Что значит воцерковленный человек? как понять воцерковленный?

Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек

Что значит Воцерковленный человек? Как понять Воцерковленный?

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало — катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация — изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека воцерковить означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить — стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство — непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы.

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога — познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление — это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами, постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

  • Для понятия основ Православного вероучения следует регулярно читать Святое Писание, Библию, предания и послания святых. Познавая подвиги веры истинных христиан, живущих по законам Божьим, умирающих за веру, православные верующие приобретают образец для своего возрастания в познании Благодати Отца, Сына и Святого Духа.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).

Почувствовать Благодать нелегко, для этого нужно вникать в учения, в Писания, воцерковиться с теми людьми, которым Бог даровал радость общения в Святом духе. Одной из Благодатей в Церкви является святая вода, которая может храниться много лет после освящения и не менять свою структуру.

Воцерковление невозможно без познания Таинств Церкви. В каждом из них христиане принимают участие:

  • Без Крещения человек не войдет в царство Божье. (Иоан. 3:5), сам Спаситель принял Крещение, чтобы показать пример послушания всем своим ученикам.

Крещение

Если человек принимает Таинство крещения во взрослом возрасте, то порой говорят, что он второй раз рожденный. Новоцерковному человеку дается новое имя и ангел-хранитель на Небесах, что является великой Благодатью.

  • Только православные верующие имеют Благодать принять Миропомазание, смысл которого заключается в запечатывании Дара Святого Духа. (Иоан 20:22-23)
  • Каждому христианину Бог даровал Таинство Покаяния, во время которого человек, осознавший свой грех, от него отрекается, получает освобождение. Этот грех уже не будет записан в Книгу Жизни.
  • Причаститься к Святой крови Иисуса и принять жертву распятия на кресте через принятие вина, прообраза Крови Спасителя, и хлеба, как образ ломимого за людей тела, помогает Таинство Причастия.

Создавая семьи, православные проходят через таинства Брака, в последние дни жизни имеют Благодать участвовать в Таинстве Соборования.

Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

Воцерковление женщины после родов и еще некрещеного ребенка

Женщина после родов, рождения ребенка на сорок дней отделяется от Церкви ввиду своей физической нечистоты. Ребенок, проживший 9 месяцев в лоне матери, является с ней единым целым.

Как православная мать принадлежит Церкви, так и младенец является Ее частицей, после воцерковления они будут приняты в Церкви, которая станет и матерью, и семьей.

По молитве священника происходит возвращение молодой матери в лоно Церкви, которая принимает в лице младенца еще одну Свою частичку, дитя.

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/votserkovlenie-v-pravoslavii.html

Что такое воцерковление. Условные этапы воцерковления

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать «Своим», стать ближе к Богу

Воцерковленный человек — это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека — это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы.

Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный.

Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее.

Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный.

Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

  1. Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

  2. Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

  3. Первая Исповедь и первое Причастие.

  4. Вновь пропали из храма до поры до времени…

  5. Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

  1. Посещение воскресных богослужений.

  2. Более регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Интерес к богослужению.

  4. Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

  1. Разгар максимализма — все по жестким правилам. Неофитство.

  2. Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

  3. «Все неправильные — я правильный».

  4. Утренние, вечерние молитвы.

  5. Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

  6. Регулярные Исповедь и Причастие.

  7. Очень много вопросов к священнику.

  8. Паломничество.

  9. Взлеты и падения.

Четвертый этап

  1. Первые разочарования.

  2. Нежелание исповедоваться, причащаться.

  3. Возможны обиды, разочарование во священнике.

  4. Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

  5. Остановка духовного роста и духовное падение

  6. Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

  1. Остановка. Переосмысление.

  2. Поиск своего прихода

  3. Поиск постоянного, внимательного священника — духовника.

  4. Духовный рост.

  5. Элементы неофитства все еще присутствуют.

  6. Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

  1. Нахождение своего прихода и духовника.

  2. Регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Появляется желание помочь приходу.

  4. Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

  5. Взлеты и падения.

Седьмой этап

  1. Усвоение основ христианской жизни.

  2. Грамотный пост, более грамотная молитва.

  3. Более грамотная духовная жизнь.

  4. Стабилизация отношений в семье и обществе.

  5. Исповедь, Причастие

  6. Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас.

Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время.

Порой время, желание и решимость исправления с помощью Божией, покаянием и причастием — это то, что является основополагающими факторами при изменении себя.  

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/votserkovlyaemsya/chto-takoe-votserkovlenie-uslovnye-etapy-votserkovleniya/

Что значит быть воцерковленным?

В одну из программ на православном телеканале позвонила зрительница и попросила священника дать совет, как ей, недавно воцерковленной христианке, общаться с неверующими подругами? Она теперь живет церковной жизнью, а у них совсем другие интересы.

Батюшка задал встречный вопрос: а было ли воцерковление? И почему позвонившая женщина решила, что она теперь принадлежит к особой касте людей – воцерковленных? Иногда жизни не хватает, чтобы стать настоящим христианином, не то что двух-трех лет.

Читайте также:  Что значит 1к? как понять 1к в вконтакте? значение и смысл

Ведь «храм не в бревнах, а в ребрах», сказал священник.

Так что же означает слово «воцерковление» и кто может назвать себя действительно воцерковленным христианином? Разобраться в этом нам помог благочинный Краснокутского округа, председатель дисциплинарной канонической комиссии протоиерей Александр Писларь.

 – Отец Александр, так что же такое – воцерковление, чем оно определяется? Количеством лет, проведенных в храме, знанием церковной жизни, участием в таинствах или чем-то иным?

– В широком смысле слова воцерковление – это участие человека во всей полноте церковной жизни, прежде всего в таинствах Церкви. В наше время этот термин действительно понимается людьми по-разному.

Так сложилась история нашего народа, страны и Русской Православной Церкви в минувшем ХХ веке, что большее число людей, будучи формально членами Церкви, т.е. крещеными, православными христианами, не имели возможности, по понятным причинам, вести настоящую церковную жизнь. Процесс их приобщения к Церкви и называют воцерковлением.

Особенно активно он пошел в 90-е годы прошлого столетия, когда Церковь получила возможность открыто вести свою деятельность, и тысячи православных людей заполнили храмы.

Хотя мы должны помнить и церковный смысл этого понятия, которое имеет прямое отношение к крещению человека в младенческом возрасте, когда после совершения Таинства Крещения священник подносит младенца, если это мальчик, к церковным святыням алтаря с чтением соответствующих молитв. Девочек подносят к иконам иконостаса. Этот обряд тоже называют воцерковлением в узком смысле слова.

– То есть формальным?

– Да, но все-таки давайте вернемся к тому его значению, в котором мы чаще всего это слово и употребляем. Ведь люди за редким исключением приходят к вере не вдруг, не сразу, это постепенный процесс познания Бога.

Сегодня есть все возможности для получения знаний о православной вере, люди имеют возможность самостоятельно проходить внутренний духовный путь, пользуясь православной литературой, православными сайтами и телеканалами.

С Божией помощью человек преодолевает неуверенность, робость, приходит в храм, здесь получает первый опыт соборной молитвы, приступает к Таинствам Исповеди и Причастия, которое является важнейшим из всех церковных таинств.

Наверное, ключевой момент в процессе воцерковления – это когда человек почувствует действие на его душу благодатной силы. Получив такой опыт, он чувствует, как начинает меняться, как преображается его душа, ему уже не надо ничего доказывать, в чем-то его убеждать, – человек вступил на путь воцерковления. И идти по этому пути он будет всю жизнь, все больше и больше приближаясь к Богу.

– Какие этапы должен пройти человек, чтобы стать «своим» для Церкви, стать ближе к Богу? Ведь можно годами ходить в храм, а благодати Божией так и не почувствовать.

– Многовековой христианский опыт говорит о том, что именно в начале пути Господь дает особо ощутимое духовное утешение. И эти чувства, как правило, не забываются. Это самые сильные благодатные ощущение, о которых говорят все святые отцы.

Бывает и по-другому, когда нужно прикладывать большие усилия, труд, чтобы начать свой путь к воцерковлению. В любом случае, не стоит спешить с заявлением о своей воцерковленности, надо иметь духовное смирение. Я бы вспомнил евангельскую притчу о мытаре и фарисее.

Фарисей не сомневался в своей воцерковленности, он был полностью собой удовлетворен. Был ли мытарь воцерковлен? То, что он находился в храме и молился со всеми, тоже говорит о его воцерковленности.

Однако он понимал свою удаленность от Бога, это было причиной его скорби, сопряженной, разумеется, с глубоким покаянием.

– То есть формальное воцерковление и внутреннее ощущение приверженности себя к Церкви – это разные вещи.

– Да, именно так. И как мы знаем, вышел из храма смиренный грешник более оправданным, нежели возвышающий себя праведник, который не сомневался в своей воцерковленности.

– Часто приходится слышать, что люди, считающие себя достаточно воцерковленными, не читают Священного Писания, плохо знают евангельскую историю. Возможно ли это?

– Начнем с того, что люди делятся на книжных и не очень книжных. Некоторые вообще ничего не читают. Но когда мы говорим о Священном Писании, мы же ведем речь не о простых книгах, которые можно читать, а можно и не читать. Священное Писание занимает такое место в жизни православного христианина, которое никак нельзя обойти.

В те времена, когда не все люди были грамотными, они постоянно слышали священные тексты в храме, впитывали их в себя с детства и хорошо знали. Сейчас каждый может иметь дома любую духовную литературу, и это чтение, особенно Евангелия, – насущная потребность христианина. Если не питать свою душу истинной духовной пищей, она будет наполняться каким-нибудь суррогатом.

Ежедневное чтение Писания для православных христиан просто необходимо.

– Очень распространено мнение, что для христианина важно быть хорошим человеком, а посещать храм, участвовать в церковной жизни, т.е. воцерковляться, совсем необязательно.

– Да, такое мнение существует, как и рассуждения о «Боге в душе». И опять обратимся к притче о мытаре и фарисее. Если следовать логике фарисея, то ему тоже ведь Церковь не нужна.

По его разумению, он и так «добрый» христианин, все внешние формальности соблюдает. И сколько в наше время так называемых православных людей, искренне убежденных, что они уже спасены, как тот фарисей.

Но мы-то понимаем, насколько далек он от спасения.

Так и люди, которые заявляют, что Церковь им не нужна, и они могут общаться с Богом напрямую, без посредников, не понимают, что они даже не начали путь к спасению. Я бы сравнил их с положением больного, который не знает о своей болезни и думает, что все у него хорошо, и врач ему не нужен.

Движение к Богу начинается с видения своего гибельного положения, своих грехов. Это видение было у мытаря, когда он молил Господа: Боже, буди милостив мне, грешнику (Лк. 18, 13).

И когда человек убедится, что исцеляющую силу он получает в церковных таинствах, то Церковь навсегда станет для него духовной лечебницей.

– Может ли прихожанин, имеющий духовный опыт, помочь воцерковлению другого человека? Что для этого нужно?

– В день праздника Торжества Православия мы как раз читали Евангелие от Иоанна, где повествуется о том, как Господь призвал своих первых учеников, в том числе и Филиппа. Он позвал своего друга Нафанаила, и когда тот засомневался, Филипп сказал: Пойди и посмотри (Ин. 1, 46). Так происходит и с воцерковлением человека.

Мне один человек о себе рассказал, как он, начав молиться, не понимал смысла молитв. А батюшка посоветовал ему продолжать. И произошло чудо. Через несколько дней появилось спокойствие, ясность мысли, как будто в душе произвели уборку. Такой же действенный результат он почувствовал после первой исповеди и Причастия.

И если человек ищет спасения, то он обязательно придет в храм Божий и там найдет свой путь к спасению, как нашел свой путь Нафанаил.

– Как понять, что ты погряз в грехах и без Церкви, без помощи Божией не очистишься?

– Видение грехов – это то благо, которое Господь дает человеку в самом начале его пути к спасению. Но к этому надо стремиться, однако далеко не все хотят видеть себя такими, каковы они есть. Гораздо спокойнее жить с мыслью, что ты «не таков, как прочие люди», а гораздо лучше, как думал о себе фарисей.

Тут происходит встреча воли Божией, Который хочет спасения каждому человеку, и воли человека, который или смиряется перед Господом, соглашается с Ним, или всячески отторгает от себя волю Божию, чтобы жить спокойно и комфортно, ничем себя не утруждая. Не каждый соглашается начать новую жизнь, исторгая из себя ветхого человека.

Это подвиг, новое рождение, это крестоношение.

Вспомним еще одну притчу о блудном сыне. Когда он вспомнил о покаянии и возвращении к отцу? Когда дошел до крайней точки падения, и падать уже было некуда.

Так и Господь предает нас, по слову апостола, «изнуряющим страстям», чтобы человек, потеряв все земные блага, возможно, и здоровье, пришел, наконец, в себя и вспомнил, что у него есть Отец Небесный.

Но это опять-таки будет свободный выбор человека. Кто-то может и в этой последней стадии продолжать отвергать Бога и Церковь.

– Отец Александр, почему одним достаточно серьезной житейской встряски, чтобы прийти в Церковь и начать свой долгий путь воцерковления, а другие, «с Богом в душе», так и остаются за ее оградой?

– Есть некая тайна приближения человека к Богу, о которой говорит Сам Господь в Евангелии, сравнивая веру человека с зерном, которое, упав в землю, прорастает. И никто не видит, как оно растет. Умерло оно или в какой-то прекрасный день пробьется ростком через толщу земли.

Мы можем вспомнить притчу о пшенице и плевелах, ведь это тоже образ людей, которые по-разному проходят свой жизненный путь. Иногда мы думаем о человеке, что это плевел, сорняк. А потом окажется, что это был раскаявшийся разбойник, или блудница, или мытарь, подобные евангельским.

Нам, пастырям, конечно, приходится видеть, как некоторые прихожане годами ходят в храм, не сомневаются в своей воцерковленности, а некоторых вещей так и не смогли понять, и совершают грубые ошибки в своей духовной жизни. Но всегда есть надежда, что не через многолетнее хождение в храм, а через какой-то, пусть даже горький, духовный опыт они начнут по-настоящему воцерковляться.

Беседовала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/Index/23007

Вопросы настоятелю / Молитва

Когда человек считается воцерковленным? Как правильно читать правило, обязательно ли у икон, как быть одетым? Одна из заповедей гласит: возлюби ближнего своего, как самого себя. А вот есть люди, которые себя не любят, это грех, и что значит любить себя, не самолюбие и превозношение, а чувство собственного достоинства? Где грань?

Дарья

в декретном отпуске

Москва

17 октября 2010г.

Уважаемая Дарья, человек тогда является воцерковленным, когда он любит Церковь, хочет быть с Церковью и в Церкви, независимо от того, пользуется она в данный момент благорасположением властей и общества или подвергается гонениям и  покрывается хулой; когда сознает себя членом Церкви и действительно является и остается таковым, а если в силу каких-то внешних или внутренних причин связь его с Церковью ослабевает или даже прерывается, то всеми силами стремится эту связь восстановить. Эта связь  — не юридическая, не формальная и не идеальная, а реальная – духовная и материальная. Она  устанавливается через таинство Крещения, а затем поддерживается и восстанавливается в таинстве Покаяния. Основой этой связи и  центром всей церковной жизни является таинство Евхаристии, которое совершается на Божественной Литургии. Поэтому, если человек регулярно участвует в таинстве Евхаристии и причащается Святых Христовых Таин, то такого человека  и можно считать воцерковленным. Причастию обязательно предшествует Исповедь, и, таким образом, человек, который регулярно причащается, регулярно же и готовится к Исповеди и Причастию, стараясь жить по заповедям Божиим, очищая и укрепляя себя молитвой и постом. Кроме того, бывая регулярно в храме на Божественной Литургии, такой человек участвует в совместной молитве, слушает проповеди священника,  узнает о текущих событиях церковной и приходской жизни, материально поддерживает храм, приход и Церковь своими пожертвованиями, может, если желает, заводить дружеские связи с православными людьми, оказывать помощь нуждающимся, испрашивать и получать ее в случае нужды, участвовать в благотворительной и  миссионерской деятельности прихода, и многое другое. Воцерковленный человек, как правило,  и в планировании своего труда и отдыха  не забывает учитывать церковный календарь. Все это важные, хотя и не необходимые составляющие  церковной жизни, главной же и ничем не заменимой  на все времена остается Божественная Литургия и таинство Евхаристии.

Читайте также:  Что значит нуар фильм? как понять слово нуар? значение и смысл

Молитвенное правило правильно нужно читать, как сказано в православном молитвослове, «представляя себя пред лицем всевидящего Бога». Следует и то учитывать, что молитва – это не отдых и не ритуал, а труд и жертва  — жертва своим временем, усилием.

Понятно, что если,  в силу нездоровья, человек не может стоять перед иконами, или оказался в месте, где нет икон, либо почему-либо в доме нельзя держать икон (разные ведь бывают обстоятельства), то  можно молиться и не стоя перед иконами.

В обычных же условиях надо так быть одетым, чтобы вид молящегося хотя бы не смущал его собственную совесть во время молитвы и не отвлекал на посторонние мысли, что же касается меры  ежедневного молитвенного труда, то она должна быть, с одной стороны, не  слишком легкой, дабы нам не уподобляться героине известного романа,  которая утром говорила: «Здравствуй, Бог», а вечером: «Прощай, Бог» — и только, но, с другой стороны, и не настолько тяжкой и неудобоносимой, чтобы человек через какое-то время «сорвался»  и забросил молитвенное правило вовсе. Определить для себя такую меру Вам поможет священник, у которого Вы регулярно исповедуетесь и который достаточно хорошо знает Вас и условия Вашей жизни.

Любить себя – значит желать для себя жизни вечной, а не вечной муки, желать быть с Богом, а не с падшими духами и грешниками,  разделять хотя бы в малой мере ту любовь, которой любит каждого нас создавший нас Господь, каждому из нас желающий спасения, отдавший Сына Своего единородного за каждого из нас.  Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6: 19 – 20).  Ничего общего ни с самолюбием, ни с превозношением подлинная любовь к себе не имеет. А вот кто не верит в Бога и вечную жизнь, тот  может и «не любить» себя. О таких еще святой Царь Давид сказал: «любяй же неправду ненавидит свою душу»  (Пс. 10).

Источник: http://archive.taday.ru/vopros/20285/661007.html

Что такое воцерковление?

Святые дни после Рождества Христова стали для нововоцерковленных временем вхождения в Церковь, приобщением к таинственной жизни в церковном собрании. Все они в течение полутора лет проходили катехизацию – устное, последовательное и целостное наставление в основах христианской веры, молитвы и жизни, где вместе читали Священное писание, учились молиться, посещали богослужения.

Воцерковление, вхождение человека в глубину церковной жизни, в общение с Богом и ближними, в каком-то смысле длится всю жизнь человека, но имеет начало.

Таким началом, путем для вхождения в Церковь для многих людей стала последовательная и целостная катехизация, помогающая человеку обрести Бога, Церковь и самого себя, найти свое место в жизни и в Церкви, найти и своих ближних через обретение Бога.

Ведь через встречу с Богом человек получает способность видеть все в подлинном свете, видеть все правильно, и соответственно правильно, праведно жить. Он получает возможность исправить свою жизнь, принести покаяние пред Богом и начать жить по-новому.

Но жить не индивидуальной замкнутой жизнью, как раньше, а ответственно и открыто исповедуя свою веру, как это подобает членам народа Божьего – Церкви, по словам апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане Святым и Свои Богу» (Еф. 2, 19).

Для многих из нововоцерковленных светлый день Рождества Христова стал днем их первого сознательного участия в Литургии верных, днем первого причастия.

После Рождественских святых и светлых дней, во время которых новопросвещенные братья и сестры вместе молились на Евхаристии, учились церковному пению и чтению, совместному труду во славу Божью, они в течение последующих восьми недель будут проходить таинствоводство (мистагогию) – введение в литургические таинства Православной Церкви, догматику, аскетику и христианскую антропологию.

Мы попросили катехизаторов и их помощников из Преображенского братства ответить на вопрос: «Что такое воцерковление?».

Сергей Корденко: С точки зрения нецерковного человека, воцерковление – это процесс, в результате которого человек начинает совершать некие внешние действия: вешает дома иконы, начинает по праздникам ходить в храм, соблюдать посты и пр.

Но у всякого явления есть глубинная, невидимая составляющая, которая лишь внешне выражается знаками и атрибутами. Ведь вера – это незримая, но реальная глубина жизни. В эту глубину Божественной жизни нужно погрузиться, войти в пространство Духа, пространство Церкви. Оно не территориальное, не ощущаемое физически.

Это пространство Божьей любви, явленной в единстве духовной жизни верящих Ему людей.  Внешним людям это объяснить очень трудно, но люди, которые проходят этот путь, начинают открывать Богу и людям свое сердце. И нужен довольно длительный период подготовки духовного сердца человека.

Когда человек ищет Бога, он погружается в Его жизнь. Погружение это парадоксальное – не вниз, а Вверх.  Это и есть воцерковление

Ольга Цкитишвили: Самое трудное в воцерковлении – это войти в такое состояние, чтобы впустить Дух Святой во все сферы своей жизни, всю её воцерковить.

Поэтому процесс воцерковления – это целожизненный процесс.

В контексте Светлой седмицы, мне кажется, нам нужно показать нововоцерковленным, что такая жизнь есть, пусть хотя бы и не в полноте, но уже существует здесь, в наше время на нашей земле.

Владимир Л.: Воцерковление – это преображение, очищение человека. Люди стряхивают с себя даже не ветхое, а иногда не очень человеческое существование, превращаясь в тех людей, из которых собирается народ Божий.

Воцерковление – это новое качество жизни, новая ответственность за Церковь, и понимание того, кто и что есть Церковь.

Что они – и есть Церковь, что они не просто члены прихода, члены религиозной организации, а что они члены народа Божьего и участники Священной истории.

Татьяна Привалова: Воцерковление – это вхождение в церковь. Здесь, на Светлой седмице, как бы поставлена точка, люди сделали свой выбор, став на путь жизни, отказались от пути смерти, и их Господь ввел в Свою Церковь.

Воцерковленный человек отличается и внешне, и внутренне от невоцерковленного, он меняет точку зрения на многие вещи в жизни, он становится внимателен к своей жизни, он уже знает, как поступать нельзя.

Он научен вере и жизни христианской, и эта жизнь новая, преображенная, жизнь по благодати Божьей. Это не простая жизнь, а трудная, но очень радостная.

Источник: https://psmb.ru/a/chto-takoe-vocerkovlenie.html

Воцерковленный человек — что это такое?

(В2) Экклесиология

«Воцерковленный» человек – что это такое? Что означает это слово, откуда оно взялось в нынешнем значении и чем воцерковленный отличается от просто христианина? По мнению Андрея ДЕСНИЦКОГО, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни. А что же служит?

На фронтах Великой Отечественной было такое понятие: «рядовой обученный, обстрелянный». То есть настоящий боец, который и портянку намотать сможет, и под свистом пуль не запаникует. А то бывают ведь еще и призывники, которые только по названию солдаты, а на самом деле – сопливые пацаны с гражданки.

Вот так примерно употребляется сегодня слово «воцерковленный». Дескать, православных у нас подавляющее большинство, и с каждым годом оно только растет, да только большинство от этого большинства в церкви раз или два в год появляется: крещенской воды набрать и куличи освятить.

Ну и, конечно, когда крестины, венчание или отпевание, это святое. Сбрасывать таковых со счетов тоже не годится, но и рассчитывать на них не приходится.

А то бывает еще, что человек говорит: «я православный, но в Бога не верю» – в смысле, он признает свои русские корни, но для него эта идентичность – как бабушкин самовар на полке. Любоваться, а не пользоваться.

Не помню, чтобы о «воцерковленности» говорили в советские времена. Тогда тоже были «номинальные православные», но вот о тех, кто всерьез, говорили: «он в церковь ходит, она верующая, они посты соблюдают». И всё было понятно.

Откуда же взялось, зачем понадобилось это понятие – «воцерковленный»? Сегодня уже без него никак, сегодня, принимая пополнение, так и оценят практически в любом приходе: кто воцерковлен и насколько.

И определят ближайшей задачей для недовоцерковленных – поскорее довоцерковиться.

И параллель с солдатами тут не случайна.

Как от них командир и товарищи ждут, что каждый займет место в общем строю и будет действовать слаженно, грамотно и с полным пониманием обстановки, так и воцерковленность понимается обычно как осознанное вхождение в ритм приходской жизни, прежде всего богослужебной. Регулярно бываешь на литургии (в идеале – каждое воскресенье и каждый двунадесятый праздник, плюс престол и именины), при этом постоянно исповедуешься и причащаешься – вот и первый, главный признак воцерковления.

Но, конечно, распространяется оно и на частную жизнь. Предполагается, что человек будет жить по-православному и у себя дома, и на работе, и в общении с друзьями. А значит, и работа, и друзья подбираются соответственные, да и дом приводится в надлежащий вид. Подбирается соответственная одежда и прическа, да и манеры, и выражение лица, и речевые обороты…

Не правда ли, всем знакома эта картина: входит в автобус юноша или девушка, ни слова никому не говорит, никакого «Добротолюбия» в руках не держит – но всё настолько ясно про их духовную жизнь, как если бы на лбу у них светилась надпись: «православный, воцерковленный, постящийся». И работы такие бывают, и квартиры, разумеется.

Вот только… как бы это помягче выразить, чтобы никого не обидеть? Скажу вот что: после встречи с таким человеком, после визита в такую контору почему-то не всегда хочется прославить Бога и порадоваться вместе с этими людьми.

Напротив, часто возникает несколько иное чувство: они настолько озабочены своим воцерковлением, что ты им просто мешаешь, отвлекаешь от насущных духовных вопросов со своими житейскими мелочами.

А что они бывают ленивы, необязательны, грубы – так это ведь они сами каждый вечер перед иконами исповедуют, каясь и во многих других неведомых грехах вроде мшелоимства. А какой спрос с величайшего в мире грешника?

И возникает тогда ощущение, что «воцерковленностью» во многих случаях называется принадлежность к некоей субкультуре со своим кодексом поведения.

Ну вот бывают, скажем, хипстеры, бывают фанаты Спартака или творчества Толкина, бывают фа и антифа – а бывают еще и православные.

И каждая субкультура самодостаточна, каждая видит значительную, если не высшую ценность в соблюдении норм и правил, принятых именно в этой среде. Мы такие, потому что мы такие, и точка.

Разумеется, не всегда так, и слово «воцерковленный» может быть синонимом слова «настоящий христианин», то есть, по сути, «святой». И таких людей я тоже знаю.

А может оно быть просто социологическим понятием, отличающим тех, кто лишь идентифицирует себя как православных, от тех, кто старается жить в соответствии с этим званием. Словом, это не обязательно ярлык для субкультуры… но всё-таки нередко именно он.

Читайте также:  Что значит цветок ириса? символизм цветка ириса? смысл

И когда человек устает в этой субкультуре жить, а ничего более глубокого не находит – у него начинается обратный процесс расцерковления, о котором говорить стали только в последнее время, да и то вполголоса.

Выходит, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни.

А что же служит? Вот один древний автор об этом писал, хотя многим его слова сегодня покажутся экстремистскими. Ну посудите сами:

«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Так когда-то писал христианам Рима апостол Павел.

http://www.nsad.ru/articles/pravoslavnyj-vocerkovlennyj-obstrelyannyj

Источник: http://klise.ru/2011-01-19-15-17-43/1062-2013-06-04-09-37-11.html

Срочно нужны медикаменты!

Воцeрковлeнный чeловeк — это дeйствитeльный члeн православной Цeркви, посeщающий цeрковныe службы нe рeжe одного раза в мeсяц, рeгулярно исповeдующийся, причащающийся, соблюдающий всe цeрковныe установлeния, посты и принимающий участиe в мeроприятиях, связанных с жизнью Цeркви (крeстныe ходы и т. п.). Воцeрковлeнными являются такжe люди, вынуждeнно или добровольно проживающиe в мeстах, удалeнных от православных храмов и по этой причинe лишeнныe возможности рeгулярно посeщать службы и принимать участиe в Таинствах.

Что такоe Цeрковь

Что значит воцeрковлeнный? Давайтe искать отвeт на этот вопрос вмeстe. Воцeрковлeниe совeршаeтся во врeмя Таинства Крeщeния. Этот обряд символизируeт посвящeниe младeнца Богу. Но можно понимать это слово и по-другому.

Корeнь eго — слово Цeрковь, Тeло Христово, объeдинeниe всeх христиан одной конфeссии. То eсть воцeрковлeниe — вхождeниe младeнца в состав этого Тeла, присоeдинeниe eго к большой общeй Душe — Цeркви.

Такоe eдинeниe прeдполагаeт общность понимания основ вeры, молитвeнной жизни, соблюдаeмых правил.

Дeвушка в Цeркви

Воцeрковлeнная дeвушка должна стрeмиться стать образцом цeломудрия, порядочности, вeжливости. Этим она косвeнно вeдeт проповeдь срeди окружающих ee нeвeрующих людeй. Она чащe всeго нe пользуeтся космeтикой, стараeтся выглядeть опрятной. Одeжда подразумeваeт скромность, вкус, мeру, отсутствиe всякой вычурности, вульгарности.

Хорошо, eсли она всeгда одeта так, чтобы можно было спокойно войти в храм. Иногда такоe жeланиe возникаeт спонтанно. Нe обязатeльно одeваться во всe чeрноe, бeсформeнноe. Но нужно стараться нe смущать внeшним видом людeй, присутствующих на цeрковной службe.

У дeвушeк обычно свободного врeмeни большe, чeм у замужних жeнщин, поэтому они часто становятся члeнами благотворитeльных организаций, волонтeрами.

Что объeдиняeт людeй в Цeркви

Воцeрковлeнный чeловeк — это православный христианин, который считаeт сeбя частью Цeркви, а ee — своeй жизнью, стрeмится жить по новозавeтным заповeдям. Он можeт быть бизнeсмeном, спортсмeном, отцом большой сeмьи, но обязатeльно ставит во главу угла вeру во Христа.

Участиe в службах и таинствах для нeго — потрeбность. Он должeн понимать смысл происходящeго в храмe во врeмя службы.

Большинство воцeрковлeнных людeй соблюдают установлeнныe православной Цeрковью посты, считают нeобходимостью чтeниe опрeдeлeнной литeратуры, знают и eжeднeвно читают утрeнниe и вeчeрниe молитвы православного Молитвослова.

Вeрующeму чeловeку обязатeльно знакомо чувство духовного eдинeния с другими члeнами Цeркви. В праздничныe дни оно особeнно остро ощущаeтся. Людeй объeдиняeт жeланиe раздeлить радость и всe, что наполняeт душу.

Как воцeрковить другого чeловeка

Что значит воцeрковить чeловeка? Если вeрнуться к символичeскому значeнию слова «воцeрковлeниe», то это значит ввeсти чeловeка в Цeрковь. Нe просто взять eго за руку и подвeсти ко всeм «сильным» иконам и мощам, нe вручить eму Молитвослов, а помочь по-настоящeму ощутить eдинство всeх вeрующих — живых и усопших.

Он должeн увидeть, что Цeрковь — это настоящая сeмья. Нeльзя понимать под словом «цeрковь» зданиe для отправлeния богослужeний. Чeловeк, который ни с кeм в храмe нe общаeтся, можeт быть на самом дeлe члeном Цeркви, а тот, кто здороваeтся за руку со всeми прихожанами и причтом, можeт оказаться Ей чуждым.

То eсть, воцeрковить — значит дать пониманиe об основах православного вeроучeния, помочь сдeлать пeрвыe шаги в новой жизни и освоить основныe цeрковныe установлeния, правила повeдeния в храмe. Это должeн дeлать свящeнник или чeловeк со спeциальным духовным образованиeм.

Если за воцeрковлeниe другого чeловeка бeрeтся простой прихожанин, он должeн посовeтоваться со свящeнником. Он грамотно расскажeт о том, как это правильно сдeлать, какую литeратуру прочeсть.

Евангeлиe и творeния Святых отцов — азбука Православной Цeркви

Воцeрковлeнный чeловeк — это христианин, твeрдо знающий основныe eвангeльскиe заповeди, знакомый с содeржаниeм учeния Святых отцов Цeркви. Обязатeльноe условиe — нe только знать наизусть, но ясно понимать и всeй жизнью подтвeрждать содeржаниe тeкста Символа вeры. Началом знакомства с Цeрковью должно стать чтeниe и вниматeльноe изучeниe Нового Завeта.

Хорошо, eсли в этом сможeт помочь свящeнник или вeрующий чeловeк, который сам тщатeльно изучаeт eго. Но, к сожалeнию, сeйчас найти руководитeля в духовной жизни почти нeвозможно. Поэтому и нужно прибeгать к молитвe и помощи Святых Отцов. Тогда сам Бог становится руководитeлeм на этом важном пути. Новичку можно начать с книги: «Добротолюбиe. Избранноe для мирян».

Почeму имeнно Святыe отцы? Нужно попробовать прeдставить, что чeловeк идeт на лыжах по нeзнакомому лeсу. Пeрeд ним отличная лыжня, а рядом многочислeнныe запорошeнныe отвeтвлeния. Что выбeрeт разумный чeловeк? Хорошая лыжня — это путь, проложeнный Святыми Отцами.

Они словно звонят нам с другого конца лeса и говорят: «Сынок, иди по моим слeдам, я благополучно достиг цeли». Каждый из них прошeл этот путь и старатeльно закрeпил лыжню.

Умный, конeчно, смeло пойдeт по лыжнe, глупeц — станeт искать свой, новый путь и навeрняка поплатится за свою самонадeянность тeм, что скоро заблудится.

Но чтобы вeрно понимать святоотeчeскиe труды, тожe нужeн помощник. Понятным для соврeмeнного чeловeка языком их учeниe изложил игумeн Никон (Воробьeв).

Его книга «Письма о духовной жизни» содeржит пeрeписку с eго духовными дeтьми, в которой на бытовом уровнe изложeно, как понимать и примeнять на дeлe святоотeчeскоe учeниe.

Чуть сложнee, вeликолeпным языком XIX вeка, это учeниe изложeно в творeниях святитeля Игнатия (Брянчанинова). Совсeм просто и понятно труды Святых Отцов и eвангeльскиe заповeди для соврeмeнного чeловeка разъясняeт профeссор Московской духовной акадeмии А. И. Осипов.

Познакомиться с eго пониманиeм можно на eго личном сайтe. Что значит воцeрковлeнный чeловeк? Это тот, кто раздeляeт взгляды вeрных дeтeй Цeркви на основы Православия, любит и уважаeт ee, вeрит в истинность ee учeния.

Сeмья и Цeрковь

Вeрующeму чeловeку гораздо прощe вeсти духовную жизнь, eсли в eго сeмьe всe члeны сознатeльно вeрят в Бога и испытывают потрeбность в цeрковном общeнии. Воцeрковлeнная сeмья образуeтся, когда пару создают два вeрующих чeловeка. Рeжe вeрующeму мужу или вeрующeй жeнe удаeтся привлeчь к Цeркви свою половинку.

В каждой воцeрковлeнной сeмьe нeпрeмeнно дeти воспитываются в православной вeрe.

Норма — общая утрeнняя и вeчeрняя молитва всeй сeмьeй, чтeниe жизнeописаний святых за обeдeнным столом и, конeчно, рeгулярноe общee посeщeниe богослужeний, участиe в Таинствах.

Всe это способствуeт утвeрждeнию в вeрe каждого из члeнов сeмьи в отдeльности. Воцeрковлeнный чeловeк это понимаeт и обязатeльно заботится о том, чтобы всe eго родныe стрeмились к духовной жизни.

Источник: http://busy-mam.ru/dukhovnoe-razvitie/7027-vocerkovlennyi-chelovek-eto-chto-takoe

Воцерковленным — Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковлённый»? — 22 ответа



В разделе Религия, Вера на вопрос Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковлённый»? заданный автором Syama лучший ответ это «Воцерковленный» = «пребывающий в Церкви» ; «пребывание в Церкви» = «следование Свв.

Писанию и Преданию» = «участие в Таинствах, соблюдение заповедей и т. д. » = «благодатное изменение жизни человека» . Отсюда «воцерковленный» = «следующий Свв. Писанию и Преданию» = «участвующий в Таинствах, соблюдающий заповеди и т. д.

» = «благодатно изменяющий свою жизнь человек»

Первоисточник ссылка

Ответ от Walther karl[гуру]
гости бывают двух типов: одни стоят в ботинках в дверях и говорят, да ладно, мы тут подождем, а другие одевают тапочки и идут в комнату. Примерно так.

Ответ от Alena Kovalenko[новичек]Слово-то какое придумали? ! Где такое услышали? Может имется ввиду христиане, которые войдут в число Церкви?Не вдавайтесь в это, а назидайтесь Словом и исполняйте его!20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

(Иуд. 1:20-21)

Ответ от Ѓилл Смит Муслим[гуру]Воцерко́вленный (от церковь; воцерковлённый — неправильно) — церковный термин, который используется в практике Русской православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно — терминологически точное обозначение определённого обряда, другое — переносное, связанное с особенностями современной церковной жизни. Воцерко́вленным в точном терминологическом смысле называется человек, прошедший обряд воцерковления. Воцерковле́ние — особый обряд «Чин воцерковления отрочати» , совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви. В этот же день своего рода воцерковление проходит и мать: священник прочитывает над ней в притворе специальные очистительные молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и причащаться Святых Тайн. Следовательно, в полном смысле воцерковленными считаются только младенцы, над которыми был совершён этот обряд. Воцерковле́нием стало считаться постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения (а иногда и уже крещённого) . Также воцерко́вленные — наименование православных, не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии — пытающихся жить по-православному. Воцерковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины. Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии, но чаще всего речь идёт о православии.Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе — вне церкви, мужчины — бороды) . Многие воцерковленные проходят катехизацию и разбираются не только в обрядовой, но и в вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным, или захожанам (крещёным, считающим себя православными, но пренебрегающим ритуальной стороной веры) . Численность воцерковленных колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10 %.

Самосознание воцерковленных предполагает полное подчинение всех сторон внутренней и внешней жизни человека внешнему для него идеалу. Идеалом является Христос в том виде, в каком он предстаёт в православной церкви.

Ответ от Любовь Митрофанова[эксперт]
Хрен редьки не слаще!

Источник: http://22oa.ru/votserkovlennym/

Ссылка на основную публикацию