Что значит киберпанк в аниме? как понять кибепанк? смысл

Киберпанк как литературный жанр

Что значит Киберпанк в аниме? Как понять Кибепанк? Смысл

Слово «киберпанк» происходит от сочетания двух английских слов: «cybernetics», что означает «кибернетика» и «punk» – с английского «отребье».

Под самим же термином «киберпанк» изначально понимали один из литературных жанров научной фантастики.

Произведения этого жанра изображали мир ближайшего будущего: высочайший уровень развития высоких технологий и одновременно сильнейшее общественное расслоение, бедность, на улицах господствуют беспредел и беспорядки, город превратился в трущобы.

Основные сюжеты произведений в жанре киберпанк – конфликты, которые то и дело разгораются между так называемым «искусственным интеллектом», огромными корпорациями и одиночками-хакерами.

Мир, изображаемый в подобных литературных произведениях, — своеобразная антиутопия постиндустриального порядка, человечество стоит перед лицом острейших общественных, культурных и прочих реформ.

Кстати, практически все новейшие технологии, в какой-то мере их можно назвать и «франкенштейновскими», применяются в тех целях, которые не были предусмотрены изначально их создателями. Некоторая часть литературных критиков склонна сопоставлять жанр «киберпанк» с «нуаром», во многом из-за общей для этих литературных жанров особой атмосферы.

Если говорить о представителях данного литературного жанра, то стоит назвать таких писателей: Пэт Кадиган, Уильям Гибсон, Джон Ширли и, конечно же, Брюс Стерлинг. Интересная деталь: большая часть научно-фантастических произведений начала двадцать первого столетия содержит в себе элементы киберпанка.

Кстати, само слово «киберпанк» выдумал писатель Брюс Бетке. Это произошло в начале 80-х прошлого века. Именно так назывался один из его рассказов, правда, о том, что мы сейчас понимаем под киберпанком, там не было ни слова. Просто главный герой, хакер, носил особую прическу, которая и была названа подобным образом.

А чуть позже это слово применил рецензент произведений писателя Уильяма Гибсона Гарднер Дозуа. С его легкой руки слово стало определением литературного жанра, который сегодня все знают как «киберпанк».

К слову, сам литературный критик, редактор Гарднер Дозуа даже придумал критерий нового жанра: «высочайшие технологии и при этом низкий жизненный уровень».

Как писал Лоренс Персон: «Персонажи жанра «киберпанк» представляют собой маргиналов, людей, которые отвержены обществом. Они одиноки по сути своей, находятся за гранью ближайшего будущего, в котором соседствуют быстротечные технические трансформации, бедность и трансформации тел людей, которые проводятся насильственными методами».

А вот один из главных идеологов киберпанка, писатель Брюс Стерлинг в своем небезызвестном эссе, которое называется «Киберпанк в 90-х», дает свое определение этому явлению: «Возьмите обыкновенную крысу, над ней можно проводить любые опыты, сделать с ней все, что угодно. То же можно сделать и с человеком. Подумайте об этом, хоть это и тяжело. Об этом факте нельзя просто так забыть и не думать. Он сам по себе не исчезнет».
 

Источник: http://kiberpank.ru/content/kiberpank-kak-literaturnyi-zhanr

Что такое киберпанк — Тот самый Врен

Меня забавляет то, как сейчас, через двадцать лет после естественной смерти киберпанка как литературного движения, все находятся компании, пытающиеся гальванизировать труп. Ну, то есть, тот же Deus Ex в 2000 году был уместен.

Но в 2015? В эпоху айфонов и котиков в инстаграме? Чтобы вы лучше понимали, что такое киберпанк на самом деле и почему “Лабиринт отражений” или “Матрица” – это не он, я выкладываю свою старую большую статью на эту тему. Сейчас нужен не киберпанк, а киберлулз или киберняш.

Технологии слишком опопсели, и любой дурак может запустить свой стартап про сиськи.

Подобно многим явлениям, киберпанк пришел в нашу страну слишком поздно, успев расцвести на родине (коей являются США) пышным цветом, породить новую субкультуру и потихоньку сойти на нет, хлопнув перед уходом дверью в виде напутственной статьи Стерлинга «киберпанк в 90-х».

Все, с чем мы имели дело в последние годы, – попытки гальванизировать труп с самыми разными целями.

Одни банально хотят заработать деньги на красивом сеттинге, другие честно пытаются продолжить дело отцов-основателей и обновить канонические модели общества и иные основополагающие элементы жанра (все они являются продуктом 80-х годов, когда никто не мог и предположить, куда заведет нас информационная революция) в соответствии с современными реалиями.

Киберпанк мертв и сохранился лишь в виде «элементов» в мэйнстриме (то есть в «обычной» литературе, для которой почему-то в русском языке нет подходящего термина), фантастике и фэнтези, геймерских романах (и «виртуалке» вообще – так принято называть литературу «о компьютерах», не являющуюся киберпанком), политических боевиках, обработанных литературно сборниках фельетонов – практически во всем, что заслуживает названия «современная литература». Спроецируйте это на кино, аниме и игры, добавьте многочисленные переиздания произведений отцов-основателей – получите полную картину того, что ныне представляет собой киберпанк.

Строго говоря, называть киберпанк одним из направлений научной фантастики некорректно. Его целью отнюдь не является популяризация научных идей, описание радужного будущего, каким оно виделось в эпоху НТР.

Корни его следует искать скорее в кризисе традиционной, «твердой» НФ, когда времена Хайнлайна, Азимова и Брэдбери прошли и перед фантастикой стал маячить призрак самокопирования – отсутствие новых идей и легкость сочинения боевиков-однодневок с шаблонным сюжетом и очередным «миром будущего» отбрасывали и так не слишком-то уважаемый жанр на дно интересов читателя-интеллектуала. Описания гиперпространственных движков и бластеров, подозрительно однообразные, успели наскучить – вне зависимости от реалистичности их технической базы. Появившиеся в обществе сомнения относительно того, что научный прогресс действительно является панацеей, решающей все проблемы человечества, и перманентное ожидание ядерной войны служили отличным фоном для смещения интересов из техническо-развлекательной сферы («как именно человек будущего будет путешествовать в космосе», «каким оружием морпех сможет отстреливать монстров») в область, затрагивающую внутренний мир человека. Читателей и авторов по-прежнему интересовало поведение обычного человека в
необычных обстоятельствах (постъядерный мир, параллельное измерение, город инопланетян…), но акцент делался уже на «человеке», а отнюдь не на обстоятельствах. Фантастика осмелилась сыграть на поле традиционной литературы.

Одним из первых авторов, порвавших с шаблонами, стал хорошо известный и у нас Альфред Бестер.

Отказавшись от простого и правильного языка в пользу чудовищной смеси жаргона и придуманных словечек «будущего» (вплоть до использования особенностей верстки текста в качестве стилистического приема), не делая скидку на не слишком высокий интеллектуальный уровень «среднестатистического любителя фантастики», не уделяя особого внимания техническим деталям за исключением имеющих прямое отношение к сюжету, он смог яркими штрихами обрисовать мир будущего, отчаянно схожий с представленным в «Нейроманте» или, скажем, «Схизматрице». Телепаты, живущие в своем обособленном мирке – и одновременно проникающие во все сферы человеческой деятельности. Власть крупного бизнеса, сочетающего в себе черты современных американских гигантов и транснациональных мегакорпораций по Гибсону. Доведенная до идиотизма, выродившаяся Американская мечта. Вот где живут герои Бестера. И главная роль в его романах отводилась отнюдь не простому пареньку с сельской планеты, не сумасшедшему ученому и не бравому солдату земных космических сил. Под прицелом оказались не среднестатистические обыватели и не хорошие парни – лишь отбросы общества и его сливки, причудливым образом связанные. Наркоманы, убийцы, беспринципные бизнесмены – их образ мыслей, их действия выпукло обрисовывали тоже, что и чувствовал обыватель, но ярче и сильнее.

Последовавшая затем «Новая волна» фантастики, наиболее ярким представителем которой был Филип Дик, во многом подготовила почву и для киберпанка, а поставленный по мотивам одного из его произведений фильм «Бегущий по лезвию бритвы» и вовсе стал классикой жанра.

Но Дика по большому счету не интересовали компьютеры, а если по ходу действия требовалась виртуальная реальность, то для ее технической реализации использовались наркотики.

Да и протестом против общества в его романах чаще увлекаются не отбросы общества, а честные и немного наивные «интеллигенты» (как они назывались бы на постсоветском пространстве)… не брезгующие марихуаной, естественно.

Другие фантасты из «Новой волны» также время от времени в своих работах приближались к киберпанку, но практически всегда компьютеры в их работах были подобны «колесу-призраку» Желязны, непонятной вещью в себе, символом противостояния науки и магии, не более того. «Новых фантастов» интересовал человек и только человек.

Следуя законам диалектики, киберпанк вобрал в себя не только завоевания «Новой волны», но и приемы предшественников.

Сохранив высокие требования к литературным качествам текстов, его основатели (Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Руди Рюкер, Майкл Суэнвик) стали столь же серьезно относиться и к техническим деталям.

Можно смеяться над тем, что Гибсон ничего не понимал в компьютерах и по мало-мальски серьезным вопросам консультировался со Стерлингом, но нужного результата он всегда добивался и грубых ляпов не допускал. Впрочем, традиция «знать по чуть-чуть, но зато все» в киберпанке относится не только к компьютерам.

Так что же такое «киберпанк»? Впервые этот термин как определение литературного направления использовал критик Гарднер Дозуа, окрестив им романы, где внимание уделялось развитию информационных технологий, виртуальной реальности и смежным темам. Кроме того, так же назывался один из рассказов Брюса Бетке.

Предполагалось, что это насмешка, однако ее объектам термин понравился, после чего и был взят на вооружение. И это неудивительно – в этом слове содержится все, что необходимо любителям раскладывать жанры по полочкам. «Кибер» – это высокие технологии, не обязательно информационные, но имеющие непосредственное отношение к совершенствованию человеческих возможностей.

Не космические корабли и бластеры, но компьютерные сети, циркулирующие в крови наномашины, манипуляции с генами, искусственные имплантаты, биороботы и виртуальные разумные существа. «Панк» – это протест против Системы, это изгои и анархисты, тараканы, живущие в щелях фундамента сурового высокотехнологического общества.

«Кибер» – антураж, актуальная тема для обсуждения, модель для построения общества, «панк» – лейтмотив произведения.

Хотел бы обратить внимание на то, что формально киберпанк – никоим образом не отдельный литературный жанр, ведь тогда «жанрами» пришлось бы признать еще с десяток столь же узких направлений фантастики.

Стерлинг называет киберпанк «литературным движением», под влиянием которого и создавались работы, ставшие каноническими. Соответственно, «чистый» киберпанк – лишь то, что удовлетворяет духу движения, схожие внешние атрибуты в расчет не берутся вовсе.

Именно поэтому к нему можно отнести фэнтезийную, казалось бы, «Дочь железного дракона» Суэнвика, но не «Лабиринт отражений» Лукьяненко, равно как и всю «виртуалку», вышедшую из-под пера российских авторов вне зависимости от ее качества.

Канонам жанра удовлетворяют простенькие боевики серии Shadowrun, но никак не модная и богатая, казалось бы, на философские изыски «Матрица».

Первым громким успехом киберпанка стало появление в 1984 году романа «Нейромант» Уильяма Гибсона, ставшего символом «выхода киберпанка из пеленок» (по словам Орсона Скотта Карда). Впрочем, еще годом раньше был опубликован роман «Программное обеспечение» Руди Рюкера, а «Искусственный ребенок», первая работа Стерлинга в этом направлении, – и вовсе в 1980.

Сразу оговорюсь, что о «виртуалке» речь не идет – тогда пришлось бы вспомнить еще с десяток произведений. Окончательно оформилось движение после появления «Схизматрицы» Стерлинга в 1985, рупором его были фэнзины – в первую очередь «Дешевая правда» (Cheap Truth), распространявшаяся принципиально бесплатно.

Писатели-киберпанки предлагали своим молодым коллегам порвать с шаблонами, не прислушиваться к мнению авторитетов, творить свободно и искренне. И, естественно, подавали пример сами. Например, один из ранних романов Руди Рюкера «Белый свет» критики относят к «трансреализму», читай – «беллетризованному бреду сивой кобылы».

Вряд ли кому-то из маститых фантастов, штампующих боевики про космических рейнджеров, пришло бы в голову описывать путешествие не вполне вменяемого математика по загробному миру, представленному в виде множества счетных множеств.

Загруженность терминами из высшей математики отпугнет любого читателя, слабо ориентирующегося в трансцендентных числах, но это не волновало киберпанков.

Красиво, смело, оригинально? Годится! Другое дело, что борцы с авторитетами вскоре сами стали писателями с мировой известностью, их романы приносили солидный доход, и проповеди об отказе от коммерческого подхода к работе звучали уже как-то глупо, на что и жаловался Стерлинг в своей статье о «киберпанке в 90-х». Оставив молодежиправо сочинить свое собственное движение (коего мы так и не дождались), отцы-основатели ударились в жанровые эксперименты. Они продолжаются и по сей день.

Читайте также:  Что значит тату скорпион? выбор тату сколрпион? смысл

Что дал киберпанк миру? Являясь по своей сути фантастикой предупреждения, он не конструирует ни утопию, ни антиутопию, не переносит и современную модель общества в будущее.

В отличие от всех этих трех рецептов, мир киберпанка устроен логично, он может существовать в действительности, устойчив к внешним и внутренним воздействиям – к слову, никакими «спасениями мира» герои никогда не занимаются – такая ситуация попросту невозможна.

Киберпанк говорит о том, что люди выживут в любой ситуации, другое дело, кем они после этого станут. А выживать нам придется. «Мания величия гуляет по аудиториям университетов, где каждый мальчишка разрабатывает план по размещению вселенной в наперстке», – говорит Стерлинг, и предупреждает, что опасность может поджидать нас буквально за углом.

Какое изобретение перевернет нашу жизнь с ног на голову, какая искусственно вызванная эпидемия выкосит половину населения Земли, где грань между требованиями безопасности общества и свободой личности? Вопреки мнению современных российских поклонников, киберпанк – это не движение страстных любителей компьютеров, желающих поставить себе «чип в черепушку».

Киберпанк – это движение тех, кто хочет остаться сам собой в мире тотального господства новых технологий. В том числе и используя последние на высоком профессиональном уровне. Герои киберпанка полностью свободны от оков морали, они стоят за рамками добра и зла. Для достижения главной цели – свободы – все дозволено.

И не стоит упрекать киберпанк в пропаганде насилия, наркотиков и еще черт знает чего, каково общество – таковы и ценности. Как пишет Стерлинг, «во вселенной киберпанка мысль о том, что существуют некие священные границы, в которых должен держаться человек, – заблуждение. Священных границ, защищающих нас от самих себя, не существует».

Источник: https://darkwren.ru/zhurnal/chto-takoe-kiberpank/

Киберпанк в современной культуре

Развитие технологий, в том числе информационных, спровоцировало появление такого жанра в культуре, как киберпанк.

Хакеры, искусственный интеллект, киборги, корпорации, управляющие миром, классовое неравенство – такие мотивы начали мелькать сначала в научно-фантастической литературе, а потом и в кино, играх, аниме и даже в работах современных художников. Обо всём этом мы и поговорим в этой статье.

Что такое киберпанк

Как зародился киберпанк

Само слово «киберпанк» начало свой путь в одноимённом рассказе, написанном в 1983 году Брюсом Бетке. Однако содержание этого произведения не соответствовало направлению киберпанк в современном его понимании. Просто один из персонажей носил панковскую причёску и был хакером, которые, как известно, промышляют в киберпространстве. Вот так и образовалось слово «киберпанк».

Первые научно-фантастические романы в таком жанре начал писать некий Уильям Гибсон. Благодаря своей книге «Нейромант» он стал самым известным писателем в жанре киберпанк. К слову, киберпанком его произведения начали называть те, кто писал на них рецензии.

Сюжеты произведений в жанре киберпанк

Стандартный сюжет романа данного жанра обычно крутится вокруг противостояния хакеров и могущественных корпораций. Как правило, главный герой является киберпреступником, который в силу тех или иных убеждений начинает борьбу с системой. Иногда наоборот сами хакеры являются антагонистами, и представители правопорядка всячески пытаются бороться с их деятельностью.

Кроме характерного сюжета киберпанк отличается особой атмосферой эдакой технологической антиутопией.

Обычно описывается недалёкое будущее, где миром правят крупнейшие межнациональные корпорации, при этом наблюдается невероятное социальное и экономическое расслоение, когда одни могут позволить себе чуть ли не полную замену своего тела на кибернетическое, а другие живут в трущобах и еле сводят концы с концами.

Киберпанк соответствует принципу «Высокие технологии, низкий уровень жизни»

Роль Интернета в мирах киберпанка

Нередко Интернет правит миром будущего. Формально он служит на благо человечества, но на деле управляет обществом, которое должно подчиняться законам системы. Интернет в киберпанке уже не просто средство связи – он имеет свой интеллект и может сам принимать важные решения относительно лучшего блага для людей.

Подключение к Сети

Сеть может выступать и как особое виртуальное пространство, в которое люди могут периодически входит или вовсе в нём жить. Пример тому фильм «Матрица».

Искусственный интеллект в киберпанке

В описываемых мирах часто затрагивается проблема разумных человекоподобных машин: какие права они имеют, как построены их отношения с людьми и прочее. В некоторых случаях говорится и о человеческом разуме, загруженном в кибероболочку, например, как в манге и аниме «Призрак в доспехах».

Киберпанк в фильмах

Многие фильмы в жанре киберпанк снимаются по мотивам книг. В качестве примера можно привести «Бегущего по лезвию» 1982 года, сюжет которого основан на романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».

Этот фильм считается первым в жанре киберпанк.

В «Бегущем по лезвию», конечно, обошлось без хакеров, но мир будущего представлен в соответствии указанному жанру, да и проблема искусственных людей раскрыта в полной мере.

Из самых известных фильмов, затрагивающих тематику киберпанка, можно выделить:

  • Матрица;
  • Двухсотлетний человек;
  • Нирвана;
  • Трон;
  • Джонни-мнемоник;
  • Хакеры.

Киберпанк в играх

Современные игры, также часто начали затрагивать тематику киберпанка. При этом поднимаются довольно серьезные вопросы.

Так, например, в серии Deus Ex хорошо описан антиутопический мир будущего, в котором, несмотря на технологическое развитие, полнейший крах экономики, террористические нападки и весьма заметное социальное расслоение.

Так же в Deus Ex хорошо проработана проблематика искусственного улучшения организма человека.

Главный герой игры Deus Ex: Human Revolution

А вот игра Syndicate также рассказывает об антиутопическом будущем, но сюжет крутится вокруг коммерческих организаций, которые правят миром и контролируют население помощью вживленных в мозг чипов.

Хакерам уделено внимание в играх Watch Dogs. В этом игровом мире описывается система «ctOS», которая контролирует весь город и знает всё о каждом жителе. Главный персонаж игры использует возможности этой системы в своих, порой корыстных целях.

Киберпанк в музыке

Киберпанк оказал немалое влияние и на музыкальную среду: появились характерные звучания, стиль и музыкальное содержание. В творчестве ряда исполнителей прослеживается темы будущего киберпрогресса, технологической антиутопии и места человека в таком мире.

В основном атмосфера киберпанка воспроизводится в электронной музыке, её ближайших направлениях и сопутствующих жанрах, куда можно отнести индастриал, техно, нойз, транс, хаус и прочее. Для примера можете послушать композиции из саундтрека к серии игр Deus Ex.

Среди групп, которые затрагивают тематику киберпанка в своём творчестве можно отметить:

  • Funker Vogt;
  • Icon Of Coil;
  • Prodigy;
  • ESC (Eden Synthetic Corps);
  • Blind Effects;
  • FGFC820;
  • Negative Format;
  • Zen Mechanics;
  • KMFDM и пр.

Киберпанк в изобразительном искусстве

Современные художники также обращают внимание на этот жанр.

Николас Хайатт – концепт-художник, работы которого мелькают в тематических изданиях, специализирующийся на разработке концептов для тематических изданий, киноиндустрии и компьютерных игр.

Работа Николаса Хайатта

John Wallin Liberto иллюстратор, который также принимает участие в разработке графики для игр.

Работа John Wallin Liberto

Работы Даниэля Доцу участвуют в различных выставках, появляются в публикациях и т. д.

Работа Даниэля Доцу

Творчество Дариуша Завадского также заслуживает внимания. Его работы демонстрируют мрачный гротескный мир.

Работа Дариуша Завадского

Шинго Matsunuma занимается компьютерной живописью.

Работа Шинго Matsunuma

Заключение

Киберпанк – это непросто интересные сюжеты, развивающиеся в вымышленном мире будущего, это то, что заставляет задуматься о проблемах, которые будут появляться уже в ближайшие десятилетия.

Уже сегодня учёные демонстрируют вполне себе пригодные бионические протезы и даже ведётся разработка кибернетического тела, куда можно перенести своё сознание, а уровень жизни во многих регионах ни разу не растёт.

Время покажет, насколько реальность будет соответствовать тем мирам, которые описывали многие фантасты.

Источник: http://topor.info/internet/kiberpank-v-sovremennoy-kulture

Что такое киберпанк?

Попытки определить, что такое киберпанк, – трудная задача. Но если кратко, то киберпанк – это одновременно и культура, и жанр.

Киберпанк – поджанр научной фантастики, изображающий продвинутые научные технологии в урбанистическом, антиутопическом будущем. С одной стороны имеем огромные могущественные корпорации и частные службы безопасности, с другой – темное и грязное социальное дно с нелегальной торговлей, бандами, наркотиками и пороками. И между ними находятся политика, коррупция и массовые восстания.

«Высокие технологии. Низкий уровень жизни».

Кроме того, киберпанк – это культурное явление с собственным мировоззрением и отличительным стилем. Антиавторитарность, презрение к признанным торговым маркам, техническая подкованность – это лишь часть качеств, свойственных киберпанку.

Все это здесь есть: высокие технологии, жесткий детектив, роковая женщина и ночной город

Ищете распространенный ответ? Продолжайте читать!

Происхождение киберпанка

Киберпанк начал развитие как часть литературы, но стал межкультурным образованием.

«Что такое киберпанк?» – сложный, многоуровневый вопрос, столь же непостоянный, как субкультура и наше восприятие изменений будущего.

Побеги, взросшие в мире литературы, были пропущены через фильтр кино к другим видам искусства, а также моде и философии, и вместе они породили всеохватную, непрерывно расширяющуюся субкультуру.

Есть много способов проследить происхождение движения киберпанка. Сам термин «киберпанк» берет начало в коротком рассказе с одноименным названием Брюса Бетке.

За ним, конечно, последовали ключевые авторы киберпанка, чьи заслуги по подготовке движения общепризнанны: Уильям Гибсон (считается основателем киберпанка), Брюс Стерлинг, Пэт Кэдиган, Руди Рюкер, Джон Ширли и Льюис Шайнер.

Было также немало романов-предшественников, в главной теме и системе образов которых позднее обнаружили связь с киберпанком: «Человек без лица» (1953) и «Тигр! Тигр!» (1956) Альфреда Бестера, «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (1968) Филипа Дика, «Доктор Эддер» (написан в 1972 году, но опубликован только в 1984-м) Кевина Джетера, «Радуга земного тяготения» (1973) Томаса Пинчона, «Наездники шоковой волны» (1975) Джона Браннера, «Истинные имена» (1981) Вернора Винджа. Чуть позже Нил Стивенсон, автор романа «Лавина» (1992), был удостоен признания как писатель, способствовавший переходу киберпанка в эру посткиберпанка.

Уильям Гибсон: «Я боялся идти на „Бегущего по лезвию“, поскольку боялся, что фильм окажется лучше, чем я сам мог бы вообразить. Отчасти страх был оправдан, поскольку уже первые несколько минут явно были лучше.

Мы встретились с Ридли Скоттом позднее, может, через десять или больше лет после выхода фильма.

Я рассказал ему, из чего был сделан „Нейромант“, и он представил мне похожий список составляющих из „Бегущего по лезвию“».

«Бегущий по лезвию» и «Нейромант» стали теми событиями, которые положили начало движению в литературе и кино. «Бегущий по лезвию» влиял и до сих пор влияет на весь последующий киберпанк с визуальной точки зрения, а «Нейромант» – на литературу киберпанка. Киберпанк никогда не был просто литературным жанром.

Формулировка определения

Мы можем проанализировать основное определение киберпанка, исходя из анализа самого слова. «Кибер» имеет отношение к технологиям, что чаще всего отсылает нас к термину «киберпространство» (это слово было введено в обращение самим Уильямом Гибсоном) и кибернетическим усовершенствованиям тела.

Читайте также:  Что значит пуська? как понять пуська бятая? значение и смысл

Но «кибер» может относиться и к другим технологиям: таким как, например, биотехнологии или нанотехнологии. «Панк», с другой стороны, относится к людям и поведению, проповедуемому киберпанком. Чаще всего протагонисты киберпанка – изгои, антигерои, маргиналы, преступники, мистики, оппозиционеры и неудачники.

Для всех них общим аспектом является подрывная деятельность.

Одна из версий киберпанка от находящейся в разработке игры Cyberpunk 2077

Подрывать – значит ниспровергать или разрушать что-либо. Сам по себе жанр киберпанка – это низвергнутая научная фантастика, и мы никогда не возвращались к истокам. Быть панком значит подвергать сомнению авторитеты и активно подрывать те их них, с которыми не согласен. Разные люди делают это по-разному, так же как и наш киберпанковый главный герой.

Пример – Мотоко Кусанаги из франшизы «Призрак в доспехах». С поверхностной точки зрения, она агент и орудие японского правительства. Это правда, но это ни то, что определяет ее, ни то, как она сама себя определяет. На протяжении всей истории она не боится показать характер и берет дела в свои руки, если это соответствует тому, что она считает правильным – проучить политиков.

Она сама подрывной элемент внутри правительства.

Сущность киберпанка

Есть множество цитат, помогающих проиллюстрировать сущность киберпанка.

«Будущее уже здесь – просто оно неравномерно распределено»
Уильям Гибсон

Эта цитата встраивает «кибер» и панк», а также дихотомию «Высокие технологии – низкий уровень жизни» в контекст.

Высокие технологии существуют сегодня, но они не могут уничтожить классовое разделение, провоцируя неравенство, что ведет к социальной борьбе.

К тому же, несмотря на наличие технологий, низшие слои населения не имеют возможности извлечь из них выгоду, что еще увеличивает разделение, из-за которого богатая элита становится еще богаче и получает более широкий доступ к технологиям.

В прямом смысле разделенная Хэнша из Deus Ex: Human Revolution

«Все, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком»
Брюс Стерлинг

Это важная идея. Во имя достижения прогресса мы проделываем с крысами ужасные вещи, и мы неотзывчивы к их боли. Многие киберпанковые сюжеты закручиваются вокруг каких-то видов наркотических эффектов или воздействия на мозг, которые мы в реальности применяем на крысах. Это всего лишь вопрос времени, когда мы начнем заниматься чем-то похожим с людьми. Крысы только начало.

«Улица находит всему свое применение»
Уильям Гибсон

Эта цитата отсылает ко второй части киберпанковой дихотомии – низкому уровню жизни – и погружает в контекст открытых источников информации и движения «Сделай сам». Скорость технического развития так высока, что множество производимых нами вещей уже устарело.

Эти вещи лишены ощущаемой ценности и выброшены, но затем отбросы могут быть приспособлены для другой цели таким способом, который создатели даже не могли себе представить. Как, например, в случае с DVD-проигрывателем, используемым для анализа крови на ВИЧ.

Ответвления киберпанка

Биопанк – поджанр киберпанка, сосредоточенный прежде всего на биотехнологиях, таких как генетические манипуляции. Наиболее часто упоминаемый пример – «Гаттака» и «Темный ангел».

Его можно рассматривать как часть киберпанка, поскольку, несмотря на отсутствие киберпространства и кибернетических аспектов, высмеиваемых киберпанком, он верен дихотомии «Высокие технологии – низкий уровень жизни».

Это различные воплощения схожих идей.

Посткиберпанк – современная реакция на ныне устаревшие визуальные качества вдохновленного 80-ми киберпанка. Посткиберпанк чаще освещает вопросы трансгуманизма, космического пространства и перспективных технологий, которые невозможно было представить в 80-е.

Быть частью киберпанка

Киберпанк имеет свою позицию. Она подразумевает культурную и социальную сознательность, как и в литературе, откуда он берет свое название. Киберпанк вопрошает всех и вся и решает для себя, что то, во что он верит, и есть правда.

Это путь осознания различных мировоззрений и мнений, но разнообразие – основа успешной популяции. Киберпанк понимает, что система не приоритетна для него и он всегда противостоит «верхам». Киберпанк знает, как взломать систему, но это не так важно.

Не связывайся с киберпанком.

Киберпанк происходит сейчас. Многое из предсказанного киберпанком начало сбываться в наши дни. Улучшения в протезировании и «умный» компьютерный интерфейс превратились в контролируемое мозгом протезирование, главную опору киберпанка. Корпорации продолжают политику глобального доминирования и влияют на культуру, создавая подходящую для подрывной деятельности ситуацию.

Бедные становятся беднее, а богатые – богаче, что обеспечивает все большее и большее разделение. Благодаря таким явлениям, как всеохватывающий Интернет, социальные сети, мобильные технологии, виртуальная и расширенная реальности, кибермир как никогда близок к реальному миру. Хакеры ставят на колени группировки, корпорации, правительства и отдельных личностей. Мы живем в эру киберпанка.

Добро пожаловать.

Киберпанк распространился на всех информационных площадках, создавая даже не отдельный жанр, а субкультуру. Повсюду киберпанковые фильмы, телесериалы, комиксы, музыка и прочие виды искусства. Все, что вам нужно сделать, – это обратить внимание.

Киберпанк повлиял на моду, архитектуру и философию. Киберпанк стал чем-то большим по сравнению с тем, чем он был вначале.

И он продолжит развитие, становясь все более значимым, в то время как мы движемся от современного киберпанка к киберпанку будущего.

Оригинал взят на http://www.neondystopia.com

Источник: https://gamerulez.net/articles/chto-takoe-kiberpank

Киберпанк в Литературе!

Киберпанк (от англ. cyberpunk) — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Сам термин является смесью слов англ. cybernetics «кибернетика» и англ.

punk «мусор», впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года Художественное произведение в жанре научной фантастики характеризует разнообразное общество с высоким уровнем глобализации за счет развитых технологий.

Сюжеты киберпанка тяготеют к ближайшему будущему, где герой книги всегда зависим от мира высоких технологий. Атмосфера данного направления широко охватывает различные формы корпоративной элиты и сочетания антиутопического общества. Зачастую писатели научной фантастики соприкасаются со стилистикой нуара и эстетикой детектива.

Литература в стиле киберпанк довольна многообразна: одни авторы уделяли внимание больше трансгуманизму; другие – криптоанархизму и недружелюбным ИИ; третьи – эпикуру и эротизму в обществе будущего. Тема мрачности и неестественности всего окружающего подчеркиваются дополнительными деталями постапокалипсиса.

Тексты книг и рассказов могут содержать множество научных выражений и непривычных нам сленгов, сочетающих иероглифы, латиницу и кириллицу. Особенно показал себя Кэндзи Сиратори в своем романе «Кровь электрическая», одновременно используя английские и японские символы, латынь, а также язык программирования С++.

Впервые виртуальную реальность описал Уильям Гибсон в своей трилогии «Киберпространство». Из книг в стиле киберпанк фэнтези высоко ценится роман «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко.

В целом можно резюмировать, что как жанр литературы киберпанк не только спрогнозировал технологии и гаджеты, но и охарактеризовал специфику современной психологии. Потребительство, влияние корпораций, антиутопия, кибертерроризм, киборги и биороботы, нанотехнологии и биоимплататы, искусственный интеллект и дополненная реальность – все это наша с вами действительность, многократно описанная в книгах жанра киберпанк еще задолго до своего развития

Книги этого жанра:

Лабиринт отражений —  Сергей Лукьяненко 

Мир виртуальной реальности. Мир глубины. Компьютерные корпорации создают в этом мире блистательный город развлечений Диптаун – дорога в него не заказана никому. В глубину уходят в поисках свободы, обретя которую – или ее видимость – пытаются остаться там навсегда.

«Отказников» выводят с глубины профессиональные спасатели-дайверы, для которых не существует никаких моральных запретов: виртуальные дуэли и компьютерный секс, свои обычаи и законы – порою забавные, а зачастую – жестокие… Роман Сергея Лукьяненко «Лабиринт Отражений» сочетает достижения классического киберпанка и зрелищность фильмов Спилберга. 

Вокзал потерянных снов  — Чайна Мьевиль 

гигантском мегаполисе Нью-Кробюзон, будто бы вышедшем из-под пера Кафки и Диккенса при посредничестве Босха и Нила Стивенсона, бок о бок существуют люди и жукоголовые хепри, русалки и водяные, рукотворные мутанты-переделанные и люди-кактусы.

Каждый занят своим делом: хепри ваяют статуи из цветной слюны, наркодельцы продают сонную дурь, милиция преследует диссидентов.

А к ученому Айзеку Дан дер Гримнебулину является лишенный крыльев гаруда — человек-птица из далеких пустынь — и просит снова научить его летать. 
 

Кто платит за переправу?- Танассис Вембос

Будущее пришло… и оно совсем не светло. Несколько военных конфликтов с использованием атомного оружия, огромное количество беженцев в Греции из Африки, Азии и Восточной Европы, расцвет преступности и, как это ни странно, интернета. Главный герой рассказа — репортер интернет изданий, охотящийся не только за новостями.

  Мир, в который мы сейчас окунёмся, окажется обезумевшим информационным обществом, в котором всё определяет неутолимая жажда информации и которое лихорадит от наркотиков, секса и насилия. И эта горячка никогда не кончается и не может кончиться, потому что мир стал слишком ужасен, чтобы его можно было вынести на трезвую голову.

Мы проследим здесь за мужчиной, который совсем не тот, кем кажется на первый взгляд, — мужчиной с совершенно безумной целью… 

Что, если бы было возможно вести торговлю воспоминаниями? Покупать и продавать собственное «я» человека? Возможность технического использования нашего духа — или его части — может довести, как мы сейчас увидим, до ещё более мрачных пророчеств.

Аниме и манга

Темы киберпанка широко распространены в аниме и манге. В Японии, где популярен «косплей» и к подобным модным течениям примыкают не только подростки, киберпанк был быстро принят, а его влияние широко распространилось.

Действие романа «Neuromancer» Уильяма Гибсона, чьё влияние преобладало в раннем киберпанк-движении, также происходит в Чибе, одном из крупнейших японских промышленных районов, хотя во время написания романа Гибсон не знал о местоположении Чибы и не имел ни малейшего представления, насколько город соответствует его видению. Воздействие киберпанка на мысли и литературу в середине 1980-х годов позволило ему проникнуть в японскую культуру. Даже несмотря на то, что большинство аниме и манги создаётся в Японии, киберпанк-аниме и манга имеют более футуристический, и потому более международный характер, так что их аудитория оказывается значительно более широкой, не ограничиваясь Японией.

Киберпанк вдохновил множество работ в данном жанре, в том числе Akira, Appleseed, Bubblegum Crisis, Neo Tokyo, Goku Midnight Eye, Ghost in the Shell, Cyber City Oedo 808, Battle Angel, Armitage III, Clover, Blame!, «Эксперименты Лэйн» (режиссёр Рютаро Накамура), Texhnolyze, Ergo Proxy, Kaiba, Psycho-Pass, Mardock Scramble.

Источник: https://litnet.com/ru/blogs/post/15520

— Киберпанк, все что вы хотели знать

У моего друга синие волосы, он носит длинный кожаный черный плащ, отважно смотрит на солнце сквозь сварочные очки, в его рюкзаке бита и противогаз,- он не псих, он просто киберпанк.
В данной статье рассмотрим главные идеи, музыку, фильмы, моду киберпанка.

Киберпанк мрачен, но эта мрачность честна.
Брюс Стерлинг Идея киберпанка — это прежде всего бунт, поиск индивидуальной свободы в обществе всеобщего контроля и паранойи, информационного террора, глобализации и интеллектуального насилия.

Движение возникло и получило имя по названию рассказа Брюса Бетке «Киберпанк», опубликованного в 1983 году журналом Айзека Азимова. Развитие информационных технологий в 80е, страх человека перед ними и породили мир киберпанка,- постиндустриальную антиутопию, мир в котором технологии правят человеком.

Здесь сам образ человека подвергается трансформации посредством как мозговых имплантов, гнезд, различных электронных и механических устройств, встроенных в тело, так и насаждаемой государством идеологии и информационного контроля.

Стирается грань не только между человеком и машиной, но и между действительностью и виртуальной реальностью тоже, — рождается киберпространство. Киберпанк предсказал рождение Интернет, глобальной паутины, уже покорившей мир, мы сами уже способны жить в новом квазипространстве, вполне созвучном идеям киберпанка.

Читайте также:  Что значит тусовка на сленге? как понять тусня? значение и смысл

Герой киберапнка- хакер, бунтарь и нонконформист. Образ, всегда притягательный для подростков. Герой вступает в борьбу за свободу и индивидуальность, против социального расслоения и несправедливости. Изначально неудачник и маргинал он способен изменить окружающий мир, стоит только захотеть.

В настоящее время идеи киберпанка можно увидеть не только в литературе, но и в кино, музыке, моде. Движение киберпанк в настоящее время различают: посткиберпанк, кибертреш, нанопанк, биопанк, стимпанк, кибер-готов, космопанк, технопанк.

Киберпанк и музыка:

Единого мнения о том, что причислять к «музыке в стиле киберпанк» до сих пор не существует. Как правило, речь идет об электронной, индустриальной музыке, такой как: техно, транс, рэйв и индастриал, dark elektro, noise, cyber-metal, Digital Hardcore. Однако и сами приверженцы движения не уверены, что та самая «музыка в стиле киберпанк» уже существует.

Собственно отличить киберпанк — композиции от других треков представляется возможным только истинным ценителям жанра, при этом стоит опираться на тонкие стилистические особенности (имитация путем ритма, мотива, шумовых эффектов атмосферы технократического мира будущего) или на особенности текста.

К музыкальным коллективам, творчество которых можно соотнести с киберпанком относятся: Atari Teenage Riot, Asylum, Anhedonia, Angelspit, Autechre, Cat Rapes Dog, Front Line, Assembly Sensogen, Sinthetix, Synapscape, Sutcliffe Jugend, Supreme Court, Skorbut, Shizuko Overdrive, Tumor, THE Kovenant, Unit:187, Xotox, Xianotic, Yelworc, Wynardtage Neikka RPM и др.

Киберпанк и кинемотограф:

Первый киберпанк- фильм был снят Ридли Скоттом по роману Филиппа Дика « Мечтают ли андроиды об электроовцах» в 1982 году и назывался «Бегущий по лезвию бритвы».

Фильм несколько извратил первоначальный философский смысл романа: вместо ответа на вопрос «Что делает человека человеком» фильм спасает зрителя от страха перед машиной, стирая грань между человеком и андроидом.

Также стоит упомянуть фильмы:

«Дикие пальмы» — (реж. О. Стоун, в главной роли Дж. Белуши), впервые проиллюстрировано в кинематографе понятие виртуальной реальности. « Джонни Мнемоник»- ( экранизация одноименного романа У. Гибсона, в главной роли Киану Ривз),- фильм с особой тщательностью воспроизводит почти все атрибуты киберпанка. «Матрица»- трилогия сыграла свою положительную роль в популяризации идеологии киберпанка, пожалуй, один из немногих фильмов, столь масштабный собственный культ и популярный по сей день. «эКзисТенциЯ» (реж. Д. Кроненберг) — фильм о смещении компьютерной игры и реальности, о существовании в подобном пространстве.
Киберпанк как стиль: С одной стороны для киберпанка характерно использование таких атрибутов как: черные кожаные плащи, ботинки на высокой платформе, пирсинг, возможно шрамирование, татуировки, экзотические прически (ирокез). С другой стороны, сами киберпанки утверждают, проводя тем самым границу между собой и движением кибер- готов, что не гоняться за внешнем видом и что в их движении главное идея, а вовсе не определенный стиль в одежде. Создатели киберпанка боролись против массовости и, в конечном счете, против культа, но с ростом популярности движения стало ясно, что получилось все как раз наоборот. Киберпанк сам превратился в культ и индустрию, приносящую прибыль. Если есть что сказать по теме, комментарии всегда открыты.

*Данная статья написана специально для данного портала. Мы приветствуем распространение наших материалов, но только при указании гипер ссылки на Молодёжный портал Xage.Ru

Источник: https://xage.ru/kiberpank-vse-chto-vyi-hoteli-znat/

Несколько слов о «киберпанк» видеоиграх

Евгений Ассесеров Обновлено Фев 9, 2016

Что можно сказать о видеоиграх, вдохновением для создания которых являются книги Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и прочих основателей киберпанка?

Таких игр, на самом деле, не так уж и много, как кажется на первый взгляд. Значительная их часть вышла еще в далекие восьмидесятые и девяностые годы прошлого века, тогда же, когда и большинство каноничных книг и фильмов, которые можно смело отнести к жанру. Так что же такое киберпанк? Давайте попробуем разобраться.

Любое кибер-произведение в изобилии напичкано различного рода футуристическими компьютерными технологиями, сетями, наркоманами-хакерами, андроидами-аутистами и прочей мишурой, которой на самом деле достаточно и в других похожего рода поджанрах. В настоящем киберпанке это все тоже присутствует, но оно не на первом плане.

Каноничный киберпанк всегда грязный, подлый и мрачный, но при этом более чем притягательный. Можно привести простое сравнение на примере операционных систем киберпанк — это  Linux, а все остальные фантастические жанры, поджанры и направления — это Windows.

Дальше в дебри лезть не будем, в довесок стоит еще отметить присущую таким произведениям особенность, заключающуюся в том, что настоящий киберпанк никогда не был про спасение мира («Матрица» не в счет). Скорее наоборот, повествование всегда сводилось к людям и личностям, находящимся в тени, но при этом  в самой гуще событий.

Хакеры-затворники, взламывающие сети, коварные авантюристки-медиумы, которые попали в, казалось бы, безвыходную ситуацию, мрачные полицейские с серьезными душевными травмами и ведущие не очень здоровый образ жизни, почти все герои именно такие — не очень успешные, но наделенные какой-то непонятной «романтикой».

За них переживаешь и привязываешься почти сразу, наверное, благодаря подаренной авторами харизме. Да, техногенный жанр, прежде всего, о персонажах, а потом уже о высоких технологиях и трансгуманизме.

За все это стоит благодарить Филипа Дика, автора великолепного научно-фантастического романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Экранизация книги также стала определяющей для жанра.

Уильям Гибсон, который считается основателем каноничного киберпанка, признает, что вдохновением для написания «Нейроманта» послужил фильм «Бегущий по лезвию» (Blade Runner), который является киноверсией книги. Все вышеупомянутые фильмы и романы являются обязательными всем, кто хочет открыть для себя это направление.

Blade Runner через пятнадцать лет после дебюта на мировых экранах и всеобщего признания обзавелся игровой адаптацией в виде квеста. Квесты в то время считались жанром популярным, и в середине девяностых их выходило приличное количество, в том числе и по культовым фильмам.

Геймплейно и сюжетно игровое произведение от получилось более чем качественным. Визуально оно повторяло мрачность фильма с присущей жестокостью и бесчеловечностью.

С точки зрения игрового процесса, «Blade Runner» строится на детективном расследовании главного героя, который помимо измененного внешнего вида получил и другое имя. В кино его зовут Рик Декард, а в игре протагониста именуют Рэем Маккоем.

Несмотря на почти достоверно срисованные задники и идентичную визуализацию игры, главный герой не получил внешности Харрисона Форда, это, пожалуй, единственный минус игровой версии «Бегущего по лезвию».

В Японии, где киберпанк также стал очень популярным направлением, тоже выходила масса видеоигр, манги, аниме и прочего мерча, связанного с жанром. Одной из самых интересных игр, вышедших в конце восьмидесятых годов, является Snatcher, автором игры является Хидео Кодзима.

В ту пору он не был настолько известен, как сейчас, но талант его уже был виден. «Snatcher»  как произведение появилось во многом благодаря киноленте «Blade Runner», которой вдохновлялся Кодзима при создании игры; многие элементы кинополотна перекочевали в его творение.

Главный герой — полицейский детектив, расследующий запутанное дело, но судьба его еще более туманна, чем у Декарда: Джиллиан Сид, протагонист «Snatcher», помимо всего прочего, страдает потерей памяти.

Атмосфера и art direction в «Snatcher» во многом повторяют фильм Риддли Скотта, только игра напичкана еще большей жестокостью, большим количеством крови на экране и кибер-антуражем, от которого у любого поклонника направления начинают идти мурашки.

Тут стоит еще припомнить тот факт, что одним из героев «Snatcher» является робот по имени Metal Gear Mk. II. Игра издавалась и переиздавалась на многих игровых платформах, последние ревизии выпустились на Sony Playstation One. Сейчас «Snatcher» можно найти на эмуляторах в английской версии.

Многие киберпанковые произведения в изобилии описывают властные корпоративные организации, для которых человеческая жизнь – ничто; эти корпорации воюют друг с другом за владение всем миром, и  невинных жертв в этой войне более чем достаточно. Промышленный шпионаж становится настоящей битвой за владение технологиями, которые могут обеспечить мировое господство таких корпораций.

Одной из интересных игр жанра можно назвать «Syndicate», в ней как раз показана внутренняя кухня, так сказать, взаимоотношений властных организаций мира будущего.

Первая игра цикла вышла все в те же далекие девяностые, а точнее, в 1993 году, разработчиком и издателем «Syndicate» является Bullfrog Productions, одним из основателей компании числится Питер Мулинье.

Первая и вторая часть сериала являются изометрической экономической стратегией с экшен-элементами.

Суть игрового процесса строится на том, что игрок в лице команды из четырех агентов «cиндиката» должен  уничтожать различного рода недругов, таким образом отвоевывая территорию влияния компании, на которую отряд работает.

Все это дело приправлено такими атрибутами, как кибер-импланты, улучшающие показатели агентов, взломы чипов, которые создают иллюзорную реальность у мирного населения; вообще игра составлена из необходимых для жанра вещей, создающих непередаваемый безысходный техно-антураж.

А вот всего три года назад Starbreeze Studios выпустила шутерную версию «Syndicate», которая на самом деле оказалась не такой плохой, как о ней писала игровая пресса. Syndicate 2012 года являет собой добротный коридорный шутер старой закалки с некоторыми интересными геймплейными решениями. Единственным минусом игры можно назвать не очень внятный сюжет.

Напоследок хочется вспомнить серию «System Shock», которая оказала влияние на приличное количество современных видеоигр. Уоррен Спектор, до того как сделать известный многим «Deus Ex», разработал не менее культовый «System Shock».

По сути, именно «System Shock» стал счастливым билетом для разработчика в компаниюIonStorm, где Джон Ромеро позволил делать творцу все, что он захочет, создавать игру мечты. Но вернемся на некоторое время назад, в начало девяностых, а точнее, в девяносто четвертый.

Именно тогда вышла первая часть «System Shock», игра оказалась как визуально, так и по содержанию продуктом наивысшего качества, поклонники видеоигр и киберпанка были более чем довольны: страшная мрачная история, затягивающий геймплей, который помимо глубокой прокачки, обеспечивает геймера survival элементами.

За вторую серию цикла отвечал уже не Спектор, а Кен Левин, который на данный момент известен игровой общественности сериалом «Bioshock». Второй «System Shock» можно смело назвать отцом популярной стимпанк эпопеи.

Именно «System Shock 2» стал отправной точкой для создания прекрасных приключенческих сюжетных игр от первого лица.
Оба произведения за авторством Левина  и Спектора – настоящий киберпанк, приправленный survival horror и ролевыми элементами.

В мире «System Shock» есть искусственный интеллект SHODAN, желающий власти, ниндзя-киборги, гибридные человекоподобные мутанты, обезумевшие псионические обезьяны и прочая нечисть, которая очень канонична для жанра.

На данный момент есть информация о том, что игровая студия NightDive трудится над ремейком первой части франшизы. Возможно, к проекту привлекут Кена Левина, который на данный момент находится в свободном плавании. Также есть информация о работе над третьей частью игрового сериала, а точнее запущен именной тизер-сайт:www.othersidetease.com/

Видеоигр с киберпанк-элементами много, даже очень, но назвать такие произведения каноничными никак не получается. Киберпанк — это не искусственный разум и не роботизированная броня с технологическими улучшениями, это — нечто совершенно иное, забытое где-то там, на рубеже девяностых годов двадцатого века.

Источник: http://geekcity.ru/neskolko-slov-o-kiberpank-videoigrax/

Ссылка на основную публикацию