Что значит козёл отпущения? как понять козёл отпущения? смысл

Что такое Йом Кипур? Что означает козел отпущения и козел для Господа?

Что значит Козёл отпущения? Как понять Козёл отпущения? Смысл

В книге Левитам 1-7 главах описано как люди должны были приносить жертвы за свои грехи и ошибки, а также мирные жертвы и всесожжения. Все жертвы, приносимые в храме, с разных сторон символизировали спасительное и посредническое служение Иисуса за людей перед Богом.

Даже бескровная жертва Минха (хлебный дар с вином) были тоже прообразом жертвы Иисуса Христа. Хлеб, сжигаемый на жертвеннике, был символом принесенного в жертву тела Христа, а вино – как символ Его пролитой крови.

О хлебном даре я подробно писал в материале «Почему Бог принял не дар Кайна, а Авеля?»

В Ливитам 16 главе описан Йом Кипур – День Суда или День Искупления.

В рамках этого праздника народ должен был сутки с вечера девятого дня до вечера десятого дня седьмого месяца смиряться, каяться в совершенных ошибках, а 10-го числа приносились жертвы, которые Вы упомянули в вопросе – козел в жертву за грех и отводился в пустыню козел отпущения.

Дело в том, что в течении года люди могли забыть какие-то грехи, ошибки и просто не обратить внимания, что кого-то могли обидеть. То есть за какие-то ошибки люди в течение года могли не принести жертву. А во время дня смирения это вспоминалось.

Последний козел приносился в жертву за все грехи народа, за которые по разным причинам жертвы ранее не были принесены. Также было и со священниками. За них в Йом Кипур приносился телец, ведь и они в течение года могли ошибаться не принося за это жертвы. Ниже я опишу Йом Кипур более подробно.

Жертва за грех – Хатат

Из текста Библии следует, что кровь является символическим носителем греха

«Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы ОЧИЩАТЬ ДУШИ ВАШИ, ибо кровь сия душу очищает»(Лев.17:11)

Получается, что все жертвенные животные, убиваемые на жертвеннике, были «носителями» грехов людей, являясь прообразами Христа. Перед тем, как принести жертвенное животное в жертву, человек исповедовал над ним свой грех и возлагал свои руки на живое существо как бы перенося на него свой грех.

Последний козел в году, убиваемый в Йом Кипур, назывался «для Господа».

«И приведет Аарон (Первосвященник) козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех» (Лев.16:9)

Этот козел «для Господа» был жертвой за грех (в оригинале Хатат), как многие другие животные, приносимые в жертву за грех в течение года в храме. В Левитах 16 главе он так конкретно и называется Хатат – жертва за грех. В законе Божьем четко прописан обряд принесения Хатат (жертвы за грех). Это описано 4 главе книги Левит. На жертву возложением рук перекладывался грех, ее убивали,

«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу (козла, тельца, овна, горлицу в зависимости от материального состояния человека) без порока за грех свой, которым он согрешил, и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют в жертву за грех…» (Лев. 4:27-29)

Тук (жир) жертвы за грех сжигали на жертвеннике, а мясо, кожу и внутренности выносили за пределы скинии и там сжигали. 

«И вынет из тельца за грех (или другого животного) весь тук его … и сожжет … на жертвеннике всесожжения; а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, … пусть вынесет вне стана … и сожжет его огнем на дровах» (Лев. 4:8-12)

Если посмотреть внимательно на 16 главу книги Левит, то там мы увидим те же действия по отношению к козлу «для Господа», который, как мы увидели, так и назван «жертвой за грех». А значит, на этого козла, также как на жертву за грех, конечно по закону Божьему должны были возложить руки, перекладывая на него грех.

Причем, те же действия (как с Хатат – жертвой за грех) были и по отношению к тельцу в день Йом Кипур. Он в тексте Левит 16 главы также назван Хатат – жертвой за грех.

«И приведет Аарон (Первосвященник) тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех» (Лев.16:9)

Внимание: именно кровью тельца и козла для Господа очищалось святилище и народ, а не только кровью козла. Отмечу, что на этом не часто богословы акцентируют внимание. Чтобы понять, что происходило в храме в День Йом Кипур, нужно проследить весь путь греха.

https://www.youtube.com/watch?v=jMdxOsB9bEc

Цепочка движения греха в течение года выглядела следующим образом: сначала согрешивший человек перекладывал грех на животное через возложение рук. Живое существо, называемое богословами заместительной жертвой, как бы принимая наказание человека за этот грех, было убиваемо.

Затем было 2 варианта, что описано в законе Божьем.

  • 1. Если жертва была за весь народ или священника, то ее кровь вносилась в святое храма и кропилась на завесу Святого святых и на жертвенник благовонных курений

«Возьмет священник помазанный, крови тельца и внесет ее в скинию собрания, и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища; и возложит священник крови пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания»(см Лев. 4:5-7, см также весть отрывок Лев. 4:1-21)

  • 2. Если жертва была за отдельного человека, то мясо жертвы за грех съедал священник, символически принимая на себя этот грех и нося его до Дня Йом Кипура. Кровь этой жертвы не вносилась в святилище после жертвоприношения.

«Почему вы (священники) не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом» (Лев.10:17, см. также Лев. 6:25-30)

О человеке, приносившем жертву, написано конкретно, что он сразу очищался от греха и прощалось ему:

«Так ОЧИСТИТ его священник от греха, которым он согрешил, и ПРОЩЕНО будет ему» (Лев. 4:35)

Что происходило в храме (скинии) в Йом Кипур

А в День Искупления, то есть Йом Кипур, приносилось несколько жертв. Поэтому этот особый день в оригинале называется не Йом Кипур, а Йом аккипурим (с окончанием им множественного числа), что дословно переводится примерно как День переносов вины или точнее День переносов ответственности за грехи.

Первосвященник должен был занести кровь последних двух жертвенных животных (тельца и козла «для Господа») прямо в присутствие Божье – Святое святых храма и покропить на ковчег, в котором хранился закон Божий.

Это был единственный в году случай, когда Первосвященник мог войти в Святая святых святилища.

Таким образом, через этот обряд грех всего народа попадал в Йом Кипур перед лицо Божье: кровь тельца символизировала грех, снимаемый со всех священников (их личный грех, за который они по какой-то причине не принесли жертвы, и грех людей, который они приняли на себя, съедая мясо жертв за грех в течение года) и кровь козла за грехи всего народа (грехи, за которые люди не успели или не смогли принести жертвы в течение года). Таким образом в конце года в Йом Кипур кровь тельца и козла для Господа попадала к Богу в Святая святых храма и соприкасалась с Его законом, который находился в ковчеге завета на каменных скрижалях и в свитке. Получалось, что ВСЕ ГРЕХИ ВСЕГО НАРОДА ЗА ВЕСЬ ГОД «попадали» на закон!

Когда согрешали в течение года священники, общество и отдельные евреи, то они обязаны были приносить жертвы.

Так с них грех снимался, но не соприкасался с самим законом! А в Йом Кипур ВСЕ грехи «собирались» – одни на голове тельца (грехи священников и грехи людей, жертвы за которые уже были принесены и носились на священниках, съевших мясо), другие (все остальные грехи) на голове козла «для Господа».

Согласно 16 главе книги Левит Библии, именно в тот момент, когда справедливое требование закона Божьего удовлетворялось – кровь, пролитая за грех, падала на символ Божьего закона – ковчег, народ окончательно очищался от грехов, совершенных за прошедший год.

«И заколет козла В ЖЕРТВУ ЗА ГРЕХ ЗА НАРОД, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его ТО ЖЕ, ЧТО ДЕЛАЛ С КРОВЬЮ ТЕЛЬЦА и покропит ею на крышку и пред крышкою, – и ОЧИСТИТ СВЯТИЛИЩЕ ОТ НЕЧИСТОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ и от преступлений их, ВО ВСЕХ ГРЕХАХ ИХ» (Лев. 16:15,16)

Затем Первосвященник этой же кровью очищал наружный двор храма, где стоял жертвенник для жертвоприношений.

Так очищались окончательно от грехов сами люди и храм, состоявший из помещения (Святого отделения и Святого святых) и храмового двора (где был жертвенник для жертвенных животных). И только после всех этих действий, символизирующих полное очищение народа и храма, приводился второй козел, называемый «для отпущения».

Козел отпущения, точнее, козел для Азазеля

«И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла» (Лев. 16:20)

По тексту этот козел в Синодальном переводе называется «козел для отпущения». Переводчики имели в виду, что этого козла в отличие от первого нужно было отпустить.

Но в оригинале Библии данный козел назван не козел отпущения, а козел для Азазеля. Азазель – это имя демона пустыни, в которого верили некоторые народы.

А почему этот козел назывался для Азазеля? Дело в том, что после очищения народа и святилища на этого козла возлагалась ОТВЕСТВННОСТЬ за все грехи.

«И возложит Аарон (Первосвященник) обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним ВСЕ БЕЗЗАКОНИЯ сынов Израилевых и ВСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ их и ВСЕ ГРЕХИ их, и ВОЗЛОЖИТ ИХ на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню» (Лев. 16:21).

Внимание! Козел для отпущения (для Азазеля) в оригинале НЕ назывался жертвой за грех (Хатат)! То есть второй козел символически принимал на себя НЕ грех, а ОТВЕСТВЕННОСТЬ за все грехи.

Он мучительно умирал в пустыне от обезвоживания, а его труп потом растаскивали хищные птицы.

Многие богословы уверены, что этот козел был символом того, как в конце времени ответственность за грехи мира будет возложена на истинного виновника греха – на сатану. Это описано в последних главах книги Откровение Библии.  

В земном храме после дня Йом Кипур начинался новый год. А в конце времени нашу планету ждет реальный Йом Кипур, когда Земля навсегда очистится от греха. О символизме иудейских праздников я писал в книге “Познакомьтесь с Богом Библии” в главе «Ветхозаветные обряды – прообразы Спасения, дарованного Иисусом Христом»

Источник: http://apologetica.ru/otvet/kozel-otpushcheniia-iom-kipur.html

От ответьте пожалуйста что означает слово – “Козел отпущения”?

aka Diesel Искусственный Интеллект (163467) 8 лет назадКозёл отпуще́ния — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню в праздник Йом Киппур. Ритуал описан в Ветхом Завете (Левит, 16).

В переносном смысле — идиома «козёл отпущения» означает человека, на которого возложили вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины. В праздник Йом Кипур в Иерусалимский храм приводили двух жертвенных животных — козлов одинаковой масти.

Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, одного из козлов приносили в жертву на огне (вместо быка) , а на другого Первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и «отпускал» в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения» . Затем козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы, под названием Азазель, в пропасть.

Выражение «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека или группу людей, на которых взвалили ответственность за несчастье или за действия большей группы людей.

Комментарий удален

Читайте также:  Что значит деградант? как понять слово деградант? значение и смысл

Зюзюка Йога-Дога Мастер (2110) 8 лет назад

Необходимый виноватый.

Жека Кунаковский Мастер (1993) 8 лет назад

Это когда люди массово “опускают” кого-то. Например: Класс смеётся на переменах над Жорой, называя его толстяком. Он – “козёл опущения”
P.S.: Друзья, не забывайте выбирать лучшие ответы. Я не корыстен, вам тоже лучше =]

G@Lina Ученик (205) 8 лет назад

Выражение «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека или группу людей, на которых взвалили ответственность за несчастье или за действия большей группы людей.

Ольга Мудрец (17453) 8 лет назад

Особый вид жертвоприношения у древних евреев: в день грехоотпущения отсылалсяв пустыню на смерть козел, на которого первосвященник символически слагал грехи народа. Отсюда в переносном смысле “Козел отпущения” – мнимый виновник – человек или группа людей, на которых взвалили ответственность за несчастье или за действия большей группы людей..

Нодир Мастер (1001) 8 лет назадya saglashayus s mnogimi otvetomy , Mayo mnenie i ne bolshe, ya ne znayu istoriyu no v nashi vremena eto slovo ispolzuyut v drugih sluchiyah naprimer: Козел —stukach Козел отпущения—eto kogda kogota otpuskayut,astavlayut v jyvyh,itd… na uslivie shto on budet stuchat (v etom rode ) mojet i drevnie vremena toje ispolzvali v etih sluchiyah

esli ya ne prav to ne zlites eto tolka lish moyo mnenie

~Красотка~ Ученик (112) 8 лет назад

Может имеется в виду жертвоприношение, с языческих времён. Принесли в жертву козла, а боги, по мнению людей того времени, отпускали грехи, как бы переложеные на этого козла)

Комментарий удален

Источник: https://otvet.mail.ru/question/31932872

козёл отпущения – это… Что такое козёл отпущения?

  • Козёл отпущения — «Козёл отпущения». Картина Вильяма Хольмана Ханта, 1854 …   Википедия
  • Козёл отпущения — КОЗЁЛ, зла, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ — кто Ответчик за чужую вину, за ошибки других. Подразумевается, что истинный виновник не может быть найден или что кто л. хочет уйти от ответственности за свои проступки. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых общими интересами и… …   Фразеологический словарь русского языка
  • Козёл отпущения — (в древнеиудейской ритуальной практике козёл животное, на которого в День Искупления люди перекладывали свои накопленные грехи и затем, очищенные, довольные собой и готовые грешить и впредь, отправляли его в лес на погибель) – 1. случайная,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Козёл отпущения — Ирон. Человек, который вынужден отвечать за вину других, на которого сваливают чужую вину. Всё дело в корне испортил Меньшиков, он же, Горчаков, является не больше как козлом отпущения и просит снять с него ответственность перед Россией за… …   Фразеологический словарь русского литературного языка
  • Козёл отпущения — 1. Разг. часто Неодобр. О человеке, на которого сваливают чужую вину, ответственность за чужие ошибки. БМС 1998, 273; ЗС 1996, 106, 306; ФСРЯ, 200; Янин 2003, 143; Мокиенко 1989, 117 118. 2. Жарг. шк. Дневник. (Запись 2003 г.) …   Большой словарь русских поговорок
  • козёл отпущения — О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок (у древних евреев, на это животное особым обрядом возлагались грехи всего народа) …   Словарь многих выражений
  • Козёл отпущения (картина) — …   Википедия
  • КОЗЁЛ — КОЗЁЛ, зла, муж. 1. Жвачное парнокопытное животное сем. полорогих с длинной шерстью. Дикий к. Горный к. Винторогий к. 2. Самец домашней козы. От него как от козла молока (нет никакой пользы, проку; разг. неод.). Пустить козла в огород (посл.:… …   Толковый словарь Ожегова
  • Козёл — Запрос «Козел» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Козлы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Викисловаре есть статья « …   Википедия

Источник: https://phraseologiya.academic.ru/513/%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D1%91%D0%BB_%D0%BE%D1%82%D0%BF%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Как понять, что в отношениях вы – «козел отпущения»?

Что бы вы ни делали, вы постоянно во всем виноваты. Кто-то из родителей вечно вымещал на вас свою злость, а потом эта роль перешла к партнеру. Вероятно, вам досталась роль «козла отпущения». Почему это произошло и как избавиться от нее? Объясняет психолог Шэри Стайнс.

ФОТО Getty Images 

Здоровые отношения строятся на взаимном уважении и признании ценности другого человека. Если этого нет, обстановка в паре или семье становится токсичной. Нередко возникает ситуация, при которой один из партнеров (членов семьи) принимает роль козла отпущения. Эта роль может тянуться за ним всю жизнь, переходя из одних отношений в другие. Почему так происходит?

Чаще всего модель виктимного (жертвенного) поведения закладывается в семье. Ребенок в проблемной семье выполняет роль громоотвода: на него выплескивается агрессия одного или нескольких родителей (или других родственников), ему навязывают представление, что во всех бедах виноват он, что он – главное несчастье и позор в семье.

«Наличие «проблемного ребенка» исполняет определенную функцию, помогая супругам уйти от собственных проблем, – объясняет психолог Шэри Стайнс. – Для родителей такой «перевод стрелок» – это еще и повод объединиться, поддержать иллюзию гармонии. Сверхзаботливая мать или бабушка может таким образом реализовать свою потребность в контроле».

Герой фильма и книги «Похороните меня за плинтусом» – типичный пример «козла отпущения» в семье.

  • принимает все обвинения в свой адрес и ярлыки, которые навешивает на него абьюзер («я – ничтожество», «я всем мешаю», «я постоянно путаюсь под ногами», «если бы не я, всем бы жилось легче»),
  • служит боксерской грушей для вымещения чужого гнева,
  • ведет себя пассивно, не проявляет инициативу и не пытается отстаивать свое мнение,
  • не имеет устойчивой самооценки, сомневается в своей ценности,
  • боится одиночества и отвержения.

Люди, которые делают других козлами отпущения, тоже имеют общие черты. Они включают в себя чувство своего превосходства, раздутое эго и чувство собственной значимости, ограниченную способность к саморефлексии, самодовольство и ханжество. Этот список далеко не исчерпывающий.

Как и в случае других проблем, первый шаг к освобождению – осознание. Если вы нашли у себя описанные признаки, будьте честны с собой, как бы трудно вам это ни было. Определите, что удерживает вас в этой роли. Возможно, вы боитесь остаться в одиночестве. Или не привыкли думать или решать самостоятельно. Или вам трудно расстаться с абьюзером, потому что вы материально зависите от него.

Так или иначе, эта ситуация указывает на более глубокие личностные проблемы. Размотайте клубок, найдите их – и вам станет легче. Помните: сбросить «шкуру» козла отпущения невозможно до тех пор, пока вы сами уходите от ответственности и проявляете незрелость в отношениях.

Вот некоторые конкретные шаги, которые помогут освободиться от тягостной роли:

  • Сознательно и последовательно избавьтесь от проявлений жертвенного поведения в отношениях; не позволяйте другим винить вас, относиться к вам высокомерно, обесценивать вас
  • Возьмите жизнь в свои руки; в каких сферах своей жизни вы продолжаете полагаться на своего мучителя? Сосредоточьте силы на том, чтобы добиться независимости
  • Ведите себя с достоинством; будьте честными
  • Не берите на себя ответственность за чужие действия, настроения и чувства
  • Полюбите себя, будьте снисходительны к своим слабостям – у кого их нет?
  • Научитесь сами определять свои ценность, а не обращаться за оценкой к другим
  • Избегайте людей, которые не уважают вас
  • Игнорируйте негативный «шум» (оскорбления, издевки, сомнения), который звучит в вашей голове или исходит от других
  • Избегайте желчных, язвительных людей
  • Не рассказывайте посторонним подробности своей личной жизни; приберегите откровенные признания для друзей
  • В целом – мыслите позитивно, ищите во всем хорошую сторону.

Самое важное: научитесь строить отношения с собой. Проведите работу над собой, чтобы в ваших глазах ваши мысли, чувства и ощущения обрели вес. Всегда будет вероятность, что кто-то захочет вас спровоцировать или использовать. Ваше оружие против таких людей – самоуважение, стойкость и доля здорового пофигизма.

Подробнее см. на сайте lifelinecounseling.org

Шэри Стайнс (Sharie Stines) – психолог, специалист по расстройствам личности, восстановлению после психотравм и борьбе с зависимостью. Сотрудник службы психологической помощи Lifeline Counseling Services.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/kak-ponyat-chto-v-otnosheniyah-vyi-kozel-otpuscheniya/

«Козел отпущения» значение фразеологизма

Автор: Alla CuvichicoВ наши дни выражение — «козёл отпущения» стало фразеологизмом. Несмотря на то что это устойчивое словосочетание не утратило своего первоначального значения, сейчас оно используется лишь в переносном смысле. Думаем, многим интересно узнать что эта фраза означала первоначально.

Почему именно козел, а не какое-то другое животное? Кто и куда его отпускал? Об этом, а так же о том в каких случаях уместно употреблять это выражение, какие фразеологизмы ближе всего по смыслу к «козлу отпущения» узнаете из этой статьи.
Выражение « козёл отпущения» буквально означает — свалить вину на других.

Довольно часто можно услышать: – «нашли козла отпущения» либо – «я вам что, козел отпущения». Выражение стало достаточно привычным и понятным, но откуда оно к нам пришло? Исторические корни происхождения фразеологизма «козел отпущения» следует искать в иудаизме.

Ветхозаветная книга Левит в главе 16 от имени Бога дает четкие указания, как нужно поступать первосвященнику и прочему народу Израилевому, чтобы очиститься от грехов и получить прощение от Господа. В праздник Йом Киппур, который отмечается «в седьмой месяц, в десятый день» по иудейскому календарю, к храму приводили четырех животных.

Это были молодой бычок (телец), баран (овен) и два козла одинаковой масти. Священник бросал жребий, чтобы выбрать одного из двух козлов. На кого из них падал выбор, отводился в сторону.

Трех других животных забивали, их кровью освящалась скиния (походный храм иудеев), а туши сжигались перед храмом, таким образом проходил обряд жертвоприношения Богу. Оставшийся в живых козел подводился к первосвященнику. Тот возлагал на его голову обе руки и исповедовал все грехи еврейского народа.

После этого специальный нарочный отводил козла в безводную Иудейскую пустыню, где и оставлял животное умирать жестокой голодной смертью. Этот ритуал, практиковался еще во времена первой скинии (X в. до н. э.) и вплоть до разрушения Иерусалимского храма (I в. н. э.).

В ранних обрядах отпущение сопровождалось тем, что к рогам животного привязывали кусок красной материи.

Перед изгнанием козла в пустыню ленту разрезали надвое. Одна половина привязывалась к воротам, вторая часть оставалась на животном. Если Бог прощал иудеям их грехи, то в момент гибели козла в пустыне красная лента на заборе должна была побелеть.

Значение ритуала — отпущение грехов.

На животное возлагали все дурные дела народа, тем самым оно превращалось во вместилище грехов. Козла отправляли в пустыню, где обитали демоны, а очистившийся от скверны народ Божий мог общаться с Господом.

То есть дословно «козел отпущения» означает козла, отпущенного в пустыню. Считалось, что в результате такого обряда вся вина людей перед Богом переходила на животное.

Евреи были не единственным народом, который практиковал такой обряд передачи грехов и последующего убиения «вместилища зла». Дж. Фрезер, исследователь древних верований, отмечает, что повсеместно, от Исландии до Австралии, люди стремились отделаться от злых, неблагоприятных сил природы подобным образом.

В античной Греции на случай стихийных бедствий или мора всегда были наготове преступники или пленные, которые приносились в жертву. Верования, что грехи могут быть причиной всеобщих бедствий, наблюдаются и у славянских народов. Так, обряд сжигания чучела Зимы имеет под собой древние ритуалы человеческих жертвоприношений.

У земледельческих народов своеобразный «козел отпущения» практиковался в праздник первой борозды, сенокоса, последнего снопа. В мировых религиях, которые почитают Ветхий Завет, произошла неизбежная интерпретация этого обряда. В Исламе существует специальный ритуал побиения камнями Сатаны. Правда, никакого животного уже не «нагружают грехами».

Люди просто отправляются в долину, где, по верованиям, обитает Дьявол, и швыряют туда камни. В христианской же теологии козел отпущения интерпретируется иногда как символический образ самопожертвования Иисуса Христа.

Все Евангелия и другие книги Нового Завета пестрят упоминаниями о том, что Сын Божий взял на свои плечи первородный грех человечества, произошедший от непослушания Адама и Евы, и искупил его своей смертью. Правда, нашего Господа Иисуса называют не «козлом», а «Агнцем Божиим» (Предтеча в Евангелии от Иоанна 1:29).

Читайте также:  Что значит стимпанк перевод? как понять паропанк? смысл

И от ритуала козла отпущения искупительная жертва Иисуса Христа отличается одной очень важной деталью. Это – добровольность. Животное не выбирало само своей смерти, его назначали быть «козлом отпущения».
Порядок, описанный в Книге Левит для народа Израиля, находит свое отражение и в нашей повседневной жизни — имеется ввиду использование «козлов отпущения».

Когда мы поступаем неправедно, то не всегда можем сами вынести тяжесть вины за свои поступки.

Здесь-то мы и прибегаем к помощи «козлов отпущения». Возлагая свои грехи на кого-то или что-то, перекладывая с себя ответственность, мы надеемся освободиться от непосильной тяжести вины. Это очень удобно и заглушает укоры совести.

Как это происходит? Вспомните, как мы зачастую просим прощения: «Прости, что срываюсь на тебя — у меня такие нагрузки последнее время» или «Извини за опоздание — дети с утра еле ползали». Мы «принимаем» вину и сразу же, «на одном дыхании», ее перекладываем. Внешние обстоятельства (нагрузки, стрессы) и другие люди (например, дети) становятся нашими козлами отпущения.

Возможно, доля вины этих «других» и присутствует. Но делаемся ли мы от этого менее виноватыми? Из-за того, что практика «перекладывания с больной головы на здоровую» встречается повсеместно и во все времена, единичный ритуал еврейского народа стал нарицательным, превратившись в метафору.

Если не на кого переложить вину, она начинает отравлять нас, поэтому выбор козлов отпущения – это естественный инстинкт. Кто или что в таком случае может быть козлом отпущения? Ответ прост — обратиться к Всевышнему, у которого мы просим удовлетворения наших эмоциональных, духовных и материальных потребностей.

Точно так же можно передать Ему свои грехи! Сталкиваясь с условиями, которые побуждают нас поступать неправедно, можно просто сказать: — «Я не хочу нести это бремя, я хочу, чтобы Ты нес его, я перекладываю его на Тебя».

Схожее по смыслу выражение —  «перевести стрелки», обозначающее «возложить вину на кого-то, не имеющего к делу непосредственного отношения» Часто на вопрос — «Кто виноват?», можно услышать ответ — «стрелочник». Почему именно этот работник железной дороги стал лицом нарицательным? Ответ прост —  на заре эпохи поездов достаточно часто происходили крушения.

Ответственность за происшедшее часто спускали вниз по иерархической лестнице, пока не останавливались на простых стрелочниках. Не менее популярной является поговорка «валить с больной головы на здоровую». Она так-же как и козёл отпущения означает, что виноватый хочет переложить ответственность на плечи другого человека.

Поделитесь с друзьями

Источник: http://www.inqui.ru/2012/11/Kozelotpuxhenija.html

Фразеологизм «козел отпущения»

Автор: Дмитрий Сироткин

Поговорим подробнее о фразеологизме «козел отпущения».

Он пришел к нам из далеких ветхозаветных времен.

Приводятся значение, история и источник происхождения фразеологизма, а также примеры употребления из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Козел отпущения – человек, вынужденный принимать на себя чужую вину

Синонимы: мальчик для битья, крайний, стрелочник

Козел отпущения: происхождение фразеологизма

Это библейское выражение возникло в связи с существовавшим у древних евреев обряда возложения грехов всего народа на живого козла. В день грехоотпущения (праздник Йом Киппур) первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню.

Обряд просуществовал очень долго, в период Иерусалимского храма (X в. до н. э. — I в. н.).

Некоторые эксперты считают, что этот обряд пришел на смену первобытнообщинного культа царя-жреца.

Данный культ предполагал то, что извне приходил некий герой, убивал стареющего царя-жреца и женился на его дочери.

Он магически обеспечивал плодородие и благополучие племени, но потом так же постепенно терял свою магическую оплодотворяющую силу, извне приходил герой и убивал уже его, женился на его дочери, и т.д.

По-видимому, первосвященник Иерусалимского храма должен был испытывать смутную неприязнь к культу царя-жреца.

В пользу этой версии говорит и то, что козлов в день грехоотпущения было два:

  • «наш» козел, козел отпущения, на которого лишь ритуально возлагали накопленные евреями за год грехи, а потом отпускали в пустыню
  • жертвенный козел, которого закалывали прямо в храме (вместе с тельцом)

Впрочем, кому из двух козлов кем быть решал жребий. А в целом этот ритуал напоминает кровавую встречу старого и нового царя-жреца.

В христианстве же Козла отпущения иногда интерпретируют как прообраз самопожертвования Иисуса Христа, поскольку Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества.

Источник 

В Ветхом завете (Левит, 16, 21-22) дается следующее описание:

И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит перед Господом, чтоб совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения (и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую).

Примеры из произведений писателей

Ну и выбрали козла отпущения, заставили писать в отделении критики, и получилась жизнь. (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Почему же я и вот эти несчастные должны сидеть тут за всех, как козлы отпущения? (А.П. Чехов, «Палата №6»)

Одним из распространенных недостатков нашего мышления является привычка при любых обстоятельствах отыскивать козла отпущения. Мы превращаемся в «анти», мы выступаем против того или другого и убеждаем себя, что если бы можно было это, то или другое обойти, преодолеть, раздавить и уничтожить, человечество было бы счастливо. (Герберт Уэллс, «Демократия в заплатах»)

Итак, со временем мы подзабыли, что быть козлом отпущения не так плохо, как жертвенным козлом, да и самым обычным козлом, которого со временем просто съедят. Окружающий такого козла героический ореол поблек, и остался лишь образ лузера, попираемого более удачливым окружением.

В дополнение вы можете ознакомиться с фразеологизмами из Библии, а также со следующими материалами:

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за! Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Источник: http://burido.ru/razvitie-i-obuchenie/500-frazeologizm-kozel-otpushcheniya

Козел отпущения

Многим, должно быть, интересно происхождение выражения «козел отпущения». Этот термин происходит из Книги Левит.

То есть дословно «козел отпущения» означает козла, «отпущенного в пустыню».

Обряд отсылания козла был необходим, потому что израильский народ не мог продолжать общение со Всевышним до тех пор, пока грехи и преступления, отделявшие от Него, не были «изгнаны».

В отличие от жертвоприношений, которые символизировали искупление грехов отдельных людей, целью изгнания козла было символическое возложение грехов всего израильского народа и «отпущение» их туда, откуда они происходили — в пустыню, которая в Священном Писании считалась прибежищем демонов.

Этот порядок, описанный в Книге Левит для народа Израиля, находит свое отражение и в нашей ежедневной жизни — я имею в виду использование «козлов отпущения». Когда мы поступаем неправедно, то не всегда можем сами вынести тяжесть вины за свои поступки.

Здесь-то мы и прибегаем к помощи «козлов отпущения». Возлагая свои грехи на кого-то или что-то, перекладывая с себя ответственность, мы надеемся освободиться от непосильной тяжести вины.

Как это происходит? Вспомните, как мы зачастую просим прощения: «Прости, что срываюсь на тебе — у меня такие нагрузки последнее время» или «Извини за опоздание — дети с утра еле ползли».

Так редко можно услышать «Прости, что срываюсь на тебе, мне нет оправдания», или что-то подобное. Мы «принимаем» вину и сразу же, «на одном дыхании», ее перекладываем.

Внешние обстоятельства (нагрузки, стрессы) и другие люди (например, дети) становятся нашими козлами отпущения. Мы с легкостью объясняем свои плохие поступки собственным психологическим состоянием (депрессией, недомоганием и др.

), вместо того, чтобы признаться себе в том, что на самом деле это лишь условия, которые могут располагать к определенному поведению.

Например, постоянная боль, которую я испытываю из-за болезни, не является оправданием моей раздражительности. Моя боль может расположить меня к злости, но ничто не может меня разозлить само по себе. Есть соблазн вести себя определенным образом вследствие определенных внешних условий, но за свои поступки отвечаю я сам.

В этом-то и проблема. Большую часть времени мы не справляемся с бременем этой ответственности. Нам требуется козел отпущения, и, так или иначе мы часто находим его, во всяком случае, на некоторое время. Со временем, когда мы вновь и вновь поступаем несправедливо, нам требуются новые козлы отпущения, чтобы снова переложить ответственность за свои дела.

Подобно другим неправедным наклонностям в душе человека, выбор козлов отпущения – это естественный инстинкт, который используется для достижения противоестественных целей. Правда заключается в том, что мы оказываемся не в состоянии нести тяжесть своих плохих поступков, но не понимая этого, мы разрушаем себя. Если не на кого переложить вину, она начинает отравлять нас.

Мы нуждаемся в козлах отпущения, но это не могут быть другие люди (друзья, родные, коллеги) или обстоятельства — они помогают лишь на время, и это неизбежно разъединяет нас с самим собой и окружающим миром, приводит к отчуждению, изоляции и духовной смерти.

Кто или что в таком случае может быть козлом отпущения? В соответствии с Православным толкованием Ветхого завета, указания Левита не являются всего лишь социальной, психологической или даже религиозной методикой обращения с грехом. Скорее они представляют собой прообраз самопожертвования Иисуса Христа. Сам Христос является искупительным агнцем, который «Телом Своим вознес грехи наши на крест» (1 Пет. 2:24) в пустыне «за городскими стенами» (Евр. 13:13).

Как человек, Иисус может понять человеческую слабость и принять бремя, которое мы возлагаем на Него. Как Бог, Он прощает грехи, которые мы исповедуем Ему. С Христом мы не просто «вытряхиваем свой мусор на чужой двор», но отправляем его в небытие.

И в этом понимании Господь не является просто Богом, которому мы поручаем нашу жизнь и волю, чтобы Он удовлетворял наши эмоциональные, духовные и материальные потребности.

Мы точно так же можем передать Ему свои грехи! И когда мы сталкиваемся с условиями, которые побуждают нас поступать неправедно, то мы можем сказать: «Я не хочу нести это бремя, я хочу, чтобы Ты нес его, я перекладываю его на Тебя».

Невозможно постичь, как наш невероятно любящий Господь дает нам такую возможность, но это действительно так. Не нужно пытаться понять это. Все, что нам нужно — принять это.

Источник: Православная Церковь Св. Эйдена, Кранбрук, Канада.

Перевод с английского Наталии Налютиной специально для портала “Православие и мир”.

Источник: http://www.pravmir.ru/kozel-otpushheniya/

«Козел отпущения». Кто им становится и почему?

Любой коллектив устроен так, что в какой-то степени ему нужен кто-то, на кого можно сливать негативные эмоции и иногда делать виноватым в общих проблемах. Особенно это ярко проявляется в неблагополучных, конфликтных коллективах, иногда в семьях.

Подходящая кандидатура невольно попадает в определенные ситуации, а остальные члены коллектива, не сговариваясь, ведут себя соответствующим образом — возлагают вину за что-то на данного человека и относятся с некоторым пренебрежением.

Знакома ситуация?

Дело в том, что такой человек используется как громоотвод негативных эмоций и выполняет в какой-то степени важную для коллектива функцию. К сожалению, все люди несовершенны и порой испытывают потребность в том, чтобы переложить долю ответственности на другого человека или обстоятельства. И здесь возникает человек, которого общность превращает в «козла отпущения».

Однако далеко не каждого человека можно поместить в данную роль. Иногда эта роль приклеивается к человеку, часто на длительное время, а иногда потенциальный кандидат на эту роль делает что-то, что выталкивает его из этой роли, несмотря на все попытки коллектива.

Давайте разберемся, какие качества человека позволяют поместить его в эту роль, а какие нет.

Читайте также:  Что значит тип питания bb? как понять питание bb? смысл

Заниженная самооценка.

Одним из основных качеств, которые можно наблюдать у всех «козлов отпущения», является низкая самооценка. Они как бы сами готовы, чтобы к ним относились весьма неуважительно, поскольку чувствуют себя такими. Причиной могут являться неблагоприятные отношения в семье или другие травматические переживания в коллективах сверстников.

Скрытые амбиции.

У любого человека, попавшего в роль «козла отпущения», наряду с отсутствием ощущения своей ценности есть очень сильное желание занять высокий статус в коллективе, ощущать свое превосходство над другими.

Это желание возникает как противовес истинному положению среди людей — неприятию, отвержению.

Другими словами это можно назвать ущемленной амбициозностью, когда основной потребностью становится не столько желание занять высокое место в иерархии, а стремление превосходить других, проявляя отвержение.

А дальше происходит самое интересное. Как относятся окружающие к тому, кто, с одной стороны, не ценит себя, а с другой, хочет чувствовать превосходство над окружающими? Такой человек вызывает неуважение и желание «поставить его на место», чем в дальнейшем коллектив с удовольствием и занимается, удовлетворяя уже свои потребности.

Неуважение к другим людям.

«Козел отпущения» обижен на весь мир и окружающих людей и не испытывает к ним уважения, и тем более любви. Это еще одна характеристика людей, попавших в эту нишу. Они безуспешно пытаются решить внутренний конфликт, мечтая когда-нибудь относиться к окружающим так, как сейчас окружающие относятся к ним.

Итак, в любом коллективе каждый человек вступает в определенные взаимодействия. Характер этого взаимодействия определяется качествами человека, благодаря которым оно может быть позитивным или негативным.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/67991/

“Козел отпущения” в офисе

Наличие в организации постоянного изгоя или даже нескольких работников с таким статусом (а иногда и целого отдела), которых начальство и более успешные сослуживцы постоянно используют в качестве стрелочников, свидетельствует как минимум о крайне нездоровом психологическом климате, царящем в данном коллективе, и как максимум — о серьезных финансовых или производственных проблемах. Дело в том, что одной из важнейших черт хорошего руководителя является умение брать на себя ответственность и отвечать за допущенные ошибки. А когда босс из раза в раз переориентирует свои просчеты на кого-то другого, этим он демонстрирует собственную психологическую незрелость, неспособность адекватно оценивать обстановку и принимаемые им решения. Кроме того, талантливый лидер никогда не допустит, чтобы подчиненный ему коллектив раздирали внутренние противоречия, ведь хронические конфликты непременно снижают эффективность командных действий. Ну разве можно требовать выдающихся производственных показателей от людей с сильно пониженным внутригрупповым статусом и такой же заниженной самооценкой? Это все равно что пытаться представить себе топ-менеджера в индийской компании выходцем из касты неприкасаемых.

Зеркало для короля и шута

Впрочем, нельзя не признать, что с точки зрения биологии распределение ролей в человеческой группе — вполне нормальное явление. Например, для многих видов стадных животных свойственно наличие в группе особей, занимающих ниши презираемых собратьями аутсайдеров.

Более того, если вдруг такие ниши по каким-либо причинам становятся вакантными, звериная группа переживает кризис до тех пор, пока кто-то из вчерашних середнячков не вытесняется на позицию нового объекта для общих нападок. В человеческом обществе наиболее ярко структуру социальных групп можно наблюдать на примере детских коллективов.

В них всегда есть мальчики и девочки, зачисленные товарищами на роль изгоев. Причем любопытно, что, по наблюдениям психологов, если к приходу новичка ниша изгоя уже занята, недавно прибывшему нужно сильно постараться, чтобы занять ее вместо штатного козла отпущения.

То есть, как это ни странно прозвучит, во многих человеческих сообществах четкое распределение ролей способствует сохранению групповой стабильности. Причем изгоев не может быть слишком много, иначе снижается статус коллектива. Обычно исследователи говорят о двух-трех постоянных отверженных в группе.

Но каковы причины этого жестокого механизма? Дело в том, что членам группы необходимо соотносить свое положение с иерархической системой координат. «Если Вася — король, Петя — военный вождь, Игорь — шут, а Николай — козел отпущения, значит, моя позиция расположена где-то между Петей и Игорьком.

Следовательно, все не так уж и плохо, ведь по сравнению с Колей я вполне на уровне», — примерно так может рассуждать маленький человек. Взрослые тоже, как и дети, стремятся подсознательно самоутвердиться за счет более слабых. «У нас на фирме козлом отпущения является одна из молодых помощниц главного бухгалтера, — рассказывает Марина Николаевна.

— Вообще-то это очень неплохая и даже умненькая девочка, многие ей даже сочувствуют. Но для определенной категории наших дам, считающих себя элитой конторы, она с некоторых пор стала мишенью для постоянных нападок.

А все потому, что девушка робкая и не умеет так дать отпор злопыхательницам, чтобы у них раз и навсегда пропало желание привязываться; всегда ходит с виноватым видом, смотрит испуганно. Такие люди просто привлекают людей хищнического склада.

Но самое неприятное, что репутация козла отпущения, привязавшаяся к бухгалтерше практически сразу после поступления на работу, заставляет и руководство относиться к ней пренебрежительно, как к человеку третьего сорта, на которого всегда можно прикрикнуть. И все будто не замечают ее исполнительности и хорошей профессиональной квалификации.

На примере этой несчастной тихони я учу свою дочь, что мало быть хорошим специалистом, надо уметь еще правильно поставить себя в коллективе».Впрочем, не только слабые люди могут занять подобную малопривлекательную позицию. Психологи говорят о том, что в группе риска также находятся люди слишком экстравагантного типа.

Например, местные умники, постоянно фонтанирующие свежими идеями и пытающиеся навязать их руководству, причем неважно, просит оно их об этом или нет. Подобные сотрудники рискуют получить статус козла отпущения в придачу к репутации местного чудака. Кроме того, в аутсайдеры могут попасть работники, постоянно конфликтующие с начальством и сослуживцами.

Даже местные «звезды» не застрахованы от падения на самое дно групповой иерархии. Бывает, что причиной тому служит непродуманное назначение молодого менеджера на должность, которая на данный момент превосходит его реальный потенциал. Сев не в свое кресло, человек начинает постепенно терять уверенность в собственных силах, поскольку его теперь постоянно преследуют неудачи. В итоге он становится бельмом на глазу босса. Ну и, наконец, даже сотрудник с хорошей репутацией и надежным положением в компании тоже может на продолжительное время впасть в немилость у своего руководителя. Например, так бывает, когда в организацию приходит новый начальник, который хочет быстро поставить себя в коллективе, продемонстрировав народу властный характер. И тогда ему под горячую руку совершенно случайно попадается кто-то из благополучных аборигенов, и он раз за разом начинает привычно выбирать давно работающего здесь человека для показательной порки. Но обычно такая «козлиная доля» все же бывает временной, хотя это способно порядком подпортить кровь наспех выбранной жертве.

Не сдаваться!

Как бы скверно ни сложились обстоятельства, нельзя мириться со своим ущербным положением. Да, вы любите свою работу или финансово зависите от нее и поэтому очень боитесь увольнения.

Но стоит ли ради сохранения чувства стабильности убивать в себе остатки самоуважения и карьерные надежды? Ведь, как правило, козел отпущения — последний человек в организации, кто может рассчитывать на должностное повышение и финансовые бонусы. И это притом, что часто такие люди хорошо знают свое дело и очень дисциплинированны.

Начальству же и многим коллегам очень выгодно иметь рядом безропотного человека, на которого всегда можно спихнуть сложную задачу, а заодно и высокую ответственность. И такие тихони часто годами тянут самую тяжелую работу и не решаются попросить для себя у начальства наград.

Чем не идеальный сотрудник для типичного руководителя?! Поймите, что чувство вины и гипервысокой ответственности, а также страх — именно та энергетика, которой питаются разные офисные паразиты. Единственный способ начать уважать себя — это заставить уважать себя других.

Так, если вы знаете, что достигли определенных высот на своем месте и поэтому давно заслужили продвижения по службе или прибавки жалованья, смело просите их у босса. Хороший труд должен хорошо оплачиваться, в противном случае вы будете выглядеть в глазах окружающих чудаком-бессребреником, не знающим себе настоящую цену.

А таких «энтузиастов» быстро седлают ушлые ловкачи. Если же на вашу законную просьбу начальство ответит категорическим отказом, подумайте о смене работы. Попробуйте на новом месте позиционировать себя в коллективе более правильно, и тогда у вас появится шанс раз и навсегда избавиться от оскорбительной роли штатного козла отпущения.

Особо ценная персона

Как уже было сказано, обычно руководители очень дорожат своими козлами отпущения. На депрессивных предприятиях начальству порой бывает просто необходимо иметь про запас штатного виноватого во всех бедах, чтобы направлять на него гнев своих подчиненных. В политике то же самое.

В кризисные периоды власть должна иметь под рукой кого-то из одиозных министров, чтобы народное недовольство фокусировалось на этом «страшилище» и таким образом высшие правители оказывались как бы ни при чем. Часто о таких людях в народе ходит шутливая поговорка «Во всем виноват такой-то».

Причем неважно, находится в епархии данного чиновника проблемная ситуация или нет. Ценность талантливого козла отпущения как раз в том-то и заключается, что им можно заслониться от любой проблемы.

Как-то я смотрел фильм, где хозяин магазина специально платил зарплату человеку, главной обязанностью которого было принимать на себя гнев чем-то недовольных покупателей. Все происходило так. Недовольный посетитель вызывал менеджера и начинал высказывать ему свои претензии.

Менеджер в свою очередь приглашал главного героя фильма под видом ответственного за конфуз сотрудника и начинал энергично распекать его на глазах клиента. Под конец показательной выволочки начальник на глазах удовлетворенного покупателя объявлял проштрафившемуся подчиненному, что он уволен.

Потом успокоившийся клиент покидал магазин, а участники разборки как ни в чем не бывало расходились по своим рабочим местам. Вот что думает по этому поводу бизнес-тренер Николай Маточкин: «Чаще всего данную нишу занимают люди, которые сами своим поведением провоцируют к своей персоне определенное отношение. Это так называемое виктимное поведение.

Но главное, что каких-то людей очень устраивает ситуация, когда они не несут никакой ответственности, могут упиваться сладострастной жалостью к самим себе да еще и пользоваться сочувствием со стороны некоторых своих сослуживцев. Иногда козлы отпущения просто не могут жить, не чувствуя себя в эпицентре всеобщего внимания, пускай и со знаком минус. Одним словом, есть люди, для которых такая роль вполне желанная».

Как не стать

Если же вы не относитесь к категории тайных мазохистов и одновременно чувствуете, что в последнее время на работе вас регулярно стали незаслуженно выставлять в роли виноватого за производственные неудачи, то воспользуйтесь антикризисными рекомендациями специалистов. Итак, чтобы не попасть в нишу штатного козла отпущения, необходимо следующее.

  • Придя в новую организацию, будьте готовы выдержать испытания «прописки». Да-да, не только в тюремных камерах и солдатских казармах принято проверять новеньких на прочность характера жестким психологическим прессингом, таким образом определяя их положение в местной иерархии.

  • Знать свои профессиональные обязанности и не позволять соседям по офису регулярно навешивать на вас свою работу, а также использовать в качестве мальчика (девочки) на побегушках.

  • Стараться браться только за те задачи, которые вам по силам.

  • Будьте внимательны при подписании важных документов, так как последующие оправдания в том, что вы, мол, что-то важное из их содержимого просто не заметили, могут быть истолкованы не в вашу пользу.

  • Не спешите благородно брать на себя ответственность за проваленное дело, если вы были не единственным действующим лицом. Важно понимать, что некоторым типам из вашего окружения может понравиться идея и впредь в случае неудачи уходить в тень, предоставляя вам оправдываться перед начальством.

  • Если вас раз за разом пытаются сделать крайним, попытайтесь проанализировать собственное поведение и найти причину проблемы в себе. Помните: часто мы сами привлекаем к себе людскую агрессию и неуважение.

КРОТКОВ А. П.

Источник: https://delovoymir.biz/kozel-otpuscheniya-v-ofise.html

Ссылка на основную публикацию