором, с выпячиванием себя, своих идей и их значимости. «Пафос» в современном русском языке является синонимом слов «лицемерный», «фальшивый».

Если вы слышите, как про кого-то люди говорят «пафосный человек», это может означать, что:

  • Его стиль поведения и общения излишне эмоционален или вызывающе подчеркивает его индивидуальность.
  • Он заставляет обращать на себя внимание, используя такой прием, как эпатаж.

Что означает такое поведение, не сложно догадаться. И впечатление оно создает скорее отталкивающее.

Рекомендуем: Истерический тип личности

Есть еще одно значение слова «пафос». В литературе при описании художественного произведения словами: «Пафос его романа сводится к тому, что…» — мы характеризуем основную идею, ту самую мысль, которая представляет наибольший интерес для автора, на которой он ставит акценты.

Хорошо ли быть пафосным

В современном понимании пафосный человек – тот, кто увлечен своим превосходством и навязывает его другим. Создание ложного представления о себе посредством пафосных, высоких слов и обещаний, связанных с ожиданиями слушателей, – излюбленный прием многих политиков. Они манипулируют аудиторией и поднимают свои рейтинги за счет высокопарных и лицемерных призывов.

Пафос мы можем наблюдать и в речах некоторых подчиненных в адрес начальства. Восторги и восхваления, уверения в преданности делают таких ораторов посмешищем, и пафосная речь обретает прямо противоположное значение.

Пафосный человек не будет задумываться о том, что слово «пафос» изначально имело значение оттенка, дополнения и использовался этот прием греческими и римскими ораторами как эмоциональный аргумент. При этом выступающий не обязательно должен был «кричать и топать ногами».

Рекомендуем: Персонализация — это

Истинное знание того, что такое пафос, помогало древним грекам превратить выступление оратора в искусство, возвышая не только самого оратора, но и созидающую роль слова в жизни человека и общества. Другое дело, если кто-то самоутверждается и демонстрирует свое превосходство за счет других.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/pafos.html

Что такое пафос? – База ответов на любые вопросы

«Оратор говорил с огромным пафосом. Пафос, звучавший в словах выступающего, передавался слушателям». Кто из нас не встречал подобных фраз в газетных статьях, радио- и телепередачах, книгах и в интернете?

О том, что такое пафос и в каких случаях используется это слово, мы поговорим в этой статье.

Что означает слово «пафос»?
Что такое пафос в литературе?
Что значит «лирический пафос»?

Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.

Пафос – известный и давно используемый прием в поэзии, не менее широкое применение находит он в пропаганде и агитации. Другое слово, которое имеет примерно тот же смысл и произошло от того же греческого первоисточника – «патетика».

Примеры пафоса:

«Я буду любить тебя вечно» «Наше дело переживет века»

«Ни пяди родной земли врагам».

В речи наших современников пафос нередко выглядит неестественно и фальшиво, а люди, его использующие в повседневной жизни – напыщенными и смешными. Сегодня определениями «пафос, пафосный» принято обозначать людей или явления, которые стремятся придать себе значительность, хотя ею вовсе не обладают.

Однако в моменты, вызывающие сильный душевный отклик, пафос вполне уместен и порой даже необходим.

Пафосные фразы часто можно сегодня встретить в речах политиков, особенно во время предвыборной кампании либо в значительные исторические моменты в жизни государства.

Нередко встречаются они и в литературе, особенно в стихах, посвященных важным историческим событиям или выражающим сильные эмоции автора.

Кроме того, Пафос – это древний и красивый город, греческий курорт на острове Кипр.

Родоначальником пафоса в литературе считается древнегреческий философ Аристотель, разработавший основы риторики. Пафос используется для выражения сильных возвышенных эмоций, воодушевления, страсти, душевного надрыва.

Это сильный прием, который нередко призван для формирования сочувствия к героям литературного произведения, сопереживания им и их действиям.

Литературоведы различают следующие виды пафоса в произведениях поэтов и писателей:

Героический пафос используется для демонстрации душевного подъема главного героя или коллектива, действия которого направлены на достижение гуманистических целей: борьбу за независимость своего народа или права социальной группы, стремление к высоким идеалам духовности. Нередко героический пафос связан с трагическими переживаниями героев, раздираемых глубокими противоречивыми чувствами: стремлением к общему благу и невозможностью достижения личного счастья.

Драматический пафос – индивидуальные переживания героев, связанные с их внутренним миром. Отличительной чертой служит отсутствие принципиального противоречия с внешними обстоятельствами, переживания героев имеют психологическую, а не социальную подоплеку.

Романтический пафос – стремление главных героев к универсальному идеалу, конфликт произведения кроется в недостижимости идеала и в его противоречии с грубой действительностью.

Сентиментальный пафос тоже отражает стремление героев к идеалу, но ограничивает сферу их эмоций семейно-бытовой тематикой.

Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.

Лирический пафос – литературная категория, которая отображает ведущий эмоциональный настрой произведения, совокупность его лирических отступлений (если произведение имеет повествовательный характер) или основную тему (если это лирическое произведение).

Основная задача лирического пафоса – найти эмоциональный отклик у читателя, заставить его сопереживать героям. Искренний лирический пафос создает необходимые автору чувства, подкрепляя изложенные в нем мысли.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-pafos/

Исторический словарь – значение слова Пафос

— страдание, страсть, возбуждение, воодушевление. В общеупотребительном смысле — приподнятое и восторженное состояние духа.

Смотреть значение Пафос в других словарях

Пафос — патетика
Словарь синонимов

Пафос — пафоса, мн. нет, м. (греч. pathos) (книжн.). 1. Страстное Воодушевление, одушевление. Суровым пафосом звучал неведомый язык. Некрасов. всегда есть страсть, выжигаемая в душе……..
Толковый словарь Ушакова

Пафос М. — 1. Страстное воодушевление, приподнятости. 2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-л. 3. Воодушевляющий, творческий источник, основная идея, основная направленность чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Пафос — -а; м. [греч. pathos – страсть, воодушевление]1. Страстное воодушевление, подъём. Говорить с пафосом. Выступать без пафоса. // Чрезмерная приподнятость тона речи. Ложный,……..

Толковый словарь Кузнецова

Пафос — Заимствование из французского, где pathos восходит к греческому pathos – “страсть”.
Этимологический словарь Крылова

Пафос — (от греч. pathos – страдание – страсть, возбуждение, воодушевление),1) в античной эстетике – страсть, душевное переживание, связанное состраданием. противопоставляется обычно……..
Большой энциклопедический словарь

Пафос — – дочь царя Кипра Пигмалиона и Галатеи, оживленной Афродитой статуи. По ее имени назван город на Кипре, являвшийся центром почитания Афродиты.
Энциклопедия мифологии

Пафос — (греч. pathos – страдание) – античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. – разрешение страсти……..
Психологическая энциклопедия

Пафос — (от греч. pathos – чувство,  страсть)  – англ. pathos; нем. Pathos. Стиль  поведения, манера,  способ выражения чувств, характеризующиеся возвышенностью, воодушевлением,……..
Социологический словарь

Пафос — (от греч. pathos – чувство, страсть) – страдание, страстное возбуждение, волнение, подъем; патетический взволнованный, высокопарный.
Философский словарь

ПАФОС — ПАФОС, -а, м. (книжн.). Воодушевление, I подъем, энтузиазм. Говорить с пафосом. П. творческого труда. || прил. пафосиый, -ая, -ое,
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Пафос

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/31277

ПАФОС

торжественное воодушевление, восхищение, выраженное в возвышенных тонах.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

страдание, страсть, возбуждение, воодушевление. В общеупотребительном смысле — приподнятое и восторженное состояние духа.

Источник: Словарь исторических терминов

Читайте также:  Что значит по бартеру? как понять слово бартер? смысл

1. (греч. страдание), страсть, которая вызывает деяние, влекущее за собой страдание, a также и само испытываемое страдание осн. элемент тратич. в античности. Если П. находится в середине трагич. действия, то это патетич. трагедия (в отличие от этич., в которой важнее характер и его развитие). Действие П.

в трагедии усиливается, когда П. возникает неожиданно. П. принадлежит к эмоциональным элементам трагедии и создает в ней, как и в патетич. музыке (игра на флейте), существ, предпосылку катарсиса. Действие П. в поэзии и в музыке направлено не на образование слушателя, но связано с наслаждением.

Платон поэтому спорит с трагедией, в то время как Аристотель ее оправдывает.

        2. город на затт. побережье Кипра, колонизованный в микенское время аркадцами. Место почитания Афродиты.

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

   • Paphus,

         ?????, два города на западном берегу Кипра, один вблизи другого, ?????????? и ????? ???; прозаиками последний, а поэтами первый называются просто ?????. Старый П. лежал в 10 стадиях от берега, на холме вблизи мыса Зефирия, при устье реки Бокара (где нынешняя Куклия); новый П.

— на 3 часа пути внутрь страны, а по Страбону (14, 683) — лишь в 60 стадиях (у нынешнего Баффа). Старый П. был колонией финикиян и излюбленным местопребыванием Афродиты, которая вышла здесь из моря и весьма почиталась. Ноm. Od. 8, 362. Horat. Od. 1, 30, 1. 3, 28, 14.

При храме ее, главный жрец которого имел духовную власть над всем островом, был также оракул. Tac. hist. 2, 3. Этот город часто страдал от землетрясений и во времена Августа был даже разрушен, но опять восстановлен; однако новое имя его Augusta, ???????, не могло уничтожить старого. Новый П.

, процветавший торговлей, имел тоже много храмов. Развалины того и другого города, особенно храмов, существуют до сих пор.

Источник: Реальный словарь классических древностей

от греч. pathos – страдание, воодушевление, страсть), эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя. В современном литературоведении термин употребляется в сочетании «пафос какого-либо произведения» – напр., пафос «Мертвых душ» и «Ревизора» Н. В.

Гоголя (по словам самого автора) – «видный миру смех сквозь незримые ему слезы». В истории литературы термин «пафос» имел различные значения: в античной теории пафос – страсть как свойство души, ее способность чувствовать что-либо. В немецкой классической эстетике пафос – совокупность страстей, определяющая содержание человеческого поведения. Для немецкого философа Г. В. Ф.

Гегеля пафос – сущностное содержание человеческого «я» (напр., пафос Ромео – его любовь к Джульетте). В. Г. Белинский впервые переносит акцент со свойств человека на свойства текста: пафос характерен не для писателя или его героя, но для произведения или творчества в целом. Современное литературоведение близко к трактовке Белинского.

Иногда встречается употребление слова «пафосный» в значении «чересчур эмоциональный, слишком трагический».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

Источник: http://interpretive.ru/termin/pafos.html

Что значит слово “пафос”?

buki_v_ruki– Вы не задумывались, почему пафос как самокомментарий выступающего зачастую становится почти синонимом “извините”?Но вначале о значениях слова «пафос».

Согласно толковому словарю иноязычных слов Леонида Крысина, слово пафос имеет два значения:

  1. страстное воодушевление, подъем (пафос борьбы; говорить с пафосом). То же значение имеет и слово патетика;
  2. основная идея, смысл чего-нибудь (В чем пафос вашего выступления?).

Нетрудно видеть, что оба выделенных значения представляют собой некоторое отклонение от обычного, “нормального” поведения во время публичного выступления. По мнению профессора МГУ Игоря Милославского, говорящий/пишущий обычно не только создает предложения и тексты, но и выступает собственным читателем/слушателем. Отсюда и возникает различного типа самокомментирование. Особенно часто встречается в речи наших современников выражение: “Извините за пафос!”

– Что же стоит за словом пафос?

В первом случае это проявление эмоционального состояния говорящего/пишущего. Автор не просто излагает нечто, “добру и злу внимая равнодушно”, он в приподнятом настроении, не скрывает своих страстей, своей взволнованности. И таким образом хочет заразить этими своими эмоциями читателя/слушателя или хотя бы попытаться заинтересовать его, а может быть, и увлечь, сделав в конечном счете своим единомышленником, передать и ему собственное отношение к описываемым событиям.

Второе значение слова пафос связано уже не с эмоциями выступающего, но с существом описываемого события.

И здесь пафос требует перехода от обычных, повседневных слов к тем словам и понятиям, которые определяют смысл и цель человеческой жизни и деятельности вообще. Он (пафос) помогает подчёркнуть роль тех или иных институтов и ценностей в жизни общества и т. п. Иначе говоря, здесь уже не обойтись без тех слов и словосочетаний, которые в повседневном быту употребляются редко: общественное благо, культурные ценности, социальная ответственность, профессиональная гордость, честь, достоинство, благородство и т.п. Такие слова и словосочетания обычно имеют в наших словарях пометку “высокое”. Однако только при помощи высоких слов можно объяснить, почему человек много и самоотверженно работает, не берет взятки, не боится опасности, защищая несправедливо обиженного, отказывается от незаслуженной награды, не заискивает перед вышестоящим. Эти слова называются еще «громкими». И без них совершенно невозможно обойтись, если мы хотим охарактеризовать содержание некоторого текста по шкале “нравственный смысл”.

В последние годы говорящие по-русски стали стесняться высоких (громких) слов.

Вот, например, директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, отвечая на очень глубокий вопрос о “целях перестройки музейного сознания”, говорит: “Надо соответствовать той миссии, не побоюсь громкого слова, которая на нас возложена” Прекрасно сказано! Ведь работа в Третьяковской галерее – это именно миссия, миссия служения национальной культуре. Возможно, что боязнь пафоса (во втором значении этого слова) – это опасный симптом! Становится дурным тоном говорить о глубоких нравственных целях, высоких принципах, об общем благе. Скорее, это реакция на те времена, когда многие, слишком часто употребляемые высокие слова далеко не всегда были правдивыми, искренними и уместными. И теперь, скомпрометированные, они вообще уходят из общения. А если и употребляются, то слово пафос как самокомментарий к ним становится почти синонимом “извините”.

Настораживает то, что пафос в первом его значении всё чаще приобретает новую цель употребления.

Согласно современным молодежным словарям, именно так называется наиболее благоприятное для выступления эмоциональное состояние “разогретой” аудитории на концерте.

Кажется, что тенденция развития в том, что пафос останется в русском языке только для обозначения эмоционального состояния. А употребление высоких слов будет в любых ситуациях поводом для извинений.

-Извинений? За что?

Лично я, до того как прочитала эту статью, ассоциировала слово пафос с крикливостью, вычурностью и театральностью. Навряд ли мы задумываемся о таких значениях этого слова, когда употребляем его в своей речи.

По утверждению Игоря Милославского, пафосных слов не следует избегать, наоборот, такие слова, сказанные вовремя и к месту, имеют свое целевое значение. Но вот если задуматься, то людей, говорящих громкие слова, мы воспринимаем не всегда положительно.

Не знаю, как вы, но я испытываю иногда такое чувство, особенно когда слушаю человека, который в своем выступлении или обращении использует пафос не столько с целью выражения эмоций, сколько с целью подчеркнуть свою гражданскую позицию. Хотя здесь тоже не все так просто.

Например, прошлым летом выступление кандидата в депутаты, некоего Жирнова, мне так понравилось, что захотелось вступить в партию коммунистов.

С другой стороны, если я читаю произведение или обычную заметку, написанные пафосным языком (тексты, эмоционально окрашенные), то зачастую лучше воспринимаю их содержание. Напрашивается вывод: пафосные слова нужно говорить, только использовать с умом и здравым смыслом.

– Интересно, что Вы об этом думаете?

Веснина Екатерина –

библиотекарь отдела «Медиатека»

Источник: https://buki-v-ruki.livejournal.com/26028.html

Определение пафос

Пафос (греч. pathos– страдание). Он не умеет говорить без пафоса. Пафос поэзии Пушкина — в ее человечности. Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви.»Белинский.

В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Пафос, звучавший в словах выступающего, передавался слушателям».

Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, — следовательно, страсть чисто духовная, нравственная.

Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные. В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику.

Читайте также:  Что значит тип питания bb? как понять питание bb? смысл

Какой бывает пафос

К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий. Мажор и пафосник.

Пафос – это стиль поведения, который отличается возвышенностью, высокими эмоциями… Пафос в культуре – неотъемлемая часть произведений высоких жанров (например, трагедии).

Автор, когда изображает страдания героя, с помощью пафоса передает зрителю чувство волнения. Весь пафос его, весь пыл его увлечения складывается пред алтарем того бога, которому никогда ни один художник не молился.

Пафос — это восторженное, воодушевленное состояние души. Это энтузиазм, энергия, а также обьект, который дает человеку такой всплеск эмоций. Пафос – это негативная черта человеческого характера. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости.

Пафос — (греч. pathos страдание) античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. разрешение страсти в страдании. ПАФОС, а, м. Право выступать в конце (или в др. наиболее выгодное время) концерта, когда зрители уже полностью подготовлены к восприятию исполнения.

Согласно этому учению, успешный оратор должен искусно владеть тремя компонентами – логосом, этосом и пафосом. Пафос противопоставляется этосу и предполагает эмоции, которые говорящий передает аудитории. Пафос применим не только к устной речи, но и к письменной (литература), где он понимается как эмоции и чувства, которые автор вкладывает в свою работу с целью получения реакции читателя.

Пафос – жемчужина Кипра?

Современный Пафос — это курортный город, переживающий в данный момент период бурного экономического развития.

Б центре туристической зоны Пафоса находится живописная рыбаикая Гавань и средневековая Крепость периода Луизиньянов, здесь же — большое количество баров и ресторанчиков.

Пафос – это имя сына знаменитого скульптора Пигмалиона, влюбившегося в созданную им статую Галатеи. По просьбе скульптора все та же богиня Афродита оживила статую, и Галатея принесла Пигмалиону сына, которого влюбленные назвали Пафосом.

Пафос: (греч. Pathos) — это возвышенный стиль, который должен вызывать у слушателя сильные эмоции.

Например, когда Ксеркс потребовал у 300 спартанцев сложить оружие, они с пафосом ответили: «Приди и возьми!» Слово «Патетика» — то же самое, что «пафос», только в другой транскрипции. Но теперь этого недостаточно.

Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.

В речи наших современников пафос нередко выглядит неестественно и фальшиво, а люди, его использующие в повседневной жизни – напыщенными и смешными. Однако в моменты, вызывающие сильный душевный отклик, пафос вполне уместен и порой даже необходим. Родоначальником пафоса в литературе считается древнегреческий философ Аристотель, разработавший основы риторики.

Семантические свойства

Нередко героический пафос связан с трагическими переживаниями героев, раздираемых глубокими противоречивыми чувствами: стремлением к общему благу и невозможностью достижения личного счастья. Романтический пафос – стремление главных героев к универсальному идеалу, конфликт произведения кроется в недостижимости идеала и в его противоречии с грубой действительностью.

Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих. Основная задача лирического пафоса – найти эмоциональный отклик у читателя, заставить его сопереживать героям.

В современном литературоведении пафос определяется как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ПАФОС — автор с тяжелым душевным надрывом и проникновенным сочувствием изображает страдания своих персонажей в драматизме их положения, переживаний, борьбы.

Полезная информация

Если героический пафос всегда является идейным утверждением изображаемых характеров, то драматический и трагический виды пафоса могут заключать в себе как их утверждение, так и их отрицание. Сатирический пафос возникает в процессе обобщающего эмоционального осмысления комического несоответствия реальной пустоты существования персонажей субъективным претензиям на значительность.

Исключение было сделано лишь в пятнадцати километрах от Пафоса. Например:Его поэма полна пафоса. Героический пафос фильма «300 спартанцев». Оратор говорил с огромным пафосом. 60% всей недвижимости, купленной англичанами на острове, находится в Пафосе. О том, что такое пафос и в каких случаях используется это слово, мы поговорим в этой статье.

Источник: http://pepelontyfera.ru/opredelenie-pafos/

Что значит пафос?

Краткое содержание статьи:

У каждого сегодня есть хоть общее представление о том, что такое пафос и в каких ситуациях можно столкнуться с этим явлением. Но самому понятию уже несколько тысяч лет и все может оказаться чуть сложнее «бытового» объяснения.

Как «продать» при помощи эмоций?

Эмоции оказывают свое влияние на жизнь людей:

  • Под давлением чувств были приняты самые важные решения;
  • Только сильные эмоции способны заставить изменить решение;
  • Собственное восприятие мира может идти вразрез с логикой и мнением большинства;
  • Сильные чувства оставляют неизгладимый след в судьбе людей.

В большинстве случаев, никакие логические аргументы не помогут переубедить человека, действующего в порыве страсти. Именно поэтому в искусстве и политике уделяют особое внимание манипуляциям чужими чувствами:

  1. Это позволяет добиться большей благосклонности к своей политической партии или лидеру;
  2. Это заставляет людей всерьез воспринимать новые фильмы и книги;
  3. Это возвращает к созерцанию новой картины;
  4. Это вынуждает задуматься о вечном.

Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Потребитель получает эмоции, политик или творец – свою экономическую выгоду. Вот только все сводится к эксплуатации человеческих чувств, к использованию клише и лоббированию на этом фоне не самых здравых идей и не самых качественных проектов. Чему-то действительно стоящему не надо устраивать эмоциональную рекламу.

Пафос – греческое понятие. Если воспользоваться переводом слова мы получим несколько близких по смыслу вариантов:

  • Страсть;
  • Страдание;
  • Воодушевление;
  • Возбуждение.

Если обратиться к общепринятому понятию – обращение к эмоциям аудитории. Пафос – все те чувства, которые человек вкладывает в свои творения, надеясь на сопереживание со стороны читателей, зрителей или слушателей. Если заменить одним словом – эмоциональность.

Понятное дело, чувственность придумать или изобрести никто не мог, но есть один человек, который систематизировал и ввел понятия. Им был Аристотель, а произошло это задолго до нашей эры.

Так что определению не одна тысяча лет. Сам Аристотель, в большей степени, был оратором, так что и термин относился исключительно к ораторскому искусству.

Это уже спустя какое-то время он попал в литературу, а потом «просочился» и в повседневную жизнь.

В пафосе, по большому счету, нет ничего плохого. Да, он играет на чувствах аудитории, но он хотя бы пытается что-то затронуть в душе читателя или зрителя.

Основная проблема заключается в том, что за последние несколько тысяч лет человечество очень много раз обыграло все основные сюжеты, способные прикоснуться к «струнам души».

И сегодня все кажется вторичным или хорошей реставрацией, для искушенного ценителя.

Пафосные люди – кто они?

Пафос имеет место быть и в повседневной жизни. Но здесь уже речь не идет о каких-то эмоциях, страсти или чувственности.

Как правило, пафосными называют людей, которые:

  • Пытаются «возвысить» себя, не имея на то никаких оснований;
  • Страдают от повышенного чувства собственной важности;
  • Ко всем относятся со снисхождением;
  • Пытаются делать вид, что разбираются в вещах, о которых ничего не понимают.

Если человека называют пафосным, в подавляющем большинстве случаев это будет негативной характеристикой. Никому не нравятся люди, с которыми невозможно нормально общаться. Ведь весь диалог сводится к тому, что собеседник пытается продемонстрировать, насколько он идеальный. Не всегда успешно, кстати говоря.

Такие знакомства лучше прекращать сразу же:

  1. «Перевоспитать» знакомого или знакомую практически невозможно – перед вами уже сформировавшаяся личность;
  2. Добиться хоть просто уважительного отношения к собственной персоне – невыполнимая задача;
  3. Вероятность получить эмоциональную отдачу – крайне мала.

А вот быть отвергнутыми такие личности не любят. Можно наблюдать за шоу, в которое будут входить эмоциональные «вспышки», попытки что-то доказать и дополнительное внимание. Но все зависит от конкретного случая.

Что такое пафос в литературе?

Единого понятия нет, но чаще всего подразумеваются все те эмоции, которые автор вложил в свое литературное произведения, надеясь получить отдачу и вызвать какие-то эмоции у своих читателей.

Читайте также:  Что значит без обязательств? как понять без обязательств? смысл

Под понятием «пафос произведения» подразумевают:

  1. Вложенные автором эмоции;
  2. Пережитые ощущения при прочтении творения;
  3. Общее настроение, задаваемое печатным словом.

Книга не обязательно должна быть от первой до последней страницы пропитана сильными эмоциями. Но в любом творении есть частица автора:

  • То, что он вложил от себя;
  • То, что пытался донести до своей аудитории;
  • То, что окажет воздействие на читателя;
  • То, что могло оказаться в произведении совершенно неосознанно.

Если в ораторском искусстве наиболее пафосной пытаются сделать заключительную часть речи, в литературе дело обстоит несколько иначе. Эмоциями может быть пропитана вся повесть или рассказ. Может быть дополнительно «выделена» какая-то часть стихотворения или поэмы.

Что подразумевают под пафосом?

Чтобы разложить все по полочкам:

  • Понятие «пафос» впервые появилось в Древней Греции;
  • Аристотель ввел и использовал термин относительно искусства риторики;
  • В литературу это «просочилось» гораздо позже;
  • Под пафосом подразумевается повышенная эмоциональность и страсть, все то, что вложил автор для возбуждения аудитории.

Если вы упражняетесь в риторике, наиболее эмоциональной должна быть завершительная часть вашей речи. Пропитайте ее пафосом, в допустимых пределах – получите хороший отклик от слушателей.

У литераторов все работает немного иначе. Наиболее эмоциональным можно делать любой отрывок своего произведения, а можно не снижать градус накала на протяжении всего повествования.

В повседневной жизни все еще проще, пафосные люди:

  1. Пытаются «набить себе цену»;
  2. Возвеличивают себя за счет несуществующих талантов;
  3. Относятся снисходительно к окружающим, надеясь, что это поставит их «на ступень выше»;
  4. Редко когда бывают интересными собеседниками.

Не стоит разрушать мирок пафосных людей, ведь нагнать вокруг себя всю эту атмосферу могли только совсем уж неуверенные в себе люди.

Даже если вы уверены в том, что сможете определить значение того или иного термина – возьмите словарь или справочник, это может спасти от позора или просто неприятной ситуации.

Видео: очень пафосная речь

В данном ролике Марина Васильева обратится к президенту Казахстана с довольно пафосной речью:

Источник: http://1-kak.ru/628-chto-takoe-pafos.html

Что такое пафос?

Не понимаю, это берётся- стирание истинного смыла слов, и придание им нового смысла в сознании, как правило, недалёких людей. Люди, более смышлёные обязательно воспользуются словарём для выяснения смысла слова. Не даём же мы новый смысл иностранным словам, не зная это слово? Нет, а лезем в словарь.

А слово, ставшее предметом этого поста как раз относится к иностранным словам.И так, интересно, что понимают люди под этим словом. Прежде всего, это черта характера человека в повседневной реальности.

Вот, как это слово понимают (и соответственно, употребляют в этом смысле) некие:
Пафосный человек – это личность, которая любит красивые или же неуместные слова, и разговоры с другими особями с употреблением непонятных для собеседника выражений.Это даже смешно: речь врача, с этой точки зрения, будет пафосной.

Тут стоит ещё заметить, что часто объяснить сложное на двух пальцах не всегда возможно, поэтому лекция по высшей математике мне, с этой т.з., покажется пафосной.

я никогда не различала пафос от выпендривания. а может быть, это одно и то же?

И где здесь логика? Можно, конечно, списать на женскую логику и посочувствовать.

Пафос- мужской конёк. Это они вечно устраивают концерт с рыданиями и заламываньем рук на пустом месте.

Не знаю, как тебе, уважаемый читатель, а я в этом вижу личное переживание автора этого определения, несколько близкого даже к истинному, если бы не это абстрактное “пустое место”.

говорить студенту,что завтракаешь в старбаксе,кофехаузе и пр-только позёрство и дешёвый пафос

А вот употребление слова на практике. Не вдаваясь в изначальную ложность этого высказывания, можно понять, что слово употреблено в том же значении, что и “выпендривание”. Ну, тут же опять можно всё списать на женскую логику…

Ресторан «Турандот» не менее пафосное место

О как! здесь слово уже обозначает не поведение человека, а определение предмета. Так же можно сказать “пафосный телефон” или “пафосный ноутбук”.

Пафосный , -ая, -ое, -ыезначение (1): торжественный, выспренный, восторженный.значение (2): лицемерный, слащавый, фальшивый. значение (3): престижный.пример текста: (1) Пафосный немного рассказ.

• Ни кому не секрет что пафосные — самые сексуальные девченки.(2) Новая коалиция придумала себе нудное и пафосное название. • Автор и сыграл на самых низменных пафосно-сентиментальных чувствах. • Почему так много охов и ахов вокруг этого пафосного бородатого идиота.(3) Пафосный герой одевается стильно и готично. • Пафосный игровой ноутбук.

варианты: пафасный

Это из «Словаря молодёжного сленга» (да-да, ошибки в словаре уже. Был бы я из тех педантичных снобов, что за не правильно поставленную запятую готовы пойти на кровопролитие, написал бы жалобу (кому?)). Пугает второе значение слова, если исходить из примеров употребления слова. В авторитетных словарях (Даля, Ожегов,Ушакова, Макса Фасмера) “пафосность” не определяется.

А “пафос” (у Даля нет):

ПА́ФОС, пафоса, мн. нет, ·муж. (·греч. pathos) (·книж. ).1. Страстное воодушевление, одушевление. «Суровым пафосом звучал неведомый язык.» Некрасов. «Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, – следовательно, страсть чисто духовная, нравственная.» Белинский.2.

Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-нибудь. «- В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно.

Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное.» Сталин (доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ·ВКП(б) 7/I 1933 ·г. ).3. Воодушевляющий, творческий источник, основной тон, идея чего-нибудь.

Пафос поэзии Пушкина – в ее человечности. «Пафос шекспировой драмы “Ромео и Джульетта” составляет идея любви.» Белинский.

4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (·неод. ). Он не умеет говорить без пафоса.

Из словаря Ушакова.

Отражает ср.-греч., нов.-греч. произношение слова πάθος ср. р. “страсть”. Напротив, патети́ческий заимств. через нем. pathetisch (с ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 415 и сл.) или франц. pathétique из лат. pathēticus, греч. παθητικός : πάθος.


Из словаря Макса Фасмера.

И так, как видим, значение слова и его смысл в умах большинства (здесь можно читать как “быдло”) совершенно различен. Конечно, можно ещё вспомнить Белинского, с его Статьёй пятой из его Статей о Пушкине, где он разбирал пафос поэзии Пушкина, затрагивая пафос вообще, и показывал различие пафоса от страсти.

Белинский пишет: «От слова пафос или патос (pathos) происходит слово патетический, наиболее употребляемое в отношении к драматической поэзии, как к наиболее исполненной пафоса по своей сущности. Но мы лучше объясним значение пафоса указанием на него в великих произведениях искусства.» Далее- разбор пафоса Шекспировской драмы «Ромео и Джюльетта» (да-да. во времена Белинского «Джюльетту» писали через Ю, а не У, как в сейчас. С чего бы это?)и «Гамлета», поэзии Жковского… ну да ладно. В общем, Белинский, говоря о пафосе, имеет в виду (а другого и ожидать глупо) только «риторическую категорию, соответствующею стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением» (wiki).Но у Виссариона в статье есть такие слова: «Надо быть совершенно лишенным всякого эстетического такта, чтобы увидеть пафос в произведении холодном, мертвом, в котором идея с формою слиты, как масло с водою, или сшиты на живую нитку белыми стёжками», что, при определённом угле зрения, можно прочитать как: “если ты ни хрена не смыслишь в деле, то какого хрена лезешь в него?” или, что более подходит: “мы видим то, что желаем видеть”. А это уже как раз неправильное, неуместное употребление слова.По поводу различия “пафоса” и “страсти”, критик писал следующее: «слово “страсть” заключает в себе понятие более чувственного, тогда как слово “пафос” заключает в себе понятие более нравственного», что проблема уже совсем другого плана.Я же под “пафосом” понимаю только приём художественной литературы, при чём приём положительный, заставляющие читателя сопереживать герою, его судьбе, действиям.

Здесь, уважаемые читатели, можете оставить личный комментарий к этому посту.

Источник: https://ru-philosophy.livejournal.com/1099255.html

Ссылка на основную публикацию