Что значит древо жизни? как понять древо жизни? смысл

Что означает символ мироздания «Древо жизни»

Что значит Древо жизни? Как понять Древо жизни? Смысл

«Древо жизни» означает один из древних и многозначительных символов мироздания. Что же он означает?

ДРЕВО ЖИЗНИ, один из вариантов образа древа мирового. Древо жизни актуализирует мифологические представления о жизни во всей полноте её смыслов и, следовательно, противопоставлено древу смерти, гибели зла.

Нередко Древо жизни способно отражать и отрицательный член противопоставления жизнь — смерть. Именно поэтому образ древа смерти несравненно менее распространён, чем образ Древа жизни.

Мифопоэтическому сознанию жизнь как некая субстанция, особая жизненная сила обычно представляется возникающей на заключительном этапе космогенеза и составляющей внутренний смысл и цель устройства космоса.

Во многих мифологических системах изображается поэтапное появление носителей жизни (растения, животные, люди) и постепенное распространение жизненного начала, нарастание (в том же направлении) его интенсивности, чему нередко соответствует меньшая экстенсивность, т.е. меньшее количество потомков в следующем поколении (ср. Быт. 1, 11-12, 20-22, 24-30).

После появления жизни в виде растительного, животного и человеческого царств начинается пора, когда на первое место выступают «культурные» приобретения (культурный герой и социальное устройство уже человеческого мира). Основное свойство жизни — в способности воспроизводить самоё себя во времени в дискретном виде, когда определённым временным отрезкам соответствует серия, последовательность поколений.

При этом каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии — рождение, рост, деградацию, смерть [встречаются и несколько иные схемы, напр.

рождение — жизнь — смерть — возрождение (новое рождение), символизируемые соответственно деревьями четырёх направлений света].

В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни — от рождения к максимальной стадии роста — цветению и плодоношению.

Что означает символ мироздания древо жизни

Что означает символ мироздания древо жизни

  Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора, баньян и т.п.). В Древе жизни, в самой его сердцевине, упрятаны жизнь и её высшая цель — бессмертие.

В  хеттском ритуальном тексте, связанном с культом умирающего и воскресающего бога Телепинус, перед ним воздвигается вечнозелёное дерево eia-, «с него свешивается руно овцы, внутри же него помещается овечий жир, внутри него — зерно (бога) полей и вино, внутри него — бык и овца, внутри него помещаются долгие годы (жизни) и потомство».

В мифологических текстах о древе смерти смерть также оказывается последовательно спрятанной в серии объектов (см.

в сказках о Кащее Бессмертном: «на море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть»).

Но смысл бессмертия, связанного с Древом жизни (в отличие от статичного безблагодатного бессмертия Кащея), именно в том, что оно передаётся во времени и в пространстве, что оно мыслится как особая жизненная сила.

К тому же источнику, что и хеттское название Древа жизни (eia), восходит рус. «ива» (ср.

использование ивовых прутьев, наряду с вербовыми, в ритуалах в качестве символа плодородия) или германское название тисса (ср. древневерхненемецкое iwa, др.-исл.

эr), который высаживали на кладбищах как символ преодоления смерти и использовали в ритуалах, имеющих целью увеличение плодородия, жизненной силы.

Все эти названия Древа жизни родственны более или менее точным обозначениям самой жизненной силы и её двух наиболее ярких воплощений — юности и долголетия (века); ср. греч. aion, «век», «жизнь», «поколение», «вечность»; лат. aevum, «жизнь», «век», «возраст», «вечность»; juvenes, «юноши» (как обозначение возрастного класса); др.-инд. ayus, «жизненная сила» и т.д.

Наиболее известный образ Древа жизни представлен в книге Бытия: «И произрастил господь бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 9).

Изгнав первых людей из рая, бог лишил их и Древа жизни (Быт. 3, 24).

Из других ветхозаветных текстов Древо жизни упоминается только в притчах Соломона, где ему уподобляются мудрость, плод праведника, исполнившееся желание, кроткий язык (3, 18; 11, 30; 13, 12; 15, 4).

В Апокалипсисе, унаследовавшем библейский образ Древа жизни, с ним связаны новые мотивы — возможность побеждающего вкушать плоды Древа жизни, которое посреди рая (2, 7), и право на Древо жизни соблюдающего заповеди (22, 14), или более подробное описание: «и по ту и другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (22, 2).

Некоторые уточнения образа Древа жизни могут быть получены из описания часто смешиваемого с ним древа познания добра и зла.

Очевидно, что первоначальный образ такого дерева в древней ближневосточной традиции предполагал схему, близкую к содержащейся в шумерской версии сказания о Гильгамеше, где описывается дерево хулуппу (обычно отождествляемое с ивой), растущее на берегу Ефрата; в его корнях жила змея, в ветвях — птица Анзуд, а в стволе — Лилит.

Древо жизни значение символа

Древо жизни значение символа

Трёхчленность Древа жизни как варианта мирового древа характерна для многих традиций, при этом каждая треть Древа жизни может быть связана и с темой смерти. Ср.

: «Если бы… ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы [древесным соком], продолжая жить. Если бы ударили по середине, то оно истекало бы, продолжая жить.

Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить.

Будучи проникнуто живым Атманом, оно прочно стоит… И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает; если покидает вторую, — та засыхает; если покидает третью, — та засыхает; если покидает всё [дерево], — то всё оно засыхает… Поистине, покинутое жизнью, это существо умирает, но [сама] жизнь не умирает» (Чхандогья-упанишада VI, 11, 1-3).

Однако основная идея Древа жизни связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием, хранящимся в нём. Ср., например, кедры, хранившие тайну вечной жизни Хумбабы (после того как Гильгамешсрубил семь кедров, Хумбаба потерял всю свою жизненную силу), или кедр, в котором Бата прятал своё сердце, аналогичную соснуАттиса, сад Адониса, куда удалялась божественная жизнь.

Носителями жизненной субстанции выступает само Древо жизни и его плоды (яблоко, гранат и другие символы вечной жизни, достигаемой через смерть), и находящаяся под деревом живая вода, и антропоморфные заместители Древа жизни (характерно, что имя Евы, из-за которой было утрачено Древо жизни и которая как бы заменила его, означает по-древнееврейски «жизнь»).

Часто Древо жизни бывает представлено как женский (материнский) персонаж или по крайней мере как его обиталище.

В некоторых архаичных традициях Древо жизни изображаются как женское начало, с которым сочетаются животные, связанные со средней частью дерева (стволом) и являющиеся носителями оплодотворяющей силы (в одном из хеттских ритуальных текстов говорится, что с деревьями спал лев, спал леопард, «медведь на них вскочил»; ср. о прелюбодействе с деревом в Иерем. 3, 9).

Что означает символ древо жизни

Что означает символ древо жизни

В ряде древнеегипетских изображений женское божество в ветвях. Древо жизни поит умерших напитком жизни, небесным эликсиром бессмертия, который подымается по дереву из подземного царства («вода глубин»). Ещё более распространены композиции, в которых у Древа жизни стоит женское божество с материнскими функциями (ср. изображение матери Будды Майи у ствола дерева ашока).

Тесно связан с Древом жизни цикл текстов, в которых фигурируют: 1) женское божество, дающее жизнь, в дереве (или на дереве); 2) напиток (или пища) жизни (молоко богини жизни, нередко приравненное к соку, выделяемому Древу жизни, живая вода или её варианты — вода глубин, материнские воды и т.п., мёд, вино, кровь, семя, напиток бессмертия; плоды — райские яблоки, молодильные яблоки.

Золотые яблоки Гесперид, яблоки Идунн в «Младшей Эдде»), даваемый мужскому персонажу с целью увеличения жизненной силы, плодородия; 3) разные варианты иерогамии, священного брака богини класса великих матерей (см. Богиня-мать) и божественного юноши, который умирает и воскресает.

В иерогамных сюжетах деревья, связанные с божествами плодородия, могут трактоваться как Древо жизни Ср. пары: Иштар — Таммуз (Таммуз уподобляется увядающему тамариску и иве), Афродита — Адонис (Адонисрождён Миррой, превращённой богами в мирровое дерево, и сам рождается из миррового дерева), Исида — Осирис (связь Исиды с сикоморой и образ «прорастающего» Осириса.

Осирис в ветвях виноградной лозы или в виде дерева-столпа, его гробница рядом с деревом или сквозь неё прорастающее дерево с душой Осириса на нём в виде феникса, зелёный цвет лица Осириса или его символ — т. н. джед, восходящий к образу дерева или связок тростников, вставленных одна в другую), Кибела — Аттис (Аттис был зачат матерью от плода миндального или гранатового дерева)

При этом чаще актуализируется женская ипостась, но иногда (значительно реже) мужская оплодотворяющая сила. Ср.

прежде всего разные образы «растительного» фаллоса вплоть до сильно эволюционировавших и стилизованных форм типа тирса Диониса и его спутников (ср.

известное изображение Диониса в виноградной лозе или Диониса, выступающего из ствола дерева) в виде палки, увитой плющом и виноградными листьями и увенчанной еловой шишкой (ср. символическое значение шишек, хвои в конечном счёте — новогодней ёлки).

Древо жизни славянский символ

Древо жизни славянский символ

Или такие мифологические мотивы, как вырастание дерева или двух деревьев (как в случае Баты из древнеегипетской повести) из фаллоса или капель крови, пролитой из него (в качестве параллели ср.

появление двух божеств из этой части тела бога Ра), или разные фаллические ритуалы, неизменно связанные с растительными атрибутами, символами и соответствующей фразеологией (расти, увеличиваться в объёме и т.п.).

Идея изобилия, высшей степени плодородия, соотносимая с Древом жизни, объясняет частый образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов.

Нередко встречается образ двух деревьев, одно из которых принадлежит мужскому духу, а другое — женскому, а также такие варианты двойных Древ жизни, как мотивы двух тянущихся друг к другу деревьев на могилах влюблённых (образ посмертно продолжающейся жизни) или сотворения первой человеческой пары из двух деревьев (ср. в скандинавской мифологии оживление богами двух деревьев, откуда произошли Аск и Эмбля).

Идея рождения жизни как некоего начала, присутствующая в образе Древа жизни, содержится имплицитно в ряде вариантов мотива перворождённого дерева.

В космогонии догонов творение мира связано с яйцом, в котором уже находились 4 элемента мира, но первым из сотворённых объектов было дерево sene, которое как бы стало прецедентом и задало схему дальнейших рождений через развёртывание разных сочетаний элементов мира.

Обратный вариант развития засвидетельствован в древнеегипетском тексте об Исиде и семи скорпионах, где упоминается о яйце гуся, вышедшем из сикоморы (речь идёт о великом Гоготуне, снёсшем мировое яйцо), варианта мирового дерева. Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает Древо жизни.

Исключительно широко распространённый сказочный мотив: герой, победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (орёл); характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду.

В сфере ритуала образ Древа жизни реализуется чаще всего в связи с положительным членом комплекса рождение — плодородие — смерть (ср. роль деревьев в ритуалах плодородия, свадьбы и т.п.).

Надеемся, что вам понравилась статья о том что означает символ мироздания «Древо жизни’. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://www.mifinarodov.com/

Источник: http://samosov.ru/drevo-zhizni/

Древо жизни — значение символа и амулета

Древо жизни в том или ином виде встречается в различных культурах, которые не были связаны между собой изначально. Названий этому символу дано множество — Мировое Древо, Стол Мира и многие другие. Его корни, ветви и ствол взаимозависимы и связаны между собой. Иногда древо жизни изображают с плодами или цветами на ветках.

В статье:

Древо жизни у разных народов

В скандинавской мифологии есть дерево Иггдрасиль — это ясень, который подарил Одину мудрость и знания о рунах. У славян древо жизни было символом связи с Родом, законов мироздания, мудрости и бессмертия. В Библии упоминается дерево, которое было посажено богом в Раю.

В Древней Армении дерево жизни рисовали на стенах крепостей и доспехах воинов. Ассирийское дерево жизни было связано с общением с богами и использовалось, по большей части, жрецами. Большую роль деревья играют и в германской мифологии. Египтяне называли данный символ Иусат и считали, что он объединяет в себе смерть и жизнь, связывая мир живых и мир мертвых.

Персидская мифология упоминает священное мировое древо, которое носит на себе все семена и оказывается источником всего живого. Средневековые алхимики ассоциировали его с эликсирами бессмертия и философским камнем. Был подобный символ и у кельтов.

В китайских легендах изображение подобного дерева включает в себя дракона и феникса, первый и сам по себе может быть символом бессмертия. Считается, что раз в несколько тысяч лет на нем созревает персик, и тот, кто его съест, получит дар вечной жизни.

Читайте также:  Что значит коничева перевод? как понять коничева? значение и смысл

В Каббале древом жизни называют совокупность сфирот, которая рассматривается в своем единстве. Сторонники этого учения верят, что именно через него и проявляется деятельность бога. Кельты верили, что есть мировое древо, которое является центром мира. Полностью аналогичная легенда была и у ацтеков.

В мифологии разных культур символ древо жизни имеет схожее значение и описание. Это живое существо, неподвластное человеческому разуму, которое играет важную роль в эзотерике и религии, может влиять на людей и обладает собственным разумом.

Практически всегда оно связывает три мира: наш, рай и ад, с определенными различиями в различных мифах. Оно может быть символом человеческой жизни, как процесса рождения, непосредственного существования и смерти.

Поэтому значение данного символа имеет довольно глубокое значение, и понять его полностью дано далеко не каждому.

В первую очередь, значение древа жизни заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Этот символ означает еще и бессмертие, возрождение после смерти, плодородие.

В христианстве древо жизни символизирует развитие духовных качеств каждого человека, его стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.

Как уже говорилось выше, плоды, листья и другие элементы могут быть изображены на этом дереве. Сейчас такие изображения встречаются в виде татуировок и вышивки, ведь воплотить данную идею таким образом технически проще. Они имеют дополнительное значение, обычно символизируют здоровье, спасение души и многое другое.

Несмотря на то, что в наше время существует множество техник рисования, крона дерева жизни всегда соединяется с корнями, стремится к ним. И корни, и крона изображаются хорошо развитыми, дерево находится в круге, образованном ими. Это учит тому, что для стабильного роста требуется надежное основание, фундамент. Если не подпитывать корни, ждать развития кроны абсолютно бесполезно.

Древо жизни — как сделать амулет

Древо жизни

Самый распространенный вариант амулета с древом жизни — это кулон или другое украшение. Его несложно приобрести.

Если обладаете каким-либо навыком рукоделия, можете взять на вооружение, например, схему для бисерного браслета, и изготовить амулет древо жизни своими руками.

Известно, что вещи, сделанные своими руками, способны стать действительно сильнейшими оберегами, чем те, которые были куплены.

Поскольку речь идет о довольно эстетичном внешне символе, сейчас очень популярны татуировки с его изображением. Встречаются различные варианты эскизов, в этом деле многое зависит не только от значения символа, но и фантазии мастера. Считается, что татуировка с символом древо жизни не может навредить, поскольку его значение не несет в себе негативных аспектов.

Еще один способ обзавестись мощным оберегом для дома — это вышивка древа жизни по схеме. Такие вышивки часто включают в себя и другие символы, например, цветы, колоски, птиц и животных.

Иногда такой талисман сочетают со славянскими обережными символами. Если это ваш выбор, следует узнать свойства всех символов, которые присутствуют на вашем обереге.

На нашем сайте есть отличная статья на тему славянских оберегов, которая может пригодиться.

Древо жизни — значение амулета

Как уже говорилось выше, значение древа жизни — это очень глубокая тема для обсуждения. Правда носить амулет с изображением этого символа может каждый. Этот знак не конфликтует с большинством религий, ведь встречается оно в том или ином варианте практически в каждой из них. Поэтому для ношения такого оберега нет никаких ограничений.

Значение амулета древо жизни — это стремление к постоянному развитию, труд и получение удовольствия от него. Если считаете, что такое качество не повредит, можете смело выбирать данный символ в качестве своего талисмана. Он поможет избавиться от лени, обрести мудрость и получить совершенно особенную связь с божественным — вне зависимости от того, какой религии отдаете предпочтение.

Древо жизни — хороший оберег для беременной женщины. Он символизирует возрождение и появление нового, поэтому сможет и защитить будущую мать и ее ребенка от любого зла, поможет ей воспитать достойного члена общества.Человек, который носит этот оберег, всегда будет обладать такими качествами, как трудолюбие и оптимизм.

Древо жизни имеет довольно мощные защитные свойства, способен направить на истинный путь и дать совет в трудной ситуации. В качестве домашнего оберега он может сохранить семью, помочь избавиться от скандалов и защитит от любого зла всех живущих в доме.

В целом, этот талисман смело можно назвать самым универсальным среди всех оберегов от сглаза и порчи, ведь подходит древо жизни каждому.

Источник: http://grimuar.ru/zashita/talisman-i-amulet/drevo-zhizni-simvol.html

Рецензия на фильм «Древо жизни». Кино на Фильм.ру

Когда собираешь слово «вечность», не нужно об этом слишком громко рассказывать

Джек (Пенн) вспоминает свое детство, отношения с отцом (Питт), матерью (Честейн) и братьями. Вспоминает, как менялось его восприятие окружающего мира, свои первые душевные травмы и разочарования.

В начале картины женский голос – матери героя – говорит, что прожить жизнь можно двумя способами: согласно природе и согласно благодати. Первый путь – простой, по течению, второй – трудный, по любви. «Только если любишь, жизнь не промелькнет мимо», – говорит голос.

Картина так и устроена, между этими двумя способами: земным и нездешним, мгновенным и вечным. Перспектива, которая должна бы помочь проникнуть в суть вещей.

Зарождение жизни на земле, падение метеорита, кипящая лава, облака, шум в верхушках деревьев, холодные звезды и мальчишки, поймавшие лягушку, – по Малику понятия одного порядка, даже вовсе одно и то же.

Герой не вспоминает свое детство, он возвращается в него. В мир, который навсегда замер с тех пор, как погиб его брат. Именно смерть мальчика запускает механизм, который заставляет героя (и, видимо, его мать) раз за разом прокручивать события этого детства.

Смерть взрывает устройство этого мира и вызывает вопросы экзистенциального порядка («Почему? Зачем? Где он теперь?»), внятно ответить на которые, естественно, нельзя, но чтобы хотя бы попытаться, нужно этот мир развинтить. Разобрать его на мамины платья, порез на пятке, собаку, соседского мальчика с лишаем.

Малик делает феерическую вещь: он работает с памятью, как Набоков в «Других берегах», воссоздавая детство героя как иерархию воспоминаний. Случайного прохожего-калеку детское внимание фиксирует так же отчетливо, как ужас от всякого появления отца, который, в общем-то, хороший, но почему-то всегда больно держит за загривок.

Снимать воспоминания необъективно – не Бог весть какое достижение, но проекция памяти у Малика сделана по-другому.

Камера снимает не с точки зрения героя, но фиксирует того же мальчика с лишаем так, будто он имеет какое-то значение для сюжета, хотя на самом деле – просто врезался в память.

В роли Древа жизни снялся 30-тонный дуб из штата Техас.

Проект был задуман режиссером еще в конце 70-х.

Отца первоначально должен был сыграть Хит Леджер.

«Древо жизни» можно разделить надвое: воспоминания и молекулярно-клеточный трип, напоминающий разом и «Войти в пустоту» Гаспара Ноэ и «Фонтан» Аронофски. Вот к этим-то фрагментам картины вопросов, конечно, больше всего.

Природа у Малика всегда была бесконечным источников смыслов и метафор и вообще скорее персонажем, чем фоном, но в «Древе жизни» периодически возникает ощущение, что кто-то тайком переключил на Discovery. Медузы, рыбки, птички, лягушки, динозавры, раненый родственник лохнесского чудовища – все эти милые зверушки сменяются кадрами материй и стихий.

И понятно ведь, зачем это режиссеру надо. Понятно, что божественное должно придать другую глубину земному. Да, только она там и так есть. Там все хорошо, без всяких лягушек.

«Древо жизни» – бесконечно красивый, печальный, невероятно нежный фильм о, страшно сказать, жизни, времени, памяти, хрупкой реальности и любви, которая задерживается в ладони, когда все остальное утекает между пальцами. Но картине этой страшно вредит замах (и несдержанность в библейских аллюзиях).

Источник: https://www.film.ru/articles/terrens-malik-rassuzhdaet-o-smysle-zhizni

Что такое древо жизни?

insomnia* Мудрец (18238) 6 лет назадВселенная является Древом Жизни, на невидимых ветвях которого»Растут плоды» галактик, несущие в себе «семена»планетарных систем. Как известно, природа плодов и семян идентична природе дерева, на котором они произрастают… .Из этого следует.. . Как видимое планетарное Солнце обеспечивает жизненность и целостность Галактики.

. . так и невидимое Центральное Солнце Вселенной обеспечивает жизненность и целостность Всей Вселенной. Оно и является Первоистоком Всего сущего ( Богом)… и представляет собой ствол Вселенского дерева Жизни.. .Само дерево-невидимо, поскольку его разрастающие ветви состоят из потока жизнетворящей эволюционной энергии, непрерывно исходящей от Первоистока.. .

Таким образом, жизнь Галактик и Планетарных систем, напрямую зависит от связи с Вселенским Древом Жизни.. . (частью которого мы являемся).. . Древо Жизни-это Мир Жизнесозидания, утверждённый на незыблемой Гармонии взаимодополняющего единства разнообразных сил и стихий природы.

Однако, с ним параллельно существует Мир Разрушения, образованный безнравственностью нашего невежества, а потому наполненный противостоянием и вследствии этого войнами и катаклизмами.

Утратив жизнь с миром жизнесозидания, мы как бы «падаем» c Вселенского Древа Жизни и моментально попадаем в водоворот разрушительных сил, которые невзирая ни на что, «перемалывают» нашу жизнь до основания… Соответственно, именно связь с Первоистоком определяет и качество, и продолжительность нашего Земного Существования.

Не секрет, любая связь становится полноценной и плодотворной-при условии нравственно-бережных отношений, утверждённых на основе Равенства и Уважения.. .

Нарушение этой основы приводит к разрушению отношений, а вслед за ними и существующей связи В этом смысле связь с Первоистоком и Древом Жизни, насущно необходима для всех живых существ Мало того, именно Она состовляет Сердцевину нашего нравственного Стержня.

Ведь, если мы не уважаем Того, кто дал и поддерживает Нашу Жизнь, то способны ли мы вообще кого либо уважать? К тому же, без нравственных отношений -никакая Связь-не действует, а процесс Жизнетворения, присущей нашей Богоподобной Природе, базируется на синтезе разнообразных связей.

По существу-Бог стал Творцом Мира, благодаря незыблемому состоянию Любви, и соответственно, Непрерывному Излучению Её жизнетворящей в Высшей степени Благодатной Энергии.. . Благодати.. . Соответственно.. . Признаком реального единства с Богом (не на словах, а на деле) является Высоконравственное отношение не только ко всем людям, но и к самой Природе.

Его отсутствие, не может быть компенсировано регулярным хождения в Церковь и демонстративной раздачей пожертвований. Ведь Всевидящий Бог»Зрит в Корень»…а поэтому судит нас. Прежде всего, по Внутреннему, чего мы не видим, и что есть на самом деле, а не по внешнему, что мы созерцаем, и, что является всего лишь»Обёрткой» Поэтому, подлинное единство с Богом поддерживается в сокровенной тиши нашего внутреннего Храма, «Алтарём»,которого является Сердце, наполненное Благодарной Любовью к Отцу Мира, из которого, собственно, и Рождается Искренняя Любовь ко Всему Сущему.. . Она то и является «Спасительной нитью Ариадны»,выводящей нас из любых, казалось бы, Безнадёжных ситуаций.. . Именно Она удерживает нас в эволюционном мире Вселенского Древа Жизни, обеспечивающем полноту

и Радость Бытия.. .

Комментарий удален

Гринч Просветленный (34833) 6 лет назад

Хороший фильм, не для всех.

денис пирог Профи (856) 6 лет назадмне самой чрезвычайно интересно! в Библии …типа в раю два дерева особенных: дерево «познания добра и зла» и дерево «жизни». змей исскусил на плоды «познания» (обещал что богам уподобимся, ) а уж Бог изгнал не допустив отведать нам с «древа жизни «.( видать господь конкурентов не приемлет :))))) Светлана Искусственный Интеллект (133582) 6 лет назадСтруктура Вселенной.. . В мифологии практически всех народов встречается образ мирового Дерева, растущего корнями вверх, в Дух. Это значит, что источником всего является Дух, именно из него рождается все остальное. Крупные ветки мирового Дерева образуют миры, ветки помельче — планеты, а совсем маленькие листики — это наши дела, мысли и чувства. Когда мы празднуем Новый год, мы украшаем елку, вешая на нее игрушки, человечков, зайчиков, орешки и конфетки. Елка выступает как символ мирового Дерева, а то, что на ее ветвях, — его дары нам. У мирового Дерева есть и корни, растущие вниз, питающиеся энергией Кармы. И у него есть ветви, растущие вверх, к Духу. У Дерева есть отростки в виде веток познания добра и зла, ведущих в полностью декогерированные миры, обитатели которых произносят бесконечные слова о словах, спорят о словах, устраивают войны из-за слов и концепций. Именно в этих отростках и застревает большинство ныне живущих людей в беге по кругу — по одним и тем же состояниям.

По Каббале — это дерево Сефирот..

Вера Лесникова Просветленный (41680) 8 месяцев назад

Под древом Жизни изначально понималась поднебесная часть духа Божественной Мысли или та вода, которая была отделена под Твердью небесной от верхней Воды. Древо Жизни представляет из себя крест, который даёт жизнь всему в Поднебесьи.

Оно плодит бесконечное количество крестов живых существ или судеб. Этот крест всегда излучал свет Божественной Славы, который изначально являлся ореолом истинного света, когда был создан Человек по образу Божьему.

Этот свет видел Моисей в несгораемой купине на горе Синай. Когда Иисус Христос преобразился на горе Фавор, Он перенял эту Славу Себе. А при Распятии образовал Союз Истины и Добра. Бог Иисуса сделал для нас Премудростью.

Распятие было поставлено на том самом месте, где ранее было древо Жизни в раю. Теперь древом Жизни и вершителем судеб является Распятие.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/69925343

Древо жизни – значении символа и его генезис

Символ «Древо жизни» встречается во многих культурах древнего мира.

Читайте также:  Значение пословицы унтер-офицерская вдова сама себя высекла? смысл?

Он неоднократно упоминается в фольклорной традиции славянских народов, в скальдических произведениях поэтов-воинов Древней Скандинавии, в эпосах шумеро-аккадской культуры, а также в культуре древних персов, китайцев, египтян, армян, народов мезоамерики. Иными словами, это универсальная эзотерическая эмблема, известная в разные эпохи в разных уголках земного шара.

Что касается семантики образа, то называть Древо жизни «символом мироздания» абсолютно некорректно. Символом мироздания Древо жизни не может выступать по определению, и сейчас мы разберемся почему, но тут стоит учитывать религиозно-этический пласт конкретной культуры.

Например, у скандинавов Древо жизни – символ мироустройства (а не мироздания), его также называли Иггдрасиль («скакун Одина») или Великий Ясень, который олицетворял Космос, состоящий из отдельных реальность (девять основных миров «плюс» Утгард).

Это стержень бытия (причем не только физического).

Символ «Древо жизни» у славян имеет несколько иное значение. Это образ Рода, но смысл его двойственен: с одной стороны это Род как бог-творец, с другой – речь идет конкретно о родовой преемственности, памяти крови (генетической памяти).

В тоже время, символ «Древо жизни» у славян отчасти отражал концепцию мироустройства (по аналогии с древнескандинавским образом, но миров было не девять, а три – их воплощали крона, ствол и корни).

Славянский символ «Древо жизни», по всей вероятности, имел ярко выраженное обережное (защитное) значение, потому что изображения больших разлапистых деревьев часто встречались в вышивке, резьбе и литье, зачастую – в дополнение к характерным орнаментам.

Что означает символ «Древо жизни» в египетской мифологии – еще более непростой вопрос. Древние египтяне с понятием «Древа жизни» связывали богиню Иусат, а также деревья – акацию и сикомору.

Для них символ «Древо жизни» воплощал идею о единстве жизни и смерти (этот мотив нетрудно проследить в мифе о рождении Исиды и Осириса).

У древних персов символ «Древо жизни» был яркой метафорой, воплощенной в образе «дерева, хранящего в себе семена всего», и отражавшей борьбу Ахримана и Ахура-Мазды.

Отвечая на вопрос, что означает символ «Древо жизни» в китайской традиционной мифологии, в первую очередь стоит вспомнить изображения «мирового древа», которые всегда снабжались двумя персонажами – драконом и фениксом, которые олицетворяли соответственно бессмертие и обновление. А вот в шумеро-аккадской мифологии символ «Древо жизни» не воплощен в метафорическом образе, это конкретный знак – последовательность узлов и пересеченных линий. Однако на сегодняшний день неизвестно, что обозначала эта явно эзотерическая эмблема.

В христианстве, каббале и других религиях и религиозно-этических течениях «иудейского толка» символ «Древо жизни» является названием конкретного объекта – дерева, растущего в Эдемском саду.

Это дерево обладает волшебными свойствами, оно не подвержено умиранию и вечно цветущее.

Также «древом жизни» в «Книге притчей Соломоновых» именуются Тора и мудрые, взвешенные высказывания («кроткие слова»).

Таким образом, значение символа «Древо жизни» может отличаться в аспектах, но всегда связано с понятиями жизни и смерти. У славян символ «Древо жизни» в этом смысле представлен наиболее масштабно, воплощая, как уже было сказано, некую надмировую истину, Вселенскую совесть.

Однако почти во всех культурах «древо» выступает одним из центральных образов. Точных определений генезиса образа нет, однако очевидно, что речь здесь не идет о почитании сил природы. Возможно, это наследное некоей древней культуры, некогда объединявшей все народы земли.

Либо же символ «Древо жизни» был воспринят эзотерическими доктринами различных народов ввиду своей очевидной глубины и универсальности.

Источник: http://simvolic.ru/drevo-zhizni/

Что круче: «Древо жизни» Vs «Отрочество»

?altereos (altereos) wrote,
2016-05-12 14:18:00altereos
altereos
2016-05-12 14:18:00″Древо жизни» против «Отрочество» — битва грандиозных проектов, двух эпических семейных драм.

У Линклейтера съемки одних и тех же актеров происходили в течение 11,5 лет, Малик же задумал свой уникальный фильм более 30 лет назад. Оба фильма поражают масштабностью замысла, сложностью его реализации. В центре внимания там и там — истории взросления мальчиков, из взаимоотношения с родителями.

Сегодня мы узнаем, чей эксперимент получился более удачным и успешным.Фаворитом здесь кажется «Древо жизни», которое получило главную награду Каннского кинофестиваля и, пожалуй, самый заметный культовый статус у киноманов среди фильмов последних лет 10.

В то же время на стороне «Отрочества» — простые зрители, для которых «Древо жизни» оказалось перегруженным смыслами, тогда как произведение Линклейтера предельно понятное и простое для восприятия.

Но наши киноблогеры — это не «простые зрители», это люди с более широким кинокругозором, они не только смотрят, но и анализируют фильмы, пишут отзывы и рецензии. Именно по этим ЖЖ-публикациям выявляется рейтинг участников битвы и определяется победитель.

Древо жизни / The Tree of Life / реж. Терренс Малик

Плюсы:

«Древо жизни» — это не стандартная семейная драма, это прекрасная «кинематографическая симфония» — в этом специфическом жанре Малик добился совершенства. В фильме сочетаются шикарный визуал и экзистенциальные идеи, а возвышенные философские сцены удачно чередуются с приземленными бытовыми. Просмотр «Древа» обогащает зрителя религиозными и философскими идеями, расширяет сознание, вызывает катарсис. Фильм многослойный: в нем можно почерпнуть интересные детали о формировании современного поколения американцев, распознать библейские аллюзии, найти элементы психоанализа (о том, как детские психологические травмы влияют на дальнейшую жизнь), наконец, получить отклик своим религиозным воззрениям.Фильм, конечно, непростой для понимания, но это проблема скорее зрителя, нежели режиссера. Это ведь замечательно, когда киноманы спорят, является ли Малик атеистом или нет, каким он видит божественное начало и с помощью каких приемов показывает его в фильме, насколько сильно влияние Бергмана и т.д. Киноблогеры, для которых «Древо жизни» стало откровением, делятся с читателями интересными и убедительными интерпретациями — это указывает на то, что в творении Малика определенно есть глубокий смысл, правда, для его постижения скорее всего придется найти время для повторного просмотра. Упрощает восприятие «Древа» понимание его жанровой сущности: фильм-притча, фильм-исповедь или фильм-молитва — выбирайте, что больше нравится. Давайте посмотрим, какие достоинства «Древа жизни» отмечают наши авторы:- глубокий смысл- насыщенность философскими и религиозными идеями- мифотворчество, архетипность- визуальный перфекционизм- гениальная операторская работа- отражение личного опыта режиссера- удачное сочетание возвышенных и семейно-бытовых сцен- интересные эксперименты с киножанрами- актерская игра

Минусы:

Поиск божественного начала, раскрытие семейных архетипов, проблема взаимоотношения отцов и детей — это всё круто, но режиссер явно перемудрил. Был гениальный грандиозный замысел — получился «глубокомысленный пшик». Как говорится, размах на рубль, удар на копейку. Малик запутался в философских идеях и не смог внятно донести свою концепцию до зрителя. Режиссер маскирует свою неудачу высокопарными диалогами, потоком банальностей, документальными съемками в стиле канала Discovery. Кроме того Малик переборщил с религиозностью, из-за чего возникает ощущение, будто смотришь пропагандистский фильм сектантов. В сюжете отсутствет стройная драматургия, финал окончательно разочаровывает. Кино получилось унылым, скучным, затянутым, а рваный монтаж делает просмотр менее комфортным. «Древо жизни» — из тех артхаусных фильмов для «избранных», для тех, кто хочет показать себя умным и таким образом приподняться над «попкорновой» аудиторией. А что касается философских и религиозных идей — не факт, что они не ошибочные. Вот кое-кто их разоблачает. Каковы просчеты фильма:- чересчур много пафоса, высокопарности- слишком много религии- запутанность идей- много банальностей- скучный сюжет- неоправданная затянутость- неуместность сцен о зарождении жизни на Земле- неудачный финал- рваный монтаж- артхаусность, псевдоумность

Соотношение оценок: ЗА — 8 авторов, ПРОТИВ — 11 авторов, нейтрально — 1.

Итоговый рейтинг: -3

Цитаты:

«Малик прекрасно справился бы с экранизацией Ветхого Завета. Получился бы сериал в жанре мокьюментари». отсюда

«Озаботившись в своем праведном пафосе проблемами целой Вселенной, автор сводит глобальность истории в степень минус бесконечности, дырку от бублика». отсюда

«Терренс Малик вплетает жизненную историю обычной семьи в колесо мироздания, создавая на экране настоящую магию кино и размышляя о вечных философских категориях». отсюда

«Автоматная очередь образов «Древа жизни» – образец кинематографического сознания, который в содержательном ключе может вызывать разные эмоции, но не может отменить того очевидного факта, что режиссер мыслит вслух, являя пример исконно авторского подхода к творению кино». отсюда

«То, что снял Малик – это чрево жизни, рефлексия духовной составляющей жизни на основе опыта западного потребителя и его пищеварительной философии». отсюда

все отзывы и рецензии

Отрочество / Boyhood / реж. Ричард Линклейтер

Плюсы:

«Отрочество» — в какой-то степени уникальный эксперимент (похожие уже были до Линклейтера) о взрослении мальчика. Режиссеру удалось задействовать одних и тех же актеров в течение 12 лет — никто не ушел из проекта во многом благодаря силе убеждения Ричарда Линклейтера. Тут он молодец. Сюжет хоть и простой в целом, но душевный и насыщенными массой интересных деталей. В фильме показаны типичные семейные ситуации, знакомые любому зрителю по личному опыту и по опыту друзей, близких. Мы сопереживаем главному герою и с любопытством наблюдаем, как он проживает очередной возрастной кризис. Всё очень естественно, реалистично — как будто смотришь документальный фильм про реальных людей. Три часа пролетают незаметно. Кроме того «Отрочество» — это хроника развития американской культуры начала 21 века. Всем, кому эта тема интересна, Линклейтер сделал настоящий подарок.

Не надо думать, что фильм хорош только своей главной «фишкой» (показ возрастных изменений персонажей без перемены актеров и использования грима).

Фильм получился сам по себе вполне кинематографичный: в нем можно найти интересные режиссерские приемы (например, символика дверей), которые наполняют простые семейные сцены дополнительными смыслами.

«Отрочество» по сути — это больше чем семейная драма, это кино про жизнь в целом. Как выразился один блогер, кино для тех, кто любит жизнь! А теперь резюмируем основные достоинства фильма:

— необычный, удачно реализованный замысел- актуальные проблемы взросления и семейных отношений- диалоги- переживаешь за героев- душевность, трогательность- 3-часовой фильм легко смотрится- реалистичность- передается ощущение времени- много мелочей в плане культурных перемен за 12 лет

Минусы:

Линклейтер, конечно, молодец, но значение своей «фишки» он раздул чрезмерно. По большому счету, проект бессмысленный: если использовать разных актеров для разных возрастов + грим, получится то же самое.

К чему эти 12-летние кинематографические извращения? Сюжет-то простейший, поверхностный, драматургия практически отсутствует. Почти три часа приходится смотреть банальную историю жизни семьи, из которой мы не узнаем ничего нового. Из сценария торчит куча сюжетных «хвостов», характеры персонажей раскрываются слабо.

Некоторые сюжетные прорехи «затыкаются» философией и выглядит это нелепо. В общем, бессмыленное новаторство. А еще актер в главной роли плохо играет, что особенно заметно на фоне профессионалов Хоука и Аркетт.

Минусы:- слишком простой сюжет- слабая драматургия- сюжетные «хвосты»- поверхностное раскрытие персонажей- слабая актерская игра Э. Колтрейна- бессмысленность замысла

Соотношение оценок: ЗА — 11 авторов, ПРОТИВ — 3 автора, нейтрально — 6.

Итоговый рейтинг: +8

Цитаты:

«Это лучший фильм ни о чем из всех фильмов ни о чем, которые я видела». отсюда

«Если представить, что главного персонажа сыграли различные актеры в разном возрасте, ничего не меняется. Измените грим Хоуку и Аркетт — и ничего не меняется. Поменяйте быт и детали эпохи (скажем, от CD до гаджетов) на экране — и ничего не меняется». отсюда

«От некоторых кондовых диалогов просто уши вянут!» отсюда

“Отрочество” является ярчайшим представителем высокого кино, Искусства во всех смыслах этого слова». отсюда

«Дайджест американских фильмов взросления детей мидл-класса». отсюда

все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:

— 3 Древо жизни

+8 Отрочество

Культовый режиссер разгромлен выскочкой!

Все выпуски.

Источник: https://altereos.livejournal.com/139371.html

Какого сорта плоды Древа Жизни?

митрополит Калужский и Боровский Климент

Многие века ученые умы настойчиво ищут способ достижения бессмертия. И в нашем, XXI веке, огромные усилия и деньги вкладываются в эти научные и околонаучные поиски. А в раю Адаму было даровано Богом Древо Жизни, плоды которого приносили столь вожделенное современному человечеству бессмертие. Что же собой представляло то райское дерево?

Древо Жизни – это символический образ, используемый в Библии, чтобы передать нам, не имеющим опыта пребывания в раю, ту духовную реальность, с которой соприкасался первозданный человек, не знавший греха и смерти. Попробуем «расшифровать» этот библейский символ, используя самый верный «ключ» – святоотеческое наследие.

Человек – существо не самодостаточное, поскольку он был сотворен в определенный момент времени, до которого не существовал. Значит, автономного источника жизни человек в себе не имеет. Для продления существования ему необходимо питание, и высшим источником подкрепления его сил является Сам Творец.

По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, источником райского блаженства Адаму служил только один сладчайший плод – созерцание Бога, по достоинству названное Древом Жизни. Так что под образом Древа Жизни, которое росло посреди рая (Быт. 2, 9), святые отцы понимают приобщение человека жизни Божественной.

Читайте также:  Кирдык перевод с татарского? как понять кирдык? значение и смысл

Причем не одно только Древо Жизни, но и все деревья в раю, плоды которых были даны Адаму в пищу, понимаются святыми отцами как различные способы (таинства) приобщения человека своему Создателю.

Все они были насаждены Богом, чтобы питать человека – возобновлять его жизненные силы: не только телесные, но прежде всего духовные. Так что, давая заповедь Адаму вкушать плоды от всякого древа в саду (Быт.

2, 16), Господь призывает его разными путями приобщаться Источнику жизни – Богу.

Раскрывая смысл этих слов, обращенных к Адаму, преподобный Иоанн Дамаскин поясняет, что Господь учит человека использовать все творения только с одной целью – чтобы приближаться к Творцу, в Котором заключена истинная жизнь: «Все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай началом собственного бытия. Только так ты будешь бессмертным». Дары Божии – это «пища нетления». Питаясь от Древа Жизни, Адам приобщался нетления, и смерть не имела власти над ним. Преподобный Никита Стифат в сочинении «О рае» прямо называет библейское Древо Жизни Богом.

В реалиях окружающего нас мира представление о наслаждении неразрывно соединено со страданием, но в раю еще не существовало этого искаженного грехом переживания.

Богообщение всегда несет человеку то наполнение, которое полностью соответствует человеческому естеству и его предназначению, не влечет за собой никаких печальных последствий, а напротив, укрепляет человека, развивает его, делает бессмертным.

Пища, которую имел первозданный человек в раю, – созерцание Бога – является единственным способом обретения бессмертия. Как именно это происходило, нам неведомо. В Библии этот процесс описан символически, как вкушение плодов с Древа Жизни.

И в наши дни люди имеют возможность приобщения Богу – в Таинстве Евхаристии. Параллель между этим главным Таинством Церкви и библейским Древом Жизни встречается у многих святых отцов. Подобно тому, как Адам не ведал смерти, пока питался плодами Древа Жизни, христиане, причащаясь Святых Даров – Тела и Крови Христовых, приобщаются вечной жизни.

По слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Эти слова Христа говорят о том, что даже физическая смерть не в силах разлучить человека с Богом, если он соединился с Ним при жизни. Такой человек переходит из земного мира в вечность, сохраняя свое единение с Богом.

Итак, в Библии говорится вовсе не о магическом продлении жизни через вкушение плодов неведомого сорта. В учении святых отцов Древо Жизни предстает перед нами как образ блаженной причастности Богу, в котором находился первозданный человек.

Он мог вечно оставаться в этом состоянии, но … Как говорят преподобные Иоанн Дамаскин и Никита Стифат, вкушать плоды Древа Жизни может только тот, кто достоин вечной жизни, то есть не подвластен греху.

Продолжение благодатного состояния единения с Богом, как тогда, так и сегодня, зависит не только от его Источника – Бога, но и от устремления самого человека к единой жизни с Ним. Люди приобретают право на Древо Жизни соблюдением полученных от Бога заповедей (Откр. 22, 14).

Как изначально Бог даровал Себя в «пищу нетления» Адаму, так и ныне дарует Себя нам в Таинстве Причащения. Он никого не принуждает к общению с Собой. Каждому человеку дана свобода решать: служить ли греху и подлежать смерти или быть с Богом – Источником жизни и бессмертия.

Источник: https://azbyka.ru/kakogo-sorta-plody-dreva-zhizni

Смысловая нагрузка татуировки дерево жизни

Татуировка дерево жизни – это не просто красивый рисунок, это своеобразный оберег, имеющий глубинный смысл, понять и разобраться в котором под силу не каждому человеку.

Но даже если вы решили изобразить на своем теле такую красивую картинку и не планируете тратить время на изучение ее потаенного смысла, можете смело идти в тату салон.

Ведь не зависимо от того, какой вид дерева вы выбрали, в какой интерпретации планируете изображать на теле, символичность образа будет обозначать стремление к постоянному развитию и динамическому росту, цикличности периодов жизни и их возобновлению.

Как видим, значение татуировки древо жизни никаких отрицательных и негативных подтекстов не имеет априори.

Ведь в разные времена в разных культурах дерево считается символом опоры Вселенной, связующим звеном между землей и небом, плодородия и бессмертия.

Наверное поэтому многие народы в былинах изображали деревья в живом обличье – они общаются между собой, шевелятся, дышат и обладают разными магическими способностями.

К какому типу относят татуировку дерево жизни

Тату дерево жизни принято относить к архетипу разных культур мира, опирающихся на источники знаний из разных сфер: религии, мифологии и философии. И это относится не только к дереву познания.

Если внимательно рассмотреть фото в нашей галерее, невозможно не заметить, что каждая картинка несет определенную положительную энергетику, символизирующую развитие и связь человечества, всего живого на земле с Богом.

Татуировка дерево жизни (что прекрасно можно увидеть на фото) выполненная в разных техниках, все же имеет нечто общее, что объединяет все образы: хорошо развитую корневую систему и крону. Таким образом, убеждаешься в мысли, что для роста нужен крепкий фундамент.

Если растение не подпитывать добрыми делами, то ни о каком развитии его кроны не может быть и речи. Иными словами, тату древо жизни имеет глубинное значение – обладатели такого символа должны постоянно развиваться, усовершенствоваться, трудиться. Таковы источники мироздания.

Наверное поэтому дерево зачастую изображают в центре круга.

Древо жизни может быть даже изображено в виде космического объекта, корни которого символизируют загробный мир. Мир смертных изображен в виде кроны, ветви которой соединяют разные миры во всей Вселенной.

Выбор конкретного дерева предпочтителен для людей разных возрастов и полов: девушкам импонирует символизирующая невинность, нежность и женственность березы, мужчинам – дуб и бук, символизирующие силу духа и его могущество, стойкость характера.

Фото тату древо жизни

Эскизы татуировок древо жизни

Источник: http://vse-o-tattoo.ru/znachenija_tatu/drevo-zhizni

Древо жизни

Среди разных деревьев, украшавших рай и одновременно служивших в пищу человеку, Библия на первом плане ставит «древо жизни» (oz hahajim — буквально «древо жизней», гебраизм), получившее свое название от чудесного свойства его плодов — сообщать вкушавшим их вечную продолжительность жизни (Быт. 2, 9 и 3, 22). Указанная особенность «древа жизни» не была разумеется, его естественным, физическим свойством, чем-то в роде жизненного эликсира, а зависела исключительно от особого, сверхъестественного действия божественной благодати, избравшей вкушение от плодов данного древа своим внешним символическим знаком. Однако, Св. Писание дает, по-видимому, основание думать, что «древо жизни» не утратило чудесных своих свойств и после грехопадения человека, в виду чего последнему и был прегражден доступ к этому древу (Быт. 3, 22).

С тех пор «древо жизни», вместе с самим раем, перестало фактически существовать для человечества, оставивши свой след лишь в универсальном предании о «первоначалах» человеческой истории. В этих последних воспоминание о райском «древе жизни» принадлежит к одним из самых ярких и живых.

Здесь, прежде всего, отметим предание древней Халдеи («халдейский генезис»), имеющее, по причине его монументального характера и фамильной близости к преданиям еврейского народа, особенно важное апологетическое значение.

Правда, в клинообразной литературе доселе еще не открыто аналогичного с библейским, описания «древа жизни», но упоминания о «роще при саде богов» (припомним название Вавилона — Тин-тира, т. е. роща богов) в ней довольно часты.

Еще чаще на различных памятниках ассиро-вавилонской древности (геммах, барельефах, стенах дворцов и храмов) встречаются изображения какого-то таинственного древа, ревниво оберегаемого крылатыми геииями, что так близко напоминает известную библейскую деталь, об  охране «древа жизни (Быт. 3, 22).

Значительно яснее говорится об этом древе в древних преданиях арийской расы. Так, по верованиям индусов, главнейшим украшением рая, лежавшего на вершине горы Мору, служило одно произраставшее там дерево, источавшее особо сладкий и целебный сок, по имени «сома» — своего рода божественный нектар бессмертия.

В преданиях древнего Ирана этот общеарийский миф принимает еще и более яркую окраску и более близкую к библейской форму: так, на первой же странице Вендидад — древнейшей части Зенд-Авесты — в повествовании о рае Агурамазды говорится, что среди множества прекрасных его дерев стояло одно, по имени «гаокерена» или «белая гаома», плоды которого имели свойство сообщать вкушавшим их бессмертие.

Предание о «древе жизни» имеется также и в индийских Ведах, где «сома», истекающая из древа «жамагди», не только обладает силой бессмертия, но и заключает в себе семена всех растений, и служит тем материалом, из которого и сделаны лучшие украшения неба и земли.

Близко родственное указанным, предание сохранилось также и в древнейших верованиях Китая, где напр., мы находим следующее предание: «На средние горы (Куень-Лунь) есть сад, в котором постоянно дышит нежный эфир, мягко шелестящий листьями прекрасного дерева — тонга.

Этот чудный сад лежит у запертых врат неба. Орошающие его воды вытекают, из обильного источника, который называется «источником бессмертия», потому что пьющие из него не умирают».

В другой китайской легенде прямо говорится, что райское бессмертие зависело от плодов одного дерева.

Аналогичные вышеуказанным, предания можно также находить в преданиях Египта о рае Озириса, в классических преданиях о так называемом «золотом веке», в древнегерманской легенде о рае «асгарде», т. е.

«саде богов», где растут особые яблоки, которые едят сами боги, чтобы не стареть, и т. п.

, так что предание о «древе жизни» мы с полным правом можем назвать одним из самых  универсальных и устойчивых преданий человечества, дающих убедительное доказательство исторической подлинности библейского сказания об этом чудесном древе.

Но не так думают и говорят представители отрицательной критики: им такое поразительное совпадение библейского предания с универсальным дает лишь повод заподозрить исторический характер первого.

Из указанных фактов они делают совершенно иной, противоположный нашему вывод, трактуя библейское повествование, наряду со всеми прочими, аналогичными ему преданиями, в смысле мифологических остатков человечества, ключ к разгадке которых лежит в общепсихологической склонности идеализировать «доброе, старое время».

Несмотря на свое видимое остроумие, данная гипотеза лишена, однако, глубины и основательности. Миф о древе жизни, она считает простым продуктом младенчествующей фантазии; но это еще не объясняет дела: ведь фантазия — не творение из ничего, а своеобразная комбинация уже готового материала.

Следовательно, и в данном случае, даже допуская сильное влияние фантазии, мы все же не можем и устранить известной фактической первоосновы, лежащей в глубине указанных преданий.

Та психологическая настроенность, на которую, как на мотив образования сходных преданий, указывают рационалисты, разумеется, не могла дать необходимого материала: она могла сообщить ту или иную окраску уже готовому материалу, но тем самым заранее требовала допустить наличность этого материала.

Затем, если бы в возникновении и образовании так удивительно сходных между собою преданий, все дело было предоставлено одной фантазии, то она, как бесконечно живая и продуктивная сила, не стала бы так бесплодно повторяться, а постоянно создавала бы новые и самые причудливые образы. Если же на самом деле мы наблюдаем обратное, то ясно, что творческие порывы фантазии сдерживались здесь чем-то посторонним, очевидно, тем фактическим материалом, который заключал в себе основные черты хотя и далекого, но все же исторического, прошлого.

Что касается, наконец, более частной попытки рационализма — вывести библейское предание из родственного ему древне-халдейского, то достаточно указать на ту диаметральную противоположность, какая существует в общем духе и характере  этих преданий, чтобы понять всю произвольность подобного предположения: халдейское предание насквозь проникнуто политеизмом, тогда как библейское дышит строгим монотеизмом: следовательно, о каком-либо взаимодействии между ними не может быть и речи.

Независимо от своей исторической реальности, «древо жизни» как в самой Библии, так в особенности у отцов церкви имеет ещё и символическое значение. Так, в кн. Притчей проводится параллель между «древом жизни» и «премудростью» и указывается их совпадение в различных отношениях (Пp. 3, l8; 11, 30; 13, 12; 15, 4 и др.).

В Апокалипсисе неоднократно упоминается небесный рай с новым, чудесным «древом жизни» (Апок. 2, 7: 22, 1, 2 и 14).

У святых отцов чаще всего встречается сопоставление «древа жизни» с крестом Христовым — этим новым живоносным древом (излюбленный мотив и наших церковных песнопений), а также и с таинством евхаристии, которая, по подобию плодов «древа жизни», точно также дарует верующим вечную жизнь, хотя не в физическом, а в духовном смысле.

Литература: Блж. Августин «О граде Божием» XIII, 30, и XIV, 26. «Типогр. Киев. Дух. Ак.» ч. IV, 1882. Vigouroux «La Bible et la critique rationaliste» II, II. Paris 1891. Dillman «Die Genesis», Leipzig 1886. Покровский A. И. «Библейское учение о первобытной религии». Троицкая лавра 1901.   

* Александр Иванович Покровский, магистр богословия,

доцент Московского университета.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 39. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

Источник: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-5/drevo-zhizni.html

Ссылка на основную публикацию