Что значит азер? происхождение слова азер?

Какая история у Азербайджана?

Альтернативное название страны: Азери.

В Российской империи азербайджанцы были известны под общим названием татар и/или мусульман, вместе с остальной частью тюркского населения в этой области.

Происхождение названия

Существует две теории происхождения названия страны «Азербайджан». Первая теория гласит, что это слово дословно переводится как «земля огня» (Азер, что означает «огонь», понятие относится к естественному процессу горения поверхностных залежей нефти или нефтяного топлива при пожарах на этой земле).

Вторая теория вещает, что в древности этот регион назывался Атропат, в честь губернатора, назначенного на этой земле Александром Македонским в четвертом веке до нашей эры. Топоним был использован для обозначения народности с конца 1930-х годов в советский период.

Северная часть исторического Азербайджана не являлась частью бывшего Советского Союза до 1991 года, в то время как южная часть находилась во владениях Ирана. Два азербайджанских лагеря развивалась под влиянием различных политических систем, культур и языков, но их целостность в настоящее время восстановлена.

История межэтнических отношений

Азербайджан был населен коренным народом, но в течение всей истории страны сюда приезжали жить представители других народностей. Таким образом в Азербайджане появились представители христианской, исламской веры. Здесь появились персидские, русские и турецкие народности.

Естественным путем эти народности влияли на культуру страны.

По официальным источникам изначально существовало христианское царство Кавказская я(которое не имеет отношения к Албании на Балканах) и государство Атропатена, оба этих государства считаются истоками формирования азербайджанской национальности. В результате арабских нашествий в восьмом и девятом веках страна подверглась исламизации.

Нашествия сельджуков турецкой династии ввели турецкий язык и обычаи. Начиная с тринадцатого века и далее можно найти примеры литературы и архитектуры, которые сегодня считаются важными частями национального наследия. Местная династия Ширваншахов ( правили с шестого по шестнадцатый века) оставила конкретно видимый след в истории азербайджанской истории.

Они же построили знаменитый дворец в Баку. До восемнадцатого века Азербайджан не состоял под покровительством соседних держав, и его неоднократно захватывали. В девятнадцатом веке Иран, Османская империя и Россия проявили интерес к азербайджанской земле. Россия вторглась в Азербайджан в 1828 году и поделила страну с Ираном на две равные части.

Богатые нефтяные месторождения, находящиеся в Баку, которые были открыты в середине девятнадцатого века, привлекли русских, армян и народы с запада.

Подавляющее большинство нефтяных компаний были в армянских руках, и многих азербайджанских сельских жителей, которые приехали в город, как рабочие, присоединились к социалистическому движению.

Несмотря на международную солидарность между рабочими во время забастовок (1903-1914), напряженность существовала между армянскими и азербайджанскими рабочими всегда.

Дело в том, что азербайджанцы всегда были менее квалифицированными и, таким образом, их труд хуже оплачивался. Это повлекло за собой кровавые этнические конфликты в период 1905-1918. Падение монархии в России и революционная атмосфера способствует развитию национальных движений. 28 мая 1918 года была создана независимая Азербайджанская Республика.

Красная Армия впоследствии вторглась в Баку, и в 1922 году Азербайджан стал частью Союза Советских Социалистических Республик. В ноябре 1991 года Азербайджан восстановил свою независимость; свою первую Конституцию в Азербайджан принял в ноябре 1995 года.

В начале ХХ века светские азербайджанские интеллектуалы попытались создать национальную общность с помощью политических действий, образований и их воплощения в жизнь. Идеи популизма, тюркизма и демократии были распространены в тот период очень широко.

В национальной идее Азербайджана прослеживались элементы исламских и неисламских традиций, а также европейские идеи, такие как либерализм и национализм. Идея азербайджанского народа также культивировалась в советское время.

Письменное культурное наследие и различные исторические личности в искусстве и политике призывали к независимой государственности в конце советского режима. Во время распада СССР появились антисоветские и анти-армянские настроения, которые стали главной движущей силой народных движений национального восстановления.

С конца 1980-х годов Азербайджан был в смятении. Страдания народа были взаимосвязаны с этническим конфликтом и политической нестабильностью. Армяне поднимали вопрос о независимости от Азербайджана несколько раз с 1964 года, и эти требования стали более настойчивыми в конце 1980 года.

Армения поддержала обособление нагорно-карабахской территории, откуда было изгнано около 200 тысяч азербайджанцев в этот период. Примерно в то же время случались погромы в отношении армян в Сумгаите (1988) и Баку (1990), и более 200 000 армян впоследствии покинули страну.

Нагорно-карабахский конфликт перерос в затяжную войну, и зверства с обеих сторон не прекращались вплоть до 1994 года, когда апогеем всего стало массовое убийство в селе Ходжалы в 1992 году. Азербайджанцы, живущие на территории Нагорного Карабаха, были изгнаны во время войны.

Они в настоящее время являются беженцами и живут в Азербайджане. Талыш также стремился к автономии, но, несмотря на некоторое волнение народа, это не привело к обширным конфликтам. Хотя открытие границ сохранило бы экономические и культурные отношения между двумя нардами, иранские азербайджанцы до сих пор не имеют автономии.

Источник: http://travelask.ru/questions/8805-kakaya-istoriya-u-azerbaydzhana

«Историческая призма»: Как Азербайджан стал Азербайджаном. Правда расстроит армянских историков

Сегодня недруги и откровенные недоброжелатели Азербайджанской Республики, в роли которых чаще выступают армянские пропагандисты и их покровители, зациклившись на устоявшихся стереотипах в понимании базовых вопросов возникновения государств и наций, то и дело ставят вопрос о правомерности образования на территории Кавказа государства под названием Азербайджанская Республика.

Обычно эти элементы обосновывают свою точку зрения тем, что в истории Кавказа до ХХ века не было известно государство под названием  Азербайджан и народ под названием азербайджанцы. Таким образом, делается попытка модернизации истории, перенесения реалий древнего и средневекового периода истории на современные представления о государстве.

Хотелось бы напомнить этим неучам, что национальные государства являются продуктом Нового времени истории человечества.

Это период, когда в результате буржуазных революций в странах Западной Европы и Северной Америки и последовавших за ними изменений в общественно-экономических формациях и развития капиталистических отношений возникли первые нации-государства в Англии, Франции, США и т.д.

Этот процесс совпал с возникновением и централизацией государств, сложившихся на территориях с преимущественно этнически однородным населением, а сам термин «нация» приобрел здесь политический смысл — принадлежность людей к одному, «национальному», государству.

Национальные государства обычно складывались в условиях, когда формирование наций и образование государства происходило одновременно, в связи с чем политические границы чаще всего совпадали с этническими.

Данный сложный процесс развития пережил и Азербайджан. На протяжении многих веков на территории северного и южного Азербайджана существовали десятки государств, название которых чаще всего происходило от названия основавших их династий, или политического центра, вокруг которых они были созданы.

Начиная с периода ослабления арабского господства в середине IX века, образовавшиеся на его окраинах государства Азербайджана управлялись мусульманскими династиями. Исключения составляли албанские княжества в Карабахе и Зангезуре, которыми правили династии, исповедовавшие христианство.

К этому же периоду относится окончательное утверждение господства тюркского элемента в этническом составе населения Азербайджана.

До 1918 года топоним «Азербайджан» имел физико-географическое значение. Данный термин в своем развитии прошел несколько этапов.

Начало этого процесса совпало с возникновением на юге и севере страны древних государств — Атропатены и Албании.

В это же время  начался процесс формирования азербайджанского народа, окончательно завершившийся уже в период массового притока в Азербайджан новых тюркских племен в период сельджукских и монгольских завоеваний.

Принято считать, что название топонима Азербайджан происходит от персидского Атурпатакан — от имени ахеменидского сатрапа Мидии  Атропата или Атропатская Мидия. Другое её название у античных авторов — Малая Мидия.

От названия «Атурпаткан» через среднеперсидское «Адербадган» происходит современное название Азербайджан.

Географически историческая Мидия Атропатена была расположена большей частью на территории нынешнего Иранского Азербайджана, охватывая также юго-восточные районы Азербайджанской Республики.

Средневековые арабские географы толковали название Азербайджан по-другому, производя его от слов «азар» — огонь и «байкан» — хранитель, тем более что в Атропатене было действительно много зороастрийских храмов с горящими в них негасимыми огнями.

Так, например, Якут аль-Хамави писал: «Некоторые полагают, что Азар означает «огонь» на пехлевийском языке, а байган — «сторож» или «хранитель огня» и таким образом слово означает «храм огня» или «хранитель огня», что ближе к истине, ибо храмов огня в этих краях было очень много».

Накануне вторжения арабов в первой половине VII века, находясь в составе Сасанидской империи, Азербайджан как административная единица занимал территорию от Хамадана, Абхара, Занджана до Дербенда.

О том, что северная граница Азербайджана при Сасанидах доходила до Дербенда, сообщает пехлевийская надпись на стенах этого города, составленная в 553 г. сасанидским марзбаном Азербайджана Барзиншем.

Таким образом, территория Северного и Южного Азербайджана входила в состав единой административной единицы-марзбанства с центром в Ардебиле.  

После завоевания страны арабы, как и сасаниды очень часто объединяли север и юг Азербайджана в одну административную единицу и образовывали одно наместничество, именовавшееся чаще всего «Азербайджан».

В этом случае Азербайджан представлял собой большую страну, южной оконечностью которой был Хамадан, а северной — Дербенд. Арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди отмечал, что территория, к которой применялся топоним Азербайджан, расширялась и севернее Аракса.

Муганскую степь на северо-востоке включал в Азербайджан также персидский автор Ибн Хордадбех.

Азербайджанский историк XIX века Аббас Кули Ага Бакиханов связывал происхождение слова «Азербайджан» с именем знаменитого полководца Бабека, возглавлявшего восстание хуррамитов против Арабского халифата в этом регионе. Бакиханов в своём труде «Гюлистан-Ирам» писал: «Кажется, что название Азербайджан происходит от слова Азер-Бабаган, которое арабы произносят Азербабеджан, что значит: «огонь Бабека».

Как бы там ни было, огнепоклонство, сколько нам известно, получило своё начало в крае, называемом ныне Азербайджан».

Есть и другие версии. Известный азербайджанский историк, академик Играр Алиев отмечал, что хороним «Азербайджан» является закономерно измененной формой древнего Atarpatakan(a) и означал вовсе не «Страна огней», а «Атропатовская (принадлежащая Атропату земля)», также как «Лотарингия» — от имени короля Лотаря, «Узбекистан» — от имени Узбека, «Колумбия» — от имени Колумба и т. д.

По мнению же известного ираниста М.Аткин, в период Сефевидов (1501-1736) название «Азербайджан» применялось ко всем мусульманским ханствам Восточного Кавказа, а также области к югу от реки Аракс.

Согласно энциклопедии «Ираника», термин «Азербайджан» при Сефевидах (XVI-XVII вв.

) использовался для обозначения некоторых территорий к северу от Аракса, административно подчинявшихся наместникам провинции Азербайджан.

В период государства Надир шаха Афшара (1736-1747) территории Северного и Южного Азербайджана были объединены в единую административную единицу — Азербайджан.

После распада империи Надир шаха на территории данной административной единицы были созданы до двадцати малых и больших ханств, султанств, меликств.

После прихода к власти в Персии династии Каджаров (1796-1925), её территория была разделена на четыре вилайета: Азербайджан (Южный Азербайджан), Хорасан, Фарс и Керман. Обычно правителем вилайета Азербайджан был наследник престола и его резиденцией был город Тебриз.

Генеральный консул Великобритании в Персии Кит Эбботт сообщал в 1863 году, что «страна, известная персам как Азербайджан, поделена между ими и Россией, при этом последней принадлежит около пяти восьмых от общей площади, которая по грубым оценкам занимает территорию приблизительно в 80,000 квадратных миль, или примерно соответствует размеру Великобритании; таким образом, 50,000 квадратных миль — это протяженность части, принадлежащей России, и 30,000 остается за Персией».

15-20 апреля 1917 года в Баку во время заседаний съезда мусульман Кавказа были услышаны открытые требования автономного статуса для Азербайджана в составе демократической России.

Данные требования приобрели конкретное воплощение после образования в мае 1918 года Азербайджанской Демократической Республики.

Таким образом, термин «Азербайджан» впервые был использован в качестве официального названия государства и приобрел политическое значение.

А что же касается псевдонаучных умозаключений армян об истории азербайджанской государственности, то в отличие от них, азербайджанский народ на протяжение многих веков формировался в стабильном геополитическом и культурном пространстве, тогда как армяне за неимением своего государства вечно блуждали из одного государства в другое, пока твердо не осели, начиная с первой половины XIX века, на землях Северного Азербайджана, на части территории которого создали в 1918 году свое государство. Поэтому очередная армянская возня вокруг истории азербайджанской государственности полностью доказывает всю извращенность и несостоятельность их представлений о закономерностях исторического развития человеческого общества.

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана

Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram.

Источник: https://news.day.az/politics/945395.html

Что такое Азербайджан: история? Значение azerbaidjan istoriya, энциклопедия кольера

Азербайджан: история – К статье АЗЕРБАЙДЖАН

Читайте также:  Что значит непосредственный человек? как понять непосредственный?

В начале I тысячелетия до н.э. на территории Азербайджана сформировались первые государства — Мана и Мидия. В 7 в. до н.э. Мидия попала под влияние Персии и при персидском правителе Атропате называлась Мидией Атропатеной или просто Атропатеной.

Согласно одной из версий, современное название Азербайджан берет начало именно от этого названия.

Согласно другой версии, наименование страны связано с персидским словом «азер» — огонь, а Азербайджан можно перевести как «Земля огней (огнепоклонников)».

Позже территория страны входила в состав племенного объединения Кавказская Албания, существовавшего до 4 в. н.э.

С 387 н.э. до середины 7 в. Кавказская Албания находилась под властью сасанидского Ирана, а позже Арабского халифата. Арабы активно насаждали ислам, что привело к синтезу персидской светской и арабской религиозной культур. В 8-11 вв.

усиливается влияние кочевых тюркских племен, смешивающихся с местным населением и оказывающих воздействие на язык, культуру и политику государства. Персидский язык коренного населения постепенно был вытеснен тюркским диалектом, из которого со временем сформировался самостоятельный азербайджанский язык.

Процесс тюркизации был долгим и сложным; он включал несколько волн кочевников из Центральной Азии. После завоевания монголами в 13 в. Азербайджан вошел в состав государства Хулагу-хана и его преемников ильханов. В 15 в., после нашествия войск Тимура, он перешел под власть туркмен, которые основали два соперничавших государства — Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу.

Одновременно существовало азербайджанское государство Ширваншахов. В конце 15 в. Азербайджан стал оплотом местной династии Сефевидов, которая путем завоеваний и энергичной политики централизации создала новое обширное персидское государство от Сырдарьи до Евфрата.

Шах Исмаил I (годы правления 1502-1524), столицей которого был Тебриз, объявил шиизм государственной религией страны, что окончательно отдалило азербайджанцев от тюрок-сельджуков. При Сефевидах Азербайджан часто становился полем сражений в войнах между шиитской Персией и суннитской Турцией.

Из-за угрозы османских вторжений столица Сефевидов была перенесена из Тебриза в Казвин, а позже в Исфахан. Азербайджан, будучи стратегически важной провинцией, управлялся губернатором, который обычно совмещал эту должность с высшим воинским званием сепахсалара. Правление Сефевидов продолжалось до 1722; при этом государство постепенно теряло азербайджанский и приобретало персидский характер. В 1723 Турция захватила большую часть Азербайджана.

После убийства в 1747 персидского правителя Надир-шаха государство распалось. К северу от р.Аракс появилось ок. 15 самостоятельных ханств, в том числе Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Дербентское и Талышское.

Период существования ханств (вторая половина 18 в.) отмечен соперничеством Турции и Персии, политической раздробленностью и междоусобицами, облегчившим российское проникновение в Закавказье.

Излюбленным средством расширения российского влияния было заключение договоров, по которым местные правители становились вассалами России. Вызов этому процессу был брошен Персией, усилившейся при шахской династии Каджаров. Результатом стали две русско-персидские войны: 1804-1813 и 1826-1828.

Первая окончилась Гюлистанским миром (1813), по которому к России отошли Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Кубинское, Дербентское, Бакинское и Талышское ханства, а также Западная Грузия (Имеретия и Абхазия) и Дагестан.

Вторая война, в которой Россия также одержала победу, завершилась Туркманчайским миром (1828), по которому к России отошли два крупных ханства: Нахичеванское и Эриванское. Туркманчайский мир завершил раздел Азербайджана по р.Аракс.

Революция 1905 в России пробудила политическую жизнь Азербайджана, сопровождавшуюся появлением политических организаций и свободной прессы. Из политических организаций, возникших после революции 1905, дольше всех просуществовала и имела больше всего приверженцев партия «Мусават».

Основанная нелегально в 1911, она быстро увеличила свою численность после свержения царизма в России в 1917. Важнейшими составляющими мусаватистской идеологии были светский национализм и федерализм (азербайджанская автономия в рамках более крупного государства).

Правая и левая фракции партии расходились по ряду вопросов, в частности по земельной реформе. Лидером партии был склонявшийся к левым М.Э.Расулзаде.

Источник: http://ZnachenieSlova.ru/slovar/collier/azerbaidjan-istoriya

АЗЕРБАЙДЖАН

АЗЕРБАЙДЖАН В начале I тысячелетия до н.э. на территории Азербайджана сформировались первые государства — Мана и Мидия. В 7 в. до н.э.

Мидия попала под влияние Персии и при персидском правителе Атропате называлась Мидией Атропатеной или просто Атропатеной. Согласно одной из версий, современное название Азербайджан берет начало именно от этого названия.

Согласно другой версии, наименование страны связано с персидским словом «азер» — огонь, а Азербайджан можно перевести как «Земля огней (огнепоклонников)».

Позже территория страны входила в состав племенного объединения Кавказская Албания, существовавшего до 4 в. н.э.

С 387 н.э. до середины 7 в. Кавказская Албания находилась под властью сасанидского Ирана, а позже Арабского халифата. Арабы активно насаждали ислам, что привело к синтезу персидской светской и арабской религиозной культур. В 8-11 вв.

усиливается влияние кочевых тюркских племен, смешивающихся с местным населением и оказывающих воздействие на язык, культуру и политику государства. Персидский язык коренного населения постепенно был вытеснен тюркским диалектом, из которого со временем сформировался самостоятельный азербайджанский язык.

Процесс тюркизации был долгим и сложным; он включал несколько волн кочевников из Центральной Азии. После завоевания монголами в 13 в. Азербайджан вошел в состав государства Хулагу-хана и его преемников ильханов. В 15 в., после нашествия войск Тимура, он перешел под власть туркмен, которые основали два соперничавших государства — Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу.

Одновременно существовало азербайджанское государство Ширваншахов. В конце 15 в. Азербайджан стал оплотом местной династии Сефевидов, которая путем завоеваний и энергичной политики централизации создала новое обширное персидское государство от Сырдарьи до Евфрата.

Шах Исмаил I (годы правления 1502-1524), столицей которого был Тебриз, объявил шиизм государственной религией страны, что окончательно отдалило азербайджанцев от тюрок-сельджуков. При Сефевидах Азербайджан часто становился полем сражений в войнах между шиитской Персией и суннитской Турцией.

Из-за угрозы османских вторжений столица Сефевидов была перенесена из Тебриза в Казвин, а позже в Исфахан. Азербайджан, будучи стратегически важной провинцией, управлялся губернатором, который обычно совмещал эту должность с высшим воинским званием сепахсалара. Правление Сефевидов продолжалось до 1722; при этом государство постепенно теряло азербайджанский и приобретало персидский характер. В 1723 Турция захватила большую часть Азербайджана.

После убийства в 1747 персидского правителя Надир-шаха государство распалось. К северу от р.Аракс появилось ок. 15 самостоятельных ханств, в том числе Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Дербентское и Талышское.

Период существования ханств (вторая половина 18 в.) отмечен соперничеством Турции и Персии, политической раздробленностью и междоусобицами, облегчившим российское проникновение в Закавказье.

Излюбленным средством расширения российского влияния было заключение договоров, по которым местные правители становились вассалами России. Вызов этому процессу был брошен Персией, усилившейся при шахской династии Каджаров. Результатом стали две русско-персидские войны: 1804-1813 и 1826-1828.

Первая окончилась Гюлистанским миром (1813), по которому к России отошли Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Кубинское, Дербентское, Бакинское и Талышское ханства, а также Западная Грузия (Имеретия и Абхазия) и Дагестан.

Вторая война, в которой Россия также одержала победу, завершилась Туркманчайским миром (1828), по которому к России отошли два крупных ханства: Нахичеванское и Эриванское. Туркманчайский мир завершил раздел Азербайджана по р.Аракс.

Революция 1905 в России пробудила политическую жизнь Азербайджана, сопровождавшуюся появлением политических организаций и свободной прессы. Из политических организаций, возникших после революции 1905, дольше всех просуществовала и имела больше всего приверженцев партия «Мусават».

Основанная нелегально в 1911, она быстро увеличила свою численность после свержения царизма в России в 1917. Важнейшими составляющими мусаватистской идеологии были светский национализм и федерализм (азербайджанская автономия в рамках более крупного государства).

Правая и левая фракции партии расходились по ряду вопросов, в частности по земельной реформе. Лидером партии был склонявшийся к левым М.Э.Расулзаде.

См. также:

АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ — А. ПЕРВАЯ НЕЗАВИСИМАЯ РЕСПУБЛИКА

АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ — Б. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ — В. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ — Г. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Источник: https://slovar-vocab.com/russian/colier-vocab/azerbaydjan-1200176.html

Этимология слова «Арцах»

На протяжении долгого времени армяне, изменяя названия оккупированных территорий, пытаются стереть из памяти народа историю, содержащуюся в истинных названиях тех краев.

Даже слова истинно тюркско-азербайджанского происхождения пытаются преподнести миру как армянские.

Одним из таких слов является топоним «Арсак», который не имеет к хаям (армянам) никакого отношения, что многократно уже было доказано, пишет ученый Кямран Рустамов в статье «Этимология слова «Арцах».

Помпей Трог выдвинул мысль, что «Происхождение Арсага не известно». Открывший всему миру язык памятников Орхон-Енисей датский ученый М.Томсен повторяет эту же мысль об асах. В.В.Бартольд называет асов «не тюрками», а Л.Н.Гумилёв называет их «таинственным народом».

Присутствие в названиях континентов, стран и морей – Азия, Кавказ, Азов, частицы слова ас/аз уже доказывает то, что в свое время Асы считались одним из величественных народов мира.

Присутствие корня «ас» в древних и современных наименованиях рек, морей и гор – Астрахань, Астара, Асны (село, река, племя, гора – Шарурский район), таких топонимов как Ос/Ош (Киргизия, Франция, Венгрия и др.) — доказательство того, что асы имели много адресов во многих странах.

В различных местах – в Венгрии, Чувашии, можно заметить плотность топонимов связанных с асами – Эсы, Оссы, Асы, Ашеры/Асеры, которая является дошедшей до наших времен памятью о великом прошлом асов.

В далекой Японии существуют названия городов, рек, морей Асахи (белые Асы), которые привлекают внимание как фонетические варианты слов асак/акас. Автор XIX века Иван Шопен также указывает на наличие на Кавказе рек, гор и морей, в названиях которых присутствует Ас, и называет асахов (белых асов) истинными владыками здешних мест. Автор объясняет значение слова ас как «всадник».

Таким образом, раскрытие тайны происхождения слова «сак», присутствующего в слове Арсак, от слова «асак», позволяет пролить свет на многие топонимы, этнотопонимы и антротопонимы.

 Соответствующий стиль записи фактов памятников Орхон-Енисей (V-IX века) о видоизменении «Асака» в «сак», и «сака» в «Асак» надо воспринимать как одну из загадок истории… На языке памятников Орхон-Енисей есть этнонимы начинающиеся при чтении исключительно с буквы А, но существующие как внутритекстовая транскрипция.

Последний из этих образцов – кс, был транскриптирован античными, нетюркскими авторами не в истинной форме «кас» (каспии), а без звука «а», что увело ученых от толкования историй об «акасах», к «абстрактным племенам» «касов» судьба и смысл которых не известны. Потому Геродот писал о них так: «Касы – давно вымерший, исчезнувший народ».

В пример можно привести тюркские эпонимы и этнонимы, указанные в древних и средневековых источниках, и до сих пор обладающие неизвестным смыслом – кун (гунн), бун, сибун, баск, сер, серик (Серики), Керр (ийа) и др.

Все эти слова раскрывают свой истинный смысл и значение после добавления буквы «а» – акун (акхун – белые юноши – белые гунны, эбун – 10 эбов, асибун – дома он асов) самые древние тюркоязычные жители Кавказа: эбас ак (саки) – эб-эв (дом)–родина белых асов (Кавказ), асер-азер, асерик (Асерики) – Вторые мужчины асы, Акер-Ийа-(Кавказ) – «Белые храбрецы». Все эти примеры доказывают, что «сак» в истории существовало как «асак». В произведении «Страбо» в V веке до н.э. встречается имя иранского шаха Ксерекса и название области на эрмэн-тюркской земле Ксерсана. Произношение «Акаса» как «кс» встречается и в этих словах. Оно сильно изменило название этих тюркских образцов. Согласно древнетюркскому алфавиту ак асер акас… (Повелитель белых Асов) и Акас эр ак ас он… (Повелитель белых он асов) означали титулы и должности, относящиеся к тысячелетиям до н.э. Древние тюркские края «Улу гак ас эр эли» и «Кичиг ак ас эр эли» («эль» – значит страна), вероятно, являются древними названиями «Большой Мидии» и «Малой Мидии». Эти названия сохранились до наших дней в алжирских и марокканских топонимах «Эл Ксар аль Кябир» и «Эл ксар аль-Сагир».

Рум (Турция) «Эрон». Согласно особенностям древнетюркского алфавита это слово произносится в тексте как (Рон) рун. Слово состоит из двух частей – «эр» и «он». Использованию числа Он (десять) в качестве слова «ун» есть много примеров: Унагеб – Родина он Ага – большой владыка – белый храбрец Марв-ов, Каркун-ов.

Значит «Эрон» означает Родина он храбрецов. В тысячелетиях до н.э. тюркские-ас племена были пронумерованы от 1 до 1000 и дальше. В этом смысле, Эрон в транскрипции нетюркских авторов отображен (без э) как «Рун». На Кавказе имеется информация об Арагон и Алазон (эр, ак, он, и он) Аз он – Он азах и племенах Он.

Замена окончания н®м в конце слова «Рун» характерно для тюркского языка раннего периода. М.Кашгари (XI век) пишет о заменах произношении гурун–гурум, богун–богум: «Этот закон является особенностью тюркских языков. Я считаю это «Новым тюркским».

Читайте также:  Что значит околофутбола на сленге? как понять околофутбола?

Но и некоторые простые люди гыпчагов и других племен разговаривают также».

РАГ. Согласно заметкам «Страбо», после восстановления, город называемый греками «Европ», парфийцами называется «Арсак». Согласно вышеуказанным особенностям тюркского языка это слово есть Эрак (Арак) «белые храбрецы», и письменная форма этого слова греческими авторами была транскриптована не как Эрак (Арак), а в неправильной форме Раг (к®г).

Форма произношения этого слова на языке древних (за сто и тысячи лет до н.э.) тюркских племен отражена в названиях притока Куры «Арак», а также в названии города Мидии «Раг» (истинное название Эрак – «место белых храбрецов»).

Связанные с именами «Эраков» (Арак), названия племен, областей и личностей Акар (нания), Акар (наны) свидетельствуют о наличии постоянной родины эрсаков не только на территории Кавказа, но и за его пределами.

Ягут Хамави (XII-XIII века) сообщает, что город Мидии Раг Известный Ибн Хордабехду под названием «Эр-Рей» (близ Тегерана) был завоеван Халифом Омаром и в 1220-м году — уничтожен монголами.

Становится ясно, что название государства «Ирак», которое иракские туркмены и сегодня произносят как «Эраг», связано с «акерами» и арабы произносили его как «Эраг».

Надо отметить, что название нынешнего Ирана произошло от слова Ирон (на гыпчагском: храбрецы оны) появилось таким способом и является словом исконно тюркского происхождения, на сегодня сформировалось как Иран. Стоит также добавить, что топоним Ирони на Кавказе (Грузия) также подтверждает это.

https://www.youtube.com/watch?v=lN4WwiPaHRk

Ван (Турция) «Эбон». Значение этого слова связанного с названием племени Он эв (десять домов) означает дом – родина Онасов.

Древние названия городов, краев, поселений и гор Ион, Элеон (Ил он, Эл он) и такие топонимы как Арагон (эр ак он – десять белых храбрецов) являются историческим доказательством того, что он ас эры (сакские храбрецы) являются коренными жителями на Ближнем Востоке, Малой Азии и других местах. Замены б®ф, е®а, а®о в названиях гор, а также полуострова Афон (Афос) во Фракии – дом «Онов» (дом он асов) одного происхождения с «Боном». Транскрипция «эбона» без звука Э привела к появлению названия страны и озера «Ван». Такого рода исторические и современные названия Арбун, Оркун (река Орхон), Крун, Карун, Аскеран, Шабран (Сабран) и другие названия краев, областей связаны с ас аками (саками), а также отражают понятие Эрсак.

Из всего вышесказанного становится ясно, что слово Эрсак по происхождению и смыслу является однокоренным с приставкой Эр, которая есть в начале слов Эрсары, Эртогрул, Эрдахан, Эрдебиль, Эраз (Араз), Эрзурум, Эрак (Эрах), и является исконно тюркским словом…

… Разумеется, у вторгнувшихся на Кавказ чужеземцев нет исторического или морального права на обладание землями Карабаха, название которого произошло от слова «Эр асак» – Эрсак (Арсак), означающего «Дом белых ас эров» (огузов), и всех территорий связанных с этим именем.

Minval.az

Источник: https://azru.org/etimologiya-slova-artsah/

ФАКТЫ: Кто и когда впервые упомянул топоним «Азербайджан»

БАКУ / Новости-Азербайджан. Режим советской власти, в силу своей антитюркской направленности, старался вытравить из памяти азербайджанцев идею об их тюркских корнях и происхождении.

Именно по этой причине в мире начали принимать ужасную историческую ложь о том, что якобы азербайджанского народа и Азербайджана до 1936 года не существовало и вовсе.

После Сталина эстафету по уничтожению азербайджанской истории приняла и успешно несет по сей день армянская диаспора по всему миру.

Именно по этой причине российский комментатор на ТВ в 2014 году в период Зимних Олимпийских игр в Сочи, когда выходила азербайджанская делегация на парад сборных, умудрился выдать такую фразу: «Азербайджан — молодое государство с молодой историей»…

В настоящее время аналогичные ляпы все больше и больше появляются в социальных сетях и в медиа-пространстве. В связи с этим Новости-Азербайджан, ссылаясь на исторические факты, представляет краткую информацию о том, где на самом деле берут начало азербайджанские корни и собственно само слово «Азербайджан».

По словам заведующего отделом перевода и информации Института рукописей имени М.

Физули НАНА, президента Азербайджанской ассоциации историков медицины, доктора исторических и биологических наук Фарида Алекперли, в подкрепление ложного утверждения, что «азербайджанского народа в прошлом не существовало», определенные люди часто приводят тот факт, что 500 лет назад термин «азербайджанцы» употреблялся историками и летописцами крайне редко.

Тюрки Азербайджана, именуемые сегодня азербайджанцами, издавна живут и созидают на этой земле.

Именно предки современных азербайджанцев создали такие могущественные государства, как империи Сельджуков, атабеков Азербайджана, Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов, государства Авшаров и Каджаров.

Они, героические предки Азербайджана, сотни лет контролировали обширные пространства Ближнего, Переднего Востока и Центральной Азии, протянувшиеся от междуречья Тигра и Евфрата до знойных пустынь Афганистана.

Тюрки Азербайджана также сыграли великую роль в политической, культурной жизни огромного региона. Достаточно сказать, что именно азербайджанские города Тебриз, Нахичевань, Шемаха и Гянджа долгое время были столицами огромных империй и политическими центрами мусульманского мира.

Достаточно отметить, что сотни строк своих произведений посвятили тюркам Азербайджана такие знаменитые средневековые авторы, как Якут аль-Хамави, Истахри, Рашидаддин, Хамдуллах Казвини, Искендер Мюнши и др. Все они утверждают, что Азербайджан — великая тюркская страна, очаг цивилизации на Переднем Востоке.

Исторические факты

Абсурдное утверждение о том, что до 1918 года Азербайджан якобы никогда не существовал как отдельное независимое государство, убедительно опровергается как древними, так и средневековыми источниками. В IV веке до н.э.

страна под названием «Азербайджан» возникла именно как независимое государство на обломках Ахеменидской империи.

В то время это независимое государство было известно грекам под названием «Атропатена», от которого и происходит современное название «Азербайджан».

В XII-XIII веках существовало обширное и могущественное государство под названием «государство атабеков Азербайджана», покорившее многие сопредельные территории Южного Кавказа, Ирана и Ирака. Например, арабский историк XII века Якут аль-Хамави отмечает:

Описывая города Азербайджана, Якут отмечает:

Надо заметить, что Якут называет Азербайджан не просто «страной», а «государством», а речь идет о XII веке.

В средние века государства во всем мире именовались, в основном, по именам правящих династий. В средневековом Азербайджане это были государства Ширваншахов, Атабеков Азербайджана, Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов и т.д.

В средние века территория Азербайджана была населена преимущественно тюрками, в силу чего Азербайджан был известен соседям как тюркское государство. Вот эти тюрки Азербайджана — сельджуки, огузы, туркманы, каракоюнлу, аккоюнлу, кызылбаши и т.д.

, о которых писали практически все историки и географы средневековья, и являются основными предками современных азербайджанцев, передавшими нам по наследству свой тюркский язык, этноним «тюрк», тюркское самосознание и культуру.

Поэтому утверждение о том, что народа, создавшего великие империи Востока, до 1936 года не существовало, абсурдно и способно вызвать лишь снисходительную улыбку…

Подготовил Али МАМЕДОВ

Источник: http://novosti.az/azerbaijan/3389.html

Азербайджан — страна огней. Справка

БАКУ, 5 марта – «Новости-Азербайджан».  Этимология названия «Азербайджан» имеет древнее происхождение. Известно, что большинство населения, проживающего на этой территории еще до нашей эры, являлись огнепоклонниками.

Так, согласно одной версии, название произошло от слова «Азер», что означает огонь, пламя. Согласно другой версии, название страны происходит от сочетания слов «аз» и «эр», употреблявшихся в древние времена на территории Азербайджана.

В тюркских языках слово «аз» имеет такие значения, как «хорошее чаяние», «удачная судьба», а «эр (храбрый) мужчина», «сын храбреца», «хранитель огня».

Время сохранило для нас многие археологические и архитектурные памятники древности. Каменные эпитафии, рукописи, дошедшие до нас из глубины веков ковровые узоры о многом скажут тем, кто умеет, а главное хочет их читать.

Азербайджан — страна древней культуры и традиций.

Переселившиеся сюда огузские племена на протяжении веков на этой территории ассимилизировались с местным населением, имевшем глубокие культурные корни и, в свою очередь, обогатили эту культуру общетюркскими традициями. Талант и творческое наследие нашего народа олицетворены в «Китаби-Деде Горгуд», «Огузнаме», «Кёроглу» и многих других эпических памятниках.

Эта благодатная, щедрая и ласковая земля была колыбелью многих мыслителей, философов, ученых, поэтов, архитекторов, музыкантов, художников. По преданию Зардушт (Зороастр) появился на свет на этой земле.

Азербайджанская земля подарила человечеству таких гениев, как Низами Гянджеви, Хагани Ширвани, Бахманяр, Насими, Фюзули, Насираддин Туси, Шах Исмаил Хатаи, Молла Панах Вагиф, А.Бакиханов, М.Ф.Ахундов, М.А.Сабир, Дж.Мамедкулизаде, Гусейн Джавид, Дж.

Джаббарлы, Самед Вургун, Алиага Вахид, Расул Рза.

https://www.youtube.com/watch?v=TsqXRKQJ0vk

Живописная природа родной страны нашла свое отражение в художественных полотнах Саттара Бахлулзаде, Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Микаила Абдуллаева и других талантливых мастеров кисти.

Наша музыка, мугамы вдохновили таких выдающихся композиторов, как Узеир Гаджибеков, Муслим Магомаев, Кара Караев, Фикрет Амиров, Ниязи, Ариф Меликов на сочинение произведений, сегодня звучащих во всем мире, подарили нам таких певцов, обладающих волшебным, чарующим голосом, как Бюльбюль, Рашид Бейбутов.

Знаменитые азербайджанские ковры словно вобрали в себя все цвета, краски природы, все нашу богатую историю. Сегодня они, подобно волшебным коврам, не зная границ времени и пространства, доходят до самых дальних стран.

Во многих музеях мира хранятся образцы декоративного искусства, созданные азербайджанскими мастерами по металлу, керамике, шелку и дереву.

Наука и просвещение Азербайджана имеют многовековую историю. Учрежденный в 1919-ом году Бакинский Государственный Университет, институты созданной в 1945-ом году Академии Наук Азербайджана сыграли исключительную роль в развитии науки, образования и культуры в республике и дали миру плеяду известных ученых в различных областях.

Десятки вузов и техникумов, тысячи школ, колледжей и лицеев — вот панорама системы образования сегодняшнего Азербайджана.

Одной из проблем, решаемых учеными республики, является защита и сохранение экологии Каспийского моря, различных регионов Азербайджана. Благодаря усилиям ученых созданы десятки заповедников — Гызылагачский, Ширванский, Закатальский, Аггельский, Гирканский и др.

На протяжении десятилетий промышленность страны представляли нефтедобыча, химическая промышленность, металлургия, машиностроение, а сельское хозяйство — хлопководство, виноградарство, овощеводство и животноводство.

Если уподоблять экономику Азербайджана живому организму, то можно сказать, что по его «жилам» течет нефть. Добыча нефти и горючего газа сделала это место знаменитым еще с древних времен.

Азербайджан известен еще с древности своими горящими очагами, атешгяхами (храмами огня). На Абшероне имеется место, называемое Янардаг (горящая гора). В Нахчыване, Кяльбаджаре, Лянкяране, Бабадаге … из земли вытекают горячие воды.

В Сураханах имеется вечно горящий и никогда не гаснущий Атешгях (храм огня). На протяжении веков из дальних стран мира огнепоклонники, даже жрецы из Индии, приезжали на Абшерон поклониться огню и свою главную молельню создали здесь — в Сураханском Атешгяхе (храме огня).

И сегодня говоря «Азербайджан» перед глазами появляется его основное богатство — нефть. Нефть не только богатство, но и слава.

В далекие времена из дальних стран приезжали в этот край за жидкостью со специфическим запахом и цветом. На протяжении тысячелетий, наполненную в бурдюки нефть возили верблюжьими караванами на Восток, Запад.

Вывозимой из Азербайджана нефтью пользовались не только для освещения, но и как ценным лекарством против многих болезней.

Начиная с XIX века, в связи с развитием промышленности во всем мире потребность в нефти неуклонно росла. Нефть из бытового топлива превращалась в орудие политики. А в ХХ веке нефтяная политика выходит на мировой уровень. В нефтедобывающих странах появляется специальная нефтяная стратегия.

Сегодня в азербайджанском секторе Каспийского моря успешно осуществляются крупные энергетические, нефтяные и газовые проекты.

Азербайджан превратился в государство, первым освоившее мощный энергетический потенциал Каспийского моря и формирующее качественно новую экономическую модель в развитии региона, играющую важную роль в Прикаспийском и Кавказском регионе в расширении политических и торговых связей между Европой и Азией, в развитии Кавказского транспортного коридора, в реализации проектов мирового значения.

Несмотря на военную агрессию Армении против Азербайджана и на ее тяжелые последствия (Армения оккупировала Нагорный Карабах и 7 районов, расположенных вне ее административных границ.

Из 8 миллионов населения страны 1 миллион являются беженцами и вынужденными переселенцами) наша страна, мобилизовав весь свой потенциал, добилась больших успехов на пути демократического развития.

Азербайджан, успешно преодолевая трудности, уверенно идет к созданию правового, светского государства и формированию гражданского общества.

В настоящее время Азербайджан является членом таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация безопасности и Содружества в Европе (ОБСЕ), Совет Европы (СЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), ГУАМ, Организация Исламской Конференции (ОИК), Организация Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС), Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС), активно сотрудничает с Европейским Союзом, НАТО, Международным Валютным Фондом, Европейским Банком Реконструкции и Развития, Исламским Банком Развития и другими организациями, присоединяется к новым и новым коллективным документам и международным договорам.

Читайте также:  Что значит сонбэ в корее? как понять слово сонбэ? значение и смысл

www.azerbaijan.az

Источник: https://ru.sputnik.az/news/20080305/42192545.html

Значимая роль татов в жизни Азербайджана

Г.САЛАЕВ

В Азербайджане проживает большое количество людей различных национальностей. Кроме азербайджанцев — коренного населения нашей страны, в Азербайджане живут лезгины, русские, армяне и другие.

Но, наряду с ними в нашей стране живут коренные, но малочисленные народности, такие, как таты, талыши, курды, народности Шахдагского региона и многие другие. В этот раз речь пойдет о татах.

Ниже приводится краткий обзор нескольких сайтов о татах и статьи историка Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Эльшана Мустафаева, в которой он обобщил научные знания об этом народе на основе многочисленных трудов наших ученых.

С древних времен территорию Азербайджана населяли различные племена, этнические группы, которые отличались вероисповеданием, языком, культурой, но при этом тесно соприкасались друг с другом, и в результате исторического развития составили ядро азербайджанского народа.Эти этнические группы в течение длительного отрезка времени настолько слились друг с другом, что в настоящее время невозможно отделить их друг от друга.

Видный историк Джахангир Зейналоглу в начале ХХ века в своей книге «Краткая история Азербайджана» так описывал формирование азербайджанского народа: «С древнейших времен таты, талыши, лезгины, в дальнейшем такие народности, как арабы, курды, слились с местными тюрками, и, таким образом, образовался новый тюркский народ, то есть азербайджанские тюрки».

Видный ученый, профессор Гамаршах Джавадов писал, что среди ираноязычных этносов Азербайджана таты занимают важное место. Своими традициями, этническими особенностями, национальной и духовной культурой, а также другими этнографическими особенностями этот этнос считается самым близким, а во многих чертах составляет единство с азербайджанцами.

Таты — один из древнейших народов Ближнего и Среднего Востока, историческая территория которых расположена на центральной и восточной части нынешней Азербайджанской Республики и северо-западе Ирана.

Небольшое количество татов проживает также в Дагестане. Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с эпохой империи Ахеменидов (558-330 г. до н. э.).

Однако более обширная информация об этом относится уже к временам Сасанидов (III-VII вв. н. э.), царя Хосрова Ануширвана.

Тогда для укрепления своих владений в Закавказье, защиты от северных соседей в этот регион переселялись иранцы, строились города и крепости вблизи от перевалов, часть из которых сохранилась и поныне. Это Исмаиллинский район и Хызы, происходящие от названий округов Лагиджан и Хузистан в Иране.

Эту же мысль о переселенцах персов в Закавказье подтверждает и «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», упоминая их переселение в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и Губинский уезд, а также в Южный Дагестан.

В этом же источнике также отмечается, что «таты были выведены в разное время из Персии в подвластные ей некогда закавказские прикаспийские провинции для борьбы с северными народами.

Таты исповедуют мусульманскую религию шиитского толка…».

Известный азербайджанский историк М.Г.Велили-Бахарлы писал: «…Таты являются остатками тех древних парсов, которых Сасаниды (309-381 годы) перевели сюда из южной и юго-западной Персии (Исфагана, Табаристана, Лахиджана и проч.) и поселили во всем Восточном Азербайджане — в Каспийских Воротах для защиты северных границ Персии от вторжения кочевых тюркских народностей».

Того же мнения придерживается и другой видный историк Рашид Исмаилов. В период 438-531 годов были построены «длинные стены» у реки Гильгильчай (Шабранская стена) и горы Беш-Бармак, такие города, как Бейлаган, Барда, Лайзан (совр. Лахидж) и т.д.

, которые были заселены выходцами из исторической провинции Парс на юго-западе Ирана, а также из северо-западных Дейлема и Гиляна. Наряду с ними сюда переселялись и персоязычные евреи.

В дальнейшем началось еще более грандиозное строительство в Девечинском, Губинском, Шамахинском, Исмаиллинском районах, в Баку и на Абшеронском полуострове».

По месту проживания таты делятся на три группы: парсы, лохиджи и даглы. Термин «парси» вплоть до настоящего времени используется татами Абшерона — пос. Балаханы, Сураханы как самоназвание, и как обозначение татского языка. Лохиджи — это жители татского селения Лагич-Исмаилинском района, они именуют себя по названию своего села.

Даглы(«горцы») — так именуют себя таты Хызинского и частично Девечинского и Сиязаньского районов Азербайджана.

Основным языком Закавказья (исторического Ширвана и Арана) того времени был среднеперсидский язык (пехлеви), государственной религией — зороастризм. После завоевания Закавказья арабами и исламизации зороастрийского населения наряду с пехлеви стал использоваться и арабский язык.

Начавший складываться с того времени новоперсидский язык не только не потерял своей значимости, но и стал языком впоследствии всемирно известной персоязычной изящной поэзии, на нем писали бессмертные корифеи Низами, Хагани, Мехсети и многие другие.

Интересно, что персидский язык на протяжении столетий являлся господствующим языком Закавказья.

После того, как Закавказье перешло под влияние России в ХIХ веке, одним из стремлений царских властей было ослабление идентификации закавказских мусульман с Ираном, что видимо и послужило тому, что с этого момента началось постепенное вытеснение фарси и местных иранских языков из активного использования.

С распространением иудаизма на территории Сасанидского Ирана, некоторые племена татов из зороастризма перешли в иудаизм.

Этотаты Губа- Хачмазского региона современного Азербайджана и южных районов Дагестана, они и сегодня исповедуют иудаизм.

Незначительная часть татов в период распространения христианства на Кавказе приняла эту веру, и по сей день среди татов небольшая община является христианской.

С ликвидацией албанской и возрастанием влияния григорианской церкви на Кавказе, эта община татов приняла григорианскую ветвь христианства.

Следует отметить, что таты-григорианцы после начала армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта покинули Азербайджан, уехав в основном в Армению и Россию.

И хотя религиозная разобщенность татов в какой-то степени послужила причиной расчленения этого единого народа, в сущности, они считаются единым этносом.

Таты относятся к индоевропейской языковой группе народов, имеют свою самобытную культуру и язык.

Татский язык считается искаженным говором фарси, представляя собою одно из новоперсидских наречий, и имеет два диалекта, которые сложились в соответствии с историческим разделением татов по вероисповеданию на мусульман и иудеев. Татско-еврейский диалект является одним из литературных языков Дагестана.

Татская письменность до 1929 года была на основе арабской по 1938 год — на латинской графике, затем на основе русского алфавита.

Среди татов-иудеев также использовалась ивритская письменность, на основе которой среди них развивался литературный татский язык. Таты-мусульмане же лишены литературного языка.

Уже давно поставлен вопрос о выработке литературного языка для татов, а тем самым и вопрос о том, каким путем должна пойти в дальнейшем выработка единого литературного языка татов.

По утвердившемуся в науке мнению, происхождение слова «тат» не имеет этнического характера. Этим термином тюрки обозначали оседлое ираноязычное население Азербайджана.

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» об этом говорится следующее: «название тат, кажется, не есть собственно обозначение известного народа,… а является лишь определением его образа жизни и социального положения: и это название тюркские кочевые племена давали всем порабощенным ими народам, ведшим оседлый образ жизни». Об этом свидетельствует также и само название некоторых групп татского населения. Так, например, жители абшеронских селений Балаханы и Сураханы называют себя парсами, а жители селения Лагич в Исмаиллинском районе — лохудж. Аналогично думает и М.Г.Велили-Бахарлы: «..это слово имеет значение «подданного» живущего у вельможи.

В книге «Народы Кавказа» указывается, что «по переписи 1926 года татов насчитывалось 28443, а по переписи 1959 года — 11 тысяч.

Обе цифры можно считать лишь относительно верными, так как и процесс ассимиляции татов протекал весьма интенсивно, и многие из тех, чьи отцы и деды лет 50-100 назад считали себя татами, при переписях назвали себя азербайджанцами».

Там же отмечалось, что «еще задолго до присоединения Азербайджана к России начался процесс этнокультурного сближения татов с азербайджанцами. Этот процесс протекал более интенсивно после присоединения Азербайджана к России».

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о численности татов пишется следующее: «Число их доходит до 135 тысяч». По сведениям «Свода статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г.

» (Тифлис, 1893), таты составляли почти половину — 49% мусульманского населения Бакинского, 24% населения Гейчайского и 36% населения Губинского уездов… В вышеуказанном источнике отмечается, что в целом в Азербайджане проживали 119663 (или 11% общего мусульманского населения) татов, 68564 (или 57%) из которых являлись шиитами, а 51099 (43%) — сунниты.

Как указывает историк А.Юнусов в своей статье «Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 г.)», «при завоевании Россией г. Баку, в начале XIX века все население города (8 тыс. чел.) составляли таты». Это официальный результат первой переписи местного населения царскими властями.

В «Кавказском календаре» за 1894 г. указывается, что всего на территории Азербайджана указали свою этническую принадлежность как тат — 94979 (из них мусульман — 87456, иудеев — 6914 и армяно-григорян — 575) и еще 11484 лиц назвали себя персами.

Да и топонимы этих регионов явно свидетельствуют этому факту. В топонимике Абшерона наличествует довольно сильный иранский пласт. Топонимы Баку, Бильгях, Забрат, Бюлбуля, Рамана, Бузовна, Масазыр, Джорат, Мардакан, Новханы, Сураханы, Балаханы, Нардаран, Дигях, Горадил, Хырдалан, Шаган, Сиязан и др.

относятся к иранской лексике, как и само название Абшерон.

По сведениям А.К.Бакиханова, писавшего в 40-х годах XIX в., за исключением шести селений, говорящих на тюркском языке, остальные селения Абшерона (более 30) говорили на татском языке.

Но сегодня в результате длительного процесса ассимиляции ираноязычного населения региона ситуация кажется совершенно иной. Г.Гейбуллаев по этому поводу пишет: «Процесс ассимиляции татов со стороны тюркоязычных азербайджанцев усилился с начала ХХ века».

Если в 1931 г. было зафиксировано 60,5 тыс. татов, то уже в 1989 г. их количество сократилось до 10 тыс. Десять лет спустя, в 1999 г. лишь 10,9 тыс. чел. признали себя татами.

Однако фактически, за исключением некоторых населенных пунктов или же отдельных семей, в настоящее время татский язык практически вымер или же потерял то свое место, которым владел еще 100-150 лет назад.

Ассимиляция в этнографическом понимании — это слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Однако к концу прошлого века в период возрождения национального и этнического самосознания народов бывшего СССР были попытки возродить этнокультуру персоязычных татов.

Так, для изучения и развития татского языка в конце 80-х гг. прошлого века сформировалась группа единомышленников, и 14 декабря 1990 г.

на коллегии Министерства юстиции Азербайджанской Республики было утверждено общество «Азери».

Цели и задачи общества обсуждались на совещаниях отдела национальных отношений Совета министров, Азербайджанского культурного фонда: сохранить и развить татский язык; готовить учителей и обучать языку взрослое население; изучать историю и этнографию; осуществлять культурно-просветительскую работу.

Была утверждена программа изучения татского языка в 1-5-м классах районных школ на основе гонагкендского диалекта. К настоящему моменту на татском языке опубликованы букварь и учебник для 3-го класса, сборник сказок и образцы фольклора.

Как известно, в Азербайджане татский язык официального статуса не имеет.

В целом данная тенденция ассимиляции характерна не только татам, и не только этническим меньшинствам нашей страны, но и всего мира. Как отмечают специалисты, к концу столетия может исчезнуть до 40% языков мира.

С таким утверждением выступают британские исследователи. Произойдет это потому, что 80% населения мира говорит на английском, русском и китайском, не оставляя шансов на выживание более мелким собратьям.

При этом «живые» языки исчезают быстрее, чем представители живой природы на планете.

Каждые две недели человечество лишается одного наречия. А вместе с языком уходит в историю связанная с ним культура.

Однако для возрождения татского языка и этнокультуры можно предпринять шаги как изучение всех сохранившихся татских говоров; документирование современного состояния языка, включая создание компьютерных аудиозаписей речи живых носителей языка и создания на их основе единого литературного языка. В Институте востоковедения НАНА и на кафедре иранской филологии БГУ можно ввести татский язык как предмет исследования и изучения.

Татский язык в соответствии с Конституцией Республики Дагестан в 1994 г. признан государственным языком наряду с русским и всеми другими языками Дагестана. В Дагестане он преподается как предмет в начальной и средней школе. На татском языке издаются учебная и художественная литература, еженедельная республиканская газета, ограниченно осуществляются радио и телевещание, функционирует театр.

Независимо от этнической принадлежности, таты в национальном самосознании идентифицируют себя именно как азербайджанцы и играют значимую роль в жизни страны, они служили и служат Азербайджану как истинные патриоты и азербайджанцы.

Источник: http://ru.echo.az/?p=62695

Ссылка на основную публикацию