Что значит мамбет? как понять слово мамбет? значение и смысл

Мамбетизм и мамбеты

Что значит Мамбет? Как понять слово Мамбет? Значение и смысл?mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
2017-12-26 13:46:00mislpronzaya
mislpronzaya
2017-12-26 13:46:00Слушая шуточную песенку
Чатыры татарина,
чатыры татарина,
чатыры татарина
и блатной казах в комментариях натолкнулся на мнение, что

это обыкновенный мамбетизм, цветущий нынче пышным цветом.

Этот термин я никогда в жизни не встречал и решил провести ликвидацию белого пятна.Вот какая любопытная статья из Казахстана нашлась на эту тему.

( под катом)И, предваряя, статью- абсолютно такие же дикие процессы идут в стране Белоруссии, только там мамбетизм называют несколько по-другому, а борцов с мамбетизмом белорусского засола сегодня судят в Минске.

Итак, что же такое МАМБЕТИЗМ- статья с комментариями читателей

Мамбеты. Кого мы так называем?

Молодая казашка, родившаяся в Америке и приехавшая погостить в Алматы, приставала с расспросами:– Слушай, объясни мне, пожалуйста, что такое «мамбетизм»? Я думала, что все «измы» знаю, а, оказывается, – нет.

Слышала, как мужик в супермаркете возмущался: «Мамбетизм неискореним!»А таксист орал на «подрезающего» его водителя: «Мамбет!»Я так поняла, что это то же самое, что колхозник, или, как говорят у нас в Техасе, – redneck (красношеий).Но на Зеленом базаре один колхозник, торгующий овощами, обзывал мамбетом своего же коллегу-овощника.

Значит, получается, что мамбет от мамбета отличается не по классовым признакам, а по каким-то другим?У нас рэднек – это тот, кто живет на ферме (колхозник, по-вашему).А у вас один колхозник обзывает другого мамбетом.Значит, он уверен, что сам не мамбет. Странно…Я стала копаться в Интернете.

Оказалось, что это очень больная тема, компромиссов тут нет, доходит до нецензурщины!Приводится несколько версий происхождения этого слова.От древнетюркского, означающего «коренное население», до видоизмененного имени пророка.В силу нашего восточного менталитета – не замечать за собой плохого, мы о мамбетизме вслух не говорим.И в газетах не пишем.

Хотя для горожан, и в первую очередь, алматинцев, а если быть совсем точным,для алматинских казахов, мамбетская тема – предмет для кухонных излияний желчи.С легкой руки американской соплеменницы, я попыталась раскрыть тему.Объективности ради призвала в соавторы разных людей.

На разговор они соглашались с готовностью, но своих фамилий просили не называть.

Нурлман К., финансист:

– Тема мамбетизма очень актуальна в наше время. Однако довольно щепетильная и болезненная для любого казаха. Я бы не стал говорить, что мамбеты – это только выходцы из аулов. Знаю много мамбетов из городской среды. Понимаешь, мамбет – это диагноз. Мамбетизм – это когда для человека внешние проявления важнее сути.

Бедные мамбеты носят одежду псевдоадидас, а богатые мамбеты выстраивают себе особняки, которые просто вызывают оторопь. Один такой перед воротами поставил каменных львов, перед крыльцом – бронзовых барсов, а на козырьке второго этажа – мраморных орлов. На пятиметровом заборе у него – кованый герб с инициалами хозяина, и счастлив.

Потрясенные взгляды гостей он искренне принимает за восхищение, а иронические замечания расценивает как проявление зависти.Этот бывший чиновник, а ныне бизнесмен, устроил в своем доме настоящую картинную галерею. Если так можно назвать большое помещение, увешанное картинами весьма специфическими.

Конечно, о вкусах не спорят, но обнаженные фигуристые красотки, возлежащие на ярко-оранжевых леопардах трехметрового размера… О! Это впечатляет! А убивает наповал такой шедевр: он – в образе Наполеона, в парадном мундире и на коне, она – в тронном платье императрицы Екатерины II.

– То, о чем ты рассказываешь, в России, например, считается темой «новых русских». Может, и твой пример – это из жизни «новых казахов»? Разбогатевшие малокультурные люди так распоряжаются своими материальными возможностями…– Да, скорее всего. Наверное, это не очень удачный пример мамбетизма.

Хотя быть «новым казахом» в анекдотическом понимании этого выражения – это тоже мамбетизм.Мамбетизм простых людей – это агрессивное неприятие всего чужого и слепое почитание своего. Традиции и ритуалы порой навязываются именно с агрессией. Пару раз попадал в такие ситуации, когда подавался бесбармак, а к нему не подавались вилки.

«Мы, казахи, бесбармак едим руками!» – со скрытым садизмом сообщалось растерянным городским казахам.Или еще случай. Помню, проводилась конференция. В зале – представители разных национальностей. В президиуме – только казахи. Председатель президиума спокойно начинает читать свой доклад по-казахски. Доклад длинный.

В какой-то момент из зала выкрикивают: «Мы не понимаем!» Председатель спокойно отвечает: «Вы живете в Казахстане – должны понимать». И продолжает читать доклад. Эту реплику многие в зале посчитали обидной, стали вставать со своих мест и покидать зал. Видя такое дело, председатель перестроился и продолжил доклад на вполне сносном русском.

Вот такое агрессивное навязывание своих правил я и считаю мамбетизмом. Конечно, я за то, чтобы каждый казахстанец знал казахский язык, но при помощи хамства не заставишь его выучить.Мамбетизм – это лицемерие, подмена настоящих народных традиций каким-то суррогатом.

Вот, например, девушка-продавщица на базаре суетится вокруг пожилой апашки в лучших правилах восточного почитания старших и в то же время бессовестно ее обдуривает.Мамбетство – когда издалека приезжают к вам в гости и поселяются на неопределенное время, не считаясь ни с вашими планами, ни с вашими возможностями.

Зачастую такие «родственники» по большому счету и вовсе не родственники. Про таких еще говорят: «Простота хуже воровства». Так вот, со всей широкой степной простотой такие люди считают, что от тебя не убудет, если они поживут пару-тройку месяцев, а может быть, и пару-тройку лет. В ауле-то жизни никакой нет…Конечно, кто-то скажет, что вещизм, лицемерие, хамство свойственно и нам, алматинцам. И, наверное, я с ним соглашусь. В каждом из нас живет свой «мамбет». Но я стараюсь выдавить из себя мамбета. По капле.***

Анвар С., бизнесмен:

– Знаешь, почему в казахском обществе возникла такая проблема, как мамбетизм? Потому что казахи – уникальная нация. Фактически за одно поколение мы сменили три формации: феодально-родовой строй, коммунизм, капитализм. Люди старшего поколения еще помнят, как кочевали со своими родителями, а их дети – уже владельцы заводов, газет, пароходов… Или же, наоборот, наемные работники, гнущие спину на эксплуататоров. В результате такого скачка многие понятия трансформировались, спрессовались и приняли причудливые, а порой и уродливые формы.Сознание еще не избавилось от патриархального образа мыслей, а ситуация требует современного мышления. Кто-то перестроился, кто-то не успел. И раздвоилась казахская нация. Прибавь к этому нашу национальную беду, трагедию – незнание городскими казахами родного языка. Вот эта трещина между двумя социумами одной нации и превратилась в пропасть. Прогрессивные казахи называют патриархальных мамбетами, а патриархальные прогрессивных – манкуртами. Мамбет, мамба, мамбик – значит отсталый. Манкурт – значит не желающий знать своих корней. Это из Чингиза Айтматова. У него в романе зомбировали людей, превращали в рабов и называли манкуртами.– А себя ты относишь к мамбетам или к манкуртам?– Я – манкурт, к сожалению.– Сожалеешь, что не мамбет?– Что ты?! (смеется и стучит по дереву).– Ну а можно не быть мамбетом и не превращаться в манкурта?– Конечно. Есть такие, кто прекрасно знает родной казахский язык и так же хорошо русский и английский. В меру придерживается лучших традиций и своего народа, и общемировых…– Но, вероятно, таких людей не много, судя по тому, что ты считаешь проблему, о которой мы говорим, довольно острой?– Увы… Об этом много уже говорилось и писалось. Когда я учился в школе, в почти миллионной тогда столице Алма-Ате была всего лишь пара казахских школ. Среда у алма-атинских детей-казахов была русскоязычная. И даже наши казахскоязычные родители старались говорить по-русски, чтобы совершенствовать главный в то время язык, без знания которого невозможно было выбиться в люди.***

Ерлан, студент:

– Я мамбетов вижу за километр. В те места, куда ходят мамбеты, я не хожу.– А что, существуют такие места?– Конечно. Город ведь поделен, алматинская молодежь прекрасно знает, какие кафе и дискотеки мамбетские, какие – нет. Ты когда-нибудь проходила вечером мимо общежития женского института, где учатся аульные девчонки? Нет? Тогда пройди для интереса, посмотри. Только аульные парни ждут своих девчонок. Городских среди них близко нет. Девушки выходят, и мамбетские парочки отправляются гулять. У них – своя среда. У нас – своя. Мы никогда их не впустим в свою компанию, а они – нас в свою среду, потому что мы не умеем сидеть на корточках и плеваться сквозь зубы.– Получается, что у девушки из аула нет шансов выйти замуж за городского парня?– Почти нет. Если разве только за старика. Или за мужика в возрасте, который позарится на молодую. А за парня-ровесника вряд ли. Представляешь, как на него будут смотреть его знакомые, друзья! Он женился на мамбе! У него что, крыша отъехала? А как можно жить, стесняясь перед всеми своей жены? Я и под дулом пистолета не женюсь на мамбетке!– А разве не может быть девушка из аула симпатичной и неглупой?– Не знаю, я к ним не присматривался. Если вижу, что мамбетка, сразу теряю интерес.***

Канат Д., строитель:

– Два года назад я приехал в город из аула, но мамбетом себя не считаю. Хотя я живу в вагончике, шабашу на разных стройках, но стараюсь быть человеком. Содержу родителей, младших сестренок, учусь у кровельщика, чтобы хоть какую-то профессию получить. Вот я работал недавно на одного хозяина. У него крутой коттедж. Сам он себя считает культурным, а когда наступил расчет за работу, заплатил всего половину суммы. Нагло заявил: «Больше нету!» И выгнал нас. Он не мамбет, да? Он воспитанный городской интеллигент. Мы полгода на него пахали. За эти полгода у него самого, у жены и у сына были дни рождения. И на все праздники звал по сто человек гостей и устраивал мощные салюты. Это что, не мамбетизм – самому себе салют делать? В нашей бригаде никто материться не умеет, как его жена. Это тоже не мамбетизм, да? Тогда что такое мамбетизм – бедность, аульное происхождение и плохое образование. А жадность, грубость и подлость не считаются грехами, если человек городской и богатый?***

Читайте также:  Что значит тату быков? как выбрать тату быка? значение и смысл

Аскар М., преподаватель вуза:

– Я считаю, что проявление мамбетства – издавать книжки о своем роде, преувеличивать в них значение в истории собственных предков, приукрашивать события, наделять своих родственников несуществующими героическими качествами, талантами, расписывать подвиги, которых не было.Мамбетизмом считаю чванство, бахвальство, нескромность. Один чиновник дарит дочке куклу в платье, расшитом бриллиантами, – вот это мамбетизм. Другой собирает важных гостей на свадьбе сына и поет им подхалимские дифирамбы, приписывая качества, которых и в помине нет. Каждому гостю дает такую оценку, будто тот является ключевой фигурой в истории государства. Гипертрофия собственной значимости и значимости своего окружения и преуменьшение значения других, не близких тебе людей – еще одна черта мамбета.

***
Сауле К., домохозяйка
:

— Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки…***Давно укатила в свои Штаты любопытная американка с казахскими корнями, обозначившая тему, которую, наверное, невозможно раскрыть, разъяснить до конца и поставить точку. Потому, что у каждого свое понятие.И свое приятие или неприятие ее как таковой. Не выносить сор из своей избы – хорошее правило. Но куда его тогда девать в своей избе? Прятать и хранить, что ли?

22 января 2004 Источник https://yvision.kz/post/9658

чем тебе так мамбеты интересны?)Готовит диссертацию на эту тему.жесть, а ведь есть по сей день пацаны с именем «Мамбет»наверн хочет этим постом сказать, что мамбетизм не надо путать с национализмом или расизмом имхоСовершенно непонятным образом при редактировании отвалился написанный мной кусок с этой фотографией

Я думаю, что эта фотография и описывет все моменты «мещанско-национальной революции«, которая происходит в Казахстане,Белоруссии, Чечне,Украине- везде.

Это не буржуазно-национальная революция, потому что нынешние национальные буржуа это бывшие комсомольские и коммунистические лидеры «национальных» республик, и воспитывались они в октябрятах, пионерах и школьниках, а сейчас просто используют националистическую идеологию для удержания в зубах своего кусочка  краденого одеяла.Именно сегодня в Минске происходит суд над людьми, которые пытались эти процессы показать всем нам.

Именно за то, что они выволакивают на свет стыдливые попытки Лукашенки незаметно вырулить

от социалистической демагогии к национал-буржуазной демагогии,судят  Павловца, Алимкина, Шептенко.15:18 —Павловец, комментируя одну из своих цитат, напомнил, что в советской историографии не было разделения победы в Великой Отечественной по национальному признаку.

Шла речь о победе советского народа.По его словам, считалось, что люди воевали за советскую Родину, за Советский Союз, а не отдельно за Россию, Украину, Белоруссию или иную республику.

«По какой-то непонятной для меня причине в нашем музее представлена только история Великой Отечественной войны на территории Белоруссии.

Разве белорусы не сражались на фронтах современной России?Почему мы это выбросили из своей истории?

Я не знаю, специально это сделали, или не специально, но не отразить этот факт я не могу», — сказал Юрий Павловец.

Источник: https://mislpronzaya.livejournal.com/475650.html

Кто такие мамбеты?

«Мы, казахи, бесбармак едим руками!»

И спрашивала дальше: «Я так поняла, что это то же самое, что колхозник или, как говорят у нас в Техасе, – redneck (красношеий). Но на Зеленом базаре один колхозник, торгующий овощами, обзывал мамбетом своего же коллегу-овощника.

Значит, получается, что мамбет от мамбета отличается не по классовым признакам, а по каким-то другим? У нас рэднек – это тот, кто живет на ферме (колхозник по-вашему). А у вас один колхозник обзывает другого мамбетом. Значит, он уверен, что сам не мамбет. Странно»… Я стала копаться в Интернете.

Оказалось, что это очень больная тема, компромиссов тут нет, доходит до нецензурщины! Приводится несколько версий происхождения этого слова. От древнетюркского, означающего «коренное население», до видоизмененного имени пророка.

В силу нашего восточного менталитета – не замечать за собой плохого, мы о мамбетизме вслух не говорим. И в газетах не пишем. Хотя для горожан, и в первую очередь алматинцев, а если быть совсем точным, для алматинских казахов, мамбетская тема – предмет для кухонных излияний желчи.

С легкой руки американской соплеменницы, я попыталась раскрыть тему. Объективности ради призвала в соавторы разных людей. На разговор они соглашались с готовностью, но своих фамилий просили не называть.

Такими вот они видятся…


Нурлман К., финансист:
– Тема мамбетизма очень актуальна в наше время. Однако довольно щепетильная и болезненная для любого казаха. Я бы не стал говорить, что мамбеты – это только выходцы из аулов. Знаю много мамбетов из городской среды. Понимаешь, мамбет – это диагноз. Мамбетизм – это когда для человека внешние проявления важнее сути. Бедные мамбеты носят одежду псевдоадидас, а богатые мамбеты выстраивают себе особняки, которые просто вызывают оторопь. Один такой перед воротами поставил каменных львов, перед крыльцом – бронзовых барсов, а на козырьке второго этажа – мраморных орлов. На пятиметровом заборе у него – кованый герб с инициалами хозяина, и счастлив. Потрясенные взгляды гостей он искренне принимает за восхищение, а иронические замечания расценивает как проявление зависти. Этот бывший чиновник, а ныне бизнесмен, устроил в своем доме настоящую картинную галерею. Если так можно назвать большое помещение, увешанное картинами весьма специфическими. Конечно, о вкусах не спорят, но обнаженные фигуристые красотки, возлежащие на ярко-оранжевых леопардах трехметрового размера… О! Это впечатляет! А убивает наповал такой шедевр: он – в образе Наполеона, в парадном мундире и на коне, она – в тронном платье императрицы Екатерины II.

– То, о чем ты рассказываешь, в России, например, считается темой «новых русских». Может, и твой пример – это из жизни «новых казахов»? Разбогатевшие малокультурные люди так распоряжаются своими материальными возможностями…

– Да, скорее всего. Наверное, это не очень удачный пример мамбетизма. Хотя быть «новым казахом» в анекдотическом понимании этого выражения – это тоже мамбетизм. Мамбетизм простых людей – это агрессивное неприятие всего чужого и слепое почитание своего. Традиции и ритуалы порой навязываются именно с агрессией. Пару раз попадал в такие ситуации, когда подавался бесбармак, а к нему не подавались вилки. «Мы, казахи, бесбармак едим руками!», – со скрытым садизмом сообщалось растерянным городским казахам.

Тоже мамбет…

Или еще случай. Помню, проводилась конференция. В зале – представители разных национальностей. В президиуме – только казахи. Председатель президиума спокойно начинает читать свой доклад по-казахски. Доклад длинный. В какой-то момент из зала выкрикивают: «Мы не понимаем!».

Председатель спокойно отвечает: «Вы живете в Казахстане – должны понимать». И продолжает читать доклад. Эту реплику многие в зале посчитали обидной, стали вставать со своих мест и покидать зал. Видя такое дело, председатель перестроился и продолжил доклад на вполне сносном русском.

Вот такое агрессивное навязывание своих правил я и считаю мамбетизмом. Конечно, я за то, чтобы каждый казахстанец знал казахский язык, но при помощи хамства не заставишь его выучить. Мамбетизм – это лицемерие, подмена настоящих народных традиций каким-то суррогатом.

Вот, например, девушка-продавщица на базаре суетится вокруг пожилой апашки в лучших правилах восточного почитания старших и в то же время бессовестно ее обдуривает. Мамбетство – когда издалека приезжают к вам в гости и поселяются на неопределенное время, не считаясь ни с вашими планами, ни с вашими возможностями.

Зачастую такие «родственники» по большому счету и вовсе не родственники. Про таких еще говорят: «Простота хуже воровства». Так вот, со всей широкой степной простотой такие люди считают, что от тебя не убудет, если они поживут пару-тройку месяцев, а может быть, и пару-тройку лет.

В ауле-то жизни никакой нет… Конечно, кто-то скажет, что вещизм, лицемерие, хамство свойственно и нам, алматинцам. И, наверное, я с ним соглашусь. В каждом из нас живет свой мамбет. Но я стараюсь выдавить из себя мамбета. По капле.

Мамбеты крутые…


Анвар С., бизнесмен
: – Знаешь, почему в казахском обществе возникла такая проблема, как мамбетизм? Потому что казахи – уникальная нация. Фактически за одно поколение мы сменили три формации: феодально-родовой строй, коммунизм, капитализм. Люди старшего поколения еще помнят, как кочевали со своими родителями, а их дети – уже владельцы заводов, газет, пароходов… Или же, наоборот, наемные работники, гнущие спину на эксплуататоров. В результате такого скачка многие понятия трансформировались, спрессовались и приняли причудливые, а порой и уродливые формы. Сознание еще не избавилось от патриархального образа мыслей, а ситуация требует современного мышления. Кто-то перестроился, кто-то не успел. И раздвоилась казахская нация. Прибавь к этому нашу национальную беду, трагедию – незнание городскими казахами родного языка. Вот эта трещина между двумя социумами одной нации и превратилась в пропасть. Прогрессивные казахи называют патриархальных мамбетами, а патриархальные прогрессивных – манкуртами. Мамбет, мамба, мамбик – значит отсталый. Манкурт – значит не желающий знать своих корней. Это из Чингиза Айтматова. У него в романе зомбировали людей, превращали в рабов и называли манкуртами.

Читайте также:  Кто такой дцп? кого называют дцпшником?

– А себя ты относишь к мамбетам или к манкуртам?

– Я – манкурт, к сожалению.


– Сожалеешь, что не мамбет?

– Что ты?! (Смеется и стучит по дереву)

– Ну а можно не быть мамбетом и не превращаться в манкурта?

– Конечно. Есть такие, кто прекрасно знает родной казахский язык и так же хорошо русский и английский. В меру придерживается лучших традиций и своего народа, и общемировых…

Мамбетизм – это быдлячество, и потому он интернационален


– Но, вероятно, таких людей не много, судя по тому, что ты считаешь проблему, о которой мы говорим, довольно острой?
– Увы… Об этом много уже говорилось и писалось. Когда я учился в школе, в почти миллионной тогда столице Алма-Ате была всего лишь пара казахских школ. Среда у алма-атинских детей-казахов была русскоязычная. И даже наши казахскоязычные родители старались говорить по-русски, чтобы совершенствовать главный в то время язык, без знания которого невозможно было выбиться в люди.

Ерлан, студент: – Я мамбетов вижу за километр. В те места, куда ходят мамбеты, я не хожу.

– А что, существуют такие места?

– Конечно. Город ведь поделен, алматинская молодежь прекрасно знает, какие кафе и дискотеки мамбетские, какие – нет. Ты когда-нибудь проходила вечером мимо общежития женского института, где учатся аульные девчонки? Нет? Тогда пройди для интереса, посмотри. Только аульные парни ждут своих девчонок. Городских среди них близко нет. Девушки выходят, и мамбетские парочки отправляются гулять. У них – своя среда. У нас – своя. Мы никогда их не впустим в свою компанию, а они – нас в свою среду, потому что мы не умеем сидеть на корточках и плеваться сквозь зубы.

– Получается, что у девушки из аула нет шансов выйти замуж за городского парня?

– Почти нет. Если разве только за старика. Или за мужика в возрасте, который позарится на молодую. А за парня-ровесника вряд ли. Представляешь, как на него будут смотреть его знакомые, друзья! Он женился на мамбе! У него что, крыша отъехала? А как можно жить, стесняясь перед всеми своей жены? Я и под дулом пистолета не женюсь на мамбетке!


– А разве не может быть девушка из аула симпатичной и неглупой?

– Не знаю, я к ним не присматривался. Если вижу, что мамбетка, сразу теряю интерес.

Мамбетка, не мамбетка, а ты ко мне не подходи…


Канат Д., строитель:
– Два года назад я приехал в город из аула, но мамбетом себя не считаю. Хотя я живу в вагончике, шабашу на разных стройках, но стараюсь быть человеком. Содержу родителей, младших сестренок, учусь у кровельщика, чтобы хоть какую-то профессию получить. Вот я работал недавно на одного хозяина. У него крутой коттедж. Сам он себя считает культурным, а когда наступил расчет за работу, заплатил всего половину суммы. Нагло заявил: «Больше нету!». И выгнал нас. Он не мамбет, да? Он воспитанный городской интеллигент. Мы полгода на него пахали. За эти полгода у него самого, у жены и у сына были дни рождения. И на все праздники звал по сто человек гостей и устраивал мощные салюты. Это что, не мамбетизм – самому себе салют делать? В нашей бригаде никто материться не умеет, как его жена. Это тоже не мамбетизм, да? Тогда что такое мамбетизм – бедность, аульное происхождение и плохое образование. А жадность, грубость и подлость не считаются грехами, если человек городской и богатый?

Аскар М., преподаватель вуза:
– Я считаю, что проявление мамбетства – издавать книжки о своем роде, преувеличивать в них значение в истории собственных предков, приукрашивать события, наделять своих родственников несуществующими героическими качествами, талантами, расписывать подвиги, которых не было. Мамбетизмом считаю чванство, бахвальство, нескромность. Один чиновник дарит дочке куклу в платье, расшитом бриллиантами, – вот это мамбетизм. Другой собирает важных гостей на свадьбе сына и поет им подхалимские дифирамбы, приписывая качества, которых и в помине нет. Каждому гостю дает такую оценку, будто тот является ключевой фигурой в истории государства. Гипертрофия собственной значимости и значимости своего окружения и преуменьшение значения других, не близких тебе людей – еще одна черта мамбета.

Сауле К., домохозяйка:
– Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки…

Мамбетизм убьет, если ему не противиться…
…Давно укатила в свои Штаты любопытная американка с казахскими корнями, обозначившая тему, которую, наверное, невозможно раскрыть, разъяснить до конца и поставить точку. Потому, что у каждого свое понятие. И свое приятие или неприятие ее как таковой. Не выносить сор из своей избы – хорошее правило. Но куда его тогда девать в своей избе? Прятать и хранить, что ли?..

Алия МАМБЕТОВА, «МК в Казахстане»

Источник: http://telegrafua.com/world/13539/

Почему слово «мамбет» стало ругательным в Казахстане – Мурат Телибеков | Новости Казахстана на сегодня, последние новости мира

Консульский департамент МИДа России 23 марта опубликовал своего рода «Кодекс поведения для выезжающих за границу россиян», в том числе и тех, кто собирается в Казахстан.

Особое внимание в этом документе уделено бранным словам и выражениям, используемым жителями стран пребывания. Из пяти республик Центральной Азии три удостоены специальных разъяснений — Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. В частности, речь шла о оскорбительном и в последнее время часто употребляемом слове «мамбет».

К слову, сайт cyclowiki.org дает следующее значение этого слова: «Мамбе́т (каз. Мәмбет) — уничижительное прозвище казахов — выходцев из сельской местности, аулов.

Прозвище «мамбет» является аналогом русского слова «быдло» и обозначает грубого, необразованного и бескультурного человека, который чаще всего родом из сельской местности. Казахское имя «Мәмбет» (как и имена Мұқанбет, Махамбет, Мағамбет) происходит от араб. Мухаммед, изменённого согласно сингармонизму в казахском языке.

Имя «Мамбет» носили несколько известных личностей казахского народа — Мамбет-батыр, Мамбет-бий Булгак-улы и др. Название «мамбет» носит один из казахских родов (каз. ру)».

Почему раньше носить имя «Мамбет» у казахов было нормально, а сейчас является оскорблением. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поинтересовался у главы Союза мусульман Мурата Телибекова, что он думает по этому поводу.

— Первая мысль, возникла, что в российском МИДе «не все дома», — поясняет Мурат Телибеков.

— Как можно обсуждать такие примитивные вещи, рассуждать так грубо и безграмотно? Я не знаю, можно ли серьезно обсуждать такое, ведь это грубая ошибка, за которую надо наказывать.

Это, прежде всего, подрывает репутацию российского МИДа. Это же деликатные вещи, касающиеся межнационального общения.

— С чем это связанно, когда это возникло и почему?

— В культурах всех народов наблюдаются подобные вещи, как, например, в Америке неприемлемо слово «негр», оно воспринимается как оскорбление. Смаковать эти ругательства и делать их предметом социологических исследований просто смешно.

— Сейчас, наверное, учитывая специфику этого слова детей таким именем не называют?

— Думаю, да. Родители стараются уберегать детей от таких насмешек и предпочитают не давать такие имена.

— Почему именно имя Мамбет стало носить оскорбительный характер?

— Никто вам не объяснит почему и откуда появилось, например, слово «калбит». Появилось и все. Я не думаю, что за этим стоят какие-то философские, глубинные причины.

— А давно это имя стало носить такой ругательный характер?

— Я думаю это идет еще с середины 90-х, потому что в советское время — это слово не было распространенно и в него не вкладывался такой смысл.

— А какой у этого слова смысл?

— Очень часто это слово используется в отношении к провинциалам. Под этим словом понимается человек ограниченный, человек низкой культуры, человек примитивно мыслящий, нетерпимый, агрессивный и безграмотный.

— А какой перевод у этого имени, значение?

—Да нет никакого перевода. Это же тоже самое, что русских называют Иванушка-дурачок.

А у армян есть прозвище «Ара», где тоже можно усмотреть некую насмешку, поэтому я думаю, что таким вещам не стоит уделять особое значение и делать из них какую-то крупную проблему. Это удел людей с низкой культурой.

Если бы речь шла о иностранцах, которые мало знакомы с нашей культурой, я бы еще понял. Но мы родственные народы, бок о бок живем не одно поколение и нет необходимости разъяснять нам какие-то элементарные и очевидные вещи. Зачем создавать инструкции по поведению русских у нас и по поведению казахов в России.

Источник: https://www.altyn-orda.kz/pochemu-slovo-mambet-stalo-rugatelnym-v-kazahstane-murat-telibekov/

Мамбет…что такое? кто такой?

Мамбет…как много в этом слове! Используя его, стоит убедиться в том, что вы и ваш собеседник подразумеваете под ним одно и тоже.  Здесь я собрала самые непохожие мнения моих друзей.

10 определений слову «МАМБЕТ»:

  1. Человек, который носит спортивное трико с туфлями
  2. Необразованный человек с ужасной речью и плохим вкусом на одежду…кричащий танысаек карындасым танысаек…
  3. Казах, который не знает русского языка
  4. Человек из не зажиточной массы населения, который старается быть похожим на крутого, что в конечном итоге дает несуразный вид: дешевые подделки брендов, некультурное поведение с ограниченным словарным запасом
  5. Мамбетами называют казахов, которые чаще приезжие люди с аулов, деревень, которые имеют минимум культуры, они не стесняются показывать свое безкультурие перед людьми.
  6. Это слово придумали закомплексованные люди, которые подразделяют людей на категории! Есть, конечно, люди, которые ведут себя неадекватно в обществе, но это не повод называть их так. И еще, почему люди так называют только казахов? Среди многих других наций есть так называемые «МАМБЕТЫ».
  7. Человек, который не может себя нормально вести, матерится на всю улицу на русском и казахском, плюется, не уступает место в общественном транспорте, носит спортивку с туфлями, не проявляет уважения к людям… и неважно какой он национальности!
  8. «мамбет»- это не статус и не клеймо на человеке.. это стиль поведения определенного сегмента населения ( в большей мере молодежи), которые приезжают в большие города, чтобы получить образование. Но своей НЕприспособленностью к городской жизни они вызывают бурную реакцию у провинциалов.(наверное имели ввиду у городских-мое прим)
  9. Для меня это мерзкое поведение людей. К примеру идешь ты красивая по улице, а тебе на встречу идет толпа парней…проходят мимо и изображают охи вздохи …ОМГ что одним видом до оргазма довела?   Мамбетизм — не уступать старикам и беременным место в автобусе, при этом смотреть и улыбаться без зазрения совести. Мамбетизм — харкать или высмаркиваться на всю улицу -_- Бросать мусор куда попало, когда рядом в 3-5 шагах находится мусорка. Мамбетизм — это не заправленные носки в сандали, хотя частенько люди, ведущие себя как скотины и мамбеты, носят носочки с сандалями. Ну мб им просто холодно 😀
  10. Мамбет- это имя, причем имя собственное.
Читайте также:  Что значит путинюгенд? как понять слово путинюгенд? значение и смысл

Определения такие разные, ясно только одно-это слово в основном несет негативный оттенок. Как же так вышло, что имя собственное «Мамбет», стало нарицательным?

Картинка-первая, которую выдал гугл по запросу «мамбет», взята с сайта.

Источник: https://yvision.kz/post/266326

Мамбетизм как один из неизбежных путей национального культурного развития

Канат КАБДРАХМАНОВ

В последние годы в казахском обиходе стали активными понятия “мамбетизм”, “мамбет”. Каждый “городской” казах чувствует, что эти понятия означают, каждый “городской” казах может сходу выделить “мамбета” в группе соотечественников. Но спроси, что значат эти слова, разъяснять будет долго и путано. Попробуем здесь разобраться.

Когда меня спрашивают о каком-то человеке: “А он не “мамбет?” — я мысленно провожу некоторый анализ и скоро выдаю ответ — да или нет. Что я анализирую в эти мгновенья? Кажется, степень приверженности данного человека устарелым казахским ценностям.

В наше время казахи разделились на две принципиально разные группы: тех, кто преимущественно предан традиционным казахским ценностям, и тех, кто преимущественно предан универсальным ценностям.

Среди первых с краю находятся те, кто исповедует действительно устарелые ценности, среди вторых с краю те, кто исповедует изначально мертвые, космополитические ценности. И мамбетизм, и космополитизм есть крайности и извращения современной казахской культуры.

При этом культурной середины не видно — в смысле культурно-организационном, в смысле доминантного культурного потока.

Крайние “мамбеты” утверждают мировоззрение этноцентризма. “Казахстан для казахов! Казахи — для казахских ценностей!”. Крайние “мамбеты” однозначны и ортодоксальны. Именно ортодоксальность, националистическая акцентуированность раздражает в крайних “мамбетах” “городских” казахов.

При этом мы, весь народ, внутренне не готовы к изобличению, критике этноцентризма. Думаем: как бы то ни было, а этноцентризм — все же движение в сторону национального духовного возрождения, оздоровления.

Никто даже не заикается о том, что нужно вырвать из рук крайних “мамбетов” рупор этноцентризма!

Между тем, этноцентризм кровно родствен всякому экстремизму, решительно, беспощадно отвергает идею многообразия, мультикультурности. Этноцентризм всякого рода (немецкого, еврейского, русского, албанского, народности тутси, арабо-суданского и пр.

) несет в себе идею обязательности дискриминации всех тех, кто не входит в состав немецкого, еврейского, русского, албанского и пр.

сообщества, поэтому политика этноцентризма непременно чревата конфликтами, резней, гражданской войной, непременно несет в себе ядовитые семена распада многонационального государства.

Казахский этноцентризм — самое крайнее выражение мамбетизма. Но если всмотреться в явление мамбетизма широко, без предвзятости, то можно понять, что мамбетизм — это в последнюю очередь стиль поведения конкретных индивидуумов, а в первую очередь — болевая реакция народной души. Реакция, в которой боль доминирует над сознанием.

Это vox populi, глас народа. Хор массы, в котором не различимы ни отдельные голоса, ни слова, ни лица, а есть только общее чувство, которое хочет себя четко и ясно выразить, но не может.

Чувство, которое выражает присутствие жизни в этносе, стремление жить, стремление уважать себя, но не знает, как всего этого достигнуть.

В мамбетизме причудливо переплетаются национальная гордость и рабское чванство, архаичность явственно устарелого и наше инстинктивное стремление стать современным народом, обладающим собственным культурным лицом.

“Мамбеты” носят на себе стигму устарелости. За их спинами “городские” переглядываются. Но взгляд без предвзятости может заметить, что “мамбеты” — незаменимые и полноправные участники национального духовно-культурного диалога. Без “мамбетов” и диалога с ними “городские” казахи непременно заблудятся, а многие уже блуждают в пустоте цивилизационных форм.

Если бы те казахские интеллигенты, кто исповедует традиционные и, на взгляд “городских”, устарелые ценности, могли бы укротить в себе нетерпимость и крикливость, могли бы разговаривать…

На самом деле это счастье, что в духовном пространстве нации имеются две культурные позиции. Что в нашем развитии с самого начала независимого пути заложена диалоговость, интеллектуальная и духовная состязательность.

Ни диалога, ни состязания сейчас не наблюдается, каждая сторона шепчется в своей сторонке, и в этом, конечно, выражается наша современная убогость. Но и без диалога интеллектуально-культурный обмен происходит: ни одна сторона не может игнорировать другую.

Вот в такой пока форме — молчаливого признания и бессловесного стояния происходит наше современное культурное развитие. Малоосмысленное и “кажуще” недвижное.

Здоровому культурному развитию, движению нации напрашивается образ лодки, энергично движимой двумя веслами. Веслом здорового традиционализма, который пока еще является мамбетизмом, и здорового универсализма, который пока еще хворает космополитизмом.

Я не хочу быть в современном смысле “городским”, потому что современное “городское” сознание — это сознание действительно больное, не знающее отчетливых жизненных ориентиров. И в то же время твердо знаю: культурное наследие пращуров нуждается в честной ревизии.

Нельзя просто взять старые обряды и ритуалы и приказать современным людям им следовать. Но в проведении этой ревизии ни одной стороне национального диалога невозможно быть действительно честными.

Только взаимная критика, откровенный диалог могут запустить на полную мощь двигатель нашего здорового культурного движения.

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: http://www.zakon.kz/75374-mambetizm-kak-odin-iz-neizbezhnykh.html

Новость: Кто такой «мамбет»?

Мамбет — это Мамбет батыр, защищавший нашу землю от врагов, историк Мамбет Қойгелді и много других известных людей.

Хоть и считается, что слово «мамбет» обозначает некультурного человека, на самом деле настоящий адресат этого слова — казах.
Вы разве слышали, чтобы кто-то называл невежественного человека, принадлежащего к другому этносу, плюющего на улице, «мамбетом»? Конечно, нет. Но об этом мало кто упоминает.

Слово «мамбет» начали использовать в отношении казахов в период русификации, чтобы показать людей, говорящих на казахском, как некультурных и темных.
«Если раньше колонизаторы обзывали так колонизируемых, то теперь, во времена Независимости, казахи так обзывают друг друга», — заметил молодой ученый, языковед Бекарыс Нұриманов.

Возникает вопрос — разве нельзя неграмотного некультурного человека называть иначе? Ведь «Мамбет» — одно из самых дорогих имен для казахов.
«Персидский вариант имени пророка Мухаммеда — «Мамет». А казахи говорят «Мамбет». Я принадлежу к роду «Мамбет». Я горжусь, что именем пророка назван наш род», — говорит культуролог Омар Жәлел.

«Называть негодного, неграмотного человека именем пророка, значит, лишить себя благополучия», — добавил он.

«Если в нашей стране «мамбет» — это унизительная кличка, то в Турции, если назвать кого-нибудь «мамбетом», тот человек будет безмерно рад. Там есть подобное имя «Махметшик», которое означает защитника Родины, народа», — вспоминает годы своей учебы в Турции Бекарыс Нұриманов.

Люди, которые, как в Турции, гордятся, когда их называют «мамбет», стали появляться и у нас. Первым из них был писатель Герольд Бельгер.

«Я горжусь тем, что я мамбет! Это аульный казах. Я к этому стремлюсь. Я, может быть, последний аульный казах остался!» — заявлял он.

Бельгер отмечал, что когда говорят «мамбет», то он представляет перед собой умного и образованного казаха с детской улыбкой и открытой широкой душой.

Кто знает? Может быть, если продолжать разъяснять, то это слово потеряет негативный оттенок и превратится в национальный бренд?

Цветастые платья, тореадоры в коротких жакетах, бои быков, гитара, танцы — давно превратились в бренд Испании. Но совсем еще недавно, 150 лет назад, страна была очарована Бонапартом. Высшая испанская знать говорила только на французском.

Выходцев из сельской глубинки, придерживающихся своих исконных традиций и выглядящих соответственно, презрительно называли «махо».

Если франкофоны предпочитали одеваться во все пастельное и светлое, то «махо» одевались в насыщенные красные и черные одежды.

Источник: https://aqparat.info/news/2018/05/21/8852467-kto_takoi_mambet.html

Ссылка на основную публикацию