Что значит хлестаковщина? как понять слово хлестаковщина? смысл

Что такое хлестаковщина?

Что значит Хлестаковщина? Как понять слово Хлестаковщина? Смысл

Хлестаковщина – чрезмерное хвастовство, позерство, безоглядная ложь и болтливость.

Как становится понятно из определения, данный термин применяется при характеристике личности человека или для обозначения целого социального явления, которое так и называется — Хлестаковщина.

Хлестаков и Хлестаковщина:

В 1935 году Н. В. Гоголь заканчивает свою комедию «Ревизор», в котором читатель знакомится с персонажем, чье имя вскоре станет нарицательным — Хлестаков.

Даже если вы никогда не читали произведение Николая Васильевича,  узнав трактовку понятия «хлестаковщина», вы без особого труда сможете догадаться, что представлял собой этот персонаж.

Иван Александрович Хлестаков — мелкий петербургский чиновник — рассеянный, глупый, азартный и совершенно бесхитростный и легкомысленный тип. Приехав в один из провинциальных городов, его по ошибке принимают за ревизора — высокопоставленного чиновника, наделенного особой властью.

Подобное стечение обстоятельств позволило характеру Хлестакова проявить себя во всей «красе».

Взятки, заигрывания, лесть и прочие проявления внимания, которые демонстрировали «низшие чины» перед Ревизором — все это воспринималось Хлестаковым как должное.

Большинство людей, опасаясь ответственности, поспешили бы скорее заявить, что случилась ошибка и он совсем не тот, за кого его приняли. Но чувство ответственности Иван Александровича тонуло во лживом упоении, не успевая проявить себя никаким образом.

Хлекстаков демонстрирует нам врожденный актерский талант. Талант, поглощающий человека настолько, что он едва ли осознает притворность своих действий.

Ложь, в которую верит сам лжец, возникает настолько непринужденно, что и окружающие люди не оказались неспособны подвергнуть её сомнению. Ложь, граничащая с абсурдом.

Ложь ради лжи, совершенно необоснованная, непомерная, но простая и наивная; безудержное бахвальтсво и безотчетное хвастовство.  Вот она — Хлестаковщина.

В наши дни:

Данное социальное явление, как и сами хлестаковские типажи, имеют место быть и в наше время. В этом нет ничего удивительного.

Несмотря на материальное развитие человечества, природа самого человека не потерпела сколь-нибудь серьезных изменений.

Мы по-прежнему нет-нет да и встречаем современных Хлестаковых и по-прежнему лебезим перед власть имущими, теряя способность критического восприятия, и презумпируя им право завладеть нашим рабским доверием.

Все течет, все меняется?

Все мы имеем возможность наблюдать самые невообразимые трансформации поведения простого чиновника (который мнит себя совсем не простым), во время визитов проверяющих служб или высокого начальства. Параллели с героями гоголевской комедии напрашиваются сами собой. Любые, самые изощренные методы сокрытия собственного бездействия и некомпетентности идут в ход. Из года в год.

Вот уж 160 лет кануло в лету, а пьеса «Ревизор» не теряет своей актуальности. Почему? Ответ находиться на поверхности — стоит лишь выглянуть в окно.

Источник: http://voprosum.ru/xlestakovshhina-chto-takoe-xlestakovshhina

Что такое «хлестаковщина»?

На вопрос, что такое «хлестаковщина», пытаются ответить школьники в своих сочинениях, изучая творчество Гоголя. Данное понятие появилось в литературе и обществе после выхода в свет комедии «Ревизор» в 1836 году. Актуально оно и сейчас. Итак, «Хлестаков и «хлестаковщина»» — сочинение ученика 8 класса.

Знакомясь с произведениями Николая Гоголя на уроках русской литературы, мы прочли очень интересную и поучительную комедию «Ревизор». В ней автор высмеивает современное ему общество.

Но я считаю, что проблемы, поднятые в произведении, написанном в первой половине 19 века, не исчезли и в наши дни. Хлестаков и хлестаковщина не остались в прошлом.

К сожалению, Гоголю и сегодня было бы над чем посмеяться.

Понятие хлестаковщина

Что же такое «хлестаковщина»? Это понятие очень прочно прижилось в нашей литературе. Означает оно такие свойства, как хвастливость, стремление манипулировать людьми, алчность, хитрость, желание напустить на себя важность при внутренней пустоте, беспринципность, лживость, наглость. Именно этими чертами характера отличался главный герой комедии Гоголя – мелкий чиновник Хлестаков.

Персонаж приехал в уездный городишко, и не имел денег, чтобы заплатить за гостиницу. Но ему несказанно повезло. Жители города по ошибке приняли его за грозного ревизора и стали перед ним лебезить.

В итоге Хлестаков получил кучу денег и даже согласие дочери градоначальника выйти за него замуж. Довольный чиновник уехал восвояси, хорошо обогатившись, а люди остались в недоумении.

Ведь их теперь ждала встреча с настоящим ревизором!

В чем опасность хлестаковщины?

Казалось бы, ну и что страшного в людях, любящих приукрасить и приврать? Пусть себе болтают и хвастаются. Это, действительно, не стоило бы внимания, если бы не общество. Которое порождает «хлестаковщину». Ведь все те люди из уездного городка, в страхе ожидающие ревизора, настолько глупы, трусливы и порочны, что любой проходимец и мошенник может воспользоваться этим. Что и сделал Хлестаков.

Получается, что общество само порождает «хлестаковщину». Если бы люди жили честно, по закону и по совести, они бы не боялись никаких проверяющих. И уж тем более, не предлагали бы им взятки. Образ Хлестакова сам по себе – не такой уж и негативный. Даже забавный. Но с его помощью Гоголь вскрыл настоящее болото, в котором погряз русский народ.

Хлестаковщина в наши дни

С момента выхода в свет «Ревизора» прошло почти два столетия. Но мало что изменилось с тех пор. Люди продолжают жить нечестно, процветают коррупция, ложь, воровство. Постоянно нарушается закон. Но как только покажется на «горизонте» какой-нибудь проверяющий, все начинают усиленно «заметать следы» и наводить порядок. А если что окажется не так – всегда придет на помощь взятка.

Я считаю, что «хлестаковщина» не умрет до тех пор, пока люди будут такими трусливыми и лживыми. Любой авантюрист сможет пользоваться их недостатками. И, наверное, будет прав! Зло должно быть наказано, пусть и таким путем.

На этой странице искали :

  • хлестаковщина в наши дни
  • сочинение 8класс
  • акьуально ли хлестаковщина в наше время сочинение 8 класс
  • чем опасно и чем заразна хлестаковщина в наше время

Источник: http://vsesochineniya.ru/chto-takoe-xlestakovshhina.html

Что значит «хлестаковщина»?

Благодаря Николаю Васильевичу Гоголю русский язык пополнился еще одним замечательным словом — это хлестаковщина. Так говорят, когда хотят уличить кого-нибудь в беззастенчивом хвастовстве, болтливости или безудержном вранье. Ибо таков Хлестаков — герой комедии Гоголя «Ревизор». Его имя уже 150 лет является нарицательным.

Если вы хотите задеть лжеца, болтуна или авантюриста, лучшего наименования не придумать. Хлестаков! И этим все сказано. Впрочем, как считают историки литературы, хорошая русская фамилия пострадала напрасно. Ведь у героя «Ревизора» был прототип — реальный человек, послуживший автору при создании образа бессмертного Хлестакова.

Полагают, что это некий Роман Медокс.

Англичанин по происхождению, Роман Медокс вырос в театральной семье и обладал, по воспоминаниям современников, уникальным даром перевоплощения. Судите сами.

Зимой 1812 года в город Георгиевск, бывший тогда административным центром Северного Кавказа, приехал молодой человек.

Представившись поручиком лейбгвардии Конного полка и адъютантом министра юстиции Соковниным, он предъявил вице-губернатору барону Врангелю документы, будто бы выданные ему правительством для сбора ополчения «из черкесов и разных племен кавказского народа».

Местные власти, поверив авантюристу, выдали адъютанту министра 10000 рублей (огромные деньги!) и разослали горским князьям призывы принять участие в сборе ополчения. А начальники — как военные, так и гражданские — стали наперебой заботиться об угощении и увеселении «чиновника из Санкт-Петербурга»: одни забавы сменяли другие…

Соковнин-Медокс, представив местному почтмейстеру фальшивое разрешение на право ознакомления со всей официальной перепиской, перехватил направление в столицу депеши, в которых были упоминания о его приезде.

Будучи в подпитии, лжепоручик посмел заявить командующему Кавказской линией генералу Портнягину, что правительство давно уже не доверяет барону Врангелю и что о действиях кавказской губернаторской власти будет направлен секретный доклад в Петербург…

Эта «комедия» получила скорую развязку. О самозванце стало известно министру юстиции, а затем вся история была доложена государю. По приказу императора Александра I Роман Медокс был доставлен в Шлиссельбургскую крепость, где и отсидел 15 лет.

Так что не пора ли переиначивать «хлестаковщину» в «медоксовщину»? Хотя бы потому, что фамилия Хлестаков изрядно распространена на Руси, и многие порядочные люди зачастую краснеют почем зря… Конечно же, мы шутим. Хлестаков — герой великой комедии — бессмертен.

А Медокс — кто это? Жалкий авантюрист, отсидевший 15 лет за уголовное преступление…

Источник: http://www.samoeinteresnoe.com/ineresnoe/XLESTAKOVSHINA.htm

Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор»

Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор» Гоголя мы можем понять, исследуя личность персонажа, от имени которого произошло самоё понятия. Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин.

Читайте также:  Что значит цветок ириса? символизм цветка ириса? смысл

Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь.

В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.

Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья.

Это враньё настолько гротескно, что человек, подпавший под него, да ещё скованный страхом (как городничий) не успевает опомниться и принимает всё за чистую монету. К тому же это враньё имеет неоднородную природу и претендует на всеохватность, так как личность Хлестакова хочет показать себя наилучшим образом со всех сторон.

Сначала его враньё касается только канцелярии, где в его же сапогах, вычищенных сторожем, промелькнула действительность. Но дальше Хлестаков, всё более и более вдохновляясь, всем своим пустым существом чувствуя себя ревизором, знатным петербургским вельможей не может остановиться.

Его вопиющий обман касается сферы власти: здесь идут рассказы о незаменимости в департаменте, о наведении порядков в государственном совете, о тридцати пяти тысяче курьеров, о толпе графов и князей в передней перед пробуждением «фельдмаршала».

С немыслимыми размерами предстаёт и богатство Хлестакова (сфера материального положения): в ход идёт болтовня о шикарном бельэтаже, каждодневных балах с европейскими посланниками, супе, привозимом из Парижа, и арбузах – по семисот рублей штука.

У Хлестакова в голове нет ни одной задерживающейся хоть немного мысли, все они текут потоком, одна другой глупее и абсурднее. Безобразие получается ещё и по причине налёта светскости, некой столичной ауры, которую гость старается распространить вокруг себя, в первую очередь, ради восторга дам.

Ради их же благосклонности молодой человек не может удержаться от вранья уже в рамках культуры и искусства. На Анну Андреевну и Марью Антоновну производит колоссальное впечатление, что Хлестаков написал и комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и «Фрегат Надежды» Бестужева-Марлинского, и энциклопедический журнал «Московский телеграф».

Никакого различия между этими вещами герой не усматривает и «получает» сорок тысяч рублей от Смирдина за правку статей. Оригинал же «брат Пушкин» с Хлестаковым на короткой ноге.

Хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» имеет также тенденцию к расширению и внедряется в сознания даже таких неглупых и практичных людей, как городничий. Невозможность противостоять ей продиктована внутренним трепетом перед «персоной в чине», но не только этим.

Сознание, которое постоянно вступает в сделку с совестью и считает это в порядке вещей, не может распознать явной абсурдности ситуации, потому как с точки зрения честности – в состоянии абсурда находится постоянно. Причём природа этого абсурда отнюдь не метафизична, она рукотворна и может быть устранена, если бы не считалась нормой жизни.

Разумную «напраслину» на эту норму могут возводить только «вольтерьянцы».

Гоголь своей комедией хотел не только собрать воедино всё дурное, но и показать, что такое явление, как хлестаковщина, побеждается только смехом. Серьёзное отношение к ней может вызвать отчаяние, суровое порицание – оттолкнуть тех, кого она коснулась, и только смеховое начало способно развязывать узлы и находить пути к обновлённой жизни.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: http://obrazovaka.ru/books/gogol/revizor/chto-takoe-hlestakovschina-v-komedii

Сочинение на тему Что такое «хлестаковщина»? в комедии Гоголя Ревизор читать бесплатно

­Что такое «хлестаковщина»?

Главным персонажем гениальной пьесы Н.В. Гоголя является Иван Александрович Хлестаков. Весь смысл пьесы направлен на раскрытие человеческих пороков, и фигура Хлестакова не исключение.

Для большего комизма и насыщенности автор дает персонажам говорящие фамилии, так Хлестаков, согласно толковому словарю Ушакова Д. Н. –хвастливый нахал и сплетник. А в предисловии Гоголь Н.В. характеризует Ивана Александровича человеком глупым, пустым «без царя в голове».

Он совершенно не самостоятелен, все денежные средства он тратит на утехи и развлечения, а затем ждет подачек от родителей: «Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!..

пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак».

Как любой мот и щеголь Хлестаков предпочитает все самое лучшее и не готов обходится малым: «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед»,

Случайным образом Иван Александрович оказывается в нужном месте и в нужный час.

И благодаря своей глупости, умению рисоваться, а также таланту убеждения в подлинности своей лжи, ему удается ввести в заблуждение всех чиновников уездного города.

Он делает это так умело и бесхитростно, что даже опытные плуты, которым удавалось одурачить трех губернаторов, верят в его подлинность, да что чиновники, Хлестаков сам верит в свою ложь!

Абсурдно то, что в страхе быть разоблаченными представители власти не замечают бессмыслицы и вранья Хлестакова: ни о дружбе с Пушкиным, ни о его художественной творческой деятельности: «Моих, впрочем много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню», ни об управлении департаментом.

Никто из присутствующих даже не пытается уличить его во лжи, и проглатываю все как наживку. Удивительна и глупость Хлестакова, который до конца не понимает, что его просто приняли за другого человека. А жадность и тщеславие вовсе ослепляют его жалкую сущность, и только прозорливость его слуги, позволяет выйти из ситуации сухим из воды.

­­

Итак, что же такое «хлестаковщина» — это позерство, хвастовство, вранье и умение напустить пыли в глаза. Увы, такой человек хоть не много, но живет в каждом из нас. Именно поэтому актуальность «Ревизора» из года в год не снижается, фразы из пьесы давно стали крылатыми, а интерес к произведению только растет.

см. также: Характеристики главных героев произведения Ревизор, Гоголь
Краткое содержание Ревизор, Гоголь
Сочинения по произведению Ревизор, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя

Источник: http://www.sdamna5.ru/chto_takoe_hlestokovschina

Что такое хлестаковщина?

Что значит Хлестаковщина? Как понять слово Хлестаковщина? Смысл

Поиск Лекций

(По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Появление комедии «Ревизор» в 1836 году вызвало в об­ществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром.

Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утра­тила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами.

Вспомним отрицательных ге­роев популярных «милицейских» сериалов — чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жесто­кими?

Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскры­вает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно.

Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком — двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного раз­вития комедии.

Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколь­ко «государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего.

Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездно­го города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В

каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениаль­ный актер. Можно себе представить, как трудно было теат­ральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, — актера, играющего ревизора.

Хлестакова не следует расценивать как злого или жес­токого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инког­нито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку.

Своеобразие характе­ра, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высо­чайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья.

Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный.

Читайте также:  Что значит 15 год ларин? какой смысл и происхождение мема? 20 изображений

Хле­стаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.

Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип по­верхностно образованного фанфарона.

Хлестаков с удоволь­ствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения.

Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот пер­сонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание.

Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благопри­ятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве…»

Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое бе­зудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в со­четании с крайней несерьезностью.

Гоголю удалось проник­нуть в самую глубину русского национального характера, вы­удив оттуда образ лжеревизора — Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социаль­ного положения, возраста, образования и так далее.

На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно счи­тать одним из основных путей самосовершенствования каж­дого из нас.

Уездное чиновничество в комедииН. В. Гоголя«Ревизор»

Как таковое, чиновничество появилось в России при Петре I.

Именно он ввел знаменитую «Табель о рангах», где все государственные должности делились на четырнадцать классов — от коллежского регистратора до действительного тайного советника.

Будучи прогрессивной в эпоху царство­вания Петра I, «Табель о рангах» к XIX веку, безусловно, устарела. Однако так называемое просвещенное общество продолжало делить себя на четырнадцать классов.

В комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь рисует широкую картину разложения российского чиновничества. Глава города — городничий. Это «уже постаревший на служ­бе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, однако ведет себя очень солидно».

Впрочем, его подчиненные тоже берут взятки, хотя и ведут себя не очень-то солидно. Гоголь наградил каждого персонажа комедии «говорящей фамилией». Легко, например, представить, как будет судить чиновник по фамилии Ляпкин-Тяпкин, или как будет выпол­нять свои обязанности полицейский по фамилии Уховертов.

Но посмотрим внимательнее на чиновников, изображенных Гоголем.

Попечитель богоугодных заведений Земляника, к примеру, так говорит об особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему больнице: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Уездный лекарь Гибнер — немец. Он не знает по-рус­ски ни слова, и поэтому больные чаще умирают, чем выздо­равливают.

Почтмейстер Шпекин — необыкновенно глупый чело­век. Свою нетрудную службу он считает «приятным вре­мяпрепровождением». Чтобы служба была еще приятнее, почтмейстер распечатывает и с удовольствием читает чу­жие письма, а наиболее интересные из них попросту кол­лекционирует.

' Судья Ляпкин-Тяпкин относится к службе более чем про­хладно. Он занят охотой, а непременные для российского чи­новника взятки берет борзыми щенками, считая себя поэтому гораздо нравственнее прочих уездных чиновников.

Выражаясь современным языком, эти люди получают заработную плату из государственного бюджета, а к испол­нению своих обязанностей относятся просто наплеватель­ски.

Куда же смотрит государство? Вероятнее всего, высоким властям выгодно иметь на местах чиновников-негодяев: ведь такого можно держать в страхе и раболепии, а при случае с легкостью сместить.

Коррупция, злоупотребление служебным положением, присвоение казенных сумм — все это будни уездного чиновничества. Иногда кажется, что Гоголь написал свою великую комедию о нашей сегодняш­ней жизни.

На мой взгляд, перечисленные пороки и недостатки уезд­ного чиновничества и чиновничества вообще неискоренимы или практически неискоренимы.

Недаром сатирический за­ряд комедии угодил в самое больное место общества: завол­новались все, даже те, кто никогда не интересовался теат­ром и слыхом не слыхивал о Николае Гоголе. Автору пришлось оправдываться и перед публикой, и перед властя­ми.

Волнение было вызвано не тем, что где-то в каком-то захолустном уездном городишке творятся «свинцовые мер­зости жизни». Шок у зрителей вызвала та потрясающая

правда, благодаря которой комедия «Ревизор» остается един­ственным в своем роде произведением. И в наше время обязательно найдется комедиограф, способный написать об уездном и не только уездном чиновничестве современного «Ревизора».

Источник: https://poisk-ru.ru/s38459t1.html

Что такое хлестаковщина?

Что значит Хлестаковщина? Как понять слово Хлестаковщина? Смысл

Появление комедии «Ревизор» в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром.

Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами.

Вспомним отрицательных героев популярных «милицейских» сериалов — чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими?

Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно.

Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком — двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии.

Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько «государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего.

Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер.

Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, — актера, играющего ревизора. Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека.

Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку.

Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья.

Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный.

Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.

Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона.

Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в Речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения.

Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот пер-сонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание.

Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: «Хлестаков, Как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах виновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве…»

Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, вы. удив оттуда образ лжеревизора — Хлестакова.

По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.

Источник: http://MirZnanii.com/a/353424/chto-takoe-khlestakovshchina

что такое хлестаковщина

Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Появление комедии «Ревизор» в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами.

Читайте также:  Что значит тату следы? как понять тату следы? выбор и значение

Вспомним отрицательных героев популярных «милицейских» сериалов чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокимиСам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа.

Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии.

Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько «государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизорКажется, ничего. Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро.

Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, актера, играющего ревизора. Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека.

Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем.

Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление.

Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.

Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, 'что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы.

В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание.

Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве… » Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее.

Смесь некой харизматичности с отсутствием осознанных целей.

акое явление, как хлестаковщина, было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам Гоголь. В этой комедии мы видим всю боль авто-ра, который болеет за Россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу.

Гоголя окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, гото-вые на любые подлости для достижения своей цели, го-товые утопить все и всех, общество, где преклонялись не перед умом, а перед богатством.

Все это и породило такое явление, как «лестаковщина» «лестаковщина»это уже не ассоциация с самим Хлестаковым, а само яв-ление, которое его породило. Люди, похожие на Хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени.

ЧТО ТАКОЕ ХЛЕСТАКОВЩИНА? В 1935 году Николай Васильевич Гоголь пишет знаменитую комедию «Ревизор», которая явилась беспощадным зеркалом чиновничьего мира. В комедии автор раскрывает во всех смыслах лживую сущность большинства чиновников разных рангов. Он показывает их ложь не только по отношению к другим людям, но и к самим себе.

Чиновники, пытаясь выявить своего ревизора, присваивают ему несуществующие черты, присущие им самим. Жёны обманывают мужей, городничий – обворовывает простой народ, но все они уверены в том, что являются абсолютно нормальными, хоть и с своими «грешками» людьми.

Каждый, кто читал комедию «Ревизор», может с лёгкостью сказать, что такое «хлестаковщина», ориентируясь на характер главного действующего лица – Хлестакова. Иван Александрович Хлестаков – мелкий Петербургский чиновник, совершенно рассеянный, отчасти хитры, невероятно глупый и азартный человек.

По стечению обстоятельств, местные чиновники более старших рангов видят в нём своего проверяющего – ревизора. Хлестаков не стесняется воспользоваться положением и рисуется тем «важным» человеком, который решает их судьбы. Чиновники задаривают его подарками, дают взятки.

Но в «сцене лжи» Хлестаков открыто завирается и глупо было бы подумать, что люди вокруг не понимали этого. Они боялись раскрытия своих грехов, поэтому не упрекали «ревизора» ни в чем, видя его откровенную глупость. Ложь ради лжи, откровенное нахальство вперемешку с детской наивностью – вот она, настоящая «Хлестаковщина».

Хлестаковщина-чрезмерное хваставство, позерство, БЕЗОГЛЯДНАЯ ЛОЖЬ и болтливость.

Наглое, лживо-легкомысленное хвастовство

«Хлестаковщина» — это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности.

В комедии Гоголя «Ревизор» читатель видит историю одного города, который столкнулся с человеком не из их мира, с Иваном Александровичем Хлестаковым. Все его принимают за тайного ревизора.

Что же такое «хлестаковщина»? «Хлестаковщина» — это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера.

Хвастовство, глупость, лживость и жадность — всё это было в главном герое. Он был простодушный, «без царя в голове», заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями.

Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: «Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж . Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже».Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли».

То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги «взаймы». Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок.

«Денег нет у вас?» — говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли. Не в одном Хлестаковом есть подобные черты. Городничий, замечтавшись о том, что его дочь удачно выйдет замуж, представляет как «славно быть генералом». Так ведь в каждом из нас есть частичка этой мечтательности и хвастовства. Во всех живет Хлестаков, и понятие «хлестаковщина» актуально вне времени и места.

Войдите, чтобы написать ответ

Источник: http://culture.ques.ru/questions/chto-takoe-hlestakovschina

Ссылка на основную публикацию