О времена о нравы значение? кто сказал о времена о нравы?

О времена, о нравы!

О времена о нравы значение? Кто сказал О времена о нравы?

«О времена, о нравы!» — кричал Цицерон.Что же означают эти слова? Что изменилось за это время? И кого винить? Сегодня я хочу обсудить наше нынешнее поколение.

Нравы людей, их ценности сильно изменились

С чем это связано? Наше поколение читает очень мало. Лишь единицы покупают книги в книжном магазине. Родители детей очень обеспокоены тем, что их ребенок не дружит с книгами, предпочитает им компьютерные гаджеты.

А может, вина родителей здесь тоже есть? Нельзя не согласиться с тем, что любовь к чтению все-таки с детства нужно прививать именно в семье. Не зря говорят, что в семье, где читают родители, то и вероятность того, что ребенок тоже будет любить читать, велика.

Но так как каждый ребенок является частью социума, он всегда находится в курсе всех событий и защитить его от компьютера, телевидения, Интернета невозможно. У всего этого есть свои плюсы и минусы.

Минусы заключаются в том, что наши дети очень зависимы от интернета. Как сказала моя знакомая: « Глаза открыть не успел, уже компьютер включает» Почему молодежь книзу заменяют компьютером?? Книгу они считают скучной, неинтересной.

Прочитав пару абзацев, устают и думают, как бы хорошо сейчас погулять или зайти в интернет. Кстати я заметил что не обязательно молодежь, и наши ровесники так же отвыкают от книг и тоже привыкают к интернету и коротким статьям, сами того не замечая.

Старшее поколение считает « Вот в наше то время все было иначе» А, может, потому и было иначе, потому что не было компьютеров, гаджетов и других интересных фишек? Нельзя ни в коем случае упрекать детей в чем-то и говорить, как было в их время. Времена меняются, на смену одного времени приходит другое.

Но что тогда делать? Как заставить ребенка читать? Как я уже сказал, любовь к чтению прививается с детства. Нужно ограничивать ребенка во многом, в том числе и в компьютере. И это без сомнения, потом что ютуб и социальные сети страшно затягивают, особенно не окрепшие умы.

Нужно отдавать ребенка в разные секции, чтобы он всегда был чем-то занят, тогда у него не будет времени страдать ерундой. Это даст живое общение.

Классику подростки не очень любят читать, несмотря на то, что когда-то было время, когда этими произведениями зачитывались. И это понятно, времена классики давно ушли и современникам никак не понять переживания и устои прошлого.

Надо понимать что ценности и цели сейчас совсем другие и проблемы такого рода как, что делать с мертвыми душами крепостных, молодежи никак не понятны. Советские писатели могут быть им совсем не понятны, так как это время уже тоже ушло.

Лучше всего найти интересные современные книги по возрасту. Фэнтези, детективы, любовные романы девочки тоже не прочь почитать. Несмотря на информационный век, век технологий, все-таки дети читают.

Пусть не бумажную книгу, а электронную, главное, что не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Интернет тем и хорошо, что там есть все, что вам нужно. Стоит только ввести в поисковую строку. Там есть такие же библиотеки, так же некоторые любят прослушивать аудиокниги.

Как вариант тоже неплохо, особенно, когда ты параллельно делаешь еще одно важное дело.

Я нашел по этой теме отличные видео, но к сожалению их нельзя встроить. Поэтому даю на них ссылки.

Смотрите видео раскрывающее эту тему еще глубже, у меня в группе http://vk.com/video-72495291_171415604

И вторую часть про устаревание литературы http://vk.com/video-72495291_171415602

©  Алексей Пруслин специально для сайта http://pruslin.ru

При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Если вам понравился статья и блог, подписывайтесь в социальных сетях на новые статьи:

Поддержите проект, сделай репост записи!

Источник: http://pruslin.ru/o-vremena-o-nravy/

О времена! о нравы!. прот. александр салтыков / православие.ru

О том, что воспитывает человека, как архитектура свидетельствует о нравственном состоянии общества, о многокупольности как уникальной особенности русских храмов, об исходе русской архитектуры за рубеж и о том, можно ли спасти старую Москву, мы беседуем с протоиереем Александром Салтыковым, настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, членом Союза художников России.

– Отец Александр, тема нашей встречи – «О времена! О нравы!» Какие, на ваш взгляд, царят сейчас нравы?

– В наше время царят не нравы – царит безнравственность. Нравы – это некое положительное видение мира в его гармонии, упорядоченности, видение общества, видение своего ближнего, построенное на определенных и последовательных принципах. Я говорю обобщенно, потому что нравы бывают разные: у каждой цивилизации свои.

Хотя есть, конечно, общечеловеческие нравы: заповедь «не убий», например, адресована всем, как и «не укради» и другие заповеди. Но в целом в разных цивилизациях (а их сейчас насчитывают где-то около 20) свои принципы и особенности. Мы живем в России, воспитываемся в традициях христианской цивилизации и православной культуры.

И когда говорим о нравах, имеем в виду нравственные понятия, основанные на Евангелии и традициях Православной Церкви.

Но в нашей стране в течение почти всего ХХ века христианские традиции, христианские ценности подвергались яростному нападению со стороны государственного атеизма.

Государство провозглашало атеизм своей официальной политикой, у нас господствовал даже так называемый воинствующий атеизм, который вел «борьбу с религией» на протяжении 70 лет, и практически три поколения наших граждан выросли и жили в условиях господствующего воинствующего атеизма, который был направлен именно на разрушение нравственных основ общества. Я, конечно, понимаю, что мне многие скажут: «Как это на разрушение нравственных основ?! Вот мы, старики, хотя и были партийными, но относились к жизни не так, как нынешняя молодежь. У нас не было воровства, не было такого разгула и разврата. Мы были принципиальными людьми. И не только коммунисты, но и беспартийные». На это я отвечу так: в ХХ веке мы еще держались за счет «запасов» христианской нравственности, накопленных предыдущими поколениями. Ведь нравственные силы передаются от поколения к поколению, но недолго.

Протоиерей Александр Салтыков

– А в течение примерно какого времени передаются нравственные силы?

– Нравственное богатство передается только детям. Так что наследует его практически одно поколение. А внукам этот нравственный запас практически не передается.

– Как вы думаете, наша страна в целом оправилась от удара, который ей был нанесен безбожниками?

– Нет, от этого удара она пока еще не оправилась. Более того, сейчас в нашей стране в сфере нравственности, как и вообще во всех сферах нашего существования – государственного, культурного, народного, личного – идут противоречивые процессы. Конечно, идет некий процесс становления, и он основан на некоторых важных и положительных явлениях нашего времени. К таким положительным явлениям можно отнести возможность свободы. Нынешнее поколение уже не понимает, что такое отсутствие свободы, которое пережило мое поколение. Но это отдельная тема, на которую можно говорить много и очень долго, и, прежде всего, нужно было бы сказать, что это вообще такое – отсутствие обыкновенной физической свободы и, кстати, нравственной тоже. И духовной свободы. Но свобода – это хорошо, однако надо уметь ею пользоваться.

Свобода – естественная потребность человека, но у него есть и другие потребности, не только в свободе. У человека есть потребность жить, есть, пить, отдыхать, общаться с себе подобными – много разных потребностей. И всеми этими потребностями тоже нужно уметь пользоваться.

– А кто должен научить правильно реализовывать эти потребности?

– Вы задали совершенно уместный вопрос. В том-то всё и дело! Если вы ребеночка бросите на произвол судьбы, бедненького, и будете только его кормить и поить – давать еду, как кошечке, на блюдечке, то вырастет он зверьком – это известно.

Ребенку нужно родительское покровительство, ему нужны материнская и отцовская любовь и забота, которую ничто не может заменить, никакая ювенальная юстиция, кстати говоря.

И даже сознательно заменить отца и мать почти никто и почти никогда не может.

Вы спросили, кто может научить человека пользоваться его природными свойствами и свободой. Конечно, Церковь! Другой силы, которая могла бы направить человека, кроме религии как таковой, больше нет.

Надо сказать, советский режим пытался формировать человеческую личность – был курс на создание нового, советского человека, более беспринципного, качественно отличного от предшествующего поколения. Но ничего из этого не вышло.

Получился совершенно противоположный результат из этих попыток советского атеистического воспитания.

Так что человека воспитывает только религия! Почему только религия? Потому что только религия по своему содержанию есть некое всеобщее, всепоглощающее мировоззрение и мироощущение, которое целиком охватывает человека.

Это и жизнь с природой, и жизнь с обществом – и жизнь с природой и обществом в гораздо более широком плане. Жизнь даже с тем, чего мы не видим, не понимаем, с тем, что называем духовной природой, с тем, что начинается внутри, в сердце как некая неудовлетворенная потребность высшего.

Вот в этом высшем мы улавливаем что-то очень важное, что-то единственное, что нам очень нужно, ищем себе опору – и это мы называем как раз верой в Бога. В разных религиях по-разному это осуществляется.

Но это есть некая особая человеческая потребность, которая очень тесно связана с совестью, являющейся как бы отдельным органом души. Со-весть – само слово очень хорошо передает особую интенцию этого органа человеческой души.

Это какая-то другая весть, которую мы хотим в себя воспринять, какой-то орган, который воспринимает нечто другое. Совершенно не из каких-то там галактик и планет, нет-нет, это вульгарно, я не об этом говорю, а именно из мира духовного, где есть то, что отличает нас незримой, какой-то неслышимой потребностью.

– Раз разговор зашел о Церкви и ее роли, хотел бы спросить вас как декана факультета церковных художеств ПСТГУ о влиянии на нас церковной архитектуры. Вы как-то сказали, что старая архитектура – это немое свидетельство высокой жизни наших предков. Чему она может научить современного человека?

– Ваш вопрос позволяет перейти от темы обобщений к той, которую вы обозначили в начале нашей беседы, потому что именно эти вопросы, волнующие человеческую душу, это стремление к бесконечно далекому и вместе с тем непостижимо близкому Богу, конечно, всегда находили отражение в человеческом творчестве – во всех видах человеческого творчества. В том числе, безусловно, и в архитектуре.

Архитектура – это громадный пласт духовного творчества, который является наиболее зримым символом состояния общественного сознания – и личного, и духовного его уровней. Все великие цивилизации создавали религиозную культуру. И в любой точке земного шара мы ее увидим и сегодня, потому что есть удивительная религиозная память.

Мачу-Пикчу, например, иные совершенно таинственные сооружения. Или математически точно построенные египетские пирамиды – они имели абсолютно религиозный характер.

Зиккураты в Двуречье… Греция… Да и, наконец, Россия, наша собственная страна… И вот тут как раз чрезвычайно важно, что, собственно, выражает архитектура во всех ее пластах.

В России совершенно неповторимая храмовая архитектура, которая всюду своя. У нас есть такой шедевр мирового значения, как храм Василия Блаженного. Архитектурные особенности этого здания являются буквально символом России. Но значим, конечно, не только этот храм. Храмов на Руси было построено многие десятки тысяч. И судьба их была совершенно различна.

Храм Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженного)

И изначально, когда было совершено Крещение Руси и только-только народ матери городов русских Киева вышел из Днепра крещенным по призыву святого равноапостольного князя Владимира, в нашем Отечестве начали строить такие храмы, которых вообще никогда и нигде не было. Русские храмы были многокупольные. У первого храма, который построил князь Владимир, было 25 куполов! Это непостижимо! 25-купольный храм – в Киеве, а в Новгороде в это же время, в 989 году, сразу же после Крещения Руси был построен другой многокупольный храм – во имя Святой Софии: с 12 куполами. И потом сын Владимира Ярослав построил в Киеве храм тоже с 12 куполами. Эта традиция существовала у нас вплоть до XIX века. В XIX веке был построен храм с 21 куполом. В Византии таких храмов не было – вообще. Самый многокупольный храм в Византии имел 9 куполов.

И почему Владимир, только-только став христианином, понял, что нужны храмы? А ведь он никуда за пределы Руси не ездил, в Византии, как его бабушка Ольга, не был. Она – была, а он нет. Он ездил только из Киева в Новгород и вокруг, по единой территории единого древнерусского государства, где было много городов. И во всех городах по крещении стали строиться храмы.

Я хочу подчеркнуть: это храмоздательство – совершенно уникальный факт. Как уникально вообще Крещение Руси и выбор веры, так же уникален факт этих многокупольных храмов, которые, наверное, строили всё-таки греческие мастера.

Потому что не могло же в первом поколении христиан появиться уже сословие архитекторов, которые бы легко и свободно возводили эти храмы – прекрасные здания с культурной и инженерной сторон. И позднейшие русские храмы, московское узорочье XVI–XVII века – это совершенно особая архитектура. Она всегда имеет верхушку – купол: большой, маленький – по-разному.

А в архитектуре – именно узорочье. И хотя мы приняли крещение от греков (мы им за это благодарны всегда должны быть), но там архитектура совсем другая.

Этот удивительный стиль русской архитектуры в конце XIX – начале ХХ века выплеснулся за пределы России – еще до революции, до эмиграции.

Читайте также:  Что значит дебажить? как понять слово дебажить? значение и смысл

Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании

– Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.

– Это очень интересное неоцененное явление – движение русской культуры за рубеж. Я позволю себе употребить такое высокопарное выражение: движение русского духа.

Вот хотя бы такой пример: храм святой Марии Магдалины, в котором покоятся мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Этот храм совершенно справедливо называют жемчужиной Иерусалима.

Вот, казалось бы, место, святее которого нет на земле! И тут, в Святой земле, в начале ХХ века, когда в России уже происходит, к сожалению, отступление от веры – а без такого отступления не могла произойти революция, – вдруг русский дух создает этот удивительный храм.

И без него теперь не обходится ни один путеводитель по Святой Земле. Там сейчас действующий монастырь, это место освящено мощами великой княгини Елисаветы Феодоровны – великой подвижницы, удивительной женщины.

Но были и другие подобные храмы, они строились в разных уголках мира. Например, небольшая русская церковка во Флоренции, которая ничуть не хуже иерусалимского храма. Или в Ницце, где использованы были традиции русского узорочья XVI–XVII веков. Таких храмов довольно много…

– Давайте вернемся в Россию. Чему могут научить прогулки по исторической части Москвы и других городов?

– Сейчас по телеканалу «Спас» – он появился не так давно, это очень большое и отрадное явление; я его очень часто смотрю – включаю кнопку и удивляюсь тому, что такие каналы существуют… так вот, по телеканалу «Спас» идет программа «Прогулки по старой Москве». Но, должен вам сказать, это прогулки по обломкам старой Москвы, по каким-то жалким ее остаткам… «Пойдемте по этой улице, по этому переулку…» Увы! Мы видим, что никакой старой Москвы уже почти что нет.

Храм Воскресения Христова в Кадашах

– А можно сказать, что здесь, в Кадашах, старая Москва еще осталась?

– Здесь у нас старая Москва осталась… как бы поточнее выразиться… в молекулярном виде. Здесь прекрасный храм конца XVII века, мы пытаемся сохранить его историческую среду, но это очень трудно.

Накануне столетия Великой Октябрьской революции можно сказать, что древняя столица России, Третий Рим, Второй Иерусалим – Москва – уже практически уничтожена. Старая Москва была уничтожена в два этапа.

Первый, более длительный – он занял около 70 лет – коммунистический этап начался буквально сразу после революции 1917 года и начал затухать в 1970–1980-х годах, когда стали появляться законы, защищающие памятники.

Но после того как темницы рухнули и свобода нас встретила радостно у входа в 1992 году, оказалось, что эту свободу перехватила многоглавая, как в советское время говорили, гидра буржуазного империализма – а она, эта гидра, действительно существует, причем именно многоголовая.

– То есть когда отрубаешь ей одну голову – тотчас другая вырастает?

– Совершенно верно! Так что с ней справиться может только особый богатырь…

И вот эти выросшие головы – наши скороспелые толстосумы, которые неизвестно откуда собрали свои миллиардные капиталы за несколько лет, а собрать за несколько лет это невозможно, и можно только догадываться, как это все происходило… так вот, эти толстосумы создали «замечательные» строительные организации, которые прекрасно живут: ломают и строят, ломают и строят. За то, что они ломают, они получают большие деньги. За то, что они строят, они тоже получают большие деньги. Что ломать – абсолютно безразлично, потому что цель – получение денег. И что строить, в общем-то, тоже безразлично, потому что цель та же – получение денег. А ломать выгоднее ближе к центру Москвы, ближе к еще существующему Кремлю… Потому что Кремль – это такой знаковый центр России. А около него почти всё уже сломано. И мы здесь, на Кадашевском пятачке, пытаемся держать старомосковскую кремлевскую оборону, чтобы было понятно: Кремль был не один всё-таки в Москве, сама Москва была однородна с Кремлем. Но нам с трудом это удается. В храмовой зоне сегодня совершенно спокойно на глазах у всех идет разрушение – под стенами Кремля, так что и на глазах правительства, которое должно бы вроде этому разрушению препятствовать. И такое не только в нашей охранной зоне, а по всему центру – причем вопреки законодательству. Это очень важно подчеркнуть: нарушается множество законов!

– Отец Александр, на такой печальной ноте не хотелось бы заканчивать беседу. И потому я задам еще один вопрос, касающийся как раз нынешних нравов.

Сегодня у молодежи популярны такие понятия, как «успех», «самореализация», а успех – это и залог твоего авторитета: если ты хорошо одет, много зарабатываешь, значит, к твоему мнению будут прислушиваться.

Каковы, на ваш взгляд, причины такой жажды успеха сегодня?

– Думаю, что успех сегодня понимается чисто внешне, прежде всего как деньги и карьера. Однако есть и другие ценности. И как раз эти другие ценности являются на самом деле главными для человека. Это ценности, которые делают человека личностью. А личностью человека делают не деньги и не его место работы и должность.

Личностью человека делает то, что мы называем личными качествами. Вот это – величайшая ценность каждого отдельного человека. Личные качества, которые формируются в условиях тяжелой внутренней борьбы. И эта тяжелая внутренняя борьба делает человека сильным по-настоящему.

Эти ценности сегодня если и пропагандируются, то пропагандируются очень слабо и в основном Православной Церковью. А вот те, внешние так называемые «ценности» – успех и карьера – усердно пропагандируются всеми государственными средствами. Всеми! Но дело-то в том, что всё это не имеет никакой настоящей ценности без нравственных основ.

Это всем известно, банально и понятно, всем надоело слушать. Но это неотъемлемый и неоспоримый постулат: только нравственная основа делает возможным превратить деньги в ценность настоящую.

Не секрет, что наши толстосумы никаким уважением не пользуются, как и некоторые представители власти, потому что это люди, которые получили, что хотели, – деньги и власть, но являются очень слабыми личностями.

Скажут: «Как так – слабыми личностями?! Разве слабая личность может заполучить миллиард за полгода? Он где-то украл этот миллиард, поэтому он – сильный человек! Разве не так?» Нет, это совсем не так. Это значит, что он, да, действительно имеет какие-то качества, которые Бог в него вложил для благого употребления, а он эти свои таланты направил на то, чтобы кого-то ограбить.

Этот миллиард изъять надо откуда-то – или из казны, или у населения. Этот условный миллиард не есть деньги, которые он заработал. Так что как личность он на самом деле ничтожество.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/96345.html

О времена! о нравы!

О том, что воспитывает человека, как архитектура свидетельствует о нравственном состоянии общества, о многокупольности как уникальной особенности русских храмов, об исходе русской архитектуры за рубеж и о том, можно ли спасти старую Москву, мы беседуем с протоиереем Александром Салтыковым, настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, членом Союза художников России.

— Отец Александр, тема нашей встречи — «О времена! О нравы!» Какие, на ваш взгляд, царят сейчас нравы?

— В наше время царят не нравы — царит безнравственность. Нравы — это некое положительное видение мира в его гармонии, упорядоченности, видение общества, видение своего ближнего, построенное на определённых и последовательных принципах. Я говорю обобщённо, потому что нравы бывают разные: у каждой цивилизации свои.

Хотя есть, конечно, общечеловеческие нравы: заповедь «не убий», например, адресована всем, как и «не укради» и другие заповеди. Но в целом в разных цивилизациях (а их сейчас насчитывают где-то около 20) свои принципы и особенности. Мы живём в России, воспитываемся в традициях христианской цивилизации и православной культуры.

И когда говорим о нравах, имеем в виду нравственные понятия, основанные на Евангелии и традициях Православной Церкви.

Но в нашей стране в течение почти всего ХХ века христианские традиции, христианские ценности подвергались яростному нападению со стороны государственного атеизма.

Государство провозглашало атеизм своей официальной политикой, у нас господствовал даже так называемый воинствующий атеизм, который вёл «борьбу с религией» на протяжении 70 лет, и практически три поколения наших граждан выросли и жили в условиях господствующего воинствующего атеизма, который был направлен именно на разрушение нравственных основ общества. Я, конечно, понимаю, что мне многие скажут: «Как это на разрушение нравственных основ?! Вот мы, старики, хотя и были партийными, но относились к жизни не так, как нынешняя молодёжь. У нас не было воровства, не было такого разгула и разврата. Мы были принципиальными людьми. И не только коммунисты, но и беспартийные». На это я отвечу так: в ХХ веке мы ещё держались за счёт «запасов» христианской нравственности, накопленных предыдущими поколениями. Ведь нравственные силы передаются от поколения к поколению, но недолго.

Протоиерей Александр Салтыков

— А в течение примерно какого времени передаются нравственные силы?

— Нравственное богатство передаётся только детям. Так что наследует его практически одно поколение. А внукам этот нравственный запас практически не передаётся.

— Как вы думаете, наша страна в целом оправилась от удара, который ей был нанесён безбожниками?

— Нет, от этого удара она пока ещё не оправилась. Более того, сейчас в нашей стране в сфере нравственности, как и вообще во всех сферах нашего существования — государственного, культурного, народного, личного — идут противоречивые процессы.

Конечно, идёт некий процесс становления, и он основан на некоторых важных и положительных явлениях нашего времени. К таким положительным явлениям можно отнести возможность свободы.

Нынешнее поколение уже не понимает, что такое отсутствие свободы, которое пережило моё поколение.

Но это отдельная тема, на которую можно говорить много и очень долго, и, прежде всего, нужно было бы сказать, что это вообще такое — отсутствие обыкновенной физической свободы и, кстати, нравственной тоже. И духовной свободы. Но свобода — это хорошо, однако надо уметь ею пользоваться.

Свобода — естественная потребность человека, но у него есть и другие потребности, не только в свободе. У человека есть потребность жить, есть, пить, отдыхать, общаться с себе подобными — много разных потребностей. И всеми этими потребностями тоже нужно уметь пользоваться.

— А кто должен научить правильно реализовывать эти потребности?

— Вы задали совершенно уместный вопрос. В том-то всё и дело! Если вы ребёночка бросите на произвол судьбы, бедненького, и будете только его кормить и поить — давать еду, как кошечке, на блюдечке, то вырастет он зверьком — это известно.

Ребёнку нужно родительское покровительство, ему нужны материнская и отцовская любовь и забота, которую ничто не может заменить, никакая ювенальная юстиция, кстати говоря.

И даже сознательно заменить отца и мать почти никто и почти никогда не может.

Вы спросили, кто может научить человека пользоваться его природными свойствами и свободой. Конечно, Церковь! Другой силы, которая могла бы направить человека, кроме религии как таковой, больше нет.

Надо сказать, советский режим пытался формировать человеческую личность — был курс на создание нового, советского человека, более беспринципного, качественно отличного от предшествующего поколения. Но ничего из этого не вышло.

Получился совершенно противоположный результат из этих попыток советского атеистического воспитания.

Так что человека воспитывает только религия! Почему только религия? Потому что только религия по своему содержанию есть некое всеобщее, всепоглощающее мировоззрение и мироощущение, которое целиком охватывает человека.

Это и жизнь с природой, и жизнь с обществом — и жизнь с природой и обществом в гораздо более широком плане. Жизнь даже с тем, чего мы не видим, не понимаем, с тем, что называем духовной природой, с тем, что начинается внутри, в сердце как некая неудовлетворённая потребность высшего.

Вот в этом высшем мы улавливаем что-то очень важное, что-то единственное, что нам очень нужно, ищем себе опору — и это мы называем как раз верой в Бога. В разных религиях по-разному это осуществляется.

Но это есть некая особая человеческая потребность, которая очень тесно связана с совестью, являющейся как бы отдельным органом души. Со-весть — само слово очень хорошо передаёт особую интенцию этого органа человеческой души.

Это какая-то другая весть, которую мы хотим в себя воспринять, какой-то орган, который воспринимает нечто другое. Совершенно не из каких-то там галактик и планет, нет-нет, это вульгарно, я не об этом говорю, а именно из мира духовного, где есть то, что отличает нас незримой, неслышимой потребностью.

— Раз разговор зашёл о Церкви и её роли, хотел бы спросить вас как декана факультета церковных художеств ПСТГУ о влиянии на нас церковной архитектуры. Вы как-то сказали, что старая архитектура — это немое свидетельство высокой жизни наших предков. Чему она может научить современного человека?

— Ваш вопрос позволяет перейти от темы обобщений к той, которую вы обозначили в начале нашей беседы, потому что именно эти вопросы, волнующие человеческую душу, это стремление к бесконечно далёкому и вместе с тем непостижимо близкому Богу, конечно, всегда находили отражение в человеческом творчестве — во всех видах человеческого творчества. В том числе, безусловно, и в архитектуре.

Архитектура — это громадный пласт духовного творчества, который является наиболее зримым символом состояния общественного сознания — и личного, и духовного его уровней. Все великие цивилизации создавали религиозную культуру. И в любой точке земного шара мы её увидим и сегодня, потому что есть удивительная религиозная память.

Мачу-Пикчу, например, иные совершенно таинственные сооружения. Или математически точно построенные египетские пирамиды — они имели абсолютно религиозный характер.

Зиккураты в Двуречье… Греция… Да и, наконец, Россия, наша собственная страна… И вот тут как раз чрезвычайно важно, что, собственно, выражает архитектура во всех её пластах.

В России совершенно неповторимая храмовая архитектура, которая всюду своя. У нас есть такой шедевр мирового значения, как храм Василия Блаженного. Архитектурные особенности этого здания являются буквально символом России. Но значим, конечно, не только этот храм. Храмов на Руси было построено многие десятки тысяч. И судьба их была совершенно различна.

Читайте также:  Что значит 47 хромосома? что значит 46 + 1? происхождение мема

Храм Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженного)

И изначально, когда было совершено Крещение Руси и только-только народ матери городов русских Киева вышел из Днепра крещённым по призыву святого равноапостольного князя Владимира, в нашем Отечестве начали строить такие храмы, которых вообще никогда и нигде не было.

Русские храмы были многокупольные.

У первого храма, который построил князь Владимир, было 25 куполов! Это непостижимо! 25-купольный храм — в Киеве, а в Новгороде в это же время, в 989 году, сразу же после Крещения Руси был построен другой многокупольный храм — во имя Святой Софии: с 12 куполами.

И потом сын Владимира Ярослав построил в Киеве храм тоже с 12 куполами. Эта традиция существовала у нас вплоть до XIX века. В XIX веке был построен храм с 21 куполом. В Византии таких храмов не было — вообще. Самый многокупольный храм в Византии имел 9 куполов.

И почему Владимир, только-только став христианином, понял, что нужны храмы? А ведь он никуда за пределы Руси не ездил, в Византии, как его бабушка Ольга, не был. Она — была, а он нет. Он ездил только из Киева в Новгород и вокруг, по единой территории единого древнерусского государства, где было много городов. И во всех городах по крещении стали строиться храмы.

Я хочу подчеркнуть: это храмоздательство — совершенно уникальный факт. Как уникально вообще Крещение Руси и выбор веры, так же уникален факт этих многокупольных храмов, которые, наверное, строили всё-таки греческие мастера.

Потому что не могло же в первом поколении христиан появиться уже сословие архитекторов, которые бы легко и свободно возводили эти храмы — прекрасные здания с культурной и инженерной сторон. И позднейшие русские храмы, московское узорочье XVI—XVII вв.ека — это совершенно особая архитектура. Она всегда имеет верхушку — купол: большой, маленький — по-разному.

А в архитектуре — именно узорочье. И хотя мы приняли крещение от греков (мы им за это благодарны всегда должны быть), но там архитектура совсем другая.

Этот удивительный стиль русской архитектуры в конце XIX — начале ХХ века выплеснулся за пределы России — ещё до революции, до эмиграции.

Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании

— Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.

— Это очень интересное неоценённое явление — движение русской культуры за рубеж. Я позволю себе употребить такое высокопарное выражение: движение русского духа.

Вот хотя бы такой пример: храм святой Марии Магдалины, в котором покоятся мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Этот храм совершенно справедливо называют жемчужиной Иерусалима.

Вот, казалось бы, место, святее которого нет на земле! И тут, в Святой земле, в начале ХХ века, когда в России уже происходит, к сожалению, отступление от веры — а без такого отступления не могла произойти революция, — вдруг русский дух создаёт этот удивительный храм.

И без него теперь не обходится ни один путеводитель по Святой Земле. Там сейчас действующий монастырь, это место освящено мощами великой княгини Елисаветы Феодоровны — великой подвижницы, удивительной женщины.

Но были и другие подобные храмы, они строились в разных уголках мира. Например, небольшая русская церковка во Флоренции, которая ничуть не хуже иерусалимского храма. Или в Ницце, где использованы были традиции русского узорочья XVI—XVII вв.еков. Таких храмов довольно много…

— Давайте вернёмся в Россию. Чему могут научить прогулки по исторической части Москвы и других городов?

— Сейчас по телеканалу «Спас» — он появился не так давно, это очень большое и отрадное явление; я его очень часто смотрю — включаю кнопку и удивляюсь тому, что такие каналы существуют… так вот, по телеканалу «Спас» идёт программа «Прогулки по старой Москве». Но, должен вам сказать, это прогулки по обломкам старой Москвы, по каким-то жалким её остаткам… «Пойдёмте по этой улице, по этому переулку…» Увы! Мы видим, что никакой старой Москвы уже почти что нет.

Храм Воскресения Христова в Кадашах

— А можно сказать, что здесь, в Кадашах, старая Москва ещё осталась?

— Здесь у нас старая Москва осталась… как бы поточнее выразиться… в молекулярном виде. Здесь прекрасный храм конца XVII века, мы пытаемся сохранить его историческую среду, но это очень трудно.

Накануне столетия Великой Октябрьской революции можно сказать, что древняя столица России, Третий Рим, Второй Иерусалим — Москва — уже практически уничтожена. Старая Москва была уничтожена в два этапа.

Первый, более длительный — он занял около 70 лет — коммунистический этап начался буквально сразу после революции 1917 года и начал затухать в 1970—1980-х годах, когда стали появляться законы, защищающие памятники.

Но после того как темницы рухнули и свобода нас встретила радостно у входа в 1992 году, оказалось, что эту свободу перехватила многоглавая, как в советское время говорили, гидра буржуазного империализма — а она, эта гидра, действительно существует, причём именно многоголовая.

— То есть когда отрубаешь ей одну голову — тотчас другая вырастает?

— Совершенно верно! Так что с ней справиться может только особый богатырь… И вот эти выросшие головы — наши скороспелые толстосумы, которые неизвестно откуда собрали свои миллиардные капиталы за несколько лет, а собрать за несколько лет это невозможно, и можно только догадываться, как это всё происходило… так вот, эти толстосумы создали «замечательные» строительные организации, которые прекрасно живут: ломают и строят, ломают и строят. За то, что они ломают, они получают большие деньги. За то, что они строят, они тоже получают большие деньги. Что ломать — абсолютно безразлично, потому что цель — получение денег. И что строить, в общем-то, тоже безразлично, потому что цель та же — получение денег. А ломать выгоднее ближе к центру Москвы, ближе к ещё существующему Кремлю… Потому что Кремль — это такой знаковый центр России. А около него почти всё уже сломано. И мы здесь, на Кадашевском пятачке, пытаемся держать старомосковскую кремлёвскую оборону, чтобы было понятно: Кремль был не один всё-таки в Москве, сама Москва была однородна с Кремлём. Но нам с трудом это удаётся. В храмовой зоне сегодня совершенно спокойно на глазах у всех идёт разрушение — под стенами Кремля, так что и на глазах правительства, которое должно бы вроде этому разрушению препятствовать. И такое не только в нашей охранной зоне, а по всему центру — причём вопреки законодательству. Это очень важно подчеркнуть: нарушается множество законов!

— Отец Александр, на такой печальной ноте не хотелось бы заканчивать беседу. И потому я задам ещё один вопрос, касающийся как раз нынешних нравов.

Сегодня у молодёжи популярны такие понятия, как «успех», «самореализация», а успех — это и залог твоего авторитета: если ты хорошо одет, много зарабатываешь, значит, к твоему мнению будут прислушиваться.

Каковы, на ваш взгляд, причины такой жажды успеха сегодня?

— Думаю, что успех сегодня понимается чисто внешне, прежде всего как деньги и карьера. Однако есть и другие ценности. И как раз эти другие ценности являются на самом деле главными для человека. Это ценности, которые делают человека личностью. А личностью человека делают не деньги и не его место работы и должность.

Личностью человека делает то, что мы называем личными качествами. Вот это — величайшая ценность каждого отдельного человека. Личные качества, которые формируются в условиях тяжёлой внутренней борьбы. И эта тяжёлая внутренняя борьба делает человека сильным по-настоящему.

Эти ценности сегодня если и пропагандируются, то пропагандируются очень слабо и в основном Православной Церковью. А вот те, внешние так называемые «ценности» — успех и карьера — усердно пропагандируются всеми государственными средствами. Всеми! Но дело-то в том, что всё это не имеет никакой настоящей ценности без нравственных основ.

Это всем известно, банально и понятно, всем надоело слушать. Но это неотъемлемый и неоспоримый постулат: только нравственная основа делает возможным превратить деньги в ценность настоящую.

Не секрет, что наши толстосумы никаким уважением не пользуются, как и некоторые представители власти, потому что это люди, которые получили, что хотели, — деньги и власть, но являются очень слабыми личностями.

Скажут: «Как так — слабыми личностями?! Разве слабая личность может заполучить миллиард за полгода? Он где-то украл этот миллиард, поэтому он — сильный человек! Разве не так?» Нет, это совсем не так. Это значит, что он, да, действительно имеет какие-то качества, которые Бог в него вложил для благого употребления, а он эти свои таланты направил на то, чтобы кого-то ограбить.

Этот миллиард изъять надо откуда-то — или из казны, или у населения. Этот условный миллиард не есть деньги, которые он заработал. Так что как личность он на самом деле ничтожество.

С протоиереем Александром Салтыковым беседовал Никита Филатов

http://www.pravoslavie.ru/96 345.html

Источник: http://zembin.by/pravoslavnyie-novosti/o-vremena-o-nravyi.html

«О времена, о нравы!»

«О времена, о нравы!»

Даже при поверхностном чтении комедия «Ревизор» поражает современностью своего звучания. Кажется, что это современные представители государственного бюрократического аппарата переоделись в старинные костюмы, выучились говорить на неплохом русском языке и отправились на сцену, чтобы разыграть до боли знакомые эпизоды.

Нужно заметить, что персонажи «Ревизора» выглядят вполне современно в 1836-м, и в 2003 году. Наверное, такова судьба земли русской — плодить дармоедов, неспособных к труду и с пышностью паразитирующих на теле общества.

Основные признаки деятельности российского государственного аппарата — произвол, унижение человеческого достоинства, беззаконие, казнокрадство, взяточничество.

Это с большой обличительной силой показал Николай Васильевич Гоголь в комедии «Ревизор».

Пользуясь современным сленгом, можно сказать, что в уездном городе творится полный беспредел. Мэр города одновременно является «крестным отцом» местной мафии. Бюджетные деньги, в том числе выделенные на нужды социально незащищенных категорий граждан, тут же разворовываются.

Учреждения здравоохранения являются лишь филиалом морга. Все без исключения чиновники берут взятки. Экономические преступления совершаются открыто. Органы правопорядка становятся орудием принуждения. В учреждениях связи вскрываются и прочитываются частные письма…

Грустная и знакомая картина, не правда ли?

Кто-то из критиков однажды заметил, что Россия развивается не по пушкинскому, а по гоголевскому сценарию. Действительно, писательское предвидение у Гоголя было необычайно сильным. Однако вернемся к чиновникам, получившим «пренеприятное известие». Как говорит пословица, «сколь веревочке не виться, а конец будет».

Уездное чиновничество готовится к неминуемой расплате, надеясь, тем не менее, выкрутиться и из этой ситуации. К счастью чиновников, ревизор из Петербурга оказался душа-человек: и от взятки не отказался, и за дружеский стол садится с удовольствием, и барышней не прочь полакомиться вкупе с ее маменькой.

Нет пределов радости чиновников: теперь-то он наш, теперь мы сможем жить и трудиться на ниве общественного блага, как и было прежде!

Но иронии судьбы нет предела: только что почтмейстер принес ужасную весть о подлоге, как настоящий ревизор из столицы появляется в городе. «Над чем смеетесь? Над собою смеетесь!» — недавно восклицал городничий, однако после всех событий только немая сцена, мастерски выписанная Гоголем, может в полной мере показать замешательство уездного чиновничества.

Стоит обратить внимание на то, что сам настоящий ревизор на сцене не появляется, — до персонажей комедии, ее зрителей и читателей доносится только весть о его приезде.

Можно ли полностью исключить повторный обман зрения, разума и чувств многочисленных чиновников? А может быть, это тот же Хлестаков, по обыкновению позабывший о своем пребывании в уездном городе, решил вновь остановится в доме городничего?

Как бы то ни было, наиболее справедливым остается прямой исход этого социально-психологического анекдота — под занавес приехал все-таки настоящий ревизор, и очень скоро над шайкой преступников совершится правый суд. На правый суд очень хочется надеяться, не забывая, однако, что этой надеждой Россия живет последние несколько сот лет.

Источник: http://MirZnanii.com/a/353471/o-vremena-o-nravy

Сексологическая энциклопедия — значение слова О Времена, О Нравы!

(лат. «О tempora, о mores!», крылатое выражение введенное в оборот Цицероном в 70 г. до н.э. в речи против Верреса — рим. наместника в Сицилии, скандально прославившегося своими злоупотреблениями и развратом. Смысл выражения заключается в осуждении совр. упадка нравов по сравнению с прошедшими временами.

Смотреть значение О Времена, О Нравы! в других словарях

Время 2 (времена 2) — пораэпохапериод

Словарь синонимов

Нравы Мн. — 1. Обычаи, уклад общественной жизни.
Толковый словарь Ефремовой

Времена Года — , четыре астрономических и климатических периода года, связанные с изменением нагрева поверхности Земли Солнцем по мере того, как Земля делает годичный оборот вокруг……..
Научно-технический энциклопедический словарь

Времена Года — (весна — лето, осень, зима), деление года на периоды всоответствии с видимым движением Солнца по небесной сфере (по эклиптике) исезонными изменениями в природе. Смена……..
Большой энциклопедический словарь

Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы»характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данномобществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
Большой энциклопедический словарь

Времена Года — времена годачетыре периода года (весна, лето, осень и зима), характеризующиеся определенными средними температурами. Начало каждого времени года имеет четкую астрономическую……..
Географическая энциклопедия

Времена (время) — -в большинстве мест Священного Писания имеет общеизвестное значение. В выражении «время, времена и полувремя» (Дан 7.25; 12.7; От 12.14) имеет значение, по-видимому, «один год»……..
Исторический словарь

Времена Года — По представлению евреев, собственно, было только два времени года: лето и зима (Быт. 8:22; Пс. 73:17; Ис 18:6; Зах. 14:8; Песн. П. 2:11). См. «Палестина». Более точно определяли времена……..
Исторический словарь

Нравы — — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие характеризует формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.
Исторический словарь

Времена Года — см. в ст. Календарь.
Энциклопедия мифологии

Пережитки Кельтского Язычества В Новейшие Времена — см. глава 27.
Энциклопедия мифологии

Нравы — Социальные нормы и обычаи, которые определяют моральные ггандарты поведения группы или общества. являются важным кодек-дам поведения, и следование им считается необходимым……..
Психологическая энциклопедия

Нравы — — англ. mores; нем. Brauch. Относительно устойчивые способы поведения, обычаи, манеры, преобладающие в данном обществе или соц. группе и воспринимаемые как правильные и обязательные. См. МОРАЛЬ. 
Социологический словарь

Нравы — привычки, чувства, верования, общие для группы людей, имеющие моральную ценность образцы поведения, сложившиеся в ходе длительного исторического развития. В нравах……..
Философский словарь

Читайте также:  Что значит мем макконахи? из какого фильма мем макконахи? смысл

Времена Года — Год делится обычно на четыре части: весну, лето, осень и зиму, а в Древнем Египте — на три сезона: сев (зиму), выращивание (весну) и разлив (лето). Аллегорические фигуры времен……..
Словарь символов

Посмотреть в Wikipedia статью для О Времена, О Нравы!

Источник: http://slovariki.org/seksologiceskaa-enciklopedia/1316

Сочинение на тему «О времена! О нравы!»

Сочинение на тему «О времена! О нравы!»

Кто знаком с произведениями Н. В Гоголя с уверенностью может утверждать, что писал он на много лет вперед. Его произведения, с легкостью можно подстроить под наше время. Также и комедия «Ревизор», которая была больше века назад, показывает наше современное общество.

Те же самые чиновники, только примерившие на себе старые наряды и оказавшиеся в прошлом. Их поступки и действия остаются неизменными. Неужели Россия неспособна измениться и ее судьба растить людей, которые не способны поднять Россию с колен.

Ведь история, описанная в комедии, дает нам понять, какие люди корыстные, властолюбивые и в тоже время покорные.

Уездный городок, представленный нам в комедии, не имеет названия. Это один из приемов авторов того времени, тем самым они хотят показать, что неважно как называется город, ведь подобных ему тысячи. В городке происходит настоящий беспредел.

Главный в городе е следит за жизнью своих граждан, деньги, которые перечисляет ему государство, бесследно пропадают, так и не успев дойти до людей. Какой ужас твориться с больницами города?! Ведь там уже давно не лечат людей, больница стала моргом, который только ждет новые тела.

Все личные письма проверяются чужими людьми, секреты людей пускаются на общее обозрение. А какой толк от полиции, ведь она так же работает во благо себе и своему корыстному начальнику.

Чиновники приходят в ужас, когда узнают о приезде ревизора. В то время это был самый опасный человек в государстве, ведь он за одно мгновение может уничтожить всю вашу жизнь и отправить на долгую ссылку в Сибирь.

Руководители города решили в короткие сроки исправить все неполадки города, но разве это возможно, когда городом не занимались уже несколько лет. Деньги, которые давались на строительство церкви были потрачены раньше, чем дошли для главного исполнителя.

Люди в этом городе ни на что не жалуются, так как ни имеют на этого права, да и вообще привыкли так жить, потому и думают, что по другому нельзя.

Возможно описанная ситуация является небольшим преувеличением, и в нашем, современном мире ситуация развивается совершенно по-другому. Но, к сожалению, принцип работы остаётся тот же. Хоть в больнице и лечат людей, зато берут за это большие деньги.

Полиция станет другом, если вы положите ей в карман определенную сумму. Наша Россия не избавилась о самого главного врага – коррупции.

Ведь именно она, тормозит нормальное развитие нашего общества, мешая талантливым и одаренным людям идти вперед, вместо этого она отправляет туда тех, у кого есть деньги.

Как мы знаем, главной задумкой комедии является Хлестаков, которого все приняли за приезжего ревизора. Они выполняли любую его прихоть, угощали различными вкусностями и каждый день давали «на лапу».

Вот только самозванец вскоре себя раскрывает и в месте действия появляется настоящий ревизор. Вот тут и начинается главная комедия! Чиновники начинают понимать, что все это время прислуживали самозванцу, в то время как настоящий ревизор ходил у них перед глазами.

Вот только изменить уже ничего нельзя и каждый получит по заслугам.

Написать подобную пьесу было поистине героическим поступком. Ведь цензура в то время была, очень сильной и любое высказывание могло, погубить жизнь писателя. Но Гоголь был неординарной личностью, его не страшили козни и гнев императора, поэтому мы получили это замечательное произведение. Хочется верить, что скоро правосудие придет и в наши жизни.

Источник: http://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-o-vremena-o-nravyi/

О времена,о нравы ! (эссе)

              О tempora, o mores! О времена, о нравы!
Восклицание Цицерона в его речи против Каталины.

                                                         Времена не выбирают,                                                       В них живут и умирают…

                                                      А. Кушнер

«О времена, о нравы!» — воскликнул Цицерон в своей речи против Каталины. Я не буду вдаваться в содержание их дискуссии, это было давно, в Древнем Риме, и оно не имеет прямого отношения к данной книге. Важно другое. Нравы людей созвучны временам, в которых они живут, и иногда они бывают весьма причудливы и любопытны.

В своих путевых заметках я очень мало говорю о достопримечательностях стран и городов, в которых побывал. Невероятно трудно написать что-нибудь новое о Париже, Токио, Дели или Цейлоне. Я просто хочу рассказать о жизненных ситуациях, в которые попадал, и о нравах и поведении людей, с которыми встречался в своих зарубежных путешествиях.

Я утверждаю, что любая объективность субъективна. Каждый человек уникален и представляет собой своеобразную личность, воспринимающую по-своему окружающий мир. Объективность надо понимать как честное, непредвзятое отношение к действительности.

Как правило, свидетельства очевидца рассказывают какую-то часть, грань событий и явлений, и только их совокупность создает целостную картину.В 70-80-е годы «заграница» представляла для советского человека нечто загадочное, страшноватое и привлекательное одновременно. Загадочное, потому что она была отгорожена от нас «железным занавесом».

Страшноватое, потому что там жили капиталисты, притеснявшие трудовой народ, а ЦРУ-шники устраивали провокации против советских людей. Примерно это нам вдалбливали средства массовой информации того времени. Когда я в первый раз в 1968 году поехал в Болгарию, моя мама очень волновалась.

«Смотри, — говорила она, — доездишься, не дай бог, потом объявят болгарским шпионом!». Я посмеивался над ее наивностью, но она и ее поколение знали, что в нашей стране все возможно. Привлекала нас «заграница», прежде всего, возможностью увидеть страны и города, знакомые по литературе и по кино.

Мы читали о Париже, Риме, Индии, Агре, мы мысленно бродили с героями книг по этим городам. Естественно, очень хотелось увидеть их своими глазами.Не скрою, для советских людей, рожденных и живших при дефиците, была еще одна привлекательная сторона зарубежья – товарное изобилие.

Каждый турист мечтал купить для своих близких что-нибудь дефицитное (джинсы, сапоги, дубленку, магнитофон и т.д. и т.п.). Свои объективно-субъективные записки о событиях, которые произошли со мной за рубежом я предваряю стихотворением (текстом песни) из написанного мной мюзикла «Алиби», рассказывающим о нашем официальном представлении заграницы в те далекие годы.

Заграница

Спокойно раньше жили мы,Не ведали волненья, Ну, разве что, вредители, Мутили настроение.Шагами семимильнымиМы шли к победе разума!В ответ на вражьи происки

В ряды смыкались сразу мы!

А на проклятом ЗападеТо засуха в Айовщине,То в Чили Безобразия, То в Риме поножовщина!Там хиппи спят на улицах,И бедных презирают, Там в сексе революция!

Там негров угнетают!

К нам с Запада доноситсяВлияние тлетворное,И в шмотки заграничныеОдета наша сборная!Расслабились, товарищи,И потеряли бдительность!И вот тайфун свирепствует

И губит всю растительность!

                             1. Первые впечатления

В далекую Индию меня в составе тургруппы доставил «Аэрофлот». До Ташкента, где была дозаправка самолета, мы долетели без приключений. Вкусная еда, коньячок, предвкушение встречи со сказочной страной настраивали нас на благодушный лад.

Мы вспоминали различные путевые истории и жалели известного русского путешественника Афанасия Никитина, которые в далеком средневековье месяцами добирался до Индии на «перекладных», преодолевая «три моря», горные хребты и множество других препятствий.Настроение изменилось, когда наш самолет оказался над Гималаями. Видимость была прекрасная.

Под нами громоздились горные вершины, ледники. Это было красиво, но страшновато. Казалось, земля вздыбилась и пытается преградить нам дорогу!Весь путь над Гималаями был в «воздушных ямах». Попадая в них, самолет проваливался, падал вниз, через несколько секунд нормальный полет возобновлялся, а потом все повторялось. Похоже, что горы решили поиграть с нами.

Они то стремительно приближались, то убегали вниз. Нам эта игра решительно не понравилась. Многих затошнило. У одной дамы началась истерика. Признаюсь, в эти минуты я завидовал легендарному путешественнику Афанасию Никитину!..К счастью, все обошлось! Мы благополучно миновали Гималаи и вскоре приземлились в аэропорту города Дели.

После пограничников и таможенников нас встретили очаровательные индианки и каждому туристу повесили на шею гирлянду из красивых цветов. Выйдя из зала оснащенного кондиционерами аэропорта, мы поняли, что значит весна в Индии. Горячий воздух обжигал лицо. К счастью, наш автобус стоял недалеко, кондиционер в нем работал отлично, и мы поняли, что все не так плохо.

Было раннее утро. За окнами автобуса разворачивалась панорама пригорода Дели: кусты бугенвиля с яркими цветами, пальмовые рощи, убогие строения и кучи мусора. Похоже, что многие жители этого бедного района практически живут на улице. Их кровати стоят около домов, на улице они готовят еду на каких-то агрегатах, типа допотопных примусов.

Меня поразила их своеобразная чистоплотность: они туту же на улице умывались, мыли голову, стригли волосы, начищали латунную посуду и рядом справляли естественные нужды!Нас привезли в гостиницу – красивое трехэтажное здание в колониальном стиле, стоящее в саду с открытым бассейном.

В Дели мы посетили бывшую резиденцию властителей Индии – «Красный форт», побывали в нескольких храмах, возложили цветы на могилу Дживахарала Неру. Своеобразие индусской (восточной) архитектуры, живописные лавочки, причудливая на взгляд европейца одежда горожан создавали какую-то сказочную атмосферу.

В какой-то момент мне стало казаться, что я нахожусь на киностудии, где снимают продолжение знаменитого фильма «Индийская гробница»…К реальной жизни нас возвращали толпы попрошаек. Стоило нашему автобусу остановиться, как вокруг собирались нищие. Не скрою, нас это нервировало. Видя это, гид-индус сказал: «Не переживайте! Эти люди никогда не знали и не узнают другой жизни.

Посмотрите в их лица. В них нет ни страдания, ни мучения. Побираться – их работа. Возможно, в их глазах Ваша работа покажется им не лучше».Такой парадоксальный (или философский) взгляд на жизнь меня удивил, но, подумав, я пришел к выводу, что в нем есть рациональное зерно. Все в нашем мире относительно…Вечером нас повезли на встречу с йогами.

Какой-то изможденный человек долго измывался над своим телом, принимая немыслимые позы. Потом он прочитал лекцию о том, как надо правильно жить. Больше всего нашей группе понравились его рекомендации по очистке желудка: налить в тазик воды, сесть в него и втянуть в себя воду! Скажу откровенно, после этого вечера я в йоге разочаровался.

На следующий день мы поехали в Махабали-пурам, древний город, заброшенный людьми, и вновь найденный в прошлом веке. Коротко описать свои впечатления можно словами: поразительно, потрясающе, сказочно! А подробно описанию Махабали-пурам посвящена не одна книга. Говорят, Бомбей – самый европеизированный город Индии.

Действительно, внушительное здание Бомбейского университета напоминает Оксфорд, а большинство прохожих одеты по-европейски. Правда, сикхи дополняют строгие деловые костюмы тюрбанами.Представьте мое удивление, когда я вдруг увидел среди вполне современных, хорошо одетых людей практически голого человека с марлевой повязкой на рту.

Гид объяснил, что это представитель одной из местных религиозных сект, которая отрицает цивилизацию, проповедует естественную жизнь и вегетарианство. Марлевая повязка на рту препятствует непроизвольному попаданию мелких насекомых в рот этого сектанта!После прогулки по городу автобус привез нас к памятнику «Ворота Индии», расположенному на красивой набережной Бомбейского залива, откуда катер доставил нас на остров «Элефант». К вырубленному в скале храму, посвященному индуистскому богу с головой слона (Ганеши) вела крутая лестница. Под палящим солнцем и угрожающими криками обезьян наша группа взошла, а вернее дотащилась до храма.

Наши мучения были вознаграждены. Огромное помещение, вырубленное в скале, украшала резьба по камню и причудливые каменные фигуры и фигурки различных богов. Одна скульптура особенно заинтриговала наших женщин.

Она изображала двухметровый мужской детородный орган. Гид сказал, что если до него дотронуться и обойти три раза вокруг, мужчины станут мужественнее, а женщины женственнее.

Не прошло и минуты, как туристы закружились вокруг монумента, надеясь использовать его чудесные возможности.

Вместо послесловия:Рано утром люблю приезжать в Ленинград,По пустынному Невскому тихо пройти.Здравствуй, город родной! Нашей встрече я рад!

Я вернулся домой, я не сбился с пути.

Держат мост подвесной укрощенные львы,Кони Клодта на волнах Фонтанки играют,Улыбаются древние сфинксы во сне,

Медный Всадник взлетел, хочет в небо подняться!

Не могу жить в разлуке с тобой, Ленинград!Ты опора моя, моя пристань, мой дом.И вдали от тебя снятся мне Пять углов

И Исакия купол на небе ночном.

Свидетельство о публикации № 19062012131331-00282831

Читателей произведения за все время — 358, полученных рецензий — 0.

Источник: http://grafomanam.net/works/282831

Ссылка на основную публикацию