Что значит нищие духом? как понять фразу нищие духом? смысл

Что значит нищие духом???

Что значит Нищие духом? Как понять фразу Нищие духом? Смысл

Отвечает: Александр Луцив

Здравствуйте Юлия! Ваш вопрос очень интересен. Приведу цитаты из комментариев известного комментатора Нового Завета  теолога Баркли.

Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах — особое слово. В греческом это макариос, слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.

Значение слова макариос становится понятным из следующего примера. Древние греки всегда называли остров Кипр хе макария (то есть, прилагательное макариос в женском роде), что значит Остров счастливый.

Греки считали, что Кипр — такой прекрасный, богатый и плодородный остров, что человеку незачем покидать его, чтобы узнать счастливую жизнь.

На этом острове был замечательный климат, цветы, фрукты, деревья, минералы и природные ископаемые.

Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни. Русское слово счастье однокоренное со словами часть, участь, имеет по словарю долю значения рок, судьба.

Человеческое счастье зависит от случайности, от жизненных перипетий; жизнь и случай могут дать человеку счастье, но могут его и разрушить. Христианское же блаженство — это нечто совершенно интимное, внутреннее, не подверженное никакому влиянию извне.

«Радости вашей, — сказал Иисус, — никто не отнимет у вас» (Иоан. 16,22). Блаженство — это радость, которая пронизывает нас даже через страдания.

Ее не могут ни затронуть, ни разрушить ни печаль, ни потеря, ни боль, ни страдания; эта радость сияет нам сквозь слезы и ее не могут отнять ни жизнь, ни смерть.

Мир может обрести радость, но он также может и потерять ее. Поворот в судьбе, болезнь, провал планов, чаяний, даже перемена погоды могут отнять те радости, которые может дать мир. Христианину же, ходящему с Христом и в Его присутствии, дана безмятежная и непреходящая радость.

Величие блаженств заключается в том, что это не тоскливые видения некоей будущей красоты, это даже не золотое обетование некоей будущей славы; это торжествующий возглас блаженства и бесконечной радости, которую ничто в мире отнять не может.

Может показаться очень странным такое начало разговора о счастье: «Блаженны нищие духом». Слово нищие может иметь два значения.

В Библии употреблено слово птохос. В греческом есть два слова со значением нищий. Во-первых, это слово пенес. Пенес — это человек, который должен работать, чтобы прожить. Греки считали, что это слово характеризует человека аутодиаконос, то есть человека, обеспечивающего себя своими руками.

Пенес — это трудящийся человек, у которого нет ничего лишнего; человек не богатый, но и не нуждающийся. Но, как мы видели, в Библии употреблено не слово пенес, а птохос, что означает полную и крайнюю нищету.

Оно имеет общий корень со словом птоссейн, которое характеризует нищету, поставившую человека на колени. Как мы уже сказали, человек пенес не имеет ничего лишнего, а человек птохос же вообще ничего не имеет.

Блажен человек, впавший в полную и крайнюю нищету. Блажен человек, у которого нет ничего. Как мы также уже видели, все блаженства первоначально были высказаны не по-гречески, а на арамейском. А у иудеев было особое употребление слова нищий.

На древнееврейском это они или ебион. Эти слова претерпели в древнееврейском четырехкратное изменение.

1. Первоначально они значили просто нищий. 2. Потом они получили значение не имеет никакого влияния или силы, помощи или престижа, потому что нищий. 3. А потом значение угнетенный и притесняемый людьми, потому что нищий. 4. И, наконец, ими стали определять человека, который, не имея никаких земных благ, уповает полностью на Бога.

Таким образом, в древнееврейском слово нищий употреблялось для характеристики скромного и беспомощного человека, полностью доверившегося Богу.

Именно в таком смысле употребляет это слово псалмопевец, когда говорит: «Сей нищий воззвал — и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Пс. 33, 7). В сущности, также справедливо, что такой нищий в псалмах — это дорогой Богу добродетельный человек.

«Ибо не навсегда забыт будет нищий» (Пс. 9,19). Бог избавляет нищего (Пс. 34,10). «По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного» (Пс. 67,11). «Да судит нищих народа» (Пс. 71,^.»Бедного же извлекает из бедствия» (Пс.106,41).

»Нищих его насыщу хлебом» (Пс. 131,15). Во всех этих случаях нищий — это скромный, беспомощный человек всецело доверившийся Богу.

Теперь возьмем и сложим эти два значения: греческое и арамейское. Птохос характеризует совершенно неимущего человека, у которого нет ничего; ани и ебион характеризуют нищего, скромного и беспомощного человека, уповающего только на Бога. И потому «блаженны нищие духом» значит:

Блажен человек, осознавший свою абсолютную беспомощность и уповающий только на Бога.

В жизнь человека, осознавшего свою полную беспомощность и уверовавшего в Бога, входят два взаимосвязанных явления.

Этот человек совершенно отрешается от материальных вещей, потому что он осознает, что они сами по себе не могут принести счастья; и полностью привязывается к Богу, потому что осознал, что помочь, надежду и силу дать ему может только Бог. Нищий духом — это человек, который осознал, что материальные вещи не значат ничего, а Бог — это все.

Ни в коем случае не следует думать, будто это блаженство возводит нищету в добродетель. Нищета — это не добродетель.

Иисус никогда не назвал бы блаженным состояние, когда люди живут в трущобах и испытывают недостаток в пище; когда разрушается здоровье человека, потому что все действует против него. Такую нищету христианское благовествование призвано устранить.

Блаженна же нищета духа, когда человек осознает, что у него полностью отсутствует все необходимое для жизни, и когда он находит помощь и силу в Боге.

Иисус говорит, что таким нищим принадлежит Царствие Небесное. Почему это так? Если возьмем две мольбы из Молитвы Господней и сопоставим их:

Да приидет Царствие Твое;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

то поймем: Царствие Божие — это общество, в котором воля Божья также совершенно воплощена на земле, как на небе.

А это значит, что гражданином Царствия Божия может быть лишь тот, кто исполняет волю Божью; а волю Божью мы можем исполнять лишь тогда, когда осознаем полную нашу беспомощность, наше незнание и нашу неспособность совладать с жизнью и всецело доверимся Богу. Повиновение всегда основано на доверии.

Царствие Божие принадлежит нищим духом, потому что нищие духом осознали всю полную беспомощность без Бога и научились доверять и повиноваться Ему. Таким образом, первое блаженство гласит:

«О блаженство человека, который осознал свою полную беспомощность и который полностью доверился Богу, потому что только так он может оказать Богу то абсолютное повиновение, которое сделает его гражданином Царствия Небесного!»

Благословений Вам. Александр

Источник: https://biblestudy.ru/otvet/bibliya/trudnye-teksty/56476-chto-znachit-nishchie-duhom

Кто такие Нищие Духом?

Свою самую великую проповедь Иисус начал словами “блаженны нищие духом”, ведь именно таковым принадлежит Царство Небесное. Чтобы понять смысл этой фразы, мы должны понимать, кого представляют нищие духом, и каким образом они наследуют Царство Небесное. 

“Наследуют царство”

На заре становления народа Израиль, евреям было дано обещание

Также о царстве священников писал пророк Даниил

Именно об этом царстве и учил Иисус Христос, придя на землю. И имел ввиду он не земное правительство, а небесную награду. 

Нищие духом

Чтобы войти в Небескное Царство, нужно обладать нищетой духа. Что же это такое? И как нищета может быть положительным признаком. Ведь если мы хотим похвалить человека за его развитый внутренний мир, то скорее скажем, что он богат духовно. А вот плохого, как правило, называют скудоумным. 

На самом деле, никакого противоречия здесь нет. Вспомните, что приход Иисуса сравнивали с сиянием великого света, имея ввиду истину и правду, которую тот принес. Соответственно, до этого люди были во тьме. 

Эта мысль подтверждается аллегорическим пророчеством Исаии.

Конечно же, в первую очередь имелась ввиду слепота духовная. И в целом слепыми были абсолютно все люди. Но по разному. Фарисеи и Саддукеи наоборот считали себя очень знающими и понимающими Закон. Но на самом деле они были злы и искажали Божье слово, заменяя его традициями. 

Но были и те, кто осознавал окружающую несправедливость и беспорядок, творившийся в Израиле. Не в силах что-либо сделать, кардинально изменить ситуацию, они все-равно всячески стремились к истине и правде.

Они были внутренне бедны, но они были нищими, т.е. осознавали свою бедноту и это побуждало их искать духовные богаства. (Фарисеям, как вы поняли, ничего искать не нужно было, они были богаты в своих глазах).

Кто жаждет, приходи и пей

Источником силы, способной перестроить внутренний мир человека, является Святой Дух.

И поэтому Иисус, обращаясь ко всем ищущим, жаждущим, нищим духом, призывал их обрести эту силу, придя к нему. 

Этот призыв звучал для всех потомков Авраама. И логично предположить, что книжники и фарисеи, люди начитанные, должны были самыми первыми в Иисусе распознать мессию. Но они не были нищими духом.

Для них религия была лишь способом утверждения себя в обществе, инструментом для повышения социального статуса и положения. Они на верую принимали ложные толкования Закона и ленились пошевелить перстом, чтобы самостоятельно его исследовать.

А зачем, если тебя могут посчитать изгоем? Не лучше ли не выделяться и быть в почете и при должности?

А ведь Соломон предупреждал.

А в другой притче говорится, что 

Естественно, что удивительная слепота фарисеев также была и от Бога, который не открыл им умы для понимания. Не дал ушей и и глаз. Таким образом гордые духовные учителя сами себя прокляли, как и предсказывал Даниил.

10. и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.(Даниил 12:10)

Мудрые уразумеют

Мудрые уразумеют – пророчески указывает на благословение Духом Святым, всех искренних и чистых сердцем.

Когда в пятидесятницу первого века первое собрание получило рождение свыше, то в то же время они получили дар понимания, мудрость от Бога, и силу, способную научить других.

  Благодаря этой силе началась всемирная проповедь, которая обращала людей от грехов к Всевышнему. 

Как мы уже говорили выше, наследовать Царство Небесное означает получить Небесную награду. Даниил сравнил ее с вечным сиянием звезд.

Все записанное в евангелиях служит примером для последних дней, наглядной моделью, показывающей, что ждет нас в будущем. 
 

Не смотря на огромное количество конфессий и учителей, можно уверенно сказать, что христианство в большинстве своем заблудилось, идя по следам ложных пастырей. 

И вам решать, как поступать… Пытаться хорошо устроиться на теплом местечке. Усыпляя совесть, быть таким же как все – мнимо праведным и мнимо возрожденным. Или же быть честным до конца, и признаться самому себе в том, кто ты такой на самом деле.. Обнищать в своих глазах, чтобы потом, используя эти знания как мотив, обогатиться у Бога.

Источник: http://bible-mystery.org/stati/biblejskie-voprosy/27-kto-takie-nishchie-dukhom

joomla templates

Когда-то мы были членами UBF – университетского библейского общества. Не буду здесь рассказывать эту историю, можно почитать здесь. Процесс выхода был долгий и болезненный, за это время мы многое поняли о том, каким должно быть христианское общение. Для нас особенно драгоценными стали слова:

Мф 23:8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же – братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Мк 10:42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

Евр 8:10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом; 11 и не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня.

После выхода мы решили, что не пойдем в какое-то собрание, а будем собираться дома, поскольку видели те же проблемы, быть может, в меньшем объеме, почти везде, потому лезть в чужой монастырь и менять правила – дело неблагодарное. Мы общаемся с людьми из движения Простых Церквей, нашли много общего.

Обычно на собрании мы последовательно изучаем какую-то книгу из Библии. Начали с Евангелия от Матфея, потом послание к Евреям, потом Бытие.

Изучая Евангелие от Матфея и комментарии других исследователей (например, работы Е.С. Полякова), на нас произвела огромное впечатление притча, которую рассказал Иисус:

Мф 13:24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы; 27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29 Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Нас, пожалуй, впервые  тронул сокровенный смысл 29 стиха, о том, что Господин запретил выбирать плевелы, поскольку легко выдернуть и пшеницу.

Мы задумались о значении слова “плевелы” и о том, почему же домовладыка запретил вырывать плевелы до времени жатвы? И когда же это время, собственно, должно настать?

Но, удивительно, в годы становления Христианства акцент был направлен на борьбу с ересями, на выдергивание плевел в зачаточном состоянии. То есть делать то, что прямо запретил Иисус.

Делали же это по очевидной причине – если не бороться с ересями, то не будет внешнего единства, единоначалия. То есть, нарушив заповедь Иисуса о том, что устройство церкви не должно быть как “у князей” – Мат.

20:25, пришлось нарушить и другую, о вырывании плевел.

Удивительно, но до сих пор ересь считается наиболее опасным делом практически в любой церкви. То есть этой притчи попросту не заметили или просто проигнорировали. Удивительно!

Мы поняли, что собрание нужно строить по другим принципам. Каждый может сказать, что думает, только обоснованно, и мы не должны сразу клеймить – вот, это ересь, нельзя такого говорить.

Увы, есть слишком много вопросов, на которые стандартная теология не способна дать непротиворечивый ответ. Современная наука, уроки истории поднимают такие вопросы, что все просто трещит по швам.

Мы решили – пусть идеи сосуществуют на правах рабочих гипотез (даже если выглядят еретически), потом посмотрим, какая даст хороший результат. Мы стараемся изучать книги последовательно, но у нас нет проповедника за кафедрой, который всем бы рассказал, как правильно.

Каждый приходит с определенными идеями, делится ими, все соглашаются или опровергают, но не осуждают, какой бы ни была идея. Мы стараемся поднимать вопросы, на которые обычно неудобно христианину отвечать. Ничего, если пока нет ответа на какой-то вопрос.

Мы не утверждаем о нашем всезнании, не пишем катехизис, просто ищем ответы, открыто признаем, что далеко не все гладко в христианстве.

Вот несколько примеров “неприятных” вопросов:

  • Почему столь яркий контраст между Ветхим и Новым заветами?
  • Почему война против народов Ханаана так сильно напоминает геноцид, осуществлявшийся фашистской Германией?
  • Почему понятие Троицы так важно в христианстве, если мы толком даже не понимаем значение слова личность?
  • Почему человеку за конечное (N-кратное) преступление грозит вечное наказание? Разве справедливо, если наказание заметно превосходит преступление?
  • Разве можно воспринимать искупление как юридический акт? Неужели проблема в том, что Бог не пускает людей в Царствие Божие и чтобы пустить, нужна жертва?
  • Почему есть явное противоречие между буквальным прочтением 1-й главы Бытия и научными данными?
  • Как Потоп мог быть всемирным, когда есть слишком много фактов против этого (животные – эндемики, необходимость специальных условий для выживания пресноводных рыб и т. д.)?
  • Разве повторение правильных доктрин и преданий предков, а также принадлежность к правильному течению важнее жизни по заповедям Христовым?

Разве повторение правильных доктрин и преданий предков, а также принадлежность к правильному течению важнее жизни по заповедям Христовым?

… и много других… когда здравый смысл говорит одно, а надо говорить другое, иначе ты, вроде как, и не христианин.

Это только самые поверхностные вопросы, с которыми почти каждый христианин сталкивался и закрывал “дырки” достаточно странными, но “авторитетными” заплатками, когда ответ заранее известен, нужно только небольшое насилие над логикой… А кто-то и вовсе не хочет думать о плохом, полагая, что главное – евангелизация. Только вот чему учим… Чаще всего идите и научите все народы, уча их научить все народы…

Есть еще многое, в чем нужно разобраться объективно. Не думайте, что это теоретические вопросы, которые на жизнь не влияют.

Искренность, открытость и непредубежденность в изучении Писаний, несомненно, помогает иметь то же самое в человеческих отношениях: в семье, с друзьями, на работе и т д.

Это очень сильно влияет на ценности, – что же самое важное – хранить верность традиции и структуре любой ценой, или же быть готовым изменяться, выбирая лучшее.

Источник

Источник: http://lawinmind.org/index.php?option=com_content&view=article&id=85&Itemid=96&lang=ru

Что значит

Духовное развитие 28 мая 2016

Изучая православные заповеди, люди наталкиваются на не совсем понятные современному человеку мысли. Что означает «блаженны нищие духом»? Эти слова могут нынче вызвать диссонанс.

Ведь нам из всех источников информации доказывают, что для достижения успеха необходимо развитие. Людей подталкивают не только к получению профессиональных навыков, но и к духовному росту. А это означает воспитание в себе силы воли, устремленности, упорства и так далее.

И тут «блаженны нищие духом». Как понимать это выражение, о чем оно говорит? Давайте разбираться.

Присмотримся к нищим

Может, это не самое приятное занятие, но придется покопаться в психологии неимущего человека. Первая заповедь гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Как же так? По словам Иисуса, людям, которые в этой жизни ничего не имеют, не создают, не производят, открыты райские врата.

Вроде в этом есть некое противоречие, но только для современного, подверженного влиянию общества человека. Иисус на нищего смотрел иначе. Тот, кто находится, так сказать, на дне, не имеет амбиций. Он готов принять любую помощь, лишь бы ее предложили. У этого человека нет гордости, присущей обычному человеку. Он не боится потерь. У него есть только жизнь.

Этот человек считает себя столь незначимым, что не судит других. Живет он простыми интересами. Сегодня есть хлеб и вода – хорошо. За это благодарит Господа. А если ничего нет, значит подождет, когда придет помощь от добрых людей. Нищий не возносит себя, не пытается встать над обществом.

Этому человеку неведомы обычные волнения по поводу порчи имущества или проблем на работе. Его душа свободна от обременительных имущественных хлопот и переживаний.

О духовности

Вы задумывались о том, в каком направлении развивается наше общество? Если в прошлые века люди считали ценностью в основном материальные блага, то теперь таланты стали дороже. Тот, кто умеет генерировать знания, передавать их другим, процветает.

Им тоже Иисус говорил: «Блаженны нищие духом…» Фраза эта предназначена для того, чтобы гений не ценил свои способности превыше общения с Господом. Наши умения и навыки есть капитал, нам внушают это с детства. В этом нет ничего дурного, если не использовать их во вред другим.

Ведь Господь дарует способности, чтобы чада его усовершенствовали землю, развивали это пространство. Важно не испытывать гордости оттого, что ты умеешь и имеешь больше других. Грех заключается в презрении к тем, кто обделен талантами. Это касается любых способностей, в том числе и духовных.

Есть люди, обладающие невероятной мудростью, умеющие вести за собой других. Им приходится постоянно бороться с соблазном гордыни. Суметь сохранить веру в Господа – вот что значит “блаженны нищие духом”. Нужно постоянно помнить: нет ничего ценнее единства со Всевышним.

Ощущать его в себе – это и есть исполнение заветов. А тот, кто вместе с Господом, защищен от искушений, в том числе и от гордыни.

Видео по теме

«Блаженны нищие духом»: толкование

Христианство основной добродетелью считает смирение. Оно заключается в том, что человек надеется лишь на Господа. Он не пытается ему что-то дать, сделать или предложить. Торгу в этих отношениях нет места. Христианин надеется на доброту Бога, полностью и безоговорочно ему доверяет.

Душа его чистая и искренняя. В ней нет ни тени сомнения. Смиренномудрие – это умение принимать от мира все. Так как эти дары идут из рук Господних. Если случилось что-то дурное, следует поблагодарить Всевышнего и не роптать. Значит, нынче ты не заслужил большего.

И конечно, нужно говорить «спасибо» за каждую малость, что получаешь в жизни. Ведь хорошего у любого человека больше, чем плохого. Мы настолько привыкли к этим дарам, что перестали их замечать. А это и есть гордыня, грех.

Когда спрашиваете себя, как понять “блаженны нищие духом”, постарайтесь сосредоточиться на той радости, что получаете на земле. Как это? Давайте приведем пример.

Что хорошего есть в нашей жизни?

Возьмем среднестатистического человека, проживающего в русскоговорящем мире. Что он получает практически каждый день? Скажете, одни проблемы и неприятности, помноженные на негатив, распространяемый СМИ? А мы постараемся найти то, что вы, вероятно, перестали ценить:

  • воздух, который позволят жить;
  • поддерживающих и помогающих родителей;
  • пищу и кров;
  • работу, коли есть желание трудиться;
  • источник знаний, если он необходим;
  • здоровье;
  • поддержку друзей;
  • улыбки любимых;
  • возможность иметь детей.

Поверьте, перечислять можно до бесконечности. Но разве люди ценят эти дары? Они считают их естественными. И к чему это приводит?

Последствия неблагодарности

Тоже не станем долго рассуждать. Приведем несколько цепочек, которые продемонстрируют логику, остальное додумайте сами:

  • Тот, кто имеет кров и доход, боится его потерять. Ему страшны грабители, войны, экономические кризисы и другое.
  • Здоровый человек с неприязнью думает о возможных недугах.
  • Имеющий родителей, семью, друзей страшится измены и смерти.
  • Работающий и реализующий свои таланты боится потерять место или шанс.

Этот список тоже можно продолжить до бесконечности. Мы взяли для примера только самые обычные вещи. Просто в следующий раз, когда задумаетесь, что означает «блаженны нищие духом», вспомните о дарах Господа. Есть люди, которым не повезло. У них нет или здоровья, или таланта, или мирного неба над головой. А все ли они ропщут?

Что в жизни ценнее всего?

Наверное, вопрос, вынесенный в подзаголовок, наивен. У каждого свои ценности. Это правда и ложь одновременно. Есть общечеловеческие ценности. Их довольно трудно опровергнуть полностью. Верующие считают, что самым важным является пребывание рядом с Господом.

Поверьте, многие старались доказать обратное. Получалось до тех пор, пока не происходила беда. И только пережив горе, человек осознавал, что поддержка Всевышнего – это самое главное, что у него есть. Ведь из души эту силу никто не вырвет.

Она не зависит от правителей или СМИ, мнения друзей и врагов. Это данность, которую можно отвергать или принимать, но не оспаривать ее существование. Значит, «блаженные нищие духом» – это заповедь о любви к Богу? Священники считают, скорее, напоминание.

Это короткая притча о целостности мира и его бренности в одно и то же время.

Нужна ли эта истина современному человеку?

Предлагается опять вспомнить о смирении. Это настоящая мудрость, позволяющая посмотреть на себя со стороны, оценить реально недостатки и достоинства. А раз понимаете, в чем ваша ценность, умеете правильно выбрать поприще для приложения сил. Кроме того, человек, оценивающий себя адекватно, не испытывает проблем с общением, любит и получает взаимность.

Он счастлив! А вы говорите, что нужно стремиться к успешности любой ценой. Всегда помните, что блаженны нищие духом, то есть люди, превыше всего любящие своего Создателя. У них намного меньше страхов и конфликтов в душе. Есть тот, на кого можно опереться. И он никогда не предаст, не изменит, не станет манипулировать или обманывать. Он суть души человека.

Заключение

Если понимаешь бренность дарованных тебе материальных благ и интеллектуальных ценностей, то живешь легче и естественнее. Попробуйте хоть на один день позабыть о страхах, порожденных гордыней.

Этот небольшой эксперимент вернет вас в детство. Не поверите, но малыши – это практически единственная категория людей, истинно понимающих исследуемую фразу.

У них нет забот, они полностью доверяют своим родителям, видя в них Господа. Вспомнили?

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Бизнес
Как понять, что значит летальное оружие?

В новостных сводках не часто озвучивают, что значит летальное оружие. Но этот термин вызывает некоторые вопросы у зрителей. Ведь и травматическим пистолетом можно убить, однако его не причисляют к летальному виду воор…

Бизнес
Оплата услуг ТК “Деловые линии”. “Блокировка по оплате” – что значит этот статус

Транспортные услуги – это одна из наиболее развитых сфер, которая постоянно растет за счет повышения спроса на нее. Судите сами: людям всегда нужны были услуги по перевозке крупногабаритных вещей, а то и просто по дос…

Бизнес
Что значит “Неудачная попытка вручения” (“Почта России”)? Что это за операция? Статусы ФГУП “Почта России”

Сегодня любой желающий может отследить свое почтовое отправление, идущее “Почтой России”. Для этого существуют специальные сервисы, которые способны однозначно указать на то, где сейчас находится посылка и что с ней п…

Бизнес
Орошение – это что значит? Польза орошения для земли

Орошение полей — это одно из самых важных условий плодородия. Обеспечение растений жидкостью влияет на проходящие в них химпроцессы, воздушный и температурный режим, функционирование почвы на уровне микробиологи…

Бизнес
Самовывоз – это что значит? Самовывоз товара

Сегодня мы являемся свидетелями стремительного развития Всемирной сети. Вследствие этого все большей популярностью пользуются виртуальные магазины. Кто уже делал интернет-покупки, наверняка столкнулся с такой услугой,…

Бизнес
Что значит наложенный платеж и насколько популярна в настоящее время данная форма расчетов

Ни для кого не секрет, что сегодня к информации о продаже различных товаров и услуг, размещенной в сети интернет, люди проявляют повышенный интерес. И это вполне объяснимо, потому что приобретать любимую музыку, фильм…

Дом и семья
“Апорт!” (команда собаке) – что значит? Как обучить собаку команде “Апорт!” и другим

Обязательный курс дрессировки обычно не включает команду «Апорт!». Однако в этом действии для собаки намного больше пользы, чем кажется на первый взгляд, не говоря уже о том, что обычно животные с большим …

Дом и семья
Что значит для России День Бородино?

Могут ли в наши дни собраться вместе на одном поле драгуны и гусары, кирасиры и артиллеристы, уланы и гренадеры, причем как русской, так и французской армии? Кому-то это покажется фантастикой. Ну а кто-то ответит утве…

Дом и семья
Что значит быть моральным человеком с точки зрения разных культур

Что значит быть моральным человеком? На первый взгляд вопрос кажется очень простым. Моральными называют тех людей, которые строго придерживаются принятой в обществе этики, руководствуются конкретными нравственными при…

Дом и семья
Что значит кольцо на указательном пальце

Кольцо — красивое украшение, которое носят как женщины, так и мужчины. Ни для кого не секрет, что кольца на протяжении всей истории использовались и как некоторые символы. Например, кольцо на безымянном пальце п…

Источник: http://monateka.com/article/48043/

«Блаженны нищие духом»

?sergedid (sergedid) wrote,
2015-02-23 23:33:00sergedid
sergedid
2015-02-23 23:33:00Это один из наиболее часто задаваемых вопросов. Что значит «нищие духом», и почему «их есть Царство Небесное». И даже: «нищий духом – разве это хорошо?» (дескать, наоборот, приветствуется духовное богатство, а не духовная нищета).

В наше жестокое время очень многие слова, понятия и представления искажены. Извращены. Утратили свой первоначальный смысл.Господь сказал:«Будьте как дети».«Нищие духом» – это и есть те самые дети.«Нищие духом» – это те, которых легко обвести вокруг пальца. Объегорить.Тот, который обводит вокруг пальца, который объегоривает, – не попадет в Царство Небесное.

Но и тому, которого «не так-то легко обмануть», кто «крепкий орешек», которому «палец в рот не клади», который «себе на уме», попасть в Царство Небесное тоже не так-то легко – ему придется для этого очень постараться и поднапрячься.

Трудно искушенному на пути к Царству Небесному. Не зря, ох, не зря однокоренные слова – искус, искушение

И так недалеко здесь от лукавства – и от лукавого.

«Нищий духом» – это «лопушок».

Есть такие выражения: ты что, с луны свалился? Или: ты что, только что на свет родился?

Так вот, «нищие духом» – это «свалившиеся с луны». Это «только что родившиеся на свет».

«Нищий духом» – это наивный человек. Неискушенный.

И еще. «Нищий духом» – это обязательно кроткий человек.

«Многие знания умножают скорбь» (Еккл.) – это ведь, в сущности, о том же самом.

«Нищие духом» – это те, которые в этом смысле не могут скорбеть, и они, считай, уже в Царстве Небесном.Однако необходима оговорка, что быть этаким «незнайкой», тюфяком, дундуком (который и знать ничего не хочет) – тоже не приветствуется. Речь вовсе не о том, чтобы вообще ни к чему не стремиться и не хотеть учиться уму-разуму.

Подобно тому, как просто голодные нищие нуждаются в хлебе (в подаянии – в том, чтобы им дали кусок хлеба), нищие духом – это не беззаботные «ничего не желающие знать», а наоборот, нуждающиеся, смиренные и сокрушенные сердцем, жаждущие, которые боятся и трепещут заповедей Божиих.

Само собой разумеется, что «нищий духом» в устах Иисуса – это «лопушок» со знаком плюс, а не «лопушок» со знаком минус!

===============

Нельзя слова Спасителя (да и вообще любые слова из Священного Писания) понимать по-дурацки. Это грех.

К сожалению, грех этот распространен чрезвычайно.
Нередко здесь действует знаменитая русская поговорка: заставь дурака Богу молиться – он лоб разобьет.
Ни в коем случае нельзя «закусывать удила». И нельзя допускать постыдной профанации.
Например, о любви я уже написал:
http://sergedid.livejournal.com/9167.html
Или еще. Представьте себе, чтобы святой преподобный Сергий Радонежский, благословляя Димитрия Донского и его войско на битву, говорил о смирении и учил подставлять другую щеку

Источник: https://sergedid.livejournal.com/212213.html

Нищие духом

Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие».

«Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». 

Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. 

Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься.

Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения.

 Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. 

Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. 

Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва.

Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. 

Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах…

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. 

Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение.

Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию.

Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. 

Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.

Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. 

Нищий духом, о котором говорит Евангелие, – это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета – это потребность, перед которой пасует и рационализирующая сложность науки, и художественная фантазия литературы, и даже утешающая мудрость философии.

По неисчерпаемости собственной духовной жажды человек догадывается о том, что он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным заставляет искать небесного и достигать горних сфер. 

Это тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…

«Духовная жажда» – выражение нищеты – становится непременным условием «явления серафима». 

И усердно молящийся может замирать в недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается не в чем его унести. 

Поэтому действительно «блаженны» те, у кого есть ничем не заполненный сосуд – они и в самом деле могут «горы передвигать».

 Таким образом, духовная нищета оказывается самой сутью веры.

Сторонникам «спасения через грех» стоит отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не потому, что он «угодил» Богу своими грехами, но потому, что он собственную духовную бедность смог пережить как нищету. 

Духовное же богатство фарисея переполнило его, создало иллюзию личной онтологической завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо молитвой.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. 

Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплиментарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. 

Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. 

Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1183544632851827253/nischie-duhom/

Кто такие “нищие духом”?

Мне нравится Синодальный перевод. Я симпатизирую ему даже несмотря на архаизмы, ряд богословских искажений, смещение в нумерации псалмов и безнадежную отсталость от современной библейской текстологии. Возможно, я немного предвзят, ведь это была первая Библия, которую я держал в руках, из которой узнавал Бога и его замысел, о его Сыне и о Царстве.

У меня особое отношение к этому коричневому томику с неповторимым хрустом тонких полупрозрачных страниц и нечётким шрифтом.

Более того, в последнее время я начал ценить этот перевод как замечательный справочник, к которому часто обращаюсь, желая узнать наиболее дословное прочтение языков оригинала.

Когда речь не шла об отрывках догматического значения, его редакторы проявили необычную аккуратность, по возможности не добавляя лишних слов в перевод, а если этого требовал русский синтаксис – выделяли добавленные слова курсивом.

Такой безупречностью отличаются и вступительные слова Нагорной проповеди: “Блаженны нищие духом…

” (Матфея 5:3) Замечательная точность. Вот для сравнения подстрочная передача греческого текста:

Μακάριοι οἱ πτωχοὶ τῷ πνεύματι. 

Счастливы (артикль) бедные (артикль) духом.
Но вот незадача… Как раз в буквальном прочтении данный библейский текст совершенно непонятен русскому человеку. Он создал множество ошибочных ассоциаций у неискушенных читателей, тем самым затруднив понимание слов Иисуса. В Сторожевой Башне об этом стихе было хорошо подмечено: “Иногда слишком дословный перевод даже может создать впечатление, что речь идет о психически неуравновешенных или слабых, безвольных людях.” Или – продолжая список – о недуховных, невежественных и слабоумных людях. Кто знает, не потому ли слово “блаженный” стало относиться к “юродивым” – людям с умственными отклонениями и неадекватным поведением, которых Православная церковь традиционно считает подвижниками и пророками? Что само по себе граничит с мракобесием…

О том, кто такие “нищие духом”, существует много других разнотолков. Некоторые говорят, что это просто смиренные люди, или принявшие обет бедности, и т. д.

Становится ясно, что в данном случае предпочтительным является толковательный перевод, который вместо основных лексических эквивалентов найдет слова, с наибольшей вероятностью передающие идею, возникавшую в уме тех, кто слышал Нагорную проповедь.

“Осознающие свою духовную нужду”. Другой перевод Библии, который отличается буквальной передачей языков оригинала – это New World Translation (NWT).

Но как раз Матфея 5:3 – одно из немногих мест, где редакторский комитет данного английского перевода вместо наиболее буквальной передачи текста сделал выбор в пользу идиоматического перевода – “осознающие свою духовную нужду“.

В данном случае NWT, хотя и может показаться слишком далеким от оригинала, на самом деле наиболее точно передает мысль, заключенную в словах Иисуса. Убедиться в этом помогает исследование значения прилагательного ptokhos (бедные).

 Оно происходит от глагола ptosso – “приседать, съёживаться” (поза попрошайки, сидящего у стены). Имея в ввиду такую этимологию, разумно предположить, что “просящий милостыню” – это первое и основное значение слова.

Зная это, мне долгое время было непонятно, почему столь меткий вариант “просители духа” приводится в NWT только в примечании, а не в основном тексте. (Сравни Матфея 7:7-11 и Луки 11:13)

Для этого есть как минимум две причины:

Хорошо, почему тогда просто не перевести фразу как “бедные духовно”? Откуда выведена формулировка “осознающие свою духовную нужду”? Ответ прост: бедными духовно являются все незнакомые с учением о Царстве.

Иисус просто не стал бы называть счастливыми всех таких людей, среди которых многие горды, равнодушны и думают, что “уже всё знают”, оставаясь при этом духовно слепыми и нищими! (Матф. 5:20; Откр. 3:17, 18).

 Важно, чтобы человек понимал свое жалкое и беспомощное духовное состояние, и готов был принимать помощь – ведь именно такие люди назывались ptokhoi, как было сказано выше.

Имеем логическую цепочку: “Духовно нуждающиеся и готовые принять помощь” –> “Духовно нуждающиеся и признающие этот факт” –> “Осознающие свою духовную нужду”.

  

Учитывая все доводы, можно сделать вывод, что “осознающие свою духовную нужду” – самый лучший идиоматический перевод, который оставляет за читателем большую свободу в выборе того или иного толкования.*** При этом он не лишен смысла, в отличие от таинственной фразы “нищие духом”. Это одна из причин, почему я держу Синодальный перевод на полке, а повседневно пользуюсь замечательным переводом NWT на русский язык.

______________________________

*  В редких случаях это слово относится к бедным, которые могут себя содержать и делиться с другими.

Например, бедная вдова описана как словом ptokhos, так и другим греческим словом penikhros, означающего бедного человека, который все-таки может себя прокормить. (Луки 21:2; Марка 12:42). Также ptokhos применяется однажды к Иисусу (2 Коринфянам 8:9).

Но можно сказать, что это очень редкие случаи. В подавляющем большинстве случаев данное слово описывает людей, которым оказывали помощь.

** Сравни Матфея 5:8, где “чистые сердцем” – конструкция в том же падеже. Также есть вероятность, что πτωχοὶ τῷ πνεύματι – это дательный падеж ссылки – в таком случае перевод будет приблизительно такой: “бедные [что касается] духа”. В данном случае эти две разновидности дательного падежа мало отличаются.

*** NWT не единственный перевод, где сделан такой выбор. Вот еще несколько:

Источник: http://bibleapology.blogspot.ru/2012/10/blog-post_14.html?m=1

Ссылка на основную публикацию