Что значит камо грядеши? как понять камо грядеши? перевод и смысл

Камо грядеши. лучшие библейские пеплумы

Что значит Камо грядеши? Как понять Камо грядеши? Перевод и смысл«Кириллица» продолжает рассказывать о знаковых библейских пеплумах.

Название романа польского писателя Генрика Сенкевича — «Quo Vadis?» непривычно для русского слуха. Впрочем, попытка перевода фразы при помощи старославянского аналога: «Камо грядеши?» не очень проясняет дело.

На самом деле это фраза принадлежит апостолу Петру. Во время тайной вечери он спрашивает Христа: «Господи! Куда Ты идешь?». Иисус отвечал ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною».

Существует также апокрифическая легенда, в которой Петр, покидающий Рим, вновь встречает Христа неподалеку от города, вновь задает ему все тот же вопрос: «Куда ты идешь, Господи?». Иисус же отвечает, что из-за того, что император Нерон казнил почти всех христиан, а Петр оставляет город, он вновь идет в Рим на новое распятие.

После этих слов апостол возвращается в Рим, где принимает мученическую смерть. В метафорическом смысле слова «Quo Vadis?» означают, что человеку необходимо задуматься о том, правильно ли он выбрал жизненный путь. 

Роман Сенкевича заставлял не только размышлять на духовные темы, но и подробно описывал зверства императора Нерона, кровавые гладиаторские бои и гонения на первых христиан. На фоне таких трагических событий развивается история запретной любви язычника – патриция Марка Виниция и христианки Лигии. 

Такая многоплановая и по истине душераздирающая история не могла остаться вне поля зрения кинематографистов. Уже с самых первых лет становления кинематографа делались попытки экранизировать роман польского писателя.

Первым был французский одноминутный фильм 1901 года, затем две масштабных итальянских экранизации 1913 и 1925 года.

Для нас представляют интерес фильм 1951 года, снятый в США, и картина 2001 года, ставшая последней работой великого польского режиссера Ежи Ковалеровича. 

Трудно сравнивать две эти работы. Американская постановка появилась в период расцвета «пеплума» и была благосклонно принята зрителями. Несмотря на вполне солидную продолжительность – 171 минута, в фильме отсутствуют многие важные сюжетные ходы, некоторые события переставлены местами.

Самым же интересным является то, что центральной историей фильма стала не лавстори Лигии и Марка, а кровавые безумства императора Нерона. В этом нет вины прекрасных актеров Роберта Тейлора и Деборы Керр. Все дело в том, что роль сумасшедшего императора исполнил великий британский актер с русскими корнями – Питер Устинов.

Яркая игра Устинова всегда привлекала внимания зрителя даже в самых пышных и динамичных постановках, где, казалось бы, следить за игрой актеров нет времени.

Ежи Ковалерович старался избегать ошибок предшественников. Его фильм четко иллюстрирует содержание романа, хотя из-за временного ограничения не всегда понятно, зачем был нужен тот или иной герой.

Недоумение часто разрешается во время просмотра шести серийного сериала, в основу которого был положен фильм.

К сожалению, польские инвесторы не решились выделить 18 миллионов долларов исключительно на съемки полнометражной картины, а потребовали еще и расширенную сериальную версию, что не преминуло сказаться на качестве общей работы.

Но все же, история Лигии и Марка показана даже в укороченной киноверсии весьма близко к книжному варианту. Нерон показан в фильме больше как карикатурный персонаж, своими кривляньями скорей напоминающий злодея из «Остина Пауэрса», чем человека, сеющего страх и ужас на своем пути. 

Фильм получил несколько призов, особенно была отмечена работа актера Ежи Треля, воплотившего в жизнь роль грека Хилона Хилонида. Польский фильм не удостоился таких восторженных отзывов в прессе, как его многие предшественники.

Однако если учесть то, что в мире тотальной политкорректности фильмы на религиозную тематику бывают разве либо в Каннах, либо идут по третьесортному каналу в три часа утра, то фильм Ежи Ковалеровича заслужил более счастливую прокатную судьбу.

Фильм «Камо грядеши?» смотрится весьма неплохо на фоне исторических картин средней руки, и может похвастаться внятным сюжетом и хорошими актерскими работами.

Елена Бояршинова, киновед

Источники: www.doctormacro.com, cdn.mymovies.ge 

Источник: http://cyrillicpost.blogspot.ru/2011/09/blog-post_8818.html

«Камо грядеши» Сенкевича: описание и анализ романа из энциклопедии

«Камо грядеши» («Quo vadis») — исторический роман Генрика Сенкевича. Работа над ним началась в 1894 году, отдельные главы по мере их написания публиковались в периодике. Полностью роман увидел свет в начале 1896 г. и сразу был переведен на многие европейские языки. В том же 1896 г. вышло первое русское издание под авторским названием — «Quo vadis».

В течение последующего столетия роман издавался по-русски не менее 20 раз, причем название иногда сохранялось в латинском варианте оригинала, а иногда переводилось на церковно-славянский («Камо грядеши»).

В любом случае соблюдалась ориентация автора на сакральный язык, так что тут скорее имеет место перевод из одной конфессионально-культурной традиции (католической) в другую (православную).

На современном русском языке название означает «Куда идешь». По преданию, этот вопрос задал апостол Петр Христу, которого встретил за стенами Рима, пытаясь покинуть город и скрыться от преследований императора Нерона. Спаситель ответил: «В Рим, чтобы снова принять распятие». Апостол же устыдился своей слабости и вернулся в Рим, где и претерпел мученическую смерть.

Именно к последним четырем годам правления Нерона (64—68 гг.) и относится действие романа. В 1893 году, уже вынашивая замысел будущего произведения, Сенкевич побывал в Италии и на древней Аппиевой дороге близ Рима, на месте предполагаемой встречи апостола Петра со Спасителем, увидел часовню, которая так и называлась — «Quo vadis».

Это и послужило отправной точкой для начала непосредственной работы над романом.

«Камо грядеши» Сенкевича — единственный из исторических романов автора не на польскую тему. По-видимому, именно этим обусловлена его значительно меньшая по сравнению с другими произведениями писателя популярность в самой Польше и гораздо большая во всем остальном мире.

Более того, по мере распространения за пределами Польши роман подвергся существенному переосмыслению. Сам Сенкевич задумывал апологию католицизма, и основная сюжетная линия представляет собой историю обращения язычника. Этой теме подчинена даже любовная интрига.

В завязке романа молодой аристократ Марк Виниций настолько пугает очаровательную христианку Лигию бурной страстью, что девушка исчезает, скрываясь не только от возможных домогательств самого Нерона, но и от не в меру пылкого героя.

Поиски возлюбленной превращаются для Виниция не просто в выяснение места ее пребывания, но и в путь духовных исканий. Своему другу и родственнику Петронию он признается, что любовь изменила его душу, а тот — воплощение языческого интеллекта — не понимает.

Уже найдя Лигию, Виниций приходит не к ней самой, а к апостолам Петру и Павлу с просьбой: «Дайте мне ее в жены, и я поклянусь, что не только не буду запрещать ей чтить Христа, но и сам постараюсь постигнуть Его учение.

Другой, быть может, сказал бы вам: «Окрестите меня!» А я говорю: «Просветите меня!» И долгожданная встреча с самой Лигией приобретает ярко выраженную религиозную окраску: «Сердца наши будут биться заодно, единой будет молитва наша и благодарность Христу. О дорогая моя! Вместе жить, вместе чтить сладостного Бога…». И все это — на фоне массового истребления христиан.

К окончательному счастливому воссоединению в финале героиня приходит через скитания и застенки, через чудом отмененную в самую последнюю минуту театрализованную казнь на арене, в значительной мере утратив былую прелесть. Но герой этого уже не замечает.

А вот эстет Петроний, искренне сочувствующий влюбленным, при виде ее всерьез задумывается, стоит ли она такая приложенных для ее спасения усилий. Отношения самого Петрония с Эвникой проходят в романе вторым планом, оттеняя основную линию.

Это прежде всего плотская любовь двух физически совершенных людей, тоже самозабвенная, ломающая предрассудки, но — в рамках языческой культуры, а потому обреченная.

Тенденциозность Сенкевича очевидна: влюбленные христиане выживают и воссоединяются вопреки всем гонениям, а влюбленные язычники на фоне видимого благополучия гибнут, причем почти ритуально: «С ними погибало то единственное, что еще оставалось у их мира: поэзия и красота».

Религиозный пафос романа «Камо грядеши» Сенкевича усиливают фигуры апостолов — Павла и особенно Петра, которого католическая церковь считает первым папой, пытаясь выстроить на этом обстоятельстве обоснование своего превосходства в христианском мире. В этом смысле особенно значимо вынесение слов Петра в заглавие.

Читайте также:  Что значит бьёт значит любит? как понять бтёт значит любит? смысл

Усилия Сенкевича не остались незамеченными. В 1900 г. папа римский лично поздравил его с 25-летием творческой деятельности, и этот знак внимания, по-видимому, сыграл не последнюю роль в присуждении писателю Нобелевской премии в 1905 году.

Впоследствии католические идеологи разочаровались в романе и начали обвинять Сенкевича в излишне красочном описании языческого мира. Русская же критика изначально отрицательно оценила чрезмерную католическую тенденциозность, но сразу признала «Камо грядеши» лучшим описанием Рима эпохи Нерона.

Действительно, время изображено настолько добротно, с таким знанием исторических реалий и культурных нюансов, что именно благодаря этому роман до сих пор считается классикой мировой исторической прозы. Такое переосмысление отчетливо проявилось в телесериале «Камо грядеши» с К.-М. Брандауэром в роли Нерона.

Уже само по себе появление столь выдающегося актера именно в этой роли недвусмысленно переставляет акценты, выдвигая фигуру императора и особенности его правления на первый план.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/kamo_grjadeshi_senkevicha_opisanie_i_analiz_romana_iz_ehnciklopedii/62-1-0-1315

Г. Сенкевич “Камо грядеши”

Автор

Генрик Сенкевич (1846–1916) — классик польской литературы, автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года.

Награду писателю присудили с формулировкой «За выдающиеся заслуги в области эпоса». Его главный роман «Камо грядеши» во многом поспособствовал присуждению ему главной литературной премии мира.

Время написания
1894–1896

Замысел и история создания

В начале 90-х годов XIX века Генрик Сенкевич задумал роман, в котором собирался воссоздать картину Рима четырех последних лет правления императора Нерона — времени жестоких гонений на христиан.

Такая тема требовала большой исторической достоверности, и писатель изучил огромное количество исторических источников и трудов античных авторов (Плутарха, Сенеки, Тацита, Диона Кассия и других). По словам Сенкевича, в 1893 году он осматривал Рим с Тацитом в руках.

О замысле своего произведения Сенкевич писал: «Вчитываясь в “Анналы”, я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу».

Роман «Камо грядеши» печатался отдельными главами с марта 1895 года в нескольких польских газетах в Варшаве, Познани и Кракове, а в 1896 году вышел отдельным изданием. Зарубежная и польская критика встретила роман восторженно.

О нем положительно отзывался глава Римско-Католической Церкви папа Лев XIII, а к 1916 году (год смерти Сенкевича) в США «Камо грядеши» был распродан в количестве 1,5 млн. экземпляров. Книга принесла Сенкевичу всемирную известность. На русский язык роман был переведен практически сразу после его выхода — в том же 1896 году.

Название

Название романа было взято Сенкевичем из церковного предания. Спасаясь от гонений императора Нерона на христиан, апостол Петр решил ночью покинуть Рим.

За городскими воротами он вдруг встретил Воскресшего Спасителя и спросил его: «Quo vadis, Domine?» Христос сказал ему: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, чтобы снова принять распятие». Услышав ответ, апостол попросил разрешения у Господа идти с Ним и, вернувшись в Рим, Петр принял мученическую смерть.

В польском подлиннике роман «Камо грядеши» носит латинское название Quo vadis — «Куда идешь». Русские переводчики озаглавили его по-церковнославянски «Камо грядеши».

Содержание

Священник Александр Мень говорил о романе «Камо грядеши»: «Сенкевич начинает с того момента, когда кончается Новый Завет. В 61–62 году апостол Павел приезжает в Рим. Обрыв. Конец хронологических рамок Нового Завета. И именно с этого года начинается повествование Сенкевича».

Действие романа развивается в Римской империи на протяжении последних четырех лет правления императора Нерона (64–68 годы н. э.). Чтобы найти вдохновение и написать грандиозную поэму, правитель устроил грандиозный шестидневный пожар, уничтоживший большое количество построек и унесший множество жизней.

Чтобы не навлечь на себя гнев обездоленных людей, в поджоге обвинили христиан. Христиане подверглись жестоким казням и гонениям. На этом трагическом фоне разыгрывается история любви молодого язычника-воина Марка Виниция к прекрасной христианке Лигии.

Одними из главных героев романа оказываются апостолы Петр и Павел, обратившие многих язычников в христианскую веру и принявшие мученическую смерть за Спасителя. Однако христиане выдерживают тяжелый напор великой империи, безнравственные основы которой рушатся. Падают языческие идолы. Гибнет император Нерон.

Роман заканчивается следующими словами: «Давно ушел в прошлое Нерон, а базилика Петра на Ватиканском холме доныне царит над Римом и миром. Близ же древних Капенских ворот стоит небольшая часовня с полустертой надписью: “Quo vadis, Domine? ”».

Смысл романа

Несмотря на то, что, по мнению критиков, в романе проводится параллель противостояния ранних христиан империи Нерона с борьбой поляков за независимость, «Камо грядеши» имеет более серьезную, религиозную проблематику.

В романе противопоставляются два мира: языческий — материальный, развращенный с бесконечными кровавыми расправами, зрелищами и пирами, произволом и злодеяниями, и мир христианский, добродетельный, полный духовной жизни и любви к ближним. Сенкевич намеренно описывает времена смуты, распрей и упадка.

Старый языческий мир, лишенный нравственных идеалов, находящийся в духовном, политическом и экономическом кризисе, обречен на гибель. В языческом обществе утеряно самое главное — любовь к человеку. И только идеал христианства, исполненный любви людей друг к другу и любви к Богу, способен излечить общество.

Вопрос, заложенный в заглавии романа, «Камо грядеши» — это вопрос о пути, по которому идет человек: с верой и Спасителем или с его гонителями и неверием? В конце романа дан четкий ответ: с верой, которая вечна.

Интересные факты

  1. В Риме существует церковь-часовня «Quo Vadis», расположенная на том месте, где, по преданию, апостол Петр встретил Иисуса Христа. В ней находится бюст Генрика Сенкевича, установленный польскими эмигрантами.
  2. Роман «Камо грядеши» переведен более чем на 50 языков.
  3. В 1901 году известный польский художник Ян Стыка создал живописную панораму из 15 картин, иллюстрирующих ключевые моменты «Камо грядеши». Панорама была показана во многих странах Европы и в России.
  4. Существует множество театральных, оперных и балетных переложений «Камо грядеши». Один из самых известных балетов был поставлен Михаилом Фокиным на музыку Андрея Щербачева в 1909 году на сцене Мариинского театра под названием «Эвника» (по имени одной из героинь романа — рабыни Эвники).
  5. Фраза «Куда идешь, Господи?» также встречается в Евангелии от Иоанна (13:33–36). Во время Тайной Вечери Иисус сказал своим ученикам: Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, таки вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Симон Петр сказал Ему: «Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
  6. Роман часто экранизировали. Уже в 1899 году братья Люмьер сняли 30-секундную ленту по мотивам романа. Первая попытка снять полнометражный киновариант «Камо грядеши» была предпринята в 1912 году итальянским режиссером Энрико Гуаццони. Это было черно-белое немое кино, в котором красным цветом была раскрашена сцена Великого пожара в Риме. Наиболее известны одноименные фильмы по роману: 1951 года режиссера Мервина Лероя; 1985 года, снятый Франко Росси, и экранизация 2001 года, режиссером которой выступил польский режиссер Ежи Кавалерович.
  7. Все исторические романы Генрика Сенкевича, кроме «Камо грядеши», посвящены истории Польши.
  8. «Камо грядеши» написан в жанре романа-эпопеи. Отличительная особенность такого романа в том, что человеческие судьбы описываются на фоне крупных событий исторического значения. Наиболее известные романы-эпопеи — это «Война и мир» Льва Толстого и «Тихий Дон» Михаила Шолохова.
Читайте также:  Что значит ангст в фанфиках? как понять слово ангст? смысл термина ангст

Цитаты

Почитать Христа недостаточно, надо еще жить согласно его учению.

Я не знаю, как устраиваются христиане, чтобы существовать, но знаю одно: где начинается их учение, там кончается римское владычество, кончается Рим, кончается жизнь, различие между побежденным и победителем, богатым и бедным, господином и рабом, кончается всякая власть, кончается император, закон и весь миропорядок, и вместо всего этого приходит Христос и какое-то милосердие, какого до сих пор не было, и какая-то доброта, несвойственная людям и чуждая нашим римским склонностям.

Наш Бог — Бог милосердия, — повторил апостол. — Если бы ты стал на берегу и бросал бы в море камни, мог бы ты ими заполнить пучину морскую? И я говорю тебе, что милосердие Христово подобно морю, и все грехи и злодеяния человеческие потонут в нем, как камень в пучине. Я говорю тебе, что оно подобно небу, покрывающему горы, долины и моря, ибо оно вездесуще и нет ему ни пределов, ни конца.

Находя Бога, которого могли любить, они находили и то, чего не мог им дать языческий мир, — счастье любви.

Надлежит оскорбляющих нас не только прощать, но любить их и платить им добром за зло; и недостаточно любить добрых, но надо любить и злых, ибо только любовью можно истребить в них зло.

Фома

Источник: https://pravchtenie.ru/praktika-chteniya/g-senkevich-kamo-gryadeshi/

Что означает

22 декабря 2017

В этой статье предоставлен материал, имеющий историческое значение, а именно мы разберем, что означает «камо грядеши». Расскажем о тех событиях в мировой истории, которые связаны с зарождением этой известной фразы. Это выражение имеет прямое отношение к роману Генриха Сенкевича, который был назван писателем «Камо грядеши».

Куда идешь?

Начиная наше повествование, хотелось бы рассказать, что означают слова «камо грядеши». Итак, в переводе со старославянского это выражение переводится как «куда идешь», по преданию этот вопрос был задан апостолом Петром Иисусу Христу. В те далекие исторические времена правил император Нерон, отличающийся особой жестокостью.

Петр обратился с вопросом к Иисусу: «Куда идешь, Господи?», что в переводе означает «камо грядеши», на что Иисус ответил ему: «Я иду в Рим на второе распятие, за то, что ты оставил мой народ».

Петр просил разрешения вернуться в Рим вместе с Иисусом, где был схвачен и распят вниз головой, приняв, таким образом, в виде искупления, мученическую смерть.

Что означает «камо грядеши» в иносказательном смысле? Это вопрос, который заставляется каждого человека задуматься, а правильно ли он живет, каковы его жизненные ценности, в каком направлении движется его жизнь?

Роман с мировым именем

Роман «Камо грядеши» считается одним из значимых исторических романов польского писателя Генриха Сенкевича. Писатель начал работать над романом весной 1894 года и закончил его спустя два года, в 1896 году.

По мере написания автор публиковал главы в периодической печати. Очень скоро знаменитое произведение было переведено на все основные европейские языки. Роман приобрел мировую известность.

Но главное внимание привлекает, разумеется, сама идея романа.

Значение «Камо грядеши» было настолько весомым, что это обстоятельство объясняет присуждение в 1905 году Сенкевичу Нобелевской премии за достижения в области литературы.

В течение смены времен критики по-разному относились к произведению писателя, были и такие времена, когда его ругали за чересчур яркое и притягательное описание языческого мира.

Но тем не менее крайности в оценки его работы заставляют по-новому осознать значение романа. Итак, куда идешь? Стоит поразмышлять о том, что означает «камо грядеши»?

Историческая эпоха

64 – 68 гг. н. э. стали последними годами правления императора Нерона. Все события романа происходили в это время, открывая перед читателями одну из самых тяжелых и кровавых страниц мировых событий.

На заре своей юности император Нерон не отличался дурными наклонностями, однако его мать пыталась любым способом занять ведущее положение и была убита с ведома Нерона. Так император вступил на путь преступлений, которые и приведут к гибели династии и способствуют началу новой гражданской войны.

На фоне этих исторический событий читатель наблюдает роман молодого знатного воина с девушкой славянского происхождения. Влечение юноши перерастает в настоящее чувство, действия развиваются на фоне грандиозных событий: по приказу императора был организован пожар, который продлился девять дней.

Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон отдал приказ на арест тех, которых называли христианами. Это название происходит от имени Христа.

Что в переводе означает: «Камо грядеши?», мы уже выяснили. Это значит: «Куда идешь?» Именно такой вопрос задает Петр Иисусу.

Что же остается, если Рим стал миром, а мир — Римом? Остается только философия: наслаждайся всем, чем можешь, и уходи из жизни, когда все тобой изведано.

Подобные слова были сказаны одним из ярких персонажей романа — Петронием — римским «интеллигентом» эпохи всеобщего упадка.

Во все времена

Очевидно, что эта эпоха дала писателю богатейший материал для воплощения своего замысла. В романе автору удалось раскрыть свою идею, а именно показать читателю картину двух миров.

Первый — внешней красоты, прекрасных тел, золотых статуй и одновременно духовной смерти. Он противопоставлен второму миру — жизни духовной. Мир первый подчинил себе все, но утратил цели.

Исчерпав себя изнутри, внешне могучий, прекрасный, но не имеющий ясной жизненной перспективы, этот мир порождает вопрос: «Камо грядеши», что означает «Куда идешь?». Смысл этого вопроса уходит далеко за рамки сюжетной линии произведения.

Этот непростой вопрос не только напоминает человечеству о прошлом, но и обращен к настоящему и будущему. Именно этот вопрос как смысл существования человека неизменно притягателен для любого читателя.

Источник: fb.ru
Что означает имя Илья для мальчика? Происхождение, тайна и история имени Илья

В наше время стали очень популярными имена былинных героев, истории жизни которых навеки запечатлелись в сказаниях и легендах русского народа. Многие задаются вопросом, например, что означает имя Илья, из какого языка…

Брутальность — это новое понятие или архаизм? Что означает это слово?

Сегодня в моду вошёл стиль брутального мужчины. Иные представительницы женского пола просто захлёбываются от вожделения, произнося в адрес какого-то представителя мужской части отряда гомосапиенсов это определение. А …

Какой цвет цветов что означает и как его понять?

Когда девушка получает в подарок цветы, она всегда может узнать по их цвету то, что чувствует к ней дарящий человек. С помощью букета можно передать целую палитру чувств: любовь, симпатию или дружбу. Даже можно вырази…

Чем социальные системы отличаются от природных, или Куда людей привел разум?

Жизнь в обществе и социальное взаимодействие много веков назад стали точками отсчета дальнейшего развития человечества, которое все дальше уходило от своего биологического начала. Есть два основных типа систем в общес…

Что означает герб Норвегии?

Государство Норвегия – конституционная монархия. Это означает, что формально правит король, но на практике законотворчеством занимается норвежский парламент – стортинг, а исполнительная власть принадлежит …

Расшифровка RSVP: что означает таинственный символ?

В нашей жизни постоянно происходят какие-нибудь значимые события, на которые всегда приглашаются близкие люди, те, с кем хочется поделиться радостью. Давным-давно, во времена рыцарей, на торжество приглашали, посылая …

Читайте также:  Что значит черпак в армии? как понять черпак? значение и смысл

Что означает мишленовская звезда?

Что мы знаем о высокой кухне? Большинство наших соотечественников имеют о ней весьма отдаленное представление, оно формируется благодаря зарубежным фильмам и красочным глянцевым журналам. Естественно, что непременным …

Что означает имя Каролина? Имя Каролина: происхождение, производные. Как звучит сокращенно

Каролина — одно из красивых и звучных имен, достаточно распространенных в Европе и Соединенных Штатах Америки. Но что означает это имя? В этой статье мы постараемся найти ответ на этот вопрос, а заодно поговорим о раз…

Моветон — это что такое: человек, поступок или стиль поведения?

Чтобы считать себя человеком культурным, нужно как минимум правильно употреблять в речи слова. О том, кто к месту и не к месту вставляет выражения, смысла которых не понимает, говорят, что он – моветон. Это тако…

Клевер четырехлистный: фото. Что означает четырехлистный клевер?

Во все времена и в любой части света людям всегда хочется счастья и успеха. Представители разных народов и культур считают клевер четырехлистный символом удачи. Считается, что находка такого растения способна изменить…

Источник: http://kak.green/article/305614/

Куда идешь, или что означает «камо грядеши»?

Что означает «камо грядеши»? Ответ на этот вопрос своими корнями уходит в самые давние времена. Всего два слова, в которых заключается многое, как значение самой жизни, так и смысл настоящего, будущего и прошлого.

Толкование фразы

Что означает фраза «камо грядеши»? В переводе со старославянского языка она значит «куда идешь?». С таким вопросом, по преданию, обратился к Иисусу Христу апостол Петр.

История возникновения этой фразы следующая: во времена правления императора Нерона, по приказу которого был сожжен Рим, чтобы отвести от себя подозрения, он приказал арестовывать и подвергать казням христиан.

Так называли последователей Христа.

Во время гонений Петр покинул Рим, и уже за пределами города ему было видение Иисуса. «Камо грядеши?», что означает, «куда идешь», спросил Петр.

Иисус сказал, что идет в Рим, чтобы вновь быть распятым, ибо он простил его народ. В этих словах апостол Петр увидев для себя пророчество, вернулся в город.

Присоединившись к общей трагедии своих последователей, Петр принял мучительную смерть, он был распят вниз головой.

Исторический роман Генриха Сенкевича

Что означает «камо грядеши»? На этот вопрос ответил польский писатель и автор романа, принесшего ему мировую известность, Генрих Сенкевич. В течение двух лет автор работал над созданием своего бессмертного произведения.

С 1894 по 1896 годы опубликовывал он главы книги одна за другой. Очень скоро роман был переведен на все основные языки европейских государств. В 1905 году Сенкевич получает Нобелевскую премию за достижения в литературе.

Критиками роман был встречен положительно, но были и такие времена, когда писателя ругали за чересчур яркое описание языческого мира.

Хотя такая крайность в оценках произведения присутствовала, тем не менее, она открывала для читателя новую возможность для понимания смысла бессмертного романа.

В первый период после написания романа прогрессивная польская интеллигенция толковала его, как призыв к борьбе с тиранией и деспотизмом. Писателю удалось раскрыть картину двух существующих и по сей день миров: телесной и духовной жизни.

Прекрасен и неповторим мир Древнего Рима: красивые тела, золотые статуи, богатство и роскошь, все это великолепие не имело уже жизненных позиций и целей. В противовес поставлен мир духовных ценностей.

Что означает «камо грядеши»? Это предложение, представленное в форме вопроса, который задавал себе хотя бы один раз в жизни каждый человек. В каком направлении движется твоя жизнь? Что важно для тебя? Чего ты хочешь?

Причина притягательности

Именно в этом вопросе кроется неизменная причина притягательности для читателя. Что значит «камо грядеши»? Смысл этого вечного вопроса выходит за границы романа, который говорит о прошлом, но и обращен к настоящему и будущему.

Значение двух слов раскрывается глубоко и волнительно, особенно относительно тех духовно-нравственных принципов, которые должны составлять основу здоровой жизни общества.

Значимость фразы можно свести к следующему: человеческая личность является высшей ценностью.

Материальный субстрат, как бы ни был он хорош, на самом деле только бездушное тело, которому необходима одухотворенность для продолжения развития в веках новых жизней.

Источник: http://aikido-mariel.ru/article/368311/kuda-idesh-ili-chto-oznachaet-kamo-gryadeshi

Камо грядеши — стр. 3

Помимо существования всем известного списка 1001 books you must read before you die, куда безусловно входит данный роман, есть еще такая категория книг must read, которые вроде как прочесть просто обязан каждый уважающий себя человек в этой жизни, чтобы напрямую познакомиться с сокровищницей мировой литературы и обогатиться духовно. На мой взгляд, роман Г. Сенкевича как раз из таких.

При всем богатстве литературного языка и завораживающих картинах Древнего Рима, его не прочтешь «на одном дыхании». Не только из-за непростой темы, требующей вдумчивого и кропотливого чтения, так и в целом стиль автора достаточно тяжеловесный, где чтение романа представляет собой труд и зачастую преодоление : гнетущих сцен, мудрствований Нерона, вздохов влюбленных.

Никому не открою истину, что чем старше становится человек, тем непосредственно тема всепобеждающей любви в произведениях все дальше отходит на второй план, становясь второстепенной и служащей фоном для других, более глубоких и важных интересных вопросов.

Так и тут прежде всего интересна тем зарождения христианства и привлечения под его знамена всё большего количества людей.

Противопоставления идеи любви к человеку и человечеству все больше приходящего в упадок римского общества во главе с его рыжебородым правителем Нероном.

В отношении времени правления Нерона, когда вовсю царили насилие, разврат, беседы о «высоком» перемежались с пьянством и разгулом презрения к человеческой жизни, развитие общества шло одновременно с развитием всевозможных пороков, бои гладиаторов, цирк считались прекрасными развлечениями, где народ с наслаждением наблюдал за бойней, что приводит в ужас и содрогание, запоминающимися становятся слова о том, что каждый народ достоин своего правителя. Эта мысль уже не раз упоминалась в литературе и не теряет своей актуальности, несмотря на годы и столетия. Ведь как мы позволяем себя вести с нами, так это и делают.

Страницы, посвященные теме веры и её обретения, противопоставления языческой римлян и христианской становятся самыми интересными и будоражащими в романе.

Слушая Петра, наблюдая, как люди идут на костер, немыслимые страдания за собственную веру невозможно остаться равнодушным к происходящему. Ты смотришь глазами Марка Виниция, слушаешь его ушами и укореняешься в правоте сказанных слов.

Ведь тем более их слова не расходятся с делами, а только подтверждаются ими. Речь Петра, его возвращение в Рим после чудесного видения, массовая гибель христиан , пожалуй, самые сильные страницы романа.

В отличие от римлян, имеющих массу богов и в стремлении их умаслить, они тотчас забывают об этом. Вся их вера носит прикладной характер, чтобы как можно больше выгод получить здесь и сейчас. Они и живут по принципу: после нас хоть потоп…

Невольно снова задумываешься о том, насколько человек собственными руками может извратить многое, во что превратилась когда-то чистая идея человеколюбия сейчас…

Мощное многоплановое произведение, в котором есть место любви не только к человеку, способной переродить другого и помочь ему заново обрести себя, но и к человечеству в целом, чистоте помыслов и бесконечном грехопадении, вере в спасение и безверии, когда распаляясь на большое количество божеств, в итоге до конца не веришь никому и не веруешь ни в кого, бесконечному самолюбованию Нерона и самопожертвованию Христа и его сподвижников в лице Петра и первых христиан. Жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие, любовь и ненависть, страдания, предательство…Во имя чего ? У каждого здесь свой ответ на извечный вопрос.

Источник: https://www.livelib.ru/work/1001129168/reviews-kamo-gryadeshi-genrik-senkevich/~3

Ссылка на основную публикацию