Что значит юшка на сленге? как понять юшка? значение и смысл

Юшка

Юшкевич

Николай Федорович (1885-1942) — российский физикохимик и технолог,организатор химической промышленности. Разработал (1929-31) процессполучения серы из газов (способ а). Сконструировал оригинальныехимические аппараты. В 1937 репрессирован; реабилитирован посмертно.

Большой Энциклопедический СловарьЮшкевичЮХНИН ЮХОВ ЮХНЕВ ЮРАН ЮРАНОВ ЮРАСОВ ЮРЕВИЧ ЮРЕНЕВ ЮРЕНИН ЮРИВЦЕВ ЮРИКОВ ЮРИН ЮРИНОВ ЮРИНСКИЙ ЮРКЕВИЧ ЮРКИН ЮРКОВ ЮРКОВЕЦ ЮРЛИН ЮРЛОВ ЮРМАНОВ ЮРОВСКИЙ ЮРОЧКИН ЮРУХИН ЮРЦЕВ ЮРЧЕНКО ЮРЧУК ЮРШЕВ ЮРЫЧЕВ ЮРЫШЕВ ЮРЬЕВ ЮРЫГИН ЮРЬИЧЕВ ЮРЯЕВ ЮРЯТИН ЮХИЕВ ЮХАНОВ ЮХНОВ ЮШАНКОВ ЮШИН ЮШКИН ЮШКОВ ЮХТИН ЮХИН ЮРОВИЧ ЮЩЕНКО ЮРИЧЕВ ЮРЧИК ЮРШЕВИЧ ЮЩЕВ ЮЩОВ ЮЩУК ЮРИЧЕВ ЮРЧИК ЮРШЕВИЧ ЮЩЕВ ЮЩОВ ЮЩУК1. От производных форм имени Юрий (Юран, Юрман, Юреня, Юрик) Юхно — форма имени Юрий, распространенная в северо-западной России. Юшко — тоже производная форма имени Юрий. Отсюда же и польско-белорусская фамилия . 2. Юрков, может быть, и от юрок — юркий, бойкий человек. (Ф). О других значениях, не связанных с именем Юрий , например, юр — высокое место, см. Юровский. Юрьев. Фамилия кажется совсем простой: отчество от мужского личного имени Юрий. Но такого имени православная церковь не допускала, в святцах оно отсутствовало, и, следовательно, ни один русский не мог его носить — крещение было обязательным. Церковное имя Георгий из др.-греч. georgios — 'земледелец'. В народе это имя употроеблялось в форме Егор. А князья-варяги приняли его в скандинавской форме Гюрги, которая на русской почве приобрела форму Юрий. Только очень поздно, к XIX в., имя Юрий стало широко употребляться. В наше время три формы одного имени превратились в самостоятельные имена, и только для представителей самого старшего поколения имя Георгий — Егор — Юрий доставляет неприятности с документами, в которых нет единообразия записи. Самая частая фамилия Егоров, реже — Юрьев и еще реже — Георгиев. Юрин Возможно, отчество от уменьшительной формы Юра из Юрий (разновидность основного имени Георгий), но в период образования русских фамилий употребление этой формы не было распространено. Вероятнее связь с глаголом юрить — 'спешить, метаться, суетиться, торопиться', корень с этим значением сохранился в прилагательном юркий. Юрков Отчество от именования юркой (архаич. форма) — в современном понимании юркий — 'быстрый, проворный, пронырливый'. Юренев Возможно отчество от прозвища Юрень из глагола юрить — 'суетиться, метаться'.(Н).

Юрлин (из запросов посетителей). Возможно, существовала форма Юрла, так же как Юрло — Юрлов. Юханов из запросов посетителей. Видимо существовала форма Юхан, так же как Юхно — Юрлов. Юшкин, Юшков см. также Юшманов.

Словарь русских фамилийЮшкевич Павел Соломонович

(1873, Одесса — 6.12.1945) — философ,. переводчик. Еще в гимназии Ю. занимался в марксистском кружке, находился в заключении и ссылке (в Кишиневе), где продолжал занятия математикой, к-рой увлекался и ранее. После ссылки Ю. уехал в Париж для продолжения образования.

Окончив Сорбонну, возвратился в Одессу, занимался публицистической деятельностью; примкнул к фракции меньшевиков РСДРП; участвовал в революции 1905 г. Ответ на критику своей концепции Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме» Ю. опубликовал в 1910 г. в брошюре «Столпы философской ортодоксии» (раздел «Если прикажут — акушером стану»).

Совместно с А. В. Васильевым он выпустил в 1912-1917 гг. 10 сб. «Новые идеи в математике». В Петербурге, где Ю. находился с осени 1906г., он занимался публицистической деятельностью, публиковал статьи по философии. После 1917 г. работал в Одессе, служил в статистическом отделе горсовета, читал лекции по философии. С 1922 г. — в Москве.

Сотрудник Ин-та Маркса и Энгельса. Занимался в осн. переводами (им переведены мн. соч. К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Г. В. Лейбница и др. философов; был первым переводчиком «Диалектики природы» Ф. Энгельса). Имя Ю. тесно связано с одним из направлений в гносеологии 1-й четверти XX в. — эмпириосимволизмом; Ю.

внес существенный вклад в его обоснование. Он различал понятия «истина-копия» и «представления-символы», а также промежуточные («экспликативные») суждения. В предметном мире явления есть символы тех или иных сущностей и требуют расшифровки; сущности первого порядка есть символы сущностей второго порядка и т. д.

Чтобы углубить свое познание, субъект постоянно изобретает новые средства и все больше связывает себя с символами, конвенциями. В эмпириосимволизме Ю. видел концепцию, утверждающую творческий характер познания. Ю.

полагал, что марксизм как экономическая и политическая доктрина может быть связан не с материализмом (под последним он понимал материализм, признающий только «истины-копии»), а с концепцией, близкой к взглядам Р. Авенариуса, Э. Маха, А. Пуанкаре.

Философский словарьЮшкевич Семен Соломонович

Юшкевич (Семен Соломонович) — талантливый писатель. Родился в 1868 году, в зажиточной одесско-еврейской семье. Окончил в Париже медицинский факультет. Дебютировал в печати рассказом «»Портной»», в «»Русском Богатстве»» 1897 года. В 1895 году написал рассказ «»Распад»», но ни одна редакция не решалась его печатать.

Между тем именно этот рассказ, помещенный, наконец, в 1902 году в «»Восходе»», создал Ю. известность. После этого он помещал свои беллетристические и драматические произведения в «»Мире Божьем»», «»Журнале для всех»», «»Образовании»», сборниках «»Знания»» и других. Некоторые произведения Ю.

переведены на немецкий и древнееврейский языки, а товариществом «»Знание»» изданы два тома его рассказов (СПб., 1906). В рассказе «»Распад»» Ю.

показал, как разлагаются устои старой еврейской жизни, городской и буржуазной, распадается прежняя общественная жизнь, теряя сдержку внешней организации, еще оставшуюся от былой внутренней спайки: распадается и сильная до сих пор своим единством, своей моральной устойчивостью еврейская семья, не связанная никаким духовным верховным началом, исковерканная бешеной борьбой за жизнь. Образы этой борьбы — кошмар Юшкевича. В «»Ите Гайне»», «»Евреях»», «»Наших сестрах»» он развернул потрясающую картину мира городских подонков, с его беспредельным горем, голодом, преступлениями, сутенерами, «»фабриками ангелов»», вошедшей в быт проституцией. Ю. любит находить здесь образы возвышенные, чистые среди облипшей их грязи, романтически приподнятые. Эта приподнятость и надуманность — враг его реализма. Многие его произведения, в общем недурно задуманные (драмы «»Голод»», «»Город»», рассказы «»Наши сестры»», «»Новый пророк»») местами совершенно испорчены манерностью, которая, в погоне за какой-то особенной правдой жизни, отворачивается от ее элементарной правды. Но даже в этих произведениях есть просветы значительной силы и подкупающей нежности. Особенно характерен для внутренних противоречий дарования Юшкевича язык его действующих лиц, то грубо переведенный с «»жаргона»», на котором говорит еврейская народная масса, то какой-то особенный, риторически высокопарный. В драмах Юшкевича слабо движение, а действующие лица, характеризуемые не столько поступками, сколько однообразно-крикливыми разговорами, индивидуализированы очень мало. Исключение составляет последняя драма Юшкевича «»Король»», имеющая сценические и идейные достоинства. Писатель национальный по преимуществу, Юшкевич по существу далеко не тот еврейский бытописатель, каким его принято считать. Его сравнительно мало интересует быт, он, в сущности, не наблюдатель внешних житейских мелочей и охотно схватывает лишь общие контуры жизни; оттого его изображение бывает иногда туманно, грубо и безвкусно, но никогда не бывает мелко, незначительно. С другой стороны, чувствуется, что изображение еврейства не является для него этнографической целью: еврейство Юшкевича — только та наиболее знакомая ему среда, в которой развиваются общие формы жизни. А. Горнфельд.

Биографический словарьЮшкинЮХНИН ЮХОВ ЮХНЕВ ЮРАН ЮРАНОВ ЮРАСОВ ЮРЕВИЧ ЮРЕНЕВ ЮРЕНИН ЮРИВЦЕВ ЮРИКОВ ЮРИН ЮРИНОВ ЮРИНСКИЙ ЮРКЕВИЧ ЮРКИН ЮРКОВ ЮРКОВЕЦ ЮРЛИН ЮРЛОВ ЮРМАНОВ ЮРОВСКИЙ ЮРОЧКИН ЮРУХИН ЮРЦЕВ ЮРЧЕНКО ЮРЧУК ЮРШЕВ ЮРЫЧЕВ ЮРЫШЕВ ЮРЬЕВ ЮРЫГИН ЮРЬИЧЕВ ЮРЯЕВ ЮРЯТИН ЮХИЕВ ЮХАНОВ ЮХНОВ ЮШАНКОВ ЮШИН ЮШКЕВИЧ ЮШКОВ ЮХТИН ЮХИН ЮРОВИЧ ЮЩЕНКО ЮРИЧЕВ ЮРЧИК ЮРШЕВИЧ ЮЩЕВ ЮЩОВ ЮЩУК ЮРИЧЕВ ЮРЧИК ЮРШЕВИЧ ЮЩЕВ ЮЩОВ ЮЩУК1. От производных форм имени Юрий (Юран, Юрман, Юреня, Юрик) Юхно — форма имени Юрий, распространенная в северо-западной России. Юшко — тоже производная форма имени Юрий. Отсюда же и польско-белорусская фамилия Юшкевич. 2. Юрков, может быть, и от юрок — юркий, бойкий человек. (Ф). О других значениях, не связанных с именем Юрий , например, юр — высокое место, см. Юровский. Юрьев. Фамилия кажется совсем простой: отчество от мужского личного имени Юрий. Но такого имени православная церковь не допускала, в святцах оно отсутствовало, и, следовательно, ни один русский не мог его носить — крещение было обязательным. Церковное имя Георгий из др.-греч. georgios — 'земледелец'. В народе это имя употроеблялось в форме Егор. А князья-варяги приняли его в скандинавской форме Гюрги, которая на русской почве приобрела форму Юрий. Только очень поздно, к XIX в., имя Юрий стало широко употребляться. В наше время три формы одного имени превратились в самостоятельные имена, и только для представителей самого старшего поколения имя Георгий — Егор — Юрий доставляет неприятности с документами, в которых нет единообразия записи. Самая частая фамилия Егоров, реже — Юрьев и еще реже — Георгиев. Юрин Возможно, отчество от уменьшительной формы Юра из Юрий (разновидность основного имени Георгий), но в период образования русских фамилий употребление этой формы не было распространено. Вероятнее связь с глаголом юрить — 'спешить, метаться, суетиться, торопиться', корень с этим значением сохранился в прилагательном юркий. Юрков Отчество от именования юркой (архаич. форма) — в современном понимании юркий — 'быстрый, проворный, пронырливый'. Юренев Возможно отчество от прозвища Юрень из глагола юрить — 'суетиться, метаться'.(Н).

Юрлин (из запросов посетителей). Возможно, существовала форма Юрла, так же как Юрло — Юрлов. Юханов из запросов посетителей. Видимо существовала форма Юхан, так же как Юхно — Юрлов. , Юшков см. также Юшманов.

Словарь русских фамилийЮшко

От Юшка, сына золотоордынского князя Зеуша, вышедшего на службу к Дмитрию Донскому и в крещении принявшего имя Стефаний (ОГДР, II, с. 44; БК, II, с. 407). В родстве с Юрьевыми Н.А.Баскаков (1979, с. 94) фамилию выводит от тюркского юуш 'мокрый'.(СТ) Другое объяснение, от производной формы имени Юрий (см. Юрьев)

Читайте также:  Что значит тату корова? выбор тату корова? значение и смысл

Словарь русских фамилийЮшковЮХНИН ЮХОВ ЮХНЕВ ЮРАН ЮРАНОВ ЮРАСОВ ЮРЕВИЧ ЮРЕНЕВ ЮРЕНИН ЮРИВЦЕВ ЮРИКОВ ЮРИН ЮРИНОВ ЮРИНСКИЙ ЮРКЕВИЧ ЮРКИН ЮРКОВ ЮРКОВЕЦ ЮРЛИН ЮРЛОВ ЮРМАНОВ ЮРОВСКИЙ ЮРОЧКИН ЮРУХИН ЮРЦЕВ ЮРЧЕНКО ЮРЧУК ЮРШЕВ ЮРЫЧЕВ ЮРЫШЕВ ЮРЬЕВ ЮРЫГИН ЮРЬИЧЕВ ЮРЯЕВ ЮРЯТИН ЮХИЕВ ЮХАНОВ ЮХНОВ ЮШАНКОВ ЮШИН ЮШКЕВИЧ ЮШКИН ЮХТИН ЮХИН ЮРОВИЧ ЮЩЕНКО ЮРИЧЕВ ЮРЧИК ЮРШЕВИЧ ЮЩЕВ ЮЩОВ ЮЩУК ЮРИЧЕВ ЮРЧИК ЮРШЕВИЧ ЮЩЕВ ЮЩОВ ЮЩУК1. От производных форм имени Юрий (Юран, Юрман, Юреня, Юрик) Юхно — форма имени Юрий, распространенная в северо-западной России. Юшко — тоже производная форма имени Юрий. Отсюда же и польско-белорусская фамилия Юшкевич. 2. Юрков, может быть, и от юрок — юркий, бойкий человек. (Ф). О других значениях, не связанных с именем Юрий , например, юр — высокое место, см. Юровский. Юрьев. Фамилия кажется совсем простой: отчество от мужского личного имени Юрий. Но такого имени православная церковь не допускала, в святцах оно отсутствовало, и, следовательно, ни один русский не мог его носить — крещение было обязательным. Церковное имя Георгий из др.-греч. georgios — 'земледелец'. В народе это имя употроеблялось в форме Егор. А князья-варяги приняли его в скандинавской форме Гюрги, которая на русской почве приобрела форму Юрий. Только очень поздно, к XIX в., имя Юрий стало широко употребляться. В наше время три формы одного имени превратились в самостоятельные имена, и только для представителей самого старшего поколения имя Георгий — Егор — Юрий доставляет неприятности с документами, в которых нет единообразия записи. Самая частая фамилия Егоров, реже — Юрьев и еще реже — Георгиев. Юрин Возможно, отчество от уменьшительной формы Юра из Юрий (разновидность основного имени Георгий), но в период образования русских фамилий употребление этой формы не было распространено. Вероятнее связь с глаголом юрить — 'спешить, метаться, суетиться, торопиться', корень с этим значением сохранился в прилагательном юркий. Юрков Отчество от именования юркой (архаич. форма) — в современном понимании юркий — 'быстрый, проворный, пронырливый'. Юренев Возможно отчество от прозвища Юрень из глагола юрить — 'суетиться, метаться'.(Н).

Юрлин (из запросов посетителей). Возможно, существовала форма Юрла, так же как Юрло — Юрлов. Юханов из запросов посетителей. Видимо существовала форма Юхан, так же как Юхно — Юрлов. Юшкин, см. также Юшманов.

Словарь русских фамилийЮшковы

— старинный русский дворянский род, ведущий свое начало от выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Ивановичу Зеуша, во святом крещении Стефана. От старшего его сына Юрия пошли .

Из них более известны: Иван Григорьевич Юшков, воевода в Белеве и Перемышле (1614 — 1621); Гавриил Константинович, дворянин московский, воевода курский; Пимен Дементьевич, дворянин московский, воевода псковский, сотенный голова в Москве и Можайске, участник взятия Себежа (1632); Михаил Назарьевич, которому за московское осадное сиденье было пожаловано в вотчину поместье Козельского уезда; он умер, приняв схиму с именем Моисея, в 1647 г.; Лев Степанович, стольник, дворянин московский (1650 — 1677) и участник в войне с Польшей; Борис Гаврилович (умер в 1717 г.), стольник, окольничий и боярин, дядька царевича Иоанна Алексеевича, с которым по жене Елене Григорьевне Козловской, состоял в родстве. Федор Дементьевич, стольник патриарха Филарета Никитича, дворянин московский, воевода в городе Коломне и строитель города Алексеевска (1676 — 1677). Тимофей Борисович, стольник царицы Натальи Кирилловны , комнатный стольник царя Петра Алексеевича (1676 — 1692), окольничий. Братья Перфилий и Андрей Никифоровичи, стольники и участники Азовского похода 1696 г. Братья Никита и Степан Федоровичи, стольники, бывшие «»завоеводчиками»» в Крымском походе 1687 г. Алексей Васильевич, стольник и ротмистр 17-й роты стольников в Азовском походе 1696 г. Сын его Василий Алексеевич (1677 — 1726), комнатный стольник царя Иоанна Алексеевича и ближний стольник царицы Прасковьи Федоровны . Афанасий Никифорович, полковник, жена которого Анна Федоровна была любимицей императрицы Анны Иоанновны и имела большое влияние при дворе. Иван Иванович (умер в 1781 г.), главный судья судного приказа (1753), президент камер-коллегии (1760), генерал-полицмейстер в городе Санкт-Петербурге и московский гражданский губернатор. Александр Иванович (родился 1780 г.), генерал-лейтенант. Федор Иосифович (умер в 1876 г.), контр-адмирал и адъютант великого князя Константина Николаевича . Род х записан в VI часть родословных книг Казанской, Калужской и Пензенской; герб внесен во вторую часть Общего Гербовника. Другой старинный русский дворянский род х (вероятно, ветвь предыдущего) ведет свое начало, по официальным данным, от Михаила Назарьевича Ю., которому за «»московское осадное сиденье»» было пожаловано царем Михаилом Федоровичем имение Эсково в Калужской губернии, записан в VI часть родословной книги Калужской. Есть еще несколько дворянских родов х более позднего происхождения. В. Р-в.

Биографический словарь

Источник: http://vslovare.info/slovo/jushka

«Юшка», анализ рассказа Платонова

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» — это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

https://www.youtube.com/watch?v=GyfgsOO20jU

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души.

Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью.

Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим.

Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда.

А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным. И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего.

Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми.

Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Читайте также:  Кто такой скриптонит? как на самом деле зовут скриптонита?

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость», «злое горе и обида». Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди». Проститься с ним пришёл весь народ.

Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом.

Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков», встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова
  • «Котлован», анализ повести Платонова
  • «Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова
  • «Возвращение», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Сокровенный человек», краткое содержание повести Платонова
  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
  • «Фро», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Чевенгур», анализ романа Платонова
  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова
  • «На заре туманной юности», анализ рассказа Платонова
  • «Корова», анализ рассказа Платонова
  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова

По произведению: «Юшка»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Источник: https://goldlit.ru/platonov/1188-yushka-analiz

Анализ рассказа «Юшка» Андрея Платонова

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» — трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» — человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ.

Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

 

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все — таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.

В наше время существуют такие же люди, как Юшка, однако, мы продолжаем повторять ошибки наших предшественников и часто злобно потешаемся над ними.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования
Следующая тема:   Литература второй половины XX века: поиски и проблемы, новые темы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/ushka-platonova-nravstvennost-kak-osnova

Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка»

1)  Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2)  Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» — тема милосердия, сострадания.

Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно.

Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

3)   Основная идея рассказа. Основная идея художественного произведения — это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека.

Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может .быть, а не ту, которая есть.

Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души…» К сожалению, не всегда добро ’побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его.

Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4)    Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки. Главный герой рассказа — Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви.

Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдае т от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его».

Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» простоте кажется людям откровенно понятным.

Но его непохожесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления.

Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..

» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» — говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной.

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал.

Читайте также:  Что значит вирт? как понять слово вирт? значение и смысл

Он — подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.

Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка — человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юпжа куда-то уходит на’ месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков — живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно.

Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, — своё сердечное тепло и доброту.

Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_rasskaza_A_P__Platonova_Yushka

Образ главного героя рассказа а. п. платонова «юшка»

1 вариант

Удивительную историю поведал нам А. П. Платонов в рассказе «Юшка». Удивительна она судьбой главного героя Ефима Дмитриевича, которого весь народ называл Юшкой. Главной целью его жизни было любить людей, дарить окружающим радость, тепло, добро. Народ не понимал и не принимал Юшку, этот человек для него был слишком странен, непонятен, необычен, а потому вызывал глухое раздражение.

Юшка был некрасивым: «мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».

Двадцать пять лет проработал он помощником на кузне, но никогда не тратил свое жалованье на еду и одежду. В городишке Юшка был знаменитым, но не благодаря своей запоминающейся внешности или успехам в работе. Знаменитым Юшку делал необычайно кроткий нрав.

Поэтому его обижали все, от мала до велика.

Когда Юшка тихо брел по улице, дети бросали свои игры с одной-единственной целью — поизмываться над незлобивым стариком. Да и стариком его нельзя было назвать: сорокалетнего Юшку давно уже мучила и состарила прежде времени чахотка. Дети удивлялись и злились, что Юшка не отвечает на их неблаговидные поступки.

Они кидали ему в лицо сухие ветки, камешки и комья земли, пытаясь разозлить его. Подбегали к нему, чтобы потрогать руками и убедиться, что он действительно живой. Л Юшка искренне верил, что дети любят его, только они не умеют выразить свою любовь иным путем.

Юшка был убежден, что он необходим детям именно для того, чтобы научить их любить.

Взрослые ничем не отличались от детей. Они также не умели любить своих ближних. Кротость Юшки вызывала только ожесточение — и взрослый человек «бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Непонятное всегда вызывает у людей раздражение.

Их бесила его безответность, молчаливость, его непохожесть на них: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!»

«Веселый прохожий» мимоходом убивает Юшку и со спокойной совестью идет домой пить чай.

На похороны странного человека собрался весь городок: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Он всегда и всем мешал.

Но действительно ли легче стало жить людям после смерти «божьего чучела»? Оказывается, нет, без Юшки людям стало жить только хуже. Вся злоба, недовольство ЖИЗНЬЮ, которое вымещалось на Юшке, теперь расходовалось друг на друга.

То, что при жизни Юшки где-то зрело в подсознании, вышло на поверхность после его смерти: он действительно был добрее, милосерднее всех их. Юшка не пил чаю, не покупал сахар, долгие годы носил одну и ту же одежду без смены, чем вызывал недоумение окружающих. Не знали они, что Юшка экономил деньги для того, чтобы помочь девочке-сироте.

Маленькую сироту Ефим Дмитриевич поместил в семейство в Москве, потом в школу. Каждый год он приходил навестить девочку, приносил ей деньги, чтобы она жила и училась. Девочка выросла, стала врачом.

Она знала, что Юшка болел чахоткой, и приехала его лечить, «лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…».

А ведь и вправду нужен был Юшка на этом свете. Он не зря прожил жизнь, если посвятил ее такому благородному делу: помог выжить. помог стать настоящим человеком никому не нужной девочке-сироте.

Можетбыть, не стал идеалом Юшка для серой и безликой массы ожесточенного народа, но для маленькой и одинокой девочки его имя стало священным.

Своей жизнью, своим примером Юшка научил хотя бы одного человека в этом мире любить и отдавать свое тепло другим.

2 вариант

В своих произведениях Андрей Платонов всегда стремился к правдивому изображению жизни. Но жизнь, как известно, несовершенна, поэтому картины и образы его произведений, отражая действительность, заставляют тревожно биться-наши сердца.

Они заставляют задуматься над необходимостью как-то изменить, улучшить этот несовершенный мир. По мнению писателя, преобразить мир могут люди, обладающие красотой и величием души, способностью любить и сохранять доброе отношение к людям, даже сталкиваясь с их жестокостью и черствостью.

Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

Юшка — бедный юродивый, страдающий от чахотки. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами, как у слепца, в которых всегда стоит влага, «как неостывающие слезы». Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени.

Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается горе, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают.

Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду».

Читая этот рассказ, мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью, которая обрушивается на бедного юродивого. Но Юшка никогда не отвечал злостью своим обидчикам. Даже когда хозяйская дочь Даша находила его избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он утверждал, что народ его любит. «Он меня без понятия любит, — говорил несчастный.

— Сердце в людях бывает слепое». А у самого Юшки сердце было «зрячим». Он был наделен редким даром — даром любви. И любовь эта была святая и чистая. Свою чистую любовь Юшка переносил и на людей, прощал им нанесенные обиды и оскорбления, искренне считая эти издевательства извращенной формой любви к нему.

Наивный старик убежден в том, что если он по закону родился, то « всему свету нужен…» и без него «тоже, значит, нельзя». За эти свои убеждения он и умирает. Услышав от прохожего, что его существование никчемно и ненужно, Юшка «осерчал впервые», возмутился, и получил за это смертельный удар.

Но после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях — он действительно был нужен людям, чтобы сердца их отводить от злобы и ярости, от ожесточения жизнью.

Автор дает нам понять, что существование таких людей имеет свой смысл и значение. Их жизнь не проходит на этой земле бесследно. Так и Юшка оставил на земле свой след — вырастил сиротку, выучил в Москве, отказывая себе во всем.

Каждый год проведывал девушку, привозил деньги, чтобы она могла жить и учиться. Он любил ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, всегда отвечала ему «всем теплом и светом своего сердца».

Выучившись и став врачом, она приехала, чтобы вылечить Юшку от болезни. Но, к сожалению, опоздала.

Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается в городке, чтобы распространить на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым — свое сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Возможно, ей удастся продолжить дело приемного отца — излечить сердца людей от несправедливости, жестокости и «слепоты», вселить в них добро и способность к настоящей любви. Ведь именно в этом видел Юшка смысл своего существования на земле.

Источник: http://www.testsoch.info/obraz-glavnogo-geroya-rasskaza-a-p-platonova-yushka/

Ссылка на основную публикацию