Что значит субкультура?как понять слово субкультура? значение и смысл

Что такое субкультура?

Что значит Субкультура?Как понять слово Субкультура? Значение и смысл

Что такое культура, все более или менее представляют, а вот вопрос о том, что такое субкультура, некоторых вводит в ступор. Откуда такая странная приставка, и что обозначает это слово? Давайте разбираться.

Что обозначает термин «субкультура»

Субкультура происходит от латинского sub — под и cultura — культура. Так, синонимом субкультуры можно назвать подкультуру.

Это понятие широко используется в антропологии, культурологии и социологии.

Субкультура — это часть культуры того или иного общества, которая отличается от большинства отдельными признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т.д.

Субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах. Одним из самых известных примеров субкультур являются молодежные группировки: это готы, панки, растаманы и т.д.

Виды субкультур

Субкультуры делятся на несколько видов. Предлагаем вам рассмотреть самые популярные.

Музыкальные субкультуры

Такие очень популярны в молодежной среде. Молодые люди и девушки формируют свои движения, основанные на симпатии к определенным музыкальным жанрам. Имидж, поведение, внешность и иные признаки у представителей музыкальных субкультур формируются на примере исполнителей и известных групп, принадлежащих к данному музыкальному направлению.

Рэперы, например, носят широкие штаны и футболки, бейсболки с плоским козырьком на один бок; готы предпочитают черный цвет, ярко красят глаза и губы; эмо — любители черно-розовой палитры и «ежистых» причесок; панки обожают делать на голове ирокезы, часто ярких неестественных тонов; «ванильки» любят нежные цвета, уютные молодежные толстовки, лосины, пучок на макушке и сумку через плечо.

Одной из первых субкультур стали хиппи, которые впоследствии по-разному повлияли на иные субкультуры, например, на битников. Достаточно рано появилась и субкультура Растафари, представители которой чтили музыку рэгги, пацифизм и выступали за легализацию марихуаны.

Интернет-субкультуры

Они стали возникать в середине 90-х XX века. Их появление было связано с развитием Интернет-технологий. В числе первых — Фидо-общество. Часто с этой субкультурой соотносят хакеров.

Арт-субкультуры

Их возникновение основано на увлечениях разными хобби или видами искусства, не связанных с музыкой. Например, появилось много людей, увлеченных японскими аниме. Так возник фэндом аниме, вскоре переросший в отаку — отдельную субкультуру.

Индустриальные субкультуры

Берут свое начало в 20 веке, когда в моде была романтизация городского образа жизни. Многие люди стали привыкать жить в городах и не представляли своей жизни в сельской местности. Так стали появляться многочисленные индустриальные субкультуры, на которые значительно повлияли компьютерные игры.

Теперь Вы знаете, что такое субкультура. Возможно, Вы и сами являетесь представителем одной из них, но до недавнего времени и не подозревали об этом!

Источник: https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/chto-takoe-subkultura

Что такое:: Субкультура

02 ноября 2012, 10:35

Научное определение

Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группылюдей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

С точки зрения культурологии, субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Признаки субкультуры

Принадлежность к субкультуре может определяться отличающимся от доминирующей культуры языком, манерами поведения, одеждой и т. д. Это может быть стиль музыки, политические взгляды, протестные настроения, которые иногда могут принимать весьма экстремальный характер.

Субкультуры могут быть закрытого и открытого типа. В первом случае, в устоявшуюся группу редко принимаются новые члены. Как правило, возможность вступить в эту группу людей отстаивается довольно-таки трудно.

Закрытые субкультуры стремятся как можно больше изолироваться от общества.

Открытые субкультуры принимают в свои ряды всех желающих, вследствие чего зачастую оказываются наполненными людьми, практически не имеющими представления об изначальной идее группы.

Если субкультура со временем развивается и входит как элемент в единую культуру общества, она приобретает сложную и упорядоченную структуру, приобретает все сопутствующие культурной части признаки (клубы по интересам, периодические издания, общественные организации).

Существует близкое к субкультуре понятие — «фэндом», — которое является более узким. «Фэндом»(фанатство) — тоже сообщество, определяемое набором характерных признаков. Отличие фэндома от субкультуры заключается в том, что общим интересом для членов фэндома выступает какой-то один предмет, произведение, творчество одного писателя, музыканта…

Однако, фэндомы, обычно, не образуют субкультур, так как сосредоточены вокруг объекта своего «поклонения», и только вокруг него. Других общих черт, для того, чтобы назвать группу фанатов субкультурой, обычно не наблюдается.

Так же не следует путать с двумя этими понятиями «хобби», то есть увлечение какого-либо конкретного человека каким-либо конкретным занятием.

История

Понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством, впервые вывел американский социолог Дэвид Рисмен в 1950 году. Более тщательно это явление и понятие потом исследовал британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля».

В СССР для обозначения членов молодежных субкультур использовали термин «неформальные объединения молодежи», превратившийся в жаргонное слово «неформалы».

Вообще в СССР субкультуры протестного и экстремального характера были крайне малоразвиты, более широко были распространены молодежные объединения активно-созидательного, романтического и альтруистического направления.

С одной стороны, это объяснялось доступностью учреждений культуры, наличием клубов по интересам, внедрение официальной позитивной идеологии, официальная цензура. Но, в то же время, косность официальной власти и идеологии способствовала возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности.

Разновидности субкультур

Музыка

Наиболее широко распространенной и наиболее заметной группой субкультур являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки.

Внешность представителей этой группы субкультур зачастую формируется под влиянием сценического имиджа популярных в данной субкультуре исполнителей.

Началось все с хиппи, движения пацифистов и поклонников легкой рок-музыки. Именно хиппи сталипервыми из поклонников музыки, которых легко было идентифицировать на улице.

От хиппи отделились такие субкультуры, как битники и растафари.

В 1970-80-х годах, с новыми жанрами в рок-музыке, возникли и новые субкультуры — металлисты и панки. С появлением таких депрессивных жанров, как пост-панк, готик-рок и т. п., сформировалась готическая субкультура. В Нью-Йорке же, вместе с эмигрантами с Ямайки, появилась хип-хоп культура.

90-е годы знаменовались появлением эмо-кидов, наиболее яркого и широкого направления тех лет.

Вообще, выделить все музыкальные субкультуры, и их направлениями и ответвлениями, с точной хронологией довольно-таки трудно. Это вопрос для отдельной исследовательской статьи.

Искусство и хобби

Эта группа субкультур, не связанных с музыкой, имеет в своей основе увлечение каким-либо видом искусства или хобби.

Например, ролевое движение, довольно-таки широко распространенное как в России, так и за рубежом.

Суть этого увлечения — в воссоздании образа любимого персонажа, а так же взаимодействие персонажей, отыгрываемых разными людьми в игровом процессе.

Близка к ролевому движению, хотя и далеко не тождественна, реконструкция. Она тоже основана на воссоздании событий, внешнего облика и быта, но опирается при этом на исторические источники.

Много приверженцев японской анимации, чей фэндом постепенно перерос в субкультуру отаку. Но это полностью заимствованное движение, все элементы которого пришли к нам из Японии.

Опять таки, список можно продолжать довольно долго.

Взаимоотношения субкультур

При том огромном количестве субкультур, которое сложилось к настоящему времени, невозможно было бы представить их полную обособленность, как от массовой культуры, так и от других субкультур.

Во-первых, многие субкультуры связаны между собой потому, что происходят из одного корня или же являются результатом эволюционирования одной субкультуры из другой. Наиболее яркий пример — панк-культура, от которой, в свое время отделился пост-панк, тут же приобретший своих последователей — представителей готической субкультуры.

Во-вторых, связь между различными субкультурами может заключаться в их антагонизме и извечном противостоянии, на основе кардинальных различий во взглядах на определенные вещи. Например, скинхеды и антифа, являющиеся антагонистами по политическим и социальным взглядам. Вопросы и проблемы субкультур — это тема для целой научной работы, которых создано уже не мало.

Но субкультуры — явление не статичное: появляются новые, изменяются уже существующие. Поэтому, человеку, не интересующемуся этой темой и не относящему себя к одной из этих социальных групп, разобраться во всем этом разнообразии сходу трудно.

Читайте также:  Что значит виабу в аниме? как понять виабу? значение и смысл

Тем не менее, субкультуры — тема, определенно, очень интересная и заслуживающая внимания, хотя бы в рамках поверхностного ознакомления.

Источник: https://www.ikirov.ru/news/18130-chto-takoe-subkultura

Субкультура

Субкультура Детская

— в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

В общечеловеческой культуре субкультура детская занимает подчиненное место, но обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников.

Содержание субкультуры детской — не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носитель субкультуры детской — детское сообщество, формируемое в силу половозрастного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (-> дифференциация половая ). Субкультура детская, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, ныне обретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Психологический словарьСубкультура Детская

— в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре субкультура детская занимает подчиненное место, но обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников.

Содержание субкультуры детской — не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носитель субкультуры детской — детское сообщество, формируемое в силу половозрастного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (-> дифференциация половая ). Субкультура детская, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, ныне обретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Психологическая энциклопедияСубкультура Политическая

— совокупность политических ориентацией и моделей политического поведения, отличающаяся от доминирующих в обществе. Носителем С.п. может быть та или иная общность: элита, этнические группы, и др. Любая политическая культу партия стоит из субкультур. Так, напр.

, выделяет в американской политической культуре три основные культуры: моралистскую, индивидуалистическую и традиционалистскую, моралистической культуре преобладай нравственные требования к политическим деятелям. Ее носители — наследники пуританских традиций Старой Света.

Индивидуалистическая субкультура делает акцент на ограничен») сферы деятельности государства, автономии личности, правах и свободах ли поста. Традиционалистическая субкультура в большей степени распространена на Юге Характерными чертами этой субкультуры являются ориентация на личные дружеские связи, клановость и корикативизм.

По характеру взаимоотношений между субкультурами выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.

Политический словарьСубкультура Преступности

(delinquent subculture) — социальные группы,  характеризующиеся приверженностью к ценностям, которые в господствующей системе ценностей рассматриваются как преступные или антиобщественные. Первая социологическая работа  в этой области была выполнена в традиции  Чикагской школы.

Наиболее ранние исследователи (например, Шоу, 1930) использовали интеракционистские подходы,  разработанные в Чикагском университете  Дж.Г. Мидом и другими при изучении высококриминогенных и главным образом иммигрантских (итальянских, польских, ирландских и т.д.) районов «внутреннего города» .

В работе, посвященной различным областям Чикаго, Шоу и Мак-Кей (1929) выявили, что в относительно бедных городских районах зарегистрированные уровни праздности и подростковой преступности были намного выше и что 80% зарегистрированных правонарушений совершены группами мальчишек этого возраста.

Интерес  ученых был направлен скорее на группу, чем на индивидуума, а чикагская традиция  подчеркивала значение  социализации и культурной трансмиссии девиантных нравов, отвергая индивидуалистские объяснения преступности, поскольку именно социальные условия упомянутых групп поощряли формирование субкультур, а проблемы безработицы и недостаточного социального одобрения (структурные «дислокации») порождали субкультуры преступности. Такие группы обладали иной системой ценностей, определяемой статусными и «одобряемыми» позициями данной субкультуры. По выражению Коэна (1955) в его классическом исследовании в русле интеракционистского подхода, «процесс  избирания ими «того пути», ничем не отличается от того, посредством которого другие становятся законопослушными членами общества». Эта точка зрения, следовательно, рассматривает субкультуру как «решение»  проблем бедности, низкого статуса,  недостатка возможностей и т.д. городской молодежи. Статусное разочарование в школе и других местах преодолевается статусом и чувством  собственного достоинства, достигнутыми внутри системы ценностей субкультуры преступности. В Великобритании данные исследования  получили продолжение в работе специалистов национальной конференции по девиации  и Центра современных культурных исследований при Бирмингемском университете (см. Культурные исследования) .

Социологический словарь

Источник: http://vslovare.info/slovo/subkultura

Субкультура, её виды (стр. 1 из 4)

Задание:

1. Провести исследование.

2. Сделать выводы.

3. Формирование обоснования выбранной темы. Социальная проблема.

4. Публикации в прессе (собрать материалы, информацию).

5. Мнение экспертов.

6. Данные официальной статистики.

7. Степень научной разработанности (3-5 источников по этой проблеме).

Формирование обоснования выбранной темы. Социальная проблема.

Современный человек воспитывается и вырастает не просто в обществе, а в противостоянии субкультур общества. Субкультурные различия, приводят порой к серьезным последствиям, такие как субкультурные войны. Поэтому необходимо разобраться, что такое субкультура, чем люди живут, какие цели преследуют и ради чего.

Субкультура понимается в социологии и культурологии как часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.

Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

Фэндом и возникновение молодежных субкультур

Фэндом (фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты.

По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами.

Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т.п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре.

Читайте также:  Что значит подсолнечника? символизм цветка подсолнечник?

Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой .

В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов.

Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей.

Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения.

Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого.

Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Примеры субкультур

Музыкальные субкультуры

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры.

Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией.

В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия.

С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов.

В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали Эмо-киды и Кибер-панки. Субкультура Эмо одна из самых молодых (большинство ее представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилием технократии.

Арт-субкультуры

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби.

Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влиняние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К спортивным субкультурам можно отнести Паркур, а также футбольных фанатов.

Контркультуры
Наиболее из старейших контркультур является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законамиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 — cite_note-Kravchenko-2

В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Еще один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов.

Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям.

Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированны, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

Источник: http://MirZnanii.com/a/215008/subkultura-eye-vidy

1.1 Определение понятий «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура»

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. [10] В России возрастные рамки молодёжи определяются возрастом от 14 до 30 лет.

Специфика молодёжи в том, что в социальном и возрастном положении она находится в переходном состоянии.

Молодёжь в большей или меньшей степени принадлежит к каждой страте, социальной группе, поэтому критериями социальной дифференциации выступает социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей.

Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной молодёжи является расслоение по социально-экономическим показателям.

Однако, внутренняя дифференциация молодёжи обуславливается не только социальными параметрами, но и возрастными особенностями, а так же по субкультурному типу. Мы будем рассматривать именно этот тип дифференциации молодёжи.

Субкультура-это подсистема целостной системы культуры, другими словами это культура в культуре.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.

Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка» [16].

Читайте также:  Кто такой фырган? как понять слово фырган? значение и смысл термина

В книге Т. Щепанской под субкультурой понимается — знаковая и нормативная система, способная к самовоспроизводству и относительно автономная в рамках более широкой системы культуры. Автор говорит о том, что необходимо отличать субкультуру, как систему знаков и норм, от сообщества, как локального уплотнения межличностных связей.

На основе той или иной субкультурной традиции — ее знаков и норм — может возникать множество разных сообществ, а трансляция традиции чаще всего происходит вообще на меж- или надгрупповом уровне (нередко имеются структуры обучения, общие для нескольких групп).

Субкультура порождает группировки, которые возникают и перестают существовать, внося свой вклад в копилку ее традиции [4].

Субкультура в социологии и культурологи — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В

частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы [5].

Существует точка зрения, что субкультура — это хобби, переросшее в образ, а зачастую и в смысл жизни. [8]

Молодежная субкультура — частный случай проявления субкультуры вообще.

Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста, возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика.

Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он откладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет. [17]

Таким образом, субкультура — это подсистема целостной системы культуры, отличающаяся от неё собственной системой ценностей, внешним видом, языком, манерой поведения и другими признаками. Молодёжная субкультура — одна из разновидностей субкультуры в целом, особенностями которой являются возрастные рамки.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/15374

Культура и субкультура

Субкультура (буквально «подкультура») трактуется в нескольких смыслах.

Термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автономную форму организации людей внутри господствующей культуры; совокупность норм и ценностей, образующих культуру преступников.

В американской социологии с двадцатых годов прошлого века существует традиция исследования девиантного (отклоняющегося, противоправного, преступного) поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодёжного движения как молодёжных субкультур.

В целом исследователи рассматривают современные субкультуры как специфический способ дифференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ей совокупности своеобразных феноменов данной культуры.

От господствующей культуры её субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, молодёжь), социальные слои, неформальные объединения.

Они становятся субъектами собственной культурной среды: творцами и носителями норм, действий и ценностей, объединяющих группу в субкультуру. Субкультурные различия определяются полом, возрастом, родом занятий, национальностью, сословием и другими признаками.

Каждое общество имеет мозаику по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках субкультуры; иммигрант живёт в конкретной культуре иммигрантов, семья военного рядом с воинской частью.

Дети осваивают несколько возрастных культур, зачастую вступая в противоречие с родителями, разделяющими ценности иной субкультуры.

Грани между субкультурами достаточно условны. Например, молодежная субкультура может включать представителей элиты и городских низов, субкультуры меньшинств — объединять представителей национальных, расовых, социальных субкультур.

Яркой иллюстрацией организованных (социально-профессиональных) сообществ может служить жизнедеятельность коллектива японской фирмы.

Авангардная субкультура выражает стремление к изменению культуры, а традиционалистская стремится сохранить (или возродить) ценности уходящей (утраченной) культуры.

В силу ряда социальных факторов субкультура может утверждать образцы мировоззрения и поведения, противоположные доминирующей культуре. Некоторые исследователи используют термин «контркультура» применительно к субкультурам групп, бросающих вызов традиционной культуре.

Преуспевающая шайка преступников, например, имеет свои стандарты поведения и нравственные нормы, а также благоприятный для сплочения группы морально-психологический климат.

Но эти ярко выраженные стандарты противоположны всеобщим нормам данного общества; объективно они подрывают основы социального бытия, уподобляясь свинье под дубом из басни И.А. Крылова.

Следовательно, если в субкультуре индивид может альтернативными способами усвоить и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает отказ от ведущих образцов доминирующей культуры. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культурными нормами и образцами.

Итак, субкультура является способом бытия культуры, посредством которого специфические группы пытаются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей.

Субкультуры предлагают систему символов, помогающую индивиду или группе осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность.

Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи-сплочению с другими членами субкультуры. Возникновению или развитию субкультур содействуют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни общества.

Общепризнанной типологии субкультур пока нет, их объединяет признание двух тенденций в возникновении и развитии: успеха или неудачи. Иначе говоря, системный кризис общества приводит к возникновению социальных групп, положение которых стало – относительно и абсолютно — лучше или хуже.

Среди условий кризиса, ведущих к ухудшению социально-экономического положения, исследователи называют безработицу, примитивную работу, неблагополучные семьи, недостатки образования, снижение уровня духовной сферы общества. Тенденция «неудачи» обусловила появление большинства молодёжных субкультур на Западе и постсоветском пространстве.

Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, причёска, бижутерия); манеру поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер их использования).

Стиль создаётся на основе элементов данной культуры; новый контекст придаёт иное значение предметам, вещам и словам, заимствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственной.

Совокупность функций обеспечивает роль субкультуры в обществе и её ценность для членов группы. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность.

Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в субкультуре, предлагает индивиду варианты решения личностных проблем.

         Субкультура, как альтернативная форма социальной активности, осваивается непосредственно (фактическим членством в группе субкультуры) и опосредованно (под влиянием средств массовой коммуникации).

         Субкультуры способны решать специфические потребности индивидов и определённых социальных групп в коммуникации; об этом весьма убедительно говорит факт появления и развития субкультур.

         Среди молодёжных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры нижнего класса (рокеры, бритоголовые, панки, футбольные фанаты и другие) и субкультуры среднего класса (битники и хиппи). Эти разновидности получили распространение на постсоветском пространстве культуры.

Субкультуры нижнего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или поведения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию.

К элементам их стиля исследователи относят: поиск духовного удовлетворения в творчестве, стремление к формированию и выражению индивидуальности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности.

         Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм.

Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри существующей субкультуры. Исследователи не исключают их влияния на социокультурный процесс. В социальных группах с субкультурами идёт творческий процесс взаимодействия, в рамках которого происходит разработка стиля микрокультуры.

Как субъекты культуры, носители субкультур способны повлиять на развитие культуры человечества.

Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Высшее образование).

Источник: http://ponjatija.ru/node/14463

Ссылка на основную публикацию