Что значит фанк? как понять слово фанк? значение и смысл funk

Стиль Фанк (Funk — сексуальное возбуждение)

Фанк — как самостоятельный музыкальный стиль, рожденный из музыки соул. Одно из основополагающих течений афроамериканской музыки.

 Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз.

История фанка

Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название «фанк». Сам термин появился в музыкальном обиходе еще в 50-х.

Его особенно полюбили некоторые джазмены, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза; от нарождавшейся тенденции к интеллектуализации джазовой музыки.

Их главным желанием был возврат к народным корням, но не к старому сельскому блюзу, а к эмоциональной и в то же время незамысловатой современной музыке негритянских гетто больших городов.

Пожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик Арт Блэйки (Art Blakey), бессменный руководитель ансамбля «Jazz Messagers», а также пианист и композитор Хорас Сильвер, заложивший музыкальные основы джазового фанка (еще в 1953 году он назвал одну из своих пьес «Opsude Funk»).

Изначально «фанк» — на жаргоне обитателей черных гетто — это запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения.

Называя, таким образом свою музыку, ее исполнители как бы специально подчеркивали свою принадлежность к социальным низам и независимость от эстетики истэблишмента, нежелание подстраиваться, казаться благороднее.

В этом термине скрыты определенная ирония, горечь, и намек на особую сексуальность данного вида музыки.

Начиная с 1967 года термин «фанк» занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, самой энергетике исполнения.

Появилась мода по-новому называть песни:

  •  «Funky Brodway»
  • «Funky Street»
  • «Funky Wolk» и т. п.

Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока.

В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа «Slay & Family Stone», руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун.

Ее стиль, названный «психоделический фанк», оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как «Tamptations».

Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон (George Clinton), создавший в этом стиле несколько коллективов: «Parlament», «Funkadelic», «Funkenshtain» и другие.

Он рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни и ответ на все мировые проблемы.

На обложках его пластинок конца 70-х годов всегда присутствовал знак фанка — буква «U» («unity» — единство) поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем), а также фанк-лозунг

«One Nation united under groove!»

«Одна нация, объединенная в едином порыве»

Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк.

Король музыки соул Джеймс Браун — отец Фанка

Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун (James Brown), уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой.

Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения «Black Power» и активизацией агрессивных организаций «Черные мусульмане» и «Черные пантеры».

Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как «Sex Machine Today», «Body Hit».

Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как «Cool and de Gang», «Ohio Players», «Blackbirds», «Air, Wind & Fire»…

Влияние фанка на белую рок- и поп-музыку, а также на джаз-рок и его более позднюю форму — фьюжн, широко распространилось во второй половине 70-х и в 80-е годы.

Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнить

  • барабанщиков: Билли Кобэма и Стива Гэдда
  • басистов: Пола Джексона, Стэнли Кларка и Жако Пасториуса
  • саксофонистов: Майкла Брейкера и Дэвида Сэнборна
  • композиторов и аранжировщиков: Хэрби Хэнкока, Джорджа Дюка и Куинси Джонса

но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса (Miles Davis).

Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: «Everege White Band» или «Tower Of Power». Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть «блюайд соул».

Соул — как основа фанка

Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой.

Одной из главных отличительных черт музыки соул является манера пения, причем как техническая, так и эмоциональная сторона. В традиционном сельском блюзе, пронизанном горечью и безнадежностью, выразительные средства вокала были подчинены основной идее — жалобе и созданию соответствующего настроения.

Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение «шаут» (крик).

Соул, многое взявший из госпел, приобрел несколько иной эмоциональный оттенок — эсктатичность, свойственную религиозным обрядам, но наполненную новым содержанием (начиная сексом, заканчивая призывом к единству нации).

Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином «скрим» (вопль).

В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип «вопроса-ответа», реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа.

Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда, который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Ареты Франклин и многих других.

Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических «подтягов» и мелизмов.

Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора Стиви Уандера (Stevie Wonder).

Различия стилей соул и фанк

Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.

Если в ритм-энд-блюзе, в блюз-роке и в соул-музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцентов на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной — за счет выделения мелких и острых синкоп.

Важно отметить

и то, что фанк, уйдя от триольной основы ритм-энд-блюза, стал музыкой не на 8/8, а на 16/16, то есть с синкопированном по отношению к восьмым длительностям. Характерно, что развитие фанка не было связано с усложнением гармонических схем, как это наблюдалось в некоторых направлениях джаза и рок-музыки.

Фанк-инструменталисты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда помногу тактов. Такая фактура напоминает плетеную ткань, составленную из разноцветных нитей.

Барабаны, бас-гитара, клавишные и духовые инструменты занимают музыкальное пространство так, чтобы по возможности не перекрывать друг друга.

Достичь такого эффекта можно, лишь используя короткие, острые фразы и остинатные рисунки, заранее продуманные аранжировщиком.

Именно в среде фанк-музыкантов зародилась особая техника игры на бас-гитаре — «слэп», когда (в отличие от обычного способа игры кончиками пальцев или медиатором) звук извлекается ударом внутренней стороны большого пальца, стаккато.

Два самостоятельных стиля

Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно и обособленно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке. Поэтому гитара в этих жанрах используется чаще как аккомпанирующий, ритмический инструмент, а главенствующая роль в создании ритмо-гармони-ческой фактуры постепенно перешла к разного рода клавишным инструментам.

Читайте также:  Что значит правило 34 в интернете? как понять правило 34?

Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок.

Ярким примером тому может служить английская группа «Level 42».

Фанк — отец современных стилей

Фанк, в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии.

Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами.

По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоде-лическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное — поспокойнее.

И вот в середине 70-х годов появилась музыка «диско», которую породил не рок, а именно фанк, причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником.

Статьи по теме

Стиль Сэконд Лайн (Second Line — вторая линия)

Импровизация в джазе. Из книги «Джаз — народная музыка»

теги: Funk, ритм, блюз, соул, стиль, история, фанк, инструмент, рок

Источник: http://tubastas.ru/book-211

ФАНК

ФАНК (Funk), направление современной популярной музыки. Сформировалось в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues), соул (soul) и элементов джаза.

Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются Джеймс Браун, Джордж Клинтон (George Clinton) и Слай Стоун (Sly Stone) с группой «Слай энд зе фэмили стоун» (Sly and The Family Stone).

Это направление оказало существенное влияние на диско, хип-хоп и др. музыкальные стили.

Первоначально музыка в стиле фанк исполнялась преимущественно черными американцами. Наиболее характерные особенности – усложненная ритмичность и подчеркнутая синкопированность ритмического рисунка. Ритм является главным и формообразующим элементом фанка: характерный тому пример – музыка Джеймса Брауна конца 1960-х.

Не только барабаны, бас-гитара и ритм-гитара (как в классическом рок-составе), а вся музыкальная группа становится одной большой ритм-секцией, включая духовые, клавишные инструменты, а также вокал. Все предельно ритмизировано.

При этом каждый инструмент создает свой ритмический рисунок, что свойственно африканским музыкальным традициям. Обычно фанк-композиции строятся на одном или двух риффах (т.е. многократно повторяющихся мелодических ходах), а вокалист или солирующий инструмент ведет свою линию.

Хотя Джордж Клинтон в своем творчестве использовал мелодическую составляющую, и она не всегда была второстепенна по отношению к ритму.

Слово «фанк» в афро-американском сленге изначально имело не слишком пристойное значение (примерный перевод: запах половых органов). В 1930-х джазовые музыканты ввели в свой жаргон эпитет «фанки» (funky music) в значении причудливая, эффектная манера исполнения. В 1960-х понятие funky music сократилось до слова фанк.

В 1970-х Джордж Клинтон сформулировал красочную философско-космогоничсекую теорию. Понятие фанк занимало в этой теории центральное место и означало жизненную энергию, музыку и разнообразные позитивные явления. Постепенно за полвека непристойное слово превратилось в возвышенное понятие.

Нечто похожее произошло и с другими известными афро-американскими словами, как например буги-вуги (boogie-woogie).

Фанк настолько большое направление в музыке, что различные исполнители создавали непохожую музыку, используя сходные ритмические принципы: Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield) – с уклоном в ритм-н-блюз, Дж. Клинтон – в психоделию и хард-рок, Майлз Дэвис и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) – в джаз-рок, а Майкл Джексон и Принс (Prince) – тяготели к танцевальной поп-музыке.

Джеймс Браун и Слай Стоун в конце 1960-х стали активными выразителями идей массового движения за расовое равноправие в США. Браун написал свою знаменитую песню Скажи громко: я – черный, и я этим горжусь (Say it Loud I'm Black and I'm Proud), а Слай Стоун выступал в более сатирическом ключе, с композициями вроде Не зови меня ниггером, белый (Don't Call me Nigger, Whitey).

Джордж Клинтон и его коллеги-музыканты создали отдельное течение в фанке «Пи-фанк» / P-Funk («чистый фанк» / Pure-Funk).

Будучи харизматическим лидером, Клинтон организовал вокруг себя конгломерат из нескольких десятков талантливых черных музыкантов под общим названием «Шайка» (The Mob), которые участвовали в двух его проектах: «Фанкаделик» (Funkadelic) с ориентацией на экспериментальную музыку с элементами хард-рока, и «Парламент» (Parliament), более коммерческий и с преобладанием элементов соул-музыки.В 1990-х Джордж Клинтон назвал своих музыкантов «Все звезды Пи-фанка» (P-Funk Allstars ). Он же ввел в употребление понятие «фанкатир» (funkateer, по аналогии с muscateer-«мушкетер»), обозначающее приверженца фанка.

Большую роль в популяризации фанка в начале 1970-х сыграли культовые афро-американские кинокартины, как Шафт (Shaft, 1971; не путать с более поздним римейком), музыку к которой написал Айзек Хейз (Isaac Hayes) и Супрефлай (Superfly / Ловкий парень, 1972), композитор Кертис Мейфилд. В фильме Джеки Браун (Jackie Brown) Квентина Тарантино (Quenyin Tarantino), снятому в конце 1990-х многие фрагменты являются аллюзиями этих знаменитых картин, а музыка изобилует фанк-композициями.

В конце 1970-х – начале 1980-х фанк был оттеснен музыкой диско (disco). Стиль диско родился на основе фанка, в результате предельного упрощения его ритмической основы. Диско быстро вошел в моду, и фирмы грамзаписи, а также радиостанции переориентировались на новый стиль, требуя и от фанк-исполнителей упрощения их музыки, чтобы гарантировать коммерческий успех.

В черной городской среде в начале 1980-х начало развиваться новое музыкальное течение хип-хоп (hip-hop), возникшее как противодействие на музыку диско. По словам Дж. Клинтона, «хип-хоп спас фанк». В музыку вернулись изобретательная ритмика и осмысленные тексты.

Хип-хоп принято называть «новой школой» фанка (new school), а термин «старая школа» (old school) обозначает фанк классического образца, к которому относятся работы Джеймса Брауна 1960–1970-х и групп «Слай энд зе фэмили стоун», «Охайо плэйерз» (Ohio Players), «Кул энд зе гэнг» (Kool and The Gang) и др.

Наиболее заметные представители «новой школы»: «Ран Ди Эм Си» (Run D. M. C), «Паблик энеми» (Public Enemy), «Диджитал андеграунд» (Digital Unerground), «Фьюджиз Фанкдубиест» (Fugees Funkdobiest) и более поздние «Рутс» (Roots), «Ауткэст» (Outcast) и Эминем (Eminem).

Окончательное возвращение фанка к массовой аудитории произошло в середине 1990-х на волне повышенного интереса к культуре 1970-х. Были переизданы старые диски, ветераны фанка записали новые альбомы.

Большими пропагандистами фанка стали белые группы, взявшие этот стиль на вооружение: «Праймэс» (Primus), «Джамироквай» (Jamiroquai), «Ред хот чили пепперз» (Red Hot Chili Peppers). Дж. Клинтон продюссировал один из альбомов последней группы в 1985.

Характерные элементы фанка, как синкопированные ритмические рисунки широко используются в поп-музыке. Их можно обнаружить в большинстве современных поп-песен: от Кристины Агилеры до российской группы «Руки Вверх».

Александр Зайцев

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/FANK.html

Яркая музыка в стиле фанк

Такое музыкальное направление, как фанк, появилось относительно недавно в музыкальной культуре. Как любое культурное явление, возникло оно не на пустом месте. Музыка funk стала продолжением стиля соул. Расскажем кратко о нем. Появился в Америке в середине 50-х годов прошлого столетия.

Термин «соул» (в переводе — душа) применяли для обозначения социального освободительного движения афроамериканцев, новая музыка стала олицетворением этой борьбы. Она сочетала в себе такие направления, как рок-н-ролл (или ритм-блюз) и негритянские хоровые песнопения, и естественно была музыкой «черных», «белая» молодежь ее не признавала.

«Отцом» фанка принято считать чернокожего пианиста Рэя Чарлза. Также первыми исполнителями были Джеймс Браун и Сэм Кук. Основные характеристики Soul:

  • цепкий вокал с подтягами («подвыванием»);
  • есть элементы джаза;
  • исполняется на медных духовых инструментах.

Сейчас четко разграничить направление фанк и соул уже очень трудно даже для специалиста.

Музыка в стиле фанк стала продолжением соул.

Необходимость возникновения данного направления было обосновано социальными и политическими событиями – после убийства Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в «черных» кварталах, борьба афроамериканцев за свою свободу и независимость стала более яростной.

Читайте также:  Что значит мариванна? как понять слово мариванна? значение и смысл

Соул-исполнители, чувствуя это веяние в обществе, не могли остаться в стороне и предложили публике более жесткую, агрессивную музыку. Нельзя назвать точных дат рождения этого стиля – он начал появляться уже в конце 50-х годов 20 века, однако его расцвет приходится на середину и конец 60-х годов.

Отличительные особенности направления

Стиль фанк — это более агрессивная музыка, чем соул, подчеркивающая внутреннее состояние исполнителя. Лирические герои песен – это бунтари, которые противопоставляют себя миру.

Исполняется фанк на фортепиано (в классическом варианте), а также на медных духовых инструментах (саксофон, тромбон) иногда использовалась гитара, но это только для того, чтобы «поймать» ритм.

Вокал то надрывный и даже яростный, иногда переходящий в крик, то спускающийся до речитатива, обычно мужской. Фанк-музыка содержит в себе больше эмоций и бунтарства, она очень хорошо подходит для танцев.

Funk Dancers

Сказать однозначно, как правильно толковать название этого направления, трудно.

Funk переводится и как «сильный запах», первоначально употреблялось по отношению к табачному дыму, но позже появился другой оттенок смысла – запах тела во время танца, запах пота.

Еще есть мнение, что фанк имеет и другое значение – это запах тела во время секса. Но есть и другое, более приличное толкование – на языке исполнителей джазовой музыки это значит «замысловатый, необычный способ исполнения музыкального произведения».

Исполнители «старого» фанка

Основоположником этой музыки стал Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Конечно, они были не единственными.

James Brown — Sex Machine

Также известны такие фанк исполнители, как Слай Стоун, Стиви Вандер,Джимми Хендрикс, братья Эдерли, Бэти Дэвис, Хорас Сильвер, Джек МакДафф и другие. Надолго заняли место на мировой музыкальной арене и такие исполнители, как Майкл Джексон и Принц, первые произведения которых были пронизаны духом фанк-музыки.

Фанк исполняли не только по одиночке, но и коллективами. Наверняка, многие из них Вам знакомы. Мы не будем рассказывать о каждой группе отдельно – Вы можете просто послушать их музыку, чтобы создать свое впечатление. Отметим, что эти фанк-группы работали не только в данном направлении, но многие их композиции написаны именно в этом стиле.

  • The Parliament
  • Ohio Players
  • Earth, Wind and Fire
  • Tower of Power
  • Bootsy s Rubber Band и др.

Earth, Wind & Fire — September

Parliament — Give up the funk

Близкие направления

Фанк стал прародителем для многих музыкальных направлений, таких как хип-хоп, сальса, диско и т. д. Мы не будем заострять внимание на всех стилях, кратко скажем лишь о самых интересных.

Фанк-рок очень близок к оригинальному исполнению фанка, но отличается более мелодичной композицией и наличием ударных. Эту музыку тоже можно охарактеризовать как танцевальная.

Самые яркие представители — Red Hot Chili Peppers.

Red Hot Chili Peppers — Can't Stop

Стиль джаз-фанк представляет собой симбиоз нескольких направлений – это соул, фанк и рок-н-ролл. В композициях присутствует гораздо меньше вокала, ритм более организованный. Эту музыка также отличает присутствие звуков синтезатора, то есть более искусственное звучание. Джаз-фанк исполняли: Бобби Хамфри, Джордж Дюк, Херби Хэнкок и др.

Bobbi Humphrey — Blacks and Blues

Современный фанк

За столько лет музыка в стиле фанк не была забыта – по сей день под нее танцуют и ее слушают во всем мире. Но нельзя сказать, что сейчас есть группы, которые творят только в этом стиле, ведь чаще всего современные мелодии очень эклектичны, включают в себя несколько направлений. Композиции с нотками фанка можно встретить у следующих современных групп: Gnarls Barkley, Zapp-zapp, Primus.

Zapp Zapp — You better believe

Primus — Lacquer Head

Источник: http://guitarprofi.ru/stili-muzuki-i-gruppi/stili-muzuki/fank.html

Ответ что такое фанк — Что такое Funk? — acework

В разделе Музыка на вопрос Что такое Funk? заданный автором Leo лучший ответ это Это направление музыки. Пошло от джазового направления. Это один из видов джаз-рока.Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки.

Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также — стиль танца под эту музыку. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон.

Слово фанк — жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» (Get funk!, Get funky!) джазмэны употребляли с начала 20го века когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово сканк (англ. skunk).

Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим») , пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз.

Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока.

Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк.

Ответ от Виктор иванов[гуру]
ссылка тут смотри
Ответ от Ольга Тремаскина[активный]funk[fʌŋk] 1) сильный запах; зловоние

2) уклоняться (от чего-л. ) , избегать

Ответ от Frendman[новичек]Фанк[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии ФанкНаправление:Ритм-н-БлюзИстоки:Соул, Госпел, ДжазМесто и время возникновения:1960-е, южные штаты СШАГоды расцвета:1970-еПоджанры:Deep Funk, P-FunkРодственные:Афробит, Acid jazz, G-Funk, Фанк-рок, Jazz funkФанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также — стиль танца под эту музыку. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон.

Слово фанк — жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» (Get funk!, Get funky!) джазмэны употребляли с начала 20го века когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово сканк (англ. skunk).

Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим») , пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз.

Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока.

Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк. ссылка

Источник: http://acework.ru/chto-takoe-fank/

История Фанк музыки

Funky HotelС подачи пианиста Хорэса Сильвера, который в 1952 году назвал одну из своих пьес “Funky Hotel”, словом “funk” в конце 50-х годов стали назвыать новую музыку, вышедшую из соула и отличавшуюся от него коренным образом.

Funk — на слэнге обитателей черных гетто означает “запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения” (поэтому последовательные фанкмены из постели не вылезают).

Во второй половине 50-х и в 60-е годы развитие фанка шло двумя путями — музыканты играли фанки-джаз, рассчитанный на широкую аудиторию и психоделик-фанк, доступный далеко не каждому.

Типичными представителями фанки-джаза были уже упомянутый Хорэс Сильвер со своим ансамблем, Квинтет братьев Adderley, Stanley Turrentine, Donald Byrd, Grant Green, Jimmy Smith, Jack McDuff, и, конечно, барабанщик Арт Блейк — бессменный лидер группы “Jazz Messengers”.

Последний за десятки лет творчества сумел собрать вокруг себя несколько поколений великих исполнителей, начиная с таких классиков как Benny Golson, Bobby Timmons, Lee Morgan, Wayne Shorter, и заканчивая представителями новой школы в лице российского трубача-эмигранта Валерия Пономарева и недавно взошедшей звезды — Winton Marsalis. Именно Арт Блейки и заложил основы фанк-джаза.

Фанк в Парламенте

Читайте также:  Что значит тату меча? выбор тату меча? значение и смысл

“Выделению фанка” способствовала и калифорнийская психоделическая рок-музыка, в частности кислотный рок. В 1966 году Силвестр Стюарт, он же Слай Стоун создал в Сан-Франциско негритянскую группу “Sly and the Family Stone”, стиль которой определялся как психоделический фанк, оказавший заметное влияние как на белых фанов прогрессив рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких как, например, “Temptations”. И уже в 1971 году в хит-парадах крутилось несметное количество дисков и песен, в названии которых присутствовало слово “фанк”. В тот же период в молодежной туссовке стал чрезвычайно популярен саксофонист Charles Lloyd, который также начал использовать ритмику фанка, совмещая ее с медитативностью психоделического рока.Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон. Он создал такие фанк-группы как “Parliament” “Funkadelic”, “Funkenstain” и т.д. Клинтон воспринимал фанк, как философию жизни. Ответ на все мировые проблемы. Обложки его пластинок конца 70-х украшались изображением знака фанка — буквой “U” и лозунгом “One Nation United under the Groove” (“Единая нация, объединенная грувом”).Groove — чисто негритянский сленговый термин, обозначающий нечто зажигательное, душевный подъем, драйв. А знак “U” (поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем) — так называемая “коза”, употребляемая металлистами и новыми русскими, означает отнюдь не рога дьявола и не пальцы веером. Это символ единства, борьбы и свободы.Одним из ярчайших представителей фанка был, есть и остается Eddie Harris. Он выделялся из туссовки джазменов своим особым пристрастием, до истеричности, к фанку и соулу. В начале 70-х, наряду с Тиной Тернер, Уилсоном Пикеттом и Карлосом Сантана, его включили в состав специальной труппы американских поп-звезд, совершившей турне по тем местам Западной Африки, откуда начался вывоз черных рабов в USA. Они давали концерты на больших сценах и в захолустных деревушках, пытаясь войти в контакт с совершенно иным миром. Сразу после этого вышел документальный фильм “Soul to soul”, где показана попытка воссоединения культур. Сам Эдди Харрис в 1966 году написал пьесу “Freedom Jazz Dance”, которая стала важной вехой перехода к новой ритмике “фанка”. Многие музыканты сразу просекли, откуда ветер дует, и стали делать свои версии этой композиции — ремиксы, то бишь. Первым из них был легендарный Miles Davis.

Джеймс Браун

Но!!! До сих пор наиболее заметной и влиятельной фигурой в фанк музыке, растянутой рэпперами на кусочки (надо же где-то дергать сэмплы!) остается Джеймс Браун, который к концу 60-х уже прославился, как исполнитель соул-гуру.

Вдохновленный фанком он делает свою музыку более жесткой и ритмически острой — время диктует ритм, отличный от “мягкости” соула — убивают Мартина Лютера Кинга, активизмруются “Черные Пантеры”, жизнь хлещет через край…Пик популярности Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х, после выхода пластинок “Sex Machine Today” и “Body Heat”.

Манера его пения и характер оркестровки серьезно повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, например, ребят из группы Cool and the Gang, Ohio Players, Crusaders.

Расизм

Несмотря на заявленное единство, как и в истории с соулом и джазом, черным музыкантам страшно не нравилось, что техникой фанка овладевают и белые парни. Как-то в интервью журналу “Down Beat” популярные в 70-х черные фанкмены братья Джонсон — барабанщик и гитарист — на вопрос, как они относятся к группе “Average White Band” (“Обыкновенный белый оркестр”), немного замявшись, ответили, что не знают такого коллектива. Понятное дело, это была откровенная лажа. Постепенно цвет кожи перестал быть показателем и здесь. Появилось немало смешанных групп в стиле фанки-фьюжн, например “Tower of Power”. В дальнейшем, переплыв океан, фанк причалил и к берегам Европы. Туманный Альбион порадовал такими группами как Linx, Shakatak и Level 42, Исландия — Mezza Forte, Дания — Entrance, Финляндия — Pirpaukke, Польша — Extra Ball, и даже Советский Союз не отстал, а подарил если не миру, то хотя бы себе любимому группу Арсенал с ее несменным лидером Алексеем Козловым.Во второй половине 70-х и в 80-е годы стало ощутимо влияние стиля фанк на джаз, рок и поп-музыку. В джаз-рок, замененном в последствии термином “фьюжн” или “фанки-фьюжн”, на смену свойственной ему R&B фактуре приходит фанк. Скажем, если музыка группы “Chicago” напоминает рок, то уже “Mahavishny Orkhestra”, ‘Weather Report”, “Return to Forever” или записи Хэрби Хэнкока (начиная с диска “Head Hunters”) джаз-роком не назовешь — это уже джаз-фанк.С 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно, противопоставляя себя “белому” гитарному року. Стили настолько проникли друг в друга, что если мы имеем дело не с классическими образцами музыки соул или фанк, определить где тот или иной стиль, зачастую невозможно. Даже в рамках одной композиции иногда встречаются характерные, как для фанка, так и для соула ходы.Для фанка характерен ровный драйв с переносом акцентов на сильные доли, поэтому ритмическая основа фанка более монотонна, но и более изощренна. Фанк-музыканты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда! Именно в среде фанкменов зародилась особая техника игры на бас гитаре — slap (щелчок), повлиявшая, в первую очередь, на игру ударных.

Панк-фанк

В конце 70-х в фанк среде вспыхнул еще один бум, в связи с появлением его новой разновидности “панк-фанк|”, связанного с именами Рика Джеймса и Орнетта Коулмена. Последний выпустив в 1959 году альбом “Tha Shape of Jazz to Come” применил в некоторых композициях нестандартные для джаза приемы.

В частности, он много экспериментировал с ритмом. Естественно Коулмена предали анафеме, но не прошло и двух-трех лет, как Орнетт был признан одним из отцов американского джазового авангарда. А ритм на “восемь восьмых”, столь любимый Коулменом стал использоваться его последователями в стиле “панк-фанк”.

Черные фанк-виртуозы — Блад Алмер и Рональд Шенон-Джексон, взяв за основу гармолодическую теорию Коулмена, приложили ее на практике к жесткой, “припанкованной” манере исполнения в стиле фанк.

К обычному фанку здесь прибавились все причиндалы панк-культуры: обесбашенная прическа, одежда, тематика песен, повышенная агрессивность поведения на сцене.Начиная с 80-х годов фанк стал переходить на электронное звучание.

Этому способствовали записи Майкла Джексона, Принса, Марвина Гея, Чаки Кхана — они сделали фанк одним из видов поп-музыки, более легким и доступнымдля публики.Фанк в его наиболее ярких проявлениях оказался музыкой, которая требовала как от исполнителей, так и от фанатов огромных энергетических затрат и понимания.

Поэтому вскоре выяснилось, что назвать себя настоящими фанкменами могут далеко не многие. Массовый потребитель (толпа, одним словом) требовал чего-то попроще, подоходчивее и поспокойнее. По времени это совпало со спадом интереса к арт-року, хард-року, блюз-року, фолк-року.

И вот с середины 70-х годов на подмостки выходит “диско”, тот же фанк, обезличенный и выхолощенный, тупой до примитивизма. Да и сам стиль фанки-фьюжн начал постепенно упрощаться и переходить на коммерческую основу. Только в начале 80-х годов, когда диско-музыка окончательно приелась, фанк, как не менее танцевальная, но гораздо более живая и душевная форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.

Сool Jazz

В 90-е годы облегченный вид “фьюжн” стал называться cool jazz. Причем, если в понимании Майлза Дэйвиса, выпустившего в 1949 году пластинку “Birth of Cool”, термин cool-jazz означал именно “холодный” джаз, то в 90-е это уже переводилось, как “модный джаз”. А сам кул-джаз в лице его представителей Дэйвида Сэнборна, Гровера Вашингтона, Кенни Джи, Ли Ритенура, Боба Джеймса сделался одним из видов, хотя и культовой, но все же фоновой музыки.Funk, soul, break , Break Dance

1 ▲

23 February 2012 6:36

Источник: https://promodj.com/vladimirkan/blog/741848/Istoriya_Fank_muziki

Ссылка на основную публикацию