Что значит на миру и смерть красна? значение на миру и смерть красна?

На миру и смерть красна

Что значит На миру и смерть красна? Значение На миру и смерть красна?

«Только у нашего народа могла родиться известная поговорка: «На миру и смерть красна». Как это так? Смерть – это что такое? Это ужас. Нет, оказывается, на миру и смерть красна», — В. Путин. Пословицы о русском характере.

На прямой линии связи с гражданами страны (вроде бы так это событие официально именуется) на прошлой неделе Президент поделился размышлениями о русском характере.

Он ответил на вопрос «Что для вас есть русский народ?» в том числе такими словами:

«Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире, человек русского мира, он прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало.

И поэтому русский человек, человек русского мира, он обращён больше не в себя, любимого… Мне кажется, ведь только у нашего народа могла родиться известная поговорка: «На миру и смерть красна». Как это так? Смерть – это что такое? Это ужас.

Нет, оказывается, на миру и смерть красна».

Интересный прием – охарактеризовать русский характер через пословицы, потому что они и рождались одновременно с формированием русского характера. Тут стоит заметить, что пословицы именно о русских как таковых появились довольно поздно.

Многие просто переиначили и вместо «мужик» поставили «русский человек». Также тут важно делать поправку и на то, что русские люди не сидят законсервированные в болоте, а тоже развиваются и меняются, и многое к нам уже нельзя применить.

Мы решили подумать, какие еще пословицы стопроцентно подходят для характеристики русского человека. И вот, что у нас получилось.

«Русский долго запрягает, да быстро едет».

Эти слова, правда, иногда приписывается Бисмарку, но какая разница, если выражение стало русской пословицей. Из той же серии «Работа не волк, в лес не убежит» и примкнувшая к ним «Тише едешь — дальше будешь».

С этим не согласится может разве что человек, который никогда нигде в России не работал.

Работа у нас начинается ровно за столько, за сколько ее можно сделать при максимальном напряжении до установленного срока, дедлайна.

«Смешно дураку, что рот на боку».

Способности русского человека смеяться над собственными недостатками едва ли можно найти равных. Уже существуют даже англоязычные обзоры русских интернет-шуток, что о многом говорит. При этом шутки по-настоящему изобретательны, сродни цирковым, балаганным. А о числе юмористических программ и даже целых юмористических каналов не надо и напоминать.

«Что русскому хорошо, то немцу смерть».

По легенде, эту пословицу сочинил немец, который увидел, как прописанное русским врачом сало с медом убило немецкого мальчика, больного пневмонией, и исцелило русского парня.

Проверить это невозможно, зато пословица верная. Тут даже за примерами дальше улицы идти не надо: в прошлом году в США на Северо-Западе было минус тридцать, и все СМИ только об этом месяц и говорили.

А у нас радовались, что похолодало — можно в проруби купаться.

«Не лаптем щи хлебаем».

Русский человек – открытый и в быту откровенный и прямой, и поэтому его часто считают простым. Простым для манипулирования или управления. Однако история и практика показывает, что это не совсем так.

А любой завалящий политтехнолог скажет, что это совсем не так. Практически любая идеология в России не приживается. Манипулировать, конечно, можно, но если посадить пол страны в тюрьму и еще четверть расстрелять, а это немного другое.

Так что мы не так просты и тоже не лаптем щи хлебаем.

«Лучше знаться с дураком, чем с кабаком».

Это пословица наоборот. В русском языке сотни пословиц против винопития и пьянства.

Можно, конечно, предполагать, что связан этот феномен как раз с борьбой с пьянством, или, например, что все пословицы выдумали жены пьющих мужей. Но подобная трактовка не выдерживает критики, поскольку ненаучна.

Скорее всего, дело в том, что русский человек не считает пьянство пьянством. Для него это духовная практика и «юродивость». А кто пьет, тот и впрямь дурак.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/15064-na-miru-i-smert-krasna.html

Андрей Гнездилов: Смерть похожа на роды

Герой фильма «Гладиатор», бывший римский полководец Максимус в одной из сцен произнес слова, которые услышал от своего друга: «Всем нам улыбается смерть. Нам же остается только улыбнуться ей в ответ».

А что, и в самом деле, нам остается? Надо ли в течение жизни готовиться к смерти? И как вообще надо к ней относиться? Свое мнение об этом высказал Андрей Гнездилов, врач-психиатр, психотерапевт хосписа, специалист по клинической смерти.

Самого главного глазами не увидишь

— Андрей Владимирович, говорят memento mori — помни о смерти. Помнить, понятное дело, не лишне. Но надо ли в течение жизни готовиться к смерти? Или лучше не думать об этом: по принципу «пока мы живы, смерти нет, а когда она придет, нас уже не будет»?

 — Помнить о смерти все-таки нужно. Хотя у каждого это получается по-своему. Часто человек не отдает себе отчета в том, что страхи смерти или грядущих заболеваний проявляются у него на подсознательном уровне, и считает себя мнительным или излишне тревожным. А на самом деле память о смерти возникает в нем помимо его собственной воли.

На мой взгляд, можно доверять природе в том, что размышления о смерти необходимы. Потому что они дают нам ответственность перед жизнью. И наоборот, когда человек забывает о смерти, у него нарушается баланс справедливости. Мы теряемся в догадках: что считать справедливым со стороны судьбы, а что нет, и что именно пытаться перестроить?

Тут весь вопрос в активности и пассивности нашей позиции по отношению к смерти. Что дает нам силу, чтобы противостоять страху перед уходом из этого мира? Осознание того, что запас времени у наc, по сути, очень ограничен.

— Но должен ли человек быть всегда готовым к смерти? Возможно ли это психологически?

 — Тут все зависит от темперамента и настроения. Все мы хотим выбросить из головы дурные мысли о смерти. Но они все равно так или иначе появляются у нас в сопровождении соответствующих реакций организма. И конечно, здесь очень большое значение имеют попытки человека понять смысл жизни.

Бессмертие, оказывается, невозможно понять без смерти. И саму жизнь тоже. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер. Наверно, не было бы такой трагедии в смерти близкого человека или другого любимого существа, если бы не представление о том, что со смертью все умирает.

Поэтому так важна, например, вера. Мы знаем, что люди, которые пережили клиническую смерть и видели «свет в конце тоннеля», более духовно глубоки.

А те, кто проехались по жизни без особых драм, без поиска смысла жизни и смысла лишений, которым они подвергались, зачастую поверхностны, и сама жизнь для них менее интересна.

— Вы как-то сказали, что задавали и здоровым, и больным один и тот же вопрос: «Как бы вы хотели умереть?».

И как оказалось, люди с разными характерами по-своему создавали сценарий смерти: кто-то хотел умереть так, чтобы никто из окружающих не видел его тела, кто-то считал невозможным для себя спокойно лежать и ждать, когда придет конец, и хотел иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Одни надеялись умереть в окружении родных, другие беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Некоторые хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах и т. д. А надо ли вообще думать об этом? Какой в этом смысл?

 — Сам момент смерти пережевывать не имеет смысла. Потому что сколько жизней, столько и вариантов смерти. И тут я с вами согласен — размышлять об этом не надо. Достаточно того, что страх смерти и так уверенно владеет нашими инстинктами.  

Человеку свойственно зависеть от мыслей. И если он хозяин своих мыслей, то тогда может сам прервать эту игру. А если позволит себе бояться негативных переживаний такого рода, значит, обстоятельства окажутся сильнее его…

— Еще вы заметили: «Многие хотят умереть во сне, незаметно. Но красивая смерть — это пустая смерть». Почему?

 — На вопрос: «Как бы вы хотели умереть?» все отвечают по-разному. Есть декорации, в которых люди хотят выглядеть мужественными, например.

Но мне понравился ответ одного монаха, молодого человека, который сказал так: «Мне все равно, при каких обстоятельствах это произойдет.

Важно, чтобы в эти минуты я мог молиться, благодарить Бога за то, что он послал мне жизнь, и я увидел ее силу и красоту».

— Вы имеете в виду значимость последней минуты?

 — Отчасти да. Эта минута придает дополнительный и очень важный смысл всей предыдущей жизни.

С точки зрения христианства, очень важно умереть в сознании. Перед глазами умирающего проходит вся жизнь, и человеку открывается истина. В конце каждый отдает отчет перед совестью.

И она должна быть чиста. Что это значит? Надо отдать по возможности все долги, достойно завершить свои дела.

А значит, подготовиться к смерти может только человек, полностью осознающий свой диагноз.

— Еще раз процитирую вас: «Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, но зато мои родные будут здоровы, болезнь оборвется на мне, и я заплачу по счетам за всю семью».

И вот, поставив перед собой такую цель, человек получает осмысленный уход из жизни… Но ведь часто воля к жизни, образно говоря, побеждает смерть — при тяжелой болезни, например.

Получается, разрешил себе — умер, а не разрешил — еще пожил на этом свете и, может быть, что-то успел сделать для людей…

 — Вы сами говорите, что может быть так, а может эдак. Все зависит от сосредоточенности человека — насколько он в свою жизнь впускает жизнь родных и близких. Если они для него стоят дороже собственного существования, то для этого человека действительно будет большим утешением то, что он своим уходом облегчает им жизнь.

— Вы имеете в виду ситуацию, когда человек становится обузой, например, из-за тяжелой болезни и беспомощности?

 — Отчасти так. Поскольку очень страшно быть беспомощным.

У людей, которые уходят из жизни, часто в душе рождается вопрос: «Что я успел сделать, а что нет?», возникает чувство вины перед жизнью, близкими, самим собой — потому что, как тебе кажется, ты проводил время пусто, вместо того чтобы сделать что-то хорошее. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что не важно, живешь ты или умираешь. Важно, во имя чего ты живешь и во имя чего можешь умереть.

— Пословица говорит: «На миру и смерть красна». А как быть, если человек совершает подвиг на войне… разве внезапная смерть в бою хуже, чем та, когда у тебя есть какое-то время, чтобы подумать о прожитой жизни?

 — Фраза «На миру и смерть красна» достаточно емкая. В то же время в молитвах есть еще и такое выражение: «Не дай бог внезапной смерти».

Человек, умирающий внезапно, не успевает пережить то, что ему пережить надлежало бы. Поэтому возможностей больше у того, у кого и времени больше.

Перед ним в этот момент раскрывается та сторона бытия, которая для нас обычно закрыта и которую мы загоняем в подсознательное.

— Вы заметили, что люди, знающие о своем тяжелом и, может быть, смертельном диагнозе и пытающиеся завершить наиболее важные дела, отдать долги, живут дольше, чем те, от кого скрывают правду.

То есть человек мобилизуется, чтобы правильно, как он считает, прожить последние дни, недели, месяцы, в итоге живет дольше, чем тот, кто пребывает в неведении… Так это, получается, все равно борьба со смертью, а не приятие ее как чего-то естественного?

 — Человек до последнего будет пытаться выкарабкаться. Это инстинкт самосохранения, самый главный. Он сильнее всех наших рассуждений.

— Еще говорят: «Многие знания — многие печали». Может быть, без знания о страшной правде все-таки лучше? И человеку в такой ситуации нужнее красивая сказка?

 — Может быть. Особенно это касается детей и тех взрослых, в душе которых «глупый» ребенок продолжает существовать и активно принимает участие в их жизни.

Человек, который испытал много печали, набирается мудрости. Например, серьезная классическая музыка довольно часто хранит больше каких-то негативных, тяжелых, может быть, героических переживаний, нежели легких, светлых, бездумных.

— В молодости мы кажемся себе бессмертными — вопреки логике. Потом это проходит: мы вдруг понимаем, что законы природы — старения, увядания и смерти — распространяются и на нас тоже. Но разве «бессмертие молодости» не прекрасно? Может быть, такое отношение к жизни и смерти надо поощрять и сохранять в себе?

 — Все правильно, но вы, по сути, говорите о «смерти молодости» как о трагедии. А это не так. Осознание молодым человеком быстротечности жизни, конечно, зачастую трагично.

Но, с другой стороны, оно помогает искать и находить истинный смысл жизни. А он может быть в очень различных моментах — к примеру, социальной значимости, работе, где человек трудится, не щадя своих сил.

Понимание того, что в жизни он хорошо потрудился, дает ему возможность более спокойного приятия смерти.

— Вы, очевидно, говорите о моменте истины, который наступает в конце жизни каждого человека?

 — Да, именно о нем.

— Люди подсознательно хотят вернуться в детство, юность — то есть в то время, когда они о смерти просто не думали, лишь боялись ее по-детски. Наверное, в этой тяге тоже есть особый смысл…

 — Смерть похожа на роды. Она запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти человек приобретает в момент рождения.

На примере этого феномена видно, как разумно устроена жизнь. Как человек рождается, так он и умирает. Легко рождается — легко умирает, тяжело рождается — тяжело умирает.

И день смерти так же не случаен, как и день рождения.

Неслучайно, когда пожилой человек приближается к завершению своей жизни, он часто как бы впадает в детство. Многие старики — те же дети, не замечали?

— Зачастую мысли о смерти отравляют людям жизнь. Какие место должны занимать они в жизни человека? Как тут не перегнуть палку и не загнать себя тем самым в депрессию? А с другой стороны, не быть слишком легкомысленным?

 — Это самый трудный вопрос. Мне кажется, что жизнь — всегда определенный ритм, где чередуются возбуждение и торможение, прилив и отлив, восход и закат, радость и печаль. Такая двойственность человеческой природы — и ответ, и наше спасение. Надо дать проявиться тому и другому, ничего не подавляя…

Тютчев сказал: «Мысль изреченная есть ложь». Человек представляет собой гораздо больше, чем его мысли. И тут приходят на память слова, которые произнес мудрый Лис в сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».опубликовано econet.ru

Беседовал Владимир Воскресенский 

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Читайте также:  Что значит юзер? как понять слово юзер? значение и смысл

Источник: https://econet.ru/articles/120732-andrey-gnezdilov-smert-pohozha-na-rody

Владимир Путин: Для русских на миру и смерть красна

Москва, 17 апреля 2014, 16:27 — REGNUM  Сегодня, 17 апреля, в ходе «прямой линии» президент РФ ответил на вопрос, который он сам выбрал из большого количества писем: «Что для вас есть русский человек, русский народ? Его плюсы и минусы, сильные и слабые стороны».

«Некоторые специалисты считают, что у народа, как у общности людей, нет своих особенностей. Особенности есть только, по их мнению, у конкретного человека. Мне трудно согласиться с этой позицией, — заявил Владимир Путин.

— Потому что, если люди пользуются одним языком, живут в рамках единого государства, проживают на одной территории, у них общие культурные ценности, общая история, в конце концов, климат определенный… Ну, не может не быть каких-то общих черт.

А что касается нашего народа, то страна наша как пылесос втягивала в себя представителей различных наций, этносов, национальностей. На этой основе создан не только наш общий культурный код, но и исключительно мощный генетический код. Потому что за все эти столетия, тысячелетия происходил обмен генами.

Этот генный код почти наверняка является одним из наших главных конкурентных преимуществ во внешнем мире. Он очень гибкий, устойчивый. Мы этого даже не чувствуем, но это наверняка есть.

На мой взгляд, и особенности, конечно, есть. В их основе лежат ценностные ориентиры. Русский человек или, если сказать пошире, человек русского мира, он, прежде всего, думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека. Какое-то высшее моральное начало.

Поэтому русский человек, человек русского мира, обращен больше не в себя любимого (хотя в обычной жизни все мы думаем, как жить богаче, здоровее, помочь семье), а он развернут вовне. Западные ценности они заключаются как раз в том, что человек сам в себе, внутри себя, его успех — это личный успех. И общество это признает: «Чем успешнее сам человек, тем он лучше». У нас этого недостаточно.

Даже очень богатые люди говорят: «Ну, заработал миллионы, миллиарды. Дальше что?». Все равно это развернуто вовне.

Мне кажется, что только у нашего народа могла родиться поговорка «На миру и смерть красна». Как это так? Смерть — это же ужас. Нет, оказывается.

Что такое «на миру»? Это значит смерть за други своя, за свой народ, говоря современным языком, за Отечество. В этом и есть глубокие корни нашего патриотизма.

Отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн, даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности.

Конечно, мы менее прагматичны, менее расчетливы, чем представители других народов. Но зато мы пошире душой. В этом отражается и величие нашей страны, ее необозримые размеры. Мы — щедрее душой.

Я никого не хочу при этом обидеть, ведь у многих народов есть свои преимущества, но это, безусловно, наше. В современном мире происходят активные обмены — и генетический, и информационный, и культурный. Нам есть, что взять у других народов ценного и полезного.

Но мы всегда опирались на свои ценности, они нас никогда не подводили. И они нам еще пригодятся».

Источник: https://regnum.ru/news/1792501.html

Применение пословицы – На всякого мудреца довольно простоты

На всякое хотенье есть терпенье

Смысл: не всё, что хочешь, можно получить сразу, иногда приходится и потерпеть. Говорится в шутку, чаще детям, когда кто-нибудь проявляет нетерпение, хочет, тотчас же исполнить своё желание. Пример из литературы:

— Мама, я хочу сейчас узнать, что ты мне подаришь в день рождения. — На всякое хотенье есть терпенье. Ждать недолго. Завтра узнаешь.

На ловца и зверь бежит

Говорится, когда человеку удачно попадается именно тот, кто нужен в данный момент (или то, что нужно). Примеры из литературы: 1) — Так вы… вы к нам? Ой как хорошо! — закричала Августа и обняла Надю.

Григорий засмеялся: — На ловца и зверь бежит! (П. Воронин, “В дальней стороне”); 2) — Очень хорошо, что вы пришли, товарищ Дорожин. На ловца, как говорится, и зверь бежит. Я тоже хочу посоветоваться с вами по одному вопросу (А.

Чаковский, “У нас уже утро”);

3) Эксперимент подходил к концу, когда со спутника поступила информация о том, что где-то в районе Японского моря возник сильный циклон и с большой скоростью движется на север — как раз в тот район, где работала экспедиция. В таких случаях говорят: на ловца и зверь бежит. А “зверь” был редкостный и интересный. Представлялась прекрасная возможность познакомиться с ним поближе и изучить (Комсомольская правда, 16 марта 1978).

На миру и смерть красна

“На миру” — в обществе людей, в коллективе; мир (устаревшее слово) — сельская община; члены этой общины. Красна — прекрасный, красивый; радостный, приятный.

Смысл: несчастья, даже смерть, не так страшны, когда ты не один.

Говорится, когда в тяжёлую минуту видишь, что тебя окружают люди и ты вместе с ними разделяешь общую судьбу. Примеры из литературы: 1) Эх, думаю, помирать, так уж на людях. На миру и смерть красна! Будь что будет! (П. Лосев, “На берегу великой реки”); 2) — Вот, брат, попались, — огорчённо шепнул Черепковский товарищу.

Но ему стало всё-таки как-то веселее: на миру и смерть красна! (Л. Раковский, “Кутузов”);

3) Всё-таки, думал Самонька, не меня одного отодрали, но и Лёху. Лёнька, в свою очередь, мог подумать точно так же о Самоньке, и обоим было легче. Не зря же сказано: на миру и смерть красна (М. Алексеев, “Хлеб — имя существительное”).

Похожие страницы:

1. Не все то золото, что блестит
2. Не боги горшки обжигают
3. Начал за здравие, а кончил за упокой
4. Много будешь знать, скоро состаришься
5. Любишь кататься, люби и саночки возить

На Главную

Источник: http://www.kraeved-samara.ru/archives/2591

На миру и смерть красна

Что значит На миру и смерть красна? Значение На миру и смерть красна?

Александр МЕЛАМЕД, Германия

Неожиданную интерпретацию известной русской поговорки предлагает Доктор Смерть, как называют в Германии Гюнтера фон Хагенса — профессора анатомии и шоумена, выставляющего трупы напоказ

СМЕРТЬ В РОЗНИЦУ И ОПТОМ Новая волна публикаций о самом шокирующем анатоме в мире, который уже более полутора десятка лет демонстрирует выставку «Миры тела», связана с премьерой. С премьерой нового вида предпринимательства. Речь идет о продаже с нынешнего февраля частным лицам украшений и реликвий.

Предпринимательство на Западе в порядке вещей. Однако в данном случае мы имеем дело с изощренной коммерцией. В качестве украшений предлагаются… законсервированные части человеческого тела. В розницу и в коллекции. Профессор подготовил к продаже 150 тысяч фрагментов. И цены выставляет более чем внушительные.

К примеру, коллекция 16 прозрачных срезов человеческого тела (голова, шея, торс, конечности) предлагается за 1400 евро.

Если кто-то думает, что подобная продажа заставляет кого-либо содрогнуться, могу их разочаровать: желающих приобрести столь необычные — извиняюсь за мягкое определение — сувениры ужасающе много.

И это уже не первый скандал, связанный с профессором фон Хагенсом. В свое время народ валом валил в лондонскую художественную галерею «Атлантис», где он проводил публичное вскрытие трупа.

Более двухсот человек, которым не хватило билетов на премьере шоу, сочли себя оскорбленными в лучших чувствах.

Зато 500 лондонцев, на глазах у которых профессор мастерски разделал тело 72-летнего мужчины, на что, кстати сказать, дали добро родственники покойного, посчитали себя счастливчиками.

ДЕЛО В ШЛЯПЕ Интересная деталь. Когда в «Атлантисе» кто-то из зрителей выкрикнул с места возмущенное «Хотя бы шляпу снимите!», фон Хагенс, усмехнувшись, ответил в таком духе: дескать, в знак уважения перед Вами лично — пожалуйста. Черная шляпа — культовый предмет для анатома. Она всегда на голове. Тем более, в момент прилюдного препарирования.

Дело тут не только в том, что Доктору Смерть абсолютно безразличен покойник как таковой. Он наводит на ассоциацию с известной картиной Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа». Поясню, что доктор Николаэс Тюльп, член амстердамской гильдии хирургов, в 1631 году пригласил художника отобразить вскрытие трупа. Этот момент изображен на полотне гениального мастера.

Доктор Тюльп вскрыл левое предплечье и приподнял ножницами пучок мышц. Он весь в черном, с черной шляпой на голове. Как отмечает, исследуя картину, в своей работе «Становление европейской науки» К.А.

Свасьян, «черный и изысканно «светский» костюм «доктора» казался некой «сутаной»… Этот человек мог бы и исповедовать покойного; во всяком случае нельзя отделаться от предчувствия, что когда-то ему приходилось делать именно это…»

Нет никаких сомнений, что фон Хагенс копирует доктора Тюльпа и своей черной шляпой подчеркивает и торжественность момента, и причастность к высокому искусству.

ТРУП КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА В Лондоне выставку посетило полмиллиона человек. А всего, по меньшей мере, около 15 миллионов людей побывали на выставке доктора фон Хагенса в разных странах мира с момента ее создания в 1996 году.

Обслуживающие ее сотрудники охотно рассказывают о происхождении экспонатов: они — специальным образом обработанные трупы, которые не востребованы родственниками. По разным причинам не востребованы. Кто-то завершил свои земные дни в психушке, кто-то в тюрьме, кто-то в больнице. Большинство трупов — из Китая и Киргизии.

Все они приобретены законным путем. Полиция Германии, которая усомнилась было в их легальной поставке, была шокирована, узнав, что в мире насчитывается уже несколько тысяч человек, завещавших фон Хагенсу свои тела после смерти. Причем, даже не вполне заурядные.

К примеру, легендарный летчик Люфтваффе, прославившийся в годы Второй мировой войны, своего рода немецкий Покрышкин Ганс Мутке (Hans Guido Mutke). Скончавшийся после операции на сердце в 2004 году, он пожелал стать экспонатом выставки фон Хагена.

Захотела пластинироваться жена Доктора Смерть Ангелина, почему-то решившая, что когда-нибудь, обозревая ее обнаженные мускулы, посетители выставки смогут разглядеть ее дамские прелести. И таких, как муза маэстро, повторяю, тысячи.

В специальный лист ожидания, по его словам, вписаны более 8244 жаждущих пластинироваться после кончины, в том числе 7076 немцев и 659 американцев. Однако им пока, в силу понятных обстоятельств, придется повременить, поскольку «на подходе» уже имеющиеся в наличии, что называется, свежие трупы 538 доноров из числа немцев и 8 американцев. Итак, налицо массовое международное желание быть воплощением идеи «Обычный труп как произведение искусства».

— Я долго спорил — искусство это или нет. Я отвечал — нет, нет, нет. Однако затем я понял, что люди воспринимают мои работы эмоционально… — сказал он в интервью британской газете. Стало быть, должен сделать вывод читатель, трупы с содранной кожей, при виде которых кто ахает, а кто и вовсе хлопается в обморок, особенно когда это тело ребенка, — все же искусство.

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ КАК НЕОДНОКРАТНЫЙ ФАКТ БИОГРАФИИ Подмена понятий вполне вписывается в биографию профессора. К слову сказать, его профессорский статус — тоже предмет скандала. Когда слава фон Хагенса достигла вселенского масштаба, Гейдельбергский университет резко выступил против Доктора Смерть, заявив, что профессорского звания ему не присваивал.

Зато присвоил университет китайского города Dalian, поспешил парировать фон Хагенс. Ученые не сдались и заставили ответчика (дело рассматривалось в судебном порядке) признать, что для китайцев он — и в самом деле приглашенный профессор. А, стало быть, «Prof. (Dalian Medical University), но это совсем иное понятие, нежели «Prof. Dr. Gunther von Hagens», каким он представлялся.

Тут дотошные газетчики выкопали другой незаурядный факт: фон Хагенс-то и не фон Хагенс вовсе, а Либхен, и полное его имя — Gunther Gerhard Liebchen. Liebchen в буквальном переводе с немецкого «милая», «возлюбленная», что означает применение этого слова к особе исключительно женского пола.

Правда, возможен вариант «милок», но опять же, в свете современных реалий, с явно голубыми интонациями. А Гюнтер-Герхард всегда считал себя мачо. Так что von Hagens — фамилия жены. Кроме фамилии, Доктор Смерть многое чего — по обстоятельствам или вполне осознанно — позаимствовал в своей жизни. Родословную он взял у отца, бывшего эсэсовца.

Место рождения Альт-Скальден — у юго-восточной прусской провинции, ставшей ныне территорией Польши. Первые медицинские познания – в аудиториях Йенского университета. Диплом врача — в университете Гейдельберга. Тогда же, в 1977-м, увлекся исследованиями в области полимеров, чтобы почти через 20 лет основать институт пластинации.

Вот там-то и совершенствовал свое мастерство по замене органических соединений — а именно отмирающих тканей полимерными субстанциями. И снова произошла, в который уж раз, подмена понятий. Во враче и преподавателе вуза вдруг проснулся предприниматель.

Он понял, что смертью можно торговать. Что смерть может стать неожиданно востребованным товаром на рынке человеческих страстей.

БЛАГОДЕТЕЛЬ К сожалению, фон Хагенс не ошибся. Мачо со скальпелем в руках вошел в джеймсбониаду. В «Casino Royale». Премьера этого фильма состоялась в ноябре 2006 года. Эпизод посвящен демонстрации выставки «Миры тела» в Майами.

Тогда же, в ноябре 2006-го, он открыл в купленном полугодом раньше заброшенном здании фабрики по производству платков на Уферштрассе в городе Губен (Бранденбург) музей Plastinarium. Город с ничем не примечательной историей и высоким уровнем безработицы, характерным для всех новых земель ФРГ, не скрывает своих ожиданий.

Уникальный музей площадью 2500 квадратных метров, не исключено, привлечет сюда туристов, приезд которых существенно изменит состояние губенской казны. Недавняя экспозиция в Кельне, когда после скандальных газетных отзывов очередь на выставку только удлинилась, убедила отцов города не слишком капризничать.

Фон Хаген уже решил инвестировать 11 млн. евро в развитие местной экономики и трудоустроить 200 человек.

Так что мораль моралью, а подзаработать на скандальной известности Доктора Смерть можно вполне реально. Поэтому руководство города дружно закрывает глаза и предпочитает видеть не трупы с содранной кожей, а проявления уникального таланта.

ИМПЕРИЯ СМЕРТИ Метод пластинации тел — замещение жидких составляющих полимерами и превращение трупов в пластиковые мумии — изобрел, говорят, не он. Хотя есть публикации, утверждающие: Гюнтер фон Хагенс, работавший в то время в Гейдельбергском университете, запатентовал метод. Причем, не только в Германии, но и в Бельгии, Великобритании, США, Австрии и ЮАР.

Позже была подключена и Россия. Но уже в качестве поставщика. По сообщению РИА Новости, 56 трупов переправил фон Хагенсу щедрый город Новосибирск. Но, как бы там ни было, именно фон Хагенс стал вдохновенным певцом пластинации и стал основателем «империи смерти».

По данным СМИ, в частности, «Немецкой волны», «по его методу в Китае (с позволения местных властей) работает целая фабрика по производству «учебного материала». По слухам, одно время он получал из Китая тела жертв репрессий под маркировкой «Мясо животных. Не предназначено для питания!» Сейчас маэстро, по его словам, приостановил использование тел из Китая.

Аналогичный центр пластинации был создан в свое время в Киргизии. С этим центром связывалось судебное разбирательство, в ходе которого оглашались вопиющие факты. К примеру, некоторые из трупов — а всего было транспортировано в распоряжение Доктора Смерть более 30 тонн (!) тел — попадали сразу в центр пластинации, минуя судмедэкспертизу.

Нередко тела покупались по 10 долларов за труп в местах лишения свободы, уточняет «Немецкая волна». И было таковых не менее 320.

Читайте также:  Кто такой бафомет? как понять символ бафомет? значение и смысл

«Я превращаю трупы в полезные предметы. То, что я делаю, это почти бессмертие», — говорит Доктор Смерть. С этим его утверждением можно соглашаться или спорить. Как делают это сейчас жители Манчестера, где, согласно программе, выставка «Миры тела» будет действовать до конца июня.

Иллюстрации
http://www.bodyworlds.com/de/gunther_von_hagens/leben_wissenschaft.html

Источник: http://www.kontinent.org/na-miru-i-smert-krasna/

«Вам, русским, на миру и смерть красна»

Андрей Пионтковский

Три месяца уже Он мечется между двумя красными линиями (не нарваться на сокрушительные санкции и не слить Луганду). Пространство маневра неумолимо сужается.

Отчаянная попытка изменить повестку дня катастрофой «Боинга» удалась лишь частично. Придется выбирать. Большинство экспертов, людей циничных и рациональных, недоумевают, а в чем cобственно проблема? Конечно, слить Луганду.

Санкции гарантированно обрушат воровскую путиномику, вызвав острейший социально-экономический кризис.

Слив же Луганды с Донбамбве ничем вождю, на первый взгляд не угрожает. Телеакадемики доходчиво объяснят, да и уже профилактически объясняют нам, что мы одержали очередную блистательную победу над пиндосами, которые коварно хотели заманить наши войска на Украину, чтобы развязать там братоубийственную войну. Но их подлые замыслы позорно провалились.

Остатками гиркиных-бородаев займется вежливая зондеркоманда на границе РФ. Рейхсфюреру русского черного ордена СС профессору МГУ Дугину заткнут его евразийскую пасть новым щедрым грантом администрации президента. Осадочек, конечно, останется, но кто его измерит этот осадочек.

Так могут рассуждать унылые эксперты, но не человек, проведший 15 лет на ледяной вершине личной власти. Из своего экзистенциального опыта он знает, что Власть диктатора — это не рациональные расчеты, не рейтинги, не политические расклады, а некая аура, тайна, мистика, воля, через телеиспускательные каналы осеменяющая массы, дающая им оргаистическую иллюзию творческого соития с вождем.

Как симулякр большого идеологического стиля путинизм постоянно нуждается в мифологемах, легитимизирующих и по возможности романтизирующих eго бесконечное воспроизводство cебя во времени: «мочить в сортире», «встаем с колен», «cобираем исконные русские земли», «национал-предатели», «арийское племя с уникальным генетическим кодом», «Крымнаш», «кердык твоей Америке», «Русский Мир», «духовности у них нет ни ***».

Так вот практикующий диктатор в отличие от своих яйцеголовых экспертов прекрасно понимает, что слив Луганды на взлете нового духоподъемного мифа Русского Мира способен разрушить это тонкое эзотерическое тело его власти, оставив его профаническое тело наедине со скучными и безнадежными показателями стагнирующей экономики.

Одновременно лишая его того невероятного личностного пацанского драйва, той опьяняющей веры в свою богоизбранность Властелина Мира, тех высших геополитических наслаждений, которые ему, рожденному неудачником троечнику из бедной пролетарской семьи, довелось испытать в марте-апреле.

Да, слив Луганды не создает никаких немедленных угроз его правлению, но зато разрушает и в его собственных глазах и в сознании окормляемого им населения любое подобие сакральности его Власти. В России это прямой путь к сцене трогательного прощания полковника Кадаффи с возлюбленным народом.

Значит, если он останется верен себе, то перейдет другую красную черту. Это форсированный крах экономики. Изоляция от всего мира. Полномасштабная война. Расправа с национал-предателями внутри страны. Контрольный выстрел в голову России.

Но зато, какой замечательный романтический миф, продлевающий его власть, смогут залудить наши мастера культуры. Уже и заготовочку уверенный в своей долгой и счастливой жизни он им заботливо подкинул:

НАМ, РУССКИМ, НА МИРУ И СМЕРТЬ КРАСНА.

Андрей Пионтковский
kasparov.ru

Источник: http://kontinentusa.com/vam-russkim-na-miru-i-smert-krasna/

На миру и смерть красна

Что значит На миру и смерть красна? Значение На миру и смерть красна?

На миру и смерть красна

Театр имени Пушкина представил спектакль «Не от мира сего» по пьесе Александра Островского в постановке Екатерины Половцевой.

Работа над первой премьерой сезона началась еще в прошлом году. Тогда худрук театра Евгений Писарев инициировал проект «Режиссерская лаборатория», разделенный на несколько этапов. Сначала из двух сотен заявок выбрали десять, претенденты получили возможность репетировать с актерами труппы.

Из просмотренных эскизов осталось четыре, их решили превратить в полноценные спектакли и включить в репертуар. Повезло Екатерине Половцевой, взявшей малоизвестную и редко исполняемую пьесу Александра Николаевича Островского, не похожую ни на что из написанного «Колумбом Замоскворечья». «Не от мира сего» — необычный, странный, атмосферный текст.

Следы спешного письма в нем заметны, что не удивляет: свое последнее сочинение драматург завершал в период тяжкого недуга и в предчувствии конца земного пути. Закончить начатое, скорее всего, заставило обещание сделать новую пьесу для бенефиса актрисы Пелагеи Стрепетовой.

Жанр — традиционно для Островского — определен как «семейные сцены», где ощутимы трепетный автобиографический мотив прощания, сочувствие человеку, чья природа столь несовершенна, желание предостеречь от власти золотого тельца, не приносящей счастья и обращающей жизнь в суету.

История семьи, рассказанная в пьесе-завещании, проста. Волевая мать и две дочери. Старшая Ксения — богата, неизлечимо больна, ее непутевый супруг завел интрижку на стороне. Младшая — Капитолина — собирается замуж, и жених пытается «укрепить» приданое невесты имуществом ее сестры. В мозаичной пьесе то и дело рвутся сюжетные нити.

Россыпь монологов — подчас многословных и пафосных — притормаживает действие, на их кропотливую и тщательную огранку у автора, видимо, уже не хватало сил.

Влюбленная в текст Екатерина Половцева (ее отношения нельзя не заметить) рискнула переставить сцены, подсократить автора, перекроить фразы и подвинуть историю в сторону Серебряного века и театрального символизма.

«Нравственное беспокойство» ибсеновского толка, мотивы новой драмы рубежа XIX–ХХ веков с горькой правдой об убывающей на глазах жизни, пронзительном внутреннем одиночестве и глухой тоске — вот что считывается в спектакле.

Художница Александра Новоселова продумала каждый костюм до мелочей, подмостки переполнила предметами: ширмы, часы с маятником, столы, кровати, шкафы, комоды, зеркала, картины, торшер. Царство декаданса кажется намеренно неупорядоченным — мебель громоздится вне логики, хрустальные люстры бликуют на разных уровнях, одна и вовсе почти касается пола. В метафорическом антураже все сдвинуто и намекает на отсутствие благополучия в жизни героев.

Нервную, нежную Ксению играет замечательная актриса Анастасия Лебедева, поразившая виртуозным лицедейством еще в «Барабанах в ночи» по Бертольду Брехту. Вокруг нее — мистическая полутьма, сама она — белая ворона, «не от мира сего»: тонюсенькая шея, легкая походка, деликатность переживаний и глубина искренности. Не прощает мужу измену, но и не способна разлюбить, отчего душа ее тихо тает.

Зато всласть дурачится дерзкая Капитолина. Трудно поверить, что роль исполняет та же Анастасия Лебедева. Молниеносно меняя облик вместе с костюмом, актриса предстает шаржированной, резкой и взвинченной.

Отлично играет Сергей Ланбамин, чей Макар Елохов выглядит одновременно и соблазнителем, и проповедником, и искусителем.

Роль оснащена вторым планом: любуясь Ксенией, этот Мефистофель Замоскворечья стремится во что бы то ни стало разгадать ее тайну.

Молодой режиссер удивила умением работать с актерами. Каждому дан внутренний сюжет, и каждый разворачивает его, сообразуясь с общей фабулой. Многогранен муж Ксении в исполнении Алексея Воропанова: не задумываясь соврет, чтобы успокоить жену, выскажется многозначительно о том, что человек живет не для удовольствия, и убежит в оперетку к своей мамзель.

Медноволосая мамаша (Эльмира Мирэль), властно повелевающая и расчетливая, распираема презрением к людям и тяготится нереализованными возможностями. Алчность застилает глаза Жениху Владимира Моташнева. За вальяжностью прячет чувства Муругова Андрей Сухов. Всех разъедает пустота, и все пытаются скрыть ее сонмами неуклюжих рассуждений.

В мороке темного пространства и самообмана то тот, то другой старается заглянуть в себя, чтобы оторваться от земли и подальше скрыться «от мира сего». Но крылья подрезаны. Только Ксения «живет как птица»: кружится в хрупком танце, уводящем в воспоминания, когда счастье казалось возможным.

Ключевая метафора — сцена, в которой она передвигается по натянутому канату, то и дело рискуя упасть, — образ зыбкого земного пути. За ней последует и муж, и Елохов, но их манипуляции вызывают у зрителей улыбки. В спектакле много остроумных находок, как и долгих пауз, длиннот и замираний.

После финального объяснения Ксении с мужем — признаниях, проникновенных и гордых, зазвучат строки Бродского: «О как мне мил кольцеобразный дым! / Отсутствие заботы, власти. / Какое поощренье грусти…

» И расступается тьма, за шторами светят теплые московские окна, соединяя вымышленных персонажей с новыми поколениями столичных жителей, должных задуматься о быстротечности земных лет. Простив мужа, тихо умирает Ксения, но смерть ее ничего не меняет. Как делили ее капитал при жизни, так будут делить и после смерти: «Где дело о деньгах идет, там людей не жалеют».

Смотреть этот умный и стильный спектакль — удовольствие, любопытно расшифровывать символы, считывать современные аллюзии, разбирать мотивы, следить за актерскими перевоплощениями.

Далеко не все загадки режиссерской мысли удается понять — столь витиевато вьется мелодия сценического действа, приглашая зрителей порассуждать о счастье и несчастье, о страстях и равнодушии, гордости и достоинстве.

Ведь от нас самих многое зависит — во всяком случае в нашей собственной судьбе.

Источник: http://teatrpushkin.ru/articles/na-miru-i-smert-krasna

На миру и смерть красна

Что значит На миру и смерть красна? Значение На миру и смерть красна?

Страх перед смертью заложен в человеке самой природой. С этим утверждением согласится, наверное, любой современный, «цивилизованный» человек. Однако для древних смерть далеко не всегда представала в образе ужасной «старухи с косой». Для кого-то она была прекрасной девой, для кого-то — чудесным садом…

У некоторых народов и поныне сохраняется страшный обычай погребальной жертвы. Так, у некоторых каст Северной Индии практикуется сати (сутти)* — самосожжение вдовы на погребальном костре мужа, упоминание о котором есть еще в священной книге жрецов арийских племен Ригведе.

Таким образом, этому обычаю как минимум три тысячи лет.

Изначально сати считалось своего рода привилегией избранных. Его совершали лишь вдовы правителей и военачальников.

C течением времени самосожжения распространились на представителей высших каст, обозначая не только выражение преданной любви и супружеского долга, но и верность своему господину после смерти.

Иногда, на погребальный костер покойника следовало целая процессия. Так, в 1833 году вместе с телом раджи Идара были сожжены его семь жен, две наложницы, четыре служанки и слуга. Англичане, колонизовавшие Индию, запретили сати еще в 1829 году.

А в 1987 году в Индии установлена уголовная ответственность за подстрекательство к сати и даже за его совершение (если, конечно, женщина останется в живых), но количество жертв не уменьшается.

И хотя, вдова добровольно идет на самосожжение, добровольность эта часто мнимая, ибо к сати ее подталкивает фанатизм окружающих.

То, что в глазах цивилизованного человека является дикостью, для многих индусов — духовное возвышение, подвиг, традиционный способ искупить грехи или, по крайней мере, улучшить карму, чтобы меньше страдать в следующем воплощении.

Индийская арахаика поразительно напоминает обычаи наших предков.

Недаром многие исследователи усматривают ряд общих генитически родственных черт в индуистской и древней славянской культуре, а русский язык считается наиболее близким к санскриту.

 

Итак, перенесемся в события почти одинадцативековой давности.

Оказавшись в 923 году на Волге в Булгаре в качестве посла халифа Аль-Мухтадира, представитель молодой монотеистической религии мусульманин Ахмед-Ибн-Фадлан заинтересовался русским языческим погребальным обрядам. «Мне все время хотелось познакомится с этим, пока не дошла весть о смерти одного выдающегося мужа из их числа», — писал он затем в своей книге.
 

Приготовление неcчитая насыпки кургана длилось десять дней. Умершего положили в приготовленную могилу. Затем разделили его имущество на три части: треть женам и дочерям, треть на похороны и треть на поминки.

Все дальнейшее как бы воспроизводило свадебный обряд. Из числа «девушек умершего», но не из рабынь, одна соглашалась стать его женой в загробном мире.

По словам Ибн Фадлана, пока шла подготовка к проводам покойного в последний путь его «избранница» пребывал в самом благостном расположении духа: «А та веселится украшает свою голову и саму себя разного рода украшениями…» Во время подготовительного обряда девушка видела «население» загробного мира.

Ее подводили к каким-то заранее изготовленным воротам, сооруженным около будущего костра, трижды поднимали над воротами и она заглядывала в низ, во внутреннее пространство, центром которого был подготовленный к кремации покойник. Девушка что-то произносила при этом и приносила в жертву курицу.

«…Я спросил переводчика о ее действиях, а он сказал: «Она сказала в первый раз, когда ее подняли: вот вижу я своего отца и свою мать. И скзала во второй раз: Вот все мои умершие родственники сидящие. Вот я вижу своего господина сидящим в саду, а сад зелен, красив. И с ним мужи и отроки и вот он зовет меня. Так ведите меня же к нему»…

У славян при погребальном обряде «следовавшая» за мужем жена перед сожжением сама удавливалась на веревке. По-видимому, отсюда и происходит слово «вдова».

Подобные обычаи были присущи многим древним народам.

При раскопках и Южной Месопотамии в подземном склепе знатной женщины по имени Пуаби (чтение имени в древнемесопотамских надписях условно) были обнаружены воины охраны и женщины с музыкальными инструментами в руках.

Ни на одной из жертв в погребении Пуаби не было найдено следов насилия.

Вероятно, все они были или отравлены, или же пошли на смерть добровольно — согласно своим представлениям о долге, обязывавшем их сопровождать свою повелительницу в загробном мире.
 

В XVIII веке у чукчей, а также других народов Севера и мужья решались добровольно «идти» за умершими женами, кончая жизнь самоубийством.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ ВОИНА
 

У чукчей и родственных им по образу жизни народов еще в XIX веке бытовал страшный обычай умервщления немощных, больных стариков. Полагают, что в глубокой древности, когда человек вел бродячий образ жизни этот «закон» был всеобщим. Изуверская, первобытная пракика существует вплоть до настоящего времени в «медвежьих» уголках Земли; у индейцев Южной Америки, аборегенов Океании.

У коряков, якутов, гиляков, чукчей старики сами добровольно лишали себя жизни, или же просили это сделать кого-то из родных.

Какова же мотивация подобного поведения?
 

Несомненно, – вера в существование загробной жизни – лучшей, чем полная тягот и лишений жизнь земная. Но не только это. Согласно этическим представлениям первобытных народов естественная смерть в «постели» считалась недостойной настоящего мужчины-воина. Смерть на охоте, на войне, в драке – вот удел сильных и храбрых.

В МОЕЙ СМЕРТИ ПРОШУ ВИНИТЬ…
 

Добровольный уход из жизни у некоторых народов был также и способом мести. Этот обычай был настолько распространен в Китае XIX века, что даже получил название «китайская месть».

По китайским законам того времени местная администрация тщательно расследовала факт самоубийства.

Читайте также:  Что значит тату бабочка? как понять тату бабочка? значение и смысл

Виновный в доведении до самоубийства подвергался суровому наказанию, и таким образом, самоубийца «квитался» с обидчиком.

Такого рода самоубийства были и в обычае у кавказского народа хевсуров. Здесь также происходило тщательное разбирательство в том, кто виноват в смерти. В отличие от Китая, «виновного» карала не официальная власть, а род самоубийцы по законам кровной мести.

«Китайская месть» у некоторых народов основывалась и на вере в то, что дух покойного поселится в доме обидчика и будет преследовать, как виновного, так и его родственников на протяжении нескольких поколений.

Так, у полволжских народов чувашей и удмуртов «мстители» вешались на воротах того дома, которому хотели «отомстить».

Сходное поверие бытовало и у некоторых народов Индии, где подобным же образом сводили счеты с обидчиком.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЯЗЫЧНИКИ

Сельская Россия долго сохраняла многие отголоски дохристианских верований, остатки «бесовских» обычаев. Всего лишь 100-200 лет назад языческие суеверия приводили к человеческим жертвоприношениям.

 

В. Чалидзе в книге «Уголовная Россия» приводит такой пример. «В 1855 году в Новогрудском уезде во время жестокой холерной эпидемии крестьяне по совету фельдшера Козакевича заманили старуху Луцию Манькову на кладбище, втолкнули ее живой в приуготовленную могилу и засыпали землей…» Есть сведения о попытках подобных жертвоприношений в том же уезде во время эпидемий в 1831 и 1871 годах.

Подобные жертвоприношения происходили иногда и во время совершения так называемого обряда «опахивания». Он проводился крестьянками с тем, чтобы прекратить повальную болезнь скота, и зачастую, сопровождался жертвоприношением животного.

При этом, если процессия крестьянок во время обряда встречала мужчину, то его считали «смертью», против которой совершался обряд, и поэтому его били без жалости чем попало.

Всякий, завидя шествие, старался или бежать, или спрятаться из опасения быть убитым.
 

А еще раньше в XVIII столетии известны случаи самопожертвования. В случае эпидемии или иной напасти по решению крестьянского «мира» тянулся страшный жребий. Тот, кому он выпадал, нераздумывая, добровольно уходил из жизни, жертвуя собой, во благо «обчества». «На миру и смерть красна», — гласит старинная русская пословица.

Источник: http://www.vkontexte.ru/publ/psi_faktor/na_miru_i_smert_krasna/1-1-0-162

На миру и смерть красна

Что значит На миру и смерть красна? Значение На миру и смерть красна?

Я прогуливалась по торговым рядам, рассеянно обозревая прилавки.

После удачно завершенного дела меня иногда подмывает походить просто так по улицам, потолкаться в толпе, поглазеть на витрины.

Наверное, я делаю это для того, чтобы еще раз убедиться в том, что жизнь вокруг меня продолжается, несмотря ни на что.

Я жадно вдыхала горьковатый осенний воздух, медленно вышагивая по вымытому вчерашним дождем тротуару. В трещинах асфальта виднелись пожелтевшие травинки, пробившиеся толстыми пучками.

Как хорошо знать, что большинство людей живут обычной жизнью и занимаются своими маленькими, но очень важными делами — покупают, продают, назначают встречи, ходят в кино, друг к другу в гости…

Шум базара, говор толпы, грохот тележек действовали на меня почти гипнотически.

Я улыбалась людям, слово сомнамбула, иногда ловя ответные улыбки.

Вот, например, девушка в красном плаще, стоящая у стены мраморного павильона.

Она что-то шептала себе под нос, почти не обращая внимания на снующую взад и вперед толпу.

И когда ее глаза встретились с моими, она виновато улыбнулась.

А потом стала медленно оседать на землю, цепляясь руками за гладкую полированную поверхность.

Правый рукав ее плаща слегка задрался, обнажив на запястье черный кожаный браслет.

Девушка свернулась клубком возле входа в павильон кормов для животных и забилась в судорогах.

— «Скорую»! Скорее! — раздались крики.

Сквозь шеренги торговых рядов уже спешил врач в грязном белом халате и двое молодцов с носилками.

За ними не спеша следовал милиционер, слегка постукивая себе по ноге длинной дубинкой.

Нагнувшись над телом, врач вскоре медленно поднялся, обреченно махнул рукой.

Дюжие санитары уложили бездыханную девушку на носилки, закрыв ей лицо белой простыней с коричневатыми разводами, и, крякнув, отправились со своей скорбной ношей к машине «Скорой помощи».

— Сердце, наверное, — участливо вздохнула торговка пневматическим оружием.

— Или отравилась от несчастной любви, — выдвинул свою версию продавец попугайчиков.

— А почему от несчастной? — поинтересовалась любопытная торговка.

— Потому что от счастливой дети рождаются, — весело объяснил ей владелец попугаев. — Как у меня, например. Восемь детей от четырех жен!

Жизнь шла своим чередом.

— …выигрыши до десяти миллионов выплачиваются на месте! — надрывался продавец лотерейных билетов. — Не упустите свой шанс. Обогащайтесь!

На его призывы почти никто не реагировал. Изредка подходила какая-нибудь девочка после удачного шоппинга, то бишь посещения вещевого рынка, бушевавшего неподалеку, и покупала один-другой билетик на оставшиеся в кошельке тысчонки, рассчитывая, очевидно, компенсировать затраты.

В лучшем случае она выигрывала право на приобретение еще одного билета, который, конечно же, оказывался невыигрышным.

— Если вы покупаете пять билетов и не выигрываете, вам возмещаются затраты! — бодро выкрикивал лотерейщик.

— Обман трудового народа эти лотереи, — заворчала за моей спиной старушка, с трудом волочившая сумку с заморской снедью.

— Иногда люди хотят быть обманутыми, — задумчиво отозвалась я.

— Совсем нас голодом решили уморить, — не унималась старушка, толкая перед собой сумку.

— Да ты ж, бабка, на месяц вперед отоварилась! Всю потребительскую корзину закупила! — громко хохотнул парень в кепке, торговавший газетами. И еще чем-то недовольна.

— На свои ем, — огрызнулась старушка. — А ты молчи, спекулянт-кровопиец.

Как, однако, бесконечно однообразны все эти разговоры на рынках!

Все, конечно, всем недовольны, и это, в общем, нормально. Только виновников ищут разных. Одни — коммунистов, другие — демократов.

— А вы загляните в свою душу, — как бы продолжая мои мысли, произнес продавец книг, обращаясь к покупателю.

Симпатичный юноша, топчущийся у лотка с пестрыми обложками, неуверенно спросил:

— А есть у вас что-нибудь по розенкрейцерам? — Я прислушалась.

Розенкрейцеры одно время меня весьма интересовали, теперь я к ним слегка охладела, но считала, что этот материал, тем не менее, достоин пристального изучения.

— По розенкрейцерам — нет. Вот, не хотите ли приобрести новое пособие по русской йоге? С видеокассетой. А вот еще сборник афоризмов Юстаса.

Это новый пророк от этого… братства разума. Мудрые мысли и их толкования.

Продавец не хотел упускать клиента. Видя, что юноша колеблется, он открыл книжку и зачитал вслух:

— «На миру и смерть красна. В этой русской пословице на самом деле говорится о последнем духовном опыте, который предстоит человеку.

Свидетельствуя своей кончиной, вернее, переходом на иной уровень существования…»

— Да-да, спасибо, — прервал его юноша. — Я еще тут у вас посмотрю…

Мне захотелось помочь молодому человеку, и я включилась в разговор:

— Несколько лет назад выходила хорошая литература о розенкрейцерах, к сожалению, в последнее время она не переиздавалась. Но вы можете найти ее в библиотеке. Давайте, я вам продиктую…

— О, спасибо! — Юноша тут же оторвался от созерцания прилавка.

Он неловко поправил очки, то и дело сползавшие ему на нос, достал блокнотик.

— Можете позвонить мне вот по этому телефону, — предложила я, закончив диктовку и протягивая ему визитку. — Вдруг у вас возникнут какие-то вопросы.

Молодой человек взглянул на визитную карточку, потом уставился на меня и глупо улыбнулся:

— Первый раз вижу перед собой частного детектива. Да еще интересующегося розенкрейцерами.

— Не только розенкрейцерами, — усмехнулась я. — Всеми остальными людьми тоже.

— Ну да, разумеется, — смешался молодой человек. — Меня зовут Володя. Владимир Слепцов.

— Очень приятно, Татьяна, — представилась я, подавая руку.

Володя ограничился едва заметным пожатием, хотя мне почему-то вдруг показалось, что он легко может раздавить мою ладонь в своей.

— До встречи, — попрощалась я, осторожно высвобождая свою руку.

Слепцов еще раз беспомощно улыбнулся мне и направился к выходу с рынка. Через несколько минут его светлый плащ смешался с толпой.

Я слегка поежилась от налетевшего порыва ветра.

— Больно умные все стали, — безадресно констатировал продавец лотка с эзотерической литературой.

Я поняла причину его недовольства, ведь я отбила у него покупателя.

— Что у вас там за афоризмы? — вздохнула я. — Покажите-ка.

Продавец протянул мне изящно оформленную книгу в переплете с золотым тиснением.

«Братство разума» — красовалось на обложке. «Афоризмы и толкования».

Я пролистала книжку.

Ничего особенного. Так, переливание из пустого в порожнее. Общие места и многозначительный туман.

Но книгу я все-таки купила, прельстившись до смешного низкой ценой.

Более того, оказалось, что человек, купивший «Афоризмы», удостаивается еще и подарка в виде роскошного проспекта, повествующего о деятельности нового религиозно-культурного объединения.

«Как в лотерее, — подумала я. — Своеобразная компенсация за невыигрышные билеты».

Упрятав брошюрку и проспект в сумочку, я стала изучать развал на лотке и настолько увлеклась этим, что постыдно утратила бдительность.

Я вдруг почувствовала внезапную легкость на своем плече. Как будто оно освободилось от какой-то тяжести и слегка подалось вверх.

— Держи!!! Держи вор-ра!! — пронзительно закаркала худощавая женщина за соседним лотком, заваленным дешевыми драгоценностями.

Мгновенно обернувшись, я успела увидеть невысокого парнишку, шмыгнувшего за прилавки. Он что-то засовывал на бегу под свой свитерок, и это, без сомнения, была моя сумочка.

Базар всколыхнулся.

Кража в храме торговли — это оскорбление, нанесенное всем продавцам.

Хотя украли и не с прилавка, тем не менее господа мелкие лавочники возмутились до глубины души. Они были готовы ринуться вслед за вором и примерно наказать его, дабы другим неповадно было, но не могли, разумеется, оставить без присмотра свои прилавки.

Так что торговцы лишь приплясывали на месте, обмениваясь возмущенными восклицаниями.

Я ринулась вслед за малолетним воришкой, браня себя за рассеянность.

Его болоньевая курточка мелькала то у стойки с видеокассетами, то рядом с хозяйственными товарами. Мальчишка петлял как заяц, и я чувствовала себя гончей собакой, преследующей дичь.

Направляемая в нужную сторону участливыми выкриками азартных продавцов («Направо пошел!», «Вон он, у эроттоваров!», «Левее, левее бери!»), я скоро выбилась из сил.

Да и роль преследователя подобной дичи, честно говоря, была мне не по нраву. Я привыкла распутывать более заковыристые задачи.

А играть в догонялки я не люблю.

Разом осознав все это, я решила остановиться и прекратить погоню.

Поправив свернувшийся на сторону шарф и стараясь не особенно пыхтеть после незапланированной пробежки, я медленно вернулась к лотку, у которого произошло ограбление.

— Ушел? — горестно посочувствовал мне продавец. — У вас в сумочке было что-то ценное?

Я отрицательно покачала головой.

Что-то ценное было не в сумочке, а у меня на плечах. А голову, к счастью, не так-то просто оторвать.

В сумочке же лежали: потрепанная ксерокопия лицензии частного детектива, выданная Татьяне Ивановой, то есть мне; бусы из нефрита с ниткой на сто тринадцать жемчужин, по числу отметин на теле Будды; пепел белой гвоздики, сожженной на ароматической свече (предохраняет от неожиданных неприятностей и способствует активизации мысленных процессов); пятисотмиллиардная купюра бывшей Югославии, изъятая из обращения, и кроличья лапка — просто так.

Учитывая факт, что подобная история произошла со мной не впервые, я подумала: «Интересно, к каким последствиям приведет кража сумочки на этот раз?»

— Распоясалось хулиганье, — посетовал продавец. — Вот, возьмите-ка.

И он протянул мне брошюрку с афоризмами.

— Но как же вы будете отчитываться? — удивилась я, отдергивая протянутую было руку.

— А доходы с продажи этого издания не запрашиваются, — успокоил меня продавец. — Эти книжонки к нам поступают совершенно бесплатно, а мы реализуем их по бросовым ценам. Да еще и проспектики в придачу. Так что это — мой подарок вам.

— Спасибо, — с удивлением поблагодарила я продавца и, крепко держа в руках брошюрку с проспектом, неторопливо направилась к выходу.

Неподалеку от железных ворот с вытянутой аркой, там, где дрожал воздух от звуков пасадены-босановы, ревущих из киоска с аудиокассетами, толпились люди.

Из гущи народной то и дело раздавались восхищенные возгласы:

— Гляди! И не падает!

— А вдруг по ноге?

— Ко мне тоже все липнет…

— Да у него магнитный жилет!

— Gillette? С двойным лезвием и плавающими головками?

— Сам ты… с плавающей головкой. Это ж русский самородок!

Протиснувшись сквозь потертый драп и замшелый кашемир, я с удивлением обнаружила следующую картину.

Мужик лет шестидесяти пяти, седоватый, худой и очень веселый, держал две сковородки.

Но не в руках, а на своей чахлой груди.

Металлические круги казались прочно приклеенными.

Старик с бодрой улыбкой озирал удивленных зрителей, подмигивая им, словно фокусник.

«Бывает, бывает, — подумала я. — Притягивает старичок железяки, как магнит опилки. Наверняка хорошая прибавка к пенсии. Но где же шапка для сбора купюр?»

Головной убор не просматривался.

А в музыкальном киоске тем временем кукарача сменилась чарльстоном.

Народ ахал и качал головами.

— А как вы это делаете? — спросила одна женщина, задумчиво облизывая мороженое.

— Резервы человеческого организма еще не раскрыты, — с готовностью объяснил ей дед. — Человек не знает, на что он способен. — «Это уж точно, подумала я. — Хорошее начало для любого продолжения».

— И практически любой из вас, — старик обвел рукой толпу, — может почти все.

«Ай, как славно, — продолжала я комментировать про себя происходящее. — Вот сейчас он и сделает свой маленький бизнес. Интересно, что это будет? Пособие по развитию сверхнормальных способностей, изданное лет пять назад и залежавшееся на складе? Или какой-нибудь тренажер вроде магнитного колечка?»

— Приходите к нам, и вы сможете больше узнать о себе! — Старик торжественно вручил женщине красочный проспект, точно такой же, как тот, что торчал у меня под мышкой.

— Грядет эпоха Водолея! Человечество будет вынуждено отказаться от дальнейшего развития цивилизации по пути научно-технического прогресса и перейти на новый, биологический уровень.

Впереди — огромное поле для работы над собой! Приблизим будущее вместе!

«О-о, — подумала я, — да у них дело поставлено на широкую ногу.

Когда фирма отказывается от мгновенной маленькой прибыли в расчете на большую прибыль в будущем, это серьезная фирма». — Добро пожаловать в братство разума! — торжественно произнес старик, пожимая руку женщине.На его правом запястье я заметила узкий кожаный браслет черного цвета.

Точь-в-точь такой же, как и у скончавшейся полчаса назад девушки в красном плаще.

Назад: Серова Марина На миру и смерть красна
Дальше: Глава 2 ЖИВОЙ ТОВАРПоказать оглавление Скрыть оглавление

Источник: http://ogrik2.ru/b/marina-serova/na-miru-i-smert-krasna/23006/glava-1-na-miru-i-smert-krasna/1

Ссылка на основную публикацию