Что значит я знаю, что ничего не знаю? кто автор? значение и смысл.

«Я знаю, что я ничего не знаю»: диалоги Сократа

Что значит Я знаю, что ничего не знаю? Кто автор? Значение и смысл.

Я знаю, что я ничего не знаю

До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.

— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Суд с ослом

Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.

— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.

О хорошем настроении

Однажды ученик спросил Сократа:

— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?

Сократ ответил:

— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.

Спускаться легче, чем подниматься

Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил:

— Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.

О женитьбе

К Сократу обратился один из его учеников:

— Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?

Философ ответил:

— Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, всё равно потом будешь жалеть.

Три сита

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:

— Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?

Сократ ответил ему:

— Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое — это сито правды. Ты уверен, что-то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?

— Ну, я слышал это от других.

— Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?

— Совсем нет.

— И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?

— Сомневаюсь.

— Вот видишь — ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

О дурном характере матерей

Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит, что у нее тяжелый характер. Тогда философ спросил:

— Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у нее нет на уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому другому, и все-таки сердишься на нее? Или ты веришь, что мать желает тебе зла?

— Конечно, нет, — ответил сын.

— Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов за тебя и исполняет обеты, ты все же говоришь, что у нее тяжелый характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья.

О безвинной смерти

К приговоренному к смерти Сократу на последнее свидание пустили его жену Ксантиппу. Она запричитала:

— Ты умираешь безвинно!

Сократ ответил:

— А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?

Что лучше?

Выступая на суде после оглашения смертного приговора, Сократ сказал:

— Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что из этого лучше, человеку неизвестно.

Источник: http://diletant.media/articles/35526409/

Ответы@Mail.Ru: в чём смысл фразы «Я знаю, что я ничего не знаю»?

Сурат Тарус Мастер (1075) 9 лет назадСократ пришел в гости к своему соседу. У соседа было 10 баранов. Сосед подарил Сократу 1 баран, и попросил Сократа выбрать самого крупного. Сократ с этим справился легко.Сократ пришел в гости к правителю. У него было 1000 баранов. Правитель подарил Сократу 1 баран, и попросил Сократа выбрать самого крупного.

Сократ уже с большим трудом справился с этой задачей.

Сократ оказался в гостях у Всевышнего. У Всевышнего было бесконечное количество баранов. Всевышный подарил Сократу 1 баран, и попросил Сократа выбрать самого крупного. Сократ понял бессмысленность своей задачи, и вернулся домой с пустыми руками.

Вот тогда Сократ и сказал: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю».

Вера Кузнецова (Чеглакова) Профи (894) 9 лет назад

А что вы знаете? знаете что вас так зовут или иначе? а может это иллюзия? и что 2Х2=4??? а кто проверял? а может 5 или 3?? Кто может с точностью сказать что квадрат это квадрат? а может в дальнейшем выяснят что это не так….

Комментарий удален

Комментарий удален

Юлия Алексеева Гуру (3641) 9 лет назад

Не знаю :)) но могу предположить, что исходя из новых уровней осмысления, старые утверждения не выносят критики. Поэтому процесс научения никогда не останавливается.

Комментарий удален

Анна Гилюк Мастер (1638) 9 лет назад

смысл этой фразы в кругу: наши знания внутри круга, наши не знания за кругом, вопросы возникают в точках прикосновения, т. е. линия окружности, соответственно, чем человек больше знает, тем больше у него вопросов и в конце концов Сократ убедился в том, что он ничего не знает…

Комментарий удален

Сергей Александров Просветленный (36423) 9 лет назадЯ так рассуждаю. То, что было -это было. Но есть. Эту фразу произнесли. Когда-то.И она повторяется. И все думают. Что так и должно быть.Я утверждаю так. Я знаю. То, чего ещё не знаю. И это так. для Меня. А для Тебя? Это не так?Кто из Вас может сказать, что Он ничего не знает?Я говорю Вам. Я-Знание. И поэтому Я-знаю.Я говорю Вам. Я-Любовь. И поэтому Я-люблю.Я говорю Вам. Я-это Вы. И поэтому Вы-это Я. Я-имя Ваше. Я-имя Моё.Что бы Я не изрёк-изрекается. Я-изречение.Что бы Я не источал-источается. Я-источник. Вы-не Я?Я не осуждаю Вас. Я-не Судья. Сможете ли Вы Меня осудить?Я вижу. Будущее. Каждого из Вас. Оно Вами предвосхищается.Стоит Вам произнести нечто. Я-знаю. Кто Вы. Это нечто-Вы. Это нечто-Я. Я-имя Моё.Я-свободное существующее. Нет Мне названия. Я есть Я. Есть ли Вам название? Вы-Кто?

Комментарий удален

Андрей Конюк Мыслитель (9815) 9 лет назадЯ знаю, что я ничего не знаю. СократИли ничто не истинно, или истинное нам неизвестно. ДемокритСпрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного. ДемокритНи одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. ДемокритВсе познаваемо. КарнеадПрирода не дала нам познания предела вещей. ЦицеронВсе, что видим мы, — видимость только одна.Далеко от поверхности мира до дна.Полагай несущественным явное в мире,Ибо тайная сущность вещей — не видна. Омар Хайям

Все эти знаменитые мысли о том что мы молекулы мироздания — и процесс познания и жизни также бесконечен как и и мир.

Пользователь удален Мастер (1934) 9 лет назад

Мы используем не более 4% своего потенциала. Наши знания в сравнении со 100% возможности пудово — ничто. Сократ был прав, потому что узнавая что-то новое, понимаешь что это капля по сравнению с тем, что знает.. . например мир 🙂

Татьяна Иванова Гений (56467) 9 лет назад

Если придираться к словам, то фраза бессмысленна: как я могу знать, что я ничего не знаю, если я НИЧЕГО не знаю? в таком случае, у меня нет знаний вообще НИКАКИХ — в том числе и о наличии у меня этих самых знаний. 🙂

Комментарий удален

KoReL Гуру (2532) 9 лет назад

Смысл 1: сколько бы я не знал, сколько бы я не считал и не вычислял что-либо, это будет ничтожно по сравнению с тем, что есть на самом деле.
Смысл 2: сколько бы я не знал, знания мои — временны, т. к. я сам существую лишь некоторое время, поэтому мои знания можно считать временным даянием Бога.

Комментарий удален

Vladimir Просветленный (24045) 9 лет назад

В интеллектуальном смирении.

Serg E. Просветленный (28215) 9 лет назад

Это фразой, точнее первой ее частью «Я ЗНАЮ… » он делал себя пустым перед новым возможным знанием…. Каждый человек «что -то знает», но далеко не каждый может УЗНАТЬ то, что отлично от его «знаю». Новое знание возможно там где есть… не знание перед ним, пустота, делая себя НЕ ЗНАЮЩИМ он делал себя ВОЗМОЖНЫМ для нового знания.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/17036907

Я знаю, что я ничего не знаю: 10 философских понятий, которые должны быть знакомы каждому

Теория идей Платона

Платон был первым, кто отделил «мир вещей» от «мира идей». Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета.

Присутствующая в нашем сознании, к примеру, «идея стола» может либо совпасть с конкретным столом в действительности, либо не совпасть, но «идея стола» и «конкретный стол» по прежнему продолжат существовать в сознании раздельно.

Яркой иллюстрацией разделения мира на идейный мир и мир предметный является знаменитый платоновский миф о пещере, в которой люди видят не предметы и других людей, а только их тени на стене пещеры. Пещера для Платона является аллегорией нашего мира, где люди живут, полагая, что тени на стенах пещер — единственный способ познания реальности.

Однако на деле тени — всего лишь иллюзия, но иллюзия, из-за которой человек не в состоянии отказаться из-за своей неспособности поставить критический вопрос о существовании реальности и перебороть свое «ложное сознание». Развивая платоновские идеи, философы более позднего времени дошли до концепции трансцендентного и «вещи-в-себе».

Интроспекция

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — способ самопознания, в ходе которого человек наблюдает за своей внутренней реакцией на события внешнего мира.

Интроспекция — это фундаментальная потребность человека, позволяющая ему тщательно изучать самого себя, объяснять себе, почему он верит в то, во что верит, и есть ли возможность того, что его вера ошибочна.

Основоположником метода считается британский педагог и философ Джон Локк, который, опираясь на идеи Рене Декарта, указал, что существует лишь два прямых источника всех знаний: объекты внешнего мира и разум человека.

В связи с этим все значимые психологические факты сознания открыты для изучения только самому субъекту познания — вполне может быть, что «синий цвет» для одного человека — совсем не то же самое, что «синий цвет» для другого.

Метод интроспекции помогает отслеживать стадии мышления, расчленяя чувства на элементы и предоставляя полную картину взаимосвязи мыслей и действий.

Интроспекция учит мыслить абстрактнее и шире, к примеру воспринимать «большое красное яблоко», как «ощущение красного, сменяющееся впечатлением круглого, одновременно с которым возникает легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения».

Но не стоит слишком углубляться в интроспекцию — чрезмерная сосредоточенность на отслеживании собственных впечатлений притупляет восприятие реальности.

Солипсизм

Солипсизм (от лат. solus — «единственный» и ipse — «сам») — философская концепция, по которой человек признает в качестве единственной существующей и всегда доступной для его вмешательства реальности лишь собственный разум. «Нет бога, нет вселенной, нет жизни, нет человечества, нет рая, нет ада.

Все это только сон, замысловатый дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве» — так формулирует основной посыл солипсизма Марк Твен в своем рассказе «Таинственный незнакомец».

Эту же идею, в целом, иллюстрируют киноленты «Господин Никто», «Начало» и «Матрица».

Логическое обоснование солипсизма — то, что человеку доступно лишь его восприятие действительности и его мысли, тогда как весь внешний мир находится за гранью достоверности.

Существование вещей для человека всегда будет лишь предметом веры, не более, так как если кто-то потребует доказательств их существования, человек не сможет их предоставить. Иначе говоря, ни один человек не может быть уверен в существовании чего-либо вне его сознания.

Читайте также:  Втирать очки значение фразеологизма? как понять втирать очки?

Солипсизм — это не столько сомнение в существовании реальности, сколько признание первичности роли собственного разума.

Концепт солипсизма либо необходимо усвоить таковым, какой он есть, либо принять «солипсизм наоборот», то есть дать себе рациональное объяснение относительного внешнего мира и обосновать для самого себя, почему этот внешний мир все же существует.

Теодицея

Если мир создан по какому-то высшему замыслу, почему в нем столько абсурда и страдания? Большинство верующих рано или поздно начинают задаваться этим вопросом. На помощь отчаявшимся приходит теодицея (от греч. θεός, «бог, божество» + греч.

δίκη, «право, справедливость») — религиозно-философская концепция, согласно которой Бог безоговорочно признается абсолютным добром, с которого снимается любая ответственность за наличие зла в мире. Это учение было создано Лейбницем для того, чтобы условно «оправдать» Бога.

Главный вопрос этой концепции: «почему Бог не желает избавить мир от несчастий?» Варианты ответов свелись к четырем: либо бог хочет избавить мир от зла, но не может, либо может, но не хочет, либо не может и не хочет, либо и может, и хочет.

Первые три варианта не соотносятся с представлением о Боге как Абсолюте, а последний вариант не объясняет наличие зла в мире.

Проблема теодицеи возникает в любой монотеистической религии, где ответственность за зло в мире теоретически должна была бы возлагаться на Бога. На практике же возложение ответственности на Бога не представляется возможным, так как Бог признается религиями своеобразным Идеалом, имеющим право на презумпцию невиновности.

Одной из основных идей теодицеи является идея, что мир, сотворенный Богом, априори есть самый лучший из всех возможных миров, а, значит, и в нем собрано лишь самое лучшее, и наличие зла в этом мире рассматривается лишь как последствие необходимости в этическом разнообразии.

Признавать теодицею или нет — личное дело каждого, но изучить эту концепцию, безусловно, стоит.

Моральный релятивизм

Жизнь была бы гораздо проще, если бы добро и зло были фиксированными, абсолютными понятиями — но часто мы сталкиваемся с тем, что то, что является добром в одной ситуации, может оказаться злом в другой.

Становясь менее категоричными относительно того, что такое хорошо и что такое плохо, мы приближаемся к моральному релятивизму — этическому принципу, отрицающему дихотомическое разделение понятий «добро» и «зло» и не признающему наличие обязательных нравственных норм и категорий.

Моральный релятивизм, в отличие от морального абсолютизма, не считает, что существуют абсолютные универсальные моральные стандарты и принципы. Не мораль главенствует над ситуацией, а ситуация над моралью, то есть важен не просто факт какого-то действия, а его контекст.

Философская доктрина «вседозволенности» признает за каждым индивидом право на формирование собственной системы ценностей и собственного представления о категориях добра и зла и позволяет утверждать, что мораль, в сущности, понятие относительное. Вопрос в том, до чего додумается конкретный человек, взяв на вооружение такую концепцию, — знаменитый девиз Раскольникова, «тварь я дрожащая, или право имею?» тоже вырос из идеи морального релятивизма.

Трактовать эту идею можно по-разному — «от ничего святого» до «не стоит слепо вгонять жизнь в узкие рамки». В любом случае спектр вопросов, которые ставит моральный релятивизм, — полезное упражнение для ума и хорошая проверка любых убеждений.

Категорический императив

Золотое правило этики — «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» — звучит еще весомее, если сослаться на Иммануила Канта: это положение входит в его концепцию категорического императива.

По этой этической концепции, человек должен поступать согласно той максиме, которая, по его мнению, могла бы стать всеобщим законом. Так же в рамках данной концепции Кант предлагает не рассматривать другого человека как средство, а относиться к нему как к конечной цели.

Разумеется такой подход не избавит нас от ошибок, но решения становятся гораздо осознаннее, если думать, что каждый раз выбираешь не только за себя, но и за все человечество.

Детерминизм/индетерминизм

Размышляя о свободной воле, судьбе и предопределении, мы вступаем на поле детерминизма (лат. determinare — определять, ограничивать) — философского учения о предопределении, взаимосвязанности происходящего и о наличии у всего существующего единой причины. «Все предопределено.

Все будет происходить по заданной схеме» — вот главный постулат детерминизма.

Свободной воли, согласно этому учению, не существует, причем в разных трактовках детерминизма судьба человека зависит от различных факторов: либо она заранее определена Богом, либо обширной философски осмысляемой категорией «природа».

В рамках учения детерминизма никакие события не считаются случайными, а являются последствием заранее предрешенной, но неизвестной человеку цепочки событий.

Детерминизм исключает веру в свободу воли, при которой вся ответственность за поступки ложится на самого человека, и заставляет личность целиком вверить свою судьбу причинности, закономерности и всевластию внешнего мира.

Удобная, в общем-то, концепция — для тех, кто не хочет брать на себя ответственность за собственную жизнь. А тем, кому в рамках детерминизма слишком тесно, стоит изучить аргументы противоположной концепции — индетерминизма.

Cogito ergo sum

«Я мыслю, следовательно, я существую» — философский концепт рационалиста Рене Декарта и хорошая опора для сомневающихся во всем. Эта формула возникла при попытках найти первичную, бесспорную и абсолютную истину, на базе которой можно построить философскую концепцию абсолютного знания.

Декарт ставил под сомнение все: внешний мир, свои чувства, Бога, общественное мнение. Единственное, что не удалось поставить под сомнение, — это собственное существование, так как сам процесс сомнения в собственном существовании, являлся доказательством этого существования.

Отсюда появилась формула: «Я сомневаюсь, значит, мыслю; я мыслю, значит, существую», преобразившаяся в «Я мыслю, следовательно, я существую» — эта фраза стала метафизической основой философии Нового времени.

Она провозгласила главенствующее положение Субъекта, вокруг которого и стало возможным выстроить достоверное познание.

Смерть Бога по Ницше

«Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?».

Тезис «Бог мертв» Ницше провозглашал, подразумевая не смерть Бога в буквальном смысле — он имел в виду, что в традиционном обществе существование Бога было фактом, он находился в единой реальности с людьми, но в эпоху модерна он перестал быть частью внешней реальности, став скорее внутренней идеей.

Это вызвало кризис системы ценностей, которая раньше базировалась на христианском мировоззрении. А значит, настало время пересмотреть эту систему — собственно, этим и занимается философия и культура постмодерна.

Экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис стал следствием описанного выше крушения традиционной системы ценностей — он порожден мыслью о том, что человеческое существование не имеет ни заранее заданного предназначения, ни объективного смысла.

Это противоречит нашей глубочайшей потребности верить в то, что человеческая жизнь имеет ценность.

Но отсутствие исходного смысла не означает потери смысла вообще — согласно концепции экзистенциализма, ценность жизни проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/8209-philosolophy-must-knows

«Я знаю, что я ничего не знаю»: диалоги Сократа

Что значит Я знаю, что ничего не знаю? Кто автор? Значение и смысл.

Я знаю, что я ничего не знаю

До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.

— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Суд с ослом

Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.

— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.

О хорошем настроении

Однажды ученик спросил Сократа:

— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?

Сократ ответил:

— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.

Спускаться легче, чем подниматься

Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил:

— Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.

О женитьбе

К Сократу обратился один из его учеников:

— Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?

Философ ответил:

— Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, всё равно потом будешь жалеть.

Три сита

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:

— Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?

Сократ ответил ему:

— Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое — это сито правды. Ты уверен, что-то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?

— Ну, я слышал это от других.

— Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?

— Совсем нет.

— И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?

— Сомневаюсь.

— Вот видишь — ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

О дурном характере матерей

Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит, что у нее тяжелый характер. Тогда философ спросил:

— Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у нее нет на уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому другому, и все-таки сердишься на нее? Или ты веришь, что мать желает тебе зла?

— Конечно, нет, — ответил сын.

— Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов за тебя и исполняет обеты, ты все же говоришь, что у нее тяжелый характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья.

О безвинной смерти

К приговоренному к смерти Сократу на последнее свидание пустили его жену Ксантиппу. Она запричитала:

— Ты умираешь безвинно!

Сократ ответил:

— А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?

Что лучше?

Выступая на суде после оглашения смертного приговора, Сократ сказал:

— Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что из этого лучше, человеку неизвестно.

Из: diletant.media

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/mysli/ya-znayu-chto-ya-nichego-ne-znayu-dialogi-sokrata/

Каков смысл изречений Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя»? [06.10.16]

Вид работы: Эссе

Тема: Каков смысл изречений Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя»?

Дисциплина: Философия

Скачивание: Бесплатно

Вуз: Уральский федеральный университет

Год и город: Екатеринбург 2016

Дата размещения: 06.10.16 в 14:17

Для того чтобы понять смысл изречений Сократа «Я знаю, что ничего знаю» и «Познай самого себя», необходимо определить, что такое знание.

Когда мы познаём предмет, объект или явление, первое, что нужно сделать – это дать ему определение, т.е. ответить на вопрос «Что это такое?». Таким образом, мы получаем понятие, т.е. первое знание о предмете.

Сократ первым возвёл знание на уровень понятия. Без понятия не будет и знания.

В беседах с Сократом, люди обычно не могли дать определения  основных понятий, о которых они говорили: благо, любовь, честь, знание, истина, справедливость и т.п.

  Поэтому Сократ говорил, что многие люди полагают, будто они что-то знают, но оказывается, что они не знают ничего, потому что оперируют мнениями, будучи уверенными в том, что это знания.

Но их знания – это лишь множество разрозненных мнений, которые не ведут к полному пониманию.

На самом деле Сократ, согласно платоновской Апологии, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность человеческого знания по сравнению с божественной мудростью; сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников, чтобы вызвать  сомнение в истинности их мнений. Для того чтобы постичь подлинное знание, нужно не просто описать и констатировать факты, необходимо обосновать «мнение», т.е. выяснить его смысл и значение. Для этого Сократ использовал иронию и индуктивный метод, при помощи которого от понятий можно прийти к общему и единому знанию.

Сократ считал, что знание и добро не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Так как знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Дельфийскую надпись «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к  познанию вообще, а также к моральному самосовершенствованию.

Читайте также:  Что значит тату морская звезда? выбор тату морская звезда?

Задача самопознания состоит в том, чтобы преодолеть субъективный уровень сознания, который основан на чувствах и дает нам часто поверхностные мнения, и прийти к объективному уровню, который содержит истину, общезначимые знания и позволяет человеку быть нравственным существом. Нравственный поступок совершается только тогда, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.

Таким образом, человек, по мнению Сократа, должен быть в постоянном поиске истины, стремиться познать себя и мир, а также совершенствовать свою душу и воспитать в себе добродетельного человека и гражданина.

Не подходит Эссе? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

Размер: 5.50K

Скачано: 20

Бесплатное скачивание начнется через сек.

Скачать бесплатно

Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Расскажите другим о работе:

Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Источник: https://studrb.ru/works/entry31115mbLBxU

Журнал «Человек без границ» — «Я знаю, что ничего не знаю»

Эта довольно известная и парадоксальная фраза заставляла задумываться многие поколения. Почему же человек снова и снова к ней возвращается? Давайте попробуем поразмышлять.

Начнем с контекста. Сократа, которому фраза, собственно, и принадлежит, однажды просто наповал сразило известие о том, что Дельфийский оракул назвал его мудрейшим из людей. И Сократ начал размышлять, почему же так было сказано и что это значит.

Если верить ученику Сократа Платону («Апология Сократа»), Сократ решил найти человека более мудрого.

Он обратился к видному государственному деятелю, но увидел, что тот не так мудр, как кажется: «Мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю».

После Сократ пошел к поэтам, а потом к ремесленникам, и выяснилось, что все они тоже убеждены в своей мудрости. Да, они разбирались в своем ремесле, но вследствие этого считали себя самыми мудрыми и относительно «прочего, самого важного».

Итак, пожалуй, нам нужно для начала попытаться понять, о каком знании идет речь. Из сказанного выше следует, что Сократ не считал человека мудрым на том только основании, что тот хорошо знал свое ремесло. Выходит, дело не в том, чтобы знать, как тачать сапоги, чинить велосипед или варить макароны, и даже не в научных знаниях.

Так что же это за «самое важное» знание? На страницах произведений Платона Сократ расспрашивает своих собеседников о том, что такое мужество, справедливость, добро или красота. Но нигде вы не найдете какого-то единственно верного и окончательного определения этих категорий, которое бы дал Сократ.

Собеседники постоянно находятся в поиске, и то, как строится их диалог, зависит и от тех, кто в нем участвует, и от той ситуации, в которой они в данный момент находятся, и еще от многих-многих условий. То есть, во-первых, не может быть одинакового ответа для двух разных людей.

Во-вторых, Сократ каждый раз как бы приглашает собеседника вместе проделать путь, который помогает вспомнить нечто, что уже содержится в душе человека. В каждом человеке, говорит нам Платон устами Сократа, уже заложено это знание «самого важного», нужно только помочь ему вспомнить.

Неслучайно античные мудрецы противопоставляли истине не ложь, а именно забвение, а подлинно философской дорогой считали «припоминание».

Например, что честно, а что нечестно, мы не можем знать раз и навсегда, а можем каждый раз, сталкиваясь с определенной ситуацией, развивать этот «орган узнавания», обращаться к некому внутреннему голосу/интуиции/совести и поступать сообразно с ним.

Но разве может быть у этого процесса предел? Разве не возникает каждый раз вопрос: говорит ли во мне сейчас тот самый внутренний голос или мои спонтанные желания? И этот бесконечный процесс можно назвать искусством быть человеком. Получается, что «знать, что ничего не знаешь», — это не просто парадоксальная игра слов. Это великое изречение мудреца, которое содержит в себе тайну жизни, тайну становления человека, каждого из нас.

Вспоминаются слова из повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»: «Когда тебе 17 — ты знаешь все, если тебе 27 и ты по-прежнему знаешь все — значит, тебе 17».

Возможно, признаком внутреннего взросления человека и является способность каждый раз находить все новые более глубокие смыслы в художественных произведениях, в отношениях, в жизненных обстоятельствах.

Если тебе однажды покажется, что ты все уже понял и познал, — едва ли это возможно.

Но что же тогда получается — ты никогда ни в чем не можешь быть уверен и должен постоянно во всем сомневаться? Ну, например, у меня есть убеждение, что человек по своей природе добр.

Хорошее убеждение, и оно помогает мне действовать определенным образом, когда я попадаю в какую-то жизненную ситуацію, — реагировать на действия других людей, совершать выбор, вырабатывать свои жизненные правила, строить отношения с близкими.

Но вот какая штука получается: если я не буду наполнять это свое убеждение каждый раз новой глубиной, если не буду каждый день снова и снова доказывать его самому себе своими выборами и поступками, то оно превратится в догму.

А догмы, как известно, долго не живут — они либо разбиваются о первую же сложную ситуацию, либо делают человека фанатиком, готовым на все, лишь бы это свое «убеждение» отстоять.

И тогда мы становимся похожими на Прокруста — персонажа из греческой мифологии, который известен тем, что клал всех, кто к нему приходил, на свое ложе и если гость был меньше этого ложа, он человека растягивал, а если, наоборот, гость был больше — тогда обрубал ему ноги.

Звучит страшно и невероятно, но мы часто делаем то же самое, стараясь подогнать мир под свои представления о нем, причем чаще всего сами этого не замечаем.

И уж сколько мир повидал бед, насилия и жестокости, рожденных именно этой уверенностью человека в своей правоте!

Получается, что «знать, что ничего не знаешь», — это еще и вопрос настоящей внутренней скромности, способности в первую очередь уважать достоинство другого человека, а затем уже свое собственное.

Причем для Сократа «знать» равняется «делать» или «быть». И сколько бы мы ни размышляли о своем «незнании», оно тоже требует ежедневных доказательств. Эти доказательства — в том, наколько мы открыты миру и новым идеям, в том, готовы ли меняться — по-настоящему, а не только на словах. И еще в тысяче мелочей, которые невозможно перечислить, но с которыми мы встречаемся каждый день.

Философский образ жизни, который нам предлагает Сократ, — в том, чтобы эти мелочи замечать, в том, чтобы задавать себе нужные вопросы, чтобы не получалось у нас, как в стихотворении Владимира Высоцкого: «А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса».

Ведь — возвращаясь к Сократу — его поиск начался именно с такого вопроса самому себе. Казалось бы: назвали тебя мудрейшим среди людей — радуйся и не слишком беспокойся о том, почему именно так сказала пифия.

Но, видимо, потому и остается Сократ до сих пор примером настоящего философа, что он постоянно искал себя. Ведь суть философии как таковой — в искусстве задавать вопросы, а не в готовых ответах.

Интересно, что слова, близкие по духу сократовской фразе, можно найти не только в Греции.

В евангельской Нагорной проповеди, например: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное». «Нищие духом» — те, кто признал свою духовную нищету, свое несовершенство, а значит, одновременно с этим открыл себе дорогу к внутреннему преображенню и обогащению новым опытом.

Источник: https://www.bez-granic.ru/index.php/mainq/2307-ya-znayu-chto-nichego-ne-znayu.html

философия. Автор афоризма Я знаю, что ничего не знаю Сократ Агностицизм

Автор афоризма «Я знаю, что ничего не знаю»:Сократ

Агностицизм — философское учение, которое отрицает окончательно решенный вопрос о познаваемости мира, достижимости истинности, ограничивает роль науки лишь познаваемости явлений (Протагор, Кант, Дж. Беркли, Юма).

Аксиология – философское учение природы ценностей.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

В марксистской философии считается, что производственные отношения являются:

Определяющим в отношении между людьми.

В соответствии с прагматичной концепцией истины:

Истина – то, что полезно и помогает решать нерешенные проблемы.

В структуре личности Фрейд выделяет:

Оно, сверх Я, Я

В Философии Платона идея лошади отличается от реальной живой лошади тем, что:

Идея первична, лошадь, вторична.

В Философии Канта «вещь в себе»:

То, что вызывает в нас ощущения но само не может быть познано.

«Война всех против всех – естественное состояние»:

Т.Гоббс

Волю как главный принцип жизни рассматривал:

Шопенгауэр

Время- совокупность отношений выражающих координацию изменяющих друг друга состояний их последовательность и длительность. Время одномерно, необратимо, однородно.

Высшая форма движения материи:

Социальное движение.

Выявление причин наследственных связей, подведение единичных, явлений под общий закон характерно для:

Объяснения.

Гегель: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории».

Главным в обществе Маркс считает:

Способ производства

Глобальные проблемы:

Проблемы от решения которых зависит выживаемость человечества.Война и мир, демография, экология.

Гносеология – философское учение о познании . Основатель Дж. Локк.

Деизм — религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

Движение – всякое изменение, взаимодействие, развертывающиеся в пространстве и во времени. Оно абсолютно и относительно.

Диалектика – система универсальных принципов, но предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Идея взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

«Достоверное знание о мире невозможно», утверждает:

скептицизм.

Дуалистическая философия характерна для:

Рене Декарта.

Если в предсказании теория эмпирического следствия не обнаруживает на практике, то тогда говорят о:

Фольсификации знания.

Законы диалектики впервые сформулировал: Гегель.

Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития:

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон диалектики скрывающий наиболее общий механизм развития:

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон диалектики, характеризующий направление форму и результат:

Отрицание отрицания.

Идеализм – направление философии, который решает основной вопрос философии в пользу первичности духа, сознания, субъективности.

Основные формы идеализма — объективный и субъективный.

Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Читайте также:  Что значит белый цвет? какой смысл белого цвета? значение

Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель.

Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Идейным главой славянофилов является:

Хомяков.

Индивидуализм – становление своих интересов выше интересов общества.

Индивидуальное сознание фатализм

Иррационализм – принижает роль разума.

Кант написал работу: «нравственный долг»

Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.

Коллективизм – становление интересов общества выше своих.

Количество – философская категория, выражающая внешнюю определенность объекта: его величину, объем, число, объем, степень развития.

Концепция … характерная для В.Соловьева:

Всеединство.

Кто впервые употребил термин «философия»?

Пифагор.

«ЛОГОС» в философском учении Гераклита означает:

всеобщий закон, действию которого подчинены все в мире.

Маркс «Капитал»

Материализм – направление философии, который решает основной вопрос философии в пользу первичной материи, природы, бытия объективного. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму.

Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л.

Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Материя – философская категория с помощью которой решается основной вопрос философии.

Метафизика — философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.

Милетская школа — условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 в. до н. э. в г. Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Мысль с именем которого связывают открытие бессознательного:

Фрейд

Мыслитель, который полагает, что человеком движут сексуальные инстинкты:

Фрейд

Натуралистический подход к обществу:

В ней общество рассматривается как высшие творение природы, как естественное продолжение и космических закономерностей.

Невозможно фальсифицировать:

Существование Бога.

Общественно экономическая философия: Маркс

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение чувственной воли:

Аскетизм.

Онтология – философское учение о бытии. Основатель учения о онтологии Френсис Бэкон.

Основатель идеализма:

Платон (объективный идеализм).

Основатель материализма:

Демокрит.

Основная идея философии французского просвещения:

Приоритет разума как высший инстанции при решении проблем человеческого общества.

Основной принцип античной философии:

Космоцентризм.

Основной идее западничества является:

Россия развивается по европейскому пути.

Основное утверждение эмпиризма:

Все знания человека основываются на опыте.

Подается фальсификации гепотиза о:

Существовании жизни на земле

По мнению Канта до формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет:

Нравственный долг.

Поставили проблему бытия в античности:

элиаты

«Поступай так, чтобы максимум твоей воли могла в тоже время стать и принципом всеобщего законодательства»:

Кант

Прагматизм – западная философия.

Представитель Средневековой философии:

Фома Аквинский.

Представители немецкой философии:

Кант, Гегель, Фейербах.

Причиной неравенства в человеческом обществе, Руссо считал:

Собственность.

Прогресс —

Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу:

манада

Пространство – совокупность отношений выражающих координацию существующих объектов, из расположение друг относительно друга и относительную величину. Пространство трехмерно, однородно, изотропно.

Работа о человеке его смертности и смерти:

Радищев.

Разработанный Фрейдом метод наз.:

Психоанализ.

Ростущая взаимозависимость различных регионов мира:

Глобализация.

Революция — глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Регресс — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Противоположен прогрессу.

С утверждением «мышление является таким же продуктом деятельности мозга как желчь продуктом деятельности» согласился бы представитель:

Вульгарного материализма.

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения противостоящая схоластике и духовному господству церкви:

Гуманизм.

Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основу философии не бытие, а свободу:

Н. Бердяев.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.

Соборность в философии славянофилов:

Свободное единение людей во Христе.

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

Теология

Соловьев: «Смысл любви», «красота в природе», «оправдание добра».

Согласно социологии марксизма основной движущей силой развития общества является:

Классовая борьба

Средневековая философия: Бог

Суть этического рационализма Сократа:

«Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом знания».

Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

Надо наслаждаться жизнью.

Сущность проблемы биологии и социологии в человеке состоит:

Взаимодействии и соотношении генов о воспитании.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Систематизатор схоластики – Фома Аквинский.

Тезис, принадлежащий Фалесу:

«Познай себя».

Теория развития Гегеля в основе которой лежит единство и борьба противоположностей:

Диалектика.

Теория научного познания именуется:

Эпистимологией.

Фатализм – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.

Философия с греческого:

Любовь к мудрости.

Философ считавший логику главным орудием познания:Аристотель

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения:

Рационализм.

Характерная черта средневековых философов:

Теоцентризм.

Центральная философская проблема Д.Юма:

познание

«Человек – мера всех вещей»:

Протагор

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение (ренессанс).

Эсхотология – учение о конечных судьбах мира и человека.

Основной объект исследования эпохи Возрождения:

Человек.

Шопенгауэр – представитель философии жизни.

Эволюция — необратимое историческое развитие живой природы.

Экзестенциализм – философия существования, экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

Этика – наука о морали. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем.

Я мыслю следовательно я существую:

Декарт

Источник: http://topuch.ru/avtor-aforizma-ya-znayu-chto-nichego-ne-znayu-sokrat-agnostici/index.html

Сократ — «Я знаю, что ничего не знаю»

Сократ (ок. 470-399 до н. э.)

В Древней Греции не было более известного и странного философа, чем Сократ. Сын простого каменотеса и обычной повитухи считался умнейшим человеком и долгое время оставался некой «достопримечательностью» Афин. Его ценили за логику, за точные рассуждения и за странный внешний вид.

Он мог сделаться богатым, но отвергал богатство. Отвергал и славу, жил более чем скромно, и многим казался чудаком. Он не записывал свои рассуждения,- это делали за него его многочисленные ученики и последователи.

Главными источниками наших знаний о Сократе стали «Диалоги» его ученика Платона и воспоминания историка Ксенофонта.

В детстве он посещал обычную школу, учился у своего отца ремеслу лепки, но скульптором не стал, хотя у него обнаружились способности ваятеля. Участвовал в нескольких военных походах, защищал родной город во время Пелопоннесской войны, проявил себя храбрым воином.

Вернувшись домой. Сократ принялся изучать труды философов, с увлечением читал Гераклита, Демокрита, Анаксагора и Эмпедокла. Он ходил в народное собрание и, слушая выступавших, делал свои критические замечания.  Но заниматься государственной или политической деятельностью он не захотел. Его устраивала свободная жизнь ничем не обремененного философа.

Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. Художник Г. И. Семирадский. 1875 г.

Ему нравилось собирать вокруг себя учеников и беседовать с ними. Он задавал вроде простые вопросы, но, убедившись, что никто не может дать на них вразумительного ответа, отвечал сам, рассуждал, приводил доказательства.

Платон писал, что Сократ не обращал внимания на свою одежду и обувь, всегда ходил босиком, носил один и тот же плащ, который был не лучше, чем у рабов. Его пища была простой и грубой. Он говорил: «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть».

Бытовые условия его не волновали.

Сократ был невысокого роста, коренастый, имел курносый нос, толстые губы и высокий морщинистый лоб. Женился он поздно на женщине по имени Ксантиппа, которая отличалась сварливым характером и вечно его ругала.

Она не понимала своего мужа, постоянно корила его бедностью, упрекала, что он не брал деньги со своих учеников. Но Сократ не обращал на нее внимания. Главной добродетелью человека он считал разум, а настоящей мудростью — признание своего невежества.

Отсюда его фраза: «Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю».

Ксантиппа, обливающая Сократа водой. Художник Р. Бломендапь. 1665 г.

Сократ полагал, что власть в государстве должна принадлежать справедливым и опытным гражданам, но для этого им надо учиться. И еще он говорил, что использовать власть в личных целях нельзя, закон должен быть для всех один. Он не допускал прямых нападок на стоящих у власти, но его намеки были более чем красноречивы, и все в Афинах понимали, о ком идет речь, и посмеивались.

Критические высказывания философа не нравились аристократам. Они видели в нем развязного простолюдина и опасались его разоблачений. Он им мешал. И тогда было решено от него избавиться.

Власть обвинила 70-летнего мужчину в развращении молодых людей и поклонении «новым божествам». Его приговорили к смерти. Он мог публично покаяться: если бы отказался от своих взглядов, его бы оправдали, тем более что у него были маленькие дети .

Но Сократ не стал унижаться. Он не захотел изменять своим взглядам и отправился в тюрьму.

Смерть Сократа. Художник Д.-Ж. Луи. 1787г.

Ученики посещали своего учителя, просили уступить властителям, говорили, что могут устроить ему побег. На все предложения он отвечал односложно: «Все случившееся мне во благо, и не правы те, которые думают, что смерть это зло». Он спокойно выпил чашу с ядом и ушел из жизни непреклонным, оставшись на века примером мужественности и верности своим убеждениям.

Через короткое время афиняне поняли, что совершили страшную глупость, раскаялись в содеянном, но выдающегося философа не воскресить, тогда они выгнали из города его судей и обвинителей.

Источник: http://100grp.ru/drevnij-mir/sokrat-ya-znayu-chto-nichego-ne-znayu/

Ссылка на основную публикацию