Что значит подставить? как понять подставить? значение и смысл

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. Как понимать слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке- подставь правую » и что «всякая земная власть — от Бога»? / Православие.Ru

Что значит Подставить? Как понять Подставить? Значение и смысл

Как понимать слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке- подставь правую » и что «всякая земная власть — от Бога» (Антихриста — тоже?).

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие.

Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.  А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро.

«Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

    Достижима ли эта заповедь?  Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее.  Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним.

Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми,  а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью.

Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6).

Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.

царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них.

О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст.

Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11).

В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

29 сентября 2003 г.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/6187.html

Подставить другую щеку?

Роман Маханьков

По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько “непонятных” и “противоречащих” здравому смыслу мест.

Вот, к примеру, одно из писем, пришедших в редакцию «Фомы»:  
«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек.

Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал).

Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией.

Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».

А Я говорю вам: не противься злому.

Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).

Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения.

Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлеченно-философский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком.

Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.

В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони.

Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще.

И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?

Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела.

Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, – это высшее выражение любви.

Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23).

А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.

Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения.

Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному.

Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.

Христианство говорит, что заповеди Христа – это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души.

И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека.

Поэтому основная цель христианства – спасение и обновление личности – предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

Читайте также:  Что значит апатия? как понять слово апатия? значение и смысл

Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения.

Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне – страх быть подвергнутым тому же.

Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.

Заповедь Христа – «не противься злому» – предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом – противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.

Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло.

Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.

А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек – постарается выбрать меньшее зло.

Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога.

И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди “непротивления злому”, еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.

Источник: https://azbyka.ru/podstavit-druguyu-shheku

Использование функции ВПР с примерами

Функция подстановки значений (ВПР)

Уверена, что каждый человек неоднократно сталкивался с необходимостью подставить значения из одной таблицы в другую. Например. На склад пришел товар – пусть это будет некая рекламная продукция. У нас есть перечень данного товара с указанием количества.

Так же мы имеем в отдельном файле прайс-лист на рекламную продукции.

В прайс-листе больше позиций, да и расположены они в другой последовательности. Согласитесь, идея сверить эти два файла и внести цены вручную, механически, оптимизма не внушает.

В нашем примере не так много строк, но представьте себе прайс-лист, состоящий из 5000 наименований. Оптимизма еще поубавилось.

Попробуем облегчить себе жизнь и заставим немного поработать Excel, тем более, что с этой функцией он справиться на «УРА».

Обратите внимание на то, что для корректной работы функции ВПР в заголовках таблицы не должно быть объединенных ячеек!  Выберем ячейку в которую будем подставлять значения, взятые из другого файла.

В начем случае это будет колонка «Цена».  Выделим ячейку D3 (первую ячейку диапазона, в который необходимо подставить значения).  В закладке Формулы найдем кнопку fx и нажмем ее.

Появится диалоговое окно мастера фукнций.

Выберем категорию Ссылки и массивы, найдем там функцию ВПР и выделим ее.

Нажмем ОК. Появится окно для ввода аргументов функции. Первый аргумент называется «Искомое значение». В поле ввода напротив этого аргумента укажем блок ячеек столбца В. Сделаем это просто щелкнув на заголовке столбца мышкой.

Второй аргумент называется Таблица. Там необходимо указать диапазон ячеек таблицы, в которой содержится аргумент «Искомое значение» и то значение, которое нам необходимо подставить.

  Поскольку прайс-лист у нас находится на другом листе, то переходим на лист с названием «прас-лист» и выделяем там полностью столбцы А и В, т. к.

в столбце А содержится аргумент «искомое значение» (тот параметр по которому EXCEL поймет, что определенная цена привязана именно к этому товару), а в столбце В содержится то значение, которое нам необходимо подставить в первую таблицу к каждому «искомому значению».

В поле ввода аргумента «Номер столбца» указываем «2», т.к. колонка с ценой в прайс-листе у нас  — это второй по счету столбец.

В поле «Интервальный просмотр» пишем ЛОЖЬ, т.к. нам необходимо перенести точные значения, а не приблизительные

Нажмем ОК.

Мы видим, что в ячейку D3 подставилась цена, соответствующая в прайс-листе позиции «Каталог формат А4». Теперь нам осталось только растянуть эту формулу на весь диапазон ячеек, куда нам необходимо поставить значение цены.

Вот что у нас должно получиться.

В принципе можно было бы сказать, что на этом задача выполнена. Но есть одно маленькое НО. В столбце D3 работает функция, мы можем видеть это в строке формул. Это означает, что наши 2 файла неразрывно связаны, т.е.

если поменять данные в прайс-листе, то обязательно изменятся и данные в нашем файле, за 15.01.2011. Этого лучше не допускать.

Для этого выделим весь диапазон ячеек, в который мы подставили данные, щелкнем правой кнопкой мыши и выберем опцию «Копировать»

Далее не сбрасывая выделения с области ячеек снова щелкнем по ней правой кнопкой мыши и выберем опцию «Специальная вставка».

В появившемся окне установим галочку напротив опции «значения». Нажмем ОК.

Теперь мы видим, что в строке формул подставлены числовые значения, а не формула. Это значит, что связи между двумя файлами нет, а значит и нет угрозы изменения или исчезновения подтянутых нами значений при изменении, закрытии или перемещении «прайс-листа».

Источник: http://klarik.net/uroki-excel/ispolzovanie-funkcii-vpr-s-primerami/

Функция ПОДСТАВИТЬ() в MS EXCEL

Функция ПОДСТАВИТЬ(), английский вариант SUBSTITUTE(), заменяет определенный текст в текстовой строке на новое значение. Формула =ПОДСТАВИТЬ(A2; «январь»;»февраль») исходную строку «Продажи (январь)» превратит в строку «Продажи (февраль)».

Синтаксис функции

ПОДСТАВИТЬ(исходный_текст;старый_текст;новый_текст;[номер_вхождения])

Исходный_текст  — текст или ссылка на ячейку, содержащую текст, в котором заменяется часть строки.
Старый_текст  — заменяемый текст.
Новый_текст  — текст, на который заменяется старый_текст.

Номер_вхождения  — определяет, какое вхождение фрагмента Старый_текст нужно заменить фрагментом. Если этот аргумент определен, то заменяется только заданное вхождение фрагмента Старый_текст.

В противном случае все вхождения фрагмента Старый_текст в текстовой строке заменяются фрагментом Новый_текст.

Примеры

Пусть в ячейке А2 введена строка Продажи (январь), прибыль (январь).

Чтобы заменить оба слова январь, на февраль, запишем формулу:

=ПОДСТАВИТЬ(A2; «январь»;»февраль»)

Функция ПОДСТАВИТЬ() может заменить только первое, только второе и т.д. вхождение слова «январь».
Записав формулу =ПОДСТАВИТЬ(A2; «январь»;»февраль»;2) получим строку Продажи (январь), прибыль (февраль).

Кроме того, функция ПОДСТАВИТЬ() чувствительна к РЕгиСТру. Записав =ПОДСТАВИТЬ(A2; «ЯНВАРЬ»;»февраль») получим строку без изменений Продажи (январь), прибыль (январь), т.к. для функции ПОДСТАВИТЬ() «ЯНВАРЬ» не тоже самое, что «январь».

Если строка содержит слова в разных регистрах, например, Продажи (январь), прибыль (ЯНВАРЬ), то для замены слова январь на февраль можно порекомендовать формулу =ПОДСТАВИТЬ(СТРОЧН(A2); «январь»;»февраль») В результате получим продажи (январь), прибыль (январь).

Функция ПОДСТАВИТЬ() vs ЗАМЕНИТЬ()

Пусть в ячейке А2 введена строка Продажи (январь). Чтобы заменить слово январь, на февраль, запишем формулы:

=ЗАМЕНИТЬ(A2;10;6;»февраль»)
=ПОДСТАВИТЬ(A2; «январь»;»февраль»)

т.е. для функции ЗАМЕНИТЬ() потребовалось вычислить начальную позицию слова январь (10) и его длину (6). Это не удобно, функция ПОДСТАВИТЬ() справляется с задачей гораздо проще.

Кроме того, функция ЗАМЕНИТЬ() заменяет по понятным причинам только одно вхождение строки, функция ПОДСТАВИТЬ() может заменить все вхождения или только первое, только второе и т.д.
Поясним на примере. Пусть в ячейке А2 введена строка Продажи (январь), прибыль (январь).

Запишем формулы:
=ЗАМЕНИТЬ(A2;10;6;»февраль»)
=ПОДСТАВИТЬ(A2; «январь»;»февраль»)
получим в первом случае строку Продажи (февраль), прибыль (январь), во втором — Продажи (февраль), прибыль (февраль).

Записав формулу =ПОДСТАВИТЬ(A2; «январь»;»февраль»;2) получим строку Продажи (январь), прибыль (февраль).

Кроме того, функция ПОДСТАВИТЬ() чувствительна к РЕгиСТру. Записав =ПОДСТАВИТЬ(A2; «ЯНВАРЬ»;»февраль») получим строку без изменений Продажи (январь), прибыль (январь), т.к. для функции ПОДСТАВИТЬ() «ЯНВАРЬ» не тоже самое, что «январь».

Источник: https://excel2.ru/articles/funkciya-podstavit-v-ms-excel-podstavit

Что значит «подставить щёку?»

Вопрос: Как понимать слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую» (Матфея 5:39)?

Вряд ли Иисус Христос под этими словами подразумевал конкретную и безусловную инструкцию в случае драки. В контексте — это одна из иллюстраций, призванных разъяснить принципы Царства Божьего. И если эти слова понимать буквально и абсолютно, то тогда так же нужно понимать и другие иллюстрации.

Например, слова о готовности отдать верхнюю одежду тому, кто возжелал снять с тебя рубашку («И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матфея 5:40)), можно соотнести с распространёнными сегодня случаями мошенничества. Т.е.

всякому, кто присылает мне sms с просьбой положить ему на счёт тысячу, я должен во исполнение буквального понимания этих слов отправить пять? Или у меня абсолютно нет права отказывать просящему у меня взаймы («Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матфея 5:42)), даже если я понимаю, что человек ведёт паразитический образ жизни и у меня уже с десяток раз безвозвратно занимал прежде?

Не стоит забывать и о том, что слова о вырывании глаза и отсечении руки («Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.

И если правая рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну» (Матфея 5:29, 30)) стоят в том же едином смысловом ряду.

Или мы все эти иллюстрации должны понимать буквально и безусловно, или же мы видим в них приведение примеров, разъясняющих насколько несовместимы с принципами Царства Божьего естественные для нас эгоистичные мотивы.

Читайте также:  Что значит евпочя расшифровка? как понять евпочя? значение и смысл

Когда мы считаем, что слова о подставлении щеки применимы, прежде всего, в ситуации уличной драки, мы непозволительно сужаем смысл того, что сказал Иисус Христос.

Для подавляющего большинства взрослых возможность получить в челюсть «в лучшем случае» случается раз в несколько лет (вспоминаю, что когда я был подростком, мне нужно было быть готовым к драке всякий раз, когда я выходил на улицу или шёл в школу, поэтому я говорю о взрослых).

Эти слова для нас становятся предметом больше теоретических размышлений: «Как я бы поступил, если бы когда-нибудь ко мне на улице и т.д.». И мы не замечаем, что по несколько раз на дню оказываемся в ситуациях, где нам следует «подставить щёку», но не в буквальном смысле, а как исполнение принципа.

Многие обращают внимание, что местом первого удара указывается правая щека, а подставить нужно левую. В этом можно усмотреть намёк на унижение, т.к. по левой щеке большинство людей могут ударить только тыльной стороной ладони, точнее, не столько ударить, сколько дать пощёчину, что скорее унизительно, чем травматично.

Слова Иисуса Христа обличают наше стремление идти на поводу уязвлённого самолюбия. Взрослые, вежливые люди мстят обычно не с помощью кулаков, а с улыбкой на устах уязвляют словами или старательно выстраивают цепочку событий, «подставляя» обидчика.

Именно против этого направлена указанная часть Нагорной проповеди. Речь в ней не о единоборствах или апперкотах, а о моих мотивах во взаимоотношениях с ближними.

Когда слова или действия другого человека я воспринимаю как унижение, проявление неуважения или недооценку моих способностей, мне не следует поддаваться естественному стремлению «нанести ответный удар».

Бесспорно, есть ситуации, когда в целях воспитания человека нужно «поставить на место». Но мотивы в этом случае должны быть воспитательные, т.е. проявление заботы о нём, а не «ты ощутишь на себе, что значит делать мне больно».

К примеру, неправильно, если родители обрушивают свой гнев на подростка, прежде всего, потому что их злит его вызывающее поведение.

Если он достоин наказания, то пусть это будет сделано из ясного представления о его будущем характере, а не по причине помутнённого злостью чувства: «Как ты ко мне, так и я к тебе».

Таким образом, слова Иисуса Христа о подставлении щеки непосредственно говорят о нашем повседневном стиле общения с ближними, и лишь отдалённо — об уличных драках.

Роман Гейкер

Газета «Сокрытое Сокровище» № 5 (205) май 2014 г.

Источник: https://sokrsokr.net/chto-znachit-podstavit-shhyoku/

Что значит »подставить щеку»

После обсуждения на учительском известных слов Иисуса о подставлении другой щеки, решил поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

Матф 5:39 — А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Вряд ли Иисус под этими словами подразумевал конкретную и безусловную инструкцию в случае драки. В контексте — это одна из иллюстраций, призванных разъяснить принципы Царства Божьего. И если эти слова понимать буквально и абсолютно (как например, заповедь «не укради», т.е.

никогда и не при каких условиях), то тогда так же нужно понимать и другие иллюстрации. Например, слова о готовности отдать верхнюю одежду тому, кто возжелал снять с тебя рубашку (Матф 5:40), можно соотнести с распространенными сегодня случаями мошенничества. Т.е.

всякому кто присылает мне смс с просьбой положить ему на счет тысячу, я должен во исполнение буквального понимания этих слов отправить пять? Или у меня абсолютно нет права отказывать просящему у меня взаймы (Матф 5:42), даже если я понимаю, что человек ведет паразитический образ жизни и у меня уже с десяток раз безвозвратно занимал прежде? Не стоит забывать и про то, что слова о вырывании глаза и отсечении руки (Матф 5:29,30) стоят в том же едином смысловом ряду. Или мы все эти иллюстрации должны понимать буквально и безусловно, или же мы видим в них приведение примеров, разъясняющих насколько несовместимы с принципами Царства Божьего естественные для нас эгоистичные мотивы .

Когда мы считаем, что слова о подставлении щеки применимы прежде всего в ситуации уличной драки, мы непозволительно сужаем смысл того, что сказал Иисус.

Для подавляющего большинства взрослых возможность получить в челюсть «в лучшем случае» случается раз в несколько лет (вспоминаю, что когда я был подростком, мне нужно было быть готовым к драке всякий раз, когда я выходил на улицу или шел в школу, поэтому я говорю о взрослых).

И эти слова для нас становятся предметом больше теоретических размышлений: «как я бы поступил, если бы когда-нибудь ко мне на улице и т.д.». И мы не замечаем, что по нескольку раз на дню оказываемся в ситуациях, где нам следует «подставить щеку», но не в буквальном смысле, а как исполнение принципа.

Многие обращают внимание, что местом первого удара указывается правая щека, а подставить нужно левую. В этом можно усмотреть намек на унижение, т.к. по левой щеке большинство людей могут ударить только тыльной стороной ладони, точнее, не столько ударить, сколько дать пощечину, что скорее унизительно, чем травматично.

Слова Иисуса обличают наше стремление идти на поводу уязвленного самолюбия. Взрослые, вежливые люди мстят обычно не с помощью кулаков, а с улыбкой на устах уязвляют словами или старательно выстраивают цепочку событий, «подставляя» обидчика. Именно против этого направлена указанная часть Нагорной проповеди.

Речь в ней не о единоборствах или апперкотах, а о моих мотивах во взаимоотношениях с ближними. Когда слова или действия другого человека я воспринимаю как унижение, проявление неуважения или недооценку моих способностей, мне не следует поддаваться естественному стремлению «нанести ответный удар».

Бесспорно, есть ситуации, когда в целях воспитания человека нужно «поставить на место». Но мотивы в этом случае должны быть воспитательные, т.е. проявление заботы о нем, а не «ты ощутишь на себе, что значит делать мне больно». К примеру, неправильно, если родители обрушивают свой гнев на подростка, прежде всего, потому что их злит его вызывающее поведение.

Если он достоин наказания, то пусть это будет сделано из ясного представления о его будущем характере, а не по причине помутненного злостью чувства: «как ты ко мне, так и я к тебе».

Таким образом, слова Иисуса о подставлении щеки непосредственно говорят о нашем повседневном стиле общения с ближними, и лишь отдаленно — об уличных драках.

Источник: http://www.gazetaprotestant.ru/2011/01/chto-znachit-podstavit-scheku/

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». (Лук.6:29)

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». (Лук.6:29)

«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». (Лук.6:30)

Параллельные места:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Матф.5:39)

«и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». (Матф.5:40)

«и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». (Матф.5:41)

  Эти места Евангелия нельзя рассматривать отдельно, вырвав их из текста, ибо они, в таком случае не имеют смысла. Только в совместном прочтении эти слова обретают смысл.

Вот что мы читаем: «26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». (Лук.6:26-36)

                                                                Толкование

  Ни одна заповедь Иисуса не вызвала столько рассуждений и споров, как заповедь любить врагов наших. Как же надо понимать эти строки Писания?

  Во-первых эти слова нужно понимать в тактическом, историческом смысле, как направленные к апостолом в конкретной ситуации: Апостолы должны были быть посланы на проповедь и потому ожидали встретить многих гонителей и наветчиков.

Поэтому если бы апостолы, тяготясь гонением, потом желая отомстить оскорбителям, умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы. Поэтому-то Господь предварительно убеждает апостолов не приступать к мщению врагам, но все случающееся переносить мужественно, будет ли кто обижать их, или неправедно злоумышлять против них.

Так и Сам Он поступил на Кресте, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

  Потом, уже в стратегическом, моральном и богословском смысле, Христос говорит и апостолам и нам с вами, чтобы ни кто не сказал, что такая заповедь — любить врагов – невозможна: « чего желаешь ты себе самому, то делай и другим, и будь в отношении к другим таков, каковыми желаешь иметь в отношении к тебе самому других. Если желаешь, чтобы враги твои были для тебя суровы, не сострадательны и гневливы, то будь и ты таким. Если же, напротив, желаешь, чтобы они были добры и сострадательны, и не памятозлобивы, то не считай невозможным делом — и самому быть таковым. Видите ли, врожденный закон, в сердцах наших написанный? Так и Господь сказал: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31, 33). Потом предлагает нам вместе с апостолами и другое побуждение, именно: если вы любите любящих вас, то вы подобны грешникам и язычникам; если же вы любите злобствующих на вас, то вы подобны Богу, который благ к неблагодарным и злым. Итак, чего вы желаете: грешникам ли быть подобными, или Богу? Видим Божественное учение? Сначала Он убеждал их и нас законом естественным: чего желаешь себе, то делай и другим; потом убеждает и кончиной, и наградой, ибо в награду вам обещает то, что мы будете подобны Богу.

  Вот по этому Иисус и дает нам заповедь любить врагов наших. Но прежде чем ее выполнять надо знать, что же она означает. В греческом языке есть три слова со значением любить.

Читайте также:  Что значит дары волхвов? как понять выражение дары волхвов?

Во-первых, слово еран означает страстную любовь мужчины к женщине. Во-вторых, слово филеин, обозначает любовь человека к своим близким и дорогим, то есть сердечную привязанность.

Но здесь Иисус употребил третье слово агапан. Поэтому остановимся детальней на нем.

Агапан обозначает сердечное чувство благожелательности к ближнему. Независимо от того, что бы он нам ни сделал, мы никогда не позволим себе пожелать ему ничего иного, кроме высочайшего блага, и сознательно приложим все усилия быть добрыми к нему и любезными с ним. И это важно.

Ведь мы не можем любить своих врагов так же, как мы любим близких и родных, ибо это было бы неестественно, невозможно и даже неправильно. Но мы можем приложить усилия к тому, чтобы, — независимо от его поступков, оскорблений, плохих обращений, или даже при причинении вреда, — желать ему только наивысшего блага.

Из этого вытекает важная истина. Любовь к нашим близким и дорогим — независима от нашего сознания и воли. Мы просто влюблены. А любовь к нашим врагам зависима не столько от сердца, сколько от воли. По милости Христовой, мы можем побуждать ее у себя и совершать ее.

В этом отрывке изложены два важных факта, характеризующих христианскую этику.

  Христианская этика позитивна. Она характерна тем, что старается делать положительное. Иисус дает нам Золотое правило, требующее от нас делать для других тоже, что мы сами ждем от них. Это правило можно встретить у многих писателей самых различных вероисповеданий в его негативной форме.

Когда кто-то попросил великого иудейского равнина Гиллеля научить его всему закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил «Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь закон, а все остальное — толкование о нем». Филон, великий иудей из Александрии, сказал: «Чего сам не любишь, не причиняй другому».

Греческий оратор Исократ учил: «Что озлобляет тебя, когда тебе досаждают, не причиняй другим». Одно из основных правил стоиков гласило: «Чего не хочешь для себя, того не делай другому». Когда Конфуция спросили, есть ли такое слово, которое могло бы быть практическим правилом для каждого человека, Конфуций ответил: «Взаимность.

Чего не хочешь для себя, того не делай другому».

  Все вышеприведенные изречения негативны. Не так-то трудно воздерживаться от них; но дело обстоит иначе, если поступать с другими так же, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами.    

  Суть христианской этики не в том, чтобы воздерживаться от плохих поступков, а чтобы усердно совершать богоугодные дела. Поэтому христианская этика основана на «втором поприще» (см. Мат. 5,41).

Иисус перечисляет различные аспекты обычного поведения и тут же отбрасывает их все одним вопросом: «Какая вам за то благодарность?» Люди часто утверждают, что они ничем не хуже их соседей. Возможно это так.

Но Иисус спрашивает: «Насколько вы лучше обычного человека?» Не следует сравнивать себя с соседом: Вполне возможно, что выдержим такое сравнение; но надобно сравнивать свои действия с Божьими, и тогда они всегда осудят нас.

  Что же мотивирует такой христианский образ жизни? Наши желания уподобятся Богу, ибо Он посылает дождь на праведных и неправедных; Он милосердный к человеку, Радующему и огорчающему Его; любовь Божия изливается одинаково на святых и на грешников.

Именно эту любовь необходимо усвоить; если мы будем заботиться о высшем благе и для наших врагов, мы поистине будем чадами Божиими. В стихе 38 встречаем мы странную фразу «отсыплют вам в лоно ваше». Дело в том, что иудеи носили длинную до пят мантию, перехваченную в талии поясом. Подол ее можно было поднять, и вокруг пояса образовывалась полость, в которой носили вещи.

Поэтому, выражаясь современным языком, это можно перефразировать так: «отсыплют вам в вашу сумку», Благодать Господня.

  Поэтому читая эти слова Евангелия, мы должны понимать, что к врагам мы должны испытывать не любовь в нашем понимании, а благожелательность и заботу о его спасении и благе.

  Из всего выше сказанного мы видим, что Иисус отменяет для христиан старый (ветхий) закон ограниченного воздаяния (око за око, зуб за зуб), и вносит новый дух чувства незлобивости и терпимости.

Иисус приводит далее три примера христианского духа в действии. Принимать эти примеры в буквальном смысле, значит совершенно не увидеть их подлинного смысла. Поэтому важно понять, что имел в виду Иисус.

  Он говорит, что если кто ударит нас в правую щеку, мы должны подставить ему и другую. За этим скрывается много большее, чем кажется на первый взгляд. Допустим, что человек-правша стоит перед другим и, допустим, хочет ударить его в правую щеку.

Как же ему сделать это правой рукой? Если он не постарается совершенно извернуться и изловчиться, и при этом ему придется ослабить силу своего удара, то он сможет ударить его лишь тыльной стороной руки. Ну, а удар тыльной стороной руки был по иудейскому раввинскому закону вдвое оскорбительнее для человека, чем удар открытой ладонью.

Таким образом, Иисус говорит: «Даже если человек наносит вам ужасное и рассчитанное оскорбление, ни в коем случае не мстите и не злитесь». Если нас и бьют когда-либо по лицу, то это случается не так уж часто, но время от времени жизнь доставляет нас маленькие или большие оскорбления, и Иисус говорит здесь, чтобы настоящий христианин научился не негодовать на оскорбления и не искать мести.

Про Иисуса Самого говорили, что Он любит поесть и пить вино; Его называли другом мытарям и грешникам, подразумевая под этим, что Он подобен тем, с кем водил компанию. Первых христиан называли людоедами и поджигателями; их обвиняли в безнравственности, вульгарности и бесстыдстве, потому что частью их богослужения была вечеря любви.

Когда Британский аристократ, граф Шефтсбери  принял близкое участие в делах бедных и обездоленных, его предупреждали, что «он станет непопулярным у «людей своего круга» и что «он должен будет навсегда оставить надежду стать министром» английского правительства.

Когда Уилберфорс (Английский политик, борец с рабством) начал борьбу за освобождение рабов, о нем стали распространять клеветнические слухи, будто он жестокий муж, бьет свою жену, и что женат он на негритянке. Настоящий христианин забыл, что такое быть оскорбленным. Он научился от своего Господа принимать любое оскорбление и никогда не выходить из себя, никогда не пытаться мстить.

  Дальше, Христос говорит, что если кто-нибудь хочет отнять у нас по суду рубашку, ему должны отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду. И опять же за этим скрывается больше, нежели видно на первый взгляд. Рубашка, хитон, представляла собой длинную дерюжную или холстяную одежду из хлопочато-бумажной или льняной ткани.

Даже у самого бедного была смена рубашек.  Верхняя одежда, своего рода большой, похожий на одеяло плащ, человек носил днем как одежду, а ночью использовал как одеяло, и такое одеяние у иудея было только одно. По иудейскому закону в качестве залога можно было взять хитон, рубашку, но не верхнюю одежду, плащ.

«Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него; она одеяние тела его: в чем будет он спать?» (Иск. 22,26.27). Смысл сводится к тому, что по закону у человека нельзя было безвозвратно отнять его верхнюю одежду.

Иисус, таким образом, говорит следующее: «Христианин никогда не настаивает на своих правах; он никогда не спорит о своих правах; он вообще не считает, что у него есть какие-либо права перед Господом». Некоторые люди вечно настаивают на свои права, цепляются за свои привилегии и никогда не поступятся ими ради Господа или благой цели.

 Они воинственно пойдут судиться, но не потерпят даже их мельчайшего ущемления. К великому сожалению, Церковь полна таких людей. Такие люди все еще не поняли, что такое христианство. Христианин должен думать не о своих правах, а о своем долге; не о своих привилегиях, а о своей ответственности.

Он совершенно должен забыть о том, что у него вообще есть права; а человек, до последнего борющийся за свои права как в церкви, так и вне ее, еще далек от христианства.

  Общий смысл этого евангельского отрывка сводится к тому, что мы должны понимать, что к врагам мы должны испытывать не любовь в нашем понимании, а благожелательность и заботу о его спасении и благе.

Что как христиане мы должны прощать обиды нанесенные нам, и отказываться от своего «хочу», для того что бы исполнить Господне «надо». Помнить не о своих привилегиях, а о своем долге и своей ответственности.

И тогда исполнимся, по слову Спасителя, Благодати и милостей Господних.

Но прощая обиды нанесенные нам, мы не должны позволять обижать окружающих нас и тем более церковь. В этом случае мы должны душу свою положить за церковь и ближнего:

« Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Мар.8:35)

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Иоан.15:13)

Как сказал православный Иерарх Филарет Московский: «прощай врагов своих, презирай врагов государства, борись с врагами церкви».

(На основе Комментарий к Новому Завету Беркли и толкования блаженного Феофилакта Архиепископа Болгарского)

Источник: http://romancatholic.ucoz.ua/publ/tolkovanie_pisanija/tolkovanie_pisanija/udarivshemu_tebja_po_shheke_podstav_i_druguju_i_otnimajushhemu_u_tebja_verkhnjuju_odezhdu_ne_prepjatstvuj_vzjat_i_rubashku_luk_6_29/5-1-0-41

Ссылка на основную публикацию