Что значит неформал? как понять слово неформал? значение и смысл

Кто такие неформалы

Что значит Неформал? Как понять слово Неформал? Значение и смысл

Можно с уверенностью сказать, что каждому человеку, а особенно подростку приходилось встречать людей, отличающихся своим внешним видом и поведением от остальных.

У кого-то длинные черные волосы или розовая челка, корсеты или косухи, много браслетов, высокие платформы, многочисленные проколы на теле, вызывающий макияж. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Причем, большинство из них являются подростками, обучающимися еще в средних образовательных учреждениях. Одним из таких является МОУ СОШ №2, где обучаемся мы. На этом примере мы проведем свое исследование, обобщив собранные данные.

В современном обществе выделяют десятки субкультур, которые находятся всегда в движении, изменяются.

Человеку, не относящемуся к субкультурам, отдельные публикации в прессе не позволяют получить единую картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь оду какую-то сторону их деятельности.

В отношении неформальных групп сложилась нехватка объективной информации. Поэтому мы хотим в своей работе, исследовав многие источники, заполнить пробелы об этих течениях.

В результате работы над проектом мы выяснили основные причины вступления молодежи в неформальные течения.

Из них основные: а) борьба отцов и детей — противостояние взрослому миру, нежелание подростка прислушиваться к желаниям родителей; б) потерянность подростка, неопределенность самого себя, своих возможностей и стремлений; в) самовыражение, духовное и физическое обретение себя самого; г) влияние окружения и семьи на психику подростка; д) невнимательность к подростку, беспризорность, одиночество, запущенность, беззащитность; е) стремление познать необычное, что-то новое, получить новые эмоции и впечатления, развить свои интересы.

Мы считаем, что любой человек должен хотя бы немного, в общих чертах знать, что такое субкультура. Так как данное слово все чаще употребляется среди молодежи. Неформалы живут среди нас, и они такие же люди как мы, просто со своими увлечениями, может даже странностями.

Но разве и у людей, не относящихся к неформалам, нет своих разных необычных интересов, просто они не так ярко их выставляют напоказ. В каждой субкультуре бывают разные люди. На самом деле субкультуры — это колоссальный красочный мир, открывающий нам все оттенки жизни.

В работе мы начали исследование, исходя из поведения и одежды различных неформалов, ссылаясь на то, что между представителями различных субкультур существуют как различия, так и определенное сходство в частности в их целях — быть индивидуальностью, быть услышанным, понятым и быть принятым.

Проект является связующим звеном между миром подростковых неформальных групп и окружающим обществом. Он может быть также интересен родителям представителей субкультур, учителям и другим взрослым, которые работают с ними, помимо самих подростков.

Субкультуры ли? Неформальные объединения молодежи — кто они?

Неформальные объединения не являются открытием наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, сейчас они существенно отличаются от своих предшественников. Тем не менее, чтобы постигнуть натуру сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

Для начала мы решили заглянуть в толковый словарь русского языка Ожегова и посмотреть разъяснение слов. Так, определения «субкультура» вообще нет, а «неформал» означает представитель неформальной, официально не утвержденной организации, группы. Эти сведения означают, что эти слова являются до конца не исследованными.

Проанализировав научные книги, выделили современное определение культуры. Культура — это убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Культура любого общества пестра, поскольку в нем существуют различные социальные группы и подгруппы, разные нации и народности, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм, порядков. Такие культурные группы принято называть субкультуры.

Выделяют различные субкультуры: этнические, классовые, религиозные, молодежные и др.

Субкультура с точки зрения культурологии — это объединение людей, которое не противоречит ценностям традиционной культуры, а дополняют её – вносят индивидуальность, яркие элементы, сопутствуют своими тенденциями стремительному развитию.

Субкультуры также – своего рода «ростковые зоны» на теле «большой» (мэйнстримовской) культуры. Они необходимы как гарантия от культурного застоя, а введения новых направлений — для самовыражения.

Они – своеобразный культурный передовик, который всегда «идет в ногу со временем».

Термин » неформальная группа » стал широко применяться в социологии после Хоторнских экспериментов, проведенных под руководством Э.

Мэйо, в которых была выявлена сущность рабочей бригады как малой социальной группы: каждый работник ощущал себя не одиночкой, а членом спаянной социальной организации неформальной группы, спонтанно возникшей в формальной организации промышленного предприятия.

Основная функция группы неформальной организации состояла в защите рабочими своих экономических интересов: сохранении неизменной нормы выработки, соответствующей неформальному групповому стандарту. Исследования показали, что индивидуальная производительность труда находится под сильным влиянием межличностных отношений в бригаде.

Так что слова имеют свою историческую справку, причем они имеют значение мало отличающееся от первоначального.

Словосочетание «неформальные объединения молодёжи» возникло в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя окружающим.

«Неформальный» сейчас обозначает необычность, яркость и незаурядность. В разговорной речи применяют и сокращенные формы — «нефоры», «ниферы» и др. Неформальный человек – это стремление показать свое «Я», сказать тусклой массе людей: «Я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Особенно, это касается нас – подростков, находящихся в вечных поисках своей неповторимой личности.

Мы определились со значениями слов, теперь поговорим о грамотных названиях или более корректных.

Оказывается, что не всех людей, состоящих в подобных организациях, можно назвать неформалами. Так существуют в зависимости от направленности целей три названия: неформальные, любительские, самодеятельные.

Участники самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают возрождать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией. Бурно возникающие молодежные группы именуют по-разному.

Поэтому употреблявшийся первоначально термин «неформалы» является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно отдельных группировок. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.

«Любителями» же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме: сценическое или изобразительное искусство, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин «самодеятельные организации» по отношению к таким объединениям кажется более оптимальным, и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности.

Характеристики субкультур, в общем. Разделение их по видам

Каковы же основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, не зависящая от чужих мнений, культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому, что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной творческой деятельности.

Третьей характерной чертой молодежной субкультуры можно назвать ее чрезмерную устремленность в будущее, часто небезопасную. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций, познаний. Английский социолог М.

Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей»: развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на главные системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте».

Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, общественному мнению и подчиняемся порядкам.

У неформала свой мир и свои правила: когда в моде мокасины, они одеваются исключительно, как хотят, или как принято в субкультуре: будь это кеды или гриндерсы.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми плюсами и минусами. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ.

Раньше при Советском Союзе было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось».

Сейчас же все изменилось, молодежи предоставлено больше, которая иногда несет и отрицательные черты, помимо свободного высказывания своего «Я».  

Но есть некоторые негативные стороны вступления подростка в данные организации. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные.

Во-вторых, в настоящее время в нашей стране наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений.

Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни.

А тем более, что городские условия жизни создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Сначала приведем все возможные классификации, которые нашли, а после предложить нашу.

Так существуют классификации по социально-правовому признаку, по направленности интересов (социолог М.Топалова), также структура профессора С.А.Сергеева, по неформальному самодеятельному движению молодежи (профессор З.В. Сикевич) и многие другие.

Мы полагаем, что молодежные организации можно распределить на следующие группы:

  • Спортивные: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры, сноубордисты.
  • Музыкальные: музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
  • Игровые, включающие другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры
  • Мировоззренческие, идеологические: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы,эмо.
  • Компьютерные: хакеры, юзера, геймеры.
  • Асоциальные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
  • Религиозные: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
  • Эстетические, связанные с искусством: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
  • Элитарные: мажоры, рейверы.
  • Антикварные: битники, роккабильшики, моды.
  • Контркультура: гопники, реднеки.
  • Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Мы выделили самые известные из них, даже немного углубившись. При составлении характеристики, мы пользовались многими источниками информации и собственным наблюдениями.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/kto-takie-neformali.html

Кто такие неформалы?

Кто такие неформалы?

Проходя по улице мимо очередной тусовки молодых людей, мы невольно обращаем внимание на ярко одетых, татуированных или особым образом причесанных людей. «Вот уж молодежь!» — думаем мы.

Однако мало кто из обычных людей представляет, что такая одежда, прическа и татуировки могут значить многое. Для нас, конечно, они значат мало.

А вот для молодых людей, которые переживают сложный период своей жизни в связи с возрастом такая одежда — это символ чего-то особенного. Чего же? Попробуем разобраться.

Неформалы — кто они?

Кто такие неформалы? Прежде всего, неформалы — это социальная группа. Как правило, термин относится к тем молодым людям, которые стремятся каким-либо образом выделиться из общества окружающих их людей.

Стремление к неформальным культурам возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Однако существует большое количество случаев, когда люди надолго остаются неформалами. Это связано с глубоким осознанием идей неформального движения.

Читайте также:  Что значит жёлтый цвет в психологии? как понять жёлтый? смысл

Впоследствии такие люди становятся некими духовными вдохновителями молодежи. Они постоянно находятся в кругу молодых людей и занимаются тем, что прописано в неформальном «своде правил» своей культуры.

Естественно, свод правил не подразумевает под собой наличие юридического документа. Скорее, это просто воззрения и традиции определенной неформальной культуры.

Пожалуй, наиболее частая причина для возникновения неформальной группы — это музыкальное направление. На этих дрожжах образованы основные неформальные культуры. Например, хиппи, металисты, рэперы, инди и так далее. Музыка обладает каким-то магическим влиянием на молодых людей.

Известные музыкальные группы должны ощущать огромную ответственность за то, что они передают со сцены. Для того чтобы понять, кто такие неформалы или что значит быть, например, металистом, нужно любить музыку в стиле метал.

Без осознания музыки и без ее принятия ни один человек не будет истинно принят в ту или иную неформальную культуру.

Другой популярной причиной возникновения неформальных культур является политическая и историческая ситуация. К примеру, нацизм в Германии тоже был неформальной культурой, которая переросла в машину для убийств мирового масштаба.

С этой точки зрения интересна история возникновения культуры хиппи. Первоначально существовало движение битников (от слова «beat» или «удар»). Их можно считать прародителями всех неформальных культур нынешнего мира. Движение зародилось в 50-х годах в Соединенных Штатах Америки.

В ходе Второй Мировой Войны многие молодые люди потеряли родителей, после чего их поколение называли разбитым. Эти молодые люди выражали свою скорбь и протест, одеваясь в рваные джинсы, обвисшие свитера и старые кеды. На фоне остальных школьников в пиджаках и галстуках битники выглядели, как нищие.

Такая одежда и часто вызывающее поведение неформалов были вызовом традиционным устоям общества. К концу 50-х годов по приказу правительства США был изобретен наркотик ЛСД, который был призван уничтожить малозащищенные слои молодежи. Согласно исследованиям, до 60% активно употреблявших ЛСД погибали от сердечных приступов. Но ситуация быстро вышла из-под контроля.

Наркотик превратился в общенациональную беду. В той среде возникли такие величайшие музыкальные коллективы, как «The Doors», «Led Zeppelin» и «Rolling Stones». Музыканты активно принимали наркотики и писали песни под их воздействием. Группы были очень популярны, что привело к формированию движения хиппи.

Эти молодые люди вели беспорядочный образ жизни, употребляли легкие наркотики, путешествовали из города в город по различным музыкальным фестивалям. Их девизом было известное выражение: «Make love, not war», что в переводе на русский звучит как «твори любовь, а не войну».

Источник: https://elhow.ru/stati-dlja-vzroslyh/kultura-1/kto-takie-neformaly

Неформал

Неформальная Организация

См. Организация неформальная

Бизнес словарьНеформальная Экономика Или Теневая Экономика

(informal economy or black economy) — виды оплаченного труда  вне формальной структуры оплаченной занятости. Такая деятельность  не подвержена нормальным ограничениям регистрации и налогообложения и, следовательно, в целом поддерживается наличными платежами.

Ныне очевидно, что изучение формальной занятости не исчерпывает границы социологии труда. Социолог Рей Пал и экономист Джонатан Гершуни опубликовали провокационную статью (1980), в которой выдвигают идею, что в действительности существуют три экономики — формальная, неформальная и домашняя.

В первой, признанной правительствами, люди продают свою способность работать за заработную плату и жалованье; во второй они выполняют работу «вне бухгалтерии», то есть получают наличные деньги,  но не декларируют их (реальная «теневая экономика» ) либо помогают соседям или родственникам за оплату «натурой»; в третьей роль  женщин в стряпне, уборке и заботе о доме признается работой «сделай ты», то есть эту роль способны выполнять и мужчины. Начиная с 1980 г. по проблемам  деятельности «вне занятости» проходили конференции, издавались книги, статьи. Исследователи выявили следующие виды работы и экономики. Оплачиваемый труд подразделяется на наемный (формальная экономика)  и теневой наемный (теневая экономика), а неоплачиваемый — на домашний (домашняя экономика) и работу вне занятости (общинная экономика). Вообразим женщину, утюжащую одежду дома. Она могла бы делать это за заработную плату, как «надомница» (наемный труд  в формальной экономике), или для торговца, чтобы получить какие-то дополнительные наличные деньги, не декларируя их (наемный труд или самозанятость в «теневой экономике»), или как домохозяйка  для своего мужа, от которого материально зависит (домашний труд  в «домашней экономике»), или для друга, соседа, родственника, местной церкви, клуба, другой  добровольной организации, к которой принадлежит, не рассчитывая на оплату (работа  вне занятости в «общинной экономике»). Хотя в некоторых исследованиях утверждается, что «теневая экономика» расширилась во время  экономического кризиса 1980-х гг., важно иметь в виду ее размах  и значение  на перспективу. В сумме работа «вне» формальной занятости должна изучаться относительно выполняемой «внутри». Нужно рассмотреть взаимосвязи между ними и выявить, каким образом отношения наемного труда пронизывают неоплаченную работу, а также каким образом социально порожденные идеологии формируют модели осуществляемой работы. Множество дискуссий ведется по вопросу применения данного термина  к объяснению экономической деятельности в городах «третьего мира», где многие люди не имеют доступа к постоянной занятости. См. также Домашний труд; Домашнее производство;  Частная и публичная сферы. 

Социологический словарьНеформальная Экономическая Деятельность

деятельность,  которая осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, т.е.

предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним  хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут  (полностью или частично) производить продукты  или услуги для собственного потребления.

Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. Неформальная экономическая деятельность,  как правило,  бывает распространена в развивающихся странах.

В России значительное распространение неформальное производство  имеет в сельском хозяйстве, в торговле, строительстве, а также некоторых других отраслях.

Социологический словарьНеформальное Объединение

См. Организация неформальная

Бизнес словарьНеформальное Объединение

См. Организация неформальная

Экономический словарьНеформальные Объединения Молодежи

— это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном.

Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования.

Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода, секс и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.).

В качестве неформальных объединений молодёжи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам, «группы риска» и т.д. Хотя во всех такого рода молодёжных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру.

Для всех неформальных объединений молодёжи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка (слэнга). Сверх того, многие молодёжные группы располагают своими рабочими и печатными органами.

Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив. На Западе неформальные объединения молодёжной субкультуры громко заявили о себе несколько десятилетий назад, в виде движения битников, хиппи, новых левых и т.д.

Эти движения стали культурно-идеологической почвой для политических движений «гражданских инициатив» 60-ых годов, а позднее для «новых социальных движений» 80-90 годов. В нашей стране неформальные объединения молодёжи периода 60-80 годов имели прозападную ориентацию и квалифицировались властями как диссидентские.

Среди инициативных движений современной западной молодёжи наиболее влиятельными являются экологическое движение, феминизм, а также различные группы право- и левоэкстремистской направленности. С началом перестройки в СССР неформальные объединения молодёжи получили широкое развитие в составе «народных фронтов», а также в форме разнообразных групп молодёжной субкультуры.

В современной России неформальные объединения молодёжи носят в основном неполитический характер. Но независимо от своей политической или иной ориентации, неформальные объединения молодёжи выступают важной частью демократического, плюралистического общества. В отличие от консервативно мыслящих «отцов», молодёжь смело проигрывает принципиально новые стратегии и стили жизни, выступая важнейшим источником социально-политических инноваций. Посредством своих неформальных объединений молодёжь достигает самоидентификации по отношению к старшему поколению, приобщаясь — зачастую в конфликтной форме — к активной политической жизни и содействуя социальному контролю над властью.

Политический словарьНеформальные Правила

— это такие правила, которые, так же как и формальные, являются ограничителями поведения, но не зафиксированы в вербальной форме, а также защищены другими механизмами (в отличие от государства).

Экономический словарьНеформальные Рынки Ресурсов

— официально не регистрируемые сделки с экономическими ресурсами. К ним относится семейные рынки труда, когда на предпринимателя в свободное от работы время работают члены семьи. Ссуда денег в друзьям в долг и т.д. Почти всегда условия сделки отличаются от тех, что существуют в рыночной экономике в целом.

Экономический словарь

Источник: http://vslovare.info/slovo/neformal

Кто они, неформалы?

Серьёзно обсуждать эту статью не имеет смысла. А помещаю я её, как и большинство подобных статей, лишь из-за культурологического интереса. Только два вопроса возникло – а что это за «дарк метал» в 89 году? И что такое «московская сатанинская церковь»?

Статья была оформлена двумя безвкусными коллажами из фотографий каких-то рок-звёзд и их фанатов. Помещу один из двух, т.к. они плохого качества, да и вообще, статья не про музыку.

Источник: «Наука и религия», №7 за 1989 год.

В статье говориться о четырёх группах с названием «ПАМЯТЬ». Я знаю о существовании двух организаций под этим названием: православная «ПАМЯТЬ» Дмитрия Васильева и менее известная про-языческая «ПАМЯТЬ» Валерия Емельянова.

Сегодня мы предлагаем читателям беседу нашего корреспондента Сергея БАРСУКОВА с социологом Андреем БЫСТРИЦКИМ. Андрею 28 лет, и молодёжные «неформальные» объединения, часть из которых называет себя «Системой», – основной предмет его исследований.

– Классическое начало беседы требует обозначить предмет разговора, а именно основные типы неформальных объединений.

– Для меня и некоторых моих коллег  более приемлема типология построенная на отношении той или иной группировки к личности как таковой, к познанию окружающего мира и тому, что называется «общественно значимым действием». Мы выделяем группы, где коллективное начало «мы» явно превалирует над личностным началом «я».

К ним относятся в основном экстремистские объединения как правого, так и левого толка. Здесь личность – некое производное от родового целого, рассчитывать на самостоятельное значение она не имеет права. Есть группы, в которых наблюдается уравновешенность и личностного и коллективного начала. Это хиппи, панки и им подобные.

И есть группы, где личностное усилие необходимо.

Говоря о типологии групп, нужно сказать, что само слово «неформал» подразумевает большой набор самых различных характеристик, которые трудно свести к единому целому, поскольку, к примеру, ставить в один ряд «люберов» и «Демократическую перестройку» просто немыслимо.

Есть иная типология, основанная на возрастном цензе, при которой неформальные группировки подразделяют на подростково-юношеские и взрослые. Первые – это хиппи, панки, кришнаиты, люберы, «Ремонт», «Внуки Дзержинского» и многие другие. Вторые – это в основном общественно-политические группы, от «Демократического союза» до «Памяти».

Их принято делить на «левые» и «правые» – в зависимости от политической установки, часто даже неосознаваемой.

– А как вписываются сюда религиозные группы?

Читайте также:  Что значит глубокий смысл? как понять глубокий смысл? значение

– Дело в том, что сознание очень многих людей не религиозно в привычном смысле этого слова, но и не атеистично. Можно сказать, что оно мифологическое. Мы еще вернемся к этому определению, пока же скажу, что религиозность так или иначе пропитывает многие неформальные группы. Скажем, «металлисты». Казалось бы, просто музыка.

Однако если мы будем подниматься по ступеням «хэви-метал-рока», то столкнемся с группами «трэш-метал», «дарк-метал», «спид-метал» и т. д. Многие из них связаны с восточной биоэнергетической символикой. У подростков популярны значки с изображением символов «Инь» и «Ян», хотя, как правило, они не понимают до конца этих значений.

В группах экологического типа наряду с декларацией неких общегуманитарных ценностей занимаются оккультно окрашенной медитативной практикой.

Что касается, скажем, групп «Память» (только в Москве их сейчас четыре), то там можно встретить самые разные религиозные течения: неоязычников, ортодоксальных христиан (в основном православного толка), биоэнергетиков. Я столкнулся, например, с одной группой, члены которой занимаются борьбой с силами Шамбалы.

Что такое Шамбала, они знают весьма смутно, поскольку сведения о ней почерпнули из книг Ивана Ефремова, сочинений некоего Андрея Томашевского (он же Эндрю Томас) и каких-то отдельных текстов, связанных с супругами Рерих.

В столице есть даже «московская сатанинская церковь».

– И чем занимаются «сатанисты»?

– По моим сведениям, преимущественно «черной» медитативной практикой. Немного упростив, можно сказать, что среди «сатанистов» существует установка: взять с собой на тот свет как можно меньше греха.

А поскольку серьёзный грех совершить непросто, если принять во внимание Уголовный кодекс, то требуется определённого рода компенсация, особого рода состояние, при котором человек внутренне переживает совершение этого греха.

Поскольку же в состояние грехопадения тоже войти не так-то просто, то используются различные медитативные направления, получившие распространение на Западе: переживание сиюминутных парадоксальных ситуаций, дзэновские игры самого различного свойства и т. д.

– А что такое «православные хиппи»?

– Это группы вполне хипповского мировоззрения, которые разделяют общие евангельские установки на всеобщую любовь, отказ от насилия, сориентированные на религиозность православного толка.

Они часто занимаются весьма своеобразной миссионерской деятельностью, например пытаются лечить наркоманов посредством приобщения к вере христовой, делая упор на богоспасаемость души и её очищение.

Деятельность порой бывает довольно успешной.

– Кстати, а используют ли наркотики как медитативное средство?

– Такие группы есть. Как правило, там курят гашиш, употребляют кохнар.

– Можно ли считать мировоззрение неформальных неохристиан, скажем, «православных хиппи», традиционно религиозным?

– Думаю, что нет. Многим участникам молодёжного неформального движения просто не по силам целостное религиозное мировоззрение. И те группы молодежи, которые ориентируются на христианскую идею, обычно группируются вокруг священнослужителей. Скажем, у евангельских христиан-баптистов – свой молодёжный клуб.

Некоторые группы интересуются русской религиозной философией, изучают труды Н. Фёдорова, П. Флоренского, Вл. Соловьева. С. Булгакова. Но это группы, сформировавшиеся по индивидуальным интересам и стоящие вне стихийного течения.

– Где же проходит некая опознавательная грянь между сознанием религиозным и мифологическим, вернее, неомифологическим?

– Религиозное сознание ориентируется на сакральные, нематериальные ценности, существующие за рамками «мира дольнего» в «мире горнем». Для него характерно понятие «мира нашего» и «мира иного».

Мифологическое сознание нерасчлененное, у него сакральный смысл может придаваться самым обыденным вещам. Для религиозного сознания характерны свои понятия о добре и зле.

Есть силы зла и добра, причём силы зла сами по себе не столько мирские, сколько потусторонние: они могут входить в человека, могут выходить из него.

Сознание же мифологическое просто делит реально живущих людей на «своих» (добрых) и «чужих» (злых), и у «чужих» огульно отрицаются все человеческие качества. «Чужого» можно убить, зарезать – для мифологического сознания он не человек, тогда как для целостного религиозного сознания, особенно христианского – люди одинаковы.

– А как же тогда «басурманы», иноверцы?..

– На мой взгляд, это и означает отсутствие целостного христианского мировоззрения. Поиски «неформалов» по-своему подтверждают такое предположение. Мне кажется, появление протестантизма на Западе знаменовало принципиально новое отношение к вере. В России протестантизма не было, в России был раскол. Это качественно другой процесс.

Я не могу сказать, что Россия по-настоящему не знала христианства, поскольку оно само по себе глубоко неоднородно: в нём смешались самые различные направления. Но развитого религиозного сознания, без напластований языческого мифологизма, в России все-таки было немного.

Возможно, только сейчас мы переживаем ситуацию, когда мифологическое сознание начинает изживаться. Например, возьмём наши споры о том, что такое «социализм». Сам «социализм» не является здесь предметом рационального познания, а, скорее, вопросом веры.

Городская культура предполагает большую степень плюрализма, личностного самостоятельного выбора, тогда как патриархальной культуре свойственна гораздо меньшая выделенность личности из мира.

Поэтому именно патриархально-эпигонские группы в большей степени ориентированы на синкретическую (нецелостную) религиозность, при которой зачаточное религиозное и устоявшееся мифологическое сознания смешиваются между собой. Различия, наблюдаемые в этих группах, весьма поверхностные, кажущиеся.

Недаром такая организация, как «Память», являясь фундаменталистской реакцией на вестернизацию России, объединяет в себе совершенно разных людей. Казалось бы, что общего у неохристианина с человеком, считающим язычество наивысшим достижением русской культуры? Тем не менее общее есть. Страх перед самостоятельным развитием личности, стремление переложить ответственность на какого-нибудь вождя, отца, мудреца.

– То есть это предпочтение общинной модели?

– Да, это сходно с тем, что многие люди боятся самостоятельно жить в таком мире, где бы они полностью отвечали за себя. Даже самые казалось бы продвинутые неформальные группы ещё далеки от настоящего понимания личности и от настоящей цивилизованности. Патриархально-общинное сознание, к тому же не отвечающее новым условиям жизни, рождает искажённые формы мышления.

Они и питают так называемую «неформальную» религиозность. Я не намерен трогать чувства верующих, по-настоящему религиозных людей – это их личное дело.

Я говорю о том, что та религиозность, которая сейчас складывается в самых разных слоях нашего общества,– это религиозность вторичная, мифологическая и архаичная по своей форме, и эта её архаичность выливается в пугающие результаты.

– Вы имеете в виду «казанский вариант»?

– И его. Но дело в том, что так называемый «казанский вариант» реализуется не только в Казани. Сходные процессы наблюдаются в Астрахани, в Павлодаре. Если подростковые драки всегда были присущи механизму молодёжной социализации, то этого не скажешь о степени жестокости, забвения всех гуманистических ориентиров, которые в этих местах переходят все возможные границы.

В моем представлении «казанский вариант» имеет прямое отношение именно к такой синкретической, неорганической религиозности. Ситуация в Казани характерна тем, что город жестко поделен группировками на районы, и за считанные часы может быть выставлена тысячная армия боеспособных единиц.

Здесь нет ни спонтанности, ни стихийности: организация этих подростков ничуть не слабее армейских подразделений.

Такая жесткая социализация связана с тем, что две трети жителей Казани мигрировали в 70-е годы из сельской местности, и одновременно с этим началась массовая застройка города. Двор всё-таки сдерживал социальную агрессивность, предписывал определённые поведенческие ритуалы: «драться до первой крови», «один на один» и т. д.

Теперь старая клановая структура Казани распалась. В подобных ситуациях естественна тяга подростков к сплачиванию в жёсткие замкнутые группировки. По существу, они воспроизводят модели патриархальных «паханских» структур.

И если подростками ещё не руководят уголовники, то это лишь случайность, поскольку место для уголовных лидеров там припасено: оно подготовлено патриархально-общинной мифологией. Как ни парадоксально, всё это происходит на некой полурелигиозной основе вторичного мифологического сознания.

Если сюда добавить совершенно невероятную политизацию, то эта картина может вызывать серьезное беспокойство. С одной стороны, десоциализованная молодёжь, с другой – «паханские» структуры.

С третьей – какая-то полууголовная идеология, и с четвертой – глобальная политизация с утопиями социальной справедливости, возможности достижения всеобщего социального блага жёсткими насильственными действиями. Может быть, покажется натяжкой связывать это с религиозностью, но если всерьёз говорить о мифологическом сознании, которое очень развито в нашей стране, то это всего лишь один из факторов распадающегося мифа.

Другой несомненный симптом нашего времени – это переживаемый нами распад того, что принято называть имперским сознанием. Идеи мессианства, что были свойственны людям в 20–40-е и даже 50-е годы, сейчас, в общем-то, умерли.

Очень мало молодых людей теперь открыто заявляют, что идеи социализма должны распространиться на весь мир. Но это не значит, что мессианская идея всеобщего насильственного благодетельствования исчезла окончательно. Выбросы её могут быть самыми поразительными.

Это ведь тоже форма своеобразной мифологической религиозности.

– И попахивает культовой магией…

– В какой-то мере. Если говорить о сегодняшнем религиозном сознании, то картина возникает довольно размытая. Нельзя сказать, что вот эти люди – религиозные, а эти – убеждённые атеисты.

На самом деле есть множество людей, живущих среди мифов, слухов, предвзятых мнений, болезненных установок и болезненных разочарований.

Всё это во многом и определяет духовную атмосферу сегодняшнего дня, и не только молодежную, но, скорее всего, всеобщую.

– Получается, что деление на «формалов» н «неформалов» происходит сейчас по принципу: «формалы» – это некое социальное добро, а «неформалы» – социальное зло?

– Вы правильно отметили этот мифологический водораздел: «формалы» – социальное добро, «неформалы» – зло.

Дело в том, что общественное мифологическое сознание склонно к полярным противопоставлениям, когда мир четко делится на «чёрное» и «белое», «злое» и «доброе», а заодно на «неформальное» – как некое общественное зло, и «формальное» – некое «правильное» добро.

Это одна из утопий, как и другие представления обыденного сознания – скажем, противопоставление социализма капитализму (примечательно, что такие демократические страны, как Швеция, Англия, Бельгия, Голландия, Монако сохранили формальный монархический строй).

– Андрей, а «митьки» – это группа или общественное движение?

– Ситуация складывается такая: с одной стороны, мы осваиваем культуру нынешнюю, с другой – культуру прежних времён. А «митьки» представляют собой некую промежуточную группу, пытающуюся осваивать культурный контекст. Они ведут игру с культурными символами и через уподобление им стремятся освоить ту культуру, от которой мы так отстали. Они пишут картины, рассказы, музыку.

Есть такая картина, на которой «митьки» дарят свои уши Вен Гогу. То есть налицо попытка посмотреть на мировую культуру не снизу вверх, а на равных. Но попытка эта не во всех «митьках» реализуется одинаково. У них тоже достаточно патриархально-общинных заморочек: щеголяние ватником, тельняшкой, кирзовыми сапогами.

В определённом смысле «митьки» – это альтернативное культурное движение.

www.etheroneph.com

Источник: http://www.etheroneph.com/antireligiya/191-kto-oni-neformali.html

Неформал

Неформалами («нефорами», «ниферами») называют почти всех людей, чей образ мыслей, поведение, привычки и внешний вид явно отличаются от общепринятого.

А поскольку судят в первую очередь «по одёжке», то стать неформалом в глазах посторонних легко из-за нестандартной (или наоборот, стандартной для некоторых субкультур) причёски, одежды, аксессуаров: косой чёлки или длинных волос ( у мужчин), кед с яркими шнурками, фенечек и так далее.

На улице неформала легко узнать по особому сленгу и часто асоциальному поведению, которое демонстрирует протест против общественных норм, стандартов и системы вообще.

Читайте также:  Что значит пусси на сленге? как понять пусси у девушки? смысл

К сожалению, внешней атрибутикой, употреблением нескольких слов, понятных только определённой группе людей, и самомнением дело часто и ограничивается. И зря — ведь на самом деле неформал — это не бунтарь, живущий только ради бунта, а человек с особыми нестандартными взглядами на жизнь и общество.

Начитанный, мыслящий, имеющий нестандартные вкусы, раскрепощённый и свободный от рамок, которые люди создают сами себе.

Неформал может и не иметь выделяющегося внешнего вида и бросающейся в глаза атрибутики, примечательной одежды, но иметь внутреннее наполнение, особое мировоззрение и собственные принципы, отличающиеся от общепринятых.

Неформалами называют также людей, выделяющихся не за счёт собственных черт, а относящих себя к какой-то определённой социальной группе, часто молодёжной субкультуре, представителей групп, организаций, движений, объединённых общими интересами и занятиями, не являющимися нормой для социума. Характерные черты данной субкультурой часто прослеживаются во внешней атрибутике: одежде, обуви, причёске, наличии пирсинга, особых предпочтений в цвете и крое одежды, аксессуарах и украшениях.

Само слово «неформал» возникло ещё в 70-х — 80-х годах в СССР как противопоставление человеку, имеющему отношение к «формальной» (одобренной государством) организации молодёжи — комсомолу, трудовым загонам, кружкам спорта, туризма, танцев.

Вместо участия в формальных организациях, действующих в соответствии с общественными стереотипами и курсом страны, некоторые представители молодёжи (в первую очередь студенты) создавали собственные организации.

В противопоставление официальным их называли «неформальными».

Первые неформалы становились участниками самосозданных групп общественных инициатив, клубов по интересам, но часто это перерастало в полулегальную и нелегальную деятельность — от зачатков первых музыкальных и идеологических субкультур до подростковых банд.

Сами представители этих социальных объединениями неформалами себя не называли — термин закрепился в обществе как негативный, и лишь позже, в середине 90-х, такую окраску утратил — тогда протест против общества стал если не нормой, то хотя бы знакомым явлением.

Неформалы 70-х — 80-х годов были из среды хиппи и панков, остальные контркультуры были представлены слабо — к тому же действие цензуры, недоступность музыкальных и прочих культурных достижений Запада (вспомнить хотя бы о статусе рока) и давление правоохранительных органов не давало явлению развиваться. Примыкали к неформальской среде песенные клубы и фэндомы книг в стиле фентези. Их легко было отличить по рваным джинсам и яркой одежде, банданам, фенечкам, кожанным курткам и иногда штанам, длинным волосам, некоторой другой нестандартной символике в виде значков и нашивок. Часто образ дополнял ярко выраженное асоциальное поведение: пристрастие к алкоголю, сигаретам, иногда даже наркотикам.

Сейчас неформалами себя называют представители большинства молодёжных субкультур. Неформал — это человек, личность, противопоставляющий себя, свои воззрения и деятельность мейнстриму, то есть предпочтениям большинства.

Что характерно для неформалов? В первую очередь новизна и нестандартный подход — они склонны отрицать опыт и идеалы прошлых поколений, им чужда наработанная предшественниками культура, в том числе классика, национальные традиции и черты.

Призвание неформала — эпатаж; поразить общественность, бросить ей вызов — его идеал жизни.

Из-за подобных столкновений по каждому ценностному ориентиру и рождается понятие неформальной среды как контркультуры — правда, большинство в ней всё ещё нацелены на потребление, а не самостоятельное творчество. Авангард и устремлённость в будущее — лучшие её черты.

Сегодня, кроме современных хиппи, панков, рокеров, металлистов и прочих давно возникших субкультур к неформалам причисляют также множество других молодёжных движений: эмо и готов, анимешников и косплееров, ролевиков и реконструкторов, диггеров и автостопщиков, и многих, многих других.

Ната Зинкевич

Источник: http://insurgent.ru/neformal

Значение слова

Lila Знаток (461) 7 лет назад

Неформалы: кто есть кто?Алисоманы — «Армия Алисы» , фанаты русской рок-группы «Алиса» вообще и ее лидера, Константина Кинчева, в частности. Как и положено истинным фанатам, собирают любую информацию о группе, носят футболки, балахоны, значки и браслеты с символикой «Алисы» .Девиз и приветствие: «Мы вместе» .

Часто враждуют с панками.Байкеры (от «bike» — мотоцикл) — весьма веселые ребята, уважающие хард-рок и металл, но особенно — бешеные гонки на «Харлеях» или хотя бы на «Уралах» .Любимый напиток — пиво. Одеваются, как и положено металлистам: джинсы, черная футболка, кожаный жилет или куртка. Часто сплошь покрыты татуировками (девушек это тоже касается) .

Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах — только ночью, когда есть «свобода передвижения» . Отсюда и название тусовок — «Ангелы ночи» , «Ночные волки» .Битломаны — поклонники группы «Beatles». Обычно полные хиппи в душе. В одежде подражают стилю «битлов» или носят соответствующую футболку, но не всегда, ведь это — не главное.

Музыку «битлов» , конечно, знают от первой до последней ноты.Битники — вероятно, это самое первое неформальное направление вообще. Появились в Америке и Европе в начале 50-х.Это поклонники джаза, особенно направления биг-бит, откуда и пошло название.

Битники презирали мелочные ценности современного им буржуазного общества, поэтому с головой уходили в мир джазовых импровизаций, восточной (особенно буддистской) философии, литературы «новой волны»… . Культовая книга тогдашних и современных битников — Дж. Керуак «Бродяги Дхормы» , где все это прекрасно описано.

Битниками были такие известные американские писатели, как Аллен Гаизберг, Джек Керуак и другие. Иногда битниками называют битломанов.В России — совершенно особая трактовка этого направления. Наши битники увлекались не только джазом, но и прогрессивным зарубежным роком и ранним панком. В частности, битником был Виктор Цой, и многие его творения — настоящий биг-бит.

Гопники — довольно оскорбительное слово, которым неформалы называют не неформалов, но не всех подряд, а грубых, циничных и крайне неприятных субъектов, которые всегда не прочь «наехать» и «устроить разборки» с любыми неформалами. Действуют исключительно большими командами, никогда не связываются с действительно сильным противником.

Обычно носят спортивные штаны, имеют низкий интеллект и крайне нелитературный лексикон и акцент. Происходят частенько из мелкой «братвы» . Музыки сложнее диан, климентий, губиных и прочих ирин салтыковых не признают.Киноманы — фанаты группы «Кино» и ее лидера Виктора Цоя.

Неотъемлемой частью одежды будет, конечно же, что-то с символикой любимой группы или хотя бы медальон, значок, бандана. А вообще киноманы предпочитают черный и желтый цвета.Часто киноманы совершают своеобразное паломничество в Москву, на Арбат, к «стене Цоя» , и в Питер, на кладбище, где похоронен погибший в автокатастрофе Виктор.Металлисты.

Металл как стиль музыки включает в себя множество направлений «различной степени тяжести» . Сейчас наиболее популярны экстремальные направления: death (группы «Death», «Brutal truth»), doom («Moonspell», «Anathema», «Theatre of tragedy»), black («Satiricon», «Burzum», «Immortal»).

Металлисты одеваются не особенно броско: черные джинсы, «косуха» , иногда футболка любимой команды. Почти поголовно длинноволосые, а «блэкстеров» можно узнать по угрюмому выражению лица.Металлисты вполне могут «наехать» на панков, гопников, рэпперов, если будут причины. С дачи дают всегда. Периодически ударяются в сатанизм, а в последнее время — в язычество, вероятно, из-за появления стилей pagan (т. е. языческий) — black, pagan-doom…Металлисты не склонны к тусовкам, предпочитают тесные компании — без посторонних.

Митьки — изначально совершенно особое товарищество питерских художников и музыкантов. «Отцом-основателем» многие называют Дмитрия (Митю) Шагина. Митьки отличаются большим добродуши

Неформалы определение и значение слова, что такое

Неформалы определение и значение слова, что такое Неформалы? …
Неформалы — Молодые люди, отличающиеся нестандартной одеждой, …
http://diclist.ru/slovar/molodezhnogo-slenga/n/neformaly.html

Источник: http://xn—-7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai/kto-nibud-znaet-znachenie-slova-neformal

Почему подростки становятся неформалами?

Сегодня многое из нас задаются вопросом: «Почему подростки становятся неформалами?». Ответ на этот вопрос можно найти в разных источниках, и самый известный из них – это, конечно же, интернет. Обратимся к Википедии.

Итак, неформалы – это социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодежных движений.

Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодежи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям, например, комсомольской организации.

Первоначально слово «неформал» носило достаточно яркую выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.

Что же мы из этого поняли? Во-первых, самой главной отличительной чертой неформалов является то, что они выделяются из общей массы. Во-вторых, неформалы являются «бунтарской молодежью», которую не устраивают порядки ее времени. В-третьих, этот социальный слой всегда недолюбливала общественность.

Рассмотрим проблему изнутри, то есть глазами самих неформалов. Говоря простым языком, это люди, которые не приемлют рамок и законов, которым чужды правила общественности, ее серость.

Неформалы – это те люди, которые не интересуются чужим мнением, ведь выше для них свое.

«Мне все равно, это моя жизнь, моя внешность, моя суть, я так хочу», — это можно назвать «отражением мировоззрения» большинства неформальных людей.

В большинстве своем неформалами являются либо подростки, либо молодые люди, хотя встречаются субкультуры с членами солидного возраста (например, байкеры).

А теперь, наконец, перейдем к причинам, «заставляющим» подростков становиться неформалами. Большинство из них сами встают на этот тернистый путь, а вот, почему, сейчас разберемся.

Постоянной причиной является проблема:

Во-первых, проблема непонимания окружающими. Общество не принимает «темные стороны» ребенка, так как это идет в разрез с установленными правилами.

Под обществом подразумеваются разные категории людей: родители, друзья, учителя, знакомые, родственники и так далее. В первую очередь, это, конечно, родители.

Непонимание в семье часто становится своеобразным толчком, вынуждающим подростков отдаляться от родителей и искать приют в другой среде, другом коллективе.

Во-вторых, проблема недостатка внимания. Дефицит общения, игнорирование ребенка могут привести к тому, что он найдет себе другое общество, других слушателей. Например, когда в семье нет второго родителя, подросток ищет тех, кто восполнит отсутствие любви.

В-третьих, проблема отсутствия общих интересов со сверстниками. Сплоченность коллектива держится именно на общей заинтересованности теми или иными вещами. В данном случае, это могут быть музыкальные вкусы, общие идеи, внешний вид, культура поведения и многое другое. В субкультурной среде новое – почти всегда интересное. Естественно, для «посвященных».

В-четвертых, проблема отсутствия новых ощущений. Это, пожалуй, не самая достойная причина, но она, к сожалению, существует.

Многие, кто вступил в ряды неформалов именно по этой причине, лишь примеряли маску данной субкультуры, не ища в ней истинного смысла. «Мое или не мое?» Этими рассуждениями такие подростки и руководствуются.

Не понимая ничего в том, что такое неформальное объединение, они пытаются подражать настоящим неформалам, чтобы выглядеть круче, взрослее. Их можно назвать псевдо-неформалами.

В-пятых, проблема отсутствия защиты. Некоторые дети ищут в субкультурном обществе защиты от внешнего, реального мира, стараясь укрыться пеленой грез. Они надеются, что в таком неформальном кругу им будет лучше.

Большинство субкультур не вредит общественности и помогает их участникам морально. Подростки, порой, находят вторую семью и, возможно, единственную, в совершенно чужих людях. Однако, не стоит забывать, что есть и такие неформальные объединения, которые не назовешь безопасными (например, скинхеды).

Субкультуры НЕ есть вирус, зараза, несущая разрушения моральных устоев. Нет, многие из них появляются для того, разнообразить скучную, серую жизнь, спасти подростков, вытащить их из бездны надоевшей обыденности. Они дают шанс показать себя, чего ты стоишь, на что способен.

Выделяйся – будь уникальным каждую секунду своей жизни! И удачи…

Источник: https://psyera.ru/pochemu-podrostki-stanovyatsya-neformalami_10057.htm

Ссылка на основную публикацию