Музыка в стиле даб? как танцуют даб? даб это

От даба до грайма: почему басс-музыка заставляет нас танцевать

Вместе с музыкантом-электронщиком и журналистом Ником Завриевым, пионером джангла в России диджеем Дэном, продюсером Сергеем Сабуровым и фронтменом Therr Maitz Антоном Беляевым вспоминаем историю развития басс-музыки и пытаемся понять, почему эти низкие частоты — басы — заставляют нас танцевать.

Жанр: даб
Когда: 1970-е
Где: Ямайка (Кингстон)
Кто: Кинг Табби, Ли «Скретч» Перри и другие

Так звучала басс-музыка в то время, когда почти никто из нас еще не родился

Центральным элементом в музыке (если говорить о наступившей в 50-е годы эпохе звукозаписи) бас впервые стал на Ямайке, и сделал это Осборн Раддок по прозвищу Кинг Табби.

Карибский Кулибин начинал с того, что устраивал уличные дискотеки, при этом у Табби был лучший в Кингстоне звук.

Он собственноручно перепаивал усилители и видоизменял колонки так, чтобы звук был пространственным (для этого Табби вешал динамики на деревья), а бас при этом дрожал и бил прямо в тело.

К середине 1970-х он сосредоточился на работе в студии, став признанным продюсером-визионером. Из легковесного регги он вместе с коллегами вроде эксцентричного Ли «Скретча» Перри вывел собственный жанр, названный дабом. Новаторы буквально обглодали регги до костей, сделав главными в даб-треках именно басовые партии, а немногочисленные элементы аранжировки утопили в густом пульсирующем эхе.

Жанр: Электро и майами-бейс
Когда: 1980-е
Где: США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами)
Кто: Африка Бамбата, Egyptian Lover, Dynamix II, Planet Patrol

Абсолютно неподвластное времени классическое электро: так оно звучало почти 40 лет назад и почти так же звучит сегодня на танцполах техно-клубов

В музыкальном мейнстриме 1980-е были временем крестовых походов против «низкочастотной бесовщины», но за поп-звезд с лихвой отрабатывали андеграундные музыканты.

Форпостом культуры баса в это время стало американское электро: робо-фанк, выросший из футуризма Джорджа Клинтона, немцев Kraftwerk, брейкданса и афроамериканской уличной культуры.

Здесь, как и в дабе, главной была ритм-секция, но на этот раз быстрая и рваная.

Ключевым элементом электроритма был тягучий и басовитый кик аналоговой драм-машины Roland TR-808 (ныне это устройство стоит заоблачных денег и широко используется в жанрах от хип-хопа до трэпа).

Электро не только повлияло на становление клубной электроники (в первую очередь техно), но и сохранилось в почти первозданном виде: сегодня десятки лейблов и сотни музыкантов соревнуются в том, кто из них точнее воплотит заветы патриархов.

Жанр: блип-н-бейс
Когда: 1989–1991
Где: Англия (Шеффилд, Лидс)
Кто: Первые клиенты лейбла Warp — Forgemasters, Sweet Exorcist, LFO

Сырая и жирная бас-линия этого трека сорвала голову в конце 1980-х десяткам тысячам рейверов в Британии и их единомышленникам из других стран

В конце 1980-х в Англию пришла рейв-лихорадка, и, потанцевав годик-другой под импортные пластинки, Британия породила собственную версию клубной музыки.

В Манчестере появились 808 State и A Guy Called Gerald, а в Шеффилде открылся лейбл Warp.

Сейчас он известен как крепость умной электроники из-за релизов таких великих, как Boards of Canada, но поначалу он специализировался на местном изводе техно, получившем название блип-н-бейс.

Блип был сырой и рыхлой клубной музыкой с прямым ритмом и невероятно тяжелой по тем временам басовой линией, которая на хороших саунд-системах буквально размазывала рейверов по стенам.

Самые известные выходцы из этой сцены даже в названии не обошлись без баса, аббревиатура проекта LFO (Low Frequency Oscillator) расшифровывается как «низкочастотные колебания». «Нам хотелось перенести на пластинку как можно больше баса», — рассказывает один из основателей лейбла Warp Стив Беккет.

«При нарезке пластинок станки так нагревались, что могли сгореть. Нас спасло то, что инженер завода по имени Кевин тоже был фанатом баса, стремился нам помочь и был готов рискнуть».

Жанр: джангл
Когда: 1993–1995
Где: Англия (Лондон и окрестности)
Кто: M-Beat, Grooverider, Алекс Рис, Док Скотт, 4hero

В 1993-м появляется джангл, в основе стиля — контраст быстрого и суперсложного ритма, нарезанного из классических фанковых брейков и медленного тягучего баса, который заполнял собой все пространство. Он был примерно таким же глубоким, как в блипе, но звучал куда более жирно и объемно.

Андрей Котов (DJ Dan)

Проект Storm Crew, ведущий радиошоу «Шторм», один из первых пропагандистов джангла в России

«Очень важной составляющей всей этой истории была басовая линия, которая в 95% произведений была представлена низкой басовой бочкой Roland TR-808, разложенной по нотам. Каждый трек состоял в основном из лупов и баса. Позже стиль, который пришел на смену брейкбиту, назвали драм-н-бейс, и это достаточно точное обозначение.

Ближе к 1995 году джангл набрал популярность и стал мейнстримом. Музыканты все чаще хотели выделить свой трек чем-то особенным и удивить диджеев и публику глубиной звучания. И главную роль в этой задаче практически всегда играл именно бас».

01

DJ Zinс «Super Sharp Shooter»

Одна из самых продаваемых пластинок того времени из-за использования автором «перевернутого» баса — то есть пущенного задом наперед. Это было необычно и действительно запоминалось.

02

London Elecktricity «Pull The Plug»

Ближе к 1999–2000 году в моду вошел стиль ликвид-фанк — в драм-н-бейс-треках начали появляться элементы, характерные для классического фанка. Чаще всего семплировали контрабас и «квакающую» гитару. И этот трек — классический пример стиля.

03

Ed Rush «Whatʼs Up»

Параллельно с ликвид-фанком развивался и индустриальный стиль текстеп. Тяжелая и, как правило, мрачноватая музыка. Для меня эра текстепа началась с этого трека продюсера Эда Раша.

04

Lucy Furr «Infidel»

Позже на базе текстепа зародился техноидный драм-н-бейс. Собственно, именно оттуда и растут ноги у современного и очень популярного на данный момент поджанра нейрофанк. Трек «Infidel» — бриллиант этого стиля.

05

M-Beat feat. General Levy «Incredible»

И, конечно, рагга-джангл. Этот стиль выделяется наличием ямайского вокала в стиле регги/рагга. К радости меломанов, он сохранился и издается по сей день практически в первозданном виде. И вот наиболее яркий и классический пример.

Жанр: даб-техно
Когда: середина 1990-х
Где: Германия (Берлин)
Кто: Мориц фон Освальд, Марк Эрнестус, DJ Pete

Эта серия пластинок продюсера Морица фон Освальда (aka Maurizio) построена на гениальном сочетании гулких пустот и вязкого баса

В конце 1980-х, незадолго до падения Берлинской стены, открывается магазин пластинок Hard Wax, основатели которого совмещают в себе две страсти: любовь к детройтскому техно и коллекционирование ямайского даба и регги. Из двух ингредиентов берлинский плавильный котел вскоре рождает новый жанр. Даб-техно подхватило флаг примерно там, где его оставил Кинг Табби.

Эта музыка почти целиком состояла из ритм-секции и эха, причем и глубочайший дабовый бас, и размеренная техно-бочка, казалось, вообще не имели высокочастотной составляющей. По-настоящему даб-техно раскрывается при прослушивании на больших клубных саунд-системах или полноценной Hi-Fi-аппаратуре, где бас может продышаться, а динамики в клубе или хороших наушниках ходят ходуном.

Жанр: грайм
Когда: начало 2000-х
Где: Англия (восточный Лондон)
Кто: Диззи Раскал, Уайли, Кано

Дебютный диск Диззи Раскала «Boy in da Corner» не просто стал классикой жанра, но и получил премию Mercury за лучший альбом года в Британии, притом что в этой же номинации фигурировали новые пластинки Coldplay и Radiohead

Синтез примерно всей клубной культуры постмиллениальной Англии был рожден и воспет пиратскими радиостанциями, где эмси с хорошо подвешенными языками читали в прямом эфире под мрачноватый, но боевитый саундтрек из смеси хауса, джангла, гэриджа, а также ямайского дансхолла. И снова движком грайма был тяжелый и агрессивный бас.

Вскоре амбициозным парням стало тесно в рамках нелегальных эфиров, и они начали записывать и выпускать собственные треки. Грайм почти моментально стал официальным голосом улиц — в нем были и смелые остросоциальные тексты, и новый интересный звук.

Жанр: дабстеп
Когда: середина 2000-х
Где: Англия (южный Лондон)
Кто: Burial, Pinch, Loefah, DMZ

Компания молодых единомышленников из южного Лондона выросла на джангле, медленном и печальном бристольском трип-хопе, а также ямайском дабе и регги (в южных пригородах британской столицы особенно много выходцев с Ямайки, и регги звучит, что называется, из каждого утюга).

Добавьте еще немного из популярного в лондонских клубах UK garage, и на выходе получится мрачная, постапокалиптическая музыка, выстроенная вокруг плавающего баса (еще более жирного и глубокого, чем в джангле), а также медленных, но оглушительных ударных, выстукивающих гипнотические узоры.

«Поначалу на дабстеп-вечеринках никто не танцевал, — вспоминает один из основоположников жанра, музыкант Loefah, — все сидели на полу, окутанные дымом, и кивали головой в такт».

Позже дабстеп поделится на десятки самых разных поджанров, от интеллектуальной мистики Burial до агрессивного бро-степа (вот яркий образчик — продюсер Caspa), породив зонтичный бренд «басс-музыка», или просто «бейс».

Сергей Сабуров

Читайте также:  Что значит крокодиловы слёзы? как понять крокодиловы слёзы? смысл

Один из руководителей московского лейбла Hyperboloid

«Бейс (bass-music, басс-музыка) — это не музыкальный стиль, а скорее еще одно условное обозначение огромного круга жанров, находящихся по другую сторону от техно. Эту музыку можно объединить по признакам: усиленный глубокий бас, гаражные, дабстеповые корни, зачастую неровный, ломаный бит, более свойственный уличной культуре.

Ярким примером пропагандистов такой музыки можно назвать лондонский лейбл Hyperdub. Они начинали как вебзин про гаражную и экспериментальную музыку, затем вокруг них сформировалось сообщество талантливых диджеев, музыкантов, оформились связи с другими лейблами и сообществами (например, с Teklife).

Разумеется, когда говорят о Hyperdub, сразу вспоминают музыканта Burial, и благодаря ему про лейбл знают все.

Но Hyperdub — это целое культурное явление, коммерчески успешный лейбл, уже много лет спасающий нас от засилья массовой клубной музыки.

Можно слушать только Hyperdub и быть в курсе огромного пласта современной электроники: Kode9, DJ Rashad, Endgame, Hype Williams, Zomby, Лорел Хейло, DVA, Джесси Ланца, Cooly G и многие, многие другие».

01

Burial «South London Boroughs»

Это была первая пластинка, которую я купил у Hyperdub, дебютный релиз Burial.

02

Kode9 + The Spaceape «9 Samurai»

Основатель лейбла Стив Гудман (Kode9) с манифестом нового звучания.

03

DJ Rashad «I Donʼt Give a Fuck»

Идеальный союз Hyperbub и Teklife.

Жанр: футворк
Когда: конец 2000-х
Где: США (Чикаго)
Кто: DJ Rashad, RP Boo, Traxman

Быстро, грязно, технологично — это футворк

Внутривидовую борьбу среди множества поджанров басc-музыки выиграл чикагский футворк — именно его сегодня можно назвать передовым краем клубной музыки. Корни одноименного уличного танца, в котором активную роль играют сложные движения ног, уходят чуть ли не к концу 1980-х, но музыкальный жанр сформировался только в конце 2000-х усилиями таких музыкантов, как DJ Rashad и RP Boo.

Футворк приходится правнуком электро (та же культура уличного танца, те же басовитые раскаты), внуком чикагского бути-хауса и племянником дабстепа — те же триольные ритмы, но в отличие от тяжеловесного и неповоротливого прадедушки футворк вышел не просто динамичным, а прямо-таки летучим. Упругие басы здесь служат основой мощнейшего танцевального грува.

Фронтмен Therr Maitz объясняет, почему именно бас является тем звуком, который вот уже многие десятилетия заставляет нас танцевать

Антон Беляев

Музыкальный продюсер, композитор и основатель Therr Maitz

«Бас — это энергетически центральный элемент в музыке, особенно в танцевальной, но и не только в ней. В партии баса не так много музыкальной информации, как в партиях других инструментов, но слушатель часто реагирует именно на бас, на его энергетику.

Когда при записи моего трека в нем появляется бас-линия, значит я уже понимаю, куда двигаюсь стилистически. При этом с басом всегда нужно быть очень осторожным, неправильное воспроизведение баса может все испортить. Его запросто может оказаться слишком много. Неправильный бас может вызвать дискомфорт у слушателя, вплоть до депрессии.

В мире огромное количество песен и треков, где внимание слушателей фокусируется именно на басе. Если начать с себя, то, в первую очередь, конечно, это наша песня «365».

Здесь в принципе много баса и запись сделана так, что мы его подчеркиваем, — такая экспериментальная вещь, даже бочка здесь особенно низкая, нерадийная, так поп-музыку обычно не принято записывать. Если вспомнить еще какие-то яркие примеры музыки с интересным басом, то вот молодое дарование Mura Masa — просто послушайте этот его трек.

С этой точки зрения приятно слушать также и джаз, там бас всегда очень интересно звучит и его очень здорово слушать на хорошей аппаратуре. Взять Эллу Фицджералд, к примеру: в ее записях всегда много обертонов, очень богатый звук.

Хорошо отстроенный звук и особенно качественные низкие — это очень важная вещь. И именно поэтому музыку надо слушать только в хороших наушниках/на хороших колонках, это стало одной из причин, почему я стал лицом линейки Sony EXTRA BASS™ — это колонки и наушники, где все нюансы басовой линии раскрываются в полной мере».

Яркий пример активной проработки баса среди производителей техники — продукция компании Sony, эксперта в области качественного звука, в парнерстве с которой мы сделали этот материал. В арсенале компании есть специальная линейка продуктов, позволяющая максимально раскрыть все басовые вибрации ваших любимых стилей музыки — от даба и электро, до джангла и дабстепа.

Sony представляет портативные, но мощные аудисистемы для домашних вечеринок, беспроводные водонепроницаемые колонки и наушники линейки EXTRA BASS™, усиливающие низкие частоты и создающие очень реалистичный звук с четкой ритмикой.

Мощная аудиосистема с Bluetooth® GTK-XB7: идеальный вариант для домашней пати для всех любителей хорошей музыки с отличными басами. Впечатляющая трехсторонняя многоцветная подсветка превратит любую домашнюю вечеринку в настоящий микро-рейв. Управлять аудиосистемой можно с помощью смартфона.

1 / 3

Беспроводные наушники MDR-XB950BT серии EXTRA BASS™ : мощные неодимовые динамики диаметром 40 мм и функция Electro Bass Booster позволят услышать все нужные бас-вибрации, а со встроенным Bluetooth® не придется переживать о мешающих танцу проводах.

2 / 3

Беспроводной портативный динамик с Bluetooth® SRS-XB3: легкий и компактный, можно взять с собой куда угодно — например, на пикник с друзьями в парке. Функция EXTRA BASS усиливает низкие частоты и увеличивает громкость звука ваших любимых треков. А еще эта стильная портативная колонка не боится воды и способная работать автономно около 24 часов.

Источник: https://daily.afisha.ru/music/4701-ot-daba-do-grayma-pochemu-bass-muzyka-zastavlyaet-nas-tancevat/

DUB

электронное психоделическое регги

Эти звуки невозможно спутать ни с чем другим. Сейчас элементы даба, в той или иной мере, есть в каждой второй электронной композиции. Но однозначно рассказать об этом чрезвычайно трудно.

Даб — это настроение, это тягучие басовые линии, красивое растекание звуков эха, расслабляющая музыка (далеко не всегда), обволакивающая и уносящая за собой. Это настроение позитивных электронных вибраций-ревербераций, которое придает музыке неповторимый ямайский шарм.

Даб (Dub) — музыкальный стиль, возникший на Ямайке в начале 1970-x годов. Первые даб-записи представляли собой регги-запись, без вокала.

Теперь же они являются особо экспериментальной и психоделической разновидностью регги; даб теперь же стал отдельным самостоятельным явлением, прямо или косвенно повлияв на становление и развитие многих стилей музыки 1980-х и 1990-х годов, таких, например, как хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп.

По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках.

Басовая линия — это основной фундамент даб-музыки, именно она задаёт ритм и выводится на главный план, в то время как перкуссия выполняет второстепенную роль.

Поскольку даб происходит от регги, басовые линии в подавляющем большинстве случаев составляются по канонам, типичным для этого жанра. Общий темп в основном довольно медленный (70-100 bpm).

История

Обычно считается, что даб как уникальный стиль спонтанно возник из студийных экспериментов ямайского звукорежиссёра Кинга Табби, занимавшегося записью популярной на Ямайке музыки регги. Наряду с обычными регги-песнями Табби начал записывать особые экспериментальные версии тех же самых песен, смикшированные в изобретённой им манере.

Основной акцент делался на партию бас-гитары и перкуссию, а со всеми остальными голосами из аранжировки Табби импровизировал — то добавлял в микс, то глушил, то обрабатывал эффектами. Даб как раз и основан на импровизациях звукорежиссёра за микшерским пультом, отсюда и название стиля, поскольку слово dub означает ‘дублировать’, то есть добавлять дорожки в записи.

Ранние даб-версии регги-песен были ни чем иным, как первыми в истории ремиксами.

В дальнейшем на развитие и популярность даб-музыки сильно повлияло творчество ямайского продюссера Lee Scratch Perry, который был склонен к экспериментированию со звуком ещё больше, чем Кинг Табби.

В 70-х годах запись даб-версий для отдельных песен и целых регги-альбомов стала на Ямайке обычной практикой.

Даб становится самоценным явлением, резко отличавшимся от обычного регги экспериментальностью, минимализмом и тяготением к психоделии.

Пик популярности даба приходится к концу 70-х, к тому времени он приобретает некоторую известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The Clash, Public Image Ltd, The Slits, The Pop Group) привносят в свою собственную музыку некоторые элементы даба.

В 80-х годах даб-музыка в основном пребывает в тени и не пользуется особой популярностью, но в конце 80-х и первой половине 90-х происходит некоторое оживление.

Читайте также:  Что значит отрицалово на зоне? как понять слово отрицалов? значение

Центром активности становится Британия, где появляется ряд групп, играющих даб новой формации, с активным применением электронных инструментов. Появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус The Orb), джангл, трип-хоп.

В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.

В настоящее время скрытое влияние даб-музыки очень велико. В каждом втором электронном треке чувствуется звуковые решения из даб-школы: вокалы, реверб и тягучие басы. Эта музыка очень современна, потому что идет в ногу со временем. Обязательно стоит послушать, чтобы понять что это.

Некоторые представители жанра:

Ямайские:

* King Tubby

* Lee “Scratch” Perry

* Augustus Pablo

* Scientist

* Prince Far I

Британские:

* Adrian Sherwood

* Linton Kwesi Johnson

* Mad Professor

* Jah Shaka

* Alpha & Omega

* The Disciples

* Train

* Rockers Hi Fi

Русские:

* Dub TV

* Карибасы

Примеры музыки с сильно выраженным влиянием даба:

Asian Dub Foundation

Audio Active

Muslimgauze

Oi Va Voi

Rhythm & Sound

Shulman

Группа Скафандр — инструментальное трио из Санкт-Петербурга, определяющее свой стиль как даб-метал (смесь даба, трип-хопа, джанглa, брейкбита и альтернативного металла).

Все музыканты начинали в различных клубных группах Питера, играя, как правило, пост-панк или хардкор, и собрались вместе весной 1998. 12 апреля 1998 года группа получила свое название. Этот день считается датой образования группы. До 2001 года группа выступала с вокалисткой Анной Столяровой (ранее — группа S.P.O.R.

T.) Как квартет, на студии «Добролет» Скафандр записал 4 песни для ep «8-812». Так же в этот релиз вошли 4 песни из аккустической программы, записанной во время выступления на телеканале NBN. С уходом Анны Столяровой (теперь — группа Кипарис), группа целиком и полностью сосредоточилась на инструментальной музыке.

Скафандр имеет богатый опыт выступлений: начиная с небольших клубов, заканчивая спортивно-концертными комплексами и стадионами. География выступлений в России: от Калиниграда до Архангельска. Концерты в Белорусии, Латвии. В среднем группа дает порядка 40 концертов в год. Музыка группы использовалась в популярных мульт-сериалах студии Мульт.Ру «Магазинчик Бо» и «6 1/2»

Зимой 2004 выпущена компьютерная игра «Сталинград» — военно-историческая стратегия в реальном времени от компании DTF Games, повествующая об одном из самых великих сражений Второй Мировой Войны — Сталинградской битве. Оригинальный саундтрек записан участниками группы Скафандр. «Сталинград» получил хорошую прессу в России  и Европе.

Осенью 2005 на средства студии звукозаписи REPUBLICSOUND издана на CD компиляция «Globalizm» в которую вошли записи инструментальных групп «Скафандр»,»INFO», «Jonny Depp», «Вертикали»(все — СПб)

В декабре 2005 года закончено сведение музыкального материала, под рабочим названием «Kill Voice». В работе над записью приняли участие более 13 вокалистов из разных коллективов Санкт-Петербурга. Среди них Захар Май, Вася Васин /Кирпичи/, Илья Разин /Полюса/, Леха Никонов /ПТВП/. В ноябре 2006 альбом вышел под названием «Убить Голос» на «Кап-Кан Records».

Отдельное внимание стоит уделить релизам, выпущенным с помощью очень хороших людей: СКАФАНДР / ТРИ КРЕСТА «Молчание — Смерть» 2002 ШSS Сплит-кассета Cкафандра с группой ТРИ КРЕСТА, хаотичный инди-рок с влиянием эмо из Москвы, участники SKYGRAIN, Б'67 и т.д.. ШSS — питерский хардкор/панк DIY лейбл во главе/лице Дмитрия Иванова aka Шарапова. Запись Скафандра — live Молоко клуб.

СКАФАНДР / THE BLAMED «Все Будет Заебись» 2003 Карма Мира Сплит-кассета Cкафандра с группой THE BLAMED, америкаский эмо/пост-хардкор с персональными текстами. Карма Мира — питерский хардкор/панк DIY лейбл во главе/лице Кирилла Михайлова aka Джордж. Запись Скафандра — реп.точка на ЛенНаучФильме

Источник: https://em01706.livejournal.com/4908.html

Даб

У этого термина существуют и другие значения, см. Даб (значения).

Даб (англ. dub) — музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым вокалом.

С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей.

Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, дабстеп и других.

Характеристика

По звучанию даб характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно перкуссий.

Кроме того особо популярным инструментом в композициях даба является флейта. Поскольку даб был производным от реггей, басовые линии в подавляющем большинстве случаев составляются по канонам, типичным для этого жанра.

Общий темп в основном довольно медленный (70-100 ударов в минуту).

История

Обычно считается, что даб как уникальный стиль спонтанно возник в начале 70-х гг. из студийных экспериментов ямайского звукорежиссёра Кинга Табби, занимавшегося записью популярной на Ямайке музыки реггей.

Наряду с обычными песнями в стиле реггей Табби начал записывать особые экспериментальные версии тех же самых песен, смикшированные в изобретённой им манере.

Основной акцент делался на партию бас-гитары и перкуссию, а со всеми остальными голосами из аранжировки Табби импровизировал — то добавлял в микс, то глушил, то обрабатывал эффектами.

Даб как раз и основан на импровизациях звукорежиссёра за микшерским пультом, отсюда и название стиля, поскольку слово dub означает «дублировать», то есть добавлять дорожки в записи. Ранние даб-версии композиций реггей были ни чем иным, как первыми в истории ремиксами (сами эти обработанные песни первые годы назывались на Ямайке «версиями», — термины «даб» и тем более «ремикс» пришли позже).

В дальнейшем на развитие и популярность даб-музыки сильно повлияло творчество ямайского продюсера Ли Перри, который был склонен к экспериментированию со звуком ещё больше, чем Кинг Табби.

В 70-х годах запись даб-версий для отдельных песен и целых регги-альбомов стала на Ямайке обычной практикой. Даб становится самоценным явлением, резко отличавшимся от обычного регги экспериментальностью, минимализмом и тяготением к психоделии.

Такие музыканты как Кейт Хадсон, исключительно стали записывать музыку в стиле даб (Хадсоном был выпущен первый полноценный альбом даба в 1974 году).

Пик популярности даба приходится к концу 70-х, к тому времени он приобретает известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The Police, The Clash, Public Image Ltd, The Slits, The Pop Group) напрямую заимствуют элементы даба в своей собственней музыке.

В 80-х годах даб-музыка в основном пребывает в тени и не пользуется особой популярностью, но в конце 80-х и первой половине 90-х происходит некоторое оживление.

Центром активности становится Британия, где появляется ряд групп, играющих даб новой формации, с активным применением электронных инструментов (Dreadzone).

Появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack). В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.

Некоторые представители жанра

Ямайские

  • Кинг Табби
  • Ли Перри
  • Кейт Хадсон
  • Аугустус Пабло
  • Scientist
  • Prince Far I

Британские

  • Adrian Sherwood
  • Linton Kwesi Johnson
  • Mad Professor
  • Jah Shaka
  • Alpha & Omega
  • The Disciples
  • Zion Train
  • Rockers Hi Fi
  • Dreadzone

Русские

  • Карибасы

Примеры музыки с сильно выраженным влиянием даба

  • Asian Dub Foundation
  • Audio Active
  • Muslimgauze
  • Oi Va Voi

Литература

  • Горохов, А. Музпросвет. М., 2003. C. 13—33. ISBN 5-93321-059-5
Читайте также:  Что значит кокетливая девушка? как понять кокетка? смысл

Категории:

  • Музыкальные стили Ямайки
  • Регги

Источник: http://mediaknowledge.ru/8c0a38e197e2cf99.html

Даб

Даб — целая новая галактика звука. Это первое воплощение танцевального ремикса. Он открыл столь потрясающие возможности, что считается отдельным жанром. Дабовые технические приемы настолько сильны, что сегодня используются в самых разнообразных стилях популярной музыки. Даб, изначально придуманный специально для саундсистем, обязан самим своим существованием диджею.

Даб иногда называют «рентгеномузыкой». Даб-микс, в сущности, представляет собой скелет трека с усиленным басом. В процессе его изготовления песня расщепляется на составные элементы: одни звуковые пласты удаляются, другие добавляются, и в результате рождается новое произведение.

В результате удаления части элементов трек получает больше «воздуха».

С помощью усиления бас-партии до громоподобной вибрации с эффектом присутствия, стирания всего, кроме барабанов, раскрашивания обрывка пения эхом реверберации, растягивания ритма бесконечным дилеем[79] даб превращает плоскую музыкальную картину в гористый трехмерный пейзаж.

«Даб» есть сокращение от «дублировать».

Он был развитием идеи версии: как только продюсер обзавелся многодорожечным магнитофоном, он уже не ограничивался простым удалением вокала (дабовые стили расцвели с изобретением четырехдорожечной записи).

Самый очевидный технический прием, используемый в дабе, — вычленение ритм-трека, барабанов и баса, их подчеркивание, прибавление нескольких слоев дезориентирующих эхо и массы других звуковых эффеков.

Главный герой истории даба — Кинг Табби (настоящее имя — Осборн Раддок [Osbourne Ruddock]). Он родился в 1941 году и был гением электроники: много лет мастерил звуковую аппаратуру и чинил радиоприемники и телевизоры.

Говорят, что в зрелом возрасте, если звучание его чем-нибудь не устраивало, он брал паяльник и переделывал схемы соответствующей детали микшерного пульта, пока не добивался желаемого результата.

Будучи застенчивым человеком и одержимым перфекционистом, Табби требовал соблюдать в своей студии строжайший порядок, даже носил мятые деньги в банк, чтобы обменять их на новые хрустящие банкноты.

Тем не менее, он отличался шедрым характером и охотно делился знаниями с начинающими продюсерами. Говорят, что он не гнушался ремонтом тостеров (кухонных) и фенов даже тогда, когда все считали его продюсером-суперзвездой.

«Пузан»[80] (на самом деле он был очень стройный) дебютировал с саундсистемой Tubby’s Home Town Hi-Fi в 1964 году. Она являлась одной из установок нового поколения, благодаря примененным новшествам способная отобрать пальму первенства у старых саундов.

Табби собрал особенную систему со встроенной эхо-машиной (впервые на острове) и исключительно высокой мощностью. Табби помогло еще и то, что его основным deejay был ставший в скором времени легендарным U-Roy.

В 1968 году система Табби была провозглашена лучшей на острове.

Табби также подвизался инженером и нарез?л пластинки для Дюка Рейда. Именно тогда, в 1972 году, вдохновленный тем, как версии записей применялись на саундсистемах, он открыл способ выявления удивительных контуров в музыкальном отрывке.

«У меня была небольшая даб-машина, с помощью которой я в разнообразных сочетаниях микшировал взятые напрокат у продюсеров пленки, — рассказывает Табби. — Тогда я нарез?л пластинки для Дюка Рейда, и однажды, пока крутилась лента, я случайно убрал голос. Это была пробная грампластинка».

Реакция услышавшей ее публики оказалась феноменальной. «В субботу нам предстояло выступать, и я сказал, мол, попробуем, ведь она звучит интересно — сначала вступает голос, который затем пропадает, а ритм продолжается. Мы взяли с собой, говорю тебе, четыре или пять пластинок с этой мелодией. Мы ставили их снова и снова, а народ все продолжал танцевать».

Первые эксперименты Табби, как он их описывает, заключались в исключении аккомпанемента, так что оставалось пение а капелла, или, наоборот, в выдвижении на передний план музыкантов. Достигнутый успех вдохновил его пойти дальше и добавить эффекты гипертрофированного эхо и реверберации.

Не замедлили сесть на даб-экспресс и другие продюсеры (в частности, ученик Коксона Додда — музыкальный безумец Ли Перри [Lee Perry]), благодаря участию которых было разработано и отточенно множество приемов создания ремиксов.

(Перри первым использовал звуковые эффекты в записях, добавляя в них такие «сэмплированные» шумы, как выстрелы пистолета или звон бьющегося стекла.)

Вскоре продюсеры уже выстраивались в очередь, чтобы причаститься магии Табби. Среди них были Огастус Пабло (Augustus Pablo), Ли Перри, Уинстон Райли (Winston Riley) и, в особенности, Банни Ли.

Продюсер приносил Табби свои свежие пленки, а тот делал из них ошеломительное количество ремиксов для разных саундсистем, причем каждый был выполнен в стиле, наилучшим образом подходящем к тому или иному саунду или манере тостировавшего deejay.

К 1975 году Кинг Табби получил права на все переделанные им треки, причем не только как инженер или автор ремиксов. Люди, хорошо знающие ямайскую музыку, считают Табби одним из ее отцов.

Он трагически погиб, застреленный в 1989 году, спустя всего лишь четыре года после открытия своей роскошной студии. Как это ни удивительно, несмотря на громадный вклад Табби в развитие национальной музыки, газеты не написали о его смерти ни слова.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/646

Даб

Даб

Даб (dub) — музыкальный жанр, появившийся в начале 1970-x годов на Ямайке. Изначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично) вокалом.

С середины семидесятых годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей.

Музыкальные и идейные наработки даба повлияли на развитие технологии и культуры ремиксов, а также на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, даб-техно, дабстеп и других.

Для даба характерна мощная басовая линия и обилие глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии. По причине того, что даб является производным от регги, басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра.

Этот жанр получил своё название благодаря «дублированию» песен реггей их инструментально-ориентированными на ритм версиями на оборотной стороне синглов. К середине семидесятых даб сформировался как полноценный стиль, открывающим простор для экспериментов музыкантов.

Перезапись песен реггей без вокала началась в 1967 году, когда диск-жокеи обнаружили, что в танцевальных клубах и на различных вечеринках люди сами с удовольствием поют эти песни.

Ориентировочно к 1969 году некоторые диск-жокеи начали говорить под эти инструментальные версии, часто изменяя уже знакомый текст песни.

Музыка даб особенной популярностью пользовалась в конце 1970-х, именно тогда она распространяется по всей Британии и США, а некоторые рок-музыканты (The Police, The Slits, The Clash, The Pop Group) напрямую заимствуют элементы даба в своём творчестве.

В 1980-е годы даб в Великобритании по-прежнему был популярен, благодаря Mad Professor, Aswad и такому новатору, как Адриан Шервуд. Чуть позже, несмотря на появление новых талантливых исполнителей, среди которых Scientist, Принс Джемми и Майки Дред, мода на ямайскую музыку сместилась в сторону словесных импровизаций ди-джеев.

С началом эры цифровой техники на Ямайке в 1985 году, некоторые даб-продюсеры начинают импровизировать с электронным звучанием, а к 1990-му, при возрождении рутса, в Великобритании зарождается новая волна даб-музыки (Jah Warrior, Jah Shaka, Mixman).

В это время некоторые поп-группы, обращают свой взор на элементы даба, появляются стили музыки, на которые значительное влияние оказывал даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-хаус, даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack).

Даб-музыканты так же вовсю приеняют в своей музыке элементы современной электронной музыки.

Представители жанра:

Источник: http://www.eurodance-music.ru/over/1909-dub.html

Ссылка на основную публикацию