Что значит подковать блоху? как понять блоху подковать? смысл

блоху подковать

  • Блоху подковать — Первоисточник русская народная присказка прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали». Это присловье писатель Николай Семенович Лесков (1831 1895) положил в основу своего рассказа… …   Словарь крылатых слов и выражений
  • Блоху подковать — крыл. сл. Выражение это в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком нибудь деле, уменье, тонкое мастерство получило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  • блоху подковать — Виртуозно справиться с очень тонкой и сложной работой …   Словарь многих выражений
  • Подковать блоху — Разг. Обнаружить удивительную изобретательность, выдумку в каком л. деле. БТС, 85; ЗС 2001, 413. /em> Выражение возникло на основе рассказа Н. С. Лескова “Левша”. БМС 1998, 49 …   Большой словарь русских поговорок
  • БЛОХА — БЛОХА, и, мн. блохи, блох, ам и ам, жен. Маленькое прыгающее насекомое паразит. Скачет как б. (очень быстро; разг.). Искать блох (также перен.: выискивать мелкие недостатки, погрешности в чём н.; разг.). Блоху подковать (перен.: выполнить… …   Толковый словарь Ожегова
  • блошиный — БЛОХА, и, мн. блохи, блох, ам и ам, ж. Маленькое прыгающее насекомое паразит. Скачет как б. (очень быстро; разг.). Искать блох (также перен.: выискивать мелкие недостатки, погрешности в чём н.; разг.). Блоху подковать (перен.: выполнить мастерски …   Толковый словарь Ожегова
  • блошка — БЛОХА, и, мн. блохи, блох, ам и ам, ж. Маленькое прыгающее насекомое паразит. Скачет как б. (очень быстро; разг.). Искать блох (также перен.: выискивать мелкие недостатки, погрешности в чём н.; разг.). Блоху подковать (перен.: выполнить мастерски …   Толковый словарь Ожегова
  • Крылатые слова — устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… …   Педагогическое речеведение
  • блоха — и; мн. род. блох, дат. блохам и блохам; ж. 1. Мелкое кровососущее прыгающее насекомое паразит. Вычёсывать у собаки блох. Прыгаешь, как б. Ловить, выискивать блох (также: разг.; обращать внимание на мелочи, несущественные недостатки). Какая б.… …   Энциклопедический словарь
  • блоха — и; мн. род. блох, дат. бло/хам и блоха/м; ж. см. тж. блошка, блошиный 1) Мелкое кровососущее прыгающее насекомое паразит. Вычёсывать у собаки блох. Прыгаешь, как блоха/. Ловить, выискивать блох (такж …   Словарь многих выражений
  • ЛЕВША — герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в …   Литературные герои

Источник: http://idioms_ru_en.enacademic.com/359/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D1%85%D1%83_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C

«Блоху подковать»: значение и происхождение фразеологизма

В наши дни фразеологизм «блоху подковать» можно услышать довольно редко. К счастью, не было окончательно забыто это оригинальное устойчивое выражение, введенное в употребление с легкой руки писателя Лескова еще в конце 19-го столетия. В каких же случаях люди вспоминают яркий оборот речи, какой смысл в него традиционно вкладывается?

Фразеологизм «подковать блоху»: значение

Как известно, блоха – насекомое-паразит, обладающее микроскопическим размером. Конечно же, говоря о том или ином человеке, что он может «блоху подковать», люди вовсе не имеют в виду его способность надеть подкову на паразита. В это устойчивое выражение вкладывается совсем другой смысл.

Такой фразеологизм традиционно произносят, когда желают отметить уникальный талант, которым обладает человек, его способность решить самую сложную и даже невыполнимую задачу.

Предыстория

Возникновение речевого оборота «блоху подковать» непосредственно связано с ситуацией, которая сложилась в России на рубеже 19-20-го столетий.

Представители высшей знати с пренебрежением относились ко всему, что производилось местными умельцами. Критике подвергались произведения искусства, бытовые товары.

Считалось, что только за границей умеют качественно работать, а русские мастера способны лишь подражать зарубежным коллегам, производя низкокачественные подделки.

Конечно же, простому народу было не по душе такое отношение представителей высшего общества к местным товарам.

Постоянно предпринимались попытки изменить ситуацию, продемонстрировать высокое качество российской продукции. Эта тема затрагивается во многих повестях и сказках, написанных в то время.

В этих произведениях описываются сокрушительные победы русских мастеров, оставляющих в дураках иноземцев.

Рассказ Николая Лескова

Кто автор фразеологизма «подковать блоху», когда появилось оригинальное устойчивое выражение? Известно, что этот речевой оборот впервые был использован писателем Николаем Лесковым. В 1881 году на суд читателей был представлен его рассказ «Левша», который быстро приобрел популярность.

Центральный персонаж рассказа – народный умелец из Тулы, слава о мастерстве которого гуляла по всей Российской империи. Этот мастер был настолько талантлив, что сумел создать подковы для изготовленной на Западе железной блохи, обладающей микроскопическим размером. Более того, каждую подкову он украсил фирменным клеймом, которое использовалось им при производстве собственной продукции.

Читателям Лескова так понравилась придуманная автором история, что фраза «блоху подковать» стала использоваться повсеместно. Ее употребляли не только выходцы из народа, но и представители высшей знати.

Миф или реальность

Разумеется, мастер из Тулы, сумевший решить задачу, которая кажется невыполнимой, был выдуман Николаем Лесковым. Однако миниатюрная стальная блоха вовсе не является плодом авторской фантазии. Писатель в своем рассказе использовал событие, имевшее место в реальной истории.

Владельцем металлической блохи, обладающей микроскопическим размером, стал однажды российский император Александр Первый. Это произошло, когда самодержец совершил путешествие в Англию. У одного из местных умельцев царь приобрел стальную подделку, изображающую блоху, которая очень ему понравилась.

Смелый эксперимент

Выше раскрывается смысл речевого оборота «блоху подковать», значение и происхождение фразеологизма также раскрываются. Но удалось ли кому-то в реальной жизни справиться с этой непростой задачей? Этим человеком стал Николай Алдунин, опытный мастер микроминиатюр, проживавший в Туле.

Рассказ, написанный Николаем Лесковым, произвел огромное впечатление на Алдунина. Мастеру захотелось не просто повторить успех выдуманного писателем умельца из Тулы, а превзойти его, надев подковы на живого паразита. Работать с металлом Николай умел блестяще, приобретя опыт во время работы слесарем и токарем.

Очевидно, что на пути мастера Алдунина возникли препятствия, которые могли показаться непреодолимыми. Главная проблема – волоски, которыми покрыты ноги у настоящего насекомого.

Это препятствие Николай сумел устранить, удалив часть волосков и подрезав оставшиеся. Также умельцу пришлось изобрести миниатюрные инструменты, которые можно было использовать в работе. Одно только изготовление таких приспособлений потребовало двух лет работы.

Известно также, что, колдуя над блохой, Алдунин применял сверхсильный микроскоп.

Победа мастера

Фразеологизм «подковать боку» произвел такое впечатление на Алдунина, что он сумел справиться с этой задачей. Этот человек стал первым в мире умельцем, которому удалось надеть на живого паразита подковы. Случилось это только спустя 150 лет после того, как Николай Лесков представил на суд читателей свое произведение «Левша».

Конечно же, интересно и то, какой металл был задействован талантливым мастером при изготовлении миниатюрных подков. Маленькие подковки, а также гвоздики к ним были созданы из золота. Интересно, что вес каждой подковки не превышает 0,00000004419 грамма, всего Алдунин изготовил их шесть штук.

Что значит «подковать блоху»? Как уже было сказано, этот фразеологизм используется, когда люди хотят выразить свое восхищение талантом того или иного человека. Николая Алдунина можно назвать прекрасным примером мастера, способного «подковать блоху».

Кстати, этот гений, сумевший надеть подковы на миниатюрное насекомое, не ограничился этим выдающимся достижением. Своим наследникам Алдунин оставил огромное количество интересных микроминиатюр. К примеру, им был создан традиционный тульский самовар, высота которого едва превышает миллиметр.

Также он изготовил на рисовом зернышке портрет знаменитого писателя Пушкина.

Ушел из жизни этот талантливый человек в сентябре 2009 года.

Знаменитый подарок

Как следует из всего вышесказанного, выражение может иметь и прямое значение. «Блоху подковать» сумел не только Николай Алдунин из Тулы. Справился с этой непростой задачей и житель Омской области. Свое изделие Анатолий Коненко преподнес в дар Владимиру Путину, а для проведения выставок им была изготовлена точная копия.

Кстати, миниатюрная блоха с подковами – далеко не единственное достижение этого талантливого мастера. Анатолий является создателем иллюстрированных книжечек, имеющих миниатюрный формат. Сведения о его работах даже попали в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса.

Интересно, что этими книжечками можно не только любоваться, при наличии микроскопа они пригодны и для чтения, содержат произведения различных известных писателей. Созданы Коненко и другие выдающиеся произведения, принадлежащие к жанру миниатюр.

Работы мастера в настоящий момент представлены во множестве музеев.

Источник: http://buk-journal.ru/article/251254/blohu-podkovat-znachenie-i-proishojdenie-frazeologizma

Значение крылатых выражений – Безумство храбрых, блажен кто верует тепло ему на свете, блоху подковать

Блажен, кто верует, тепло ему на свете

Слова Чацкого из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, 1824 год, действие 1, явление 7. “Блажен” — счастлив. “Верует” — верит, уверен в чём-либо.

Смысл: хорошо человеку, который уверен в чём-либо.

Читайте также:  Что значит гибернация? как понять слово гибернация? значение и смысл

Говорят обычно иронически о людях, которые без достаточных оснований верят в то, что другим представляется мало вероятным. Пример из литературы:

“Россия” верит в благожелательную заботливость Николая II. Блажен, кто верует! (Г. Плеханов, “Что же дальше?”).

Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел

Выражение из романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, 1823—1832 годы, глава 8, строфа 10. “Блажен” — счастлив.

Смысл: всё хорошо только в своё время. Употребляется как одобрение своевременного, уместного поступка или в качестве осуждения человека за какие-либо поступки, которые уже не соответствуют его возрасту или положению.

Пример из литературы:

В каждом моменте жизни человека есть современные этому моменту потребности и полное их удовлетворение: Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел (В. Белинский, “Письмо к В. П. Боткину”, 16 декабря 1839).

Блоху подковать

Выражение, возникшее на основе рассказа Н. С. Лескова “Левша”, 1881 год. “Блоха” — маленькое насекомое-паразит. “Подковать” — прибить на копыто лошади подкову. В рассказе говорится о том, как англичане сделали крошечную металлическую блоху и прислали её в подарок русскому царю, чтобы показать, какие они искусные мастера.

Однако простой русский мастер Левша (левша — человек, который левой рукой владеет лучше, чем правой) из старинного города Тулы сумел эту блоху подковать. Его работу можно было разглядеть только в сильный микроскоп. Так появилось выражение: “Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали”.

Левшой стали называть мастера, который может сделать самую сложную и тонкую работу.

Смысл: сделать что-нибудь необыкновенно сложное, проявив тонкое мастерство, умение, выдумку. Говорят, когда нужно выполнить мастерски очень тонкую и очень сложную работу.

Пример из литературы:

Мы должны чаще вспоминать замечательных мастеров, изобретателей из народа, самоучек. Их было тысячи… От “подковавших блоху” до тружеников – солдат, выигравших многочисленные войны, которые под стать было выиграть лишь сказочным богатырям (А. Адалис, “Творцы жизни”).

Похожие страницы:

1. Сердцу не прикажешь
2. Свет не клином сошелся
3. Сколько веревочке ни виться, а конец будет
4. Укатали сивку крутые горки
5. Правда глаза колет

На Главную

Источник: http://www.kraeved-samara.ru/archives/2755

Кто сумел подковать настоящую блоху?

Однако писатель признавал, что не знает, как все было на самом деле и было ли, а потому говорил, что все он выдумал. Замечательные мастера, конечно, имелись тогда в России не только в Туле. Они и сейчас есть в нашей стране! И даже превзошли по мастерству тех мастеров, что подковали блоху в сказе Лескова. Но одно дело — подковать металлическую блоху, а совсем другое — настоящую!

Вот такую нелегкую задачу однажды поставил перед собой и решил мастер микроминиатюр из Тулы Николай Алдунин. С металлом он был хорошо знаком, работая сначала слесарем, а затем токарем на промышленном предприятии.

Для того чтобы подковать настоящую блоху, требовалось решить несколько сложных проблем. Первая — ноги у блохи покрыты волосками. Их Николай Сергеевич подрезал и частично удалил.

Подковки следовало сделать такими, чтобы они хорошо держались на ногах, но при этом были бы чрезвычайно легкими. Из какого же металла?

Обдумывая все и просчитывая, Алдунин изобрел и своими руками сделал сверхминиатюрные инструментики. Только на обдумывание способов решения вставших задач и подготовку необходимого инструмента он потратил два года! Вся работа с подковкой блохи выполнялась с использованием очень сильного микроскопа. Разумеется, результат виден тоже лишь при большом увеличении.

Подковки и гвоздики к ним сделаны из золота. Поражает невероятная сверхминиатюрность.

Каждая из шести подковок весит лишь 0,00000004419 грамма! С чем сравнить? Из одного грамма золота таких подковок можно было сделать 22 629 544 штуки при ширине 40 микрон и длине 50.

А шляпки гвоздиков (всего гвоздиков было 18) в ширину делал Николай Сергеевич в пять микрон. Тут можно для сравнения заметить, что один миллиметр равен тысяче микрон.

Николай Алдунин стал первым в мире мастером, которому через 150 лет после выхода в свет сказа Лескова «Левша» удалось подковать настоящую блоху. И не просто подковать, а еще и золотое седло со стременами на нее надеть!

За свои 53 года жизни (умер 9 сентября 2009 года) Николай Алдунин сделал много микроминиатюр. Вот лишь небольшой перечень: караван верблюдов в игольном ушке; тульский самовар высотой чуть более одного миллиметра; портрет А. С. Пушкина на рисовом зернышке; Останкинская телебашня на яблочном семечке; велосипед длиной два миллиметра…

Но было бы большой несправедливостью не сказать и о другом мастере микроминиатюр — Анатолии Коненко из Омской области. Ему тоже удалось подковать блоху. Он ее подарил Владимиру Путину, а для выставок сделал точную копию.

Вообще же этот мастер считает себя художником-миниатюристом. В перечне изделий у него целый ряд настоящих сверхмалых по формату иллюстрированных книжечек, занесенных в Книгу рекордов Гинннесса.

Книжечки эти с произведениями разных писателей можно не только листать, но и читать!

Ничего не скажешь — богата удивительными талантами Россия! Это хорошо видно на проводимых в разных регионах выставках, на которых экспонаты можно подробно рассмотреть только в очень сильную лупу или микроскоп.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/69847/

Блоха? Ха-ха-ха! Да не ха-ха ..

Как блох хранили, дрессировали и подковывали?

«– Мужчина, уберите собаку, а то по мне уже блохи ползают».

«– Тузик, отойди, не видишь – у женщины блохи!» В старые времена этот анекдот приняли бы за чистую монету, потому что наличие у человека блох было делом привычным и никого не шокировало.

Тут вспоминается и другой анекдот, когда бабушки на лавочке, не разобрав новомодных словечек, решили, что президент Медведев «блох в свитере завёл».

Блоха как символ любвиВ XVII-XVIII веках мода была чрезвычайно изысканной, а вот с гигиеной дела обстояли плохо. Мылись люди редко (считалось вредным), зато на голове носили огромные парики, нередко смазанные бараньим жиром. В результате блох развелось так много, что обязательными модными аксессуарами стали палочки для чесания и т.н. «блохоловки». Обычно блохоловки представляли собой изготовленные из золота и слоновой кости коробочки и медальоны с маленьким отверстием, внутри которых лежала полоска, смазанная медом или клеем, на которую блоха попадала, как муха на клейкую ленту. Для отвлечения блох использовали и домашних животных (собачек и хорьков), или же «блошиный мех» – шкурки (или даже чучела), которые спустя время потеряли практическое значение и стали чисто эстетическими аксессуарами – горжетками и боа.Блохи были так привычны, что даже модные оттенки цвета называли «блошиными». Порой тонкость в различении оттенков доходила до того, что выделяли цвет «блошиной головки», «блошиного брюшка», «блошиных лапок» и даже «блохи в период родильной горячки».Более того – блоха была предметом… амурных игр и кокетства. Дамы нередко открывали кавалерам свои интимные прелести под предлогом показать место блошиного укуса. Кавалеры же ловили на себе блох и пересаживали на дам, чтобы их кровь смешалась. Или наоборот – ловили блоху на возлюбленной даме и хранили, как реликвию, в медальоне.

Блохоловка-нэцкэ в форме яйцаru.wikipedia.org

Д. Донн:«Узри в блохе, что мирно льнет к стене,В сколь малом ты отказываешь мне.Кровь поровну пила она из нас:Твоя с моей в ней смешаны сейчас.Но этого ведь мы не назовемГрехом, потерей девственности, злом.Блоха, от крови смешанной пьяна,Пред вечным сном насытилась сполна;Достигла больше нашего она.Узри же в ней три жизни и почтиЕе вниманьем. Ибо в ней почти,Нет, больше чем женаты ты и я.И ложе нам, и храм блоха сия.Нас связывают крепче алтаряЖивые стены цвета янтаря.Щелчком ты можешь оборвать мой вздох.Но не простит самоубийства Бог.

И святотатственно убийство трех.

«Антея». Мех как украшение и блохоловкаПармиджанино

Ах, все же стал твой ноготь палачом,В крови невинной обагренным. В чемВообще блоха повинною была?В той капле, что случайно отпила?..Но раз ты шепчешь, гордость затая,Что, дескать, не ослабла мощь моя,Не будь к моим претензиям глуха:Ты меньше потеряешь от греха,Чем выпила убитая блоха».

Г. Аполлинер:

«Блоха, возлюбленная, друг -Все любят нас. Жестокий круг!Вся наша кровь до капли – им!

Несчастен тот, кто так любим».

Блоха была и излюбленным предметом сатиры.

В. Гюго:
«Заманчиво положение блохи в гриве льва. Униженный лев чувствует, как его кусает это маленькое, ничтожное создание, а блоха может сказать: «Во мне течет львиная кровь».

И.В. Гете «Фауст»:«Жил-был король когда-то,Имел блоху-дружка;Берёг блоху, как злато,Лелеял, как сынка.Вот шлёт король к портному, -Портной пришёл сейчас.«Сшей плащ дружку родномуДа брюки в самый раз».И в шёлк и в бархат чудныйБлоха наряженаИ носит крест нагрудный,

На ленте ордена.

«Женщина, ищущая блох»Джузеппе Мариа Креспи

Блоха министром стала.Блестит на ней звезда!Родня её попалаВ большие господа.Блоха, дав волю гневу,Всех жалит с этих пор:Вельмож, и королеву,И фрейлин, и весь двор.Никто не смей чесаться,Хоть жалит всех наглец!А мы – посмей кусаться,-

Прищёлкнем – и конец!»

Читайте также:  Что значит pcm на сленге? как понять сокращение pcm? перевод

Дрессированная блоха

Анекдот:«– Каким образом он сделался дрессировщиком слонов?

– Сначала он дрессировал блох, но потом стал страдать близорукостью!»

Надо сказать, что блоха из знаменитой песенки Мефистофеля, одетая «в шёлк и бархат» – не такая уж выдумка. Начиная с XVI века приобретает популярность т.н. «блошиный цирк», где блохи вытворяли самые настоящие чудеса. Одни возили на золотых цепочках миниатюрные кареты. Другие – одетые, как кавалеры, размахивали на дуэли привязанными к лапкам шпагами.

Третьи – жонглировали мячиками из сердцевины бузины. Четвертые стреляли из пушек. Пятые – скакали под музыку. Шестые – одетые в мундиры, маршировали строем.После представления артистов, как и цирковых медведей, кормили, но, конечно, не сахаром. Искусные дрессировщики были чрезвычайно популярны.

По этому поводу вспоминается забавная история, когда дрессировщик Обичини присутствовал на обеде у французского короля Луи-Филиппа и потерял свою блоху Лючию. Спустя время ее нашел у себя один герцог и отослал хозяину с запиской: «Сегодня она уже пообедала».

  Гравюра блохи из «Микрографии» Р. Гука (1665). Стоило изобрести микроскоп, как народ тут же начал с его помощью рассматривать блох, поэтому сам аппарат какое-то время называли «Flea glasser» — «Блошиное стекло»  

Сейчас блошиный цирк – редкость, хотя еще и остались люди, которые помнят секреты этого ремесла. Ясно, что в буквальном смысле слова блохи не дрессируются, а, скорее ставятся в такие условия, которые позволяют им проявлять врожденные качества в нужном дрессировщику направлении. Например, чтобы побудить блоху прыгать в определенном направлении или начать размахивать лапками, дрессировщик дышит теплым воздухом. Еще сложнее отучить блох прыгать и заставить ходить. Для этого блоху буквально сажают на привязь и ждут пока она устанет. Или специально выводят блох в миниатюрных пузырьках, чтобы пресечь тягу прыжков в зародыше. Всё это требует большого труда и времени. Поэтому обычно одну блоху можно обучить только одному трюку.

Блоха подкованная

У нас самой популярной литературной блохой безусловно является та самая блоха, которую подковал умелец Левша из одноименной повести Н. Лескова. Истоки образа подкованной можно встретить еще в сказке из сборника Афанасьева, где кузнец, обещая блохе подковы, выманивает ее и убивает молотом.

Похожий сюжет можно встретить и у немцев (портной обещает блохе костюм и протыкает иглой), и у французов (парикмахер обещает блохе завивку и сжигает щипцами).

Сам же Лесков говорил, что отталкивался от народной прибаутки: «Англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Вот такая была реакция народа на безоговорочное преклонение передЗападом.

В результате Левша Лескова блоху не только подковал, да еще и поставил на подковах тульское клеймо.

Однако гордость еще не раз сменялась презрением к отечественным талантам, породив немало анекдотов:

«Левша подковал блоху. Теперь она не только кусает, но ещё, сволочь, и цокает».

«Подковать блоху – совсем не бесполезная работа! Их потом магнитом ловить можно».«Отныне высшим достижением российских нанотехнологий принято считать не подковать блоху, а её кастрировать…

»

«Блоха, подкованная Левшой, являет собой яркий пример российских нанотехнологий: ничего не видно и никому не нужно».

Источник: https://yarodom.livejournal.com/411412.html

Зачем Левша блоху ковал (стр. 2 из 3)

В четвертой главе появляется следующий российский император — Николай Павлович.

Интонация рассказчика меняется сразу, причем почтительно-уважительное отношение его к государю Николаю Павловичу мы чувствуем именно в словах, которые произносит сам император, обращаясь к Платову: «Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?» В этом вопросе заложено то, что можно назвать традиционными русскими отношениями между сказочно-былинным мудрым батюшкой-царем и верным народом. Почему же ироническое отношение к Александру I переходит в эпически-спокойное, уважительное к Николаю I? Да потому, что «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил», а когда отправил Платова к тулякам, то наказал ему: «Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

Итак, можно сделать вывод о том, что первые главы сказа посвящены проблеме взаимоотношения царской власти с народом. В данном случае народ представлен образами Платова и рассказчика. Как же народ относится к своей верховной власти? По-разному. Как того заслуживают те, кто являет эту власть.

Вот теперь самое время вернуться в март 1881 года. Народовольцами убит царь. Почему? За что? Начал царствование в 1855 г. Подготовил и провел реформу об отмене крепостного права.

В народе прозвали «хозяйственным», был интеллигентным, доброжелательным человеком, не оставил за собой «крови», как говорится. За что же был убит теми, кто претендовал на выражение воли народа. Да очень просто. Был убит, потому что царь.

А уж коли народовольцы избирают террористический путь к светлому будущему, то прежде всего надо убить царя, потому что он олицетворяет царское самодержавие России.

А народ у Лескова (рассказчик, Платов) относится к царям по-разному, в их отношении нет политики, они основываются на естественном, по-человечески разумном подходе. Не скрыт ли здесь упрек в адрес народовольцев, которые при таком рассмотрении не имеют права выступать от лица народа? Недаром Лесков их в газете так и назвал — террористами.

И вот, наконец, начинается чудесная история с «аглицкой» блохой. Выражая традиционный взгляд на историю с «блохой», Б. Дыханова пишет: «…

при всем внешнем простодушии повествования и этот рассказ Лескова имеет «двойное дно»: лесковская «тайнопись» позволяет отчетливо услышать и авторский голос.

И голос этот поведает, что властители отчуждены от народа, небрегут своим долгом перед ним, что правители эти привыкли к власти, которую не надо оправдывать наличием собственных достоинств, что не верховная власть озабочена честью и судьбой нации, а простые тульские мужики.

Они-то берегут честь и славу России и составляют ее надежду. Однако автор не скроет, что тульские мастера, сумевшие подковать английскую блоху, в сущности, испортили механическую игрушку, потому что «в науках не зашлись», что они, «лишенные возможности делать историю, творили анекдоты», — по выражению Горького».

В таком взгляде на Левшу и туляков, а, значит, и на весь русский народ, от лица которого они выступают, сквозит не столько восхищение, сколько сожаление, жалость, сочувствие. Но этот взгляд может появиться только при таком прочтении: «блоху» сломали нечаянно, потому что «в науках не зашлись».

Но ведь это только взгляд читателя, взгляд под определенным углом зрения. Лесковская «тайнопись» нам ничего точного, конкретного не говорит. Автор оставляет нам свободу выбора.

Из текста следует только то, что туляки «сразу же имели такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да и тогда отдать».

И хотя «спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ним хитро по-донски разговаривал, но туляки ему в хитрости нимало не уступили». А когда Платов передал им государевы слова, они на это ответили, что «аглицкая нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом.

Против нее, — говорят, — надо взяться подумавши и с божьим благословлением». Несколько раз Лесков обратит внимание читателя на слово «хитрость», подчеркнет, «что замысел возник сразу, замысел смелый, направленный «против» «алицкой нации». В этот смелый замысел как-то не очень укладывается безобидная подкова.

Кстати, в толковом словаре Даля слово «подковать» дано в двух значениях: подковать — набить подковы и подковать — надуть, обмануть. Вот второе значение как-то больше подходит к лукавому, хитрому замыслу туляков.

Так что вполне возможно, подбирая синонимический ряд глаголов, к «надуть», «обмануть» добавить и глагол «навредить», ведь «против … надо взяться подумавши».

Значит, можно и под другим углом зрения посмотреть на «подкованную блоху»: «подковали», чтоб не плясала больше, навредили слегка, да и прикинулись дурачками — мол, что с неграмотных взять. Какие же еще в тексте есть убедительные доказательства такого прочтения?

Прежде всего то, что имея не очень много времени на работу, туляки большую часть этого времени потратили на поездку в далекий Мценск к древней «камнесеченной» иконе св. Николая.

«Икона эта вида «грозного и престрашного» — святитель Мир-Ликийских изображен на ней «в рост», весь одеян сребропозлащенной одеждой, и лицом темен и на одной руке держит храм, а в другой меч — «военное одоление». Вот в этом «одолении» и заключается смысл вещи.

Не поехали туляки ни в ближайшую Москву, ни даже в Киев, а вот именно в Мценск ради этой иконы. «Одолеть» — значит «победить». Какой-то слышится в этом намек, и не только на победу в мастерстве тончайшей работы.

Любопытна реакция левши на упрек англичан, что «лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть… Левша согласился».

Читайте также:  Что значит айдол?? смысл слова айдол? перевод и значение

Не заинтересовался как мастер, которому открыли глаза на секрет мастерства. Не удивился, ответил только как бы заученно: «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».

А ведь как долго вокруг ружей ходил, когда увидел, что англичане их не кирпичом чистят!

Да и реакция на «подкованную блоху» императора Николая Павловича не менее любопытна: «Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!» Вот такой народ, с лукавинкой с хитрецой, с «хихиканьем», способный «подковать» не только блоху, а если потребуется, то подковать кого-то и по большому счету, — такой народ вызывает уже не сочувствие, а действительно восхищение.

Но Лесков не просто восхищается туляками и левшой. Ведь «хихиканье» для него «бережет идеал''. Писатель как бы проверяет всех своих героев «приверженностью» Родине. Туляки свое отношение к России определили одним словом — «тоже»: «…аглицкая нация тоже не глупая».

А Левша это испытание проходит в Англии: «Подали ему ихнего приготовления горячий студинг в огне, — он говорит: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть», и вкушать не стал; они ему переменили и другого кушанья поставили.

Также и водки их пить не стал, потому что она зеленая — вроде как будто купоросом заправлена, а выбрал, что всего натуральнее».

Предлагают Левше в Англии остаться: «Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет». — Но на это левша не согласился: «У меня, — говорит, — дома родители есть».

Святая уверенность левши в том, что свое, русское, не в пример лучше иностранных диковинок, более всего проявляется в эпизоде, когда англичане объясняют ему, что вера и евангелие у англичан и у русских одинаковы: «…

наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, также точно должны верить и потомцы …Евангелие, — отвечает левша, — действительно у всех одно, а только наши книги супротив ваших толще, и вера у нас полнее».

В наивной уверенности левши в превосходстве нашей веры отнюдь не примитивизм, просто он думает и чувствует естественно, просто, может быть как ребенок, у которого спросят, чья мама лучше.

Левше немыслимо остаться в Англии, потому как он не допускает возможность жениться на англичанке: «…мне с англичанкой, хоть и повенчавшись в законе, жить конфузно будет». Английская девушка не понятна левше, потому что она не такая, как русская, не натуральная — «обезьяна-сапажу — плисовая тальма».

Левша отвергает все, что выходит из круга его представлений. Россия для него не просто родина в традиционно патриотическом представлении. Для него это то место, в которое он врос корнями, это то, что его питает, это его аура, его дом, в котором левша счастлив.

Когда «Левшу» впервые напечатали, то на Лескова обрушился поток вопросов и упреков: «Прекрасная легенда, …но зачем автор поспешил ею воспользоваться?» — пишется в «Новом времени» 1882 г.; …

Господин Лесков смотрит на народ отнюдь не так оптимистически …Гениальный левша преображается в забитого, безличного, чувствующего свое ничтожество рабочего …Выходит, что за границей левше было бы лучше, нежели дома».

(Редактор газеты Алексей Суворин); другая столичная газета «Голос» — «Это старая легенда тульских и сестрорецких оружейников, пересказанная языком, каким говорят наши рабочие».

Кроме недоумения по поводу того, как Лесков изобразил народ, улавливается и сомнение по поводу авторства «Левши». Дело в том, что лесковское предисловие поняли буквально, не уловили лесковской коварной манеры, веселой мистификации.

С этим Лесков разобрался быстро. Он немедленно пишет известное литературное объяснение, в котором объявляет, что никакой легенды не было в природе, а легенду эту он, Николай Лесков, сочинил в мае прошлого года.

Впоследствии Лесков убрал Предисловие как составную часть сказа совсем.

Источник: http://MirZnanii.com/a/135301-2/zachem-levsha-blokhu-koval-2

Что значит блоху подковать ?

Русь славна своими умельцами, которые не заломят цену за мастерство. Даже могут подарить чудо, сделанное своими руками. Будут корпеть над работой, забыв обо всем. И поэтому только в нашей стране могло появиться это словосочетание.

Происхождение фразеологизма «блоху подковать»

Еще до того, как Н. С. Лесков в конце девятнадцатого столетия написал про своего Левшу, в народе ходило присловье. Оно было о том, как тульские умельцы смогли английскую стальную блоху подковать, чем утерли нос тамошним мастерам.Пренебрежение к качеству работы отечественных умельцев вызывало справедливое возмущение у недворянской части народа.

Поэтому слагались байки, как русский мужик (солдат, мастеровой или простой крестьянин) что-то сделал лучше заграничного специалиста.

Николай Семенович подхватил приговорку и создал на ее основе известный свой сказ о Левше. Он сам говорил, что родилась эта байка в среде оружейных дел мастеров.

Неизвестно только, в каком городе – Туле или Сестрорецке, так как он записал ее в Сестрорецке от оружейника, выходца из Тулы.

После выхода в свет сказа о Левше выражение «блоху подковать» завоевало страну и стало употребляться в переносном значении. Например, о хорошем автослесаре могут сказать: «Он не только машину переберет, он блоху может подковать». Означает это, что ничего неподвластного в профессии для такого человека не существует.

Левша подковал блоху

В рассказе Лескова Левша советует государю взять мелкоскоп, который увеличивает в пять миллионов раз. Только так можно заметить имя мастера на подковках блохи. Сам Левша ковал гвоздики, которые ни в какой мелкоскоп не видны.

На вопрос, как же они работали без мелкоскопа, он отвечал просто: «У нас так глаз пристрелявши».Лесков называет это «артистическою удалью», признавая в двадцатой главе сказа, что взял сюжет из народного эпоса с «человечкиной душой».

Грустно говорит он о машинах, которые стали повсеместно применяться на производстве и вытеснили изюминку народного умельца – сделать невозможное возможным.Не случайно Левша умирает от невнимательного, халатного отношения после возвращения на родину.

Произвол чиновников и слишком дешево ценимая жизнь простого люда – бич России. Не помог даже Платов, бывший государев помощник, который лично привез Левшу в Петербург.Множество изобретений ушло из страны, воплотившись в патентах за границей.

У учителей физики есть поговорка: «Если преподавать ребенку, он будет хорошо знать физику. А если помогать ему самому узнавать законы, получится гений». Это же можно сказать и о Левше.

Есть еще один, печальный смысл выражения «блоху подковать». Значение фразеологизма – делать что-то гениально, но не получать за это признания.

Уникальный русский электрослесарь

Родом из деревни Елкино, что под Свердловском, был мастер миниатюры Александр Матвеевич Сысолятин. Работал электрослесарем. Он изготавливал тончайшие хирургические микроинструменты.Его миниатюры дарили сановитым заграничным гостям как подтверждение русского характера. Сам мастер ничего не получал от своего хобби, делал работу от души и дарил от всего сердца.

Известно, что Михаилу Ботвиннику он подарил крошечный шахматный столик размером с копейку с настоящей шахматной доской и фигурами на ней.

Звание Левши он получил за блоху, которую сделал в натуральную величину с моторчиком внутри. Блоха могла 20 раз подскакивать. Он не дал выражению «блоху подковать» забыться, оно приобрело новое буквальное значение.

А «левшами» вновь стало актуальным называть народных умельцев.

Андулин мог блоху подковать

Мастер Андулин, что тоже проживал в Туле, как и Левша, смог подковать блоху настоящую. Он ушел с работы, когда увлекся миниатюрными механизмами. Работал, используя микроскоп. Он делал удивительные вещи: множество маленьких верблюдов, которые идут на водопой к пальмам, он поместил в игольное ушко.

На зернышках риса изображал портреты.Но все знакомые приставали с одним-единственным вопросом: когда блоху подкуешь? И тогда Николай Сергеевич взялся за дело. Изготовил маленькие золотые подковки, малюсенькие гвоздики (их почти не видно, они только по блеску различимы) да и, как Левша, подковал блоху.

И не только подковал, но и седло на нее надел.

Признание мастеров

Есть два памятника, которые увековечили Левшу. Конечно, один из них на Урале, а другой – в Туле. Но по России рассеяно бесчисленное множество неизвестных умельцев. О них слагают байки и по сей день. Известна одна из них: на буровой сломался зеркальный прибор в шахте. Он стоил уйму денег.

Но был там один дядя Вася (настоящее имя кануло в Лету), он выпил два стакана, чтобы не тряслись руки, и запаял вручную металлическое зеркало.Спускали его в шахту, почти ни на что не надеясь. А он выполнил такой шов, что его не отличить невооруженным глазом. Вот тебе и Левша! К сожалению, страна до сих пор не знает имена своих героев.

Наверное, это в русском характере: да, я это сделал, а что? Будем же повнимательнее к нашим дорогим левшам.

Источник

улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван+374 11 233 255

Источник: https://www.obovsyom.ru/post/chto-znachit-blohu-podkovat

Ссылка на основную публикацию