Кто такой мещанин? как понять слово мещанство? значение термина

Кто такие мещане?

Мещане (от западнославянского mieszczanin — городской житель) — горожане, жители города. Понятие «мещанство», «мещане» имеет две категории

Объективная выражена

В словаре В. Даля «мещанин — горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество»
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «горожане, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики)»

В бытность правления Петра I мещанами обозначились все городские жители: банкиры, знатные купцы, врачи, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; мелкие тороговцы и ремесленники (Регламент Главного магистрата 1721 года)

В 1767 году Екатерина Вторая практически повторила мысль своего великого предка: «В городах обитают мещане… К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах»

«В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках… и от которого государство много добра ожидает (Екатерина Вторая)

В первые десятилетия ХIХ века понятие «мещанин» не несло никакого негативного смысла:
А. С. Пушкин «Моя родословная»

Семья мещан за праздничным столом

Мещане были официальным сословием на Руси. Для причисления в это сословие необходимо было иметь в городе некоторую недвижимость, заниматься торговлей и ремеслом, нести податные обязанности и исполнять городские общественные обязанности.

Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге. Это звание было наследственным и потомственным

Субъективная оценка мещанства стала складываться во второй половине ХIХ века.

Вызвана она была изменением состава городского населения, притоком в города крестьян, ростом пролетариата, увеличением количества разночинцев — передового отряда нарождающейся интеллигенции, которая требовала перемен в обществе (каких — она и сама не знала).

И мещане по мнению интеллигенции (этой определяющей общественное мнение прослойки общества) мешали этим переменам, потому что тяготели к стабильности, порядку, были безразличны к интересам социума

После Октябрьской революции 1917 года мещанство как сословие было упразднено, но мещанство, как образ жизни, осталось, и было подвергнуто остракизму. Конечно, тут такие дали: мировая революция, построение коммунизма, все люди братья, «раньше думай о родине, а потом о себе». А тому, кто борьбы не желал, кто просто обитал в своем маленьком мирке, позор и презрение

При Советской власти — мещане — люди с ограниченным кругозором, мелкими интересами, воинственно невежественные, самодовольные. Их идеал — «свечной заводик»

Синонимы слова Мещане

  • Обыватель
  • Ретроград
  • Консерватор
  • Филистер
  • Ханжа

Ещё статьи

  • Аббревиатура
  • Аватар
  • Адюльтер
  • Источник: http://ChtoOznachaet.ru/kto-takie-meshhane.html

    Плохо ли быть мещанином?

    Так кто такие мещане? В толковом словаре Даля дано следующее определение: «мещанин — горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также ремесленники, не записанные в купечество»; по словарю Ефремовой мещане — «городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих и т. п. в Российском государстве до 1917 г.»
    По «Жалованной грамоте городам» (1785г.) наименование «мещане» имело три значения: 1) городовые обыватели, 2) среднего рода люди («среднего рода людей или мещан название есть следствие трудолюбия или добронравия, чем и приобрели отличное состояние»), 3) мелкие торговцы и ремесленники.

    В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское «место», «мЯсто» — «город». Отсюда и пошло название сословия «мещанин» — горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном — мелких ремесленников и торговцев.

    Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей»: «К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение „мещанский стиль“ характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства». (Шрейдер Г. И., Город и Городовое положение 1870 года // История России в 19 веке. Т.4. СПб., 1908−1909).

    Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование «мещане». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге.

    Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи.

    К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй — все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

    Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов. 30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: «О среднем роде людей».

    В статье сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний.

    Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах».

    Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.

    Как видно из всего вышеизложенного, мещанин — добропорядочный, законопослушный и работящий человек, средний класс, основа Российской, да и любой другой, государственности (в 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан, что составляло 35% городского населения, в 1897 — 7449,3 тыс. (44%)).

    Читайте также:  Что значит гаремник в аниме? как понять гарем в аниме? смысл

    За что же Советы так невзлюбили мещан? Революционным движением в России руководили в первую очередь дворяне (В. Ульянов, Ф. Дзержинский, Г. Плеханов и другие); люди образованные, они прекрасно понимали значение среднего класса. Увлечь революционным движением людей, ценящих стабильность — задача нереальная.

    И свергнуть строй, не сломав и не сломив средний класс, невозможно. Именно поэтому сразу после пролетарской революции 1917 года началось не только физическое, но и моральное уничтожение мещанства как класса, как образа мышления.

    Думаю, не последнюю роль в этом уничтожении сыграл и дворянский снобизм по отношению к «низшему сословию».

    После развала СССР многие наши соотечественники бросились разыскивать дворянские корни; к модной «голубой крови» примазалось немало и тех, чьи предки были крестьянами, мещанами или купцами. А я горжусь своими мещанскими корнями: мои давно умершие родственники были мастеровыми, рыбаками, мореходами — людьми, на чьих плечах держалась и до сих пор держится Россия!

    ремесленник, история, мещанство

    Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/3972/

    1. Мещанство: понятие и признаки

    Поинтересовавшись, как определяют понятие «мещанство» российские учёные, порывшись в словарях, можно обнаружить, что данного слова просто не существует. Мещане есть, а мещанства нет. По всей видимости, считается, что эти слова синонимы. Какое глубокое заблуждение. Между этими понятиями огромная разница.

    Если «мещане» — это члены городского сословия в бывшей царской России, то «мещанство» — понятие, прежде всего, социальное, всечеловеческое.

    Мещанство есть моральное, этическое, нравственное и психическое перерождение человеческого общества, а также составляющих это общество индивидуумов в периоды, предшествующие качественным преобразованиям общества.

    В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское «место», «място» — «город». Отсюда и пошло название сословия «мещанин» — горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московской Руси, в основном — мелких ремесленников и торговцев.

    Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей»: «К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение «мещанский стиль» характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства».

    Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее наименование «мещане». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге.

    Звание мещанина было наследственным и потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были разделены на две гильдии и цехи.

    К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй — все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по профессиональной принадлежности.

    Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем узаконений Екатерины II, касающихся управления городов.30 июля 1767 года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Глава 16 называется: «О среднем роде людей».

    В статье сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний.

    Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах».

    Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы.

    Мещанство не случайное явление в человеческой жизни. Это закономерный, неизбежный результат эволюционного развития общественных отношений. Основа, на которой рождается и развивается мещанство и которая одновременно является причиной его возникновения, есть потребительское общество.

    Там, где создаётся потребительское общество, одновременно возникает мещанство. Оно возникает независимо от воли человека, хотя и является следствием его деятельности. Таким образом, мещанство есть продукт потребительского общества.

    Чем выше степень развития потребительского общества, тем активнее и яростнее мещанство.

    Созданное потребительским обществом мещанство вскоре после рождения начинает не только активно развиваться в нём, но и определяет направление его развития, становится душой потребительского общества, которое в ответ исполняет все его потребности и желания.

    Мещанство — это болезнь человеческого общества и его членов. В сути этой болезни лежит предчувствие приближающегося краха существующего порядка и смены его таким миропорядком, в котором мещанству места не будет.

    Постоянный страх перед будущим держит руку на горле мещанствующего, безысходность давит его, и он, чтобы как-то преодолеть это, готов идти на всё.

    На всё — это значит испытать в этой жизни все мыслимые и немыслимые, доступные и недоступные, существующие и пока несуществующие удовольствия и наслаждения.

    При этом, оценивая этичность этих желаний, мы должны исходить из того, что у людей, заболевших мещанством, происходит смещение понятий в сознании, психике и они начинают воспринимать действительность совершенно иначе, чем нормальные люди, всё хорошее для них становится плохим, зато всё порочное возводится в ранг достоинства.

    Читайте также:  Что значит комьюнити в интернете? что такое комьюнити?

    Мещанству подвержены люди всех возрастов и всех уровней образования, независимо от того, какую государственную должность они занимают. Чиновник, как и бизнесмен, — все в равной степени могут быть заражены мещанством.

    Только люди с низким образовательным уровнем ограничивают свои потребности на уровне своего понимания. Зато люди образованные, занимающие высокие места в своих иерархических структурах жаждут удовольствий всё более и более изысканных.

    Возьмем, к примеру, московский бомонд, который стремится не только получить богатство, но и заполучить ушедшие в прошлое дворянские титулы.

    Чем, как не мещанством, объяснить появление в Кремле потешного полка, одетого в форму Екатерининских времён, шагающих так, как шагали солдаты Павла I; солдат открывающих и закрывающих перед президентом двери? Чем это можно объяснить, как не желанием испытать и прочувствовать величие царственных особ?

    Все эти развлечения требуют больших денег, поэтому мещанствующие люди, особенно занимающие различные государственные должности, создают условия для поборов и взяточничества, которое постепенно охватывает всю страну, все слои общества от государственных мужей до простого пенсионера. Ибо взяточничество — это не только, когда берут, но и когда дают взятки.

    Таким образом, в систему взяток насильственно вовлекается всё население страны. Ибо в государстве нет ни одной услуги, не оплачиваемой наличными деньгами.

    Причём самой страдающей стороной в этой пирамиде всеобщего взяточничества является её основание, состоящее из беднейших слоёв российского общества, которым взяток никто не даёт, но зато все берут с них, ставя их в положение нищенствующих.

    У всех мещанствующих есть две большие потребности. Первую уже назвали — это деньги. Вторая, не менее важная, — стремление к власти. Ибо власть даёт им возможность получить неограниченное количество денег для покрытия расходов, связанных с удовлетворением своей прихоти.

    Со временем, когда мещанствующие насытятся телесными удовольствиями разного рода, они переходят к другим, радующим их душу удовольствиям. И первое — это бессмысленное накопление денег. Им всё равно, работают эти деньги или нет. Важно иметь их много, бесконечно много, и чем больше их, тем радостнее.

    Примером такого бессмысленного накопления, но — зато радующего сердца организаторов этого накопительства, является так называемый стабилизационный фонд.

    Характерной чертой проявления мещанства является то, что любой из мещанствующих, какую бы он ни занимал высоту в иерархии государства, науки, искусства и т.д.

    , до того как он заболел мещанством, в своём проявлении культурных потребностей от высших достижений человеческого гения резко опускается вниз до уровня культуры криминала.

    Но, опускаясь сами, они в то же время низводят и культуру всего государства до своего уровня. Так со сцен театров, эстрады исчезает классика, заменяется попсой.

    Мещанство не способно к строительству, к высокопроизводительному труду. Оно может только разрушать. Это наглядно показали последние 16 лет истории России: по сути уничтожена промышленность, сельское хозяйство.

    Отличительной чертой мещанствующих является то, что они не способны любить кого-либо. Может быть, своих близких, и то не всегда. Поэтому ждать от них каких-либо благ для народа — бесполезное дело. Им нет до него никакого дела. Было бы им хорошо.

    Отличительной чертой мещанствующих является их бескрайнее лицемерие. Мещанствующие в Бога не верят, но так как грешат они очень много, то, на всякий случай, регулярно ходят в церковь, ставят свечки, прикладываются к иконам и дают пожертвования деньгами церковным приходам на реставрацию, ремонт, строительство новых храмов. Но на строительство детских домов и интернатов у них денег нет.

    Мещанство ненасытно. Сколько ему ни давай, всё ему мало. Оно никогда не перестанет грабить. Но, несмотря на всю неприглядность мещанства, его пагубность и разрушительность человеческого общества это явление не случайно в жизни человеческого общества. Оно вполне закономерно и предсказуемо.

    https://www.youtube.com/watch?v=XVBlelVIY2c

    Самое страшным в рождении и развитии мещанства является то, что оно само по себе не отмирает. Оно будет всё рушить вокруг себя до полного уничтожения, как раковая опухоль, разъедающая организм. Остановить этот процесс можно только силовыми мерами. Об этом говорит историческое прошлое. При этом разрушение мещанства обходиться человечеству большими потерями и разрушениями.

    Вот краткие примеры. В Священном Писании можно найти легенду о городах Содом и Гоморра, в которых происходило всё то, что в настоящее время происходит у нас в России. В результате эти города по велению Всевышнего были полностью уничтожены подземным огнём и огнём надземным. Погибли все.

    Второй пример. Римская империя. В конце своей истории подавляющее население Римской империи было больно мещанством. В результате вместо труда римляне искали всевозможных удовольствий.

    Это стало основной целью их жизни. Итогом стало ослабление армии, хозяйство развалилось. И пришедшие кочевники безо всяких усилий захватили Италию.

    Разграбили и уничтожили население и ушли, оставив после себя пустыню.

    Третий пример. Франция. В предреволюционный период там в полную меру гуляло мещанство. В результате был ограблен весь народ, разорено сельское хозяйство. Ввергли население в беспросветную нищету. Для прекращения данного процесса потребовалась революция. Революция смела мещанство. Но вместе с мещанством были уничтожены многие тысячи людей.

    Читайте также:  Что значит мг в сампе? как понять мг в сампе? значение и смысл

    И последний пример. Царская Россия. В предвоенный период и период первой мировой войны мещанство не коснулось основной массы народа. В основном им была поражена правящая верхушка, так называемый высший свет, который вёл себя не лучше остальных мещанствующих.

    Взяточничество, воровство, предательство и т.д. во всём цвете проявляло себя в тот период времени в России.

    И концом этому состоянию российского общества стала революция, приведшая к огромным людским потерям в начавшейся гражданской войне и полному разрушению государственности.

    Мещанство является фундаментом, на котором образуется и развивается фашизм. Ярким подтверждением этому является порождение фашизма в Германии после её поражения в Первой Мировой войне. Развитие мещанства и образование фашизма в Германии принесло человечеству неисчислимые потери.

    Только Советский Союз в войне с германским фашизмом потерял более 30 миллионов человек, Европа — около 20 миллионов. Но эти потери были бы гораздо выше в результате дальнейшей деятельности фашизма, если бы не противостоял Советский Союз. Люди нового общества уничтожили эту заразу.

    Итак, мы установили, что возникновение мещанства в любой точке планеты приводит к одному: к разрушению государственности, экономики и огромным людским потерям. Практически после уничтожения мещанства там, где оно вольготно гуляло, оставалось голое поле, на котором будущим поколениям нужно было возводить новое здание общественной жизни.

    Вот пример. После разгрома Римской империи оставшееся в живых население начало строить новые общественные отношения, новую государственность, что создало условия для последующего мощного культурного рывка, получившего название эпохи Возрождения, которая принесла всему человечеству великие достижения в живописи, литературе, скульптуре.

    Уничтожение мещанства в России привело к созданию совершено новых общественных отношений, уничтожение мещанства, несмотря на огромные людские потери, полное разрушение экономики страны, расчистило место для строительства нового типа государства, основанного на новых общественных отношениях, Союза Советских Социалистических Республик.

    На приведённых примерах видно, что мещанство само по себе не умирает, оно только уничтожается. Уничтожается самой потребностью эволюционного обновления, ибо становится тормозом Эволюции. Отсюда можно сделать вывод, что и современное российское мещанство будет неизбежно уничтожено. Уничтожено вследствие эволюционного скачка, именуемого революцией.

    Кто бы как ни думал и ни говорил, но сам факт исторического развития человечества подсказывает нам, что избежать революционных преобразований и связанных с ними жертв, невозможно.

    Таким образом, напрашивается вывод: Россия стоит перед серьёзным кризисом. Это не кризис власти, не общественных отношений, а кризис Культуры в целом. Кризис, прежде всего, нравственно-духовный.

    Кризис, вызванный противодействием эволюционному устремлению, толкающему человечество к новым общественным формациям. Противодействием мыслью, действием и самим образом жизни. И горе строящим запруду, ибо воды поднимутся и сметут со своего пути всё и всяк.

    Но новый посев на чистой ниве даст новые ростки новых человеческих общественных отношений. Грядущей мировой Общины Уваров В. Мещанство // Грани эпохи № 28, 2006.

    Источник: http://fil.bobrodobro.ru/3583

    МЕЩАНСТВО

    МЕЩАНСТВО — особый массовый социальный слой с весьма неапределенными границами, возникший в городе в результате урбанизации, в культурном отношении воплощающий апределенные этапы адаптации традиционализма к городской культуре. М.

    в процессе урбанизации (точнее — псевдоурбанизации, так как она переносила в город традиционные ценности деревни) стало основным почвенным слоем в обществе. М.

    характеризуется увеличением темпов развития умеренного утилитаризма, его ограниченным перерастанием в развитый, отличается ярко выраженным разрывом между ростом потребностей в потреблении и недостаточным ростом потребностей в творческом производстве, высоким уровнем потребностей «достать» по сравнению с потребностью заработать, произвести, тенденцией к уравнительности, парадоксальным образом сочетающийся с утилитаризмом. М. характеризуется постоянной попыткой установить систему личностных отношения, создающих некоторый комфортный мир, бастионы локализма, центры циркуляции дефицита, системы взаимных услуг и т. д.
    Оно постоянно поддается различного рода инверсионным колебаниям в масштабе общества при переходе от одного этапа к последующему. М. служит обычно объектом наладок с разных сторон за отсутствие духовности, отказ от участия в различного рода политических и нравственных движениях, за приверженность утилитаризму, отсутствие интереса к вершинам культуры и т. д. Указание на принадлежность к М. в русской культуре всегда носило негативный характер. Например, С. Булгаков осуждал «мещанство буржуазных тенденций пролетариата». В основе большинства этих претензий лежит определенный утопизм, стремление быстрее гнать исторический прогресс, подчинить людей предвзятому монологу. Имеется, однако, и другая точка зрения, чо М. — далеко не самый худший вариант социального развития: «Слишком часто теперь у нас в России европейское мещанство отрицается не во имя нового благородства и всемирной культуры, а во имя старого русского варварства и нового русского хулиганства. Но если нужно выбирать из двух зол меньшее, то ведь, пожалуй, мещанство лучше хулиганства» (Д.Мережковский, т. ХУ1). М. консервативно и относительно больше ценит себя и блага жизни, чем почва прошлого.

    Социокультурный словарь

    МЕЩАНСТВО, -а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). II прил. мещанский, -ая, -ое. Мещан-ское звание. Мещанские взгляды.

    Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

    МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нот, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дореволюц.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дореволюц.).

    Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой психологии и идеологии в быту. Думать так — мещанство. || собир. Мещане (см. мещанин во 2 знач.). Вокруг и среди нас шипит огорченное мещанство.

    Максим Горький.

    Словарь Ушакова

    Дата последнего изменения 14.04.2008

    Источник: http://netiquette.narod.ru/d/f3/p37851.html

    Ссылка на основную публикацию